Обучение психологии онлайн
Воронежский Институт Психологии >

Продолжаем изучать тему младенчества (Младенчество: необходимость ощущений, понимания и обучения). Сегодня поговорим о сенсорно-перцептивных (отражение действительности органами чувств) возможностях ребенка. Специализированная терминология, которая встретится в этой статье: сенсорный, перцептивный, репертуар рефлексов, стабилиметр, шкала оценки поведения новорожденных, декремент, лабильность, адаптивный процесс.

Репертуар рефлексов новорожденного

В попытках разгадать тайны младенчества становится все более очевидным, насколько адаптивно организован человеческий организм. Путаница (речь о том, что младенец не понимает, что с ним происходит), которую психологи традиционно приписывали новорожденным, означает лишь то, что долгое время они были некомпетентны в этом вопросе.

Рассмотрим репертуар рефлексов новорожденного, представляющих собой непроизвольные ответы на внешние раздражители, и могут быть выявлены при рождении в качестве теста на устойчивость центральной нервной системы младенца. Стоит отметить, что неврологическое обследование новорожденного имеет хорошее прогностическое значение. Признаки аномалии, которые могут быть очевидны в первые дни или недели, вероятно исчезнут, чтобы появиться вновь в виде патологических функций через несколько месяцев или даже лет (Dubowitz & Dubowitz, 1981; Francis, Self, & Horowitz, 1987). Некоторые рефлексы новорожденного являются постоянными, а другие могут исчезнуть через несколько месяцев.

Проблемы исследования: раскрытие сенсорных секретов младенца

Новорожденные и дети раннего возраста очень хорошо хранят секреты своих способностей. Частично трудность заключается в том, что многие методы, используемые для исследования сенсорных и перцептивных способностей детей старшего возраста и взрослых, нельзя использовать с младенцами. Моторный репертуар младенцев ограничен: они не могут дотянуться или указать с какой-либо степенью точности, а также не могут ползать. Кроме того, их нельзя спрашивать о предпочтениях громкости и цвета. Таким образом, многие четко определенные методы исследования взрослых, основанные на моторных и вербальных реакциях, бесполезны при изучении младенцев. Есть и другие проблемы. Как вы можете быть уверены, что стандарты, установленные взрослыми (например, что сладкий вкус вызывает удовольствие), применимы к младенцам? Возможно, субъективные суждения меняются с возрастом.

Методы исследования были разработаны таким образом, чтобы можно было извлечь выгоду из ответов младенцев. Вегетативной нервной системе, которая контролирует такие параметры, как частота сердечных сокращений, мышечные реакции и дыхание, в последние годы уделяется много внимания, отчасти потому, что мы можем использовать психофизиологические функции для исследования сенсорных способностей младенцев. Изменение дыхания, связанное с изменением высоты звука, предполагает, что младенец чувствителен к изменениям в этом слуховом измерении. Двигательные реакции новорожденного, хотя и ограниченные, также могут дать ключ к пониманию его сенсорных систем. На самом деле одним из первых средств определения сенсорных способностей был стабилиметр — прибор, отслеживающий изменения в движениях младенца. Помимо этого, исследователи использовали хорошо развитый паттерн сосания младенцев, как показатель эффекта сенсорной информации.

Важной особенностью является способность младенцев привыкать к раздражителю (свет, звук и.т.п.) или снижать уровень восприимчивости на него. Это широко используется исследователями при изучении способностей младенцев. Например, если вы потрясете погремушкой возле головы младенца, вы можете стать свидетелем реакции испуга, включающую подергивание рук и ног и общее движение тела. При повторном шуме, младенец реагирует меньше и может показать лишь короткий толчок. Далее младенец, кажется, игнорирует звук и вообще не реагирует. Если же поменять погремушку на звонок, младенец снова будет реагировать, пока не адаптируется. Эта реакция на новый звук говорит вам о том, что младенец может отличить погремушку от колокольчика. Младенцы демонстрируют одинаковый процесс привыкания к видам, запахам вкусам и звукам.

Оценка состояния новорожденного: шкала оценки поведения новорожденных Бразелтона

Для оценки способностей и состояния здоровья младенцев раннего возраста были разработаны различные шкалы оценки (Francis, Self, & Horowitz, 1987), которые объединяют наши знания о рефлексах младенцев и их способности регулировать свое поведение за счет механизма привыкания, управлять уровнем возбуждения и обращать внимание на социальные и несоциальные образы и звуки в своем окружении. Одной из наиболее широко используемых шкал для оценки состояния новорожденных является шкала Бразелтона (Brazelton, 1984). Первоначальная цель состояла в том, чтобы попытаться описать вегетативные, двигательные, ситуативные и социальные системы, которые считались интегративными и взаимодействующими друг с другом у нормального здорового доношенного ребенка (Brazelton, Nugent, & Lester, 1987, р. 780). Поведенческие элементы шкалы подробно описаны ниже. Она измеряет (1) привыкание к различным раздражителям, (2) способность младенцев ориентироваться в социальных и неодушевленных предметах, (3) моторное развитие, (4) диапазон состояний, (5) способность регулировать состояние и исход и (6) стабильность вегетативной нервной системы. Кроме того, шкала дополнена оценкой рефлексов и используется для различных целей. Показатели по шкале помогают отличить младенцев из группы риска (например, из-за недоношенности и акушерских препаратов) от здоровых детей и диагностируют неврологические нарушения (Eldredge & Salamy, 1988).

ШКАЛА ОЦЕНКИ ПОВЕДЕНИЯ НОВОРОЖДЕННЫХ

ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ПУНКТЫ

Привыкание:

  1. Снижение реакции на свет
  2. Снижение реакции на шум
  3. Декремент (ослабление возбуждения по мере его распространения вдоль нервного или мышечного волокна) реакции на звонок
  4. Декремент реакции на булавочный укол

Ориентация на виды и звуки:

  1. Реакция визуальной ориентации на неодушевленные предметы — фокусировка и следование за объектом
  2. Слуховая ориентировочная реакция — реакция на слуховой раздражитель
  3. Реакция визуальной ориентации на одушевленные существа— фокусировка и следование за лицом человека
  4. Реакция слуховой ориентации на оживленные существа -реакция на голос
  5. Реакция зрительной и слуховой ориентировки — реакции на лицо и голос человека

Развитие моторики:

  1. Потянуться, чтобы сесть
  2. Защитные движения
  3. Степень настороженности
  4. Общий тонус
  5. Двигательная зрелость
  6. Активность

Диапазон состояния:

  1. Пик возбуждения
  2. Быстрота нарастания реакции
  3. Раздражительность
  4. Лабильность (изменчивость настроения) состояния

Регулирование состояния:

  1. Нежность
  2. Утешение вмешательством
  3. Самоуспокоение
  4. Рука в рот

Вегетативная стабильность:

  1. Тремор
  2. Вздрагивает
  3. Кожа

Оценка новорожденного полезна для прогнозирования его дальнейшего развития. Например, младенцы с высокими баллами по шкале, как правило, получают более высокие баллы по более поздним показателям когнитивного, двигательного и социального развития (Bakeman & Brown, 1980; Moss, Colombo, Mitchell & Horowitz, 1988). Кроме того, существуют четкие взаимосвязи между поведением младенцев во время оценки и более поздним взаимодействием родителей и младенцев во время кормления и игры. Поскольку родительская отзывчивость является важным компонентом оптимального развития, важно помнить, что прогностическая ценность шкалы, вероятно, обусловлена ​​взаимодействием способностей младенцев и типом среды, созданной родителями для растущего организма. Вспомните более раннее исследование Крокенберга (Crockenberg, 1981), в котором предполагалось, что как темперамент младенца, так и среда ухода за ним являются важными предикторами его более поздних социальных отношений.

Шкала выявила интересные межкультурные младенческие различия. Она так же иллюстрирует способы, которыми среда формирует и поощряет отличительные стили реагирования у младенцев, которые согласуются с целями, ценностями и социальной организацией культуры места проживания (Nugent et al., 1989). Раннее моторное развитие ценится в культуре Гусу в Кении и Замбии, где взрослые обеспечивают высокий уровень визуальной и слуховой стимуляции, а также физический контакт, который способствует раннему развитию моторики. Как мы видели ранее, в восточных культурах и культурах индейцев Навахо дети тихие. По-видимому, это связано с поощрением спокойного поведения. Короче говоря, оценки новорожденных, такие как шкала Бразелтона, могут выполнять множество функций и являются важными инструментами, помогающими понять развитие младенцев.

Взгляд на формирующиеся младенческие компетенции

Сенсорные и перцептивные навыки младенца не возникают в вакууме. Наоборот, они развиваются в социальном и физическом мире и выполняют важную функцию, помогая младенцу понять окружающую среду и адаптироваться к ней. По мере изучения материала вы увидите, что младенец хорошо оснащен механизмами реагирования на социальные аспекты мира. Младенцы особенно часто реагируют на человеческие голоса, лица и даже запахи, что предполагает, что их сенсорная и перцептивная системы могут быть биологически подготовлены или запрограммированы на чувствительность к социально опосредованным событиям. Это явно адаптивный процесс (приспособительный), поскольку отзывчивость ребенка к тем, кто за ним ухаживает, может увеличить их интерес к ребенку и улучшить его благополучие и выживание.

Вторая тема касается проблемы взаимозависимости сенсорной и перцептивной систем. Чтобы представить «факты» о развитии различных сенсорных систем, таких как зрение, слух, вкус и обоняние, в упорядоченном виде, мы рассматриваем каждую из них отдельно. Однако в реальном мире эти системы развиваются вместе, и прогресс в одной системе может вызвать изменения в другой области. Позже в этой главе мы соберем части воедино и покажем, как эти системы взаимно влияют друг на друга и работают в тандеме, помогая младенцу понять свой мир.

Наконец, восприятие и действие не являются независимыми. Изменения в развивающейся способности младенца к двигательным действиям, таким как ползание или ходьба, могут оказывают глубокое влияние на то, как он воспринимает мир. В одной из прошлых статей, мы обсуждали, как моторные системы, сенсорная и перцептивная системы взаимно влияют друг на друга. Короче говоря, чем больше мы понимаем развитие, тем более важным ориентиром становится принцип взаимозависимости систем.

В следующий раз поговорим о развитии слуха.

 

 

Оригинальная статья: E. Mavis Hetherington, Ross D. Parke. Child Psychology. A contemporary viewpoint. Fourth edition, 1993

Автор перевода: Золотухина Мария Сергеевна

Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна

Источник изображения: pexels.com

Ключевые слова: детская психология, научная психология, развитие новорожденного, психология новорожденного, шкала оценки поведения новорожденных, шкала оценки Базелтона, прогноз неврологических нарушений новорожденного, репертуар рефлексов новорожденного, реакция младенца на цвет, реакция младенца на звук, что чувствует младенец, о чем думает новорожденный, что чувствует новорождённый.

61030cookie-checkПсихология развития: Сенсорно-перцептивные возможности ребенка