В последних 13 статьях (которые можно найти в разделе «Детская и Педагогическая Психология) мы изучали большую тему БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОВЕДЕНИЯ, которая включает в себя три основных подтемы:
- Процесс передачи генов;
- Генетическое консультирование и генная инженерия;
- Принципы взаимодействия генетики и окружающей среды.
Сегодня рассмотрим краткое резюме по каждой статье.
БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОВЕДЕНИЯ
В процессе развития генотип индивидуума (его генетическая структура) выражается в виде фенотипа (видимые характеристики). Взаимодействие между факторами окружающей среды и генами представляет особый интерес для ученых, так как выражение генотипа может меняться в зависимости от опыта человека. Генетика поведения изучает людей с разной степенью биологического родства, живущих в определенных условиях (одинаковых или разных) и дифференцирует эффекты биологии и окружающей среды.
ПРОЦЕСС ПЕРЕДАЧИ ГЕНОВ
Организм человека содержит два структурно и функционально различных вида клеток — половые (зародышевые) и клетки тела (соматические). К половым клеткам относятся женская яйцеклетка и мужские сперматозоиды, все остальные клетки являются соматическими. В ядре каждой клетки находятся хромосомы, на которых расположены гены, содержащие генетический код. Генетическая изменчивость обусловлена огромным количеством возможных комбинаций хромосом, а также кроссинговером, который изменяет хромосомы путем обмена генами во время мейоза.
Гены являются основными единицами передачи наследственных признаков. Они содержат ДНК и РНК. ДНК хранит инструкции для белковых цепей о том, как им следует развиваться, а РНК служит передатчиком этой информации остальной части клетки. Всего одна белковая цепь с дефектом способна вызвать у ребенка серьезные проблемы с развитием. Молекула ДНК в ядре каждой хромосомы имеет форму двойной спирали или винтовой лестницы. Она дублирует себя, расщепляясь посередине, а затем снова развивает копию недостающей половины. Таким образом, каждая клетка тела несет одинаковый генетический код.
Большинство фенотипических характеристик определяется более чем одним геном, поэтому может быть две или более альтернативных форм гена, называемых аллелями, одна от матери и одна от отца. Когда аллели одинаковые, то ребенок гомозиготен, а если разные, то ребенок гетерозиготен. Гетерозиготные комбинации могут проявляться в фенотипе тремя способами:
1) на промежуточном уровне между двумя родительскими фенотипами;
2) комбинация родительских фенотипов, содержащая признаки обоих родителей;
3) как фенотип, ассоциированный только с одним из родителей, то есть аллель одного из родителей доминирует над рецессивным аллелем второго родителя.
Кроме того, многие характеристики определяются не одним геном, а сложными взаимодействиями между набором генов, действующих вместе. Этот процесс носит название плейотропизм.
Фенилкетонурия (ФКУ) представляет собой расстройство, вызванное рецессивным геном. Заболевание приводит к отсутствию фермента, необходимого для метаболизма определенных белков, содержащихся, в том числе в грудном молоке и стандартных молочных смесях. Отсутствие своевременной диагностики новорожденного может привести к умственной отсталости, но при исключении молекулы фенилаланина из пищи этого можно избежать. Данная диета является прекрасным примером того, как врожденные характеристики иногда могут быть изменены вмешательством извне.
Сцепленные с полом признаки возникают в результате дефекта рецессивного аллеля Х- хромосомы. Тот факт, что некоторые гены на Х-хромосоме не имеют эквивалентных генов на Y хромосоме, приводит к более частому появлению сцепленных с полом рецессивных признаков у мужчин. Например, гемофилией (нарушение свертываемости крови) за редким исключением болеют только мужчины, потому что у них нет аллеля на Y хромосоме, чтобы противостоять неблагоприятному влиянию Х-хромосомы.
Синдром Дауна является одним из множества примеров хромосомных нарушений. Отклонение связано с тем, что у человека образуется третья лишняя хромосома или ее часть в двадцать первом наборе аутосом. Возникновение недуга в большинстве случаев связано с возрастом матери, так как с годами происходит ухудшение яйцеклеток. Помимо этого, чем старше женщина, тем больше вероятность, что она подвергалась неблагоприятным факторам окружающей среды, которые негативно отразились на состоянии ее здоровья. Примерно в ¼ процентов случаев Синдром Дауна возникает по причине дополнительной хромосомы в мужской сперме. Расстройство характеризуется физической и умственной отсталостью и специфическим внешним видом.
Нарушения половой дифференциации являются вторым видом хромосомных аномалий (не связаны с аутосомами). Они возникают из-за отклонений в количестве половых хромосом. Например, у женщин может быть синдром Тернера (паттерн X0) и синдром тройной X хромосомы (XXX), а у мужчин синдром Клайнфельтера (XXY) и синдром Ломкой Х хромосомы. Физические, психологические и эмоциональные характеристики этих людей сильно различаются в зависимости от конкретного хромосомного паттерна и факторов окружающей среды.
Генетическая изменчивость может быть результатом развития мутаций или изменений в генах, которые дают вероятность новых фенотипов. Большинство мутаций возникает в результате стирания одной из ступеней винтовой лестницы ДНК. Сохранение мутации зависит от ее приспособляемости к среде, в которой она развивается. Подавляющее большинство мутаций вредны, или летальны, и не сохраняются. Серповидно-клеточная анемия — один из наиболее ярких примеров селективного выживания, основанного на взаимодействии генетики и среды. Примерно 8% чернокожих американцев имеют это заболевание, при котором их эритроциты принимают необычную форму полумесяца, серпа или листа остролиста в условиях низкого содержания кислорода.
Достижения в области биологии и генетики открыли новые возможности для контроля некоторых аспектов развития человека. Современные технологии позволяют внутриутробно обнаруживать нарушения, делать оплодотворение in vitro, использовать методы рекомбинантной ДНК для определения генетических маркеров, а так же проводить генетическую терапию для предотвращения или лечения генетических нарушений. По мере увеличения возможностей генетического контроля возникают этические вопросы относительно того, как следует использовать информацию такого рода.
ПРОЦЕССЫ И ПРИНЦИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ И СРЕДЫ
Психология развития изучает способы взаимодействия генетики и окружающей среды и то, как они влияют на развитие человека. Один из видов их взаимосвязи носит название диапазон реакций. Его идея состоит в том, что наследственность не жестко фиксирует поведение, а устанавливает диапазон возможных ответов человека на внешние влияния и обстоятельства. Однако некоторые виды генотипов более канализированы, чем другие. Это значит, что у них меньше возможных альтернативных путей, поэтому требуется более сильное влияние окружающей среды, чтобы отклонить их от их генотипического маршрута. Человек способен влиять на окружающую его среду тремя способами: пассивно, включено или активно.
Одной из наиболее часто используемых процедур при изучении вклада генетики и факторов окружающей среды в индивидуальные различия развития человека является изучение сходства характеристик членов семьи с разной степенью генетического родства, например, при усыновлении близнецов. Проблема с интерпретацией результатов заключается в то, что монозиготные близнецы могут вызывать сходные реакции со стороны окружающих, а это в свою очередь приводит к более сходной среде обитания, даже если они воспитываются в разных семьях. Когда близнецы вырастают и начинают вести самостоятельную жизнь, они часто выбирают одинаковую сферу деятельности и среду проживания.
Исследования показывают, что большая часть различий в психологических расстройствах и поведении связана с негенетическими факторами. Даже внутри семьи факторы окружающей среды не всегда одинаковы для всех ее членов. Помимо общего опыта, такого как жилплощадь, район проживания или бедность, каждый из братьев и сестер имеет индивидуальную среду. Такое явление носит название неразделенный компонент, который зависит от множества факторов, один из которых различное отношение родителей к детям.
Монозиготные близнецы похожи больше, чем дизиготные, по целому ряду физических параметров, включая рост, вес, телосложение и черты лица, а также по физиологическим признакам, таким как скорость созревания, продолжительность жизни, функционирование мозга и реактивность вегетативной нервной системы.
Сходство близнецовых результатов тестов на интеллект неизменно показывает, что успеваемость связана с генетическими факторами. Скорость и время умственного развития частично генетически детерминировано. Исследования усыновления показывают аналогичные результаты. Интеллект биологических родителей и детей схож более чем между приемными родителями и детьми.
Установлено, что наследственность играет роль в развитии темперамента и личности человека. Речь идет о таких характеристиках, как эмоциональность, активность и общительность. Следует отметить, что на внешность и интеллект генетика все же влияет сильнее, чем на темперамент. Многолетние исследования показывают, что одни и те же генотипы могут проявляться очень по-разному, в зависимости от влияния окружающей среды и культуры.
Генетика поведения указывает нам на то, что широкий спектр девиантного поведения, такого как депрессия, шизофрения, и преступность связаны с генетическими факторами. В генетике поведения, есть такой термин – коэффициент согласования (процент времени, в течение которого расстройство присутствует у обоих членов пары близнецов). Хотя показатели конкордантности (согласование) обычно выше для однояйцевых близнецов, чем для разнояйцевых, они никогда не приближаются к 100%, что указывает на то, что факторы окружающей среды по-прежнему играют большую роль в развития этих нарушений.
Из-за сложностей методологии невозможно установить точный вклад наследственности и окружающей среды. Они постоянно взаимодействуют и оба важны. Изучаем ли мы социальное, интеллектуальное или личностное развитие, необходимо исследовать взаимодействие между генетическими и эмпирическими факторами, а не каждый из них в отдельности.
В следующий раз начинаем новую тему: МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ.
Оригинальная статья: E. Mavis Hetherington, Ross D. Parke – The biological bases of behavior. Child Psychology. A contemporary viewpoint. Fourth edition, 1993
Автор перевода: Золотухина Мария Сергеевна
Редактор: Симонов Вячеслав Михайлович
Ключевые слова: генетика, интеллект, влияние воспитания на ребенка, влияние генетики на воспитание, темперамент, влияние темперамента на развитие личности, развитие личности, эпигенетика, научная психология, детская психология, близнецовые исследования, конкордантность, канализация в психологии, генетические заболевания, генная инженерия .
Источник фото: freepic.com
Спасибо за статью! В ней подведены итоги цикла статей о биологических основах поведения человека. Большинство наших фенотипических характеристик обуславливается более чем одним геном. Поведение человека, диапазон его реакций и предрасположенностей, психических отклонений — всё это заложено в человеке с самого рождения. Степень, с которой на эти исходные данные влияет жизненная среда человека, является предметом интереса и исследований. Данные о однояйцевых близнецах, выросших в разных семьях, показывают схожий выбор интересов, друзей, места жительства. Несомненно, окружающая обстановка формирует фенотипические проявления человека, но их диапазон зависит от генетических предрасположенностей.
Из данной статьи не узнала ничего нового, так как она является резюмирующей к циклу «биологические основы поведения».
Для себя еще раз отметила важность влияния внешней среды и генов и интерес к тому, что все-таки может играть решающую роль в развитии. Интересно наверное наглядно наблюдать различия у близнецов, которые растут в одной семье.
Еще раз прочитала про гены, их передачу, мутации и дефекты. Интересно посмотреть, что будет в будущем, появятся ли новые способы диагностики или коррекции генов уже при имеющемся зародыше (на сколько я знаю при эко уже возможны различны протоколы диагностики).
Для себя я еще раз убедилась, что на сколько сильно не было влияние генов, всегда нужно внимательно относится к тому окружению, где будет расти ребенок, так как влияние внешних факторов также велико.
Спасибо за статью, тема психологии развития мне очень интересна. Хочу в этом больше разобраться, использовать для воспитания ребёнка . Пока выделяю для себя информацию, что большая часть различий в психологических расстройствах и поведении связана с негенетическими факторами. Даже внутри семьи факторы окружающей среды не всегда одинаковы для всех ее членов. Помимо общего опыта, такого как жилплощадь, район проживания или бедность, каждый из братьев и сестер имеет индивидуальную среду. Такое явление носит название неразделенный компонент, который зависит от множества факторов, один из которых различное отношение родителей к детям. А так же, что наследственность играет роль в развитии темперамента и личности человека. Речь идет о таких характеристиках, как эмоциональность, активность и общительность. Думаю нужно руководствоваться этими факторами .
Спасибо за статью. Данная статья помогла вспомнить темы «Биологические основы поведения». Гены являются основными единицами передачи наследственных признаков. Отсутствие своевременной диагностики новорожденного может привести к умственной отсталости. Например Синдром Дауна является одним из множества примеров хромосомных нарушений. Отклонение связано с тем, что у человека образуется третья лишняя хромосома или ее часть в двадцать первом наборе аутосом. Возникновение недуга в большинстве случаев связано с возрастом матери, так как с годами происходит ухудшение яйцеклеток. После прочтения задумалась о том, как же хорошо, что синдром Дауна можно обнаружить на ранних этапах беременности. Вспомнила, как сильно я переживала за каждое исследования узи во время беременности.
Спасибо за статью, которая резюмировала все ранее прочитанное (всегда полезно повторить). Тем более я увидела некоторую новую для себя информацию (по пропущенных статьям, к которым захотелось вернуться углубленно). Отмечу новое: 1. «Диапазон реакций» сообщает нам о вариативности поведения человека в силу его наследственности, которая не жёстко фиксирует поведение, но направляет его. 2. Новый тремин «неразделённый компонент» для не нового для меня явления разности факторов окружающей среды даже для членов одной семьи. Статья завершена в любимой форме умозаключения С.Л. Рубинштейна: наследственность и окружающая среда неотделимы друг от друга, они проникают друг в друга и нельзя рассматривать каждый из них в отдельности))) Это напоминает мне (в личном плане) о том, что фраза «Ты весь в отца!» не снимает ответственности за воспитание сына (хотя иногда так хочется ограничиться критерием наследственности и дать ему свободно существовать, вместо решения трудной задачки по адаптации этого качества к реалиям жизни). В профессиональном плане цикл этих статей обогатил меня на возможность научного подкрепления при трудностях принятия того, что изменить нельзя и бездействия в том, что изменить на самом деле можно.
Спасибо за обобщающую статью. Полезно было освежить в памяти и сгруппировать знания, касающиеся биологических основ поведения.
Отмечу некоторые значимые для себя моменты. Не устаю удивляться описанию процесса передачи генов, его сложностью, расчётливостью, вариативностью. Здесь мне было интересно узнать о заболеваниях, передающихся генетическим путём.
Так, ФКУ приводит к непереносимости белков грудного молока и его заменителей. Следствием заболевания является слабоумие. Снизить его степень помогает ранняя диагностика и применение диеты для новорождённого, а ещё эффективней — для беременной женщины.
Данные статистики о взаимосвязи возраста матери и риска рождения ребёнка с синдромом Дауна удивили и привели меня к выводу о необходимости консультации генетика, желательно на этапе планирования беременности.
Также я узнала о генных мутациях, которые могут формировать устойчивость к другим более опасным заболеваниям, свойственным определённым группам населения. Примером этому является серповидно-клеточная анемия, «защищающая» людей, проживающих на территориях с высоким риском заражения малярийной инфекцией.
Много нового я узнала о взаимодействии генетики и окружающей среды, его влиянии на развитие человека.
Из исследований детей разной степени родства я узнала то, что монозиготные близнецы даже при разлучении имеют высокую степень схожести как физических, так и интеллектуальных, поведенческих характеристик. Заметно, как их генотип оказывает влияние на окружающую среду, к примеру, в выборе ими аналогичных видов деятельности. Сибилинги, живущие в одной семье могут сильно различаться друг с другом на основе получаемого индивидуального опыта.
Категория «сложных» от рождения детей увеличила в моих глазах значимость поддержки и заботы со стороны общества и близких людей для мамы такого ребёнка.
Общий вывод, касающийся деятельности психолога, состоит для меня в необходимости и важности исследования не только темы условий жизни клиента, но и его личностных особенностей, наличия генетических заболеваний, психических расстройств, наследуемых от родителей. То есть, я считаю, что значение окружающей среды и генетики эффективнее рассматривать в комплексе.
Спасибо за статью. В подведении итогов цикла статей о биологических основах поведения человека, можно резюмировать, что: Взаимодействие среды и генотипа проявляется в том, что одинаковые условия среды в разной степени благоприятны для людей с различными генотипами. Представление об этом взаимодействие позволяет выяснить, в какой степени результаты воздействия среды зависят от генетических различий между людьми. Ребенок получает от родителей не только генетически обусловленные задатки каких-либо способностей, но и среду, которая может способствовать их интенсивному развитию или, напротив, препятствовать ему. Близнецовый метод исследования, позволяет установить наследственный характер признаков. Это метод, выявляющий соотносительную роль генетических и средовых факторов в формировании признака, он сыграл очень большую роль в развитии генетики человека.
Благодарю за статью, которая подвела итоги изучения по теме «биологические основы поведения». Новой информации не было, так как она является повторяющей, но знания актуализировались, а также я ещё больше убеедилась, что как генетика сильно влияет на человека, так и факторы окружающей среды. Вспомнила про заболевания, связанные с генными мутациями (синдром Дауна, фенилкетонурия и так далее). Также актуализровала для себя понятие плейотропизма- это когда набор генов, взаимодействует друг с другом, и только при этом взаимодействии могут возникнуть определённые признаки.
Повторила информацию про диапозон эмоций. Идея в том, что генетически заложены определённые рамки в выражении эмоций и поведения на окружающие «раздражители». При это в некоторых генотипах диапозон эмоций более канализирован-меньше альтернативных ответных реакций.
Также актуализировала знания по генетике. Например, что ДНК-своебразная инструкция для организма «как развиваться и работать», а вот РНК-это «посыльный», который передаёт информацию от ДНК в другие части клеток.
Тема «Биологические основы поведения» заставила меня задуматься о том, насколько же много факторов, которые на нас влияют (внутренние и внешние).
Прочитав данную статью, я освежила в памяти большой пласт информации на тему Биологических основ поведения. Для психолога-консультанта, на мой взгляд, важно рассматривать запросы обратившихся за помощью клиентов комплексно, погружаясь и выявляя генетические предрасположенности и приобретенные в процессе воспитания. Наследственность не жестко обуславливает поведение индивида, что в свою очередь дает возможность корректировать его влиянием окружающей среды, насколько это возможно. Генетика сильнее влияет на внешность и интеллект, чем на темперамент. Что дает возможность человеку меняться, осознав свои сильные и слабые стороны, развивая желаемые способности. Для себя нахожу интересным наблюдение за людьми, которых знаю давно — с детства, через призму наследственность-влияние окружающей среды.
В статье приведены обобщённые данные по психологии развития человека, которые раскрывают механизмы взаимодействия генетики и окружающей среды на процесс формирования тех или иных признаков индивидуума. Полезно было вспомнить механизмы взаимодействия родительских генов, доминантные и рецессивные признаки. Я освежил память о средствах ранней генной диагностики, которые помогают выявлять генетические отклонения ребёнка на ранних стадиях. Были приведены ряд генетических заболеваний такие как непереносимость белка грудного молока, болезнь Дауна и серповидно-клеточная анемия. Но самой полезной для меня была информация о том, как проявляется генетическая наследственность в разных социально-экономических условиях развития ребёнка. Большой вклад в понимании этих процессов вносят исследования близнецов и сиблингов. Из цикла статей я получил обширную информацию о развитии ребёнка, которая будет мне очень полезна в будущей профессии психолога. Спасибо.
Благодарю за перевод данной статьи. Прочитав, я освежила в своей голове знания на тему биологических основ поведения. На становление и развитие человека влияет общинный комплекс факторов, но основными так же остаются: генетические предрасположенности и влияние воспитания и окружения. Конечно, стоит понимать, что окружающий мир ребенка в большей мере влияет на его психологическое развитие и развитие личности, нежели чем генетический набор переданный от родителей. Он скорее определяет внешний набор фактов и физиологические особенности, но те же родители являются и основной группой для ребенка, где он получает воспитание и первичный опыт социализации. Я считаю, что в работе психолога нам необходимо рассматривать комплекс данных факторов, ибо это повысит эффективность работы и явность результата.
Спасибо за статью. Хотелось бы правда уже больше о психологии отношений, бизнес психологии и т.д… Но, вернемся к детям. Возможно вселенная намекает, что пора…? В статье я познакомился с интересной мыслью. Наследственность не жестко формирует поведение, а устанавливает диапазон возможных ответных реакций. Из чего становится понятно, что к сожалению потенциал изменений у человека ограничен, однако его хватит для того, что бы эффективно адаптироваться к окружающим условиям.Я увидел, что генетика влияет большую роль в потенциале формирования девиантного поведения. Так же на это влияет окружающая среда которая либо провоцирует, либо сглаживает генетические предрасположенности. Спасибо за статью.
Благодарю за перевод данной статьи. Прочитав, я освежила в знания на тему биологических основ поведения. На становление и развитие человека влияет общинный комплекс факторов, но основными так же остаются: генетические предрасположенности и влияние воспитания и окружения. Конечно, стоит понимать, что окружающий мир ребенка в большей мере влияет на его психологическое развитие и развитие личности, нежели чем генетический набор переданный от родителей. Он скорее определяет внешний набор фактов и физиологические особенности, но те же родители являются и основной группой для ребенка, где он получает воспитание и первичный опыт социализации. Я считаю, что в работе психолога нам необходимо рассматривать комплекс данных факторов, ибо это повысит эффективность работы и явность результата.
Прочитав статью, я обобщила в памяти всю информацию на тему биологических основ поведения.
Узнала новое для себя определение плейотропизм это влияние одного гена на развитие двух и более.
Удивляет, что наиболее многочисленные нарушения развития, встречаемые у людей, вызваны геномными, хромосомными или генными мутациями.
В профессиональном плане, думаю, что психолог при работе с детьми должен учитывать все факторы (генетические факторы и факторы окружающей среды), которые могли повлиять на развитие ребенка.
В личном плане считаю значение генетики в современном мире довольно-таки большое. Думаю, генетика одна из важнейших наук современности.
Так же хочу отметить, что какая бы самая лучшая генетика не была у ребенка, в отрицательной среде, например бедность, война, насилие, недостаток образование, эти дети не смогут полноценно развиться.
В результате прочтения статьи мне удалось повторить и обобщить аспекты, изученные в главе Биологические основы поведения в разделе детской психологии. Так, в процессе развития генетическая структура человека выражается с помощью видимых признаков, то есть фенотипа. Гены передают наследственные признаки от родителей ребенку. Они содержатся в ДНК, которая хранит инструкции для белковых цепей о процессе их развития, и РНК, которая передает эту информацию остальной части клетки. Многие характеристики, проявляющиеся у человека, определяются не одним геном, а совокупностью и взаимодействием разных наборов генов, которые действуют вместе, — данный процесс называется плейотропизм. На проявление тех или иных фенотоипов влияют не только их наличие в генах, но и условия окружающей среды, в которой человек формируется.
Статья была полезна для меня, помогла освежить знания по обширной теме «Биологические основы поведения», резюмировать основные моменты и факторы, влияющие на реакции человека, имеющего те или иные генетические особенности, на факторы окружающей среды, среду жизни, семью, отношения с родителями, социально- экономическую среду, в которой развивался ребенок. Новым для меня был термин коэффициент согласования- время, в течение которого у обоих близнецов присутствует генетическое расстройство. Генетические расстройства являются причинами таких заболеваний как шизофрения, фенилкетонурия, депрессия, являются таке причиной девиантного поведения. Подводя итоги изученного материала в цикле статей, я сделала вывод о том, что на поведение человека имеют влияние не только генетические особенности, но и среда, в которой вырос и развивался ребенок, иногда последствий генетического расстройства возможно избежать, например фенилкетонурия не окажет негативного воздействия на человека, если он знает о своих особенностях и придерживается специальной диеты.
Большое спасибо за итоговую статью по теме.
Обратила внимание на термин «фенилкетонурия». Ранее встречала название этого заболевания на жевательной резинке. Там предупреждают о том, что людям, страдающим вышеуказанным заболеванием нельзя употреблять жевательную резинку. Оказывается, это заболевание, которое влияет на метаболизм белка, как следствие, на обмен веществ человека и может привести к умственной отсталости. Но правильная диета может это скорректировать. Это для меня новая информация.
Также отметила для себя термин о взаимосвязи генетики и окружающей среды «диапазон реакций». То есть, наследственность все же определяет и ограничивает возможные варианты поведения человека и его реакций на окружающую среду.
Благодарю за статью. Я ознакомилась с тем, что в организме человека различают два вида клеток: половые — это только женская яйцеклетка и мужские сперматозоиды, и все остальные клетки, которые являются соматическими. Интересный факт, что гены являются основными единицами передачи наследственных признаков и содержат ДНК и РНК. Я узнала, что ДНК хранит инструкции для белковых цепей о том, как нужно им развиваться, а РНК эту информацию передаёт дальше, остальной части клетки. Поэтому малейшее нарушение уже вызывает неправильность в развитии.
Я познакомилась с понятием плейотропизм — это сложное взаимодействие между набором генов. Так же я узнала,что большинство мутаций возникает в результате стирания одной из ступеней лестницы ДНК.
Таким образом, я узнала многое о человеческом организме, его развитии и факторах влияния.
После прочтения статьи еще раз отметила для себя всю сложность передачи наследственных признаков, а особенно роль генетической изменчивости в формировании мутаций, как неблагоприятных, так и полезных для вида. Как фенилкетонурия, так и некоторые другие заболевания являются рецессивными, и мне откликнулся момент, что родители порой могут не знать о своем носительстве рецессивного гена, т.е. быть гетерозиготными по этому признаку. Естественно, ни о каком специфическом методе пренатальной диагностики не будет и речи, и ребенок может родиться с редким генетическим расстройством, о котором родители и предполагать не могли (недавно столкнулась с конкретным случаем, когда частота возникновения патологии составляет 1:300000, и гетерозиготная рецессия у родителей сошлась в гомозиготу у ребенка). Что же касается взаимодействия наследственности и среды, то я с любопытством изучила близнецовые исследования, еще раз отметила схожесть монозиготных близнецов при проживании в различной среде, а также увидела, что девиантное поведение в большой мере наследуется генетически.
Спасибо за статью!В данной статье было упомянуто про целый цыкл Биологических Основ Поведения, что дало возможность освежить память!Из этого цикла интересным для меня было узнать, как сильно генетика влияет на человека-это различные болезни, способности мозга, темперамент.Интересно было узнать про различных близнецов, в чем их сходство и как могут близнецы в одном социуме получать разный жизненный опыт в силу своего темперамента и соответственно своего восприятия! Интересно было вывести на осознание, как влияет социальная среда на человека! Для себя отметил на сколько это серьёзно в каком социуме, материальном благе будет развиваться мои дети, обращу на этот момент максимум внимания! Спасибо!
Из данной статьи я узнала много новых терминов. Аллели (различные формы одного и тоже гена).Также узнала об их разновидностях: 1) одинаковые аллели (гомозиготен) и 2)разные аллели (гетерозиготен); Узнала о термине «плейотропизм» — взаимодействие между набором генов. Фенилкетонурия — расстройство, вызванное рецессивным геном. Познавательно было то, что одно и тоже «семейное» окружение влияет по разному на детей в пределах одной семьи. Одной из причин является разное отношение родителей к детям, а также индивидуальные особенности каждого из детей в одной семье. Данную информацию я буду использовать в профессиональной сфере при консультировании. Прочитала о большой роли наследственности, так интеллект, темперамент, эмоциональность, активность, общительность напрямую зависят от генетики. Данная информация полезна мне для воспитания как собственных детей (так прежде чем требовать от ребенка что то) буду возвращаться к наследственному фактору, так и в профессиональной сфере), консультируя родителей по проблемам с детьми.
Благодарю за статью. Она еще раз подтверждает с одной стороны на сколько важны гены и значение влияния среды с другой стороны. Так же достижения науки и медицины позволяют многие отклонения и заболевания , аномалии развития обнаружить еще в период беременности . Чем больше имеется возможностей генетического контроля , тем больше возникают этические вопросы относительно того, использовать такую информацию. Но безусловно риск рождения ребёнка с особенностями или генетической болезнью все равно остаётся . Но при всем при этом огромное значение имеет то, как ребёнок воспитывается , в какой среде растет . Благоприятная атмосфера , участность близких взрослых помогают преодолеть многие барьеры ребёнка.
Генетику читать так же как и изучать можно бесконечно. Вроде одна и таже информация, а все равно какие то новые или хорошо забытые старые отмечаешь определения или понятия. Еще раз разложила по полочкам: клетка-ядро клетки-хромосомы,на них гены- ДНК-белковые цепи. Вспомнила биологию: один ген-1 фермент-1 признак, но за развитие 1 признака могут отвечать несколько генов. Новые понятия для меня в статье: коэффициент согласования и генетика поведения. Радует, что не все определяется генотипом, факторы окружающей среды имеют большое значение. «Поломки» генов можно иногда подкорректировать изменив образ жизни или питание. Например не употреблять в пищу глютен при целиакии или молоко при фенилкетонурии, не находиться под воздействием прямых солнечных лучей при витилиго.
Данная статья резюмирует 13 предыдущих по тематике «биологические основы поведения». Основным для меня, как для психолога, является взаимодействие генетики и окружающей среды. Если генетику лично я могу корректировать только выбором партнера, с которым у меня будут общие дети, то в качестве окружающей среды своим и не своим детям у меня больше возможностей для воздействия. Причем помогать социализироваться я могу и деткам, у которых имеются врожденные или приобретенные проблемы. Эта статья помогает мне лучше увидеть и осознать свою зону ответственности как психолога и как мамы, понять, что лежит в зоне моего влияния, а с чем работать не имеет смысла. Постараюсь грамотно и осознанно применять и внедрять в практику полученные знания.
В это блоке я узнала что ещё до рождения ребёнка происходит взаимодействие генетических факторов и факторов окружающей среды. Познакомилась с понятиями генотип и фенотип. И узнала что уровень интеллекта матери передаётся ребёнку как база, если он низкий, то никакая благоприятная и стимулирующая среда не поможет развить эту черту. Среда воспитания влияет на индивидуальность человека. Познакомилась с процессом развития зародыша и передачей ДНК. Познакомилась с понятиями: мейоз, митоз, ДНК, РНК, гомозигота и гетерозигота, кроссинговер. В деталях узнала строение хромосомы. И виды генетических хромосомных заболеваний, которые передаются через рецессивный ген и процент вероятности получения здорового потомства. И есть экспериментальные исследования Хгена, который может предотвратить расщепление хромосом и соответственно болезнь. Узнала что генетические мутации бывают адаптивными, могут проявляться в одной стороне света и почти не проявляться в другой, т.к. есть антитела. Поняла что близнецовые исследования как однояйцевых так и двуяйцевых близнецов на сравнении с братьями и сёстрами разного возраста — это хорошая база для исследований влияния генотипа и среды от максимально схожих генетически гомозиготный близнецов к сиблингам разного возраста. Отметила в профессиональном плане механизм взаимосвязи привязанности младенцев и родителей( в частности матери), влияние стрессовой среды на эмоциональную нестабильность матери и капризностью ребёнка. Также отметила что среда может как стимулировать развитие, так и приостановить его, но есть вероятность что со взрослением предпочтение своих интересов, то есть генетическая предрасположенность даст о себе знать.
Данная статья скорее как рецензия, краткое описание ранее пройденного материала о вариантах биологических основ поведения. Больше всего запомнилось и «крепко вьелось» наверное информация о борьбе генов и окружения за » судьбу нового человека», невероятный набор характеристик и факторов, статистики и примеры последствий, разнообразные синдромы и их причины.
Удивило , то что я запомнил некоторое количество сложной информации, хотя ранее это было крайне трудно. Думаю виной тому именно обязательные комментарии, которые мало того, что основанны на сборке новой информации, так ещё и собственный опыт в помощь. Собственно путешествие и анализ личных эмоций , воспоминаний считаю невероятным продуктом цикла статей.
Спасибо большое.!
Статья позволила мне ещё раз вспомнить материал по теме биологические основы поведения человека.Я отметила для себя важность процесса передачи генов из-за множества примеров хромосомных нарушений.Радует то,что современные технологии позволяют внутриутробно обнаруживать нарушения в геноме, использовать генетические маркеры, а так же проводить генетическую терапию для предотвращения или лечения генетических нарушений.Но,не смотря на важность генетики, исследования показывают,что большая часть различий в психологических расстройствах и поведении человека связана с ,так называемым, неразделенным компонентом, который зависит от множества факторов, один из которых различное отношение родителей к детям.Таким образом, наследственность и окружающая среда постоянно взаимодействуют и обе важны как в социальном, интеллектуальном ,так и в личностном развитии.Как я понимаю , в этой области можно ожидать ещё много открытий.
Данная статья подводит итоги большого цикла о биологических основах поведения. Связь генетики с окружающей средой является особенно интересной для учëных. Гены могут проявляться по-разному, в зависимости от среды. В данной статье снова освящается процесс передачи генов, описывается структура клеток. Автор статьи напоминает о различных взаимодействиях генов, в результате которых получаются нарушения и мутации. В настоящее время всë больше развиваются технологии, позволяющие выявить данные нарушения во время беременности и на этапе зачатия. В связи с чем может проводиться лечение, позволяющее предотвратить осложнения или облегчить. Вспомнила интересную тему о различиях и сходстве членов одной семьи с разной степенью родства. Насколько я помню из предыдущих статей цикла, на эту тему было проведено много исследований, в том числе близнецовые исследования. Психологические проблемы часто связаны с индивидуальным приобретëнным опытом. В рамках одной семьи родители могут относиться по разному к своим детям, в результате чего у детей получается разная среда и опыт. Генетика в большей степени влияет на интеллектуальные способности и темперамент. Но роль окружающей среды в любом случае тоже велика. Из статьи я не узнала новой информации, вспомнила уже пройденный материал.
Спасибо за статью. В статье подводятся итоги цикла статей по теме биологические основы поведения человека.Генетика поведения изучает людей с разной степенью биологического родства, живущих в определенных условиях (одинаковых или разных) и дифференцирует эффекты биологии и окружающей среды. Процесс передачи генов:В ядре каждой клетки находятся хромосомы, на которых расположены гены, содержащие генетический код.Гены являются основными единицами передачи наследственных признаков. Они содержат ДНК и РНК. ДНК хранит инструкции для белковых цепей о том, как им следует развиваться, а РНК служит передатчиком этой информации остальной части клетки.Психология развития изучает способы взаимодействия генетики и окружающей среды и то, как они влияют на развитие человека.
Прочитав статью, я вспомнила ранее усвоенный материал. Я еще раз повторила, что такое ДНК, РНК и процесс передачи генов. В очередной раз поняла, как сильно влияет окружающая среда на формирование человека, а в будущем личности. Что, несмотря на то, что наследственность это очень крепкая связь между родителями и детьми, все же окружающая среда тоже может влиять на ребенка. В личном плане сделала вывод о том, что даже самая маленькая частичка в виде, например, хромосомы, может понести несгладимые последствия. Я поняла, как хорошо, что во время беременности я не знала всех тонкостей. Ведь это был бы лишний повод для беспокойства. Я, конечно, утрирую, но говорю открыто. Но точно знаю, что к следующей, если таковая будет, я хорошо усвоила материал.
Статья подводит итог по циклу статей посвящённых биологическим основам поведения. Для меня , как человека пытающегося разобраться в дебрях психологической науки, эта тема очень важна, так как биология и физиологические особенности являются всё таки тем базисом, на котором строится развитие человека и который остаётся с ним до самой смерти. Генетика и окружающая среда неразрывно связаны между собой в процессе формирования не только физической оболочки, но и психики человека. Цикл статей помог мне структурировать свои знания и приобрести более чёткое представление о проведении, окружающих меня людей, с точки зрения их генетических различий. Я думаю что это мне поможет в будущем как в работе, так и в личной жизни.
Спасибо за статью. Она подвела итог всему изученному по детскому развитию в связи с генетическим наслледованием. А также каким образом мутации генов приводят к генетическим заболеваниям. Ещё раз описаны такие заболевания, как синдром Дауна, фенилкетонурия, серповидноклеточная анемия, синдром Клуарфельда, и др. В настоящее время положительным Робертом является то, что есть методы диагностики шенетических мутаций и отклонений на ранних стадиях беременности. Что естественно может предотвратить рождение нездоровых младенцев. Также в статье разбирается доля влияния генетики и окружающей среды на развитие ребёнка. Однозначно эти доли определить нельзя, но обе эти составляющие имеют огромное влияние. Так, например, близнецы, выращенные в разных приёмных семьях все равно демонстрируют похожие модели поведение и естественно похожмй фенотип. Поэтому эти факторы необходимо рассматривать во взаимодействии.
Спасибо за резюме по разделу.
Я отметил, что для моей практики важно понимать понятие «диапазона реакций».
То есть я наблюдаю за диапазоном реакций детей и в соответствии с этим определяю, с какой силой нужно оказать влияние от окружающей среды.
Еще один важный момент — это неразделенный компонент влияния среды. Отношения внутри одной семьи к разным детям может быть разным.
Это особенно проявляется в семьях с мачехой или отчимом, где дети от разных браков живут вместе. Разные ситуации бывают, но, как правило, к старшим детям от одного брака предъявляются еще более высокие требования во взаимоотношениях с младшими детьми от другого брака.
Цена их ошибки еще выше, потому что родители начинают интерпретировать их поведение с большей предвзятостью. Это невротизирует ребенка.
И третий ключевой вывод, что нет смысла валить все на генетику, потому что из-за сложностей методологии невозможно установить точный вклад наследственности и окружающей среды. То есть «он/ она таким родился» не оправдание.
Нужно искать возможности в окружающей среде для влияния в рамках диапазона, который у нас есть.
Данная статья резюмировала все тринадцать статей из раздела ,,Детская и педагогическая психология,,. Мне удалось освежить и закрепить материал по теме : биологические основы поведения. Она включает в себя три основных подтемы : процесс передачи генов , генетическое консультирование и генная инженерия , и принципы взаимодействия генетики и окружающей среды . Самым любопытным фактом в изложенном материале , для меня явилось то , что из — за сложности определения невозможно установить точный вклад наследственности и кружащей среды , так как они всё время находятся во взаимодействии , и оба являются одинаково важными для изучения и понимания интеллектуального , социального или личностного развития человека .
Эта статья стала обобщением темы «Биологические основы поведения».
Меня как человека, не связанным с тесным изучением генетики, всегда крайне поражает как эти маленькие штуки создают уникальный организм. И как четко это почти выходит, не беря в расчет синдром Дауна и другие генетические заболевания и отклонения. Мне, как человеку, чью мать напугали, что я рожусь с синдромом Дана, крайне радостно, что проводятся успешно внутриутробные исследования, которые либо успокоят, либо дадут принять меры или смириться с особенным ребенком.
И не смотря на то,что генетика играет важную роль в развитии человека, сил но влияние оказывает и окружающая среда ребенка. Однако даже два ребенка в рамках одной семь,имеют свою индивидуальную среду развития.
Добрый вечер. Спасибо Всем за данную статью. Подводя итоги всех последних статей и читая данную статью мне для полного понимаю нужно вчитываться изучать новые слова, терминологии. Это очень необычно и пугающе, у меня сразу возникает интерес это я один не понимаю у меня трудности с восприятием такого рода информации. Конечно многие моменты отложились у меня в памяти и явно не прошли мимо. Особенно про нарушения X и Y хромосом. Благодаря научным достижениям такие отклонения можно выявлять заведомо, до рождения. Меня пугают отклонения и я не смогу воспитывать ребёнка с отклонениями это не в рамках моего понимания. Так же я усвоил что наследственность этот не приговор, но определённые ограничения. Создание здоровой среды и воспитание могут повысить характеристики ребёнка.
Благодарю за статью. Из всего сказанного за цикл всех статей на тему биологических основ развития жизни человеческого организма отметила следующее: генетика-совокупность биологических знаний индивидуума и внешних факторов; относительно передачи генов: каждая клетка несет одинаковый генетический код; фенилкетонурия- это расстройство, вызванное рецессивным геном. Возможность избежать последствий этого расстройства заключается в том, чтобы с помощью диеты исключить молекулу , которая передает это заболевание, а так же вовремя его диагностировать. Еще в статье напоминают о том, что гемофилия чаще всего образуется у мужчин из-за генетических особенностей. Далее-синдром Дауна. В статье напоминается о том, как важен возраст матери, а на втором месте генетический код отца. Современные достижения в области исследования генетики позволяют уже в утробе матери диагностировать тяжелые заболевания, тем самым быстрее строить стратегию лечения, не теряя времени. Т.к. методики до конца не разработаны-очень трудно установить точный вклад влияния наследственности и окружающей среды на генетику. в профессиональном плане эта статья помогла напомнить основы и главные выводы о пройденном материале и помогла закрепить знания. В личном плане статья очень помогла для личного развития.
С самого рождения в человеке генетически заложены поведенческие реакции, предрасположенности , психические отклонения. Но гены и наследственность- не единственное, что определяет каким станет человек. Так же на формирование личности оказывает не меньшее влияние окружающая среда, ближайшее окружение и воспитание. То, как эти переменные коррелируют — предмет интереса ученых и поле для исследований.резюмирующая статья ещё раз рассказывает нам о биологических основах поведения , а так же о сложнейших и удивительных процессах передачи генов и их взаимодействии. В профессиональном плане эта статья однозначно полезна при работе с детьми. Чтобы картина была полной , необходимо обладать знаниями об основах поведения , а так же анамнезом (генетические данные, данные АПГАР, а так же факторы окружающей среды ребёнка ).
Новый из статьи для меня термин — диапазон реакций, говорит мне о том, что генетика лишь «закладывает рамки» даже таких наиболее точных параметров, как интеллект, эмоциональность, а развитие внутри этих «рамок» у индивида происходит под влиянием внешней среды.
Цикл статей позволил мне снова убедиться в неопровержимости теории привязанности и вкладе отношения матери в развитие ребёнка и даже некоторые изменения в наследственности.
Из конкретно этой статьи я узнала много нового о самой генетике, её функционировании и поняла, что эта тема мне интересна. Я была бы рада увидеть статьи о синдроме Дауна и аутизме именно с научной точки зрения, с генетической.
Я надеюсь, что информация о влиянии родителей на склад характера ребёнка станет более популярной в нашем обществе, где часто вижу, как родители девиантное поведение ребёнка сваливают на генетику и опускают руки.
В данной статье ещё раз подытожил ранее прочитанное про детское развитие. Для меня в статье актуально то, что прогресс идёт и что различные нарушения можно предупредить на начальных стадиях зачатия, беременности. Я считаю, что какие бы ни были благоприятные условия развития, то, что передалось от родителей, всё равно будет ощущаться человеком на протяжении всей жизни. Вопрос в том, как он с этим будет жить дальше. И на примере личном и примере с другими зависимыми я наблюдаю такой эффект. Пусть их и поместили в благоприятную от самоуничтожения среду, ощущение, что я алкоголик и я лишний в этом мире присутствует. И приходится пить свою терапию, как пьют ВИЧевые люди свою, для того, чтобы поддерживать своё существование и почувствовать себя хоть как-то человеком, который нужен обществу. Спасибо.
Спасибо за статью!
Данная статья помогла мне вспомнить тему биологические основы поведения, которая ранее раскрывалась.
Взаимодействие генов и окружающей среды демонстрирует изменение генотипа у человека по мере взросления. Ученые исследовали биологически близких людей, живущих в разных средах.
Также статья напомнила, что гены являются основными единицами передачи наследственных признаков с помощью ДНК и РНК.
На примере заболевания Фенилкетонурии было показано, что врожденные характеристики иногда могут быть изменены вмешательством извне. Исключение молекулы фенилаланина из пищи поможет избежать умственной отсталости.
Хромосомные нарушения могут привести к таким заболеваниям, как синдром Дауна. Ранняя диагностика позволяет выявить это нарушение на ранних сроках развития эмбриона.
В статье напомнили, что наследственность играет роль в развитии темперамента и личности человека. Такие нарушения, как депрессия, шизофрения чаще всего являются результатом влияния генетических факторов. Но также влияние окружающей среды способно скорректировать темперамент человека и дать ему шанс жить в обществе.
После прочтения этой статьи я ничего нового не узнала. Однако эта статья захватила все аспекты прошлых статей данного цикла. Больше всего меня впечатлило про процесс передачи генов. И о том, какие генетические заболевания могут быть. Я ещё раз уточнила для себя про заболевания связанные с Х-хромосомой. Из-за того, что некоторые гены на Х-хромосоме не имеют эквивалентных генов на Y хромосоме, это приводит к более частому появлению сцепленных с полом рецессивных признаков у мужчин. В профессиональном плане данная статья убедила меня в том, что многие психические заболевания имеют генетический аспект. Однако не стоит забывать и про внешние факторы окружающей среды. И нельзя разделять это два влияющих фактора. Данный цикл статей дал мне много знаний в этой сфере, которые потом можно применять на практике.
Исследования показывают, что большая часть различий в психологических расстройствах и поведении связана с негенетическими факторами. Даже внутри семьи факторы окружающей среды не всегда одинаковы для всех ее членов. Помимо общего опыта, такие как жилплощадь, район проживания или бедность, каждый из братьев и сестер имеет индивидуальную среду. Такое явление носит название неразделенный компонент, который зависит от множества факторов, один из которых различное отношение родителей к детям.Из-за сложностей методологии невозможно установить точный вклад наследственности и окружающей среды. Они постоянно взаимодействуют и оба важны. Изучаем ли мы социальное, интеллектуальное или личностное развитие, необходимо исследовать взаимодействие между генетическими и эмпирическими факторами, а не каждый из них в отдельности.
Из статьи узнала итоговую информацию по серии статей биологические основы поведения. И новое для себя понятие плейотропизм – влияние одного гена. Как из предыдущей статей этого цикла было понятно, что развитие нарушения связано с геномными , генными мутациями и хромосомными нарушениями ещё на уровне эмбриона. Конечно окружающая среда в развитии ребёнка , как понятно из статьи, играет не последнюю роль и многие генетически заложенные возможности даёт развивать или наоборот , затормаживает в силу сложившихся ситуаций в судьбе ребёнка. И вот это обстоятельство психолог должен учитывать в своей практике работая с детьми и конечно с взрослыми, которые так же когда то были детьми. Так как не все в поведении человека определяется его генами, переданными от биологических родителей. Важно, что бы психолог смог помочь создать окружающую среду настолько благоприятной, что бы ребёнок мог открыть весь свой потенциал заложенный при рождении его генами.
Прочитав статью я ещё раз повторил, что организм человека содержит два вида клеток половые (зародышевые) и клетки тела (соматические). К первым, то-есть половым клеткам относятся женская яйцеклетка и мужские сперматазоиды, все остальные относятся к соматическим.
Так же вспомнил, что всего лишь одна белковая цепь с дефектом может вызват отклонения в развитии ребёнка.
Ещё раз прочитал, что фенилкетонурия вовремя недиагностируемая приводит к непоправимым последствиям. Хотя если вовремя обнаружить это заболевание, его можно избежать, просто исключив ненужный билок из пищи.
Вообще, когда я читал эти статьи, мне было страшно. Может я впечатлительный и страшно мне за свою кроху.
Интересные статьи, но большинство из них сложные, со множеством незнакомых слов и терминов, которые приоткрыле мне чуть-чуть завесу в процесс зарождения, появления и первых лет жизни человека.
Спасибо.
Из статьи я познакомился с обобщенной информацией, касающиеся биологических основ поведения. Удивило описание процесса передачи генов, его сложность и вариативность. Тоже самое могу сказать об информации о генетических заболеваниях. Узнал о генных мутациях, которые могут создавать устойчивость к другим опасным заболеваниям. Данный эффект был рассмотрен на серповидно-клеточная анемии. Это заболевание защищает людей от заражения малярийной инфекцией. Удивила информация о том, как окружающая среда может влиять на генетику. До этого генетика представлялась мне как что-то не сильно подверженное влиянию естественных факторов. В теме личностных характеристик запомнилось явление сложных от рождения детей. В профессиональном плане эта информация даёт понимание важности учитывать тип темперамента при взаимодействии с данной категорией.
Спасибо большое за эту обобщающую информацию по теме: биологические основы поведения. В данной статье ничего нового для себя не узнала. Статья натолкнула меня еще раз на размышления о том, как же всё таки сильно влияет на человека его генетический материал. И я имею ввиду не генетические заболевания или аномалии развития, а то как человек после рождения с этими генами живет, развивается, учится и тд. И хотя статистика говорит о том, что среда на человека влияет не так уж и сильно, я все равно думаю, что если правильно человека воспитывать, то какое то нежелательное влияние генов вполне может быть сглажено. Но примеров среди знакомых конечно много разных. Но при консультации я конечно же обязательно интересуюсь родственными связями.
Из этого цикла статей я узнал о том, что в ребенке закладывается генетически, а что формируется средой. Важное открытие для меня: поведение и темперамент ребенка не на 100% результат воспитания родителями. Раньше в этом я проводил прямую параллель, теперь я вижу, что следует быть более осторожным в оценке родителей. Я узнал о том, как гены родителей либо одного из них формируют фенотип ребенка. Я узнал, какие генетические заболевания связаны с возрастом матери (синдром Дауна), а какие — с полом ребенка (несвертываемость крови). Я узнал, что мутации могут не только закрепляться в этносе, но и приносить пользу. Также я увидел, что есть генетически обусловленные «рамки», в пределах которых формируются характеристики ребенка под воздействием среды. Для меня это значит, что я всегда могу повлиять на развитие моей дочери, но не стоит требовать от нее запредельного, т.к. генетически ей не дается максимальный потенциал во всем.
Благодаря статье я отметила, что четко помню некоторый материал, но и при повторении замечаю нечто новое. Гены являются основными единицами передачи наследственных признаков. Но многие характеристики определяются не одним геном, а сложными взаимодействиями между набором генов, действующих вместе.
Достижения в области биологии и генетики открыли новые возможности для контроля некоторых аспектов развития человека, и это дает возможность избежать рождения детей с серьезными заболеваниями.
Наследственности и окружение постоянно взаимодействуют и оба важны в социальном, интеллектуальном или личностном развитии.
В профессиональном и личном плане благодаря этому блоку я отметила для себя важность взаимодействия обоих факторов. До этого у меня как будто была установка, что что раз все «неполадки» произошли из-за психотравм, т.е. внешней среды, и стоит найти проблему и ее можно будет исправить. Теперь я понимаю, что некоторые особенности реакций нужно учитывать — они заложены генетически и можно только адаптироваться и учиться жить со своими особенностями.
Спасибо за статью.
В результате прочтения данной статьи я узнала, что есть два вида клеток, так же узнала, что наследственность играет роль в развитии темперамента и личности человека, помимо наследственности важную роль так же играет и окружающая среда.
Меня ничего не удивило в данной статье.
Я познакомилась с такими понятиями как Соматические клетки (клетки тела), плейотропизм (процесс, сложного взаимодействия между набором генов, действующих вместе), фенилкетонурия (расстройство, вызванное рецессивным геном).
В профессиональном плане эта информация мне почти ничего не дает. В личном плане эта информация дает понять насколько важно планирование беременности и грамотное введение беременности, как будущей матери. Эта информация применима в жизни.
Ни на какие идеи прочтение этой статьи меня не натолкнуло.
В статье я ознакомилась с обобщённым содержанием курса «биологические основы поведения». Были рассмотрены:
— процесс передачи генов (яйцеклетка и сперматазоид, комбинация хромосом и обмен генами, ДНК и РНК, плейотропизм, комбинации родительских фенотипов)
— процесс и принципы взаимодействия наследствености и окружающей среды.Суть раздела состоит в то, что генетическое влияние не создаёт чётко ограниченных вариантов ращвития, а лишь создаёт диапазон вариантов развития, которые формируются под воздействием окружающей среды. Ещё до рождения, находясь в утробе матери на ребёнка воздействуют такие факторы. Образ жизни и питание матери, её болезни. После рождения малыша на него влияет питание, медицинское обслуживание, социальное положение семьи. Всё это воздействует, как на физическое, так и на интеллектуальное развитие ребёнка.
Интересно было узнать о том, каким образом эти тезисы подтверждались. Было проведение много исследований близнецов в определённых условиях.
После прочтения данной статьи я познакомилось с биологическими основам поведения ребёнка а именно каким образом происходит развития ребёнка в зависимости от его и не генетических данных которые были заложены его родителями . Меня удивило что огромную роль в развитии ребёнка играет окружающая среда в которой он вырос. Познакомился с таким понятием как Аллелями альтернативных форм гена. В профессиональном личностном плане данный информация дает не понимание что огромное влияние на развитие ребёнка играет как генетика отца и матери так и окружающая среда в которой он растёт а также климат какой царит в семейных отношениях. Главные идеи данной статьи считаю что благополучной развития ребёнка напрямую зависит от взаимодействия семейной пары. Спасибо.
Спасибо, за статью, она для меня является кратким резюме трем основным подтемам таким как «Процесс передачи генов», «Генетическое консультирование и генная инженерия», «Принципы взаимодействия генетики и окружающей среды. В результате прочтения статьи я узнала о том, что синдром Дауна является одним из примеров хромосомных нарушений. Меня впечатлило то, что в ¼ процентов случаев Синдром Дауна возникает по причине дополнительной хромосомы в мужской сперме. Отклонение, связано с тем, что у человека образуется третья лишняя хромосома или ее часть в двадцать первом наборе аутосом. Я познакомилась с таким понятием как коэффициент согласования – это процент времени, в течение которого расстройство присутствует у обоих членов пары близнецов. Теперь я знаю то, что монозиготные близнецы похожи больше, чем дизиготные, по целому ряду физических параметров, включая рост, вес, телосложение и черты лица, а также по физиологическим признакам, таким как скорость созревания, продолжительность жизни, функционирование мозга и реактивность вегетативной нервной системы. В личном плане эта информация дает мне понимание того, что факторы окружающей среды по-прежнему играют большую роль в развития этих нарушений. В профессиональном плане эта информация дает мне понимание то, что на внешность и интеллект генетика все же влияет сильнее, чем на темперамент. Прочтение статьи натолкнуло меня на мысль о том, что важно улучшать не только факторы окружающей среды, но и психо-эмоциональное состояние людей.
В данной статье отметила для себя, что наследственные признаки передаются посредством генов. Генетическая структура человека может меняться в зависимости от его опыта, от окружающей среды. Важность факторов окружающей среды проявляется даже в фенотипическом выражении генотипа. Синдром Дауна является хромосомным нарушением и связан в первую очередь с возрастом матери. В человеке с самого рождения заложены диапазон его реакций и предрасположенностей, психических отклонений, поведения. На сегодняшний день уже в утробе матери возможно диагностировать тяжелые заболевания. Близнецовый метод исследования помогает выявить роль генетических факторов и факторов окружающей среды в развитии человека.
Спасибо за статью. Данная статья резюмировала все статьи из раздела «Детская и педагогическая психология». Для себя я узнала новый термин плейотропизм – влияние одного гена. Прочитав, я освежила в своей голове знания на тему биологических основ поведения. Полезно было вспомнить механизмы взаимодействия родительских генов, доминантные и рецессивные признаки. Я узнала, что ДНК хранит инструкции для белковых цепей о том, как нужно им развиваться, а РНК эту информацию передаёт дальше, остальной части клетки. И потому малейшее нарушение уже вызывает неправильность в развитии. Хромосомные нарушения могут привести к таким заболеваниям, как синдром Дауна. Ранняя диагностика позволяет выявить это нарушение на ранних сроках развития эмбриона.
Благодарю за статью! Из нее я узнала много новых терминов. Аллели (различные формы одного и тоже гена).Также узнала об их разновидностях: 1) одинаковые аллели (гомозиготен) и 2)разные аллели (гетерозиготен); Узнала о термине «плейотропизм» — взаимодействие между набором генов. Фенилкетонурия — расстройство, вызванное рецессивным геном. Познавательно было то, что одно и тоже «семейное» окружение влияет по разному на детей в пределах одной семьи. Одной из причин является разное отношение родителей к детям, а также индивидуальные особенности каждого из детей в одной семье. Полезно было узнать о большой роли наследственности, так интеллект, темперамент, эмоциональность, активность, общительность напрямую зависят от генетики. Данная информация будет полезна мне как в личном плане при воспитании будущих детей, так и в профессиональном, при консультации родителей по проблемам с детьми.
Благодарность за статью! Статья стала для меня как итог всего раннего прочитанного и изученного мною в цикле: «психологии развития» и благодаря сериям статей я задумался о влияние наследственности в моей собственной жизни. Задумался о том, насколько люди живущие под одной крышей могут разниться благодаря генетическим изменениям, а также о влияние окружающей среды человека и на развитие его в дальнейшем и что от условий жизни и взросления будет зависеть кем я стану по итогу: героем или злодеем. Узнал я также и о генах их передаче и какие бывают последствия при отклонение от нормы (хромосомные отклонения) и насколько важен момент взаимодействия генов. Узнал благодаря статьям и о генетических мутациях и что они также есть норма и ничего страшного в этом нет, если человек обладает генетической мутацией и как по мне, так наоборот, это изюминка человека и подарок от Господа. Узнал я также про важность наследственности при формирование темперамента и что если человек эмоционально реагирует, активен и общителен, то это лишь показатель определенных генов и если человек ведёт себя иначе, то мне важно как психолога-консультанту углубиться в семью и в генетику и какова взаимосвязь между родителями и детьми. Благодарность за серии статей!
В результате прочтения данной статьи я повторила три основных подтемы:Процесс передачи генов;Генетическое консультирование и генная инженерия;Принципы взаимодействия генетики и окружающей среды.Еще раз прошлись по теме различия близнецов, синдрома дауна, генетического темперамента, повторила такие понятия как: генотип,фенотип,днк,плейотропизм, мутации.В профессиональном плане данная статья помогает научно подходить к развитию ребенка и оценивать темпераметр,эмоциональность и общительность благодаря генетики.В личном плане данная статья напоминает мне о том,что все мы разные и социальные и генетические особенности делают нас индвидуальными, так же надо заботиться о здоровье своем и ребенке, и подходить к выбору партнера и рождения детей осознанно и серьезно.
Спасибо за статью! ⠀
Из данной статьи поняла , что генетика поведения указывает нам на то, что широкий спектр девиантного поведения, такого как депрессия, шизофрения, и преступность связаны с генетическими факторами. ⠀
Так при помощи генетики можно определить редкие заболевания у плода в утробе матери и в случае обнаружения генетических мутации можно прервать данную беременность, если вы не уверены справитесь ли вы с ребенком с отклонениями . ⠀
Я сильно переживала в обе беременности по данному вопросу и лично для меня это был стресс
Очень полезная статья! Узнала много новой информации о процессе передачи генов, особенно об одинаковом генетическом коде в каждой клетке.
Очень впечатлила информация про то, что 8% чернокожих американцев имеют серповидно-клеточную анемию, при которой их эритроциты принимают необычную форму полумесяца, серпа или листа остролиста в условиях низкого содержания кислорода. Я узнала, что такое
диапазон реакций, как о виде взаимосвязи генетики и окружающей среды. Его идея состоит в том, что наследственность не жестко фиксирует поведение, а устанавливает диапазон возможных ответов человека на внешние влияния и обстоятельства. Я также узнала о том, что человек способен влиять на окружающую его среду. Влияет он тремя способами: пассивно, включено или активно.
Я поняла насколько важно влияние генов, а также среда в которой растет ребенок
Я буду уделать внимание окружающей среде, в которой будет расти ребенок. Этот фактор сильно влияет на развитие ребенка, а также на появление отклонений в развитии