Обучение психологии онлайн
Воронежский Институт Психологии >

Непопулярность среди сверстников может приводить как к краткосрочным, так и к долгосрочным проблемам.  Непопулярные дети сообщают, что чувствуют себя одинокими и социально неудовлетворенными (Asher, Hymel, & Renshaw, 1984; Asher, Parkhurst, Hymel, & Williams, 1990; Cassidy & Asher, 1992). Ниже приведены примеры трогательных детских рассказов об их собственном опыте одиночества (темным выделен ответ на заранее заданный вопрос: почему я почувствовал себя одиноко?).

Что дети думают о своем одиночестве

 Девочка, 6 класс:

 — «Сегодня вся группа идет на вечеринку к Мэри Энн. Кроме меня… Меня не пригласили, поэтому я останусь дома, пока остальные будут веселиться. Может, они просто не знают, что я осталась одна? Но я уже бывала в подобной ситуации. Это происходит со мной постоянно».

Мальчик, 5-й класс:

— «Я жил в Гринвэлли. Было воскресенье. Все магазины были закрыты и денег совсем не осталось. Моему другу Джейсону пришлось пойти к тете. Я решил зайти к Джейми, но никого не было дома. Я пошел включить телевизор, но там показывали церковную службу. Одному играть в игрушки не хотелось. Собака спокойно лежала за диваном, поэтому я не хотел ее беспокоить. Мама спала. Моя сестра была с няней. Это был не мой день. Мне не с кем было поговорить или поиграть. И ничего интересного послушать тоже не нашлось«.

Девочка, 8 класс

— «В прошлом году у меня была подруга Сэнди. Затем она начала общаться с компанией, которой я не понравилась. Когда я подходила к Сэнди, ее новые друзья отходили в сторону. Они также начали распространять обо мне слухи, чтобы все меня ненавидели. Сэнди перестала проводить время со мной, потому что я не нравился ее друзьям. У меня не было друзей. Они не хотели быть рядом со мной«.

Источник: Hayden, Turulli, & Hymel (1988).

Согласно проведенным исследованиям, наиболее одинокими чувствуют себя отвергнутые дети, далее идут брошенные дети (те которыми не занимаются родители) и дети со средним социальным статусом в коллективе. Наименее одинокими чувствуют себя популярные дети.  Дети, которых отвергают из-за их покорности, чувствуют себя более одинокими, чем агрессивные отвергнутые дети (Parkhurst & Asher, 1992). К сильному чувству социальной изоляции и отчуждения приводит не столько отсутствие друзей в классе, сколько неприязнь большого количества сверстников в целом. Однако, наличие друга помогает справится с одиночеством. Отвергнутые дети, у которых есть стабильная дружба хотя бы с одним ребенком, чувствуют себя менее одинокими, чем отвергнутые и лишенные друзей дети (Sanderson & Siegal, 1991; Parker & Asher, 1992).

Существуют ли долгосрочные последствия непопулярности? Плохие отношения со сверстниками в детстве действительно влияют на дальнейшую адаптацию. Паркер и Ашер (1987) обнаружили, что дети, которых плохо принимали их сверстники, с большей вероятностью бросят школу и будут более склонны к преступной деятельности, чем хорошо принятые дети.

К несчастью для социально непопулярных детей, их незавидное положение обычно остается стабильным в течение нескольких лет.  Кои и Додж (1983) за 5 лет исследования обнаружили, что самый незавидный статус имеют именно отвергнутые дети. Будучи один раз отвергнутым социумом, у ребенка есть риск остаться таковым на долгое время.  Впрочем, популярные дети также могут потерять свой высокий статус, а брошенные (беспризорники), наоборот, могут стать более социально принимаемыми. Отчасти стабильность обусловлена «репутационной предвзятостью», что означает, что дети интерпретируют поведение своих сверстников на основе их прошлых встреч и чувств по отношению к этим детям (Hymel, Wagner, & Butler, 1990). Оценивая негативное поведение популярных и непопулярных сверстников, дети с большей вероятностью будут отрицать или минимизировать ответственность сверстника, который им нравится. Репутация определяет, как дети интерпретируют действия сверстников, и помогает транслировать стабильное отношение в течение долгого времени (Hymel, 1986). Однако не только репутация является причиной стабильности положения отвергнутых детей в коллективе, поведение тоже имеет значение.

Стабильность объясняется не только тем фактом, что состав исследуемых групп сверстников оставался неизменным с течением времени. Даже в новых группах с незнакомыми сверстниками дети, как правило, сохраняют свой социальный статус (Coie et al., 1990). Когда незнакомых мальчиков с разным социальным статусом собирали раз в неделю в игровые группы в течение шести недель, в течение трех недель их социальный статус в этих новых группах был очень похож на их социальный статус в их классах. Мальчиков, которых отвергали в школе, также отвергали и в новой группе. Популярные в школе мальчики сохранили свой статус, несмотря на совершенно новый коллектив (Coie & Kupersmidt, 1983). Ввиду трудностей, с которыми сталкиваются отвергнутые дети, важно организовать им помощь.

Способы помощи детям, у которых проблемы со сверстниками

Что мы можем сделать, чтобы помочь социально изолированным  детям стать более принятыми и, возможно, менее одинокими? Социальное принятие может быть увеличено путем формирования социально желательного поведения посредством подкрепления или моделирования и непосредственного обучения социальным навыкам (Mize & Ladd, 1990). Коучинг включает в себя обучение общей стратегии, обычно путем предоставления примеров успешных подходов. Лэдд (1981) обучал непопулярных третьеклассников трем коммуникативным навыкам: задавать положительные вопросы, предлагать полезные советы или указания и высказывать поддерживающие их утверждения. Дети участвовали в восьми занятиях по сорок-пятьдесят минут в течение трехнедельного периода. Во время этих занятий взрослый «тренер» устно обучал детей концепциям, помогал им репетировать идеи, позволяя детям практиковаться самостоятельно, играя с одноклассником. Это позволило детям узнать об успешном социальном взаимодействии. Оценка результатов сразу после программы обучения и еще раз через четыре недели показала, что поведение обучаемых детей в классе улучшилось, а их популярность возросла. Контрольная группа, которая не получала инструктажа, не показала улучшения. Оказалось, что можно помочь даже маленьким детям. Мизе и Лэдд (1990) смогли улучшить социальные отношения брошенных и отвергнутых дошкольников с помощью аналогичной программы.

Пример из тренинга по работе с застенчивыми детьми

Тренер: У меня есть несколько идей, как сделать игру с другим человеком интересной. Есть несколько важных вещей. Вы должны сотрудничать с другим человеком. Вы знаете, что такое сотрудничество? Вы можете рассказать мне своими словами?

Дитя: Нууу …это значит делится

Тренер: Правильно. Допустим, мы с вами играем в  игру, в которую вы играли в прошлый раз. Что это было?

Ребенок: Мы рисовали

Тренер: Хорошо, тогда скажите мне, чем можно обмениваться при рисовании?

Ребенок: Я бы вам  разрешил пользоваться моими ручками.

Тренер: Правильно. Ты бы поделился со мной ручками. Это пример сотрудничества. А можете привести пример того, что будет препятствовать сотрудничеству?

Ребенок: Если я заберу все ручки себе.

Тренер: Как думаешь, если бы ты забрал все ручки, сделало бы это игру более увлекательной?

Ребенок: Нет.

Тренер: Значит, не стоит забирать себе все ручки. А не могли бы вы придумать еще несколько примеров сотрудничества? (Тренер ждет ответа других участников.) Хорошо, давайте по очереди. Допустим, ты и я… Хорошо, я бы хотел, чтобы вы опробовали некоторые из этих идей, когда вы играете (название новой игры) с (другим ребенком). Пойдем и возьмем (другого ребенка), и после того, как вы поиграете, я снова поговорю с вами около минуты, и вы можете сказать мне, кажутся ли эти вещи хорошими идеями для развлечения с кем-то в игре.

Источник: Oden & Asher (1977).

Стеснительные дети 30 лет спустя

Что происходит с застенчивыми детьми, когда они вырастают? Чтобы выяснить это, Каспи, Элдер и Бем (1988) проследили за паттернами развития детей, которые были оценены по степени застенчивости в возрасте от 8 до 10 лет. Застенчивость индексировалась по двум направлениям. Во-первых, шкала застенчивости варьировалась от высокой (острый дискомфорт и паника в социальных ситуациях) до низкой (любит знакомиться с новыми людьми). Кроме того, детям был присвоен рейтинг социальной стабильности. Дети с высокими оценками были «эмоционально заторможены, что приводит к чувству напряжения и неловкости у окружающих», в то время как дети с низкими оценками «спонтанно и раскованно выражали свои чувства». Таким образом, застенчивость состояла как из социальной тревожности, так и из заторможенного социального поведения. Учителя оценили этих детей в возрасте от 10 до 12 лет и сочли застенчивых мальчиков и девочек менее дружелюбными, менее общительными, более замкнутыми и скорее последователями, чем лидерами. Эти дети были повторно опрошены через двадцать и тридцать лет. Мужчины, которых в детстве считали застенчивыми, часто откладывали вступление в брак, позже становились отцами. Более того, во взрослом возрасте эти застенчивые мальчики достигли меньших профессиональных успехов, чем их менее застенчивые сверстники. «Мальчики, которые неохотно вступали в социальные контакты в детстве, становились взрослыми, которые, как правило, неохотно вступают в новые и незнакомые социальные условия, необходимые для важных жизненных перемен (брак, отцовство, карьера)»(Caspi et al., 1988, p. 827).

С другой стороны, застенчивые девушки с большей вероятностью, чем их сверстницы, следовали традиционным образцам брака, деторождения и ведения домашнего хозяйства. 56% женщин, которые в детстве были застенчивы, с большей вероятностью либо не работали в коллективе по найму, либо увольнялись при вступлении в брак или в декрет без последующего возвращения на рынок труда. В отличие от них, только 36% их более общительных сверстниц вели себя аналогичным образом. Кроме того, женщины, которые в детстве были застенчивы, выходили замуж за мужчин, которые имели более высокий профессиональный статус в среднем возрасте, чем мужья других женщин. «Женщины, которые в детстве отошли« от мира », были предрасположены к тому, чтобы придерживаться женских социальных часов» (Caspi et al., 1988, p. 829).

Застенчивость действительно имеет последствия для дальнейшего развития. Однако обратите внимание, что эти модели являются  абсолютно нормальными и не подразумевают, что застенчивые дети подвержены риску возникновения проблем в будущем. Образцы жизненного цикла могут различаться, но их не следует рассматривать как неадекватные.

Источник: Каспи А., Элдер Г. и Бем Д. (1988). Двигаясь против мира: Образцы жизненного пути застенчивых детей. Психология развития, 24, 824-831.

Предостережение

Нужна ли помощь всем непопулярным детям? Непопулярность может принимать самые разные формы и не во всех случаях нужно что-то менять. Отвергнутые дети, которые сохраняют статус изгоев в течение длительного времени, подвергаются наибольшему риску более поздних проблем социальной адаптации и явно могут выиграть от вмешательства. С другой стороны, безнадзорные дети, которые часто становились объектом вмешательства, вероятно, не подвергаются такому высокому риску будущих проблем. Как показали Кой и Додж (1983) в своем пятилетнем исследовании, многие дети, которым не уделяется должного внимания, вполне могут стать социально приемлемыми и компетентными. К тому же, вероятно, нет ничего плохого в том, чтобы заниматься головоломками и пластилином, а не играть со сверстниками. Дошкольник, увлекающийся головоломками, может позже стать компьютерным гением в колледже! Рубин (1982; Rubin & LeMare, 1990) обнаружил, что простые одиночные повторяющиеся игры (например удары по столу) не развивают социальную компетентность у дошкольников, даже если в момент игры он окружен сверстниками, которые делают то же самое. Так же не развивают социальную компетентность ролевые игры, если ребенок играет в них в одиночку. Но есть и другие виды одиночной игры, не связанные с показателями социальной компетентности, такие как конструирование, творчество, головоломки. Некоторые формы уединенной деятельности (дети сидят за столом и индивидуально собирают наборы Lego или практикуют свои художественные навыки) в значительной степени предсказывают социальную компетентность. Таким образом, делать что-то в одиночку не обязательно плохо. Лишь некоторые виды уединенной деятельности являются индикаторами более поздних социальных проблем.

Роль родителей в отношениях со сверстниками

Родители влияют на отношения своих детей со сверстниками различными способами. Во-первых, они служат партнерами, с которыми ребенок может приобрести навыки, которые помогут ему успешно взаимодействовать с другими детьми. Этот первый путь может иметь несколько форм. Например, младенцы, у которых сформировалась надежная привязанность к своим матерям, становятся социально компетентными детьми (Elicker, Egeland, & Sroufe, 1992). Было обнаружено, что матери популярных первоклассников  позитивно взаимодействуют с о своими детьми. Они  озабочены своими чувствами и чувствами своих детей.  Матери детей с более низким статусом проявляют более негативное и контролирующее поведение со своими детьми, чем матери детей с более высоким статусом (Puttalaz, 1987: Puttalaz & Heflin, 1990). Подобные результаты относятся и к отцам (Parke, Cassidy, Burks, Carson, & Boyum, 1992).

Второй способ, которым родители влияют на отношения своих детей со сверстниками, — это наставничество (Bhavnagri & Parke, 1985. 1991; Lollis & Ross, 1992). Они могут дать совет относительно полезных стратегий поведения среди сверстников. Например, как ребенок может уменьшить конфликт после того, как в него бросили песком во время игры в песочнице, или как ребенок должен войти в группу после того, как ему сказали уйти. Матери детей с высоким социальным статусом предлагали более позитивно-прямые стратегии, ориентированные на правила (скажи другому ребенку, что  можно играть по очереди). Напротив, матери детей с низким статусом использовали больше стратегий избегания («не обращай внимания», говорили они ребенку, когда его обижали) или непонятных тактик («старайся выглядеть дружелюбно» или «узнай детей получше»). Матери не только различались знаниями, но и вели себя по-разному, когда помогали своим детям присоединяться к двум незнакомым сверстникам в игру. Матери детей с высоким социальным статусом использовали более умелые стратегии (например, поощряли общение, помогали своему ребенку присоединиться к разговору диады), тогда как матери детей с низким социальным статусом использовали менее умелые стратегии (брали игру под контроль, нарушали игровой режим детей). Некоторые матери детей с низким социальным статусом вовсе избегали активного присмотра за своим ребенком. Родители определенно могут быть полезными в социализации ребенка, но только при использовании эффективных тактик.

Третий способ, которым родители влияют на отношения своих детей со сверстниками, — это их роль как поставщиков возможностей для взаимодействия со сверстниками (Ladd, Muth, & Hart, 1992; Parke et al., 1989). Это может принимать различные формы. Родители могут подготовить почву, выбрав район, который может увеличить или ограничить возможности детей найти подходящих товарищей по играм. Один из родителей сказал об этом так: «Вы только посмотрите на этот  детский рай. Хочешь — качайся на качелях, хочешь — плавай и загорай. Раньше мы жили в другом районе города. У нас был красивый дом, но было не так много детей, с которыми можно было бы играть. Это одна из главных причин, по которой мы переехали. »(Rubin & Sloman, 1984, р. 231).

У двухлетних детей обычно возникают проблемы с поиском ровесников, поэтому родители играют роль «социальных организаторов». Исследования подтверждают мнение родителей о том, что район играет важную роль.

В некоторых районах найти друга проще

Выбор района для проживания может серьезно повлиять на характер детских дружеских отношений. Изучая социальные отношения 12-ти летних детей, Медрич и его коллеги (Berg & Medrich, 1980; Medrich, 1981) обнаружили большие различия в моделях дружбы в разных районах. «Монтерей» — один из районов Окленда, Калифорния,  богатый, с большими домами на негабаритных участках и большим пространством между домами и населенный белыми людьми. Друзья часто живут далеко друг от друга. Крутые холмы и отсутствие тротуаров мешают друзьям увидеть друг друга самостоятельно. Вместо спонтанных встреч и незапланированных игр родители часто возят детей на общественные мероприятия. В отличие от этого, «Юба» — квартал чернокожих с низким доходом в центральной части города. Дома с множеством друзей расположены близко друг к другу, игры имеют тенденцию быть более спонтанными и разнообразными. Модели дружбы в этих двух сферах также различаются. В Монтерее дети необычайно избирательны в дружбе. У многих есть только один или два, потому что у них есть «что-то общее». Напротив, у детей Юбы обычно четыре или пять близких друзей, они придирчивы в своем выборе и перемещаются большими группами. Очевидно, что этнические и экономические факторы могут быть причиной некоторых из этих различий, но, вероятно, это также связано с физическим окружением двух районов. Конечно, у обоих районов есть достоинства и недостатки. Состоятельные дети жалуются, что им не с кем поиграть и они совсем не контролируют свою общественную жизнь. Зато они наслаждаются обилием игровых площадок. Бедные дети получают больше свободы и друзей, но часто им не хватает  мест для игр. В целом же установлено, что соседство действительно влияет на развитие дружбы.

Источник: Berg, M., & Merdich, E. A. (1980). Children in four neighbourhoods.

Родители способствуют контактам своих детей со сверстниками, планируя посещения их друзей, вовлекая детей в организованные мероприятия и, конечно же возят их с одного мероприятия на другое (Rubin & Sloman, 1984). Дети родителей, которые были склонны налаживать контакты со сверстниками, имели более широкий круг товарищей по играм и более стабильных товарищей по игре вне школы, чем дети родителей, которые были менее активны в установлении контактов со сверстниками. В контексте школы мальчики родители, которых инициировали контакты со сверстниками, больше нравились и меньше отвергались их одноклассниками, чем мальчики с пассивными в данном вопросами родителями. Однако, у девочек подобной корреляции обнаружено не было (Ladd & Golter, 1988; Ladd et al., 1992).

Таким образом, родители играют важную роль в развитии отношений детей со сверстниками. Важно помнить, что отношения детей со сверстниками также могут влиять на родителей. Например, родители товарищей по игре детей могут служить источником друзей для взрослых. То есть, как и в большинстве областей развития, взаимовлияние действует обоюдно.

 

 

Оригинальная статья: E. Mavis Hetherington, Ross D. Parke – The biological bases of behavior. Child Psychology. A contemporary viewpoint. Fourth edition, 1993

Автор перевода: Золотухина Мария Сергеевна

Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна

Источник изображения: pexels.com

Ключевые слова: детская психология, научная психология, социализация, детские игры, психология школьника, психология дошкольника, популярные дети, непопулярные дети, любимчики в школе, как научить ребенка общаться, как научить ребенка общаться в школе, как научить ребенка общаться в детском саду, стеснительные дети, ребенок изгой в школе, ребенок изгой в детском саду, ребенок изгой как помочь.

Доступно для скачивания:

Оставайтесь в курсе и на facebook