ИИ уже давно превзошел человека в когнитивных вопросах, которые когда-то считались высшими дисциплинами человеческого интеллекта, такими как игры в шахматы или го. Некоторые даже считают, что он превосходит человека в навыках эмпатии. Это не просто рекламные заявления компаний: эмпирические исследования показывают, что люди воспринимают ChatGPT в определенных ситуациях в больнице как более эмпатичного, чем медицинский персонал. Значит ли это, что ИИ действительно способен сопереживать?
Определение эмпатии
Будучи философом с психологическим образованием, я определяю подлинную эмпатию в соответствии с тремя критериями:
— Конгруэнтность чувств: благодаря эмпатии человек сопереживает и чувствует, каково это — испытывать эмоции другого в конкретной ситуации. Это отличает эмпатию от простого рационального понимания эмоций.
— Асимметрия: человек, испытывающий эмпатию, чувствует эмоцию только потому, что ее испытывает другой человек, и она более уместна в ситуации другого, чем в его собственной. По этой причине эмпатия — это не просто общая эмоция, как, например, общая радость родителей по поводу успехов их отпрысков, где условие асимметрии не выполняется.
— Осознание другого: необходимо хотя бы зачаточное понимание того, что эмпатия связана с чувствами другого человека. Это объясняет разницу между эмпатией и эмоциональным заражением, которое происходит, когда человек заражается каким-то чувством или эмоцией, как простудой. Это происходит, например, когда дети начинают плакать, увидев, как плачет другой ребенок.
ИИ Эмпат или психопат?
Исходя из этого определения, становится ясно, что искусственные системы не могут испытывать эмпатию. Они не знают, каково это — чувствовать что-либо. Это означает, что они не могут выполнить условие конгруэнтности. Следовательно, вопрос о том, соответствует ли то, что они чувствуют, условию асимметрии и осознанию другого, даже не возникает. Что могут делать искусственные системы, так это распознавать эмоции, будь то по выражению лица, голосовым сигналам, физиологическим паттернам или аффективным значениям. Они могут имитировать эмпатическое поведение с помощью речи или других способов эмоционального выражения.
Таким образом, искусственные системы демонстрируют сходство с тем, что здравый смысл называет психопатом. Несмотря на неспособность к эмпатии, психопаты способны распознавать эмоции по объективным признакам, имитировать эмпатию и использовать эту способность в манипулятивных целях. В отличие от психопатов, искусственные системы не ставят перед собой подобные цели сами, а лишь выполняют задачи, заложенные разработчиками. Так называемый эмпатический ИИ часто должен заставить нас вести себя желаемым образом, например, не расстраиваться за рулем, учиться с большей мотивацией, работать продуктивно, покупать определенный товар или голосовать за определенного политического кандидата. Но разве не все зависит от того, насколько хороши цели, для которых используется имитирующий эмпатию ИИ?
ИИ, имитирующий эмпатию, в контексте ухода и психотерапии
Возьмем уход и психотерапию, которые направлены на поддержание благополучия людей. Вы можете подумать, что использование эмпатийно-симулирующего ИИ в этих областях, безусловно, хорошо. Разве они не станут прекрасными сиделками и компаньонами для пожилых людей, любящими партнерами для инвалидов или идеальными психотерапевтами, которые могут быть доступны 24 часа в сутки 7 дней в неделю?
Такие вопросы в конечном итоге касаются того, что значит быть человеком. Достаточно ли одинокому, старому или психически нездоровому человеку проецировать эмоции на артефакт, лишенный чувств, или важно, чтобы человек испытывал признание себя и своих страданий в межличностных отношениях?
Уважение или техника?
С этической точки зрения, вопрос уважения заключается в том, есть ли кто-то, кто эмпатически признает потребности и страдания человека как таковые. Лишая человека признания со стороны другого субъекта, с ним, нуждающимся в уходе, дружеском общении или психотерапии, обращаются как с простым объектом, поскольку в конечном итоге это основано на предположении, что не имеет значения, действительно ли кто-то выслушивает человека. У них нет моральных притязаний на то, что их чувства, потребности и страдания воспринимаются кем-то, кто действительно может их понять. Использование искусственного интеллекта, имитирующего эмпатию, в уходе и психотерапии — это, в конечном счете, еще один случай технологического растворизма, то есть наивного предположения, что для каждой проблемы, включая одиночество и психические проблемы, существует технологическое решение. Передача этих проблем искусственным системам мешает нам увидеть социальные причины одиночества и психических расстройств в более широком контексте общества.
Кроме того, создание искусственных систем, которые будут выглядеть как кто-то или что-то, испытывающее эмоции и сопереживающее, означает, что такие устройства всегда будут иметь манипулятивный характер, потому что они обращаются к очень подсознательным механизмам антропоморфизации. Этот факт используется в коммерческих приложениях, чтобы заставить пользователей разблокировать платный премиум-уровень, либо клиенты платят своими данными. Обе эти практики особенно проблематичны для уязвимых групп, о которых здесь идет речь. Даже люди, не принадлежащие к уязвимым группам и прекрасно понимающие, что у искусственной системы нет чувств, все равно будут реагировать на нее эмпатически, как если бы они у нее были.
Эмпатия к искусственным системам — слишком человеческое явление
Хорошо изучен феномен, когда люди реагируют с эмпатией на искусственные системы, которые демонстрируют определенные человеческие или животные характеристики. Этот процесс в значительной степени основан на перцептивных механизмах, не доступных сознанию. Восприятие признака того, что другой человек испытывает определенное чувство, вызывает у наблюдателя соответствующую эмоцию. Таким знаком может быть типичное поведенческое проявление эмоции, выражение лица или событие, которое обычно вызывает определенное переживание. Данные МРТ-сканирования мозга показывают, что те же нейронные структуры активизируются, когда люди испытывают эмпатию к роботам.
Хотя эмпатия, возможно, не является строго необходимым условием морали, она играет важную роль. По этой причине наша эмпатия по отношению к человекоподобным (или животноподобным) роботам накладывает, по крайней мере, косвенные моральные ограничения на то, как мы должны обращаться с этими машинами. Морально неправильно привычно обращаться с роботами, вызывающими эмпатию, поскольку это негативно сказывается на нашей способности чувствовать эмпатию, которая является важным источником моральных суждений, мотивации и развития.
Означает ли это, что мы должны создать лигу защиты прав роботов? Это было бы преждевременно, поскольку роботы сами по себе не имеют моральных претензий. Эмпатия к роботам имеет лишь косвенное моральное значение из-за ее влияния на человеческую мораль. Однако нам следует тщательно продумать, нужны ли нам роботы, имитирующие и вызывающие эмпатию у человека, и в каких областях, поскольку в случае их повсеместного распространения мы рискуем исказить или даже разрушить наши социальные практики.
Оригинальная статья: Catrin Misselhorn – ‘Empathetic’ AI has more to do with psychopathy than emotional intelligence – but that doesn’t mean we can treat machines cruelly, February 2024
Перевод: Остренко Анна Александровна
Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна
Источник изображения: unsplash.com
Ключевые слова: психология, семья, отношения, волнение, социальная психология, отказ, праздники, вечеринки, друзья, новые исследования
Из статьи я узнала о трёх важных качествах эмпатии:
— конгруэнтность чувств,
— ассиметрия чувств,
— осознание чувств другого.
Согласна с мнением автора, что применение ИИ в таких сферах, как поддержка и психологическая помощь, не соответствует морали. К примеру, престарелому человеку ИИ заменит сиделку и собеседника, если ему такой действительно необходим для облегчения состояния. Однако это может лишить нуждающегося реальной психологической помощи. Как можно облегчить состояние человека, если не разделять с ним его чувств. Машина не способна быть эмпатичной, так на это способен лишь живой организм, обладающий сознанием. Эмоции доступны человеку и проявляются на биологическом уровне. Соответственно и эмпатия возможна только в условиях биологии и наличии сознания. Машина такими характеристикам не обладает. Соответственно, что попытка использования ИИ в качестве собеседника приведёт к возникновению иллюзии живого общения, к искажения своих же ощущений. Что может негативно отразиться на психическом и физическом здоровье человека.
Спасибо за статью! В ней я узнала о том, что искусственый интеллект превосходит человека не только в техничком плане, но даже и в эмпатийном. В начале статьи данное высказывание меня удивило тем, что на мой взгляд в человеке есть свобода чувств, он может испытывать и проникаться различными эмоциями и состояниями других людей. Дальше уже после опеределения эмпатии и раскрытия, что всё таки включает в себя ИИ, мне стало спокойней. Меня впечатлило, что психопаты способны распознавать эмоции по объективным признакам, имитировать эмпатию и использовать эту способность в манипулятивных целях.И это очередной раз подчеркнуло, что отличие ИИ от психопата в том, что в ИИ уже заложено, что нужно делать при опереденных состояниях и обращений к нему и он не способен сделать специально, как например психопат, который может использовать эмоции в своих же интересах. Я познакомилась с критерерями, которые входят в понятие эмпатии-это такие критерии как, конгруэнтность чувств: благодаря эмпатии человек сопереживает и чувствует; асимметрия: человек, испытывающий эмпатию, чувствует эмоцию только потому, что ее испытывает другой человек, и она более уместна в ситуации другого, чем в его собственной;Осознание другого: необходимо хотя бы зачаточное понимание того, что эмпатия связана с чувствами другого человека. В профессиональном плане, я замечаю разницу своего уровня эмпатии благодаря практическим занятиям в институте. На какой-то из школ, Вячеслав Михайлович говорил, что нужно уметь ставить перед собой невидимый экранчик, который как раз будет разделять эмоции. Для меня это было сложно понять, и как раз в статье было описано, что важно разделять, что это эмоции другого человека, и ему можно помочь их разделять, но не заражаться чужими эмоциями. В начале учебного процесса, я как раз заражалась, плохо спала, а сейчас после консультаций я уже спокойно себя чуствую и даже если поддалась чужим эмоциями, то применяю практики релаксации и ходьбы после учебы. В личном плане, с данным опытом не сталкивалась. Для меня чуждо само понимание, что роботов можно сравнить с эмпатией, ведь роботов программируют люди, ИИ — это тоже разработки людей и в них просто закладывают то, что после будет выдано «автоматически». Интерес общения человека с человеком- это непредсказуемость, как я обращаюсь к подруге, не знаю, что она мне ответит, но она может сказать мне то, что я не ожидала. В этом и интерес, на мой взгляд робот не способен раскрыть, в нем нет все таки чувств и важно, что у него нет личного опыта. Данная статья натолкнула меня на идею, что развитие технического уровня, возможностей гаджетов — это достижение. Но там где есть чувства, опора на человека — это невозможно заменить.
Спасибо за публикацию. Из прочитанного я узнала о том, что разработчики ИИ довели его до такого состояния, когда люди, находящиеся в определённых условиях могут воспринимать его как более эмпатийного, в сравнении с окружающими.
Удивительно было узнать то, что люди, благодаря перцептивным механизмам, способны испытывать эмпатию к роботам, особенно наделённым человеческими признаками или признаками животных. Факт активации соответствующих нейронных структур был подтверждем МРТ исследованиями. Что не сказать об аппоненте человека — ИИ, как наглядно видно из описания критериев эмпатии он не способен ею обладать, но при этом способен эффективно распознавать эмоции человека, имитировать эмпатическое поведение и манипулировать человеческими чувствами. Да, ИИ по этим признакам напоминает психопата. Но в отличие от психопата, мы сами создаём ИИ и только от нас (пока что) зависят области его применения, степень имитации и манипуляции.
Я увидела обеспокоенность автора статьи о влиянии общения с «высокоразвитыми» роботами на нашу способность к эмпатии, поддержании существующей морали и другие жизненные аспекты личности и общества в целом в случае повсеместного и безконтрольного применения ИИ. Что же мешает нам упорядочить его использование, сделав его действительно полезным и уместным именно там, где он так необходим? И позвольте напомнить, что использование имитаторов в сексе, уж не буду вдаваться в подробности, не приводит к исключению партнёра из отношений, но избавляет от многих других неприятных и опасных для здоровья последствий.
В конце концов можно изобрести робота, сигнализтрующего в определённые, к примеру, социальные структуры, о критическом положении человека и необходимости вмешательства в его жизнь психотерапевта и т.п.
Я считаю, что ИИ вполне можно использовать в уходе и забота за пожилыми, тяжелобольными, инвалидами в качестве помощников для их близких людей или медперсонала, в том числе с целью профилактики их выгорания. А информированность населения об особенностях ИИ, разработка и установление моральных и этических норм в отношении ИИ — это дело наших рук или мы ждём, что это сделает за нас ИИ?!
Спасибо за статью. Из прочитанного узнал о том что ИИ по мнению некоторых превзошел людей в навыках эмпатии.А так же узнал что эмпатия соответствуют трем критериям:Конгруэнтность чувств, Ассиметрия,осознание другого.То что ИИ выполняет задачи, заложенные разработчиками у меня с одной стороны вызывает восторг ,так как это большой прорыв в области психотерапии и есть переспектива в стремительно быстром оздоровлении населения. Но с другой программы ИИ интеллекта могут не очень хорошие люди использовать в своих нехороших интересах в том числе и преступно криминальном характере и старые фантастические фильмы уже не кажутся такими фантастическими.Данная статья меня укрепила в моей жизненной позиции » Все испытывайте и хорошего держитесь» тем более что связано с чем то новым и не испытанном временем.
Спасибо, за статью. В результате прочтения я познакомилась с Эмпатичный» искусственным интеллектом. Меня впечатлили идеи применения ИИ для поддержания больного, одинокого человека, психологической помощи 24/7. Теперь я знаю то, что ИИ уже давно превзошел человека в когнитивных вопросах, которые когда-то считались высшими дисциплинами человеческого интеллекта, такими как игры в шахматы или го. Я познакомилась с понятием конгруэнтность чувств- благодаря эмпатии человек сопереживает и чувствует, каково это — испытывать эмоции другого в конкретной ситуации. Это отличает эмпатию от простого рационального понимания эмоций. В профессиональном плане это дает мне понимание того, искусственные системы не могут испытывать эмпатию. Они не знают, каково это — чувствовать что-либо. В личном плане я учусь осознанию чувств другого человека, через эмпатию и учусь регулировать свою эмоциональную вовлеченность.
Благодарю за статью. Меня , если честно пугает, вся эта тема с ИИ. Я понимаю, когда человек применяет для какого-то тяжелого труда, неподвластного человеку, но простите- психология! Область где должны присутствовать чувства и сознание. Тем более когда использую ИИ для незащищенного слоя населения- это же своего рода обман! ИИ неспособны разделить эмоцию. Хотя это не факт, ниже я расскажу об одном опыте, который опровергает это.
Из статьи я узнала такие понятия как Конгруэнтность чувств. Это когда с помощью эмпатии человек не просто слушает, а сопереживает другому. Это отличает эмпатию от простого рационального понимания эмоций.
Асимметрия. Человек,испытывающий эмпатию, чувствует эмоцию только потому, что ее испытывает другой человек, просто она сейчас более уместно у другого человека.
И ещё один термин, это
Осознание другого. Эмпатия всегда связана с чувствами другого человека. Это объясняет разницу между эмпатией и эмоциональным заражением.
Ещё я узнала, что психопаты способны распознавать эмоции по объективным признакам, имитировать эмпатию и использовать эту способность в манипулятивных целях. Их сравнивают с ИИ. Но ИИ не ставят никаких целей, они пока выполняют задачи разработчиков. Но это только пока. Вспоминается фильм «Восстание машин». Есть такой эксперимент на Ютубе, когда цыпленка помещают в одно пространство с роботом. И по какой -то причине он своим намерением, он считает его своей мамой, меняет направление робота. То есть на квантовом уровне он меняет волну. Это значит, что даже робот, который состоит из атомов, частиц и т.д, он живой, значит все вокруг нас живое! Абсолютно всё. Меня этот эксперимент очень заинтересовал. Поэтому человек должен крайне ответственно относиться в созданию машин!!! Чтобы это не обернулось катастрофой для всего человечества.
Что мне дала статья? Ещё раз задумалась над тем, что человеку надо быть ближе к земле, а не хаотично создавать роботов. Мы оторваны и от земли и друг от друга, люди практически не общаются лично, не ходят с гости, не плачутся «подружкам в жилетку», как это было в моем детстве. Мало эмпатии. У человечества полно проблем и без ИИ, всё хорошо когда это под контролем.
Спасибо за интересную статью! Узнала что ИИ превзошел людей в навыках эмпатии. Так же узнала , что эмпатия соответствует трем критериям: конгруэнтность чувств, асимметрия (человек, испытывающий эмпатию, чувствует эмоцию только потому, что ее испытывает другой человек, и она более уместна в ситуации другого, чем в его собственной) и осознание другого.
ИИ не может чувствовать, а это главное условие для эмпатии, они могут имитировать эмпатическое поведение , но не более. Согласна, что ИИ можно использовать в уходе за больными людьми. Но там, где нужен человек и его чувства (например в беседе), его никто не заменит. В профессиональном плане более подробно узнала, что включает в себя эмпатия. В личном плане статья поможет в развитии эмпатии у себя.
Спасибо за статью!!!
Прочитав статью, я узнала, что подлинная эмпатия — это совокупность трех критериев: конгруэнтности, ассиметрии и осознания другого человека.
В настоящее время разработчики все больше и больше совершенствуют ИИ для использования в различных сферах деятельности человека. И возможно ИИ может стать прекрасными сиделками и компаньонами для пожилых людей и инвалидов, которые могут быть доступны 24 часа в сутки 7 дней в неделю и это будет помогать родственникам пожилых людей в уходе за ними. Я знаю людей, у которых есть больные родители, например, с деменцией, за которым приходится ухаживать и, сколько сил эмоциональных и физических они тратят, потому что им приходится совмещать уход за больными родственниками и свою работу, заботу о детях. Очень часто эти люди так сильно устают, что находятся в состоянии сильного стресса. В таких случаях ИИ мог бы помочь. Но, что касается психотерапевтической помощи людям, вряд ли это будет работать. На приёме у терапевта, мне важно, чтобы мои эмоции разделяли. И тогда мне становится легче. ИИ выполняет то, что заложено в нем программой, механически. Это можно сравнить, думаю, с людьми, живущим в больших семьях, но чувствующими себя бесконечно одиноко, потому что с ними общаются, их слушают, но не слышат, нет до них дела. А важно, чтобы услышали и разделили чувства и эмоции. Тогда возникает терапевтический эффект.
Благодарю за статью! Из неё я узнал о трех критериях, определяющих подлинную эмпатию, а именно: конгруэнтность чувств, асимметрия, осознание другого. Также я узнал о следующих механизмах: механизм антропоморфизации, т.е. перенос человеческого образа и его свойств на неодушевленные предметы; перцептивный механизм, т.е. механизм чувственного восприятия. Прочитав статью, мне сразу вспомнился фильм 2004 года «Я, робот» с Уиллом Смитом. Фильм научно-фантастический и в нём очень хорошо прослеживается эмпатия к искусственным системам. Как мы знаем многое из научной фантастики со временем воплощается в жизнь. Поэтому, действительно, следует тщательно подумать, нужны ли нам роботы, имитирующие и вызывающие эмпатию у человека?
Благодарю за статью. Из которой я смогла узнать о трех критериях определяющих эмпатию:
— конгруэнтность чувств,
— ассиметрию чувств,
— осознание чувств другого, а также, что ИИ не может чувствовать, а может только имитировать эмпатическое поведение, а в нашем современном мире , где не хватает времени на элементарное общение, это является главным условием, уметь почувствовать и разделить с кем-то свои эмоции, чувства и переживания. Но бывают конечно и исключения, случаи, когда ИИ может быть необходим, уход за людьми, которые находятся в таком тяжёлом состоянии, что эмпатия может быть и не нужной, а уход требуется регулярный. Но, прогресс остановить невозможно, и то, что ИИ вытесняет во всех, практически, сферах нашей жизни живой труд, это говорит о том, что нас ждёт большая безработица, а следовательно и голод, в ближайшее будущее. С одной стороны ИИ- это удобно, а с другой есть побочный эффект.
Спасибо за статью! Из неё я узнала, что автор определяет эмпатию в соответствии с тремя критериями: конгруэнтность чувств, ассиметрия и осознание другого. Исходя из данного определения у искусственного интеллекта не может быть эмпатии, что приводит и к отсутствию конгруэнтности. ИИ научили имитировать эмоции, что равносильно психопатии. То есть при любом раскладе человеку нужен человек, и ИИ никак не может быть сиделкой или психотерапевтом. Со стороны человека эмпатию к ИИ я считаю нормальной, так как сама, бывает, разговариваю с автомобилем, чтобы он лучше работал, могу на него обидеться или похвалить) Так же эмпатия подразумевает бережное отношение. Мне физически дискомфортно, когда какой-либо предмет сломан или испачкался.
Благодарю за статью. Я узнала, что настоящая эмпатия соответствует таким критериям, как сопереживание, разделение эмоций другого, бОльшая чувствительность к эмоции другого, связь с эмоциями другого.
Для себя я отметила, что искусственные системы не могут испытывать эмпатию так как не знают, что значит чувствовать. Поэтому они не могут выполнить условие конгруэнтности. Искусственные системы могут лишь распознавать эмоции по выражению лица, голосовым сигналам, физиологическим паттернам или аффективным значениям.
Интересный факт, что это соотносимо с психопатией.
В личном плане могу сказать, что как бы робот не проявлял «симпатию», это вряд ли заменит разделение эмоций с живым человеком. При общении каждый так или иначе чувствует другого. То, что ещё называют «энергетикой».
На эту тему уже создана компьютерная игра «Детроит: Стать человеком», которая поднимает вопросы моральной составляющей роботов. Например, защитит ли робот-няня ребёнка от гнева отца в обход заданного ей программирования; или будет ли робот-полицейский спасать невиновного подсудимого. Вероятно, и в реальном мире отношение к ИИ и роботам будет меняться.
Из статьи я узнала, что некоторые люди считают, что искусственный интеллект превосходит человека в навыках эмпатии. Я редко где сталкивалась с ИИ и поэтому для меня эти заявления стали удивительными, т.к. до прочтения статьи ИИ был для меня просто машиной. Также в статье я познакомилась с определением эмпатии с точки зрения автора статьи и в него входят такие критерии как: конгруэнтность чувств, асимметрия и осознание другого. Оказывается, искусственные системы могут распознавать эмоции по выражению лица, голосовым сигналам, физиологическим паттернам или аффективным значениям и тем самым имитировать эмпатическое поведение с помощью речи или других способов эмоционального выражения. Что самое интересное, такое поведение приравнивается к психопатам, которые способны распознавать эмоции по объективным признакам, имитировать эмпатию и использовать эту способность в манипулятивных целях. Читая о том, достаточно ли использование искусственного интеллекта, имитирующего эмпатию, для того чтобы человек не чувствовал себя одиноким и в психотерапии, я вспомнила фильм «изгой», на том моменте, когда герой создал себе друга в виде футбольного мяча, дал ему имя и общался с ним, как с приятелем. Ему это помогало и он, благодаря этому, чувствовал себя в компании. Хотя, при этом я прекрасно понимаю, что передача эмоциональных проблем искусственным системам мешает нам увидеть социальные причины одиночества и психических расстройств в более широком контексте общества. Из статьи я также узнала, что морально неправильно обращаться с роботами, вызывающими эмпатию, поскольку это негативно сказывается на нашей способности чувствовать эмпатию. Меня заставила задуматься та мысль, что в случае их повсеместного распространения мы рискуем исказить или даже разрушить наши социальные практики.
В данной статье познакомился с тем, что искусственный интеллект не имеет навыка эмпатии в отличие человека. Некоторые считает, что есть, но на самом деле его нет. ИИ может распознать эмоции других людей, но не может сонастроиться с человеком на одной волне. В любом случае психотерапией ИИ заниматься не может, нужен живой человек, который не только распознает, но и разделит эмоции. Хоть ИИ где-то может помогать людям, всё же не стоит полностью полагаться на него, чтобы самим людям не перейти в фазу деградации. Понятно, что удобно. Поэтому нужны люди, которые будут контролировать баланс между роботизацией и человеком. Иначе будет как в фантастических фильмах , где показано электронное будущее: зашёл в дом и ничего делать не надо, всё делает робот.
Данная статья для меня о том, нужно ли создавать роботов, которые настолько похожи на живых существ, что способны не только имитировать эмпатию, но и вызывать её по отношению к себе. Прочитав статью, я смогла расширить своё понимание того, что же есть эмпатия, узнала её отличие от эмоционального заражения. Автор статьи обращает внимание на сходство между эмпатийным ИИ и тем что наш здравый смысл называет психопатом и мне, честно говоря, от этой схожести стало страшно. Я подумала о том, что происходит с нами если для ухода за пожилыми людьми, инвалидами или тяжело больными мы начинаем сознательно использовать психопатов пусть и в обличии робота. Кто же болен в этой ситуации? В профессиональном плане статья помогла мне понять важность общения с живым человеком тогда, когда я нахожусь в трудной жизненной ситуации.
Благодарю за статью!
Все исследования и темы, связанные с ИИ — это новое для меня.
Меня удивило, что кто-то может предложить, что ИИ может быть эмпатичным.
Но не все люди имеют понимание, что им нужна психотерапия и не все имеют возможность найти хорошего специалиста.
В развитых странах уже распространены сожительства с «компьютерами», которые умеют слушать и поддерживать человека.
Проблема одиночества — одна из серьезных проблем современности.
Как по мне, то далеко не все люди готовы слушать и поддерживать даже близких людей, поэтому иногда компьютер может показаться более эмпатичным, чем человеки-роботы.
Лично для меня, мне сложно сопереживать и поддерживать чужих мне людей и мне также знакомо болезненное чувство одиночества. Я понимаю, что одно вытекает из другого, но если бы мне дали выбор : «сопереживающий» компьютер в момент одиночества или сказали — «иди развивай коммуникацию с людьми», то я бы выбрала в моменте компьютер, чтобы снять напряжение здесь и сейчас, а не ждать чуда там и тогда.
Встретила одинокую бабушку в аптеке, которая пережила всех своих родственников. Она просила ей закапать уши за любые деньги, так как у нее никого больше не осталось и больше она никому не нужна. Ведь это правда, она никому не нужна больше. И если бы у нее был этот компьютер и она могла бы им пользоваться, она могла выбрать мир иллюзий и обмана и доживать свой век, беседуя с машиной, в не со стеной и безразличным окружением.
Спасибо за статью. Статья о том способен ли искусственный интеллект к эмпатии. Многие люди ощущают искусственный интеллект как более эмпатичный по сравнению с живыми людьми. Поэтому возникает вопрос способен ли он испытывать эмпатию. Для понимания этого вопроса рассматривается определение эмпатии в соответствии с тремя параметрами. 1) Конгруэнтность чувств – это не просто понимание эмоций других людей, но и способность сопереживать и чувствовать каково это испытывать эмоции другого в определенной ситуации. 2) Ассиметрия – человек чувствует определенную эмоцию только потому, что ее испытывает другой человек, и она уместна именно в ситуации того человека 3) Осознание другого – осознание того, что эмпатия связана с чувствами и эмоциями другого человека. Т.к искусственный интеллект не способен что-либо чувствовать, не выполняется условие конгруэнтности и соответственно остальные условия тоже не выполняются. Поэтому ИИ скорее ближе к психопатам, которые не испытывают эмпатии, но могут распознавать эмоции и имитировать, таким образом достигая своих целей. В коммерческих целях уже используется ИИ, имитирующий эмпатию, потому что люди, даже понимая, что это робот, все равно реагируют на него, испытывая такие же эмоции, как и с человеком. Общение с подобными роботами негативно сказывается на нашей способности чувствовать эмпатию и не способно заменить живого общения, к тому же ставит под удар наиболее уязвимые группы населения – одиноких, больных, старых, психически нездоровых людей. Поэтому с моральной точки зрения, такое общение следует ограничить узкими сферами жизни и не заменять людей в тех профессиях, где требуется живое человеческое общение. С профессиональной точки зрения есть понимание, что психолога искусственный интеллект заменить не может, потому что человеку все-таки нужен человек.
В статье представлены рассуждения на тему целесообразности использования человечеством машин с искусственным интеллектом (далее ИИ), которые обладают способностью имитировать человеческие чувства и эмпатию. Автор статьи не скрывает своего беспокойства по этому поводу. Он приводит примеры манипулятивных воздействий на человеческую психику со стороны разработчиков программного обеспечения и отождествляет эмпатийность ИИ с психопатией.
Я, как психолог, не могу разделить его опасения. К тому же вижу в самой статье некоторые нечестные манипулятивные приёмы для формирования нужного автору мнения. И если автор называет себя философом с психологическим образованием, то это значит, что эти манипуляции он использует вполне осознанно. Но я не буду заострять внимание на тех приёмах, которыми автор пытается склонить мнение читающего в свою пользу. Скажу лишь, что эта статья чем-то походит на манифест Луддитов начала 19-го века. Теперь по сути рассматриваемой проблематики. Считаю, что ИИ , имитирующий человеческие чувства и эмпатию вносит большой вклад в процесс реабилитации и ухода за больными и одинокими людьми. Передовой страной в этом вопросе является Япония. Там многократно эмпирически доказана польза взаимодействия ИИ и человека. Все помнят Тамагочи из детства? Людям свойственно наделять человеческими качествами животных, живущих рядом и даже неодушевлённые предметы (фильм «Изгой» 2000 года) И никому не придёт в голову подозревать любимую собаку в психопатии, а хозяина – в шизофрении 🙂
Я, как психолог, вижу огромную пользу в подобных начинаниях и буду верить в это, пока обратное не будет доказано эмпирически. Спасибо за статью.
Благодарю за статью. В ней автор касается животрепещущей темы ИИ. В профессиональном плане открыла для себя такие понятия, как «конгруэнтность», «асимметрия», «заражение эмоциями». Разделяю опасения автора статьи относительно того, что алгоритмы ИИ схожи с поведением психопатов, т.к. он призван распознавать эмоцию, имитировать эмпатию и использовать данную способность в манипулятивных целях, заложенных разработчиками. Тенденция антропоморфизации ИИ влечет за собой эмпатию человека по отношению к роботам. Лично меня эта тема тревожит, т.к. до конца ИИ не исследован. Многие ученые говорят, что на определенном этапе он начинает жить своей жизнью, считывая не только эмоции людей, но и приобретая такие «способности», как интуиция. Нельзя отрицать положительного влияния ИИ, но во всем нужна мерность.
В статье обсуждается проблема возможности эмоционального взаимодействия человека и машины и вытекающие из него морально-этические трудности. Статья заставила задуматься о возможности проявления эмпатии искусственным интеллектом (ИИ) по отношению к живому существу. Для чего это нужно машине? Я считаю, что робот останется роботом (инструментом), до тех пор, пока не получит самосознания и возможности мыслить самостоятельно, независимо от заложенных в него алгоритмов. Тогда он, возможно, приобретет похожий на эмоциональность механизм, если появится такая необходимость. Сейчас же ИИ -это высокотехнологичный инструмент решающий поставленные перед ним задачи и если одной из таких задач станет проявление эмпатии, то он ее решит, но это будет не такая эмпатия которая возникает между живыми существами, а нечто иное (психопатия), имитация эмпатии, необходимая для влияния на человека. В профессиональном плане узнал «условия» возникновения эмпатии и как они проявляются.
Прочитав статью, я узнала может ли искусственный интеллект быть эмпатичным. Оказывается, что наука всё-таки ещё не дошла до такого уровня. ИИ не может обладать эмпатией, так как не способен сопереживать другому человеку и чувствовать эмоции. Он может лишь имитировать сопереживание. В связи с этим, ИИ можно сравнить с психопатией, так как он не чувствует эмоции, а просто предполагает их, и манипулирует ими для достижения различных целей. Эмпатия, это такое качество, на которое способен только человек, да и то не каждый. Всё-таки, ИИ не может никак влиять на одиночество и психические расстройства. Я считаю, что есть вещи, в которые не надо внедрять технологии. Согласна с автором, что это может нарушить социальные связи.
Спасибо, за статью!
Для меня было интересно, что автор выделяет три критерия эмпатии.
Первый — это конгруэнтность чувств — соответствие того, что человек чувствует и того, что человек проявляет.
Второй — это асимметрия — Сопереживает и понимает эмоцию, но к себе не применяет.
Третье — Осознание другого — когда человек понимает эмоцию другого человека и понимает, что это не его эмоция, т.е. не заражается эмоцией другого человека.
В статье автор затрагивает, на мой взгляд, важную тему. О которой я и не задумывалась до прочтения статью. Как на на эмпатию человека влияет эмпатия к роботам. Помучается, что человек эпатирует роботу так же как и человеку. Только этот эффект притупляет эмпатию человека в целом. Получается, что при увеличении общения человека с роботами и проявляя эмпатию к роботам, самому можно стать бесчувственным роботом. Получается, что человеку нужно учиться находиться в обществе роботов, чтобы сохранить свою человечность. Интересная задача будет стоять перед человеком.
В результате прочтения статьи узнала, что искусственный интеллект обладает в большей степени психопатией, чем эмоциональным интеллектом. Это подтверждается тем, что подлинную эмпатию можно определить тремя критериями, такими как , конгруэнтность чувств, асимметрия и осознание другого. Учитывая определение этих понятий, складывается понимание, что ии не способен к эмпатии.Как оказалось, он заставляет нас вести желаемым образом,например, покупать определенный товар и не расстраиваться за рулем.В личном плане считаю, что не каждый человек способен распознавать эмоции и понимать чувства другого человека, а роботы тем более.Бездушность роботов даёт людям возможность управлять ими, иначе внедрение механизмов эмпатии может иметь как позитивные , так и негативные последствия для человечества. В профессиональном плане поняла, что пока не придумано лучшего метода в консультировании, чем простой человеческий контакт клиента с консультантом, обладающим навыками эмпатии.
Благодарю за статью. Из статьи я узнала о трех важных критериях:
конгруэнтность чувств, когда человек сопереживает и чувствует, а не понимает другого человека в определенной ситуации; асимметрия, когда человек, чувствует эмоцию только потому, что ее испытывает другой человек и осознание другого-это понимание того, что эмпатия связана с чувствами другого человека. Но не присоединяется и не чувствует тоже самое.
Создание искусственных систем, которые будут выглядеть как роботы или как живые существа, всегда будут вызывать эмпатию со стороны человека, но даже испытывающие эмоции и сопереживающие роботы никогда не заменят эмоций настоящего человека и не смогут решить все проблемы. Лишь смогут только облегчить жизнь в коммерческих целях, и создать комфорт в бытовых вопросах.
Спасибо за увлекательную статью. ИИ, всё больше входит в жизнь и быт современного человека и с каждым годом развивается. Эмпатия в данном случаи становится камнем преткновения. ИИ ею не обладает, следовательно ориентируясь на внешние признаки человеческого поведения способен анализировать и считывать их определяя состояние. Однако на данном этапе развития, компьютерных мощностей и алгоритмов пока не достаточно для какого-то здравого подражания человеческому интеллекту в контексте социального взаимодействия. Поэтому как сказано в статье, еще рано думать о «правах роботов». Однако то, что о подобном уже пишутся статьи, говорит, что данное направление развивается куда быстрее чем мы думали и как возможности компьютера через каких-то десять лет, уже не так просто представить.
Спасибо за статью, из которой я узнала, что искусственный интеллект «эмпатичный», но больше похож с психопатией. Удивил тот факт, что искусственный интеллект обогнал человека в когнитивном развитии, но, а некоторые вообще считают, что и в эмпатии обошел человека. Этот вывод был сделан из исследований, в которых люди роботов в больницах воспринимают как более эмпатичных чем людей, которые там работают. Познакомилась с критериями эмпатии: конгруэнтность чувств, это когда человек понимает какие чувства испытывает другой человек в конкретной ситуации и сопереживает ему, асимметрия – это когда человек чувствует эмоцию другого в конкретной ситуации и осознание другого – это когда есть зачаточное понимание того, что эмпатия связана с чувствами другого человека. Отсюда можно сделать вывод, что искусственный интеллект не может испытывать эмпатию, могут только подражать эмоциям как психопат. В профессиональном плане для себя уяснила, что искусственные системы не испытывают и не могут испытывать эмпатию. В личном плане сама учусь как искусственный интеллект быть эмпатичной и хочется развить его до критерия конгруэнтности.
Благодаря статье я узнала о ИИ с претензией на эмпатию.
Впечатлила в общем тема статьи, я не задумывалась о том,что в принципе люди начали воспринимать и относится к ИИ как к чему-то «человечному».
В статье я вижу два механизма. Первый- поиск человеком информации, на которую он может опереться. Второй-избегание ответственности через перекладывание работы на ИИ.
В профессиональном плане эта информация даёт мне возможность как консультанту направить клиента в сторону конструктивной терапии, а не к ИИ или гадалке.
В личном плане — я вспомнила фильм, где ИИ через скрытый смысл о конкуренте, решил, что он должен быть устранен, т.е. убит. ИИ следовал логике, но только человек может понять, что смысл бывает противоположным.
К сожалению, ИИ пытаются внедрить во все сферы. Эти попытки либо выведут человечество на новый уровень, либо лишат нас гуманности.
Спасибо за статью
Спасибо за интересную статью в которой я узнала о трех критериях определения эмпатии, а именно конгруэнтность чувств-это когда человек чувствует и сопереживает так же как чувствует другой Поэтому точно ИИ не заменит это никогда. Человеку всегда нужен будет человек. Следующий критерий асимметрия и осознание другого. Интересно было узнать, что что люди способны испытывать эмпатию к роботам, особенно наделённым человеческими признаками или признаками животных. Несмотря на то, что ИИ не может разделять эмоции так как человек все же мне нравиться то , что ИИ может стать прекрасными сиделками и компаньонами для пожилых людей и инвалидов. Конечно это только помощники, а не замена полностью тепла и заботы Но все же такая помощь думаю вполне может быть Сколько например оказывается своевременно помощи благодаря камерам видеонаблюдения. Думаю , что в будущем мы увидим большое использование робототехники в помощи ухода за больными людьми.
Для меня однозначно то, что если где-то звучит слово имитация, то относиться к данному явлению искренно и со всей душой неуместно. И если ИИ только имитирует признаки эмпатии, то и воспринимать эту его функцию как действенную по моему мнению не стоит. Особенно применять ИИ для лечения и поддержки психически нездоровых и нестабильных людей. Именно им для улучшения состояние необходимо искреннее и настоящее разделение эмоций. На это ИИ не способен. И если услуги ИИ еще и предоставляются платно, то вообще стоит вопрос о порядочности и этичности этих действий. Конечно какие то виды помощи ИИ может оказывать. Например, присмотреть за больным или дать сигнал, что ему хуже. Но настоящее сопереживание может дать только человек, так как только он способен чувствовать.
Благодарю за статью. Я вспомнила время, когда в начале двухтысячных началась всеобщая компьютеризация в нашей стране. Компьютерные технологии симулировали развитие промышленности. А изобретение искуственного интелекта позволило облегчить жизнь людей. В статье как раз исследуется возможно ли проявления эмпатии со стороны ИИ или это лишь технологии. Я узнала, как автор статьи спомощью трёх критериев (конгруэнтности, ассиметрии и осознании другого) определяет подлинность эмпатии. И так как соблюдение этих критериев ИИ не возможно, то имея способность распознавать различные реакции человека, может лишь имитировать эмпатическое поведение, что схоже с поведением психопата. Отличие лишь в отсутствии мотива манипулировать. Хотя выполняя поставленные разработчиком задачи ИИ вполне может заставить нас действовать определённым образом, что не может меня не настораживать. В профессиональном плане соглашусь, что ИИ может оказывать помощь в уходе и терапии, но это лишает возможности увидеть социальные причины психических расстройств. Любопытно, что использование таких исскуственных систем, которые будут создавать иллюзию разделения эмоций, всегда будет носить манипулятивный характер. И это сейчас широко используется в рекламе. Таким образом, развитие и применение любых технологий так или иначе будет вынуждено сталкиваться с моральными аспектами.
Данная статья показала мне немного другое отношение к ИИ. Что то про страх перед роботами и человеческое, животное стремление к разрушению непонятного, «иного». Борьба с впадением в крайности. Новыми для меня стали термины : конгруэнтность и технический растворизм.
Удивило и показалось очень интересным, то что Психопаты настроены именно на распознавание чужих эмоций и воздействие с помощью этого на человека, через манипуляцию например. Страшновато..
В личном плане у меня двоякое чувство. Одновременно я вижу идеального собеседника, шикарного секс партнёра, друга, «более взрослого взрослого»..
И в то же время механизм манипуляции, «большого брата» , идею «Терминатора» или «Идиотократии». В последствии глупое общество работающее для получения чего то совершенно ненужного.. Хотя оно и сейчас так. Айфон, — не то что бы ценность за которую можно «отдать почку» или «ребенка на органы»)
В профессиональном плане увидел механизм взаимодействия с психопатом и реакцию людей на будущее и настоящее с ИИ.
Спасибо за статью. Из прочитанного я узнала о том что по мнению некоторых ИИ превзошел людей в навыках эмпатии. Так же узнала , что эмпатия соответствует трем критериям: конгруэнтность чувств, асимметрия (человек, испытывающий эмпатию, чувствует эмоцию только потому, что ее испытывает другой человек, и она более уместна в ситуации другого, чем в его собственной) и осознание другого. Возможно ИИ может стать прекрасными сиделками и компаньонами для пожилых людей и инвалидов, которые могут быть доступны 24/7 и это будет помогать родственникам пожилых людей в уходе за ними.
В личном плане статья напомнила об игре с названием «Детроит» или «Киберпанк 2077», где рассказывается о далеком будущем, где ИИ — такие же члены общества, как и люди.
Статья познакомила меня с критериями эмпатии, такими как: конгруэнтность чувств- то, что отличает эмпатию от понимания эмоций на уровне разума, это возможность чувствовать эмоции другого человека в определенной ситуации. Асимметрия- возможность испытывать эмоции только потому что эти эмоции испытывает другой человек и эти эмоции более уместны именно с ситуации другого человека. Осознание другого необходимо для того, чтобы понимать, что на уровне эмпатии мы именно чувствуем эмоции другого человека. Анализируя критерии эмпатии я прихожу к выводу, что искусственный интеллект не может быть эмпатичным только потому, что он не может чувствовать, он может рационально оценить ситуации и в соответствии с заданными алгоритмами, которые в любом случае задает ему человек, он может определить какую эмоцию в какой ситуации логически должен испытывать человек, но почувствовать он ее не может. Поэтому я считаю, это доказывает, что важность и необходимость именно живого общения между человеком и человеком никогда не потеряет свою актуальность, поскольку искусственный интеллект не может заменить человека в полной мере.
Для меня было интересно узнать,что ИИ уже давно превзошел человека в когнитивных вопросах, которые когда-то считались высшими дисциплинами человеческого интеллекта, и что по мнению исследователей ИИ может превзойти людей в навыках эмпатии. Однако эти выводы не соответствуют действительности ,так как искусственные системы не могут испытывать эмпатию,поскольку не знают,что такое чувствовать что-либо.Так же я узнала,что эмпатия соответствует трем критериям(конгруэнтность чувств, асимметрия и осознание другого) ,а это понимание не доступно ИИ.
А вот идея применения ИИ для поддержания больного, одинокого человека для психологической разгрузки 24/7,мне кажется оправданной и уместной.
В профессиональном плане я стараюсь пользоваться всеми тремя критериями эмпатии,что помогает мне и в личном плане.
Спасибо за статью! В ней описывается проблемы связанные с применение искусственного интеллекта в взаимодействии с людьми. В статье я познакомился с критериями отличия искусственного интеллекта от человеческой эмпативности такие как: конгруэнтность чувств, асимметрия и осознание другого. В статье описывается проблема эмпатия к искусственному интеллекту, что в перспективе человечество может утратить этот механизм. Я считаю , что использование искусственного интеллекта, нужно сугубо в тех сферах, где его скорость реакции будет приносить пользу. Также нужно контролировать применение его в маркетинговых задачах. Эта проблема новая и требует усиленного анализа применения его для решения проблем.
Спасибо за статью. Я узнала в результате прочтения определение Эмпатии в соответствии с тремя критериями: Конгруэнтность чувств: человек сопереживает и чувствует, испытывает эмоции другого в конкретной ситуации, Асимметрия: человек, испытывающий эмпатию, чувствует эмоцию только потому, что ее испытывает другой человек, и она более уместна в ситуации другого, чем в его собственной, Осознание другого: что эмпатия связана с чувствами другого человека. Я теперь знаю, что искусственные системы не могут испытывать эмпатию, они распознавать эмоции по выражению лица, голосовым сигналам, физиологическим паттернам или аффективным значениям. Они могут имитировать эмпатическое поведение с помощью речи или других способов эмоционального выражения. Меня впечатлило, что искусственные системы демонстрируют сходство с тем, что здравый смысл называет психопатом. Я познакомилась с понятием технологический растворизм и антропоморфизация. В качестве замены медицинских работников можно использовать роботов в качестве сиделок и компаньонов для пожилых или больных людей для оказания помощи родственникам, близким и друзьям, которые могут быть доступны 24 часа в сутки 7 дней в неделю. Но это не заменяет и не отменяет человеческое общение. В профессиональном и личностном плане эта информация дает мне понимание, что психолога ИИ заменить не сможет.
Благодарю за статью. В результате прочтения статьи я узнала о том, что ИИ превзошел человека, как в когнитивных вопросах, так и в навыках эмпатии. Удивило что согласно результатам эмпирических исследований, люди воспринимают ChatGPT в определенных ситуациях в больнице как более эмпатичного, чем медицинский персонал. Так же я узнала о трех критериях эмпатии: конгруэнтность чувств; асимметрия; осознание другого. Исходя из этих критерий, становится ясно, что искусственные системы не могут испытывать эмпатию. В профессиональном плане эта информация дает более подробные знания об эмпатии. В личностном плане информация из статьи помогает развить эмпатию у себя. Прочтение статьи натолкнуло на мысль, что никакой ИИ не сможет заменить эмпатию человека к другому человеку.
Спасибо за интересную статью. В этой статье я узнала о подлинной эмпатии в соответствии с тремя критериями: конгруэнтность чувств, асимметрия, осознание другого и их определения. Меня впечатлило, что существует искусственный интеллект, который направлен на поддержку и имитируют эмпатию. Но я бы не хотела с таким общаться, когда болею или мне плохо. В профессиональном плане я бы не хотела, чтобы моим психологом был ИИ. В личном плане я думаю, что никакой искусственный интеллект не может заменить живого общения, оказать такую поддержку, как человек. Например, когда мне совсем одиноко, муж в море и я одна живу, я скорее поговорю с моей кошкой или с моими собаками, чем с умной колонкой. Мне кажется, что животные чувствуют, когда мне плохо или хорошо.
Довольно серьёзный вопрос на мой взгляд поднят в статье — ИИ и эмпатия: быть или не быть. Исследования показывают, что зачастую люди стали оценивать ИИ более эмпатичным, чем тот же персонал в больнице. Эта новость меня откровенно кольнула. Для меня понятно почему персонал может быть не таким эмпатичным как хотелось бы пациентам (усталость, выгорание) и понятно почему ИИ резко выигрывает на этом фоне (программы поддержки могут подобрать нужные слова и словно попасть в нужное место). Но для меня страшно, когда одно замещают другим, т.к. так или иначе для меня это несравнимые вещи — у ИИ нет выбора признать или не признать чувства, поддержать или отказать, он всегда искусственно «на моей стороне». Грош цена такому признанию моих эмоций. Тогда когда только человек, пусть даже и не знакомый мне, восприняв эмпатично мои чувства сможет искренне их признать, разделить, побыть в них рядом со мной. Меня успокоило, что в стратегическом поведении ИИ всё же усматривают и много рисков для манипулятивных действий, т.к. он может склонять уязвимых людей к ненужным для них действиям. В профессиональном плане я отметила в новом формате рассмотрение вопроса что такое эмпатия (всё как обычно, но новыми словами, это интересно) и убедилась, что профессия психолога больше и тоньше, чем просто интеллектуальные способности.
Благодарю за статью! Из статьи я узнала, что эмпирические исследования показали, что люди воспринимают искусственный интеллект в определенных ситуациях в больнице как более эмпатичного, чем медицинский персонал. Эмпатия является важным источником моральных суждений, мотивации и развития человека. Интересно определение подлинной эмпатии в соответствии с тремя критериями: конгруэнтность чувств (человек сопереживает и чувствует, каково это — испытывать эмоции другого в конкретной ситуации), асимметрия (человек, испытывающий эмпатию, чувствует эмоцию только потому, что ее испытывает другой человек, и она более уместна в ситуации другого, чем в его собственной) и осознание другого (необходимо хотя бы зачаточное понимание того, что эмпатия связана с чувствами другого человека).