Продолжаем изучать тему младенчества (Младенчество: необходимость ощущений, понимания и обучения). Сегодня поговорим о сенсорно-перцептивных (отражение действительности органами чувств) возможностях ребенка. Специализированная терминология, которая встретится в этой статье: сенсорный, перцептивный, репертуар рефлексов, стабилиметр, шкала оценки поведения новорожденных, декремент, лабильность, адаптивный процесс.
Репертуар рефлексов новорожденного
В попытках разгадать тайны младенчества становится все более очевидным, насколько адаптивно организован человеческий организм. Путаница (речь о том, что младенец не понимает, что с ним происходит), которую психологи традиционно приписывали новорожденным, означает лишь то, что долгое время они были некомпетентны в этом вопросе.
Рассмотрим репертуар рефлексов новорожденного, представляющих собой непроизвольные ответы на внешние раздражители, и могут быть выявлены при рождении в качестве теста на устойчивость центральной нервной системы младенца. Стоит отметить, что неврологическое обследование новорожденного имеет хорошее прогностическое значение. Признаки аномалии, которые могут быть очевидны в первые дни или недели, вероятно исчезнут, чтобы появиться вновь в виде патологических функций через несколько месяцев или даже лет (Dubowitz & Dubowitz, 1981; Francis, Self, & Horowitz, 1987). Некоторые рефлексы новорожденного являются постоянными, а другие могут исчезнуть через несколько месяцев.
Проблемы исследования: раскрытие сенсорных секретов младенца
Новорожденные и дети раннего возраста очень хорошо хранят секреты своих способностей. Частично трудность заключается в том, что многие методы, используемые для исследования сенсорных и перцептивных способностей детей старшего возраста и взрослых, нельзя использовать с младенцами. Моторный репертуар младенцев ограничен: они не могут дотянуться или указать с какой-либо степенью точности, а также не могут ползать. Кроме того, их нельзя спрашивать о предпочтениях громкости и цвета. Таким образом, многие четко определенные методы исследования взрослых, основанные на моторных и вербальных реакциях, бесполезны при изучении младенцев. Есть и другие проблемы. Как вы можете быть уверены, что стандарты, установленные взрослыми (например, что сладкий вкус вызывает удовольствие), применимы к младенцам? Возможно, субъективные суждения меняются с возрастом.
Методы исследования были разработаны таким образом, чтобы можно было извлечь выгоду из ответов младенцев. Вегетативной нервной системе, которая контролирует такие параметры, как частота сердечных сокращений, мышечные реакции и дыхание, в последние годы уделяется много внимания, отчасти потому, что мы можем использовать психофизиологические функции для исследования сенсорных способностей младенцев. Изменение дыхания, связанное с изменением высоты звука, предполагает, что младенец чувствителен к изменениям в этом слуховом измерении. Двигательные реакции новорожденного, хотя и ограниченные, также могут дать ключ к пониманию его сенсорных систем. На самом деле одним из первых средств определения сенсорных способностей был стабилиметр — прибор, отслеживающий изменения в движениях младенца. Помимо этого, исследователи использовали хорошо развитый паттерн сосания младенцев, как показатель эффекта сенсорной информации.
Важной особенностью является способность младенцев привыкать к раздражителю (свет, звук и.т.п.) или снижать уровень восприимчивости на него. Это широко используется исследователями при изучении способностей младенцев. Например, если вы потрясете погремушкой возле головы младенца, вы можете стать свидетелем реакции испуга, включающую подергивание рук и ног и общее движение тела. При повторном шуме, младенец реагирует меньше и может показать лишь короткий толчок. Далее младенец, кажется, игнорирует звук и вообще не реагирует. Если же поменять погремушку на звонок, младенец снова будет реагировать, пока не адаптируется. Эта реакция на новый звук говорит вам о том, что младенец может отличить погремушку от колокольчика. Младенцы демонстрируют одинаковый процесс привыкания к видам, запахам вкусам и звукам.
Оценка состояния новорожденного: шкала оценки поведения новорожденных Бразелтона
Для оценки способностей и состояния здоровья младенцев раннего возраста были разработаны различные шкалы оценки (Francis, Self, & Horowitz, 1987), которые объединяют наши знания о рефлексах младенцев и их способности регулировать свое поведение за счет механизма привыкания, управлять уровнем возбуждения и обращать внимание на социальные и несоциальные образы и звуки в своем окружении. Одной из наиболее широко используемых шкал для оценки состояния новорожденных является шкала Бразелтона (Brazelton, 1984). Первоначальная цель состояла в том, чтобы попытаться описать вегетативные, двигательные, ситуативные и социальные системы, которые считались интегративными и взаимодействующими друг с другом у нормального здорового доношенного ребенка (Brazelton, Nugent, & Lester, 1987, р. 780). Поведенческие элементы шкалы подробно описаны ниже. Она измеряет (1) привыкание к различным раздражителям, (2) способность младенцев ориентироваться в социальных и неодушевленных предметах, (3) моторное развитие, (4) диапазон состояний, (5) способность регулировать состояние и исход и (6) стабильность вегетативной нервной системы. Кроме того, шкала дополнена оценкой рефлексов и используется для различных целей. Показатели по шкале помогают отличить младенцев из группы риска (например, из-за недоношенности и акушерских препаратов) от здоровых детей и диагностируют неврологические нарушения (Eldredge & Salamy, 1988).
ШКАЛА ОЦЕНКИ ПОВЕДЕНИЯ НОВОРОЖДЕННЫХ
ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ПУНКТЫ
Привыкание:
- Снижение реакции на свет
- Снижение реакции на шум
- Декремент (ослабление возбуждения по мере его распространения вдоль нервного или мышечного волокна) реакции на звонок
- Декремент реакции на булавочный укол
Ориентация на виды и звуки:
- Реакция визуальной ориентации на неодушевленные предметы — фокусировка и следование за объектом
- Слуховая ориентировочная реакция — реакция на слуховой раздражитель
- Реакция визуальной ориентации на одушевленные существа— фокусировка и следование за лицом человека
- Реакция слуховой ориентации на оживленные существа -реакция на голос
- Реакция зрительной и слуховой ориентировки — реакции на лицо и голос человека
Развитие моторики:
- Потянуться, чтобы сесть
- Защитные движения
- Степень настороженности
- Общий тонус
- Двигательная зрелость
- Активность
Диапазон состояния:
- Пик возбуждения
- Быстрота нарастания реакции
- Раздражительность
- Лабильность (изменчивость настроения) состояния
Регулирование состояния:
- Нежность
- Утешение вмешательством
- Самоуспокоение
- Рука в рот
Вегетативная стабильность:
- Тремор
- Вздрагивает
- Кожа
Оценка новорожденного полезна для прогнозирования его дальнейшего развития. Например, младенцы с высокими баллами по шкале, как правило, получают более высокие баллы по более поздним показателям когнитивного, двигательного и социального развития (Bakeman & Brown, 1980; Moss, Colombo, Mitchell & Horowitz, 1988). Кроме того, существуют четкие взаимосвязи между поведением младенцев во время оценки и более поздним взаимодействием родителей и младенцев во время кормления и игры. Поскольку родительская отзывчивость является важным компонентом оптимального развития, важно помнить, что прогностическая ценность шкалы, вероятно, обусловлена взаимодействием способностей младенцев и типом среды, созданной родителями для растущего организма. Вспомните более раннее исследование Крокенберга (Crockenberg, 1981), в котором предполагалось, что как темперамент младенца, так и среда ухода за ним являются важными предикторами его более поздних социальных отношений.
Шкала выявила интересные межкультурные младенческие различия. Она так же иллюстрирует способы, которыми среда формирует и поощряет отличительные стили реагирования у младенцев, которые согласуются с целями, ценностями и социальной организацией культуры места проживания (Nugent et al., 1989). Раннее моторное развитие ценится в культуре Гусу в Кении и Замбии, где взрослые обеспечивают высокий уровень визуальной и слуховой стимуляции, а также физический контакт, который способствует раннему развитию моторики. Как мы видели ранее, в восточных культурах и культурах индейцев Навахо дети тихие. По-видимому, это связано с поощрением спокойного поведения. Короче говоря, оценки новорожденных, такие как шкала Бразелтона, могут выполнять множество функций и являются важными инструментами, помогающими понять развитие младенцев.
Взгляд на формирующиеся младенческие компетенции
Сенсорные и перцептивные навыки младенца не возникают в вакууме. Наоборот, они развиваются в социальном и физическом мире и выполняют важную функцию, помогая младенцу понять окружающую среду и адаптироваться к ней. По мере изучения материала вы увидите, что младенец хорошо оснащен механизмами реагирования на социальные аспекты мира. Младенцы особенно часто реагируют на человеческие голоса, лица и даже запахи, что предполагает, что их сенсорная и перцептивная системы могут быть биологически подготовлены или запрограммированы на чувствительность к социально опосредованным событиям. Это явно адаптивный процесс (приспособительный), поскольку отзывчивость ребенка к тем, кто за ним ухаживает, может увеличить их интерес к ребенку и улучшить его благополучие и выживание.
Вторая тема касается проблемы взаимозависимости сенсорной и перцептивной систем. Чтобы представить «факты» о развитии различных сенсорных систем, таких как зрение, слух, вкус и обоняние, в упорядоченном виде, мы рассматриваем каждую из них отдельно. Однако в реальном мире эти системы развиваются вместе, и прогресс в одной системе может вызвать изменения в другой области. Позже в этой главе мы соберем части воедино и покажем, как эти системы взаимно влияют друг на друга и работают в тандеме, помогая младенцу понять свой мир.
Наконец, восприятие и действие не являются независимыми. Изменения в развивающейся способности младенца к двигательным действиям, таким как ползание или ходьба, могут оказывают глубокое влияние на то, как он воспринимает мир. В одной из прошлых статей, мы обсуждали, как моторные системы, сенсорная и перцептивная системы взаимно влияют друг на друга. Короче говоря, чем больше мы понимаем развитие, тем более важным ориентиром становится принцип взаимозависимости систем.
В следующий раз поговорим о развитии слуха.
Оригинальная статья: E. Mavis Hetherington, Ross D. Parke. Child Psychology. A contemporary viewpoint. Fourth edition, 1993
Автор перевода: Золотухина Мария Сергеевна
Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна
Источник изображения: pexels.com
Ключевые слова: детская психология, научная психология, развитие новорожденного, психология новорожденного, шкала оценки поведения новорожденных, шкала оценки Базелтона, прогноз неврологических нарушений новорожденного, репертуар рефлексов новорожденного, реакция младенца на цвет, реакция младенца на звук, что чувствует младенец, о чем думает новорожденный, что чувствует новорождённый.
Данная статья говорит о том, на сколько адаптивен организм человека с самого момента рождения. При рождении младенец уже обладает целым спектром рефлексов. Некоторые из которых со временем исчезают, но могут появиться позже. Как, например, шаговый рефлекс. Изучение рефлексов младенцев позволяет прогнозировать развитие и судить о состоянии его нервной системы. Сложность изучения перцептивных и сенсорных способностей младенцев заключается в том, что они отличны от методик, предназначенных для взрослых. Из данной статьи я узнала, что для этих целей используют стабилиметр. Так же я узнала про шкалу Бразелтона, которая используется для оценки состояния младенца. Очень важным я считаю замечание, что родительская отзывчивость является важным компонентом оптимального развития. Так же автор статьи обращает внимание на важность социального окружения в развитии младенцев. В личном плане я буду учитывать эту информацию в воспитании своих детей. В профессиональном плане она помогает глубже понять педантропологические особенности развития.
В очередной раз расширила и углубила свои знания о развитии ребёнка. На этот раз рассматривается сенсорно- перцептиные навыки младенцев. Из статьи я узнала, что оказывается младенцы способны скрывать и не показывать всеисвои способности. И что изучить их сложно. Для изучения двигательной активности малышей применяется стабилиметр. Он фиксирует все движения у ребёнка и помогает прогнозировать дальнейшее развитие. Также для изучения развития детей в младенчестве применяется шкала Бразелтона. Она измеряет такие параметры, как привыкание, ориентация на виды и звуки, развитие моторики, адаптивный процесс. Основной её функцией является прогнозирование неврологических нарушений новорождённых. Исследования показывают, что высокие показатели в младенчестве подтверждается высокими показателями в более старшему возрасте. В очередной раз в статье подтверждается, что влияние среды на развитие малыша велико и организации этой среды нужно уделять пристальное внимание.
Благодаря публикуемой информации о развитии детей и своим личным наблюдениям, я продолжаю удивляться высокой степени адаптации у младенцев, их способностям и возможностям. Кстати, недавно я заметила насколько артистично младенец заигрывает со своими близкими, загадочно улыбаясь и «строя глазки».
Существующий стереотип о беспомощности младенцев и их непонимании происходящего разрушается с получением новых данных об исследованиях развития детей. Учёные, несмотря на невозможность применения стандартных методов, смогли разработать шкалу оценки сенсорных способностей и состояния здоровья новорожденных. Она основана на психо-физиологических реакциях ребёнка, с помощью которых оцениваются его способность к привыканию, ориентированию, регулированию состояния, диапазон и вегетативная стабильность. Интересно то, что использование шкалы Бразентона позволяет диагностировать невролог веские аномалии в млаленческом возрасте и принимать своевременные меры.
Также я отметила, что развитие способностей ребёнка, его темперамент и окружающая среда находятся в постоянной взаимосвязи. Роль культуры тоже имеет значение в процессе развития.
С предположением о том, что младенцы запрограммированы на чувствительность к социальным проявлениям, я полностью согласна. Думаю, что дальше мы узнаем ещё больше об их способности к адаптации и выживаемости в новых условиях. Спасибо за статью.
Из статьи узнала новые понятия-стабилиметр — прибор, отслеживающий изменения в движениях младенца, декремент- ослабление возбуждения по мере его распространения вдоль нервного или мышечного волокна, Лабильность -изменчивость настроения.
Из статьи узнала про оценку состояния новорожденного по шкале Бразелтона и из каких параметров она состоит. Такая шкала имеет множество функций и являются важными инструментами, помогающими понять развитие младенцев в будущем. На эти показатели могут влиять как внутренние, там и социальные нормы и даже происхождение.
Исследование поведение младенцев -это очень интересная вещь, так как они не могут нам сказать и приходится отсекать реакции в динамике и узнавать и развивать способности малыша.
Из статьи узнал о том, что младенцы могут скрывать и не показывать свои способности. Многие годы учёные думали, что младенец не понимает, что с ним происходит. Оказалось, что просто были недостаточно компетентны в вопросах. На самом деле младенцы имеют свойства к адаптации и с момента рождения эта функция у них работает. Исследование, проводимые на детях более старшего возраста и взрослыми , не подходят младенцам, т.к. их моторный репертуар ограничен: они не могут дотянуться или указать с какой-либо степенью точности, а также не могут ползать. Впечатлило, что развитие сенсорных навыков формируется не с пустого места, а опосредованно. Пример колокольчика и погремушки. Пока ребёнок не адаптировался к погремушке, он на неё реагирует, страх. Как только адаптация прошла, то уже более спокойно реагирует, последовательно. В моей работе и личной жизни этот пример отчётливо я отслеживаю: то, что не получается сразу, то реакция как на поражение. Здесь стыд проявляется. Множество повторений и уже реакция другая, как на возможность продвинуть себя.
Спасибо, за статью. В результате прочтения статьи я узнала о сенсорно-перцептивных (отражение действительности органами чувств) возможностях ребенка. В результате прочтения статьи я узнала о репертуаре рефлексов новорожденного, представляющих собой непроизвольные ответы на внешние раздражители, и могут быть выявлены при рождении в качестве теста на устойчивость центральной нервной системы младенца.
Меня удивило то, что некоторые рефлексы новорожденного являются постоянными, а другие могут исчезнуть через несколько месяцев; и, что многие методы, используемые для исследования сенсорных и перцептивных способностей детей старшего возраста и взрослых, нельзя использовать с младенцами. Двигательные реакции новорожденного, хотя и ограниченные, также могут дать ключ к пониманию его сенсорных систем. Важной особенностью является способность младенцев привыкать к раздражителю (свет, звук и.т.п.) или снижать уровень восприимчивости на него. В профессиональном плане владение этой информацией дает мне понимание способностей и состояния здоровья младенцев раннего возраста по различным шкалам оценки. В личностном плане у меня есть возможность с помощью показателей по шкале отличить младенцев из группы риска (например, из-за недоношенности и акушерских препаратов) от здоровых детей. Прочтение статьи натолкнуло меня на идею о том, что выполняя оценку новорожденного, можно делать прогнозирование его дальнейшего развития. Например, младенцы с высокими баллами по шкале, как правило, получают более высокие баллы по более поздним показателям когнитивного, двигательного и социального развития.
Спасибо за статью, которая подчёркивает важность неврологической диагностики ребенка с первых же дней его жизни — благодаря исследованиям реакций младенца на раздражители можно уже на самых ранних этапах младенчества выявить возможные отклонения, которые могут появиться только через несколько месяцев, а то и лет.
Статья напоминает об адаптивной фокусировки младенцев с целью выживания, которая выражается через наличие репертуара рефлексов, приоритетность социальных воздействий, взаимозависимости между действием и восприятием и между перцептивной и сенсорной системами.
Новыми понятиями для меня были: стабилиметр, декремент и шкала Бразелтона.
Хочется большего раскрытия темы, чтобы в профессиональном плане иметь возможность понимания в какой момент следует порекомендовать обращение к неврологу.
В личном плане интересно при прочтении примерять информацию на личный уже пройденный, но ещё свежий опыт со своими детьми, что позволяет лучше представлять с практической точки зрения о чем говорится в статье.
Из статьи я узнала про шкалу Бразелтона это система оценки состояния новорождённого. С помощью нее можно оценить такие факторы, как рефлексы, реакция на стресс, реакции испуга, приятность, способность привыкать к сенсорным раздражителям. Удивило, что можно определить зрелость ребенка, то есть диагностировать недоношенных детей и понять развитие младенцев в будущем.
В личном плане статья дала мне понимание того, как важно взаимодействовать со своим ребенком. Обучение детей действием с игрушкой не мало важный этап в их развитии, для меня самое сложное было всегда, заинтересовать своего сына, чтобы поддержать интерес к действию, сейчас уже я понимаю все свои упущения в данном вопросе.
В профессиональном плане статья будет полезна для психологов, которые занимаются проблемой оценки маленьких детей с дефектами развития. А так же специалистов, занимающихся вопросами патологии речи и те кто занимается воспитанием и изучением ребенка.
Из статьи я узнала, что некоторые рефлексы новорожденного являются постоянными, а другие могут исчезнуть через несколько месяцев. Также, я познакомилась с новым названием прибора, таким как «стабилиметр» — это прибор, отслеживающий изменения в движениях младенца. Благодаря ему, было сделано такое открытие, что важной особенностью является способность младенцев привыкать к раздражителю, будь то звук, свет и т.д. или снижать уровень восприимчивости на него. Еще, в статье я познакомилась со шкалой оценки поведения новорожденных Бразелтона. Оказывается, эта оценка новорожденного полезна для прогнозирования его дальнейшего развития. Например, младенцы с высокими баллами по шкале, как правило, получают более высокие баллы по более поздним показателям когнитивного, двигательного и социального развития. Интересно, что сенсорные и перцептивные навыки младенца не возникают в вакууме, а, наоборот, они развиваются в социальном и физическом мире и выполняют важную функцию, помогая младенцу понять окружающую среду и адаптироваться к ней.
Данная статья познакомила меня с новым понятием «сенсорно-перцептивные возможности» ребёнка — это отражение действительности органами чувств. Я узнала о рефлексах новорождённого. Первым рефлексам ребёнка уделяется особое внимание, так как они служат тестом, который показывает состояние нервной системы. Полагаясь на эти показатели можно спрогнозировать будущее развитие ребёнка, различные патологии и отклонения. Интересно, что навык сосания у ребёнка является очень информативным, он служит показателем восприятия сенсорной информации. Также я узнала, что младенцы привыкают к раздражителям или перестают остро реагировать на них. Узнала о шкале Бразелтона. Эта шкала оценивает способности и состояние младенцев. От данных показателей зависит будущее развитие младенца. Также большое влияние на развитие ребёнка оказывает среда, которую создают родители. Она может улучшать или ухудшать эти показатели. Все системы младенца развиваются вместе и изменения в одной влечёт за собой изменения другой системы. Вывод к которому я пришла, после прочтения, это то, что необходимо уделять особенное тщательное внимание к ранним рефлексам детей, к тому как они реагируют на различные звуки, вкусы, движения, людей и т. д. Также если есть определённые подозрения, надо вовремя обращаться к неврологу, чтобы предотвратить или облегчить различные патологии. Ну и конечно же, стараться создать максимально комфортную среду для ребёнка.
Спасибо за статью, увидел много полезного материала. Благодаря ей познакомился с таким понятием как «сенсорно-перцептивные возможности» ребенка. Т.е, это способность с помощью органов чувств воспринимать окружающую действительность. Так же было любопытно, что есть тесты опирающиеся на объективные физические показатели которые позволяют прогнозировать те или иные возможности развития для ребенка. В статье так же интересно показано, как нервная система привыкает к раздражителям и перестает на них реагировать. Шкала Бразелтона, так же услышал о ней впервые. Надо будет изучить данный вопрос более подробно, прочитал более специализированную литературу по данной теме. Спасибо за статью!!
Данная статья показала мне, что существуют проблемы в исследованиях по раскрытию сенсорно-перцептивных возможностей младенцев. Связано это с тем, что методы исследования для детей старшего возраста и взрослых не подходят для младенцев. Интересно, что новорожденные и дети раннего возраста могут скрывать секреты своих способностей. Узнала, что существует прибор для фиксации изменений в движениях младенцев, который называется стабилиметр. Познакомилась со шкалой Бразелтона, которая измеряет 6 показателей и делает оценку рефлексов младенцев. Все это помогает отличить младенцев из группы риска от здоровых детей и диагностировать неврологические нарушения. Интересно, что эта шкала выявила межкультурные младенческие различия и подчеркнула взаимосвязь способностей младенцев с типом среды, созданной родителями. Эти данные могут помочь специалистам в этой области. Спасибо за статью.
Долгое время считалось, что младенцы исключительно аффективны. Все вокруг для них «шумная и непонятная среда». Но с каждым годом все больше удаётся узнать о способностях младенцев. Автор даже акцентирует «тайных способностей» представляя малышей некими агентами под прикрытием. Так из этой статьи я узнала о методах исследования сенсорных и перцептивных способностей младенцев. Поняла сложности исследования: мл. не умеют говорить, ограничены в двигательных функциях и не могут с точностью показать пальцем верный вариант. Но это не значит, что они ничего не понимают и не умеют. Меня поразил факт, что исследователи нашли способ. Основываясь на вегетативной нервной системе, которая как оказалось, контролирует частоту сердечных сокращений, мышечные реакции и дыхание. Сделали выводы о сенсорных способностях младенца. (Про стабилиметр поняла что это устройство, но не нашла никакой информации как это выглядит. По умолчанию, представляю датчики по телу фиксирующие реакции). Для оценки исследователи пришли к системе Бразелтона основанной на 6 разделах и 26 пунктах взаимодействующих друг с другом сенсорных, двигательных, ситуативных и социальных систем. Важность этой оценки в прогнозировании дальнейшего развития младенца. Чем больше баллов у мл. в развитии этих систем, тем больше баллов и выше показатели будут в более старшем возрасте. Отклонения свидетельствуют о болезнях и неправильном развитии, помогают диагностировать на ранних этапах и дают возможность исправить. В исследовании также подтверждается факт полезности взаимодействия родителей и детей, что именно родители через визуальную, слуховую манипуляцию, а также физический контакт помогают детям в правильном развитии и адаптации. Меня удивила вроде уже понятная фраза: «отзывчивость ребёнка к тем, кто за ним ухаживает может увеличить их интерес к ребёнку и улучшить его благополучие и выживание». Это ещё раз подчеркивает важность взаимности в процессе адаптации между родителями и детьми. И приведены примеры межкультурных различий при разных ценностях и стимуляциях. Интересный анонс про взаимозависимость сенсорно-перцептивных возможностей. Новые понятия: репертуар рефлексов, стабилиметр, шкала оценки Бразелтона, декремент, лабильность.
Статья познакомила с сенсорно-перцептивными возможностями ребенка(отражение действительности органами чувств).Одним из первых средств определения сенсорных способностей был стабилиметр — прибор, отслеживающий изменения в движениях младенца. Интересно,что развитый паттерн сосания младенцев,это показатель эффекта сенсорной информации.Младенцы демонстрируют одинаковый процесс привыкания к видам, запахам вкусам и звукам.Из статьи узнала об оценки новорожденных по шкала Бразелтона, которая помогает понять развитие младенцев. Интересно, что дети особенно часто реагируют на человеческие голоса, лица и даже запахи, что предполагает, что их сенсорная и перцептивная системы могут быть биологически подготовлены или запрограммированы на чувствительность к социальным событиям. Этот процесс адаптивный (приспособительный), следовательно очень важна отзывчивость ребенка к тем, кто за ним ухаживает, это улучшает благополучие младенца и его выживание.
Статья показывает сложность и особенности оценки состояния младенцев. Поскольку методы исследования взрослых неприменимы в раннем возрасте, то и долгое время считалось, что младенцы мало что понимают и их способности ограничены. На самом деле неонатологи и неврологи, специализирующиеся на раннем детском возрасте, в настоящее время могут полноценно оценить возможности младенцев и отследить патологические состояния развития. Я отметила, что шкалы оценки состояния младенцев основаны в основном на рефлексах, вегетативных ответах и моторном развитии. Также новым для меня явился стабилиметр – прибор, отслеживающий динамику движений младенца. Мне было бы интересно увидеть его в практическом применении, в кабинетах педиатров или неврологических отделениях детских больниц, т.к. в младенческом возрасте моего ребенка все моторные показатели оценивались исключительно исходя из опыта врача. В очередной раз я увидела, что взаимосвязь родителей с младенцем позволяет развить компетенции ребенка тем или иным образом, который сформирован либо у конкретных родителей, либо в конкретной социокультурной среде. В любом случае, младенец очень адаптивен и отзывчив на внешние воздействия, в чем я убедилась в свое время. Думаю, что при наличии тех или иных неврологических нарушений в младенческом возрасте огромную роль в лечении и адаптации имеет не только лекарственная терапия, но и взаимоотношения родителей и ребенка в этом возрасте, стремление родителей к развитию ребенка.
Спасибо за статью.
1. Что нового я узнала? Исследователи использовали хорошо развитый паттерн сосания младенцев, как показатель эффекта сенсорной информации.
Прогностическая ценность шкалы оценки поведения новорожденных Бразелтона обусловлена взаимодействием способностей младенцев и типом среды, созданной родителями для растущего организма.
Особенностью является способность младенцев привыкать к раздражителю (свет, звук и.т.п.) или снижать уровень восприимчивости на него. Например, если потрясти погремушкой возле головы младенца, появится реакция испуга, включающую подергивание рук и ног и общее движение тела. При повторном шуме, младенец реагирует меньше и может показать лишь короткий толчок. Далее младенец, кажется, игнорирует звук и вообще не реагирует. Если же поменять погремушку на звонок, младенец снова будет реагировать, пока не адаптируется. Эта реакция на новый звук говорит о том, что младенец может отличить погремушку от колокольчика. Младенцы демонстрируют одинаковый процесс привыкания к видам, запахам вкусам и звукам.
5. С какими новыми терминами я познакомилась?
Лабильность — изменчивость настроения.
Декремент — ослабление возбуждения по мере его распространения вдоль нервного или мышечного волокна.
Стабилиметр — прибор, отслеживающий изменения в движениях младенца.
Доброе утро. Спасибо Всем за данную статью. Из данной статьи я узнал что методы исследование сенсорных и перцептивных способностей для взрослых не применимы к младенцам. Для работы с младенцами наблюдают за изменениями в работе вегетативной системы, так как младенец не может рассказать о своих предпочтениях и точно указать на раздражитель. Я узнал что есть шкала по которой можно дать оценку способностям младенцу и выявить малышей из группы риска, а так же спрогнозировать его дальнейшее развитие. Развитие ребенка адаптивный процесс, ребенок проявляет отзывчивость к своим опекунам я как часть социального окружения ребёнка могу улучшить его благополучие в развитии сенсорной и перцептивной систем которые развиваются вместе.
Благодарю за статью. Теперь я познакомилась с репертуаром рефлексов новорожденного и вместе с автором статьи исследовала развитие сенсорно-перцептивных возможностей новорожденного. Оказывается, существует шкала оценки поведения новорожденных — шкала Бразентона, с помощью которой можно оценить способности и здоровье. Чем больше баллов по этой шкале, тем более здоров ребенок и более социально адаптирован в будущем. Но, также нужно учитывать влияние культурных особенностей воспитания детей родителями из разных стран. Это происходит потому, что родительская отзывчивость является важным компонентом оптимального развития, и взаимодействием способностей младенцев и типом среды, созданной родителями для растущего организма. Даже если родится здоровый ребенок,рассматривать его развитие можно только в системном взаимодействии, т.е. исходя из той среды, в которой он разивается и заботе родителей, которые рядом с ним находятся. Опять же мне интересно было узнать, что со временем ребенок привыкает к одним и тем же звукам, то есть постоянно ходить «на цыпочках», когда новорожденный спит, не имеет смысла — т.к. он все равно привыкнет к звукам. Эта особенность очередной раз является доказательством «умной» природной адаптации к окружающему миру, где развивается малыш.
Данная статья продолжает тему младенчества и посвящена тому, как младенцы с помощью органов чувств могут отражать действительность ( репертуар рефлексов). Эта информация необходима как профессионалам работающим с младенцами для того чтобы уже в первые дни и недели можно было выявить аномалии которые через несколько месяцев или даже лет могут повлиять на развитие ребёнка. Статья показала как сложно исследовать способности младенца из-за того что их моторный репертуар органичен и именно для этих целей служит прибор, отслеживающий изменение в движениях младенца – стабилеметр. Автор статьи также знакомит нас со шкалой американского педиатра Томаса Бразелтона, разработанной для прогнозирования будущего социального развития ребенка основанное на измерении поведенческих возможностей и отзывчивости младенца. В личном плане статья заставила меня задуматься о том как важно обратиться к грамотному неврологу именно в раннем возрасте и постараться выполнить все его рекомендации для того чтобы в будущем риск развития патологических функций был минимален.
В статье продолжаем изучать тему младенчеств, а именно говорится о сенсорно-перцептивных возможностях ребенка. Это для меня новый термин и он означает — отражение действительности органами чувств.
Я узнала , что одним из первых средств определения сенсорных способностей был стабилиметр — прибор, отслеживающий изменения в движениях младенца. Так же узнала, что существует шкала оценки поведения новорожденных — шкала Бразентона, с помощью которой можно оценить способности и здоровье. Оценка новорожденного по этой шкале полезна для прогнозирования его дальнейшего развития. В личном и профессиональном плане статья помогла лучше разобраться в процессе развития младенца, понять как органы чувств влияют на правильное развитие. Спасибо за статью!
Из статьи я узнал новое понятие: сенсорно-перцептивное, что означает отражение действительности органами чувств. Так же я узнал что невсе рефлексы новорождённого ребёнка остаются навсегда, какие-то исчезают через пару месяцев. Было интересно и полезно узнать, что младенцы одинаково привыкают к звукам, запахам, вкусам, свету и что это один из важных процессов в их жизни. Наблюдая за своей дочкой, ей сейчас 1 годик, я вижу как она реагирует на включение света, когда уже стемнело. Ей необходимо прикрыть глазки рукой, чтобы резкий свет не приченил ей дискомфорт и она незаплакала. Так же она реагирует на громкий звук, она настараживается и может заплакать. Но чем старше она становится, тем более привычнее и адаптивнее становятся её реакции. Сейчас активно происходит изучение различных вкусов супов, кашек, ягод, так-как до этого она кушала практически одну сисю.
Так же из статьи я узнал о шкале Бразелтона, которая оценивает поведение новорождённых, так как у меня маленький кузнечик эта шкала поможет мне немного разобраться в оценки развития моей малютки.
Спасибо.
В статье для себя подчерпнула следующее: удивило, что многие применяемые методы для исследования способностей взрослых и детей-для младенцев такие методы попросту бесполезны. В такой же оценке находятся и субъективные суждения( в статье был пример, что сладкое=удовольствие). Новое для себя отметила, что для определения сенсорных способностей используется прибор, который называется стабилиметр. Так же узнала, что хорошо развитый рефлекс сосания у младенца это эффективный показатель сенсорной информации. Младенцы одинаково демонстрируют процесс привыкания к звукам, вкусам, запахам. Еще в статье познакомилась со шкалой Бразелтона-эта шкала оценивает поведение новорожденных. Так же эта шкала в дальнейшем помогает отследить процесс развития ребёнка, т.е. чем меньше оценка, тем больше нужно проявить внимание родителя. Вообще хотелось бы сделать вывод после прочтения статьи и личных наблюдений, что младенцы вообще не так просты, как кажутся на первый взгляд. И сложность наблюдений и выводов состоит в том, что уж очень мало можно получить от них информации.
Из статьи E. Mavis Hetherington, Ross D. Parke. Child Psychology. A contemporary viewpoint я узнал много новых слов: сенсорный, перцептивный, репертуар рефлексов, стабилиметр, шкала оценки поведения новорожденных, декремент, лабильность, адаптивный процесс. Декремент, например, – это ослабление возбуждения по мере его распространения вдоль нервного или мышечного волокна реакции на звонок, является одним из признаков поведенческого пункта привыкания у новорожденных. В статье описываются репертуар рефлексов новорожденного, раскрытие сенсорных секретов младенца, используется оценка состояния новорожденного по шкале оценки поведения Бразелтона. В этой шкале, в частности, анализируются поведенческие пункты, такие как привыкание, ориентация на виды и звуки, развитие моторики, диапазон состояния, регулирование состояния, вегетативная стабильность. В конце статьи можно сделать вывод, что сенсорные и перцептивные навыки младенца не возникают в вакууме: они развиваются в социальном и физическом мире и выполняют важную функцию, помогая младенцу понять окружающую среду и адаптироваться к ней.
Спасибо за статью. Из данной статьи я узнала, что наблюдение за самыми первыми казалось бы незначительными проявления младенцем могут о многом рассказать. В профессиональном плане я поняла, что не верно мнение что раз это младенец и не может ни говорить да и толком двигаться то ни чего о нем нельзя сказать и что то прогнозировать. Младенцы обладают рефлексами, так же у низ очено развита приспособляемость и адаптивность к окружающей среде и это не спроста. Стало понятно что эта способность заложена эволюционными процессами для выживания человека как вида. С той же уверенностью можно сказать что процесс отзывчивости младенца на материнскую заботу заложен природой с этой же целью, так как к отзывчивому младенцу мама больше привязывается и соответственно бережнее относится. Однако опыты показывают что методы исследования моторной и вербальных реакций (это новые для меня термины)младенцев и взрослых не могут быть одинаковыми так как часть реакций у младенцев исчезает. Так же несомненный тот факт, что признаки аномальных реакций замеченных у младенца могут исчезать но потом через месяцы или годы проявляться как патологические дисфункции. Поэтому неврологическое наблюдение за младенцами очень важно а главное возможно с рождения. Так как все младенцы реагируют в норме одинаково на внешние раздражители имея репертуар рефлексов(новое понятие для меня) на такие раздражители как звуки,вкус, запах,выды. В связи с чем были разработаны методы исследования младенцев на моторные и вербальные реакции. Один из методов это шкала оценки Базельтона. В личном плане я поняла, что наблюдательность мамы и контроль невролога может предотвратить многие проблемы со здоровьем на раннем этапе развития ребенка его реакции могут очень о многом рассказать.
Из статьи узнала новые данные об исследованиях в области развития новорождённых детей.В частности о разработанной Бразелтоном шкале оценки состояния новорожденных, основанной на психо-физиологических реакциях ребёнка.Эта шкала измеряет привыкание к различным раздражителям, способность младенцев ориентироваться в социальных и неодушевленных предметах, моторное развитие, диапазон состояний, способность регулировать состояние и стабильность вегетативной нервной системы.
Считаю,что разработанная учёным шкала оценки сенсорных способностей и состояния здоровья новорожденных это огромный вклад не только в науку ,но и в медицину,так как дает основания предполагать дальнейшее развитие ребёнка на основании неврологических нарушений,выявленных при тестировании.
Также я подтвердила свои знания о том, что развитие способностей ребёнка, его темперамент и окружающая среда находятся в постоянной взаимосвязи.И,что роль культуры имеет одно из решающих значений в процессе развития.
Меня заинтересовало предположение о том, что младенцы запрограммированы на чувствительность к социальным проявлениям.Хотелось бы в этом направлении больше узнать о способности младенцев к адаптации и выживаемости в новых условиях.
Спасибо за статью.узнала много нового о методах исследования развития младенцев! Узнала о шкале Бразелтона (Brazelton, 1984). Ее основная цель состояла в том, чтобы попытаться описать вегетативные, двигательные, ситуативные и социальные системы, которые считались интегративными и взаимодействующими друг с другом у нормального здорового доношенного ребенка. Шкала измеряет привыкание к раздражителям, способность младенцев ориентироваться в социальных и неодушевленных предметах, моторное развитие,диапазон состояний,способность регулировать состояние и исход и стабильность вегетативной нервной системы. Кроме того, шкала дополнена оценкой рефлексов и используется для различных целей. Показатели по шкале помогают отличить младенцев из группы риска (например, из-за недоношенности и акушерских препаратов) от здоровых детей и диагностируют неврологические нарушения, что даёт возможность здорового развития.
Благодарю за статью. Из статьи узнала новые понятия- стабилиметр — прибор, отслеживающий изменения в движениях младенца, декремент- ослабление возбуждения по мере его распространения вдоль нервного или мышечного волокна. Лабильность -изменчивость настроения. Младенцы обладают рефлексами, так же у низ очено развита приспособляемость и адаптивность к окружающей среде и это не спроста. Стало понятно что эта способность заложена эволюционными процессами для выживания человека как вида. С той же уверенностью можно сказать что процесс отзывчивости младенца на материнскую заботу заложен природой с этой же целью, так как к отзывчивому младенцу мама больше привязывается и соответственно бережнее относится
Спасибо за статью,Из нее извлек много интересной информации. Узнал про сенсорного перцептивные возможности ребёнка это способность органов чувств воспринимать окружающую действительность. Узнал про прибор стабилиметр которых используется при отслеживании изменения в движениях младенца. Декремент, например, – это ослабление возбуждения по мере его распространения вдоль нервного или мышечного волокна реакции на звонок,погремушку т. е привыкание младенца к новому звуку! Так же узнал о репертуаре рефлексов у младенцев, интересно что тебе или иные рефлексы появляются и пропадают на какое-то время, а потом опять появляются. С помощью этой статьи ясно то, что очень важно отслеживать за младенцем особенности его нервной системы и своевременно уделять внимание тому или иному отклонению!
Меня познакомила эта статья с одним из способов раннего неврологического обследования младенца — Шкала оценки новорождённых Бразелтона. Она заключается в наблюдении за рефлексами младенцев и их способности регулировать свое поведение за счет механизма привыкания, умения управлять уровнем возбуждения и обращать внимание на социальные и несоциальные образы и звуки в своем окружении. Данная оценка помогает выявить детей с группой риска в здоровье. Также было замечено, что дети, у которых показатели оценки были высокими, в будущем демонстрировали также более высокие показатели в когнитивном развитии. Также в статье отмечено, что не стоит забывать о роли близких для младенца, которые осуществляют уход и заботу во время игр и кормления.
Статья открыла для меня такое понятие как сенсорно-перцептивные возможности ребенка, что значит отражение действительности ребёнком с помощью органов чувств.
Для меня было интересным узнать что существует такой прибор, который фиксирует изменения в движении младенца — стабилиметр.
Статья очень информативная и познавательная. Из материала статьи узнала о сенсорно-перцептивных возможностях ребенка. Узнала для себя большое количество новых терминов таких как: перцептивный, репертуар рефлексов, стабилиметр, шкала оценки поведения новорожденных, декремент, лабильность.
Оказывается, что некоторые рефлексы новорожденного являются постоянными, а другие могут исчезнуть через несколько месяцев, важной особенностью является способность младенцев привыкать к раздражителю или снижать уровень восприимчивости на него.
Для оценки способностей и состояния здоровья младенцев раннего возраста разработаны различные шкалы. Одной из наиболее широко используемых является шкала Бразелтона.
Сенсорные и перцептивные навыки младенца развиваются в социальном и физическом мире, помогая младенцу понять окружающую среду и адаптироваться к ней, их сенсорная и перцептивная системы могут быть биологически подготовлены или запрограммированы на чувствительность к социально опосредованным событиям, что дает нам понять, что это адаптивный процесс.
Эта статья является вводной и после более подробного изучения материалов о сенсорно-перцептивных возможностях полученные знания можно будет применять для анализа состояния младенцев и прогнозирования из развития в будущем.
Спасибо за статью. Было очень интересно узнать про данные исследования. Кроме того, было удивлением, что дети способные скрывать и не показывать свои способности. Мои дети не реагируют на звуки, теперь я поняла почему. С младенчества они привыкли к определенным звукам и больше не реагируют на них. Интересно, что определённая шкала оценки новорожденного выявила межкультурные различия. Становится понятно, что роль культуры в процессе развития тоже важна.
Статья наглядно показывает, что организм человека очень адаптивен, и начинает адаптацию он с самого рождения. Для меня было открытие, что существует такой прибор для изучения двигательной активности младенцев как стабилиметр. Очень полезная вещь, ведь прогноз развития детей это важный момент в их жизни.
Статья ещё раз говорит нам всем о взаимосвязи систем в организме человека. В статье я прочитала о том, что способность к восприимчивости в раннем младенческом возрасте связана со способностью ребёнка в будущем. Из нового для меня — я узнала о шкале измерения показателей младенцев Бразелтона. Некоторые скептики могут спросить: ну и зачем надо исследовать младенцев, если в будущем все и так будет видно; но это важно, так как позволяет родителям изменить своё отношение к воспитанию. Ещё два поколения назад детей пеленали и оставляли просто лежать, пока мать занималась хозяйством; сейчас, во многом благодаря исследованиям, родители поступают иначе — организуют младенцам пространство для развития с самых первых дней (мобили в кроватку, черно-белые карточки с первых дней жизни, развивающие коврики) — все это способствуют развитию восприятия , большей адаптивности и большей развитости отдельных систем в организме.
Спасибо за статью. Новорожденные и дети раннего возраста очень хорошо хранят секреты своих способностей. Частично трудность заключается в том, что многие методы, используемые для исследования сенсорных и перцептивных способностей детей старшего возраста и взрослых, нельзя использовать с младенцами. Моторный репертуар младенцев ограничен: они не могут дотянуться или указать с какой-либо степенью точности, а также не могут ползать. Кроме того, их нельзя спрашивать о предпочтениях громкости и цвета. Таким образом, многие четко определенные методы исследования взрослых, основанные на моторных и вербальных реакциях, бесполезны при изучении младенцев.
Взгляд на формирующиеся младенческие компетенции
Сенсорные и перцептивные навыки младенца не возникают в вакууме. Наоборот, они развиваются в социальном и физическом мире и выполняют важную функцию, помогая младенцу понять окружающую среду и адаптироваться к ней. Статья очень подойдёт для профессиональной сферы.
Статья продолжает раскрывать необходимость ощущений, понимания и обучения в младенчестве.
Согласно новым исследованиям младенец на своем уровне понимает что с ним происходит. Через рефлексы новорожденного можно прогнозировать аномалии.
При исследовании новорожденных много внимания уделяется реакциям вегетативной нервной системы, например изменение дыхания как реакция на звучание. Был разработан прибор, который отслеживает изменения в движениях младенца – стабилиметр. Также для отслеживания эффекта сенсорной информации исследовали реакции через паттерн сосания.
Младенцы демонстрируют механизм привыкания к повторяющемуся раздражителю- снижается уровень восприимчивости.
В статье описывается шкала Бразелтона, с помощью которой оценивают состояние младенца и могут определить входит ли он в группу риска неврологических нарушений.
Она измеряет поведенческие особенности: 1) привыкание к различным раздражителям, 2) способность младенцев ориентироваться в социальных и неодушевленных предметах, 3) моторное развитие, 4) диапазон состояний, 5) способность регулировать состояние и исход и 6) стабильность вегетативной нервной системы.
Благодаря шкале были выявлены межкультурные младенческие различия и то, среда формирует различные стили реагирования.
Младенцы с наибольшим интересом и активностью реагируют на социально значимые раздражители, например, человеческие голоса – это относят к адаптивным (приспособительным) процессам.
Важным является механизм взаимозависимости развития разных сенсорных систем друг на друга — прогресс в одной системе может вызвать изменения в другой области.
Нельзя, не согласиться с автором статьи в том, что человеческий организм в высокой степени адаптивен. Это становится все более очевидным с развитием методологии исследований в младенческом возрасте.
Интересным было узнать, что репертуар рефлексов новорожденного могут быть выявлены при рождении и могут использоваться в качестве теста на устойчивость ЦНС, а так же имеет хорошее прогностическое значение. Удивило , что признаки аномалии, выявленные в первые дни или недели могут исчезнуть, но потом позже проявиться в виде патологических функций даже во взрослом возрасте.
Трудность в изучении и тестировании детей младшего возраста заключается в невозможности использования методик, используемых для исследования сенсорных и перцептивных способностей детей старшего возраста или взрослых. Поэтому последнее время уделяется большее внимание вегетативной нервной системе, которая контролирует такие параметры, как частота сердечных сокращений, мышечные реакции и дыхание.
При изучении способностей младенцев часто применяется особенность младенцев привыкать или снижать уровень чувствительности к раздражителю.
Из статьи я узнала, что одной из наиболее широко применяющейся шкал для оценки состояния новорожденных является шкала Бразелтона, целью которой была попытка описать вегетативные, двигательные, ситуативные и социальные системы, которые считались интегративными и взаимодействующими у нормального, доношенного ребенка. С помощью этих показателей можно отличить младенцев из группы риска от здоровых детей и диагностировать неврологические нарушения.
«Прогностическая ценность шкалы Бразелтона обусловлена взаимодействием способностей младенцев и типом среды, созданной родителями», — я считаю это высказыванием главным в этой статье.
Сенсорные и перцептивные навыки взаимозависимы между собой, они развиваются в социальном и физическом мире, помогая младенцу понять окружающую среду и адаптироваться к ней и понять свой мир.
Из статьи я узнала о возможностях младенцев отражать действительности органами чувств. Младенцы используют в своем поведении и регулируют свое поведение, используя механизм привыкания, могут управлять уровнем возбуждения и обращать внимание на социальные и несоциальные образы и звуки в своем окружении. По рефлексам новорожденного можно определить устойчивость его центральной нервной системы. С помощью оценки новорожденного по шкале Бразелтона можно прогнозировать его дальнейшее развитие (по показателям когнитивного, двигательного и социального развития). Адаптации младенца к окружающей среде и способность понять ее помогают навыки восприятия с помощью органов чувств. Развитие новых двигательных навыков позволяет ребенку по-другому воспринимать мир.
После прочтения данной статьи я узнал каким образом происходит адаптация ребенка к различным раздражителям с чем это связано , меня удивило что в зависимости от того как он реагирует в дальнейшем можно будет предсказать как будет происходить его развитие.Познакомился с таким понятием как декремент ослабление возбуждения по мере его неоднократного повторения,т.е когда ребенок первый раз услышал звонок он реагирует более активно, чем последующие разы. В профессиональном и личностном плане данная информация дает мне понимание на что необходимо обращать внимание при развитии ребенка , какие реакции у него могут последовать от тех или иных действий взрослых.Главной идеей данной статьи считаю это активное взаимодействие родителей с детьми в момент их взросления. Спасибо.
в Результате прочтения данной статья я узнала, что такое сенсорно-перцептивные возможности ребенка. Я узнала такие понятия как: сенсорный, перцептивный, репертуар рефлексов, стабилиметр, шкала оценки поведения новорожденных, декремент, лабильность, адаптивный процесс. В данной статье рассказывается о формирование физиологии и психических процессов в младенчестве у ребенка, какие нормы и какие могут отклонения. В профессиональной деятельности данная статья поможет определять по шкале Бразелтона, имеются ли у ребенка какие-либо отклонения, ка кон развит социально, а так же физиологически и психически. Ведь сенсорно-перцептивные возможности формируются еще от окружающей среде. В личном плане эта статья дает понять, что младенец умнее, чем нам кажется, просто он пока не может это показать, поэтому изучение младенцев так тяжело дается, много спорных утверждений и ложных доказательств.
Из статьи узнала, что учёные разработали шкалу оценки сенсорных способностей и состояния здоровья новорожденного. Как я поняла из статьи, она основана на психо- физиологических реакциях ребёнка, с помощью которого оцениваются его способность к ориентированию , привыканию, регулированию состояния, вегетативное регулирования и стабильность. Интересно стало, что в статье сказано о возможности использования шкалы Бразентона и позволяет диагностировать неврологические аномалии в маленьком возрасте и в случае отклонений принимать своевременно меры. Так же я отметила, что есть взаимосвязь в развитии ребёнка окружающая среда и темперамент. Так же в профессиональной деятельности отметила для себя, что роль культуры имеет важное значение в процессе развития ребёнка и этот факт буду использовать в общении с детьми.
Из статьи я узнал, что уже в младенчестве необходимы неврологические исследования. Несмотря на то, что ребенок в таком возрасте не говорит, не пишет и не показывает, можно отслеживать изменение его моторики, дыхания и сердцебиения. Я узнал о шкале Бразелтона. Мне стало интересно, где в Воронеже проводят такие исследования. Меня удивило, что уже на этапе младенчества можно предугадать некоторые будущие проблемы когнитивного, двигательного и социального развития. Я подумал о том, что разница в успеваемости детей, в жизненном пути людей может быть частично предопределена уже с рождения. Но если вовремя обследовать ребенка, можно вовремя скорректировать подход к воспитанию, с помощью специалиста выправить ситуацию, снизить влияние негативных предрасположенностей.
Из статьи я узнала о таких понятиях как:
1. Сенсорно-перцептивные возможности ребенка-отрадение действительности органами чувств.,
2. Декремент-ослабление возбуждения по мере его распространения вдоль нервного или мышечного волокна.
Тредность в изучении способностей младенца заключается в том, что методы исследования взрослых не подходят. Тогда появляется стабилиметр-прибор,ослеживающий изменения в движениях младенцев.Так же, для оценки поаедения новорожденных Бразелтона.
Первоначально цель была в том ,чтобы описать вегетативные,двигательные и т.д. системы взаимодействующими друг с другом у здорового доношенного ребенка. Однако теперь её используют для того,чтобы отличить здоровых младенцев от детей из группы риска и диагностировать неврологические нарушения.
Также я узнала,что младенец хорошо оснащен механизмами реагирования на социальные аспекты мира.
Спасибо за статью. Из статьи я узнала , что существует шкала, по которой можно оценить способности и состояние здоровья младенца, а также прогнозировать его дальнейшее развитие. В статье меня удивило наличие исследования способностей младенца, который на первый взгляд только ест, спит и плачет, благодаря этим исследованиям появились различные оценочные шкалы, на которые можно ориентироваться для прогнозирования будущего развития ребёнка. Также , благодаря статье, я узнала, что младенцы, рождённые в разных социальных и культурных средах, реагируют по-разному, что соответсвует ценностям и целям места проживания, что говорит о их высоких адаптивных качествах, которые помогают им понять окружающий мир.
Спасибо за статью. Узнал с интересом об особенностях развития детей в самом раннем возрасте и проблемах их исследования. Новорожденные и дети раннего возраста очень хорошо хранят секреты своих способностей. Частично трудность заключается в том, что многие методы, используемые для исследования сенсорных и перцептивных способностей детей старшего возраста и взрослых, нельзя использовать с младенцами. Моторный репертуар младенцев ограничен: они не могут дотянуться или указать с какой-либо степенью точности, а также не могут ползать. Кроме того, их нельзя спрашивать о предпочтениях громкости и цвета. Таким образом, многие четко определенные методы исследования взрослых, основанные на моторных и вербальных реакциях, бесполезны при изучении младенцев. Наконец, восприятие и действие не являются независимыми. Изменения в развивающейся способности младенца к двигательным действиям, таким как ползание или ходьба, могут оказывают глубокое влияние на то, как он воспринимает мир.
Из статьи я больше узнал о сенсорно-перцептивных возможностях ребенка. Это спостобность с помощью органов чувств воспринимать окружающую среду. Удивило то, что на какой-то стадии нервная система адаптируется к раздражителям и реагировать на них перестаёт. По собственному опыту могу сказать, что к шуму ребенок привыкает точно. По крайней мере к определенному его диапазону во время сна. Поэтому не обязательно создавать идеальную тишину в это время, достаточно просто не шуметь. Узнал про шкалу Бразентона для оценки поведения новорожденных. С помощью данной шкалы можно оценить здоровье и способности новорождённого. Прочтение статьи заставило задуматься о важности родительской отзывчивости. Т.к. именно родители создают ту среду, в которой развивается ребенок.
Спасибо за статью. Из неё я узнала, что неврологическое обследование новорожденного имеет хорошее прогностическое значение и может выявить некоторые аномалии, которые исчезнут через несколько недель, но могут проявить себя через несколько лет. Из-за того, что методы для изучения сенсорных и перцептивных способностей детей старшего возраста и взрослых нельзя использовать с младенцами, были разработаны методы позволяющие получить информацию и от младенцев, а также о различных шкалах оценки состояния новорожденного. Ещё интересной информацией было то, что они могут привыкать к раздражителю и снижать уровень восприимчивости на него. Новыми для меня явились термины: репертуар рефлексов, стабилиметр, декремент, лабильность и адаптивный процесс.
Благодарю за статью. Для начала, я узнала из статьи, что же такое сенсорно-перцептивные возможности ребенка — отражение действительности органами чувств. Для меня это понятие новое. В статье я узнала, что важной особенность младенцев является привыкание к раздражителям. Сразу вспомнила свою дочку в младенчестве. Как она впервые реагировала на яркое солнце, отворачивалась, издавала плач, и куксила лицо. А буквально уже через 5-7 минут, у нее уже не было такой эмоциональной реакции на луч солнца.
Также я узнала из статьи про шкалу оценки состояния новорожденных Бразелтона. По этой шкале можно отличить здоровых младенцев, от те кто в группе риска, а также диагностировать неврологические нарушения. Основными параметрами являются:
1.Привыкание — это то, как реагирует ребенок на свет, шум, звонок и даже на укол иглой.
2.Ориентация на виды и звуки — Как малыш следит за объектом и реагирует на него, как следит за лицом человека, как реагирует на голос.
3.Развитие моторики — как малыш защищается, какой тонус, активность, как двигается и насколько он насторожен или расслаблен.
4.Диапазон состояния -есть ли ц ребенка раздражительность, как часто меняются состояния, когда происходит пик возбуждения.
5.Регулирование состояния — как реагирует ребенок на нежность, как сам успокаивается, тянет ли руки в рот.
6.Вегетативная стабильность- это то, как реагирует кожа, есть ли тремор, часто ли ребенок вздрагивает.
Данная оценка делается для дальнейшего прогнозирования развития ребенка. И исследования данного рода позволяют не только понять, как все эти системы и реакции работают по отдельности, но и что важно, понимание то, как они работают системой.
Из статьи я узнала о сенсорно-перцептивных возможностях ребенка. Это возможность отражать действительность органами чувств. На детях раннего возраста не работают методы исследования применимые к взрослым, так как их способности ограничены. Было интересным, что неизвестно, приносит ли сладкий вкус ребенку такое же удовольствие, как и взрослому. Новым понятием было «стабилиметр» — это прибор, отслеживающий изменения в движениях младенца. Также существует шкала оценки поведения новорожденных. Она использует для того, чтобы отличить младенцев из группы риска и полезна для дальнейшего развития ребенка. Были выявлены межкультурные различия в моторном развитии, например, раннее моторное развитие поддерживается в Кении и Замбии.