Рассмотрим категории, которые являются признаками расстройств психики в период младенчества, детства и подросткового возраста

AXIS I (направление 1)

  1. Расстройства нарушения поведения:
  • а) Синдром дефицита внимания и гиперактивность
  • б) Расстройство поведения (неспособность к контролю поведения, агрессия)
  • в) Вызывающее-оппозиционное расстройство (игнорирование требований взрослых, непослушание)
  1. Тревожное расстройство у детей и подростков
  • а) Синдром разлуки
  • б) Избегающее расстройство (социальная фобия)
  • в) Язвенное расстройство (у лиц с язвенной болезнью желудка имеется определенный психологический профиль)
  1. Расстройства пищевого поведения:
  • а) Нервная анорексия
  • б) Нервная булимия
  • в) Парорексия (тяга к употреблению несъедобного)
  • г) Расстройство приема пищи в младенчестве
  • д) Расстройство пищевого поведения NOS (аббревиатура NOS – not otherwise specified в переводе означает «не указано иное» и используется для случаев, которые не вписываются в другие конкретные категории)
  1. Расстройства элиминации:
  • а) Функциональный энкопрезис (диарея)
  • б) Функциональный энурез
  1. Расстройства речи, не классифицируемые в других рубриках:
  • а) Беспорядочная речь
  • б) Заикание
  1. Другие расстройства младенчества, детства и подросткового возраста:
  • а) Избирательный мутизм (отказ говорить при полной сохранности речевого аппарата)
  • б) Расстройство личности (носит системный характер и имеет ряд симптомов)
  • в) Реактивное расстройство привязанности (отсутствие эмоциональной связи между ребенком и родителем или опекуном)
  • г) Стереотипное двигательное расстройство (не имеющие смысла повторяющиеся движения) 
  • д) Недифференцированное расстройство с дефицитом внимания

AXIS II (направление 2) Расстройства развития

  1. Умственная отсталость
  1. Широко распространённые расстройства:
  • а) Расстройство аутического спектра
  • б) Широко распространённые расстройства NOS
  1. Специфические расстройства развития
  • а) Расстройства академических навыков
  • б) Расстройство речевых навыков
  • в) Расстройство моторных навыков

Данная таблица является американским классификатором оценки психопатологий детского возраста. Выпущена в 1987 году. Часть диагностических категорий DSMIIIсогласно исследованию (Rutter & Tuma, 1988) показали низкую достоверность. В то же время для диагностики СДВГ система DSMIIIявляется приемлемо высокой. С 2013 года по сегодняшний день действует пятая переработанная версия системы DSM-5. Подробнее о системах диагностики DSM можно узнать тут.   

 Оригинальная статья: E. Mavis Hetherington, Ross D. Parke – The biological bases of behavior. Child Psychology. A contemporary viewpoint. Fourth edition, 1993

Автор перевода: Золотухина Мария Сергеевна

Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна

Источник изображения: unsplash.com

Ключевые слова: психопатология развития ребенка, гиперактивность, агрессия у детей, девиантное поведение, норма поведения детей, отклонения в поведении ребенка, воспитание детей,  как должен себя вести ребенок, отклонение в развитии ребенка, расстройство психики у ребенка, признаки расстройства психики у ребенка

Оставайтесь в курсе и на facebook