Как забота об одном человеке может вызвать
безосновательную агрессию к другому
В книге «Теория нравственных чувств», опубликованной Адамом Смитом в 1759 году, сказано, что, когда человек видит, что кого-то обижают, у него возникает жажда мести: «Мы радуемся, когда жертва отвечает обидчику, и мы готовы способствовать этому».
В одном из наиболее современных исследований американских психологов Аннеки Баффон и Майкла Полина (2014 г.) этот же эффект был научно обоснован. Они провели эксперимент с участием 162 человек. Испытуемым рассказали, что в соседней комнате находятся две вымышленные студентки, которым предстоит соревноваться в решении математических задач. Участникам дали прочитать эссе студенток, объясняющие причины их участия в соревновании. Первая студентка описала свою тяжёлую финансовую ситуацию и депрессивные переживания, связанные с ней; эссе второй было более сдержанным: она тоже проходила через финансовые трудности, но её это не беспокоило. Целью этого этапа было вызвать сочувствие к первой конкурсантке.
Затем организаторы рассказали участникам, что собираются провести эксперимент и рассмотреть влияние боли на продуктивность этих студенток в математическом тесте. Конкурсантки будут подвержены болезненному, но безопасному стимулу с целью проверить эффект физической боли на результат теста. Стимулом был избран острый соус, который девушки должны съесть.
Участникам эксперимента предоставили возможность решить, сколько острого соуса получит вторая конкурсантка – соперница студентки, которой они сочувствуют. Напомним, что вторая студентка не сделала ничего плохого, она не была причастна ни к денежным трудностям первой студентки, ни к её расстроенным чувствам. Тем не менее, участники предложили ей гораздо больше соуса. Их эмпатия к первой девушке спровоцировала агрессию к её конкурентке, хотя нравственного смысла это не имело.
До начала исследования Буффон и Полин провели среди участников тест на выявление гена, который делает людей более чувствительными к вазопрессину и окситоцину – гормонам, которые участвуют в механизме сострадания и эмпатии.
«Окситоцин и вазопрессин мотивируют людей на социальное сближение», — объясняет Полин.
Как и предполагалось, носители этого гена продемонстрировали явную связь между эмпатией и агрессией, то есть эмпатичные люди проявляли большую агрессию, когда становились свидетелями страдания других.
«Когда мы по-человечески переживаем за кого-то, мы мотивированы помочь ему, но, если этому мешает третье лицо, мы можем причинить ему вред», — говорит Полин.
Вспомните родителей, которые ради победы своего ребёнка на школьных мероприятиях пытаются навредить другим конкурсантам, или солдат, которые в бою больше озабочены защитой товарищей, чем борьбой с национальной угрозой.
К такому же заключению пришли другие учёные, Пол Блум и Ник Стагнаро, которые обнаружили в своём исследовании, что более эмпатичные люди настаивают на более серьёзном наказании для преступников (преступления при этом не имеют к ним и их близким никакого отношения).
Авторы первой работы считают, что эти результаты пролили свет на природу эмпатии как предиктора агрессии и жестокости. В исследованиях агрессивного поведения роль эмпатии раньше не рассматривалась, но теперь, по словам учёных, можно пересмотреть мотивационную систему в целом.
Например, эти данные могут помочь в исследовании терроризма. Буффон говорит: «Террористические организации помогают людям, которые живут в маргинальных условиях».
Она считает, что многие люди из Европы и Америки, которые идут на убийство ради террористических организаций, поддерживают народ в мусульманских странах, который находится в бедственной ситуации и терпит несправедливое отношение.
«У них есть импульс помочь. Этот импульс подпитывает негативное поведение».
Если мы примем во внимание эту «тёмную сторону» эмпатии, мы сможем увидеть новые способы борьбы с терроризмом и другими проявлениями агрессии в человеческом поведении.
Статья подготовлена по материалам:
- Poul Bloom, The dark side of empathy. The Atlantic, September 25, 2015
- Liam Davenport, Empathy can fuel aggression. Medscape, November 17, 2014
- James Anderson. Why having empathy can make you more aggressive? Relia Wire, November 7, 2014
Фото: sanecross
Цикоза Ольга! Статья очень понравилась. Изучение агрессии имеет большое значение, в том числе изучение мотивов агрессии. Если ученые будут учитывать роль эмпатии в порождении агрессии и жестокости, возможно, будут сделаны новые открытия, которые помогут предотвратить проявление агрессии и жестокости во многих жизненных сферах.
В этой статье я узнала,какие гормоны:окситоцин и вазопрессин, мотивируют нас на сближение.Побуждают к сочувствию.Я вот о чем подумала:мы сочувствуем и готовы ради помощи,навредить,якобы во благо, но как же тогда быть с угрызениями совести?Получается,что «на войне и в любви все средства хороши»?Конечно, я наблюдала в жизни,если человек не нравится,мешает,то пусть ему будет хуже,лишь бы тем,кто нам нравится и кому он мешает-было хорошо.Но в какой момент возникает осознание того что, причиняя вред «обидчику»,мы сами творим зло.И как с этим бороться? Спасибо за статью
Конечно, сопереживание и сочувствие — это хорошо. Без этого нам бы непросто жилось в обществе. Но с другой стороны, в данном исследовании просматривается другая тенденция. А именно, неприятие более сильных и успешных личностей. Получается, что сочувствие вызвал тот факт, что одна конкурсантка была бедная и несчастная, а другая — просто человек.)) Вот я и думаю, что участники эксперимента, возможно, вовсе не эмпатию проявили, а банальную неприязнь к более успешной конкурсантке.
Интересная статья и с неожиданными выводами причино-следственной связи, но в целом все очень убедительно и логично. Что же касается Адама Смита, то я открыл его для себя с новой стороны, т.к. знал его работы связанные лишь с экономикой.
Эмпатия, в гипер выражении ведет к агрессии, к третьим лицам, отсюда подтверждается, что умеренность хороша во всем (даже самые хорошие побуждения, если с ними переборщить, как правило, ведут к неприятным последствиям).
Я замечала за собой подобное поведение. Если человек, симпатичный мне, терпит неприятность, мне хочется наказать его обидчика.
Это же я замечаю за своим окружением, но уже с другой стороны. То есть, когда мой близкий рассказывает мне, как ему неприятен…и тд по смыслу…, я в состоянии рассуждать здраво и стараюсь объяснить, что «лично тебе он же ничего не сделал», и вообще, лезть в чужую жизненную ситуацию без согласия не лучшая идея.
Получается, что при взгляде со стороны, не испытывая определенных эмоций, мы в состоянии рассуждать «трезво». Можно ли тогда сказать, что это поведение вызывает не зависимость агрессии от эмпатии, а эмоциональность во всех своих проявлениях?
Соглашусь с тем, что агрессия может являться результатом эмпатии на почве сопереживания.
Не согласна с выводом, заключенным по результатам опыта со студентками. Желать зла невиновному сопернику и строить ему пакости — это внутреннее содержимое человека.
Агрессия — не обязательно зло. Знаю агрессивных людей, но безобидных.
Да, неожиданный для меня поворот. Не задумывался о том, что чем чувствительнее человек и чем более интенсивно он способен сопереживать тем сильнее будут и чувства вызванные этим сопереживанием. Еще поразила идея о террористических организациях, где помощь используется с целью манипулирования и направления агрессии в нужном направлении. Вообще не задумывался, что так можно и, что это работает.
Как все в жизни неоднозначно! Сочуствие и агрессия рядом… Наверно я не согласна. Не все люди, сочувствующие боли и горю одних людей, желают зла другим. Это удел эмоционально незрелой личности. И к вопросу о терроризме это тоже относится. Я плачу, когда вижу по ТВ погибших детей в Сирии, но пойти мстить за них, убивая других невинных людей — вряд ли.
Хотя этот механизм люди часто используют в повседневной жизни. Человек постоянно рассказывает грустные истории — как ему не везет, как его все обижают, денег нет, муж (жена) гуляет и др. Вся жизнь построена на вызывании жалости к себе. И знаете таким людям окружающие многое прощают и позволяют. «Ну, ему (ей) можно простить, у нее и так жизнь тяжелая!» Прямо как в эксперементе с несчастной студенткой и острым соусом. Но зрелый человек будет решать свои проблемы сам, не используя других и не манипулируя ими, тем более, не проявляя арессии.
У меня вызвало удивление взаимосвязь эмпатии и агрессии. Перевожу пример на себя и понимаю, что я эмпатийный человек, но если злюсь (чем-то недовольна), то может проявляться и агрессия, иногда даже грубая, что меня пугает сейчас, точнее — это признание самой себе. Когда смотрю на пожилых людей, то у меня возникает сострадание к ним от того как к ним относятся, не справедливо (пример ветераны войны) и возникает злость.
Для меня стало некоторым откровением, что эмпатия имеет и «темную сторону», хотя из статьи легко становится понятен механизм такого ее проявления. Просто как-то раньше об этой связи я не задумывался. Получается, что эмпатия, являя собой способ переноса ощущений / эмоций другого человека на себя, как следствие вызывает соответствующую ответную реакцию. В частности, наиболее эмпатийные люди в эксперименте активно «примерили» на себя ситуацию бедной студентки и стали «бороться за выживание», досаждая конкурентке. В общем, так или иначе, в итоге мы воспринимаем мир и относимся к нему через призму только собственного восприятия.
Было также интересно узнать, что на уровень эмпатии и cострадания влияет чувствительность к гормонам – вазопрессину и окситоцину.
При прочтении у меня больше сочувствия вызвала вторая студентка, так как она не жаловалась на своё положение, в отличие от первой, и за это ещё и соуса получила больше. Несправедливо.
Интересно узнать про связь эмпатии и агрессии: получается человек пытается поставить себя на место другого, и когда у него хорошая эмпатия, начинает сам испытывать агрессию по отношению к «врагу/сопернику/препятствию» второго. Новым для меня стал тот факт, что гормоны окситоцин и вазопрессин мотивируют на социальное сближение.
Согласна с тем , что несчастье людей вызывает сострадание и окружающие почему-то стараются им помочь. Я сама часто оказываюсь в роли «второй студентки», потому что не люблю показывать людям свои страдания, неудачи и переживания, а наоборот скрываю их и зачастую ощущаю агрессию со стороны окружающих. Хитрые люди с помощью этого манипулируют и пользуются людьми. А я не умею так))
По прочтении статьи возник вопрос о доверии к прочитанному. И возник он по причине несогласия с некоторыми моментами. Но в то же время я понимаю что данное исследование не обязательно применимо ко всем людям. Ну во всяком случае надеюсь на это. И в этом плане мне импонирует отзыв Лены Савиловой.
Надо же… какие крайности. Я почему-то думала , что эмпатия человека на всех распрасьраняется. А оказывается, если поставить вопрос таким образом, то выявляется агрессия. Очень хорошо это заметно у детей. Моя дочка постоянно выбирает в подружки тех кому «похуже» и начинает с ними преданно дружить, при этом агрессируя в пользу более продвинутых девочек. Она видит их хитрыми, коварными и обижающими ее подружку. До прочтения статьи, я думала, что она дружит с такими девочками как бы из-за низкой самооценки. Чтобы на фоне их выглядеть более выигрышно. Но теперь я поняла, что это эмпатия.
Неожиданно простое объяснение механизму, который мы наблюдаем довольно часто в своей жизни! Оказывается и эмпатия имеет свою «темную сторону». И я не могу с этим не согласиться. Я периодически встречаюсь с фактами агрессии к конкуренту и обидчику человека, которому эмпанируют, но не замечала этой глубокой взаимосвязи.
Может именно из-за наличия эмпатии многие люди охотней и активней борются за другого, когда же речь идет о защите собственных интересов этого не происходит в той же мере, так как человек не обладает способностю проявлять эмпатию к самому себе?
Еще крутится в голове слово «оправдание». То есть получается, что теперь можно снять долю ответственности, к примеру, с того обвинителя, который вынес неоправданно жестокое наказание преступнику, обладая более высоким уровнем эмпатии. Насколько это правильно?
В связи с прочитанным, очень хочется, но пока не могу себе представить новые способы борьбы с терроризмом. Ведь известный факт то, что террористы и другие политические партии и течения привлекают в свои ряды первоначально сочувствующих. И это будет работать всегда. Буду ждать дальнейших исследований в этом вопросе.
Конечно же, бежать и спасать всех, кто не безразличен — это первое, что приходит в голову. И чего уж там третьи лица… Это они в умных статьях третьи.. В жизни, чаще всего, никаких третьих нет, первые и вызывают такие противоречивые эмоции. Ах, ты еще и спасаться не хочешь, сдурел, что ли? И вместо сочувствия «спасаемый»получает порцию агрессии, насмешек, обвинений. Вот так вот! Весёлая человеческая природа. Хорошо хоть гормоны ответственные назвали, теперь как-то понятнее, что творится при этом внутри. А понятнее, значит, спокойнее.
Любые сильные эмоции полярны, и к бабушке не ходи. И чем сильнее плюс, тем больше минус. Мой вывод — ровнее и сдержаннее следует быть в своих чувствах. Больше думать головой. Заметила за собой, что незнакомые слова и названия очень этому способствуют. Теперь у меня новая мантра: окситоцин и вазопрессин. Ежели понесет навалять обидчику несправедливо обиженных, попробую вспомнить, авось поможет.
Я знаю таких сумасшедших мамочек, которые за своего ребенка готовы перебить всех детей вокруг без разбора кто прав, кто виноват. Но я не думаю, что эта агрессия вырастает из эмпатии, мне кажется это зависит от характера, интеллекта и других качеств человека.
Добро, должно быть с кулаками? Исследование подтверждает эту народную мудрость. Обратите внимание , когда заходишь в храм и по незнанию что-то нарушаешь( особенно это свойственно людям, которые решили обратиться к Богу, но до этого момента в храме не были и не знают куда ставить свечки за здравие и за упокой)то сразу рядом появляются люди, глубоко верующие, знающие все каноны и начинают на тебя шипеть, не правильно ходишь, не туда поставила, поправь платок, не в том пришла, не вовремя крестишься. Бог есть Любовь и верующие люди это те кто познал любовь, тогда почему они такие злые и почему прививая другим людям и большим и малым эти люди так много проявляют злости. Желая сделать наших детей лучше, думая что мы проявляем к ним любовь почему мы так много боли им причиняем? Бабушка желающая чтобы внук вырос образованным и самостоятельным постоянно ругает его, когда тот выполняет домашнюю работу или убирает в своей комнате, отец который хочет, чтобы его сыновья были сильными постоянно заставляет их выполнять зарядку и наказывает если они её не делают как ему хочется, вместо того, чтобы действительно проявить Любовь к своим детям и делать эту зарядку рядом сними. Я думаю, что люди просто прикрываются высокими целями, чтобы оправдать не благовидные поступки. Цель оправдывает средства, если эта цель Жизнь.
Странная закономерность, но люди, вызывающие чувство жалости, также автоматически вызывают и чувство непреодолимого желания им помочь. Даже несмотря на то, что обе конкурсантки испытывали в одинаковой степени финансовые трудности, первую жаль гораздо больше, чем вторую. Видимо очень выгодно в современном обществе уметь своевременно проявлять слабость и потребность в тех или иных ресурсах.
Особенно это проявляется во время спортивных соревнований, когда родители (особенно мамы) за своего ребенка готовы «загрызть» другого (если речь идет о контактных видах спорта). Замечал это желание и в себе. Причём это желание проявляется вне зависимости от того в какой команде играет «обидчик». Только я не смотрел на этот вопрос с точки зрения эмпатии. Очень интересно.
Полностью согластна с высказыванием Адама Смита опубликованным в книге в 1759 году. Я наверно эмпатийний человек, потому как порой очень агрессивно могу реагировать на обидчиков, своих, либо видя состороны как обижают других. И моя агрессия бывает слишком неупровляема. На детских площадках, наблюдая за детьми и их родителями можно увидеть много сцен связанных с эмпатией и агрессией.))) Хорошо хоть есть этому научное обьяснение, а то я думала , что я очень злой человек.
Вопрос общей культуры актуален везде, во всех сферах жизни. Эмпатийный и злой одновременно. «Наших бьют»-лозунг всех времён и народов. Одних люблю, а других нет. Интересно, что в статье говориться о том, что у людей не было личной заинтересованности. Но они как то становились мысленно на чью-то сторону. Может из-за повышенного чувства справедливости и желания помочь даже не разбираясь в сути вопроса? А может они ищут, куда бы вылить свою агрессию? Поэтому и находят террористические организации. Так и хочется сказать «не суди, не судим будешь». Эмпатийный и глупый, и им можно манипулировать. «Подайте хромой лисе Алисе и слепому коту Базилио». Мечта афериста. Я сочувствую коту Тому, но у меня нет желания разорвать Джерри. Мне хочется, чтобы все нашли общий язык. Давайте контролировать свои чувства.
Да уж точно , если обижают ,кого-то ,кто тебе близок(симпатичен),хочется убить обидчика самому . я в этом увидила очень сильную возможность таким образом манипулировать окружающими, например в группе если две девушки- подружки поругались и обе стороны виновны в их «войне «,обе начнут искать поддержки со стороны группы…так вот одна может прикинуться жертвой и тихонько так сидеть и жаловаться на «обидчицу», а вторая будет так же общаться со всеми дружелюбно как и раньше,то группа может же ополчиться на вторую не разбираясь,что же там на самом деле произошло,такое я наблюдала много раз и сама оказывалась в обеих позициях в школе ,когда так важно было отстоять большее количество людей на свою сторону… Про террор непонятно…я про это мало чего знаю,но читала,что люди совершающие террористические акты это люди с «промытыми» мозгами и идут с какой-то невероятной иллюзией для чего они это делают…
Неожиданные выводы, тем интереснее было читать статью. Замечал за собой, что радуюсь, когда обидчик получает по заслугам, но не рассматривал это как проявление эмпании. Скорее видел в этом перенос своего негативного состояния. В таких ситуациях говорю себе «этот человек ни в чем не виноват, почему я должен срываться на нем». Это помогает взять контроль над собой, включить разм, и действовать как нужно. Получается, в таких ситуациях я подавляю свое эмпатийное восприятие, чтобы не пострадали другие.
Пришла в голову еще одна интересная мысль. А что если агрессия к 3-ему лицу объясняется недостаточной эмпатией этого человека. Если бы он разделял наше негативное состояние, то мы, возможно, не стремились бы сделать из него «козла отпущения грехов».
Читала статью и думала, ну и в чем же полезность исследования, куда же это все применить. Ах вот оно что борьба с терроризмом. Люди, которые идут на убийство ради террористических организаций, они просто больные! Получается из крайности в крайность. «Какой миленький котеночек — из него получится отличный суп»
Каждая статья все больше и больше отражается во мне.. Я давно в себе заметила, как меня раздражает несправедливость по отношению к людям, которых я считаю слабее себя и которых по-моему мнению считаю неспособными себя защитить. Мало того, я становлюсь на их сторону и могу ответить обидчику даже в случае, когда ко мне никаких претензий нет. Просто агрессия и чувство несправедливости всё перекрывает. Ой, как потом мне это нехорошо обходится… Но при этом, если кто-то другой защищает слабого коллегу от обидчика — я тоже в этом случае рада. Но всё же я подлавливаю себя: откуда во мне такая агрессия и почему себя так же рьяно защитить я не могу?. Очень интересное исследование приведено в статье про «темную сторону» эмпатии. Получается, что полезно, то и вредно одновременно..и надо быть внимательнее прежде всего в своих эмоциях к людям…поскольку возможно им моя защита в общем-то и не нужна.
В те моменты жизни, когда близкие или просто знакомые люди оказываются в сложной ситуации, конечно же сразу возникает желание помочь и если что-то не складывается искренне огорчаешься. Чувство агрессии и негатив возникает лишь тогда когда есть «обидчик», а при равных условиях: соревнования, испытания и т.д. естественно победит сильнейший и почему мы должны срываться на более целеустремленных и трудолюбивых людях? Мы же вменяемые?!
Чтобы вбить в голову некоторое количество истин, из неё приходится часто выбить такое же количество заблуждений.
Клод Адриан Гельвеций
Ознакомившись с данной статьёй, у меня возникло чувство неоднозначности к изложенному в ней материалу, и понимание отсутствия связи между эмпатией и агрессией. Я прочитала статью вторично, но ощущение подвоха сохранилось. Будучи человеком любознательным и имея пытливый ум, я решила более основательно разобраться в этом вопросе.
Авторами эксперимента, Аннекой Баффон и Майклом Полином, заявлено, что: эмпатия, как предиктор (управляющий элемент) агрессии и жестокости. Конечно, при желании можно и льву хобот прирастить, но тогда возникает закономерный вопрос: ЗАЧЕМ? и С КАКОЙ СТАТИ?, т.е. в чём целесообразность и где логика? 🙂 Разбирать данную конструкцию, я полагаю, следует с определений ЭМПАТИИ и АГРЕССИИ.
На сегодняшний день существуют различные теории относительно эмпатии, её возникновения, проявления и назначении. Если опираться на определение, данное на сайте «ПсиБлог», а оно, как известно, самое, что ни на есть верное, 😉 то:
ЭМПАТИЯ – (от. греч. Empatheia — вчувствование) осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания.
В данном определении, важно, заострить особое внимание на понятиях, выраженных в словосочетаниях: «осознанное сопереживание» и «без потери ощущения внешнего происхождения».
ОСОЗНАННОЕ СОПЕРЕЖИВАНИЕ
Что касается, осознанности – это одно из самых популярных и мало понятных явлений философской, психологической и религиозной мысли и практики. Благодаря чему каждый её трактует, как может. Я руководствовалась вот этим:
Осознанность — это включённость, пробуждение от эмоциональной, интеллектуальной, духовной спячки, от автоматизмов и автопилота.
Сопереживание, в свою очередь – это понимание, что чувствует другой, ощущение того, что происходит во внутреннем мире другого.
БЕЗ ПОТЕРИ ОЩУЩЕНИЯ ВНЕШНЕГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ
Здесь, по-моему, идёт речь о так называемом состоянии ощущения одновременности присутствия в ситуации и в то же время, видения ситуации в целом, как бы со стороны.
Я неспроста сделала акцент на данных понятиях, отсыл к ним, станет итоговым ключевым моментом, в моих последующих рассуждениях.
АГРЕССИЯ (от лат. aggredi — нападать) — целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, причиняющее физический вред людям или вызывающее у них отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т. д. Агрессивные действия могут выступать как средство достижения какой-либо цели, как способ психической разрядки, замещения удовлетворения блокированной потребности и переключения деятельности, как форма самореализации и самоутверждения, как психологические защиты.
Выделяются следующие виды агрессии:
— физическая (нападение) — использование физической силы против другого лица или объекта;
— вербальная — выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание вербальных реакций (угроза, проклятия, ругань);
— прямая — непосредственно направленная против какого-либо объекта или субъекта;
— косвенная — действия, направленные окольным путем на другое лицо — злобные сплетни, шутки и т. п., а также действия, характеризующиеся не направленностью и неупорядоченностью — взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топанье ногами, битье кулаками по столу и т. п.;
— аутоагрессия — проявляющаяся в самообвинении, самоуничижении, нанесении себе телесных повреждений и самоубийстве;
— враждебная — выражается в действиях, целью которых является причинение вреда объекту А.;
— инструментальная — являющаяся средством достижения какой-либо цели.
Готовность к агрессивному поведению рассматривается как устойчивая черта личности — агрессивность. Некоторые проявление агрессии и автоагрессии могут быть признаком развивающихся патопсихологических изменений личности (возбудимая психопатия, паранойя, и пр.).
В принципе, уже на данной стадии размышления, можно поставить точку, с пониманием того, что: в представленном в статье эксперименте, была НЕ ЭМПАТИЯ, (в её классическом виде), а нечто другое, например — СИМПАТИЯ, которая включает в себя элементы СОЧУВСТВИЯ и СОПЕРЕЖИВАНИЯ. Но вместе с тем имеет принципиальные различия. Или это могли быть ЖАЛОСТЬ, СОСТРАДАНИЕ, — как способность увидеть в чужих несчастьях свои собственные проблемы. Обычно сострадание порождает стремление оказать поддержку нуждающемуся в ней человеку. А вот уже выбор средств помощи остаётся за Сострадающим… 😉
Эмпатия же предполагает сопричастность к процессу доброжелательных взаимоотношений с сохранением объективного взгляда на истоки и природу переживаний.
А вот как раз в формировании самоконтроля над агрессивностью и сдерживанию агрессивных актов большую роль играет развитие психологических процессов ЭМПАТИИ.
Вот такая Петрушка! 🙂 Как я уже говорила можно на этом, и остановиться, но тут «Остапа понесло»
:-D, и я подумала, а почему бы не посмотреть на эксперимент Аннеки Баффон и Майкла Полина, под другим углом зрения, ведь тогда вырисовывается любопытная картинка.
На мой взгляд, изначально, люди — участники эксперимента были вовлечены в «игру – соревнование», и тем самым автоматически запустился механизм — «синдром болельщика», с присущими ему признаками и чертами. Далее дело оставалось за малым, выбрать сторону и «болеть» за неё. Здесь экспериментаторы направили ход мыслей людей с помощью манипуляции, целью которой было вызвать жалость и сострадание к девушке «испытывающей материальные трудности». Тем самым данное противопоставление усилило противостояние. Затем в рамках эксперимента была достигнута ещё большая включённость людей в процесс, по средствам предоставления им «решения – кары» (в виде количества острого соуса, который получит конкурсантка соперница студентки, которой сострадают). Напомним, что вторая студентка не сделала ничего плохого, она не была причастна ни к денежным трудностям первой студентки, ни к её расстроенным чувствам. И таким образом, по законам жанра, появляется элемент агрессии в поведении и мышлении, что повышает уровень сопричастности испытуемых к происходящему. А так, как, агрессия это в любом случае стрессовая ситуация, то теряется, притупляясь и стираясь, ощущение возможности трезвомыслия и так называемого взгляда со стороны. Ещё, один не маловажный факт, агрессия служит формой реагирования физического и психического дискомфорта, стрессов, фрустраций. Находясь в ситуации «выбора без выбора», что и предусматривает формат эксперимента. Чтобы снизить степень воздействия полученного стресса, вызванного собственными деяниями, имеющими характер нелицеприятных поступков в отношении другого человека (в данном случае, втюхивание большого количества острого соуса, для в ни в чём не повинной девушки), при условии, что испытуемый не социопат. 😉 Бессознательное человека, гасит дискомфорт и фрустрацию, подспудно выдвигая идею назначить «козла отпущения», а точнее «козлиху», коей и стала девушка «без материальных проблем». Здесь реализуется принцип: «Получай фашист гранату, ты её заслужил! Одним, лишь тем, что мне так будет спокойней и будет тем самым оправдана моя безосновательная агрессия».
Следовательно, ни о какой ЭМПАТИИ, с её «ОСОЗНАННЫМ СОПЕРЕЖИВАНИЕМ» и «БЕЗ ПОТЕРИ ОЩУЩЕНИЯ ВНЕШНЕГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ» здесь не может быть и речи.
Коль такая пляска, ещё пару слов о высказывании:
«Например, эти данные могут помочь в исследовании терроризма. Буффон говорит: «Террористические организации помогают людям, которые живут в маргинальных условиях». Она считает, что многие люди из Европы и Америки, которые идут на убийство ради террористических организаций, поддерживают народ в мусульманских странах, который находится в бедственной ситуации и терпит несправедливое отношение. «У них есть импульс помочь. Этот импульс подпитывает негативное поведение»».
А причём здесь то, ЭМПАТИЯ!? 🙂
Для форм агрессии, развивающихся в таких массовых социальных явлениях, как террор, геноцид, расовые столкновения, религиозные и идеологические, типичны сопровождающие их процессы заражения и взаимной индукции, стереотипизации представлений в создаваемом «образе врага».
Как мне думается, с большо-о-ой натяжкой можно в данном эксперименте, говорить о присутствии там Эмпатии, при условии, что она представлена в недоразвитом, зачаточном состоянии. И априори ЭМПАТИЯ не может включать АГРЕССИВНОГО поведения. Это моё мнение. 🙂
Прочитав статью я задумался, как влияют СМИ на наши умы, как они ловко показывают одних несчастных и бедных, а других якобы виновных в ихнем несчастье. И тем самым настраивая наши умы к агрессии второй стороны. Статья точно показала как нами ловко манипулируют, управляют и подчиняют свое воле.
Может явление перехода эмпатии в агресию и есть одна из причин существования в нашем обществе таких явлений, как войны, терроризм, геноцид, концентрационные лагеря — уродливые места в истории человечества. Взять тот же красный террор — начиналось все с сопереживания угнетенному рабочему классу, а последствия оказались самыми страшными. Это как две стороны русской души — состадание и жестокость, беспощадность.
В себе я знаю тенденцию — если я вижу, что кто-то страдает, то первой возникает мысль, «что за сволочь с ним это сделала», а уж потом идея: «надо бы помочь». Мне часто снятся сны, где я бросаю без внимания существо, которому сострадаю и отправляюсь за него мстить. Тут есть существенный минус. Импульс, который возникает при виде страданий другого, растрачивается на реального или вымышленного обидчика, тогда как на то, чтобы помогать тому, кто в этом нуждается, энергии и желания уже не остается. У психолога должна быть идея помочь, а не восстановить справедливость, потому что справедливость всегда относительна, а помощь нет. Хотя может и помощь тоже относительна, если рассматривать ее шире, чем в масштабах одного конкретного человека, который в ней нуждается. Но тогда жизнь вообще фарс и короткий миг в масштабах Вселенной. А она все-таки не фарс, потому что она есть.
Вчера была на хоккее, чётко испытала на себе и своих близких как эмпатия к близкому человеку бессознательно переходит в агрессию к третьему лицу. Только сегодня это осознала вспомрив статью.
Эмпатия продуцирует агрессию, как оборотную сторону медали. Отсутствие агрессии в поведении предусматривает нечувствительность в восприятии. Вот ведь как, а, помнится, именно агрессивных людей принято было считать «черствыми и бездушными», ан нет, «черствые и бездушные» — это те, что сдержанны и степенны, и заодно еще и более справедливы, если прислушаться к событиям эксперимента. А эмпаты — истеричнее и жестче… Или это имеет отношение к неосознаваемой эмпатии, когда эмоции стороннего не отражаются, а принимаются как свои?
У людей, имеющих импульс помочь, бессознательно возникает агрессия к другому человеку. Часто за собой замечала вполне сознательную агрессию к человеку, если вижу его несправедливое отношение к другому.
Особенно, если объект несправедливого отношения человек не умеющий за себя постоять или беззащитное животное.
Например, ситуация, когда дети издеваются над котенком. Изначально, человек не идет в сравнение с животным, тем более ребенок! Но видя, что этот ребенок делает с существом, которое не может дать сдачи, у меня возникает желание причинить ему боль, наказать ребенка. Т.е. получается, что моя агрессия вызвана импульсом помочь, а не обостренным чувством справедливости, как я думала ранее.
Верно ли обратное? Если человек не причиняет вред третьему лицу из-за которого страдает другой , то человек не эмпатийный или менее эмпатийный.
Смущает всегда это более-менее.. Опять же столько граней у каждого свойства. Опыт интересный и не дочитывая до конца, можно было сказать с уверенностью, что второй достанется вдвойне, нужно же уравновесить, чтобы было плохо обеим. А не может быть это просто обостренное чувство справедливости исковерканное преподнесением первоначальных данных, хотя опять же эту несправедливость нужно было прочувствовать. Ну да.. эмпатия. В общем эмпатийные люди более подвластны манипуляциям особенно на обостренном чувстве справедливости, жалости и т.п.? и главное, как это все изобразить и повернуть… Понятно, как тогда террористы вербуют последователей.
Зная обратную сторону эмпатии можно понять когда начинается манипуляция. Или ты, или тобой. Поняв это, можно более объективно посмотреть на ситуацию, выслушав обе стороны. При этом не попасться под давление и не вовлечся в конфликт.
В выводах статьи, отследил следующую ситуацию: когда общаюсь с женой, и она рассказывает о ситуациях происшедших в ее работе и о людях которые были действующими лицами ситуации, у меня проявляется предвзятая агрессивная оценка к ним. В ситуации когда перекликаюсь в работе, у меня проявляется жесткое, иногда чрезмерно агрессивное отношение, внеши не обоснованное рабочие ситуации. В контексте статьи делаю вывод, что механизм работает и в моем случае, причем весьма эффективно, и не продуктивно в перспективе.
Формирование заочной предвзятой агрессии формируется, в моем случае, когда эмоционально значимый для меня человек (жена) делится своими переживаниями в контексте которых обозначается внешний агрессивный индивид. Интересный отметил момент, что обратная ситуация, когда я обозначаю внешнего оппонента, не формирует у моей супруги образ тягателя. При условии, что в обоих ситуациях, эмпатийный уровень был схожим.
А при чем тут эмпатия? Где в исследовании сказано они наблюдали за этими девочками во время испытания. Если я правильно понял, то тут просто прочли текст, и дали затем условие что надо наказать кого-то за проигрыш. Вот если бы они наблюдали за ходом эксперимента и после этого решали кому сколько схряпать соуса то тогда другое дело. А так это тоже самое что книги читать и в вкашечке переписку вести, то есть разговаривать со своими иллюзиями и представлениями и самом себе.
Когда я читала эту статью в начале я с ужасом относилась к тому что как это так люди так относятся к второй конкурсантке потому что первая видите ли более разговорчивая и ей помощь нужна а вторая более сдержанная ей значит не нужна. Потом когда речь зашла о родителях которые все делают для своих детей чтобы они выиграли , я подумала о себе, и понимаю что я сделала бы для своих , и для себя и тут меня понесло что я способна на многое, вот и пришла к выводу что как сильно я могу человеку сочувствовать в некоторых случаях , но повернув ситуацию я могу этого же человека со всей жёсткостью и уничтожить.
Да, так и есть, две стороны одной медали. Я веду себя именно так, как описано в статье, при этом думая, что абсолютно права. Благодаря статье, а именно описанию эксперимента, увидела глупость и отсутствие справедливости в некоторых своих поступках, даже смешно. Вот она какая, природа человека. Единственный выход, который приходит мне на ум — развитие умения понимать обидчика, тогда агрессии будет меньше
Очень интересная и познавательная статья. Узнала, что есть ген, который делает людей более чувствительными к вазопрессину и окситоцину – гормонам, которые участвуют в механизме сострадания и эмпатии. Также узнала, что его можно выявить с помощью теста. Хотелось бы пройти такой тест!:) На самом деле, в этой статье раскрыта важная информация, которая показывает, как можно использовать мотивационную систему человека и общества в целом. Согласна, что эти знания могли бы помочь в борьбе с терроризмом.
Верно «Ад вымощен добрыми намерениями» вот так можно охарактеризовать впечатление о статье.Наше сочувствие не самый верный союзник в жизни,как оказывается.Согласна с комментарием Александра Абдуллаева,по поводу СМИ, манипулировать легко и добротой.Поэтому начни с себя,думай прежде ,чем чувствовать .
Окситоцин и вазопрессин это новые для меня понятия. Очень интересная статья я и не думала,что сочувствие попросту говоря может вызвать столько мести по-сути.Конечно против исследований особенно не возразить,но месть за других,которая вытекает в терроризм,это мне все же кажется уже не просто сделать «неприятность» другому,чтобы обиженному было легче,это уже страшное искожение личности.Мне в общем-то представляется,что те кто помогают терроризму скорее нашли пользу для себя так или иначе в этой ситуации финансовую,или они вообще психопаты, которые нашли оправдание своим искаженным потребностям. А вот пример исследований со студентами, привел меня к мысли что работодатели тоже люди,и что надовить на жалость будет более выгодной тактикой?А как же уважение к себе?
Вот тебе и пожалуйста, две стороны одной медали, но если задуматься на эту тему, так и есть, когда испытываешь сострадание к одному человеку, тут же испытываешь агрессию к другому. Наверно не всегда стоит полагаться на чувства, а чаще включать здравый смысл. Не знаю, может я такая, но чем больше человек включает в себе жертву, тем меньше мне его жаль. Вывод был неожиданным, думаю, что «темную сторону» эмпатии нужно обязательно изучить. Окситоцин и вазопрессин — новые для меня понятия.
Все верно, часто наблюдал за собой такое поведение в жизни. И у себя, и у других)
Везде и всюду — палка о двух концах.
Прочитав статью начала вспоминать себя в подобных ситуациях . По отношению к героям фильма проявлялось у меня такое поведение.
Высказывание Смита прям в точку.
Похоже везде есть оборотная сторона медали. Даже у эмпатии. И думаю не одна. Опасно то, что человеком агрессия оправдывается таким благородным мотивом как сострадание и сочувствие. Это снимает многие внутренние барьеры и многое можно натворить. Поэтому и с терроризмом так тяжело бороться.
Давно стала замечать, что многие люди раздувают свои проблемы (что бы вызвать жалость и переложить решение своих проблем на других) У них всегда все хуже, чем у кого то другого. Ни когда этого не понимала. А ведь работает и помочь хочется, и посочувствовать, пока не начинаешь понимать, что человек попросту манипулирует этим. Есть у меня одна знакомая такая, она родила прекрасную дочку и воспитывает одна. Встретила их как то, ну и начала она рассказывать про «жизнь свою не легкую» и живет она на съемной квартире, и денег не хватает, и есть им не на что. Думаю, ну помогу. Продлилось это, благо не долго, до тех пор пока она мне списки не начала писать с необходимом для неё и её дочки. Я даже опешила от такой наглости, на что получила ответ «ну тебе то больше повезло и квартира у тебя есть, и машина, и мужчина заботливый, а я дочку одна тяну без мужа». Так я ведь не родилась с этим всем.
Когда читала эту статью,с одной стороны,видела в ней противоречие, но когда посмотрела на пример из своей жизни и перестала рассуждать о чём-то абстрактном, я сразу отразила себя. Очень показателен был для меня хоккейный матч моего брата, болея за него и его команду становлюсь более хладнокровной к их противникам.
Из статьи я узнала, что вазопрессин и окситоцин – гормоны, которые участвуют в механизме сострадания и эмпатии.
Сразу удивили строки: «Мы радуемся, когда жертва отвечает обидчику, и мы готовы способствовать этому».
Странная статья.
Тема мести интересная тема,надо будет почитать что-нибудь еще.
У каждой медали две стороны. Интуитивно я понимала, что эмпатия как может вызвать хорошее отношение к одним, так и агрессию к другим. Но я не задумывалась о том, что это может быть так масштабно. Терроризм, в этой статье, заставляет меня по-другому взглянуть на эту ситуацию. А ведь действительно террористы верят в то, что они совершают добро для кого-то. Но есть же другие способы решения проблемы. Подойти и навалять обидчику, того к кому ты испытываешь эмпатию самый простой способ. Но он не решает проблему. Каждый раз придётся это делать.Труднее научить этого персонажа бороться самому, добиваться и решать свои проблемы. Одно дело вот 2 девушки в эксперименте. Другое дело страны, народы. Когда возможно невыносимо осознавать ситуацию, в которую попали люди. Эмоция масштабней и сильней, приводит к страшным последствиям. Но изменит ли эта агрессия ситуацию. Я убеждена, что если ты хочешь помочь человеку, взаимодействовать необходимо именно с ним. Но реализовывать всё это, тогда когда есть сильные эмоции, побуждение и гармоны, тяжело.
интересное отследила у себя во время прочтения статьи. А ведь у меня была такая ситуация в жизни. Хоть и прошло уже много много лет,при воспоминании о той агрессии,которая у меня была,мне становится просто страшно и стыдно. А оказывается есть взаимосвязь между эмпатией и агрессией.
Наиболее верным путем в определении истинного положения дел, является представить ситуацию не только со стороны жертвы, но и со стороны обидчика, вникнуть в источник агрессии. Человеку легче пожалеть жертву, чем понять обидчика, а это может приводить к ошибочному и, порой, трагическому вердикту.
Сначала обрадовался выводу о том, что возникающее желание помочь другому человеку, через причинение боли его обидчику свидетельствует об эмпатии у меня, но когда дочитал до террористов, забеспокоился, как бы не завербовали.Шучу.
Замечаю за собой желание навредить обидчику человека, за которого переживаю, особенно ярко при просмотре фильмов, теперь яснее понятен механизм моего агрессивного состояния в тех ситуациях, когда мне ничего плохого не делают.
Отметил для себя интересный механизм проявления эмпатии связанный с агрессией. Думаю не всякое подобное проявление агрессии связано с эмпатией.
…Твой друг-мой друг , твой враг- мой враг…
Как я понял , сопереживание (сострадание ) близким нам людям(духовно, физически , идейно) способствует развитию негативного отношения(агрессии) к тем , кто на наш взгляд представляет угрозу для тех к кому мы проявляем симпатию .
Удивило не однозначность эмпатийных способностей , т.е импульс помочь одному , может подтолкнуть к нанесению вреда другому .
Интересный инструмент. Вызвав сочувствие у человека и указав что другой создает мне трудности можно вызвать агрессию у первого ко второму. Такое приходится наблюдать и в жизни и в кино
События описанные в статье наглядно показывают один из бесспорных законов природы и вообще существования, когда где-то что-то прибывает, то обязательно где-то что-то убывает. В данном случае сильная эмпатийная отдача одним ищет компенсации и очевидно выражается в жестокости проявляемой к другим. В дополнение к этому исследованию так же в какой-то мере стоит вспомнить и криминальную историю и ее статистику, которая показывает, что жуткие серийные убийцы не редко оказывались самыми добрыми и заботливыми семьянинами, внимательными к своим женам и чуткими к детям, в то время как совершенно хладнокровно могли измываться над своими жертвами, но оправдывали это какой-то «высшей целью» очищением от «порочности» мира и по сути, действительно, верили в то, что приносят миру пользу, заботятся о человечестве причиняя боль и страдания другим. Да и, к тому же, давно сформировалась красочно описывающая все это явление концепция «Зло во благо». Но всегда стоит помнить о том, что благо для одной стороны, может быть злом для иной, интересы всех учесть попросту невозможно, и творя добро для одного стоит помнить о той границе, при пересечении которой начинается зло для других. В данном случае, на мой взгляд, куда справедливее и гуманнее остаться беспристрастным, чем помочь кому-то при этом принеся боль и агрессию другому.
Также замечал за собой, что когда один мой ребёнок обижает другого, то первому как правило хочется навалять. Причём искренне, несмотря на то, что оба — мои дети.
Ощущение, чтотоюидают меня и не дети.
Значит к ним я особенно эмативен. Буду аккуратнее и понаблюдаю за собой.
Спасибо за статью!