Обучение психологии онлайн
Воронежский Институт Психологии >

Без сомнения, пандемия COVID-19 создала запрос на электронное обучение. В наиболее трудной ситуации оказались медики, работающие как в амбулаторных, так и в больничных условиях. Они были вынуждены применять новые стратегии в обучении и научили учиться нас.

Итак, как же медицинские работники и им подобные специалисты могут поддерживать необходимые навыки обучения во время глобальной пандемии? Простой ответ состоит в том, чтобы сосредоточиться на развитии конкретных навыков (bit size skils), при этом большая часть обучения происходит путем немедленного применения и повторения новых навыков. Ниже приведены некоторые примеры и уроки извлеченные из подобной практики повышения квалификации медицинских работников, которые помогут в планировании обучения.

Добавьте наглядности

При подаче материала необходимо выбрать кратчайший маршрут на пути достижения цел обучения. Для этого необходимо минимизировать тексты и использовать простейший дизайн в оформлении материала.

Если картинка фотография или короткое видео передают смысл навыка, предпочтите их громоздкому тексту, смысл которого станет понятен лишь при условии сосредоточенного прочтения, на которое в возникших обстоятельствах просто нет времени.

Например, в начале пандемии большинство пациентов испытывали страх, доходя до состояния паники. Поэтому вместо того, чтобы читать подробную статью о том, как справиться со страхом и повысить уверенность пациентов в том, что они в безопасности, достаточно 60-ти секундного ролика, на котором продемонстрированно две стратегии снижения уровня тревоги у пациентов. Цель будет достигнута, навык можно будет немедленно применить, закрепив его.

Сделайте учение частью работы

Вот уже год мы живем в ситуации пандемии. Во многих профессиональных областях она приводит к эмоциональному выгоранию сотрудников. В таких условиях трудно поддерживать у них способность учиться.

Задача обучения состоит в том, чтобы интегрировать подачу материала в ежедневную профессиональную деятельность, по типу интернатуры у медиков. Тогда обучение становится дополнением к работе, а не отдельной культурой в организационной структуре учреждения или компании. Дело в том, что когда учение воспринимается как дополнительная задача, добавленная к работе оно вызывает меньшее психологическое сопротивление.

Например, в медицинском учреждении можно предложить заполнить чек лист в момент обмена картами, оповещать о введении новых алгоритмов и контролировать их применение. Можно останавливать сотрудников на 10 секунд для того, чтобы задать вопрос или проконтролировать усвоение информации, проводить кратковременные летучки, попросить фиксировать возникающие по усваиваемой теме вопросы для того чтобы ответить на них на консультации в конце дежурства или рабочей смены. Интегрируйте в рабочий день элементарные стратегии, а в рабочие операции новые знания, для того чтобы изжить представление о бесполезности и рутинности процесса учения. При этом необходимо иметь план, в котором отображается объем усвоения материала за текущий период времени.

Работайте в Команде

Россия, скорее всего отличается от общемировой статистики, но по данным исследования, проведенного в США и опубликованного газете New York Times, во время пандемии наибольшая беспрецедентная текучесть кадров наблюдается в составе врачей и руководителей системы здравоохранения. Не выдерживая ответственности за принятие решений, нагрузки от возросшего объема работы и выполнения задачи по внедрению новых медицинских технологий и обучению им персонала увольняются все… от руководителя департамента до главного врача больницы.  При увольнении у многих наблюдается синдром эмоционального выгорания.

В России такого явления не наблюдается. Мы догадываемся почему. Но это тема отдельной статьи.

В качестве меры профилактики специалистами здравоохранения была предложена система перекрестного обучения персонала (cross-train skills), когда за результат усвоения новых знаний и освоения новых технологий отвечает вся команда.

В этой системе ключевым элементом является расширение полномочий всего персонала больницы. Таким образом между персоналом, лечащим врачом и руководителем учреждения здравоохранения делиться ответственность за результат, т.е. врач становится не единственным человеком, гарантирующим пациенту своевременную и качественную медицинскую помощь. Такая система требует развитие компетентности у всех сотрудников. За результат обучения, так же как за уровень качества оказания услуг теперь отвечает вся больница. Это снижает уровень стресса у сотрудников всех уровней.

Еще одной отличительной чертой обучения для сотрудников здравоохранения является то, что обучение не может остановиться ни при каких условиях, а напротив, потребность в развитии навыков и усвоении знаний возникает с новой силой.

Возможно, такая форма обучения окажется эффективной и останется в медицине и по окончании пандемии.

Возможно, ее необходимо взять на вооружение и в других отраслях профессиональной практики.

Автор: Симонов Вячеслав Михайлович

Оставайтесь в курсе и на facebook