Простые объяснения – невероятно привлекательны. Даже в тех случаях, когда они совершенно ошибочны.

Опрос учителей показал, что большинство из них верят в семь основных мифов о человеческом мозге. В исследовании приняли участие учителя из Британии, Турции, Нидерландов, Греции и Китая. Результаты опроса были опубликованы в журнале «Nature Reviews Neuroscience».

А в какие из этих мифов верите вы?

Миф 1: Левополушарное/правополушарное мышление

Около 70% учителей ответили, что человеку присуще или левополушарное или правополушарное мышление.

Ученые опровергли это распространенное заблуждение, проанализировав более 1000 МРТ головного мозга. Не было выявлено никаких значимых свидетельств тому, что работа одного из полушарий головного мозга преобладает и может как-либо повлиять на мышление человека.

Миф 2: Человек использует только 10% своего мозга

Около половины опрошенных уверены, что люди используют только 10% своего мозга.

Но это не более чем миф.

Возможно идея, что мы используем лишь малую часть ресурса собственного мозга, настолько утешительна, что людям очень непросто расстаться с ней. Нам нравится верить, что у нас есть дополнительные возможности, которые можно использовать в случае необходимости.

Людям удобно думать, что неиспользованные 90% могут внезапно активизироваться, например, вследствие черепно-мозговой травмы. Конечно же, они станут ресурсом невероятного развития!

Этот сомнительный факт активно используется не только фармацевтическими компаниями, чтобы продавать как можно больше препаратов, улучшающих работу мозга, но мистификатором Юрием Геллером, утверждающим, что он может сгибать металлические ложки силой мысли.

Миф 3: Сахар снижает внимательность

Около половины учителей уверены, что дети становятся менее внимательными после употребления еды или напитков, содержащих сахар.

Ранее ученые пытались установить связь между синдромом дефицита внимания и потреблением сахара. Данные исследования активно освещались в прессе, однако каких-либо серьезных доказательств пагубного влияния сахара на внимание так и не нашлось.

Миф 4: Особенности восприятия и типы памяти

Более 90% учителей уверены, что студенты учатся лучше, если их обучают в соответствии с их типом восприятия. Исходя из теории типов восприятия, все люди делятся на аудиалов, кинестетиков и визуалов.

Однако этому факту нет никаких нейронаучных подтверждений; как и свидетельств того, что обучение становится более эффективным, если учитывается индивидуальный стиль восприятия.

Миф 5: Мозг «сжимается»

Четверть учителей верят в то, что мозг «сжимается», если человек не пьет от 6 до 8 стаканов воды в день.

Разумеется, это не так.

Миф 6: Физические упражнения улучшают передачу информации между полушариями мозга

Две трети учителей уверены, что даже непродолжительные физические упражнения улучшают передачу информации между полушариями мозга. Это наиболее распространенный и долгоиграющий миф.

Посильная физическая нагрузка – это всегда полезно, однако не существует никаких доказательств тому, что она каким-либо образом влияет на передачу информации между полушариями мозга.

Миф 7: Существует критический период для обучения

Около трети учителей уверены, что существует критический возраст, до которого ребенок должен усвоить ту или иную информацию. Позже он ее усвоить уже не сможет.

В данном утверждении есть доля истины, так как действительно существуют периоды, в которые те или иные навыки усваиваются лучше всего. Дети-маугли, например, являются примером тому, что если ребенок до определенного возраста не слышит человеческой речи, он вряд ли сможет овладеть ею в дальнейшем.

Однако человеческий мозг обладает пластичностью, благодаря чему мы можем обучаться и меняться в течение всей жизни.

Авторы исследования объяснили, почему они решили провести опрос именно среди учителей. Дело в том, что данные мифы не несут в себе никакой практической педагогической ценности и ведут учителей к выбору неверного подхода к обучению своих учеников.

Оригинальная статья: 7 Common Neuromyths That Many Educators Believe, — Psyblog, October, 2014

Перевод: Елисеева Маргарита Игоревна

Редактор: Симонов Вячеслав Михайлович

Ключевые слова: мозг, нейронаука, нейропсихология

Источник фото: unsplash.com

Оставайтесь в курсе и на facebook