Без сомнения, пандемия COVID-19 создала запрос на электронное обучение. В наиболее трудной ситуации оказались медики, работающие как в амбулаторных, так и в больничных условиях. Они были вынуждены применять новые стратегии в обучении и научили учиться нас.
Итак, как же медицинские работники и им подобные специалисты могут поддерживать необходимые навыки обучения во время глобальной пандемии? Простой ответ состоит в том, чтобы сосредоточиться на развитии конкретных навыков (bit size skils), при этом большая часть обучения происходит путем немедленного применения и повторения новых навыков. Ниже приведены некоторые примеры и уроки извлеченные из подобной практики повышения квалификации медицинских работников, которые помогут в планировании обучения.
Добавьте наглядности
При подаче материала необходимо выбрать кратчайший маршрут на пути достижения цел обучения. Для этого необходимо минимизировать тексты и использовать простейший дизайн в оформлении материала.
Если картинка фотография или короткое видео передают смысл навыка, предпочтите их громоздкому тексту, смысл которого станет понятен лишь при условии сосредоточенного прочтения, на которое в возникших обстоятельствах просто нет времени.
Например, в начале пандемии большинство пациентов испытывали страх, доходя до состояния паники. Поэтому вместо того, чтобы читать подробную статью о том, как справиться со страхом и повысить уверенность пациентов в том, что они в безопасности, достаточно 60-ти секундного ролика, на котором продемонстрированно две стратегии снижения уровня тревоги у пациентов. Цель будет достигнута, навык можно будет немедленно применить, закрепив его.
Сделайте учение частью работы
Вот уже год мы живем в ситуации пандемии. Во многих профессиональных областях она приводит к эмоциональному выгоранию сотрудников. В таких условиях трудно поддерживать у них способность учиться.
Задача обучения состоит в том, чтобы интегрировать подачу материала в ежедневную профессиональную деятельность, по типу интернатуры у медиков. Тогда обучение становится дополнением к работе, а не отдельной культурой в организационной структуре учреждения или компании. Дело в том, что когда учение воспринимается как дополнительная задача, добавленная к работе оно вызывает меньшее психологическое сопротивление.
Например, в медицинском учреждении можно предложить заполнить чек лист в момент обмена картами, оповещать о введении новых алгоритмов и контролировать их применение. Можно останавливать сотрудников на 10 секунд для того, чтобы задать вопрос или проконтролировать усвоение информации, проводить кратковременные летучки, попросить фиксировать возникающие по усваиваемой теме вопросы для того чтобы ответить на них на консультации в конце дежурства или рабочей смены. Интегрируйте в рабочий день элементарные стратегии, а в рабочие операции новые знания, для того чтобы изжить представление о бесполезности и рутинности процесса учения. При этом необходимо иметь план, в котором отображается объем усвоения материала за текущий период времени.
Работайте в Команде
Россия, скорее всего отличается от общемировой статистики, но по данным исследования, проведенного в США и опубликованного газете New York Times, во время пандемии наибольшая беспрецедентная текучесть кадров наблюдается в составе врачей и руководителей системы здравоохранения. Не выдерживая ответственности за принятие решений, нагрузки от возросшего объема работы и выполнения задачи по внедрению новых медицинских технологий и обучению им персонала увольняются все… от руководителя департамента до главного врача больницы. При увольнении у многих наблюдается синдром эмоционального выгорания.
В России такого явления не наблюдается. Мы догадываемся почему. Но это тема отдельной статьи.
В качестве меры профилактики специалистами здравоохранения была предложена система перекрестного обучения персонала (cross-train skills), когда за результат усвоения новых знаний и освоения новых технологий отвечает вся команда.
В этой системе ключевым элементом является расширение полномочий всего персонала больницы. Таким образом между персоналом, лечащим врачом и руководителем учреждения здравоохранения делиться ответственность за результат, т.е. врач становится не единственным человеком, гарантирующим пациенту своевременную и качественную медицинскую помощь. Такая система требует развитие компетентности у всех сотрудников. За результат обучения, так же как за уровень качества оказания услуг теперь отвечает вся больница. Это снижает уровень стресса у сотрудников всех уровней.
Еще одной отличительной чертой обучения для сотрудников здравоохранения является то, что обучение не может остановиться ни при каких условиях, а напротив, потребность в развитии навыков и усвоении знаний возникает с новой силой.
Возможно, такая форма обучения окажется эффективной и останется в медицине и по окончании пандемии.
Возможно, ее необходимо взять на вооружение и в других отраслях профессиональной практики.
Автор: Симонов Вячеслав Михайлович
Актуальная статья в нынешних реалиях! Мне и самой в своей работе пришлось пройти через этап дистанционной работы весной и летом 2020 года. И естественно психике необходимо было перестроиться под этот новый формат. Нужно было выработать у себя новый уровень ответственности и самодисциплины. Учитывая, что у меня рукоаодящая должность, мне это сделать было проще и получилось в более короткие сроки. Хотя я не понаслышке знаю, что многим людям этот новый формат деятельности дался трудно. Тем более, если речь идёт об обучении, то совсем сложно самоорганизовать себя в этом процессе. Это я чётко увидела на примере своей дочери, она тогда училась в 8 классе и качество обучения в новых условиях сильно пострадало. Поэтому очень важно менять форматы обучения под новые условия. Вроде бы в этой статье и приведены очень простые методики обучения, но они очень эффективны в условиях быстрого обучения. Наглядность- это вообще первый шаг к успеху в любом учебном процессе! Недаром говорят, что лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать. А командная работа имеет высокую эффективность в 90% случаев. А вплетение обучения в ежедневные процессы давно стало частью моей жизни и во многом помогает осваивать какие либо новые материалы. Поэтому все эти рекомендации с удовольствием буду давать и своим сотрудникам и другим людям в своём окружении.
Спасибо за статью. У меня она вызвала как сопротивление, так и интерес. С одной стороны, мне понравилась мысль «когда учение воспринимается как дополнительная задача, добавленная к работе оно вызывает меньшее психологическое сопротивление», но с другой стороны, обучение новому вызывает у меня страх того, что надо учиться новому, в то время как количество задач не уменьшается. Методы, описанные в статье, думаю, будут эффективны, когда руководители регулярно применяют практику тайм-менеджмента, в противном случае, это будет достаточно формально. Я пока не могу представить, как обучать людей пожилого возраста (50-65 лет) новым технологиям, т.к. для них повторение и запоминание занимает гораздо большее количество времени, а чтобы еще и применять новые навыки без стресса…на это нужно много времени и спокойная обстановка, что COVID не дает
В данной статье даны очень четкие, конкретные рекомендации по обучению в условиях пандемии, которые могут быть вполне применимы и при обычной обучающей деятельности. Учитывая, что визуальный канал восприятия является главным у большинства людей, автор рекомендует добавить наглядности. Так же он рекомендует учиться в процессе трудовой деятельности. Так быстрее формируется навык и запоминается вся необходимая информация. И работа в команде, где все друг другу помогают и мотивируют дает поддержку и ответственность каждого за результат. Это очень важно, так как в условиях всеобщей истерии и паники именно такие методы дадут самые лучшие результаты. В начале пандемии паника среди населения была на очень высоком уровне. В начале апреля 2020 года я приехала в Воронеж из Москвы, чтобы начать переезд в новую квартиру. У меня на тот момент в ней не было даже лампочек. А на следующий день должны были привезти мебель. Я пошла в ближайший хозяйственный магазин за лампочками. Погода была ветреная и морозная, а я была не по погоде легко одета, поэтому шла очень быстрым шагом. В магазин я практически ворвалась и тут же спросила у сидящей на стуле продавщицы: «У Вас есть патроны?», склонившись над ней, наверно, немного резким голосом. Продавщица испугалась, вжала голову в плечи и дрожащим голосом сказала: «Нет, Вам наверно, в другой магазин». Я не сразу поняла в чем дело. Потом уже спокойно объяснила, что патроны нужны для лампочек, а не то, что она подумала… Она, вся дрожа, встала и продала мне то, что было надо. Когда человек в состоянии паники и стресса эффективны только наиболее простые и понятные методы, как, например, в данной статье.
Спасибо за статью. В статье я увидел методики которые могут помочь обучению граждан, занимающихся различной деятельностью не отрываясь от работы, также ускорить их обучение заменяя кучу текста на визуальные методики подачи информации и объединив ответственность за результат на команду сотрудников. Отличные и рабочий методики которые могут быть приняты как молодыми специалистами так и специалистами старой закалки, конечно не без сопротивления. Так как любые изменения ведут к стрессу. Моя работа непосредственно связанна с работой руками и обучение у меня проходит в боевых условиях, увидел, применил, услышал, сделал. Дополнительные методики работы смотрю в видеороликах, которых полно в сети интернет. Удаленное обучение меня не коснулось, так что без комментариев.
Из статьи я поняла, что учится и развиваться необходимо на всех этапах жизни… как показала пандемия, что даже при возможном отсутствии желания — может возникнуть острая необходимость в обучении. В статье рассказали о нескольких примерах и уроках, которые помогут в обучении, так я узнала, что для быстрого донесения информации необходимо четко и кратко формулировать тексты и видеоролики. Так же не стоит выделять обучение в отдельную задачу, а ввести ее дополнительной задачи в процессе ежедневной работы, чтобы не вызывать психологическое сопротивление сотрудников. И еще интересная идея командной работы, когда каждый человек не сам по себе, а единая команда, которая отвечает друг за друга, что приводит к снижению стресса у всех сотрудников. И мне кажется, что отсутствие возможности остановки в обучении сотрудников здравоохранения — это только в положительную сторону, так как уровень компетентности будет только повышаться. Спасибо за статью!
Крайне актуальная тема. Для меня так во все времена, будь то пандемия или нет, специфика моей работы примерно всегда одинакова. Описанные в статье приёмы очень полезны, их можно распечатать и повесить перед глазами, чтобы всегда помнить. Будь наглядным и понятным (не усложняй), учись всегда (спрашивай, не стесняйся, будь порой дураком, чтобы что-то узнать), как только остановился, считай отстал, поэтому в современной жизни (и в моей работе в частности) обучение происходит непрерывно, это и освоение соц. сетей, которые постоянно меняются, это и работа с людьми и меняющейся техникой, адаптация к новому; работай в команде (одна лошадь будет тащить медленно повозку, а если повозка окажется тяжёлой, то лошадь и вовсе остановится или сдохнет), делись ответственностью, привлекай людей к себе в команду, главное — нужных людей.
Спасибо за статью. Моя мама работает медицинской сестрой приемного отделения районной больницы. И она тоже столкнулась с тем, что нужно в экстренном порядке пройти переобучение в связи с пандемией Ковид-19. При этом, основная часть обучения проходила дистанционно. Я помогла ей освоить техническую часть процесса (сайты, регистрация, работа с необходимыми программами), и точно могу сказать, что она успешно справилась с этим. Пока она проходила обучение, она уже должна была применять еще неполученные навыки у себя на работе. Не было времени для откладывания. Несмотря на возраст, а ей 50 лет, она смогла получить новые знания и применить их в своей работе.
Считаю, что обучение в экстренных ситуациях проходит эффективнее, чем в спокойное время, когда ты никуда не торопишься и есть соблазн отложить изучение на другое время.
Актуальная статья в наше время. Мне кажется возможность обучаться чему-то новому всегда должна быть. В статье очень хорошо описаны рекомендации. Как лучше подать материал, как его усвоить. Во время пандемии моих детей коснулось дистанционное обучение. Сказать что это было не просто, это не сказать ничего. Возможно взрослому человеку это будет удобно. Опять же не всем. Мне,например, очень сложно воспринимать информацию онлайн. Но вот для детей эти несколько месяцев учебы был просто ад. Во-первых не было технической подготовленности платформ образовательных. Во-вторых ребёнок с трудом воспринимал, что раз он дома, то надо учиться) Для него это был непонятный эксперимент. Конечно потом они привыкли, и стало значительно легче
Очень интересная статья, которую можно интегрировать не только для периода пандемии, но и в целом, для жизни.
Первое, что привлекло мое внимание — это совет, что изученный материал необходимо сразу применять на практике. Это моя точка роста. Чувствую порой себя вечной ученицей, т.е постоянно изучаю, но практикую из всего этого 10%, если не меньше. Однако в последнее время этот показатель стал расти. Совет про наглядность, скорее всего, можно даже связать с тем, что большие тексты уже не воспринимаются людьми в принципе. Все стало коротким, емким. Я даже за собой замечала, что реально трудно сконцентрироваться на посте в соцсетях, если там огромный текст. Глаза сразу же начинают читать бегло, не вникая в суть. Так что, если я обучаюсь чему-то или читаю что-то, то запасаюсь стикерами, наглядными материалами и т.д Тогда процесс обучения действительно становится более цельным.
Инсайтом стала для меня фраза «добавленная к работе дополнительная задача вызывает меньше сопротивления». Для меня это говорит о том, чтобы не брать сразу огромную задачу, а делить ее на маленькие. Тогда психика не будет испытывать сопротивления.
Я и сам попал под такие условия, когда всех посадили дома. Пришлось адаптироваться к новым условиям. Как теперь мне работать с зависимыми, сидя дома? Был риск того, что можно занести заразу в наше учреждение и тогда бы пошёл мор тех, кто лечится. Придумали новые стратегии доставки продуктов питания, хлеба и прочее с использованием муравьиного спирта, перчаток, масок. Кстати, маски удалось купить за копейки. И спустя время их цена выросла в разы. Общаться и консультировать людей приходилось по телефону. Новый способ консультирования оставлял желать лучшего эффекта. Обучение личное тоже проходило по зуму. Ещё я увидел, как многие люди, сидя дома, начинали пить спиртное. Так как весь смысл жизни у них был в работе. А тут они потеряшками стали. Даже семейным парам я ездил и выводил из запоя. Вот так происходила компенсация. Ковид показал, кто на что есть способен.
В период пандемии произошла переоценка вообще всей системы здравоохранения. Обучение кадров в кратчайшие сроки . Такой подход оказался достаточно эффективным в ряде стран. Однако возрос момент профессионального выгорания и выросло количество увольнений начиная от низшего персонала заканчивая руководителями департамента здравоохранения. Это связано с очень большой психологической физической и гражданской ответственностью. Это говорит еще и о высоком уровне самой личной ответственности и работы. В России такой тенденции не наблюдалось есть вопрос почему? В связи с чем было предложено специальным образом обучать персонал изначально и ввести коллективную ответственность что бы снизить личную моральную нагрузку.
Крайне интересная статья. Пандемия явно внесла свои коррективы. Особенно на обучение. Я, как человек с повышенной тревожностью, испытала огромный стресс от перемен , касаемых уклада жизни, работы( тогда я не работала, но муж был дома 24 часа в сутки 5 недель). И хотя сейчас уже все пошло на спад и мы потихоньку возвращаемся к обычной жизни, нас ещё долго будут преследовать отголоски пандемии. В статье четко расписано как учиться в пандемию, на что обращать внимание при донесении информации, и очень интересно проведена аналогия с врачами. У них как раз вообще никаких вариантов не было: ни отказ от работы, ни удаленка. А особенно мне понравился способ, который я введу в свою жизнь-это сделать обучение неотъемлемой частью своей жизни. Да, конечно, понадобится много времени, дисциплина и проявление силы воли, но думаю, я справлюсь.