Обучение психологии онлайн
Воронежский Институт Психологии >

В последних 13 статьях (которые можно найти в разделе «Детская и Педагогическая Психология)  мы изучали большую тему БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОВЕДЕНИЯ, которая включает  в себя три основных подтемы:

  • Процесс передачи генов;
  • Генетическое консультирование и генная инженерия;
  • Принципы взаимодействия генетики и окружающей среды.

Сегодня рассмотрим краткое резюме по каждой статье.

БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОВЕДЕНИЯ

В процессе развития генотип индивидуума (его генетическая структура) выражается в виде фенотипа (видимые характеристики). Взаимодействие между факторами окружающей среды и генами представляет особый интерес для ученых, так как выражение генотипа может меняться в зависимости от опыта человека.  Генетика поведения изучает людей с разной степенью биологического родства, живущих в определенных условиях (одинаковых или разных) и дифференцирует эффекты биологии и окружающей среды.

ПРОЦЕСС ПЕРЕДАЧИ ГЕНОВ

Организм человека содержит два структурно и функционально различных вида клеток — половые (зародышевые) и клетки тела (соматические). К половым клеткам относятся  женская яйцеклетка и мужские сперматозоиды, все остальные клетки являются соматическими. В ядре каждой клетки находятся хромосомы, на которых расположены гены, содержащие генетический код. Генетическая изменчивость обусловлена огромным количеством возможных комбинаций хромосом, а также кроссинговером, который изменяет хромосомы путем обмена генами во время мейоза.

Гены являются основными единицами передачи наследственных признаков. Они содержат ДНК и РНК. ДНК хранит инструкции для  белковых цепей о том, как им следует развиваться, а РНК служит передатчиком этой информации остальной части клетки. Всего одна белковая цепь с дефектом способна вызвать у ребенка серьезные проблемы с развитием. Молекула ДНК в ядре каждой хромосомы имеет форму двойной спирали или винтовой лестницы. Она дублирует себя, расщепляясь посередине, а затем снова развивает копию недостающей половины. Таким образом, каждая клетка тела несет одинаковый генетический код.

Большинство фенотипических характеристик определяется более чем одним геном, поэтому  может быть две или более альтернативных форм гена, называемых аллелями, одна от матери и одна от отца. Когда аллели одинаковые, то ребенок гомозиготен, а если разные, то ребенок гетерозиготен. Гетерозиготные комбинации могут проявляться в фенотипе тремя способами:

1) на промежуточном уровне между двумя родительскими фенотипами;

2) комбинация родительских фенотипов, содержащая признаки обоих родителей;

3) как фенотип, ассоциированный только с одним из родителей, то есть  аллель одного из родителей доминирует над рецессивным аллелем второго родителя.

Кроме того, многие характеристики определяются не одним геном, а сложными взаимодействиями между набором генов, действующих вместе. Этот процесс носит название плейотропизм.

Фенилкетонурия (ФКУ) представляет собой расстройство, вызванное рецессивным геном. Заболевание приводит к отсутствию фермента, необходимого для метаболизма определенных белков, содержащихся, в том числе в грудном молоке и стандартных молочных смесях. Отсутствие своевременной диагностики новорожденного может привести к умственной отсталости, но при исключении молекулы фенилаланина из пищи этого можно избежать. Данная диета является прекрасным примером того, как врожденные характеристики  иногда могут быть изменены вмешательством извне.

Сцепленные с полом признаки возникают в результате дефекта рецессивного аллеля  Х- хромосомы. Тот факт, что некоторые гены на Х-хромосоме не имеют эквивалентных генов на Y хромосоме, приводит к более частому появлению сцепленных с полом рецессивных признаков у мужчин. Например, гемофилией (нарушение свертываемости крови) за редким исключением болеют только мужчины, потому что у них нет аллеля на Y хромосоме, чтобы противостоять неблагоприятному влиянию Х-хромосомы.

Синдром Дауна является одним из множества примеров  хромосомных нарушений. Отклонение связано с тем, что у человека образуется третья лишняя хромосома или ее часть в двадцать первом наборе аутосом. Возникновение недуга в большинстве случаев связано с возрастом матери, так как с годами происходит ухудшение яйцеклеток. Помимо этого, чем старше женщина, тем больше вероятность, что она подвергалась неблагоприятным факторам окружающей среды, которые негативно отразились на состоянии ее здоровья. Примерно в ¼ процентов случаев Синдром Дауна возникает по причине дополнительной хромосомы в мужской сперме. Расстройство характеризуется физической и умственной отсталостью и специфическим  внешним видом.

Нарушения половой дифференциации являются вторым видом хромосомных аномалий (не связаны с аутосомами). Они возникают из-за отклонений в количестве половых хромосом. Например, у женщин может быть синдром Тернера (паттерн X0) и синдром тройной X хромосомы (XXX), а у мужчин синдром Клайнфельтера (XXY) и синдром Ломкой Х хромосомы. Физические, психологические и эмоциональные характеристики этих людей сильно различаются в зависимости от конкретного хромосомного паттерна и факторов окружающей среды.

Генетическая изменчивость может быть результатом развития мутаций или изменений в генах, которые дают вероятность новых фенотипов. Большинство мутаций возникает в результате  стирания одной из ступеней винтовой лестницы ДНК. Сохранение мутации зависит от ее приспособляемости к среде, в которой она развивается. Подавляющее большинство мутаций вредны, или летальны, и не сохраняются. Серповидно-клеточная анемия — один из наиболее ярких примеров селективного выживания, основанного на взаимодействии генетики и среды. Примерно 8% чернокожих американцев имеют это заболевание, при котором их эритроциты принимают необычную форму полумесяца, серпа или листа остролиста в условиях низкого содержания кислорода.

Достижения в области биологии и генетики открыли новые возможности для контроля некоторых аспектов развития человека. Современные технологии позволяют внутриутробно обнаруживать нарушения, делать оплодотворение in vitro, использовать методы рекомбинантной ДНК для определения генетических маркеров, а так же проводить генетическую терапию для предотвращения или лечения генетических нарушений. По мере увеличения возможностей генетического контроля возникают этические вопросы относительно того, как следует использовать информацию такого рода.

ПРОЦЕССЫ И ПРИНЦИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ И СРЕДЫ

Психология развития изучает способы взаимодействия генетики и окружающей среды и то, как они влияют на развитие человека. Один из видов их взаимосвязи носит название диапазон реакций. Его идея состоит в том, что наследственность не жестко фиксирует поведение, а устанавливает диапазон возможных ответов человека на внешние влияния и обстоятельства. Однако некоторые виды генотипов более канализированы, чем другие. Это значит, что у них меньше возможных альтернативных путей, поэтому требуется более сильное влияние окружающей среды, чтобы отклонить их от их генотипического маршрута. Человек способен влиять на окружающую его среду  тремя способами: пассивно, включено или активно.

Одной из наиболее часто используемых процедур при изучении вклада генетики и факторов окружающей среды в индивидуальные различия развития человека является изучение сходства характеристик членов семьи с разной степенью генетического родства, например, при усыновлении близнецов. Проблема с интерпретацией результатов заключается в то, что монозиготные близнецы могут вызывать сходные реакции со стороны окружающих, а это в свою очередь  приводит к более сходной среде обитания, даже если они воспитываются в разных семьях. Когда близнецы вырастают и начинают вести самостоятельную жизнь, они часто выбирают одинаковую сферу деятельности и среду проживания.

Исследования показывают, что большая часть различий в психологических расстройствах и поведении связана с негенетическими факторами. Даже внутри семьи факторы окружающей среды не всегда одинаковы для всех ее членов. Помимо общего опыта, такого как жилплощадь, район проживания или бедность, каждый из братьев и сестер имеет индивидуальную среду.  Такое явление носит название неразделенный компонент, который зависит от множества факторов, один из которых различное отношение родителей к детям.

Монозиготные близнецы похожи больше, чем дизиготные, по целому ряду физических параметров, включая рост, вес, телосложение и черты лица, а также по физиологическим признакам, таким как скорость созревания, продолжительность жизни, функционирование мозга и реактивность вегетативной нервной системы.

Сходство близнецовых результатов тестов на интеллект неизменно показывает, что успеваемость связана с генетическими факторами. Скорость и время умственного развития частично генетически детерминировано. Исследования усыновления показывают аналогичные результаты.  Интеллект биологических родителей и детей схож более чем между приемными родителями и детьми.

Установлено, что наследственность играет роль в развитии темперамента и личности человека. Речь идет о таких характеристиках, как эмоциональность, активность и общительность. Следует отметить, что на внешность и интеллект генетика все же влияет сильнее, чем на темперамент. Многолетние исследования показывают, что одни и те же генотипы могут проявляться очень по-разному, в зависимости от влияния окружающей среды и культуры.

Генетика поведения указывает нам на то, что широкий спектр девиантного поведения, такого как депрессия, шизофрения, и преступность связаны с генетическими факторами. В генетике поведения, есть такой термин – коэффициент согласования (процент времени, в течение которого расстройство присутствует у обоих членов пары близнецов). Хотя показатели конкордантности (согласование) обычно выше для однояйцевых близнецов, чем для разнояйцевых, они никогда не приближаются к 100%, что указывает на то, что факторы окружающей среды по-прежнему играют большую роль в развития этих нарушений.

Из-за сложностей методологии  невозможно установить точный вклад наследственности и окружающей среды. Они постоянно взаимодействуют и оба важны. Изучаем ли мы социальное, интеллектуальное или личностное развитие, необходимо исследовать взаимодействие между генетическими и эмпирическими факторами, а не каждый из них в отдельности.

В следующий раз начинаем новую тему: МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ.

 

Оригинальная статья: E. Mavis Hetherington, Ross D. Parke – The biological bases of behavior. Child Psychology. A contemporary viewpoint. Fourth edition, 1993

Автор перевода: Золотухина Мария Сергеевна

Редактор: Симонов Вячеслав Михайлович

Ключевые слова: генетика, интеллект, влияние воспитания на ребенка, влияние генетики на воспитание, темперамент, влияние темперамента на развитие личности, развитие личности, эпигенетика, научная психология, детская психология, близнецовые исследования, конкордантность, канализация в психологии, генетические заболевания, генная инженерия .

Источник фото: freepic.com

63240cookie-checkПсихология развития: Биологические основы поведения