Обучение психологии онлайн
Воронежский Институт Психологии >

В цикле статей, посвященном детским психопатологиям, мы неоднократно обсуждали, что диагностика ненормального поведения ребенка весьма проблематична и требует многостороннего подхода. Единого мнения относительно классификации и правильной оценки психопатологии среди специалистов нет.

Долгое время психологические расстройства взрослых и детей классифицировались по схожей схеме (Achenbach, 1990). Вдобавок к этому, аномальное поведение детей исследовалось гораздо реже, чем у взрослых. Ирония состоит в том, что в большинстве психологических теорий состояние взрослого во многом оценивается именно исходя из его детского опыта, а не наоборот.  Получается, что в классификаторах не было учтено то, что детство первично, а взросление вторично. Эту узость взглядов напоминают средневековые портреты, на которых дети изображались в пропорциях и одеждах взрослых людей. Однако, сегодня взгляд на диагностику поменялся. Современные специалисты понимают, что ребенка нельзя рассматривать по тем же параметрам, что и взрослого человека не только со стороны физиологии, но и со стороны психологии.

Одними из последних разработок в сфере оценки и классификации детских психопатологий являются два метода:

  1. Диагностический подход
  2. Метод рейтинговой шкалы

Диагностический подход уходит своими корнями в медицинскую традицию. В медицине диагноз полезен в двух случаях. Если он передает информацию о причине расстройства и помогает определить конкретный метод лечения. На сегодняшний день классификация диагностического подхода в сфере психопатологии детей находится в зачаточном состоянии. Лишь немногие категории расстройств являются достаточно обоснованными, чтобы утверждать, какова их причина и как их лечить. В настоящее время диагностическая классификация систем основана, в первую очередь, на описании. То есть проблемы, характеризующиеся сходными моделями поведения, беспокоящими мыслями или чувствами, классифицируются вместе в различные диагностические категории.

В 1952 году американская психиатрическая ассоциация (APA) одобрила широко используемую и наиболее известную во всем мире диагностическую классификационную систему психопатологий DSM (Diagnostic and Statistical Manual of mental disorders). За 67 лет существования система претерпела пять модификаций. Количество диагностических категорий по мере существования системы росло. DSM-I  в 1952 году имел всего две диагностические категории, которые должны были применяться исключительно для детей. DSM-II опубликованный в 1968 году содержал уже семь общих категорий, применяемых к детям. DSM-III 1980-го года имел в своем списке больше тридцати различных диагнозов. С 2013 года по сегодняшний день действует пятая переработанная версия системы DSM-5.  В его список вошло много нового: нейрокогнитивные расстройства (NCD), патологическое накопительство, синдром беспокойных ног, предменструальное дисфорическое расстройство, компульсивное переедание и многое другое. Эксперты также включили постоянное чувство раздражительности главным симптомом биполярного аффективного расстройства в детском возрасте. Дискуссии на эту тему длились более 10 лет из-за расхождения взглядов специалистов по данному вопросу. В целом, не все психиатры одинаково смотрят на систему DSM. Одни утверждают, что возросшее количество диагнозов является показателем интереса к психологическим расстройствам и это хороший шаг как для науки, так и для помощи детям. С другой стороны, система регулярно подвергается критике со стороны психиатров.

Возьмем, к примеру, DSM-III-R, которая использовалась в период 1987-1994 годов. По мнению врачей, ее самая большая проблема заключалась в том, что многие из диагностических категорий, которые она содержала, были ненадежны. Надежность является первым испытанием любой системы классификации. Без надежности ни одна система не может быть действительной и достоверной. Диагностическая достоверность – это мера того, как часто два или несколько клиницистов приходят к одному и тому же диагнозу ребенка.  Невозможно предоставить качественные данные, к примеру, о детской депрессии, если даже два специалиста не могут договориться о наличии или отсутствии депрессии у ребенка. Исследование (Cantwell et al., 1979) показало, что в отношении депрессии у ребенка клиницистам удается договориться только в 40% случаев. Это значительно ниже того, что считается приемлемым уровнем диагностической достоверности. В остальных 60% дело обстоит так, что психолог Смит предположит у Дженнифер депрессию, а  психолог Джонс отнесет состояние девочки к норме подросткового возраста. Чтобы проиллюстрировать важность надежности представим себе следующую аналогию: считалось бы приемлемой нормой, если бы два врача не соглашались 6 раз из 10 о наличии опухоли головного мозга у пациента? Надежность диагноза определяется согласно принципу пользы. Если от диагноза нет пользы, то он имеет мало значения. Часть диагностических категорий DSM-III-R показали низкую достоверность (Rutter & Tuma, 1988). Они никак не проясняли картину происходящего и схему лечения. В то же время для некоторых видов патологий система DSM-III-R является приемлемо высокой. Например, для диагностики СДВГ.

Система DSM-III-R является пятым изданием из восьми существующих. Последующие издания так же подвергались критике и недоверию в профессиональных кругах. Например, Лорен Мошер, издание врач и профессор психиатрии, высказал  свое мнение в интервью о DSM-IV : «Это скорее политический, чем научный документ, приносящий прибыль, несмотря на все нестыковки, присутствующие в нем».

Альтернативой традиционным методам диагностики является эмпирический подход или метод рейтинговой шкалы (Achenbach & Edelbrock, 1978; Achenbach 1990). Оценка поведения ребенка оценивается взрослыми. Обычно это учитель и родители. Затем производится статистический анализ полученных данных.

Между классификациями, полученными диагностическими и эмпирическими методами существуют и различия, и совпадения (Achenbach 1990). Они тесно пересекаются и во многом согласуются при диагностике депрессии, расстройства личности и тревожности. Данное явление носит название «широкополосная диагностика» (broad-band diagnoses). В следующей статье по тематике детских психопатологий мы рассмотрим явление широкополосной диагностики в психологии и психиатрии подробнее.

Оригинальная статья: E. Mavis Hetherington, Ross D. Parke – The biological bases of behavior. Child Psychology. A contemporary viewpoint. Fourth edition, 1993

Автор перевода: Золотухина Мария Сергеевна

Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна

Источник изображения: unsplash.com

Ключевые слова: психопатология развития ребенка, гиперактивность, агрессия у детей, аутизм у детей, признаки аутизма, сдвг признаки, депрессия у детей, как понять что с ребенком что-то не так, депрессия у детей, почему разные врачи говорят разный диагноз, псиблог психопатология развития

48790cookie-checkКлассификация психопатологии детей