Непопулярность среди сверстников может приводить как к краткосрочным, так и к долгосрочным проблемам. Непопулярные дети сообщают, что чувствуют себя одинокими и социально неудовлетворенными (Asher, Hymel, & Renshaw, 1984; Asher, Parkhurst, Hymel, & Williams, 1990; Cassidy & Asher, 1992). Ниже приведены примеры трогательных детских рассказов об их собственном опыте одиночества (темным выделен ответ на заранее заданный вопрос: почему я почувствовал себя одиноко?).
Что дети думают о своем одиночестве
Девочка, 6 класс:
— «Сегодня вся группа идет на вечеринку к Мэри Энн. Кроме меня… Меня не пригласили, поэтому я останусь дома, пока остальные будут веселиться. Может, они просто не знают, что я осталась одна? Но я уже бывала в подобной ситуации. Это происходит со мной постоянно».
Мальчик, 5-й класс:
— «Я жил в Гринвэлли. Было воскресенье. Все магазины были закрыты и денег совсем не осталось. Моему другу Джейсону пришлось пойти к тете. Я решил зайти к Джейми, но никого не было дома. Я пошел включить телевизор, но там показывали церковную службу. Одному играть в игрушки не хотелось. Собака спокойно лежала за диваном, поэтому я не хотел ее беспокоить. Мама спала. Моя сестра была с няней. Это был не мой день. Мне не с кем было поговорить или поиграть. И ничего интересного послушать тоже не нашлось«.
Девочка, 8 класс
— «В прошлом году у меня была подруга Сэнди. Затем она начала общаться с компанией, которой я не понравилась. Когда я подходила к Сэнди, ее новые друзья отходили в сторону. Они также начали распространять обо мне слухи, чтобы все меня ненавидели. Сэнди перестала проводить время со мной, потому что я не нравился ее друзьям. У меня не было друзей. Они не хотели быть рядом со мной«.
Источник: Hayden, Turulli, & Hymel (1988).
Согласно проведенным исследованиям, наиболее одинокими чувствуют себя отвергнутые дети, далее идут брошенные дети (те которыми не занимаются родители) и дети со средним социальным статусом в коллективе. Наименее одинокими чувствуют себя популярные дети. Дети, которых отвергают из-за их покорности, чувствуют себя более одинокими, чем агрессивные отвергнутые дети (Parkhurst & Asher, 1992). К сильному чувству социальной изоляции и отчуждения приводит не столько отсутствие друзей в классе, сколько неприязнь большого количества сверстников в целом. Однако, наличие друга помогает справится с одиночеством. Отвергнутые дети, у которых есть стабильная дружба хотя бы с одним ребенком, чувствуют себя менее одинокими, чем отвергнутые и лишенные друзей дети (Sanderson & Siegal, 1991; Parker & Asher, 1992).
Существуют ли долгосрочные последствия непопулярности? Плохие отношения со сверстниками в детстве действительно влияют на дальнейшую адаптацию. Паркер и Ашер (1987) обнаружили, что дети, которых плохо принимали их сверстники, с большей вероятностью бросят школу и будут более склонны к преступной деятельности, чем хорошо принятые дети.
К несчастью для социально непопулярных детей, их незавидное положение обычно остается стабильным в течение нескольких лет. Кои и Додж (1983) за 5 лет исследования обнаружили, что самый незавидный статус имеют именно отвергнутые дети. Будучи один раз отвергнутым социумом, у ребенка есть риск остаться таковым на долгое время. Впрочем, популярные дети также могут потерять свой высокий статус, а брошенные (беспризорники), наоборот, могут стать более социально принимаемыми. Отчасти стабильность обусловлена «репутационной предвзятостью», что означает, что дети интерпретируют поведение своих сверстников на основе их прошлых встреч и чувств по отношению к этим детям (Hymel, Wagner, & Butler, 1990). Оценивая негативное поведение популярных и непопулярных сверстников, дети с большей вероятностью будут отрицать или минимизировать ответственность сверстника, который им нравится. Репутация определяет, как дети интерпретируют действия сверстников, и помогает транслировать стабильное отношение в течение долгого времени (Hymel, 1986). Однако не только репутация является причиной стабильности положения отвергнутых детей в коллективе, поведение тоже имеет значение.
Стабильность объясняется не только тем фактом, что состав исследуемых групп сверстников оставался неизменным с течением времени. Даже в новых группах с незнакомыми сверстниками дети, как правило, сохраняют свой социальный статус (Coie et al., 1990). Когда незнакомых мальчиков с разным социальным статусом собирали раз в неделю в игровые группы в течение шести недель, в течение трех недель их социальный статус в этих новых группах был очень похож на их социальный статус в их классах. Мальчиков, которых отвергали в школе, также отвергали и в новой группе. Популярные в школе мальчики сохранили свой статус, несмотря на совершенно новый коллектив (Coie & Kupersmidt, 1983). Ввиду трудностей, с которыми сталкиваются отвергнутые дети, важно организовать им помощь.
Способы помощи детям, у которых проблемы со сверстниками
Что мы можем сделать, чтобы помочь социально изолированным детям стать более принятыми и, возможно, менее одинокими? Социальное принятие может быть увеличено путем формирования социально желательного поведения посредством подкрепления или моделирования и непосредственного обучения социальным навыкам (Mize & Ladd, 1990). Коучинг включает в себя обучение общей стратегии, обычно путем предоставления примеров успешных подходов. Лэдд (1981) обучал непопулярных третьеклассников трем коммуникативным навыкам: задавать положительные вопросы, предлагать полезные советы или указания и высказывать поддерживающие их утверждения. Дети участвовали в восьми занятиях по сорок-пятьдесят минут в течение трехнедельного периода. Во время этих занятий взрослый «тренер» устно обучал детей концепциям, помогал им репетировать идеи, позволяя детям практиковаться самостоятельно, играя с одноклассником. Это позволило детям узнать об успешном социальном взаимодействии. Оценка результатов сразу после программы обучения и еще раз через четыре недели показала, что поведение обучаемых детей в классе улучшилось, а их популярность возросла. Контрольная группа, которая не получала инструктажа, не показала улучшения. Оказалось, что можно помочь даже маленьким детям. Мизе и Лэдд (1990) смогли улучшить социальные отношения брошенных и отвергнутых дошкольников с помощью аналогичной программы.
Пример из тренинга по работе с застенчивыми детьми
Тренер: У меня есть несколько идей, как сделать игру с другим человеком интересной. Есть несколько важных вещей. Вы должны сотрудничать с другим человеком. Вы знаете, что такое сотрудничество? Вы можете рассказать мне своими словами?
Дитя: Нууу …это значит делится
Тренер: Правильно. Допустим, мы с вами играем в игру, в которую вы играли в прошлый раз. Что это было?
Ребенок: Мы рисовали
Тренер: Хорошо, тогда скажите мне, чем можно обмениваться при рисовании?
Ребенок: Я бы вам разрешил пользоваться моими ручками.
Тренер: Правильно. Ты бы поделился со мной ручками. Это пример сотрудничества. А можете привести пример того, что будет препятствовать сотрудничеству?
Ребенок: Если я заберу все ручки себе.
Тренер: Как думаешь, если бы ты забрал все ручки, сделало бы это игру более увлекательной?
Ребенок: Нет.
Тренер: Значит, не стоит забирать себе все ручки. А не могли бы вы придумать еще несколько примеров сотрудничества? (Тренер ждет ответа других участников.) Хорошо, давайте по очереди. Допустим, ты и я… Хорошо, я бы хотел, чтобы вы опробовали некоторые из этих идей, когда вы играете (название новой игры) с (другим ребенком). Пойдем и возьмем (другого ребенка), и после того, как вы поиграете, я снова поговорю с вами около минуты, и вы можете сказать мне, кажутся ли эти вещи хорошими идеями для развлечения с кем-то в игре.
Источник: Oden & Asher (1977).
Стеснительные дети 30 лет спустя
Что происходит с застенчивыми детьми, когда они вырастают? Чтобы выяснить это, Каспи, Элдер и Бем (1988) проследили за паттернами развития детей, которые были оценены по степени застенчивости в возрасте от 8 до 10 лет. Застенчивость индексировалась по двум направлениям. Во-первых, шкала застенчивости варьировалась от высокой (острый дискомфорт и паника в социальных ситуациях) до низкой (любит знакомиться с новыми людьми). Кроме того, детям был присвоен рейтинг социальной стабильности. Дети с высокими оценками были «эмоционально заторможены, что приводит к чувству напряжения и неловкости у окружающих», в то время как дети с низкими оценками «спонтанно и раскованно выражали свои чувства». Таким образом, застенчивость состояла как из социальной тревожности, так и из заторможенного социального поведения. Учителя оценили этих детей в возрасте от 10 до 12 лет и сочли застенчивых мальчиков и девочек менее дружелюбными, менее общительными, более замкнутыми и скорее последователями, чем лидерами. Эти дети были повторно опрошены через двадцать и тридцать лет. Мужчины, которых в детстве считали застенчивыми, часто откладывали вступление в брак, позже становились отцами. Более того, во взрослом возрасте эти застенчивые мальчики достигли меньших профессиональных успехов, чем их менее застенчивые сверстники. «Мальчики, которые неохотно вступали в социальные контакты в детстве, становились взрослыми, которые, как правило, неохотно вступают в новые и незнакомые социальные условия, необходимые для важных жизненных перемен (брак, отцовство, карьера)»(Caspi et al., 1988, p. 827).
С другой стороны, застенчивые девушки с большей вероятностью, чем их сверстницы, следовали традиционным образцам брака, деторождения и ведения домашнего хозяйства. 56% женщин, которые в детстве были застенчивы, с большей вероятностью либо не работали в коллективе по найму, либо увольнялись при вступлении в брак или в декрет без последующего возвращения на рынок труда. В отличие от них, только 36% их более общительных сверстниц вели себя аналогичным образом. Кроме того, женщины, которые в детстве были застенчивы, выходили замуж за мужчин, которые имели более высокий профессиональный статус в среднем возрасте, чем мужья других женщин. «Женщины, которые в детстве отошли« от мира », были предрасположены к тому, чтобы придерживаться женских социальных часов» (Caspi et al., 1988, p. 829).
Застенчивость действительно имеет последствия для дальнейшего развития. Однако обратите внимание, что эти модели являются абсолютно нормальными и не подразумевают, что застенчивые дети подвержены риску возникновения проблем в будущем. Образцы жизненного цикла могут различаться, но их не следует рассматривать как неадекватные.
Источник: Каспи А., Элдер Г. и Бем Д. (1988). Двигаясь против мира: Образцы жизненного пути застенчивых детей. Психология развития, 24, 824-831.
Предостережение
Нужна ли помощь всем непопулярным детям? Непопулярность может принимать самые разные формы и не во всех случаях нужно что-то менять. Отвергнутые дети, которые сохраняют статус изгоев в течение длительного времени, подвергаются наибольшему риску более поздних проблем социальной адаптации и явно могут выиграть от вмешательства. С другой стороны, безнадзорные дети, которые часто становились объектом вмешательства, вероятно, не подвергаются такому высокому риску будущих проблем. Как показали Кой и Додж (1983) в своем пятилетнем исследовании, многие дети, которым не уделяется должного внимания, вполне могут стать социально приемлемыми и компетентными. К тому же, вероятно, нет ничего плохого в том, чтобы заниматься головоломками и пластилином, а не играть со сверстниками. Дошкольник, увлекающийся головоломками, может позже стать компьютерным гением в колледже! Рубин (1982; Rubin & LeMare, 1990) обнаружил, что простые одиночные повторяющиеся игры (например удары по столу) не развивают социальную компетентность у дошкольников, даже если в момент игры он окружен сверстниками, которые делают то же самое. Так же не развивают социальную компетентность ролевые игры, если ребенок играет в них в одиночку. Но есть и другие виды одиночной игры, не связанные с показателями социальной компетентности, такие как конструирование, творчество, головоломки. Некоторые формы уединенной деятельности (дети сидят за столом и индивидуально собирают наборы Lego или практикуют свои художественные навыки) в значительной степени предсказывают социальную компетентность. Таким образом, делать что-то в одиночку не обязательно плохо. Лишь некоторые виды уединенной деятельности являются индикаторами более поздних социальных проблем.
Роль родителей в отношениях со сверстниками
Родители влияют на отношения своих детей со сверстниками различными способами. Во-первых, они служат партнерами, с которыми ребенок может приобрести навыки, которые помогут ему успешно взаимодействовать с другими детьми. Этот первый путь может иметь несколько форм. Например, младенцы, у которых сформировалась надежная привязанность к своим матерям, становятся социально компетентными детьми (Elicker, Egeland, & Sroufe, 1992). Было обнаружено, что матери популярных первоклассников позитивно взаимодействуют с о своими детьми. Они озабочены своими чувствами и чувствами своих детей. Матери детей с более низким статусом проявляют более негативное и контролирующее поведение со своими детьми, чем матери детей с более высоким статусом (Puttalaz, 1987: Puttalaz & Heflin, 1990). Подобные результаты относятся и к отцам (Parke, Cassidy, Burks, Carson, & Boyum, 1992).
Второй способ, которым родители влияют на отношения своих детей со сверстниками, — это наставничество (Bhavnagri & Parke, 1985. 1991; Lollis & Ross, 1992). Они могут дать совет относительно полезных стратегий поведения среди сверстников. Например, как ребенок может уменьшить конфликт после того, как в него бросили песком во время игры в песочнице, или как ребенок должен войти в группу после того, как ему сказали уйти. Матери детей с высоким социальным статусом предлагали более позитивно-прямые стратегии, ориентированные на правила (скажи другому ребенку, что можно играть по очереди). Напротив, матери детей с низким статусом использовали больше стратегий избегания («не обращай внимания», говорили они ребенку, когда его обижали) или непонятных тактик («старайся выглядеть дружелюбно» или «узнай детей получше»). Матери не только различались знаниями, но и вели себя по-разному, когда помогали своим детям присоединяться к двум незнакомым сверстникам в игру. Матери детей с высоким социальным статусом использовали более умелые стратегии (например, поощряли общение, помогали своему ребенку присоединиться к разговору диады), тогда как матери детей с низким социальным статусом использовали менее умелые стратегии (брали игру под контроль, нарушали игровой режим детей). Некоторые матери детей с низким социальным статусом вовсе избегали активного присмотра за своим ребенком. Родители определенно могут быть полезными в социализации ребенка, но только при использовании эффективных тактик.
Третий способ, которым родители влияют на отношения своих детей со сверстниками, — это их роль как поставщиков возможностей для взаимодействия со сверстниками (Ladd, Muth, & Hart, 1992; Parke et al., 1989). Это может принимать различные формы. Родители могут подготовить почву, выбрав район, который может увеличить или ограничить возможности детей найти подходящих товарищей по играм. Один из родителей сказал об этом так: «Вы только посмотрите на этот детский рай. Хочешь — качайся на качелях, хочешь — плавай и загорай. Раньше мы жили в другом районе города. У нас был красивый дом, но было не так много детей, с которыми можно было бы играть. Это одна из главных причин, по которой мы переехали. »(Rubin & Sloman, 1984, р. 231).
У двухлетних детей обычно возникают проблемы с поиском ровесников, поэтому родители играют роль «социальных организаторов». Исследования подтверждают мнение родителей о том, что район играет важную роль.
В некоторых районах найти друга проще
Выбор района для проживания может серьезно повлиять на характер детских дружеских отношений. Изучая социальные отношения 12-ти летних детей, Медрич и его коллеги (Berg & Medrich, 1980; Medrich, 1981) обнаружили большие различия в моделях дружбы в разных районах. «Монтерей» — один из районов Окленда, Калифорния, богатый, с большими домами на негабаритных участках и большим пространством между домами и населенный белыми людьми. Друзья часто живут далеко друг от друга. Крутые холмы и отсутствие тротуаров мешают друзьям увидеть друг друга самостоятельно. Вместо спонтанных встреч и незапланированных игр родители часто возят детей на общественные мероприятия. В отличие от этого, «Юба» — квартал чернокожих с низким доходом в центральной части города. Дома с множеством друзей расположены близко друг к другу, игры имеют тенденцию быть более спонтанными и разнообразными. Модели дружбы в этих двух сферах также различаются. В Монтерее дети необычайно избирательны в дружбе. У многих есть только один или два, потому что у них есть «что-то общее». Напротив, у детей Юбы обычно четыре или пять близких друзей, они придирчивы в своем выборе и перемещаются большими группами. Очевидно, что этнические и экономические факторы могут быть причиной некоторых из этих различий, но, вероятно, это также связано с физическим окружением двух районов. Конечно, у обоих районов есть достоинства и недостатки. Состоятельные дети жалуются, что им не с кем поиграть и они совсем не контролируют свою общественную жизнь. Зато они наслаждаются обилием игровых площадок. Бедные дети получают больше свободы и друзей, но часто им не хватает мест для игр. В целом же установлено, что соседство действительно влияет на развитие дружбы.
Источник: Berg, M., & Merdich, E. A. (1980). Children in four neighbourhoods.
Родители способствуют контактам своих детей со сверстниками, планируя посещения их друзей, вовлекая детей в организованные мероприятия и, конечно же возят их с одного мероприятия на другое (Rubin & Sloman, 1984). Дети родителей, которые были склонны налаживать контакты со сверстниками, имели более широкий круг товарищей по играм и более стабильных товарищей по игре вне школы, чем дети родителей, которые были менее активны в установлении контактов со сверстниками. В контексте школы мальчики родители, которых инициировали контакты со сверстниками, больше нравились и меньше отвергались их одноклассниками, чем мальчики с пассивными в данном вопросами родителями. Однако, у девочек подобной корреляции обнаружено не было (Ladd & Golter, 1988; Ladd et al., 1992).
Таким образом, родители играют важную роль в развитии отношений детей со сверстниками. Важно помнить, что отношения детей со сверстниками также могут влиять на родителей. Например, родители товарищей по игре детей могут служить источником друзей для взрослых. То есть, как и в большинстве областей развития, взаимовлияние действует обоюдно.
Оригинальная статья: E. Mavis Hetherington, Ross D. Parke – The biological bases of behavior. Child Psychology. A contemporary viewpoint. Fourth edition, 1993
Автор перевода: Золотухина Мария Сергеевна
Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна
Источник изображения: pexels.com
Ключевые слова: детская психология, научная психология, социализация, детские игры, психология школьника, психология дошкольника, популярные дети, непопулярные дети, любимчики в школе, как научить ребенка общаться, как научить ребенка общаться в школе, как научить ребенка общаться в детском саду, стеснительные дети, ребенок изгой в школе, ребенок изгой в детском саду, ребенок изгой как помочь.
Непопулярность и одиночество, — в моей школьной жизни не могу вспомнить, чтобы были отвергнутые дети, у которых совсем не было друзей. Хоть один друг, но был.
Из статьи узнала, что покорные отвергнутые дети чувствуют себя более одинокими, чем агрессивные; неприязнь большого количества сверстников приводит к более сильному чувству социальной изоляции, чем отсутствие друзей; существование даже единственного друга помогает справиться с одиночеством; дети чаще всего сохраняют свой социальный статус в группах с незнакомыми сверстниками. К счастью, успешному социальному взаимодействию и коммуникативным навыкам можно научить.
Застенчивость — моя тема. Не «острый дискомфорт и паника в социальных ситуациях», конечно, но в детстве мне было как-то лучше с родными и близкими или вообще одной. Интересно было читать про «30 лет спустя».
Благодарю за статью.
Спасибо за статью. Действительно, как чувствуется ощущение одиночества в детских рассказах.
К чувству социальной изоляции и отчуждения приводит не столько отсутствие друзей в классе, сколько неприязнь большого количества сверстников в целом. Очень хорошо помню неприятные чувства, когда в пионерском лагере одна девочка сказала со мной не дружить другим детям, так как я ее разбудила в автобусе, когда мы ехали в лагерь. Надо сказать это чувство одиночества, пережито тогда осталось неприятным воспоминанием на всю мою жизнь. Поэтому хорошо дружить, иметь друга, как говориться в статье.
Плохие отношения со сверстниками в детстве действительно влияют на дальнейшую адаптацию. Но мне повезло, я попала в очень хороший класс, где все дружили друг с другом и были очень добрыми. Наверное, если бы было по-другому, то уже было бы сложно говорить о будущей адаптации в разных коллективах.
Из статьи я узнала, что Застенчивость состояла как из социальной тревожности, так и из заторможенного социального поведения, а также, что Родители влияют на отношения своих детей, что матери популярных первоклассников позитивно взаимодействуют со своими детьми. Наставничество и роль как поставщиков возможностей для взаимодействия со сверстниками. То есть, родителям надо быть более внимательными и принимать участие в развитии отношений детей со сверстниками.
Благодарю за статью ! С большим интересом узнала и лишний раз подчеркнула для себя следующее :1) Наиболее одинокие — отвергнутые и брошенные дети. 2) Дети , отвергнутые из за их покорности более одиноки , чем агрессивно покинутые дети 3) отвергнутые дети , у которых есть хотя бы 1 друг чувствует себя менее одиноким 4) брошенные дети с большей вероятностью бросят школу и склонны к преступности 5) один раз отвергнутый ребёнок часто отвергается и другим социумом 6) способы помощи детям , у которых проблемы со сверстниками : задавать положительные вопросы , предлагать полезные Советы и давать поддерживающие утверждения . 7) роль родителей на отношения со сверстниками велика , важно быть партерном с ребёнком , обсуждать вместе решения проблем . 8) важен район города и социальное окружение для развития ребёнка , так как есть возможность свободного общения и выбора друзей . Для меня статью откликнулась тем, что я очень часто обсуждаю со своим сыном его отношения со сверстниками в школе , мы разбираем его конфликты , возможные варианты поведения , что приводит к улучшению его популярности в классе . Считаю быть партнером для ребёнка очень важно .
Каждый из нас может вспомнить в своем коллективе ребенка, который был социально отвергнут. Мне вспоминается уже не ребенок, а парень, с которым я училась в университете. Он приветлив, улыбчив, но не разговорчив и застенчив. Один из самых умных в нашей группе, уже на тот момент работал в одной из престижных ИТ-компаний. Не знаю как у него сложилась судьба, но идея социализации, описанная в статье мне показалось разумной. Как показывает опыт, описанный в статье, работа специалиста в группе с застенчивыми детьми, помогает им в дальнейшем быть более общительными, легче вливаться в коллектив, тем самым снижая стресс, вред, получаемый от ощущения себя изгоем (каким-то не таким). Могу предположить, что родители также могут помогать ребенку налаживать контакт со сверстниками. Из статьи я узнала, что нет прямой связи уровня застенчивости человека с его положением в обществе в взрослом возрасте (в будущем).
Существуют законы развития взаимоотношений в человеческой группе. Если, к примеру, группу покидает изгой, то его место тут же может занять другой человек по своей, скорее неосознаваемой, воле либо коллектив сам назначит подходящего на эту роль человека. Как подтверждает данная статья, роли в группе при её смене остаются зачастую прежними. Но при желании и усилиях самого ребенка, его родителей можно изменить отношение сверстников к себе. Понимая свою непопулярность, отвергнутость, застенчивость, ребенок может инициировать изменение ситуации посредством обучения коммуникативным и социальным навыкам, применения поддержки и принятия в общении. Родители, которые активно участвуют в жизни ребенка и сами имеют высокий социальный статус, положительным образом влияют на отношения своего ребенка со сверстниками. Они применяют разные стратегии: подсказывают ребенку как лучше повести себя в определенных обстоятельствах, выбирают детский сад, школу, район проживания, занятость ребенка в свободное от учебы время. Также, я считаю, что роль учителя, тренера, художественного руководителя и т.п. в формировании отношения коллектива к ребенку имеет большое значение. Так, обращая своё внимание на замкнутого, стеснительного ребенка в положительном ключе, они как бы провоцируют остальных детей делать то же самое. Исходя из собственного опыта, хочу сказать, что это работает на 100% при условии, что педагог является значимым авторитетным человеком для детей. То есть, применение взрослыми, находящимися рядом, эффективных приемов благоприятно влияет на социализацию ребенка.
Спасибо за статью. Она дала мне понять, каким детям трудно в коллективе и как родители могут помочь детям легче войти в коллектив. Конечно, быть популярным это классно, а что делать если нет возможности похвастаться популярностью. Я в школе не была популярна. Ходила с серединке. Мне сложно вспомнить, чем обладали популярные дети. Они жили рядом и чаще гуляли и общались вместе. У них было проще с коммуникаций. Я же больше относилась к застеняивым. Про меня можно было сказать, в тихом омуте… страдала ли я из-за того, что со мной не особо общались? Были и такие дни. Вот. Они ещё отличались социальным статусом. В общем у нас класс делился на группы по статусу, по успеваемости в учёбе и по поведению. Были и дети, к которому класс относится с негативном, но там и ученица была своеобразная. Прогуливала.
Спасибо за статью из которой я узнал, что плохие отношения со сверстниками в детстве влияют на дальнейшую адаптацию во взрослой жизни. Читая статью, я перенесся в детство и вспомнил моменты, касающиеся замкнутых и необщительных детей. Эти дети, которые были отвергнуты своими одноклассниками, имеющими больше авторитета в школе, всю школьную жизнь оставались такими. У этих детей действительно была лучше успеваемость и точные науки им давались легче. Двое моих знакомых одноклассников спустя время стали программистом и физиком. Они преуспели в своих науках, но на личную жизнь это повлияло не лучшим образом. Так же, в статье говорится о том, что район, может сильно повлиять на характер детских дружеских отношений. Это я знаю по себе. В детстве я был застенчив, может из-за того, что я жил поодаль многоэтажных домов и все мои друзья были только в школе, тогда как дети из многоэтажек постоянно общались с другими детьми из этого или соседних домов. Их дружба имела массовый характер, за то моя была более искренней, т.к. была направлена на одного-двух человек.
Из статьи я узнала о том, почему мне так сложно было общаться с популярными девочками в классе. Проведенное исследование показало, что наиболее одинокими себя чувствуют отвергнутые дети, далее идут брошенные дети, которыми не занимаются родители. После чего плохие отношения со сверстниками влияют на дальнейшую адаптацию. С этим я полностью соглашусь. Вспоминая своё детство, а точнее школьные годы, я всегда думала, что просто я какая-то «не такая» и что в этом виновата сама, но прочитав статью поняла, что на мою социализацию повлияло очень много факторов, особенно развод родителей и то, что мной некому было заниматься, т.к. моя мама очень много работала, чтобы нас содержать. Еще я узнала, что будучи один раз отвергнутым социумом, у ребенка есть риск остаться таковым на долгое время. Я уже много раз в комментариях писала, что мне в принципе хорошо наедине с собой и редко, когда хочется с кем-то общаться. Но, прочитав статью, я поняла, что не хочу такой социализации для своих детей. Как говорится в выводе статьи, что именно родители в большей части влияют на социализацию своих детей. Мне очень понравилось исследование, где непопулярных детей обучали трем коммуникативным навыкам: задавать положительные вопросы, предлагать полезные советы или указания и высказывать поддерживающие их утверждения. В нем тренер задавал наводящие вопросы, на которые ребенок сам находил правильный ответ. У меня появилось желание именно так взаимодействовать со своими детьми. Спасибо за статью.
Спасибо за статью. После прочтения вспомнила свои школьные годы. В школе я себя чувствовала одинокой, отвергнутой. Хотя у меня были подруги и не одна я активно с ними общалась. Хотя если спросить и у них чувствовали ли они себя отвернутой классом, то скорее ответ будет положительным, чем отрицательным. В общем встретились. Из статьи узнала, что мужчины если в детские годы были застенчивы. То они позе женятся. А женщинам тяжело работать по найму. Но все же застенчивость не является каким то негативным фактором или неадекватным поведением. Меня это порадовало так как в детстве я была застенчива. Мне было тяжело показать свои чувства. Помню для того что бы не заплакать когда меня обежали. Я щипали себе руку. Сейчас страшно вспомнить. Будучи взрослой я учусь говорить о своих чувствах и вообще чувствовать их.
Из статьи я узнал, что на чувство одиночества у ребенка могут влиять несколько факторов. Удивило то, что некоторым застенчивость в детстве может помочь достичь успеха в будущем. Важным фактором является и сам коллектив, с которым приходится взаимодействовать. В этом отношении мне не очень повезло с периодом с 5 по 11 класс. Дружности в нашем классе не было и все кучковались в небольшие группы по нескольку человек. Даже учителя порой удивлялись нашему классу по сравнению с другими. В такой атмосфере сложно быть и непопулярным, и популярным, потому что получаешь ещё больше негативного внимания от одноклассников. Из статьи я узнал, как родители могут помочь детям в младшем возрасте успешнее взаимодействовать со сверстниками. Возможно, чего-то вроде наставничества не хватило мне в детстве. Интересной мне показалась мысль о роли родителей, как поставщиков возможностей для взаимодействия со сверстниками.
Из статьи узнала,что непопулярность среди сверстников бывает долгосрочной и влияет на дальнейшую адаптацию в жизни.Оказалось,что дети, которых плохо принимали сверстники, могли бросить школу и пойти на преступления.
Узнала о термине «репутационная предвзятость», когда дети объясняют поведение своих сверстников на основе их прошлых встреч и чувств по отношению к ним. Оценивая негативное поведение популярных и непопулярных сверстников, дети могут отрицать ответственность сверстника, который им нравится.(Он не мог так сделать). Репутация определяет многое,но основа отношения в большей степени зависит от поведения ребёнка.
Узнала,что можно сделать, чтобы помочь социально изолированным детям стать более принятыми в коллективе,а значит менее одинокими. Реабилитация происходит путем формирования социально желательного поведения с помощью обучения навыкам общения.К ним относятся: задавание положительных вопросов, предлагание полезных советов и высказывание поддерживающих утверждений.»Оценка результатов сразу после программы обучения и еще раз через четыре недели показала, что поведение обучаемых детей в классе улучшилось, а их популярность возросла. Контрольная группа, которая не получала инструктажа, не показала улучшения. Оказалось, что можно помочь даже маленьким детям».Жаль ,что такие дети не могут получать навыки общения в своих семьях.
Какая интересная статья. Я сразу подумала, почему я о сих пор не замужем. Я не чувствовала себя непопулярной или отвергнутой.Даже когда возникали такие мысли, я старалась подстраиваться под людей/ коллектив. А когда классная руководитель подорвала мой авторитет (по-моему мнению), я даже перешла в другой класс и стала там старостой, чтобы уж наверняка со мной все общались. Мне было интересно прочитать роль родителей при общении со сверстниками. Получается. если родитель научился справляться со своими страхами, негативными эмоциями и состояние отчужденности, соответственно он может научить этому ребенка. Странно, что на это влияет социальный статус. Мне вообще это определение «низкий социальный статус» до конца не понятно. Что здесь конкретно имелось ввиду? Благодарю за статью.
Спасибо за статью. И снова погружаюсь в детство. Из статьи я подчеркнула, что аиболее одинокие — отвергнутые и брошенные дети. И те дети которые отвергнутые из за их покорности более одиноки чем агрессивно покинутые дети. Большая вероятность, что брошенные деть бросят школу и скорее всего жизнь у них сложиться не лучшим образом. А если у ребенка есть хотя бы один друг, то одиночество уже не становиться таким глубоким. Один раз отвергнутый ребёнок часто отвергается и другим социумом. Я всегда жалела таких деьей, хотелось помочь. Начинала общаться, но почему -то со временем мне было в тягость это общение. Тогда я понятия не имела, чтобы помочь одиноким детям нужно с ними разговаривать, задавать положительные вопросы , предлагать полезные Советы и давать поддерживающие утверждения. В статье сказано, что роль родителей на отношения со сверстниками велика, важно быть партерном с ребёнком, обсуждать вместе решения проблем. В моем классе был такой ребенок. Он действительно рано бросил школу. И не буду скрывать, что я часто вспоминала его. Что с ним стало? Пару лет назад я встретила своего бывшего одноклассника в церки на крестинах его второй дочери. У него всё хорошо, но по его словам это счастье далось ему не легко.
Благодаря статье узнал, что наиболее трудноадаптивная группа детей в будущем — отвергнутые. Оказывается любому ребенку можно помочь наладить контакт со сверстниками, оказывая ему психологическую помощь. Интересно было прочитать про влияние застенчивости на мальчиков и девочек. Сразу же вспомнились слова ВМ, о том, что девушка должна быть скромная и статистика в исследовании показала прямую зависимость между социальной ролью и застенчивостью(скромностью). В классе, в котором я учился, были непопулярные дети, которые так или иначе со временем имели друзей, читая статью, я вспоминал их модели поведения, они действительно почти не делились ничем, либо делясь, почти сразу старались все вернуть обратно себе.
Спасибо за статью.
Моей дочке сейчас еще нет и трёх лет, и я помню, как она училась входить в коллектив. То есть до определённого возраста ей нетруден была компания, а потом она стала старше и ей стали интересны другие дети и игры с ними. Иногда проблем не возникало, и она просто начинала с кем-то играть, но иногда я видела, как она стесняется подойти первой, видела её страх и застенчивость. Тогда я с ней разговаривала примерно как тренер, который описание статье, предлагала варианты действий, рассказывала, что будет если поступить так или иначе. Часто это решало вопрос. Но бывало и такое, что неловкость была настолько сильной, что я брала её за руку и мы шли вместе знакомиться с другим ребёнком и его мамой — то есть я свои промером покалывала, как надо делать. Статья позволила мне убедиться в правильности своих поступков.
Спасибо за статью. Поймала себя на мысли, что не популярных детей мне очень жаль, так как я например, в школе была обычной, средней тако, и не популярной и не не популярной. Но дети, которых отвергает класс, могут быть не только «бедные овечки». Если говорить, о застенчивых детях, то их скорее не приглашают на вечеринки и не хотят с ними дружить, потому что с ними скучно, они замкнуты и сами не идут на контакт, поэтому, логично, что сверстники данных детей не принимают. Интересно было узнать информацию, что в какой бы группе не находился застенчивый ребенок, он сохраняет свой статус. Я подумала, было бы интересно, если собрать таких детей в один класс, то не могут же все сохранять свой статус? в любом случае аутсайдер будет кто-то один. Так же согласна с тем, что не всегда не популярным детям нужна помощь, ведь если у них есть увлечения, которое отличается от других или свои взгляды, то это не значит, что все кончится плохо.
После переезда, отношения в новом классе не сложились, и в определенны момент я стал изгоем. На своем опыте прочувствовал что дети, которых отвергают из-за их покорности более одинокими. С какой-то стороны интересное состояние, когда я хочу, чтобы меня приняли в классе, а класс меня не принимает, признаюсь приводит даже к состоянию отчаяния. В такие моменты чувства одиночества усиливается. На своем опыте скажу, что не принятие в детском коллективе дает сильный отпечаток на взрослую жизнь. В моем случае это неуверенность в себе, не умение правильно строить коммуникацию, желание угодить в ущерб себе. Уже во взрослой жизни мне помогло справиться от чувства что я изгой в обществе — это то, что я начал заниматься психологией и работать над своим эмоциональным состоянием. Сейчас я чувствую себя более спокойно, я менее подвергнут мнению и оценки других людей, я стал более уверенным в себе, и я замечаю, как мое поведение в обществе меняется и отношения общества ко мне тоже меняется.
Из статьи я для себя вынесла следующие тезисы:
1. Родителям мальчиков необходимо большее внимание уделять инициированию контактов со сверстниками, т.к. существует корреляция с возможностью быть отвергнутым детским сообществом.
2. Я могу влиять на отношения своего ребёнка со сверстниками через наставничество, предлагая позитивные стратегии взаимодействия. Осознала, что у меня присутствуют стратегии избегания, а позитивно-прямые стратегии я редко использую и их не так много в моем поведении. В этом вижу свою зону роста.
3. Отвергнутым детям может помочь адаптироваться обучение, которое смоделирует социально-желательное поведение через новые социальные навыки. По началу дети используют только предложенные схемы позитивного поведения, а потом уже могут формировать самостоятельные варианты.
Спасибо за статью.Очень объемная информация и много интересных подходов для себя я отметила.Вспоминая своё детство,я была активном ребёнком и у меня всегда было много друзей, знакомых и я могла найти общий язык почти со всеми, конечно на мой взгляд ребёнку проще и лучше чувствовать себя нужным и не одиноким.Но я очень отчётливо помню момент, когда была компания девочек и я была младше их года на 2-3 и очень хотела с ними дружить, а они видимо не очень)и мне кажется, что это есть какая-то травма для меня, хотя сейчас вспомнить это становится смешно, ведь мне эти люди не были нужны совсем)Так как у меня есть ребёнок,мне всегда было интересно, как правильно направлять ребёнка на дружбу с воспитанными детьми)всегда же тянет наоборот.
Из статьи узнала, что наиболее одинокими себя чувствуют отвергнутые дети (даже у брошенных детей показатель ниже). Те, кого отвергли один раз, могут еще очень долго чувствовать себя таковыми, даже в другом коллективе.
Помню, в школе у нас было несколько мальчишек, которых отвергали. Они были замкнутые и плохо учились практически весь школьный период. Но один из них к 10-му классу похорошел, на него стали обращать внимание девчонки, поддерживать его. В итоге он стал чувствовать себя увереннее, лучше учиться, и меньше обращать внимание на непрекращающиеся издевки парней.
Также из статьи я узнала информацию, как помочь отвергнутым детям. В этом может помочь обучение коммуникативным навыкам: задавать положительные вопросы, предлагать полезные советы и высказывать поддерживающие их утверждения. Эта информация может помочь мне с дочерью. Ей сейчас 5 лет и были периоды, когда она приходила из садика и говорила, что с ней никто не дружит. Не зная как ей помочь, я предлагала ей быть дружелюбнее и делиться игрушками. Если такое повторится, я попробую использовать метод из данной статьи.
Интересная информация о том, что застенчивость в детстве влияет на дальнейшую жизнь человека. Для мальчиков эти последствия скорее негативные — они позже вступают в брак и меньшего добиваются в жизни. Девочки же часто вырастают более целомудренные, семейные.
Очень важной для меня, как матери, информацией стала информация о том, как взаимодействовать со своими детьми для их успешной социализации:
1. Позитивно взаимодействовать с ребенком. Заботиться о своих чувствах и чувствах ребенка.
2. Интересоваться тем, что происходит с ребенком и при необходимости давать конкретные полезные советы для успешного взаимодействия со сверстниками.
3. Предоставлять ребенку возможности для взаимодействий со сверстниками.
Прочитав статью я увидел себя в 7-8 классе, когда я был отвергнут некоторыми одноклассниками и стал непопулярен. Меня угнетала сложившаяся ситуация и чувство одиночества, в результате я бросил спортивную школу, бросил учиться и впоследствии стал заниматься «непонятной деятельностью». Эта деятельность помогала мне самоутверждаться, через возвращение чувства уверенности в свои силы и способности, что в свою очередь повлияло на возвращение популярности, правда уже в другом коллективе.
Так же благодоря статье увидел какую большую роль играет застенчивость в жизни детей и как это проявляется во взрослой жизни.
Отметил, что активная позиция родителей в отношениях со своими детьми и их друзьями способствует развитию ребёнка.
Спасибо.
Узнал, что может быть поддержка таких детей и можно помочь им освоиться в коллективе. Даже не думал, что для детей может быть адаптация.
Впечатлила всё тоже, адаптация детей в коллективе и то, что в статье показывается процесс их адаптации. Удивило также, что приводиться то, что с этими детьми становиться во взрослой жизни. Удивило ещё то, что есть и обратная сторона, что дети могут не играть со сверстниками, но быть адаптированными.
Познакомился с механизмом застенчивости, и в какой ситуации он может быть сформирован.
В личном плане эта информация даёт возможность, понаблюдать за адаптацией и понимать, что с этим можно сделать, т.к. вмешиваться или не мешать.
На толкнуло на идею прохождения такой адаптации во взрослом возрасте, т.к. эти взрослые возможно не прошли свои ограничения до сих пор.
Спасибо за статью. Она очень акутальна и так казать вскрывает пласты развития и формирования личности. Конечно, очень разумна мысль о том, что детей испытывающих трудности в общении, можно адаптировать. Я например был бы наверное рад, если бы имел такой опыт. Однако же в моей школе подобной идеи у учителей не было, и единственное за чем они следили, это что бы на уроке сохранялась дисциплина, а так же подобие обучения. Какой-то помощи детям я не видел. Были конечно вопиющие случаи когда кто-то отчаянно дрался или что-то подобное, то тогда да, были классные разбирательства. Но, все это всегда носило внешний, дисциплинарный характер. И если ребенок не привлекал к себе лищнего внимания, он считался «нормальным». Учителям было все равно, как у него дела.
Спасибо за статью из нее я узнала . что успешность ребенка в общении со сверстниками ,успеваемости в школе ,а также адаптации в социальных группах , по большей части зависит от активности их родителей .Те родители которые являются для детей партнерами ,которые озабочены своими чувствами и чувствами своих детей . С такими родителями ребенок может приобрести новые навыки, помогающие ему не только взаимодействовать с другими детьми, но и быть успешным во многом.
Напротив , матери проявляющие более негативное , контролирующее отношение к своим детям использующие стратегии избегания ,являются причиной низкого статуса своих детей в обществе , а также их не успеваемости в учебе и не умении общаться со сверстниками.
Я узнал о том, что отвергнутые и брошенные родителями дети чувствуют себя более одиноко. Очень интересна информация о том, какими последствиями это может грозить через 20-30 лет в работе и отношениях. Очень важной мне показалась информация о том, что на положение в группе влияет не только репутация, но и поведение самого ребенка. В статье описываются навыки, которым можно обучить ребенка, чтобы иметь больше шансов быть принятым в коллективе. Меня удивило то, что воспитание родителей, модели поведения, которые они привили детям, в большей степени влияет на мальчиков. Здесь приведены много примеров положительных и отрицательных моделей. Также выделена роль района, в котором проживает ребенок. Я подумал о том, что в обществе более приветствуются общительные люди, лидеры. Поэтому в статье специально помечено, что это не обязательно для каждого, и есть полезные занятия, которые люди делают в одиночку, и есть бесполезные групповые. Я вспоминаю моменты, когда я привожу дочку на детскую площадку. Не всегда ей удается с ходу влиться в группу совместно играющих детей. Я чувствую тревогу в эти моменты. Думаю, что с ней может быть что-то не так или ее может травмировать то, что ее отвергают. Теперь я знаю про навыки и модели поведения, которые помогут ей в социализации. Также я понял, что не всем детям и не всегда эта социализация необходима.
Из статьи узнала, что наиболее трудно складываются отношения в коллективе у отверженных детей, на втором месте — брошенные дети (родители которым не уделяли им достаточного внимания), на третьем стеснительные дети. При этом влияние отношений к ребенку в коллективе имеет долгосрочные результаты — отверженный ребенок может рано бросить школу и начать преступную жизнь. Стеснительные мальчики позже женятся и становятся менее успешными, в то время как стеснительные девочки выходят замуж за более социально успешных мужчин и выполняют в браке женскую социальную роль.Именно родители становятся первыми партнерами ребенка по коммуникации, значит ту модель поведения, которую закладывает родитель в общении с ребенком, он будет воспроизводить в дальнейшем в общении с другими (детский сад, школа). Родители могут помочь своему ребенку в том случае, если сами это умеют делать.Порадовало, что детям можно помочь — занятия всего лишь в течение 3-х недель по 40 минут дают возможность научиться по-другому выстраивать коммуникацию со сверстниками, а значит изменить свой социальный статус в коллективе. Спасибо за статью! Очень полезна))
После прочтения данной статьи я узнал каким образом дети взаимодействуют в коллективе, с чем связано их одиночество и какие действия необходимо предпринять чтобы у них появились друзья. Меня удивило, что существуют методики благодаря которым детям у которых были проблемы в коллективе со сверстниками становится гораздо легче взаимодействовать и привлекать новых друзей.В профессиональном и личностном плане данная информация дает мне возможность поспособствовать ребенку , чтобы он смог найти себе друзей.Данные зания применимы в повседневной жизни для налаживания коммуникации среди сверстников. После прочтения данной статьи появилась мысль , что ребенок должен развиваться и рости в районе где много детей его возраста.Спасибо.
Из статьи я понял, какое влияние имеет выбор места для переезда. Я как раз рассматриваю разные варианты с участками для строительства дома, но вопросами наличия других детей, играют ли дети самостоятельно на улице или их придётся возить по мероприятиям не задумывался. И когда жена обращала на это мое внимание думал, что она как-то сильно тревожится по этому вопросу. Теперь я вижу, что к этим вопросам нужно относиться серьезнее.
Из статьи я узнал, что пассивно отвергнутые дети сильнее переживают одиночество, нежели агрессивные. У меня в параллельном классе как раз были агрессивные изгои, которые через свои проступки привлекали к себе внимание. Были и неприметные дети, которых я и не считал изгоями до прочтения этой статьи. Но оказывается они были отвергнутыми, но молчаливо смирились со своим статусом в классе и не предпринимали попытки что-либо изменить.
Из статьи узнал, что не все виды игр в одиночестве могут приводить к ощущению одиночества у детей. Творчество, воплощение своих идей в игре с предметами (конструирование, рисование) позволяют детям развивать свои личные способности. Однако, в отсутствие другого социального общения со сверстниками они все равно окажутся с большой долей вероятности отвергнутыми. Ведь при этом не получают развития их социальные навыки, не происходит обучение приемам коммуникации.
Интересно также было отметить, что большую роль в стабильности социального статуса имеет репутация, т.е. закрепившееся устойчивое отношение к ребенку со стороны сверстников. При этом эта репутация ложится «отпечатком» на самого ребенка, именно поэтому в другом, незнакомом коллективе его статус сохраняется. Просто другие дети мгновенно «считывают» его, исходя из паттернов поведения самого ребенка.
Отметил для себя механизм, как дети, которые чувствуют себя отвергнутыми, одинокими, продолжают автоматически поддерживать такое к себе отношение. Другие люди, в т.ч. незнакомые сверстники, чувствуют напряжение в общении от их застенчивости и социальной заторможенности. Это сразу снижает интерес к продолжению общения с ними, что снова приводит к их изоляции и одиночеству.
Ну и, безусловно, нельзя не отметить роль родителей в формировании социального статуса своих детей в среде их сверстников. Кто еще, кроме родителя, пользующегося доверием ребенка, сможет показать ему конструктивные стратегии налаживания отношений в коллективе, примеры преодоления трудностей и поддержит в случае неудачи, не даст закрепиться негативным образцам поведения.
Спасибо за статью. Грустно было читать, как дети описывают свое состояние, когда не могут найти друзей или теряют их. Каждый раз, читая подобные статьи, я думаю о том, как много нужно делать родителям для своих детей. Чтобы ребенок рос в благоприятных условиях — все свободное время, нужно посвящать им. Играть с ними, делать уроки, общаться. Ведь, если с ними не общаться, то у них не будет полного доверия, а значит ребенок не расскажет то, что его угнетает. Но еще важнее, чтобы родитель услышал ребенка, а не сказал, что все это ерунда. И на запрос ребенка — со мной не общаются сверстники.. не сказать ему случайно, что иди и общайся. Нужно попытаться выяснить проблему, помочь реальным советом, проявить сочувствие, подобрать стратегию поведения в сложных моментах. Это так тяжело на мой взгляд. Но ради будущего ребенка, есть смысл этому учиться. Спасибо, что в данной статье есть хоть какие-то примеры. Иногда есть много теории, но совсем не понятно, как это перевести на практику. Полезная статья, рад, что прочел ее.
Спасибо за статью. Было грустно читать как дети описывают свои переживания из-за отвержения детей. Из статьи нового я узнал что есть связь между неприятием сверстников и будущей преступностью. И повысить свой авторитет в группе это давать позитивные вопросы, высказывать поддерживающие фразы сверстникам. Стеснительные мальчики во взрослой жизни. Позже женятся, и не охотно меняют свои роли и статусы. А девочки больше придерживаются традиционных моделей поведения. Очень интересно что родители являются паттернами для ребенка как разговаривать со сверстниами и строить коммуникацию. И важную роль играет привязанность и способ коммукации и приявления эмоций ребенка с матерью.
Полезная статья, рад, что прочел ее.
Спасибо за статью! Мне кажется, что данная тема является актуальной во все времена. Меня очень зацепила мысль о том, что отвергнутые дети, которые сохраняют статус изгоев в течение длительного времени, подвергаются наибольшему риску более поздних проблем социальной адаптации. Мне сразу вспоминаются достаточно распространенные случаи, когда у детей возникают проблемы со сверстниками в школе, они замалчивают свои переживания, никому о них не говорят и впоследствии, начинают замыкаться в себе. Поэтому, действительно, очень важно учитывать факт доверия между родителями и их детьми. Ведь если в семье существует устойчивый доверительный пласт, ребенок может посоветоваться с кем-то из членов семьи и получить какой-либо совет, или узнать, как другой человек в свое время справлялся с подобной ситуацией и применить данное решение в своей истории. Поэтому, доверие в семье- это очень важный фактор для будущей адаптации ребенка в коллективе.
В статье описано достаточно распространённое в детском обществе отношение к не популярным детям. Я такое наблюдала в школе и сама боялась попасть в изгои класса. Так как для меня игнор, отвержение, особенно, когда я этого не хочу, болезненно воспринимается. Интересно было узнать, что агрессивные дети, отверженные переживают легче, чем покорные. Не поняла, почему отвергнутые чаще становятся преступниками, в статье просто статистика этого факта. Хорошо есть тренинги, которые могут помочь таким детям стать более популярными. Главное, что бы родители во время эту проблему заметили помогли детям, отвели на тренинг. Но, я теперь понимаю, почему у меня в классе были такие дети. Видимо они патерн поведения брали у родителей и родители из за этого не замечали, что поведение ребёнка надо корректировать. И так же поведение у детей связано с гендорностью. Что важно и актуально в будущем для мальчиков – быть более социально контактными, то девочкам такое поведение не столь актуально , если они хотят посветить себя семье.
Спасибо большое за статью!
Эта статья для меня полезна и интересна прежде всего с личной точки зрения. Так, я большую часть своей десяток-подростковой жизни был, можно сказать, более одиноким ребенком, чем нет, то есть и в школе, начиная с 5-го класса и вплоть до класса 9, у меня хоть и были друзья, но на переменах, когда все общались и отдыхали, я просто сидел за партой и думал о своем, особо ни с кем не контактируя. И в футбольной команде в свободное время я тоже любил больше проводить время один, так как не всегда любил шумные компании и какие-то активности, при этом я не был отвергнутым или непопулярным. Данная статья помогла мне увидеть важность участия родителей в процессе вовлечения ребенка в общественную жизнь, а также тактики помощи детям в ситуациях, когда у них есть проблемы с принятием их в компанию.
Спасибо за статью. В статье были приведены мысли детей, по ним можно отследить, что чем младше ребёнок тем более безоценочно он думает о своём одиночестве, то есть не связывает его с какими-либо своими качествами, а вот дети постарше уже связывают себя с обществом, то есть «если со мной не хотят играть, значит со мной что-то не так». Из статьи я узнала, что родители могут влиять на отношения своих детей со сверстниками и чем благоприятнее климат в семье, тем более удачно будут складываться Отношения у ребёнка. Интересно было познакомиться со способами влияния родителей на взаимоотношения ребёнка со сверстниками, например, дать толковый совет или помочь приобрести навыки , которые пригодятся для налаживания контакта и дальнейшего сотрудничества.
Благодарю за статью. Безусловно, тема одиночества и отвержения в детском коллективе очень актуальна. Почти каждый из нас когда-нибудь чувствовал себя среди сверстников «белой вороной». Эти ощущения оставляют след на всю жизнь. Что уж говорить о тех, кто по тем или иным причинам оказался с этим статусом «пожизненно». Из статьи узнала, что репутация замкнутого, одинокого или отвергнутого человека закрепляется на долгое время, и даже смена коллектива здесь не помогает. В моей жизни так тоже когда-то произошло. Смена школьного коллектива на студенческий, и осознание того, что я опять оказываюсь «где-то сбоку» от основной части коллектива, причем неосознанно, дало мне понять, что действительно, ничего не меняется. Я – это опять я, а не другой круг общения. Печально, что и во взрослом возрасте такие люди остаются социально неадаптированными, реже достигают успеха и создают семью (в моем случае, надеюсь, не все так кардинально плохо). Конечно, большую роль играют родители. Если у ребенка налажен с ними контакт, он чувствует, что его понимают дома, ему незачем уходить в себя, замыкаться в своем одиночестве. Разумные родители и поддержат в трудной ситуации, и помогут советом, и покажут стратегии правильного поведения. Интересна, кстати, роль района в социализации ребенка. Сейчас строятся целые районы новостроек, и определенную часть квартир в них приобретают молодые семьи, и в таких районах оказывается много детей одного возраста. Они растут на одной территории с младенческого возраста, они идут в одну школу, как правило, построенную тут же. У них больше шансов общаться, социализироваться, находить друзей.
Мне было очень интересно читать данную статью . А главное , как будущему родителю , крайне полезно . Я понимаю о каких детях идёт речь . В моем классе был такой мальчик . С ним никто не дружил , мальчишки над ним вообще издевались . Он был моим соседом по парте . Я с ним общалась , даже помню просила маму класс 2 фрукта , чтобы с ним поделится . Надо мной тоже мальчишки стали посмеиваться , что я его подкармливаю. Мне было все равно . Класса с 5 с моим соседом по итогу стали дружить ребята . Но начальную школу я запомнила , я даже маме рассказывала , какой он грустный на переменках . Огромная роль родителей в подобных ситуациях . Важно чтобы были доверительные отношения , чтобы ребёнок мог поделится проблемой . Ещё крайне интересно было прочесть про взрослых , в прошлом непопулярных детей , как по статистике строится их жизнь .
Очень интересная статья. Автор достаточно интересно и информативно раскрыл, как мне кажется, довольно актуальную тему.
В статье приведены не только взгляд взрослого состоявшегося человека,но и мнения детей, почему они себя почувствовали одиноко. Согласно приведенным в статье данным,самыми одинокими считают, в сочетании с покорством дети, менее одинокими брошенные, и дети со средним социальным статусом. К несчастью , существует долгосрочные последствия для социально непопулярных детей. Такое положение,к сожалению , является достаточно инертным по своей сути. От части это связанно с «репутационной предвзятостью». Но не только репутация определяет инертность такого положения, оно также определяется и собственным поведением. Очень важно оказать помощь именно отвергнутым детям. Интересным фактом является то, что «стеснительные люди спустя 30 лет» устраиваются в жизни по разному, даже в зависимости половой принадлежности. Отсюда следует, что застенчивые дети необязательно подвержены риску возникновения проблем в будущем. Также автор предостерегает нас, что помощь нужна не всем непопулярным детям, а только тем, кто в ней действительно нуждается.
На «отшельничество» детей со сверстниками, также влияют и родители. Они могут делать это трем способами: во-первых, родители могут служить партнерами в приобретении навыков успешного взаимодействия, во-вторых, это настасвничество, то есть советы по стратегиям поведения среди сверстников, и в-третьих, как поставщики возможностей взаимодействия со сверстниками.