Безусловно, самые важные фигуры в школе — это учителя. Мы рассмотрим, кто они, чем занимаются и какое влияние оказывают на успеваемость учеников, их социальную и эмоциональную адаптацию. Основное внимание будет направлено на изучение следующих вопросов:
- Имеет ли значение раннее впечатление учителей о способностях ребенка?
- Учитель играет в классе множество ролей в качестве оценщика, специалиста по дисциплине и социальной модели. Каким образом способ управления каждой из этих ролей может влиять на учеников?
Влияние ожиданий учителя на успехи в учебе
У большинства учителей в начале учебного года рефлекторно формируются ожидания о возможной успеваемости каждого из учеников. Эти ожидания происходят из различных источников: предыдущая успеваемость ученика, результаты тестов, семейное происхождение, внешний вид и история поведения в классе. Влияют ли эти предубеждения относительно успеваемости ребенка на фактические успехи или неудачи ребенка в учебе? Ученые решили, что можно исследовать влияние этих ожиданий на успеваемость ребенка, запросив у учителей прогнозы в начале года, а затем определив, насколько точно результаты ребенка соответствуют прогнозам учителя. Более эффективный метод включает экспериментальное обоснование ожиданий в отношении определенных детей в классе и затем оценку того, в какой степени это ожидание оправдывается. Розенталь и Якобсон из Гарвардского университета (1968) провели эксперимент «Пигмалион в классе». В ряде классов начальной школы учителям сообщили, что 20 процентов их учеников, которые были выбраны случайным образом, обладали «незаурядными интеллектуальными способностями» (Rosenthal & Jacobsen, 1968, стр. 66). Чтобы оценить влияние ожиданий учителя, детям был проведен тест на IQ перед началом эксперимента и снова после восьми месяцев дополнительных занятий в классе. Также тест на IQ прошла еще одна группа детей того же класса, выбранная также случайным образом. Ученых интересовал вопрос: «Могут ли дети, отмеченные как интеллектуально одаренные, добиться большего повышения IQ, чем дети, от которых учителя не ожидали сверхспособностей? В результате те дети, от которых учителя ожидали большего интеллектуального развития, показали значительно больший прирост IQ, чем ученики из контрольной группы*. Более того, «интеллектуально одаренные» дети преуспели в чтении, а их «интеллектуальное любопытство» было выше, чем у детей контрольной группы. При этом успехи стали наиболее заметны в младших классах. Из чего ученые сделали вывод, что изменить ожидания учителя на ранней стадии обучения намного проще.
Тесты Розенталя встретили серьезную методологическую критику. Несмотря на это, целый ряд исследований подтвердил «эффект Пигмалиона». Ученые проверяли теорию с учащимися обычных классов, с теми кто попал в программу для малообеспеченных семей Head Start, с умственно отсталыми детьми, а также с несовершеннолетними нарушителями (Raudenbusch, 1984). Как мы можем объяснить «эффект Пигмалиона»? Поскольку учителя ожидают определенного поведения от людей с высокой и низкой успеваемостью, они по-разному относятся к ним и тем самым поддерживают шаблоны (Brophy, 1986). Более успевающие получают больше внимания, им разрешают чаще отвечать на уроке и дают больше времени на ответ. Их чаще одобряют за правильные ответы и меньше критикуют за неправильные. От малоуспевающих заранее не ждут участия и знаний. Им предоставляют меньше возможностей и поощрений для ответа (Minuchin & Shapiro, 1983). Все же к «эффекту Пигмалиона» есть вопросы: «В каком случае улучшение интеллектуальной деятельности, приписываемой современным образовательным программам, связано с методами этих программ, а в какой — с благоприятными ожиданиями учителей? » (Розенталь и Якобсен, 1966, с. 188).
Учитель и дисциплина
Учителя не только оценивают, но и являются наставниками. Перед учеными встало два вопроса:
- Насколько эффективны различные методы контроля учителя для достижения и поддержания порядка в классе?
- Какое влияние тактика учителя оказывает на мотивацию детей?
Хотя можно интуитивно предсказать, что похвала более эффективна, чем неодобрение, прежде чем можно будет сделать какие-либо выводы относительно ее эффективности, необходим систематический анализ использования похвалы. Остальные вопросы тоже требуют рассмотрения.
- Насколько важны одноклассники в достижении контроля в классе?
- Может ли учитель эффективно использовать силу группы сверстников для достижения более эффективной дисциплины?
ОПЕРАНТНОЕ ПОДКРЕПЛЕНИЕ В КЛАССЕ
Попытки применить принципы оперантного подкрепления к контролю в классе оказались очень успешными (Kazdin, 1982). В некоторых случаях используется социальное подкрепление в форме словесного одобрения. Учителей обучают систематически хвалить желательное поведение и игнорировать нежелательное. Второй метод сочетает социальное подкрепление и материальное вознаграждение. Традиционно этот подход не использовался до 1960-х годов, но он определенно не нов.
В 610 году нашей эры некий монах сформировал из остатков хлебного теста полосы, которые он сложил в петлю по форме напоминающую скрещенные на груди руки. Запеченное угощение, называемое претиола (лат. «Маленькая награда»), предлагалось детям в качестве награды за изучение молитв. (O’Leary & O’Leary , 1977, р. 257)
В современной версии программы дети накапливают очки или жетоны за хорошее поведение, которые затем можно обменять на материальное вознаграждение: конфеты, арахис, комиксы или игрушки. Многочисленные исследования продемонстрировали эффективность данного подхода по контролю над детьми в классах (Каздин, 1982). Кроме того, дети совместно могут объединить свои награды для какого-то особого мероприятия (вечеринка, поездка в музей или зоопарк). Такие групповые награды оказывают значительное давление на учеников с девиантным поведением ,чтобы они улучшили свое поведение. Горе тому школьнику, который лишает своих сверстников возможности устроить вечеринку на Хэллоуин.
Применение жетонов и других внешних наград хорошо действует во время изучения таблицы умножения (Lepper & Hoddell, 1988). Последовательное, немедленное и четкое использование вознаграждений повысит их эффективность — непростая задача для учителя с тридцатью или сорока детьми в классе!
Хотим отметить, что символические вознаграждения не всегда необходимы. При некоторых обстоятельствах они могут подорвать интерес детей к школьной деятельности. Ниже рассмотрим несколько интересных экспериментов.
КОГДА НЕУМЕСТНОЕ ПООЩРЕНИЕ МОЖЕТ НАВРЕДИТЬ
Награды в виде жетонов далеко не всегда приносят пользу. В школе есть много занятий, которые интересны детям сами по себе. Например, для дошкольника нет ничего интересней изготовления бумажной шляпы, в то время как решение математических задач может быть забавным для старшеклассника. Что происходит, когда детей начинают вознаграждать за и так интересные занятия? Чтобы выяснить это, Леппер, Грин и Нисбетт (1973) наградили одну группу дошкольников премией «Хороший игрок». Им вручили большую золотую звезду и яркую красную ленту — за рисование картинок фломастерами (занятие, которое нравилось детям само по себе). Вторая группа детей вознаграждения за аналогичную деятельность не получила. Наблюдатели фиксировали время, которое дети тратили на рисование во время свободной игры до и после эксперимента. Результаты были впечатляющими: дети, которых наградили за рисование, стали проводить меньше времени за этим занятием после эксперимента. В то время как дети из контрольной группы оставили интерес к этому занятию на прежнем уровне. Более того, награды также могут снизить уровень креативности. При ожидании призов люди склонны выполнять меньше творческой работы (Amabile & Hennessey,1988). Данные результаты были воспроизведены рядом других исследований, которые подтвердили теорию и раскрыли еще некоторые моменты (Lepper & Hodell, 1988). Например, если дети думают, что их награждают именно за хорошее выполнение задания, уменьшения интереса к деятельности может не последовать (Boggiano & Ruble, 1979). Получение вознаграждения, зависящее от качества выполнения работы, говорит человеку, что он хорошо он справляется с делом. Эта информация, вероятно, повысит в дальнейшем внутренний интерес. Напротив, получение вознаграждения только за участие в задаче — независимо от того, насколько хорошо это или плохо — снижает внутренний интерес в дальнейшем. Возраст тоже имеет значение. Если дети слишком малы, чтобы сравнивать свои достижения с навыками других детей, акцент на успеваемости не имеет значения. Эти данные снова напоминают о том, что символические подкрепления могут иногда подрывать внутренний интерес к деятельности. Вознаграждения следует использовать в ситуациях, когда внутренний интерес к занятиям невелик. Как только ребенку станут понятны достоинства занятия, ощутимые награды могут стать ненужными или даже нежелательными.
Источники: Amabile, T. M., & Hennessey, B. A. (1988). The motivation for creativity in children. In A. K. Boggiani & T. Pittman (Eds.), Achievement and motivation: A social developmental perspective. New York: Cam- bridge University Press; Boggiano, A. K., & Ruble, D. N. (1979). Perception of competence and the overjustification effect: A developmental study. Journal of Personality and Social Psychology, 37, 1462-1468; Lepper, M. R., Greene, D., & Nisbett, R. (1973). Test of the «overjustification hypothesis.» Journal of Personality and Social Psychology, 28, 129-137; Lepper, M. R. & Hodell, M. (1988). Intrinsic motivation in the classroom. In C. Ames & R. Ames (Eds.), Research on motivation in education (Vol. 3, pp. 73-107). New York: Academic.
Роль сверстников в обучении
Сверстники могут успешно выступать в качестве учителей. Дети старшего возраста иногда выступают в роли помощников учителей и отвечают за обучение детей младшего возраста. Хотя детали программ от школы к школе различаются, большинство из них включает в себя учебные занятия для «помощников», на которых они изучают методы общения и обучения детей младшего школьного возраста. Чтобы согласовать программу репетиторства с обычными занятиями ребенка в классе, помощники регулярно встречаются с его классным руководителем. Результаты указывают на то, что репетитор и ученик получают свою выгоду, однако у репетитора ее больше (Dansereau, 1987).
Опыт репетитора может принести пользу даже детям с низким уровнем успеваемости (Allen & Feldman, 1976). Пятиклассники с низким уровнем успеваемости, чьи оценки по чтению были как минимум на один год ниже среднего уровня, преподавали третьекласснику двадцать минут в день. Вторая группа пятиклассников осваивала материал в одиночку. К концу двухнедельного периода стало ясно, что репетиторство приносит большую пользу, нежели самостоятельное изучение. Эти успехи были достигнуты, несмотря на то, что уровень третьеклассника мог быть не ниже уровня его «репетитора». Эффект обучения больше повлиял на репетиторов, чем на учеников. Более поздние исследования показывают аналогичный эффект: наставник получает больше, чем обучаемый ученик (Lambiotte et al., 1987). Ясно, что дети могут служить эффективными помощниками для себя, своих одноклассников и младших школьников.
Совместное обучение
В последние годы появилось много разновидностей взаимного обучения. Одним из подходов такого вида обучения является среда совместного обучения. В совместной среде участвуют небольшие группы учащихся, которые вместе усваивают учебный материал. Часто группа неоднородна. В нее входят дети: разного пола, способностей и этнического происхождения. Эти различия не мешают им вместе работать над общими проблемами. Однако совместные учебные группы отличаются от договоренностей о взаимном обучении тем, что с самого начала очевидно, что никто не обладает более высокими знаниями и не выбран для руководства группой. «Цель состоит в том, чтобы максимизировать обучение всех учащихся и увеличить сотрудничество между различными детьми» (Minuchin & Shapiro, 1983, р. 114). Одним из примеров использования взаимного обучения, как части формата кооперативного обучения является «метод головоломки», разработанный Аронсоном и его коллегами (Aronson, Stephan, Sikes, Blaney, & Snapp, 1978). Материал делится на части и каждый член небольшой группы несет ответственность за одну часть. Ученики работают с другими участниками группы над сегментом, а затем «обучают» других членов команды материалу, который они усвоили. Такой метод несет двойную выгоду. С одной стороны, каждый член команды учится работать независимо, и в тоже время у каждого есть возможность полагаться на других членов команды. Большинство исследований совместной учебной среды показало положительное влияние на самооценку, поведение, межличностные симпатии, взаимное сотрудничество и отношение к школе и обучению (Minuchin & Shapiro, 1983). Более того, Славин и его коллеги (Slavin, 1983, 1987) сообщают о большем увеличении математических навыков в совместных классах по сравнению с контрольными классами*.
Другая форма кооперативного обучения — это сотрудничество на равных, при котором дети работают вместе над решением задач, которые ни один из них не мог выполнять ранее. Несмотря на то, что взрослые не давали никаких инструкций, дети в этих программах добились значительного прогресса в решении математических задач по сравнению с детьми контрольной группы (Damon & Phelps, 1989). Однако, есть и недостатки. В экспериментальном исследовании с учащимися 3-4-х классов Крокенберг (1979) показал, что опыт совместного обучения может привести к большей восприимчивости влияния сверстников, а также к нежеланию рисковать их несогласием. Крокенберг сделал вывод, что желательным результатом кооперативного обучения является развитие готовности помогать и взаимного уважения. Нежелательным результатом может стать слепое подчинение сверстникам.
Мы изучили учителей, наставников и тактику. В следующей статье мы обратимся к технологиям и исследуем влияние внедрения компьютеров в классах.
*Контрольные группы-группы, которые так же принимают участие в исследовании, но при этом непосредственно над ними эксперимент не производится.
Оригинальная статья: E. Mavis Hetherington, Ross D. Parke – The biological bases of behavior. Child Psychology. A contemporary viewpoint. Fourth edition, 1993
Автор перевода: Золотухина Мария Сергеевна
Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна
Источник изображения: pixabay.com
Ключевые слова: социализация детей в школе, альтернативное школьное образование, другая школа, сколько человек должно быть в классе, нетрадиционные методики обучения, открытый класс, как организовать детей в классе
Спасибо за статью. Пока читала, вспомнила школу. Как старшеклассники помагали младшим классам. Согласна с тем, что учителя, ябы назвала, ставят ярлыки на детей. Вот это хорошо будет учиться, а вот это плохо. И максимум внимания они уделяют любимчикам. Был случай. Урок рисования. Мы делали поделки. И учитель на весь класс рассказывала, кто её любимый ученик. При этом она брала с моего стола украшения для поделки и наряжала куклу своей любимой ученицы. После этого случая, мне не особо хотелось учиться.
Ещё согласна с тем, что когда начинаешь репетиторствовать, то получаешь знания больше. Они как бы закрепляется и упорядочиваются. Многие говорят, если хочешь, чтобы информация закрепилась, то расскажи это другому человеку. Поделись информацией.
Из статьи я узнала об интересном эффекте Пигмалиона в педагогической среде. Навязанные учителям ожидания относительно способностей двух групп учеников, выбранных случайно, оправдались по завершении эксперимента. Ученики, в высокие способности которых верили учителя, оказались в итоге более успешными в интеллектуальном развитии. Как так? Можно списать это на силу веры и убеждения. Но, механизм получения такого результата оказался простым. Учителя относились к ученикам в соответствии со своими ожиданиями, одним уделяли больше времени, внимания, больше хвалили и меньше ругали, другим наоборот.
В моей школе была замечательная учительница, которая, как я сейчас поняла, не поддавалась ожиданиям других и своим собственным по поводу способностей учеников. На её уроках каждый ученик имел право на успех, все были заинтересованы предметом и уважали преподавателя. Большинство же учителей, к сожалению опиралось на чужое уже сформировавшееся предвзятое мнение об ученика или же быстро составляли о нем своё мнение, которое не всегда соответствует действительности. И у меня, кстати, нет вопросов к эффекту Пигмалиона. Я считаю, что в большей степени улучшение интеллектуальной деятельности учащихся связано с благоприятными ожиданиями учителей, а не с современными программами, которые ими же и преподносятся.
Также я отменила, что поощрение может принести негативный результат, если применяется в деятельности, которой дети и так занимаются с большим интересом. Эффективно же поощрение за хорошее выполнение задания и в случаях увеличения мотивации.
Согласна с автором статьи в том, что опыт репетиторства очень полезен для школьников. У нас в школе это было. Интересно, применяется ли это сейчас. Спасибо за статью. Желаю всем положительных ожиданий!
На многие из описанных в статье моментов могла бы привести примеры из того времени, когда сама училась в школе.
Безусловно, от учителя зависит очень многое. И дисциплина, и мотивация учеников, их адаптация в школе и классе. Интересен «эффект Пигмалиона», который был подтвержден целым рядом исследований.
Из статьи узнала о «методе головоломки», когда каждый член небольшой группы учеников отвечает за определенную часть, на которые разделен общий материал, а затем «обучает» других членов команды тому, что он усвоил. Получается и независимость, и командная работа, и ответственность за результат.
Помню, что мне очень нравились в школе именно занятия, когда класс делили на группы и мы выполняли определенные задания. Они лучше запоминались и способствовали сплочению учеников.
Оказывается, от ожиданий учителя напрямую зависит успеваемость ребенка и то, будет ли он должным образом получать внимание учителя, его одобрение и меньше критики в свой адрес. Очень интересный эксперимент провели Розенталь и Якобсон под названием «Пигмалион в классе» и доказали, что это действительно так. Меня очень удивил способ поощрений, за успеваемость с помощью очков и жетонов, которые надо накапливать для получения награды. Почему бы такой способ не внедрить в наше традиционное обучение?! На мой взгляд, многим детям проще бы давалась учеба. Как оказалось, за все достижения нельзя награждать, а только за те к которым ребенок не проявляет интерес, а иначе он перестанет делать то, что ему до этого нравилось. Что касается того факта, что эффект обучения больше влияет на репетиторов, чем на учеников, я с этим полностью соглашусь. Как-то до этого выходила статью, где предлагались способы быстрого запоминания информации и там был один совет «чтобы ее запомнить – нужно рассказать и объяснить ее другому и тогда информация точно запомнится». Я думаю, здесь похожий эффект. Еще, я узнала, что при кооперативном обучении результатом является развитие готовности помогать и взаимное уважение. Помню в школе, со мной занималась моя одноклассница. К ней приходил репетитор, а потом она мне объясняла этот урок. Помимо того, что мы были подружками, она говорила, что ей нравится мне помогать и при этом она лучше запоминает информацию. Спасибо за статью.
«Учитель играет в классе множество ролей в качестве оценщика,специалиста по дисциплине и социальной модели.Каким образом способ управления каждой из этих ролей может влиять на учеников?»-звучит как приговор для ученика.
То есть,от того насколько развита личность учителя ,его способность чувствовать детей и экологично с ними общаться,зависит дальнейшее развитие ребёнка.Не секрет,что в наших школах любят готовых умников и умниц.У многих учителей рефлекторно формируются ожидания об успеваемости учеников.Плохо ведет-плохо будет учиться,семья в группе риска-тоже в аутсайдеры.Ну и так далее.Все выводы списывается на опыт работы.А вот эксперимент «Пигмалион в классе» показал,что ожидания учителя могут быть ошибочными.И в начальных классах многие дети могут проявлять способности к обучению.Захочет ли их раскрывать учитель-основной вопрос.
Интересная статья, откидывает в прошлое, к учебному процессу. Вспоминаешь как учитель, будучи и наставником и родителем, в какой-то мере, пытался сделать из учеников умных людей. В мое время тестов на IQ к сожалению не проводили, то ли оттого, что о них не знали, толи потому что не было необходимости. Кстати, современные исследования говорят о том, что уровень IQ выявляемый в детстве не является показателем успешности детей спустя несколько лет. Для выявления такого показателя психолог Уолтер Мишелл со своей командой в конце 60-х годов проводил знаменитый «Зефирный эксперимент». В последующих исследованиях учёные обнаружили, что у детей, которые были в состоянии дождаться увеличенной награды, как правило, жизнь складывалась более благополучно. Такие выводы были сделаны по их SATам, уровню образования, индексу массы тела (ИМТ) и другим показателям качества жизни.
Спасибо за статью. Заинтересовал ряд тем. Вопервых «эффект Пигналиона» когда ничего не меняя в методах и приёмах обучения,можно повысить результативность обучения только за счёт изменения отношения учитиля к своим учиникам, главным образом за счёт их искреней веры в большие потенциальные возможности своих учиников. Из этого следует простой вывод «Поступай с человеком так как он того заслуживает, и он останица прежним. Поступай с ним так будто он заслуживает лутчего, и он изменится в лучшую сторону »
Так же заинтересовал «Метод головоломки» разработаный Аронсоном. Когда я про него узнал возникла мысль поговорить с програмным директором на роботе и подумать как его можно внедрить в реабелетационый процесс.
Идея индивидуального поощрения учиников на мой взгляд проиграшная. Так как в детях надо развевать внутринию мативацию,что бы учиться. Как говорит Джагги Васудев «Когда человеком движет только внешняя мативация, он становится пожож на цырковую обезьянку. Есть печенька танцует, нету не танцует» и как сказано в статье это может, в ряде случаев это убит интерес к тем предметам которые нравились. Так что нужно в учиниках развивать внутринию мативацию. Да это сложно, но это необходимо.
Тема с репетирством когда старшие учиники помогают младшим. На мой опятьже взгляд рабочая. В школе я с таким не сталкивался. Но в реабелетационом процессе, это одна из основ и она работает. В чём я смог убедиться на собственом опыте когда на трёх месяцах реабелетаци я стал проводить некоторые группы. И я вижу что это работает на премере других ребят.
Огромное спасибо за статью.
Интересная статья. Особенно заинтересовала информация об эксперименте Розенталя и Якобсона. Мне кажется, что ни один учитель не признался бы в предвзятом отношении к ребенку. Но, в то же время, во все времена преподаватели выделяли тех или иных учеников. Кто-то скажет, что это заслуженно, так как ребенок трудился долгое время и может получить так называемое поощрение от преподавателя за свое усердие. Но с другой стороны, я часто слышал такие истории, когда дети, не столь одаренные, сколько умеющие грамотно говорить, могли найти так называемый «общий язык» с преподавателем, что в последствии служило лучшей успеваемости данного ученика. Поэтому, я думаю, что во многих школах по сей день система оценивания является весьма субъективной.
Благодарю за стать, узнала о методах обучения и поощрения школьников. Хотелось бы сказать про учителей. они во многом влияют на учеников и их успеваемость безусловно тоже, учителя в первую очередь люди, которым как и другим людям не чуждо стереотипное мышление. Думаю большинство из нас наблюдали в школе эти все «несправедливости», в классе всегда есть любимчики, отличники и тд,
которым действительно давалось и времени на ответ больше и как-то более расположен к ним был учитель и тд. По поводу способов поощрения, было бы здорово, если бы ученики, могли бы получать баллы, жетоны и тд, что бы обменять их на что-то материальное, но к сожалению в российском образовании кроме оценок ты ничего не получишь, а большинстве, школьники каждый сам за себя, каки-то групповых сплоченностей и тд мало в каком классе есть, опять же, я считаю, что всё зависит от учителя. Если бы сейчас в школах использовали все эти методы поощрения и обучения, то я думаю, что люди могли бы избежать многих психологических проблем и травм в своей дальнейшей жизни и во время школьного обучения.
Спасибо за статью.Прочитав эту информацию узнала о методах поощрения учеников.Вспомнила свои школьные годы и помню,что всегда у учителей были любимчики и те дети, кого учителя мягко говоря недолюбливали по разным на то причинам.Помню даже был случай, когда девочку из не благополучной семьи учительница при всех поставила у доски и начала обсуждать ее внешний вид и что она одевается не как все и что ее родители не сдают деньги на нужны класса, я это очень хорошо запомнила, так как уже тогда в юном возрасте для меня это было не нормально на месте учителя.Поэтому однозначно могу сказать, что учителя определенно оказывают влияние на дальнейшее отношение детей к школе,к учебе, да и к жизни тоже. И не всегда учителя оценивают учеников по знаниям, а больше по другим критериям
Спасибо за статью. Открыла для себя, что ожидание учителя зависит успеваемость ученика. Ох уж эти «любимчики»! Меня заинтересовал эксперимент который провели Розенталь и Якобсон под названием «Пигмалион в классе». Он ярко свидетельствует, что именно так и есть. Но по опыту могу сказать, что в моём классе были «любимчики» и они действительно были просто окружены вниманием учителя. Ярко запомнилась сцена на экзамене, когда всё внимание и помощь получали именно они, чтобы не дай Бог не оправдать ожидания учителя. Про поощрение в виде жетонов напомнило мне как на истории мы получали фанарики разных цветов. И как же это мотивировало каждого из нас. Я бы сказала, что больше чем хорошие оценки. Когда набралось нужное количество фанариков мы их обменивали на подарки. Самый главный приз был клей карандаш. О нем я больше всего мечтала, но его выиграла моя одноклассница. Сейчас я понимаю, что учительница истории нас прекрасно мотивировала. И самое интересное именно её уроки я помню до сих пор. Когда она ушла, с ней ушли и фонарики и призы и мои знания истории. Я просто высчитывала когда моя очередь и учила параграф.
В последнее время я всё чаще и чаще слышу о том, насколько огромна роль учителя в обучении учеников. Для себя я поняла важную вещь — выбирать нужно не сколько школу, сколько учителя. Но при этом я не понимала, как конкретно учитель влияет на ученика. Статья немного прояснила причины. Во-первых на учеников влияют ожидания учителя. Особенно в начальной школе. Если учитель возлагает на ученика большие надежды, то у школьника будет больше поддержки и желания учиться. Во-вторых, очень важно, какие методы контроля и какую тактику использует учитель.
Из статьи узнала о таком понятии, как оперантное подкрепление. Это подкрепление спонтанного желательного поведения. Несколько месяцев назад я услышала о подобном методе. Девушка-психолог рассказывала своими словами, как можно мягко корректировать поведение ребенка. Купить фишки или наклейки и вручать по одной за желательное поведение. А когда соберется, например, 10 штук, купить или сделать для ребенка что-то существенное, о чем, разумеется, договориться заранее. Меня очень заинтересовал данный метод, но я так и не начала его применять. Сейчас даже рада, что еще не начала, так как увидела в статье минусы метода, на которые важно обратить внимание. Данный метод может навредить, если ребенку что-то действительно интересно. В этом случае нужно поощрять не просто за то, что ребенок что-то сделал, а за то, что он это сделал хорошо. Но всё же вознаграждения лучше использовать в ситуациях, когда внутренний интерес к занятиям невелик.
Также из статьи я узнала о том, что школьники могут выступать в роли учителей для детей младше их. При этом именно они (школьники-учителя) будут получать бОльшую пользу, чем их ученики. Данная информация подтверждает один из интересных тезисов — «Хочешь чему-то научиться сам — научи другого».
Спасибо за статью. Вообще этот удивительный эффект среды, которая формирует и вскармиливает человека меня по прежнему поражает. Если вспоминть свою учебу, или в последствии работу, я вижу, что очень многое зависело от той обставновки и отношения которые касались меня во время этих процессов. Я человек видимо зависимый, и сейчас мне не стыдно себе признаться в этом. К счастью или нет, но мне очень сложно «формировать» отношения вокруг себя, я скорее либо попадаю в ситуацию где есть возможность проявиться моим позитивным качествам, либо же если обстановка каким либо образом мешает это сделать, напритмер я встречаю критику — то, закрываюсь. И я помню, как отношение учителя ко мнк и к своему предмету тут же откликались во мне. Когда учитель истории с зажорм рассказывал о буржуазной реформе франции 16ого века, я ничего не понимал, но с энтузиазмом слушал и затем читал. Сейчас я обожаю историю, и её изучение является моим хобби. И как критика преподавателя по литературе отбила во мне желание в принципе пытаться быть успешным на этом уроке (хотя саму литературу я очень любил и люблю). В общем тут можно много еще написать, но так или иначе я полностью согласен со статьей и теми исследованиями которые были проведены. Среда и отношения в ней очень сильно влияют на результаты деятельности человека.
Из статья я впервые услышала об «эффекте Пигмалиона» — это как может влиять ожидания учителя на успехи ученика в учебе. Для себя отметила, что до 9 класса училась в среде, где у учителей по отношению ко мне были сформированы ожидания моей высокой успеваемости. И действительно, я училась на 4 и 5. А в новой школе отношение поменялось. В классе уже были любимчики, выше которых быть не положено. Помню, что у меня в первые месяцы было чувство неопределенности и ошарашенности — не то мне в прежней школе оценки завышали, не то в этой занижают. Мне тогда очень помогла мама, которая поговорила с моим классным руководителем и потом мне объяснила, что оценки иногда не только за знания ставятся. И тогда я забила на оценки, а ходила в школу за знаниями, чтобы сдать ЕГЭ на хорошие баллы и поступить в институт.
Очень интересная статья, из которой я узнала об «эффекте Пигмалиона», когда ожидания учителей позволяют ученикам значительно повысить свою успеваемость. На мой взгляд, есть над чем работать современным учителям, если так легко воздействовать на данный фактор.Вспоминая свои школьные года я понимаю, что позитивные ожидания учителей повлияли на меня не самым лучшим образом — часто пятерки ставили за прилежание и старания, а не за фактические знания, тем самым подменяя ценности, пришлось разбираться с этим уже во взрослом возрасте.
Интересным показался эксперимент с раскрашиванием фломастерами. Для себя сделала вывод, что награждать нужно за результат работы, а не участие, чтобы не снижать мотивацию к деятельности.Кроме того, еще раз убедилась в пользе повторения или репетиторстве. Действительно «Хочешь разобраться в вопросе- иди его преподавать». Приму к сведению как руководство к действию.
Благоприятное ожидание учителя улучшает успеваемость ученика — давно и экспериментально доказанный факт, тезисно встречающийcя в том или ином виде во многих книгах по психологии развития и по психологическому консультированию. Чтобы вырастить из ребенка личность надо заранее в нем эту личность видеть. Чтобы помочь клиенту, надо видеть в нем потенциал даже тогда, когда он сам в себе его не видит.
Поощрение — инструмент насколько эффективный, настолько же и опасный, мотивацию к учению можно легко подменить мотивацией к награде. Даже примененное в целях поддержания дисциплины, поощрение может вызвать зависимость от похвалы и социального одобрение. Напугала фраза из статьи «горе тому школьнику, который…» — это не похоже на воспитательный метод в школе, скорее на какую-то нездоровую дедовщину.
Примером совместного обучения могу назвать подготовку к турниру юного физика. Под присмотром, больше чем руководством, тренера, команда школьников занимается решением проблемных иccледовательских задач в формате дискуссии, который не предполагается в традиционной школе.Роль тренера состоит не в том, чтобы с высоты своего знания подсказать правильное решение, а в том, чтобы создать в коллективе творческие доверительные отношения, в которых каждый может выражать свое мнение и оппонировать мнению других участников.
Из статьи узнал, что приходя в школу в начале учебного года, у большинства учителей уже рефлекторно сформировано ожидание о возможной успеваемости каждого из учеников. Когда я учился в школе, то бывало я замечал, что учитель мог поставить хорошую оценку хорошисту или отличнику, допустившему ошибку, а ребёнку, который учится на тройки, за то же самое ставит оценку ниже.
Похвала и вознаграждение, безусловно, стимулирует к лучшему результату. Дети становятся более раскрепощённые и спокойные, а в таком состоянии у ребёнка больше шансов для проявления своих способностей и лучших качеств. Когда на меня ругались в школе и говорили, что я ничего неумею делать, то мне долго приходилось приходить в себя. Я переживал, волновался, я был в тревожности и это никак немогло положительно влиять на мои достижения. Формирование положительного микроклимата в классе, первостепенная задача для педагога.
Спасибо.
Обширная статья, много материала, но он не явился для меня новинкой. Учителя всегда оценивали и будут оценивать детей по их родителям, по поведению, просто по личной симпатии. Любимчики в школе были и будут всегда. «Эффект Пигмалиона» очень показателен, я слышала раньше про такого рода исследования. Учителю представляют группу детей как более одаренную по сравнению с остальными, и он относится к ним соответствующим образом, с определенными ожиданиями. С оперантным подкреплением обучения в виде жетонов, очков и т.п. никогда ни в своей школе, ни у дочери не сталкивалась. Возможно, в начальной школе это и будет являться стимулом, но только если за жетонами последует их материальное подтверждение, т.е. мероприятие, либо сладости/игрушки/комиксы. Жетоны же в чистом виде скоро станут детям неинтересны. Участие сверстников в обучении в современной школе применяется давно. Это и «день самоуправления», когда старшие школьники ведут уроки у младших, и репетиторство (правда, больше в частном порядке), и совместное обучение по группам внутри класса. Такие альтернативные формы обучения всегда воспринимаются детьми с интересом, и действительно, даже ученики с более низким уровнем успеваемости могут проявить заинтересованность и повысить свой уровень знаний.
Для ребенка, авторитет и личность человека, который занимается его развитием имеет большое значение. Особенно если это личность преподавателя, с которым ребенок проводит много времени в школе или на дополнительных занятиях. От того, как преподаватель будет относиться к ребенку, поддерживать его и в моменты успехов, и в моменты неудач будет зависеть успешность в будущем. Одобрение и поддержка формируют в ребенке желание пробовать новое и не бояться ошибиться в той или иной деятельности и наоборот, постоянный придирки и замечания формируют низкую самооценку и нежелание развиваться.
Нельзя снимать со счетов влияние друзей-подростков на развитие ребенка. Чем больше он проводит времени в компании, тем больше он подвержен влиянию как положительному, так и отрицательному. Поэтому и родители, и учителя должны контролировать ту среду в которой общается ребенок, хотя сделать это достаточно сложно.
Большее влияние на ребенка будет оказывать тот человек, которому ребенок больше всего доверяет.
Интересным был эксперимент в котором учителю дали рандомный список список детей, которые якобы были выше по уровню IQ. Таким образом учитель может из любого ребенка сделать успевающего ученика, только надо дать знать, кто из них вундеркинд. Большее внимание положительно сказывается на ученике, когда учитель подкрепляет правильное поведение и игнорирует не правильное — проверено на себе. Я помню как чувствовал прилив положительных эмоций, когда правильно отвечал на вопрос, и слышал за это похвалу и в обратную сторону не мог ответить, тк не подготовился или нарушил дисциплину — и учитель особо не обращал внимания, мне это было не по душе. Безусловно учитель — главный человек для ученика в классе, который может зажечь в нем желание осваивать знания или даже не дать разгореться пламени.
Узнал, что восприятие учителя, может повлиять на ученика, т.е. как учитель воспринимает ученика
может сложиться вся его учёба. Узнал об экспериментах с вознаграждением.
Очень впечатлил эксперимент с вознаграждением, не ожидал, что есть и
обратная сторона этого процесса. Что может сыграть и злую шутку, небольшие поощрения.
Познакомился с понятием девиантное поведение, и как мне
кажется его всегда пытаются подавить или отстранить от себя. Редко дети с девиантным поведением перетягивают общественное мнение на свою сторону,
в особенности если это касается варианта описанного в статье.
Применима данная информация в работе с детьми и в выстраивании коммуникаций с учителем.
Натолкнуло на идеи выстраивания учебного процесса.
Спасибо большое за статью!
Очень много полезной и важной информации. Так, я действительно заметил, что у учителей почти всегда есть любимчики, на которых они и ориентируются, в которых больше вкладываются, дают им больше своего и учебного времени. С одной стороны, это не очень честно, а с другой, может, лучше вложиться в одного и довести его до высокого уровня, чем распределять время более равномерно, но у всех уровень будет средний. Наверное, это в том числе вопрос и преподавательской этики.
Очень понравился процесс поощрения в виде арахиса, жетонов и прочего — сразу, немедленно. Так как у нас в школе поведение корректируется не поощрением, а наоборот, наказанием. Будешь плохо себя вести — получить замечание в дневник.
Из статьи я узнал много нового. В частности об «эффекте Пигмалиона», когда учителю заранее давали информацию о высоких способностях части учеников, и это положительно влияло на рост успеваемости этой группы. Также я узнал о положительном и отрицательном эффекте от награждения за успехи, от совместного обучения. Еще здесь упоминали опыт назначения учеников с низкой успеваемостью в качестве репетиторов. Я вспомнил, как в моей школе раз в год проводился «день самоуправления», когда все уроки проводились учениками. Я тоже принимал участие, преподавал алгебру, геометрию, даже в параллельном классе своим сверстникам. Это очень интересный опыт, хотя было непросто. Статья дала мне понимание того, что не всегда способности ребенка зависят от него самого. Важно отношение учителя, его ожидания. Иногда сами родители совершают страшную ошибку, приводя ребенка в первый класс со словами «он/она у меня тупенький» и т.п. Я теперь точно не стану так делать.
Оказывается есть ожидания учителя в начале года , относительно успеваемости каждого участника. И эти ожидания, как показывают проведённые эксперименты, имеют субъективный характер и зависят от отношения учителя к ученику. То есть у ребёнка нет шансов быть успешным , если он успел сформировать мнение у учителя, как неуспешного ученика. Кто может изменить негативное мнение о ребёнке? Первое, что приходит на ум – родители, авторитет старших братьев, сестёр, учившихся у этого учителя. Вообщем то это не характеризует учителей, как гуманных по отношению к ребёнку и это для меня печально. Узнала из статьи, что похвала и награда принесёт пользу ребёнку, если будет уместной относительно возраста и условия ее получения. Казалось бы, что поощрение только для лучшего развития ребенка , а оказывается может спровоцировать уменьшение интереса к занятию. Поняла, что надо контролировать похвалу и поощрение.
Спасибо за статью. Из данной статьи я узнала о роли учителя и тактиках обучения. Я считаю, что роль учителя в классе достаточно велика и те ученики, от которых учитель ожидает наибольших успехов, добиваются наибольшего результата. В моей жизни была такая ситуация, когда это было явно заметно — учитель прилагал больше усилий, чтобы объяснить материал ученику, который подавал большие надежды. Когда я читала про негативное подкрепление, в моей голове всплыла ассоциация (может и несовсем уместная) — когда дрессируют собак, то угощение, т.е. подкрепление, должно быть неожиданным, потому что если собака будет знать о поощрении, то команды она может выполнять выборочно или совсем их игнорировать. Наверное эта же схема применима и к детям, поощрение должно быть неожиданным, чтобы мотивировать их на выполнение тех или иных задач.
Для меня интересным было то, что ожидания учителей влияют на фактический результат ученика и прирост его знаний.
Я сразу вспомнила свой школьный опыт и поняла, что те преподаватели, которые оценивали мои способности выше и давали мне основной прирост, только с ними я развивалась с мах. мотивацией.
Любопытно было узнать, что жетоны, за хорошее поведение, которые затем можно обменять на материальное вознаграждение: конфеты, арахис, комиксы помогают установить контроль в классе. Удивительно, почему так не делают в младших классах наших школ?! ( это же так просто, интересно и играючи). Впервые я узнала об этом методе, когда мой брат, будучи ребёнком лет 4-ёх, пошёл на английский, где занятия проводили американцы, такой метод помогал организовать даже самых маленьких детей без знания русского языка. Главное-это корректное, уместное использование поощрения, чтобы оно не навредило.
Интересный материал, исследования. Роль учителя действительно трудно переоценить. Кстати, очень часто учителя берут насебя охотнее всего именно роль оценщика способностей, перспектив, будущего ребенка. Была удивлена, что такая роль действительно предусмотрена как один из сегментов учительской деятельности. Мне всегда казалось, что это личная инициатива некоторых «учителей», любителей навешивать ярлыки. Всегда думала, что это как раз непозволительно. У нас такие кадры были в школе: прилюдно на весь класс распространялись кому в вуз прямая дорога (дочкам председателей род. комитета), а кто под забором закончит. Кстати ни в техникуме, ни в вузах я такого никогда не наблюдала.
Что касается различных видов совместной работы считаю, что это действительно эффективная форма обучения, сама такие методы часто использовала в своей работе.
После прочтения данной статьи я узнал различные методики образования и мотивации детей в школе , какие из них эффективны и для какого возрос а наиболее актуальны. Меня удивило , а если быть более точным то впечатлило когда один школьник начинает заниматься репетиторством , при этом он сам себя продвигает в том предмете который он преподаёт . Исходя из этого сам собой напрашивается вывод , а именно касаемо саморазвития , т.е чем больше знаний я буду отдавать тем компетентней я буду становится это считаю ключевым моментом как в профессиональном так и личностном плане развития и деятельности . Познакомился с таким механизмом психологической реакции как один за всех и все за одного который характерен для детей начальных классов по решении ими совместных задач. Главной идеей данной статьи считаю , что обучение других людей способствует саморазвитию . Спасибо .
Первая часть статьи, которая говорит об увеличении уровня IQ в зависимости от ожидания учителя напомнила мне о «ярлыках», которые родители вешают на своих детей. «Ой, он у нас такой стеснительный» — пару раз сказала мама при ребёнке соседке в до дворе, когда тот не поздоровался. Сказала и сама поверила — ну не верить же в то, что ее методы воспитания не работают. Нет, ребёнок стеснительный. У мамы, которая в этом убеждена ребёнок обязательно станет стеснительным. С успеваемостью, видимо так же.
Меня удивил второй эксперимент, описанный в статье. Он о том, что интерес к деятельности пропадает в том случае, когда за уже интересную деятельность ребёнок получил награду.
Эта информация меня удивила, раньше я думала, что поощрение и награда мотивируют всегда.
Из статьи я узнал новый термин «Эффект Пигмалиона». Эксперимент подтвердил мои наблюдения, что учителя по разному относятся к ученикам в зависимости от их успеваемости. Это отношение в свою очередь влияет на успеваемость учащегося. Этот эффект я наблюдал сам, учась в школе. Мне это приносило скорее плюсы, т.к. я был в числе преуспевающих. Двоечникам я не завидовал, т.к. над их успеваемостью подшучивали не только коллеги по классу, но и многие учителя. Меня очень заинтересовала тема с вознаграждениями за хорошее поведение. Я немного расстроился читая это, т.к. вел себя хорошо много лет бесплатно, без конфет и арахиса. Из статьи я узнал о методе совместного обучения. Использования подобных методов мне не хватало в школе. Думаю, подобные методы могут не только повысить общую успеваемость, но и улучшить отношения в коллективе.
Никогда не мог понять, зачем платить за хорошие оценки ребенку. В статье наглядно показывается, что если давать вознаграждение школьнику за деятельность, которую он выполняет с интересом, то он станет заниматься этой деятельностью менее охотно. Правда в статье описана и польза этого метода — он полезен, когда школьник получает вознаграждение за качество выполненного задания, а не просто за участие. Здорово, если такое стали практиковать в школах. По поводу роли сверстников в обучении я вспомнил свой опыт: у нас в день учителя выбирался из старшеклассников — директор, завуч и учителя, которые проводили уроки. Мне очень нравилась эта практика, однажды мне повезло быть директором! Я ощущал свою важность и взрослость. Согласен, что такой опыт больше дает для школьника-наставника, нежели для школьника, который остается в прежней роли.
В последние десятелетия слава богу появилось много информации и автритарная система потихоньку изживает себя. Раньше авттритетом в классе был учитель и его субьк==ективной оценки все боялись . Это ыбл соновной мтод контроля и дисциплины. Я очень надеюсь что в длаьнецшем это будет иначе и ценность самого статуса будет в другом. И это повлиет на то, что учителями пойдут работать те,кто действительно любит и умеет уважать ребенка. Это прям моя болью . Из сатьи узнала про эффект Пигмалиона и согласна,что субьективное мнение и оценочность учителя влияют на обьективную оценку ученика.
За годы появилось много разновидностей взаимного обучения. Одним из подходов такого вида обучения является среда совместного обучения.Это как раз то, чем мы занимаемся в гашей школе. И созданию такой среды в школах надо уделять отдельное внимание. Спасибо за ценную тему и статью.
Действительно, ожидание учителей напрямую влияют на успеваемость ученика, очень часто за счет этого дети, которые по тем или иным причинам не запомнились преподавателю остаются в стороне, тогда, как дети, которые средством личностных симпатий, но меньшими способностями, заслуживают больше внимания со стороны учителя. Но все таки, я думаю, что действительно грамотный педагог способен заметить в ученике способности, не смотря на личностные качества.
Я считаю, что если бы метод поощрения использовался в наших общеобразовательных школах, то возможно учебный процесс бы ускорился, но думаю, что это довольно сложно организовать в рамках школы, тогда, как в коммерческих учебных учреждениях можно с большей вероятностью использовать этот метод.
Благодарю за статью!
Интересный анализ коммуникации учителя и учеников. Грустно, что исследования всё же подтвердили зависимость предубеждения учителя и успехов их учеников. Действительно, не всем повезло работать с профессиональным объективным преподавателем, который может раскрыть все таланты ребенка. И эта тема, и часть статьи о поощрениях приводит к вопросу о мотивации. Как учитель может сформировать ее или прервать в любом ученике? Как ее правильно выработать, чтобы не переходить черту баловства и жесткости? Работает ли идея поощрять желательное поведение и игнорировать нежелательное?
Интересно, как на успех детей влияет обучение сверстников или детей помладше. Хотя, наверное, это закономерный результат: когда мы можем что-то объяснить и показать другому человеку на своём примере, это что-то в нас уже перешло из просто знания в навык. Жаль, такой практики не было в моей школе.