Обучение психологии онлайн
Воронежский Институт Психологии >

Новые данные свидетельствуют о том, что обучение с помощью вознаграждения и наказания очень отличается в подростковом возрасте

КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ

— Подростковый возраст обычно связан со склонностью к риску и чувствительностью к вознаграждению.

— Обучение с помощью наказания меняется с детства к подростковому возрасту, в то время как обучение с помощью вознаграждения остается неизменным.

— Эти выводы могут быть важны для понимания антисоциального поведения и улучшения качества обучения.

Подростковый возраст — это переходный этап от детской зависимости к взрослой жизни. Это сложный период, характеризующийся значительными изменениями в поведении. Многие из этих изменений носят позитивный характер, развивая независимость, но молодые люди также склонны рисковать и искать новый опыт, даже если он опасен, например, употребление психоактивных веществ. Теоретические основы предполагают, что повышенная склонность к риску, импульсивность и стремление к вознаграждению связаны с изменениями в головном мозге. Кроме того, подростковый возраст считается периодом повышенного риска развития психических расстройств, особенно расстройств, связанных с импульсивностью. Новые исследования показывают, что при переходе от детства к подростковому возрасту возникают важные различия в обучении с помощью вознаграждения и наказания, которые имеют решающее значение для понимания этого важнейшего жизненного этапа.

Проблемы в понимании поведения подростков

Сложность подросткового поведения ставит перед исследователями сложные задачи. Традиционные методы анализа, используемые в психологии, часто не позволяют уловить глубинные психологические процессы. Кроме того, хотя рискованное, импульсивное и стремящееся к позитивному опыту поведение взаимосвязано, есть данные, связывающие их с разными системами мозга и различными психологическими процессами. Предыдущие исследования также часто опирались на опросники. В других областях психологии исследователи начали использовать методы анализа данных, которые изучают выбор подростков в простых играх. Исследователи могут использовать этот выбор, чтобы определить, насколько подростки учатся, получая вознаграждение, например, небольшие суммы денег или видя улыбающиеся лица на экране, и насколько они учатся, получая наказание или плохой результат, например, теряя небольшие суммы денег или видя несчастные лица.

Еще одна проблема заключается в том, что уже есть некоторые доказательства того, что подростки предпочитают действовать, а не сопротивляться совершению действия. Например, в аркадной игре может быть так, что нажатие кнопок дает очки, но в другие моменты игры вы получаете больше очков, если ничего не делаете. В экспериментах, если дети нажимают на кнопки чаще, чем старшие подростки, бывает трудно понять, предпочитают ли они просто делать что-то, а не пассивно ждать, или же они действительно более мотивированы на получение очков или наград. Мы хотели разработать эксперимент, который позволил бы провести различие между этими двумя возможностями.

Вычислительное моделирование: новый рубеж

Чтобы попытаться преодолеть эти трудности, мы обратились к методу науки о данных — вычислительному моделированию и, в частности, к моделям обучения с подкреплением. Эти модели предполагают, что действия и результаты становятся связанными через опыт, и этот опыт влияет на будущее поведение. Например, если вы попробуете новую тактику в игре и неожиданно выиграете гораздо больше очков, то с большой вероятностью повторите то же действие. Вначале вы узнаете много новой информации о последствиях своих действий, но затем, если вы будете повторять их, они станут более предсказуемыми и менее удивительными с каждым разом. А теперь представьте, что вы пробуете новую тактику в игре и теряете все свои очки. Вряд ли вы попробуете повторить ее в следующий раз. Разница между этими примерами выигрыша и проигрыша показывает разницу между обучением на поощрениях и наказаниях.

Хотя предыдущие исследования намекали на различия между детским и подростковым возрастом в том, как люди учатся на поощрениях и наказаниях, все же оставались несоответствия. Некоторые из этих несоответствий можно объяснить тенденцией к тестированию относительно небольших групп подростков из схожей среды. Часто в психологических исследованиях выборка может быть только из одного университета в одной стране, и она может быть совсем небольшой, менее 50 человек. Часто это необходимо, но мы можем сделать более серьезные выводы, если увидим одно и то же на примере многих молодых людей. Мы также хотели иметь возможность сравнить большое количество подростков из разных стран, чтобы результаты нашего исследования были более репрезентативными для всех подростков.

Отделяем обучение от вознаграждения и наказания

Чтобы попытаться преодолеть некоторые из этих проблем, мы протестировали выборку из 742 молодых людей в возрасте от 9 до 18 лет из нескольких стран Европы. Молодые люди выполняли задание методом проб и ошибок с абстрактными трехмерными объектами, в котором им нужно было узнать, когда действовать (нажать кнопку), чтобы получить очки, а когда воздержаться от реакции (ничего не делать), чтобы не потерять очки. Мы использовали научные модели обучения с подкреплением, чтобы измерить, как участники обучались при поощрении по сравнению с наказанием. Мы также вычислили склонность каждого человека всегда действовать, известную как «предубеждение к началу действия».

Полученные нами результаты опровергли предыдущие предположения о том, как подростки усваивают вознаграждение и наказание. Мы обнаружили, что подростки, по сравнению с детьми, не учатся лучше на вознаграждениях. От детства к подростковому возрасту (9-18 лет) способность к обучению на основе вознаграждения оставалась неизменной. Однако были и важные различия. Способность к обучению на основе наказания (потери очков) возрастала от детства к позднему подростковому возрасту. В то же время тенденция к выполнению действий независимо от того, получили они очки или нет, уменьшилась. Если бы мы не измеряли также склонность к «импульсивному» выполнению действий (то есть независимо от выигрыша очков), мы могли бы сделать вывод, что подростки также стали лучше учиться на вознаграждениях, но при этом они просто стали отказываться от действий, когда это помогало им добиться успеха.

Последствия для обучения подростков

Мы знаем, что переход от детства к подростковому возрасту — один из самых распространенных периодов для возникновения проблем с психическим здоровьем и, в частности, деструктивного поведения. В нашем следующем исследовании мы сравним вознаграждение, наказание и обучение с помощью действий у молодых людей, которые борются с деструктивным поведением. Наши результаты также подчеркивают сложность подросткового поведения и проблемы, с которыми сталкиваются исследователи при его изучении. Использование науки о данных открывает многообещающие возможности для раскрытия тонкостей обучения вознаграждению, наказанию и предубеждения к началу действий в подростковом возрасте. Пока мы продолжаем разбираться в сложностях подросткового возраста, эти результаты помогут выработать более тонкие подходы к изучению и поддержке молодых людей на этом важнейшем этапе развития.

 

Оригинальная статья: Patricia Lockwood & Jo Cutler – Do Adolescents Learn Better From Reward or Punishment? December 2023

Перевод: Остренко Анна Александровна

Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна

Источник изображения: unsplash.com

Ключевые слова: психология, подростки, наказание, вознаграждение, обучение, поведение, образование.

65960cookie-checkЧто эффективнее для подростка — поощрение или наказание?