Рассмотрим категории, которые являются признаками расстройств психики в период младенчества, детства и подросткового возраста
AXIS I (направление 1)
- Расстройства нарушения поведения:
- а) Синдром дефицита внимания и гиперактивность
- б) Расстройство поведения (неспособность к контролю поведения, агрессия)
- в) Вызывающее-оппозиционное расстройство (игнорирование требований взрослых, непослушание)
- Тревожное расстройство у детей и подростков
- а) Синдром разлуки
- б) Избегающее расстройство (социальная фобия)
- в) Язвенное расстройство (у лиц с язвенной болезнью желудка имеется определенный психологический профиль)
- Расстройства пищевого поведения:
- а) Нервная анорексия
- б) Нервная булимия
- в) Парорексия (тяга к употреблению несъедобного)
- г) Расстройство приема пищи в младенчестве
- д) Расстройство пищевого поведения NOS (аббревиатура NOS – not otherwise specified в переводе означает «не указано иное» и используется для случаев, которые не вписываются в другие конкретные категории)
- Расстройства элиминации:
- а) Функциональный энкопрезис (диарея)
- б) Функциональный энурез
- Расстройства речи, не классифицируемые в других рубриках:
- а) Беспорядочная речь
- б) Заикание
- Другие расстройства младенчества, детства и подросткового возраста:
- а) Избирательный мутизм (отказ говорить при полной сохранности речевого аппарата)
- б) Расстройство личности (носит системный характер и имеет ряд симптомов)
- в) Реактивное расстройство привязанности (отсутствие эмоциональной связи между ребенком и родителем или опекуном)
- г) Стереотипное двигательное расстройство (не имеющие смысла повторяющиеся движения)
- д) Недифференцированное расстройство с дефицитом внимания
AXIS II (направление 2) Расстройства развития
- Умственная отсталость
- Широко распространённые расстройства:
- а) Расстройство аутического спектра
- б) Широко распространённые расстройства NOS
- Специфические расстройства развития
- а) Расстройства академических навыков
- б) Расстройство речевых навыков
- в) Расстройство моторных навыков
Данная таблица является американским классификатором оценки психопатологий детского возраста. Выпущена в 1987 году. Часть диагностических категорий DSM—III—R согласно исследованию (Rutter & Tuma, 1988) показали низкую достоверность. В то же время для диагностики СДВГ система DSM—III—R является приемлемо высокой. С 2013 года по сегодняшний день действует пятая переработанная версия системы DSM-5. Подробнее о системах диагностики DSM можно узнать тут.
Оригинальная статья: E. Mavis Hetherington, Ross D. Parke – The biological bases of behavior. Child Psychology. A contemporary viewpoint. Fourth edition, 1993
Автор перевода: Золотухина Мария Сергеевна
Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна
Источник изображения: unsplash.com
Ключевые слова: психопатология развития ребенка, гиперактивность, агрессия у детей, девиантное поведение, норма поведения детей, отклонения в поведении ребенка, воспитание детей, как должен себя вести ребенок, отклонение в развитии ребенка, расстройство психики у ребенка, признаки расстройства психики у ребенка
Прочитав статью, мне стало интересно, что именно в категории «признаки расстройства детей» попало расстройство пищевого поведения. Я так понимаю, что рпп развивается в основном в подростковом возрасте, когда начинается пубертатный период и формирование ребёнка как личности. Так же, не думала, что существует отказ говорить при полном сохранении речевого аппарата (избирательный мутим), могу только предположить, что ребёнок делает это неосознанно скорее всего. Да и не думала что простое непослушание, тоже может являться растройством. Но больше всего вызывает вниманий расстройство речевых навыков, так как в повседневной жизни часто слышу от знакомых, что ребёнку пора говорить, а он не может. Вот теперь как раз и есть пища для размышлений, так как это возможен избирательный мутизм, о котором я узнала из статьи.
Статья интересная. Раньше думала, что такие расстройства как отказ от речи и гиперактивность, это больше нервные болезни, чем психологические. Возможно присутствует тонкая грань и опытный специалист должен определить, что влияет на такое расстройство. Пока ещё проще давать ребёнку лекарства и надеяться на то, что это расстройство пройдёт, чем докапываться до сути проблемы. А еще проще сказать: у меня больной ребёнок, чем принять тот факт, что ребёнок отзеркаливает родителей. Важно не только знать, что бывают такие расстройства, но и понимать как они появляются.