Обучение психологии онлайн
Воронежский Институт Психологии >

Уроки, полученные за 15 лет работы на передовой борьбы с раком

КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ

— Очень трудно понять, что делать, когда кто-то проходит лечение или ему поставлен тяжелый диагноз.

— Не спрашивайте, что вы можете сделать, — большинство пациентов вам не ответят. Просто сделайте хоть что-нибудь.

— Ваша любовь и присутствие говорят сами за себя и могут стать большой поддержкой для больного.

Последние несколько месяцев я много путешествовал, работая над новым амбициозным проектом, и потому мало писал. Но несколько недавних событий снова взбудоражили меня. Все они связаны с раком.

Первым стало известие о том, что у короля Чарльза второго, явно более серьезный диагноз, чем тот, о котором стало известно ранее.  Тот факт, что Букингемский дворец назвал предыдущий диагноз(простатит) и не назвал нынешний, говорит о серьезности проблемы.

Вторым стало сообщение о том, что 62-летний певец кантри Тоби Кит умер от рака желудка всего через несколько часов после того, как на церемонии вручения «Грэмми» триумфально выступили многочисленные звезды (Джони Митчелл, Селин Дион), которые успешно оправились от тяжелых недугов.

Третье — человек, которого я знаю и люблю, получил известие о возможном новом витке рака спустя много лет после предыдущего.

В марте 2024 года исполнится 15 лет с момента окончания химиотерапии по поводу девятидюймовой остеосаркомы, обнаруженной в моем левом бедре. В течение многих лет после лечения у меня было жизненное правило: каждую неделю заводить разговор о раке. Сделать что-нибудь, чтобы помочь кому-то из знакомых. Например, утешить семью, испытывающую боль. И хотя я не уверен, что до сих пор придерживаюсь этого правила, почти каждую неделю мой телефон звонит, электронная почта пикает или ящик в социальных сетях наполняется вопросами, которые кажутся до ужаса простыми:

«Моя тетя, моя сестра, мой сосед, мой сын только что получил страшный диагноз. Чем я могу помочь?»

Когда я получаю такой вопрос, обычно начинаю с того, чего не стоит говорить. Ведь сказать что-то не то — это еще хуже, и люди боятся этого больше всего. Затем я перехожу к тому, что нужно сказать. Итак, вот пять вещей, которые никогда не следует говорить больным, и четыре вещи, которые можно сказать всегда.

Сначала «Никогда не…»

  1. «Чем я могу помочь?» Большинство пациентов, которых я знаю, ненавидят этот вопрос, потому что, как бы по-доброму он ни звучал, на самом деле он перекладывает бремя на них самих. Правда в том, что пациент никогда не скажет вам об этом. Среди прочих причин, они не хотят признавать, что им нужна помощь. Мне было приятно, когда Шерил Сэндберг и Адам Грант процитировали этот мой совет в своей книге «Вариант Б»: «Не предлагайте ничего делать, просто сделайте что-нибудь, желательно что-то обыденное, например, уберитесь в холодильнике, выгуляйте собаку, замените лампочки или поменяйте масло в машине».
  2. «Мои мысли и молитвы с вами». По моему опыту, некоторые люди думают о вас, и это прекрасно. Другие молятся за вас, что не менее великодушно. Но большинство людей, которые говорят, что посылают «мысли и молитвы», просто говорят бездумное клише. Пора отправить на пенсию это заезженное выражение. Если вы молитесь, скажите «молюсь». Если нет, просто скажите: «Я думаю о вас».
  3. «А ты пробовала тот жевательный диск с куркумой, который я тебе посоветовала?» Я был ошеломлен количеством друзей и незнакомцев, которые заваливали меня советами по поводу чудодейственных тоников, китайских трав или шведских упражнений по визуализации. Временами мой почтовый ящик напоминал концерт Grand Ole Opry с черномагическими снадобьями аппалачей 1940-х годов: «Если вы положите куркуму под ногти, перец на шею и примете грейпфрутовый душ, то почувствуете себя лучше. Это вылечило моего дядю Луи». Джен Лин, основательница организации Cycle for Survival, которая прошла через лечение саркомы вместе со мной, прежде чем умереть в 2011 году, однажды рассказала, как ее остановил в магазине мужчина и сказал: «Вы меня не знаете, но вы дружите с моей женой. Почему вы не носите каббалистический браслет, который я купил вам в Израиле?»
  4. «Все будет хорошо». Правда в том, что большинство из нас не знает, что говорить в таких ситуациях, поэтому в итоге мы снова прибегаем к щебечущим лозунгам: «Выше нос! Вы справитесь с этим! Чувствуйте благодарность каждый день!» Но эти банальности чаще всего предназначены для того, чтобы вы сами почувствовали себя лучше. Вы ведь не знаете прогнозы, но беретесь предсказывать будущее.
  5. «Ты отлично выглядишь». Хорошая попытка, но кого вы обманываете? У нас мешки под глазами, синяки по всему телу, мы носим мешковатую одежду из-за всех подключенных к нам устройств, а наши колостомические мешки нуждаются в опорожнении. Единственное, о чем говорит это пустое выражение лица, — это то, что вы сосредоточены на том, как мы выглядим. Понятно, что вы сравниваете нас со своими воспоминаниями о нас, но нам это не нужно.

Что же нужно сказать? Вот четыре предложения:

  1. «Посплетничаем?» С годами этот совет занял более высокое место в моем списке. Если есть возможность, я предпочитаю начать с легкого тона: «Мы пытались не пускать вас в клуб, но нет! Вам пришлось пойти и влезть туда». Представьте себе больного человека. Вдобавок ко всему прочему все, с кем он сталкивается, либо хмурые, либо болтливые. Конечно, нужно следовать примеру пациента, но иногда немного юмора не помешает. Почему бы не поделиться сплетнями о поп-певце, спортсмене или опальном политическом деятеле? Это может развеселить человека, который каждый день находится в четырех стенах.
  2. «Не пиши мне в ответ». Я так сильно переживаю из-за этой фразы, что вставляю ее в каждое письмо или записку, которую пишу больному. Иногда в качестве постскриптума, но чаще всего во вступительном предложении. Все пациенты перегружены обязанностью держать всех в курсе, опекать и чувствовать, что их ценят. Социальные сети, хотя и приносят некоторое облегчение, часто усиливают ожидание круглосуточных обновлений. Чтобы обойти эту проблему, я назначил «министра информации», в обязанности которого входило распространять новости, отклонять вопросы и вообще быть вежливым, когда у меня не было сил или желания. Но вы тоже можете внести свою лепту. Если обращаетесь к пациенту, передаете ему запеканку или выполняете поручение, настаивайте на том, чтобы он не писал вам благодарственных писем. Куриный суп — это не свадебный подарок, он не должен сопровождаться дополнительным стрессом.
  3. «Мне пора идти». Если вы все же заглянете или навестите кого-то в больнице, запишите эти пять слов на тыльной стороне ладони. Что бы вы ни делали, не задерживайтесь. Если вас просят остаться на всю смену, то через полчаса или около того вам, вероятно, стоит начать мыть посуду или поливать растения. И обязательно забирайте мусор с собой, когда уходите.
  4. «Я люблю тебя». В конце концов вы не поэт, и никто от вас этого не ждет. Когда все остальное не помогает, простые, прямые эмоции — самый мощный подарок, который вы можете сделать близкому человеку, переживающему боль. Их не нужно украшать. Они просто должны быть настоящими. «Мне так жаль, что тебе приходится проходить через это». «Мне больно видеть, как ты страдаешь». «Ты очень много значишь для меня». Тот факт, что так мало кто из нас это делает, придает этому еще большее значение.

Мой последний совет: даже если вы не знаете, что сказать или что сделать, просто присутствуйте. Самое большое, чего люди боятся, когда им плохо, — это быть уязвимыми, неуверенными и одинокими. Само ваше присутствие вместо тысячи слов говорит: «Ты не один!»

 

Оригинальная статья: Anthony D. Fredericks – Creativity Is Not the Sole Province of the Young, February 2023

Перевод: Остренко Анна Александровна

Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна

Источник изображения: unsplash.com

Ключевые слова: психология, дружба, рак, болезнь, отношения

66600cookie-checkЧто можно сказать тяжело больному человеку, а чего не стоит