Обучение психологии онлайн
Воронежский Институт Психологии >

Сомнительное объяснение психических недугов в фильмах

ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ
— Фильмы вводят в заблуждение, изображая травму как основную причину развития психических заболеваний.
— На психическое здоровье влияет множество факторов, и редко можно выделить лишь одну причину.
— В одном из современных фильмов рассматриваются эти культурные тенденции.

Люди часто приходят на терапию, чтобы определить первопричину (причины) давних проблем. Почему у меня депрессия? Почему я такой тревожный? Почему я продолжаю вступать в неудачные отношения? Как преподаватель университетской программы по психологии, я понимаю, что многие мои студенты ожидают от терапии выявления конкретной причины возникшей проблемы с психическим здоровьем.

Однако определить причинные факторы зачастую невозможно: слишком много переменных, влияющих на психическое здоровье, включая генетику, личность, воспитание, когнитивные факторы и идиосинкразический опыт. Кроме того, если в области психологии многое известно об этиологических факторах некоторых состояний (например, фобий), то для других, таких как парафилические расстройства, наша база знаний минимальна.

Тем не менее люди приходят на терапию в поисках причины своих страданий. Как же возникло это ошибочное мнение? Во многом это связано с кино и телевидением. Для многих людей (включая студентов, обучающихся по программам психологии и социальной работы) единственным знакомством с терапией являются образы, показанные в этих средствах массовой информации, которые, как правило, подчеркивают значение отдельных причинных факторов.

В одной из самых ранних статей на эту тему «DSM-III в кинотеатре: безумие в кино» Стивен Хайлер (1988г.) описал два наиболее распространенных объяснения психических заболеваний в фильмах предыдущих десятилетий.

Первое — это шизофреногенный родитель (чаще всего мать), который одновременно властно опекает и отвергает своих детей. Второе заключается в том, что причиной психического заболевания является травма. Часто в фильмах терапия проходит успешно до тех пор, пока клиент не вспоминает плохое событие из прошлого.

Хотя концепция шизофреногенного родителя стала заметно реже появляться в кино, этиология травмы остается все такой же популярной. Так, я обращаю наше внимание на недавний фильм «Майский декабрь» (May December 2023г.), который, по сути, является фильмом о попытках выявить первопричину отвратительного и разрушительного поведения одной женщины.

Актриса Элизабет Берри (Натали Портман) будет изображать Грейси Атертон-Ю (Джулианна Мур) в предстоящем фильме о ее скандальной сексуальной связи в прошлом с тринадцатилетним Джо, который младше ее на двадцать три года. Стремясь показать реалистичную игру, она просит провести несколько дней, знакомясь с Грейси и ее семьей. Ее знания о Грейси ограничиваются устаревшими бульварными газетами и фильмом о ее истории.

Сочетая журналистский и терапевтический подходы, Элизабет пытается выяснить, что заставило внешне благополучную женщину принять столь катастрофическое решение. Для этого она беседует с Грейси, теперь уже взрослым Джо, ее бывшим мужем, детьми от первого брака, друзьями, работодателем и даже чиновниками, которые когда-то занимались этим делом. Несколько раз Элизабет даже говорит, что «я приближаюсь» к пониманию настоящей Грейси и мотивов ее поведения.

Как образец голливудской психологии, Элизабет внезапно прозревает, узнав о скрытой травме в прошлом Грейси. Теперь у нее якобы есть понимание сложной, хрупкой, манипулирующей и чрезмерно контролирующей себя Грейси, которое она может использовать в качестве мотивации для своей роли.

В фильмах травмы приводят к психическим заболеваниям. Однако в реальной жизни история травмы может не иметь никакого отношения к текущему психическому здоровью человека. Она может даже ввести в заблуждение и заставить специалистов упустить другие важные факторы. В фильме «Майский декабрь» расследование Элизабет этиологии принятия решений Грейси в конечном итоге не приводит ни к чему, а ее игра в роли Грейси просто смехотворна.

Очевидно, что она и близко не подошла к пониманию настоящей Грейси, чья травма (если она действительно имела место, нам остается только гадать) могла бы дать лишь частичное объяснение этому сложному характеру.

В идеале фильмы не должны дезинформировать и вводить в заблуждение относительно проблем психического здоровья. Однако слишком много фильмов поступают именно так, в том числе внушая веру в то, что травма является причинным фактором подавляющего большинства психических заболеваний. Фильм «Майский декабрь» хитро и ловко подрывает эту тропинку, напоминая нам, что не существует единственного объяснения поведения человека и/или проблем с психическим здоровьем, несмотря на то, как сильно нам хочется или нужно, чтобы оно существовало.

Оригинальная статья: Michael Shelton – Trauma In the Movies, December 2023
Перевод: Остренко Анна Александровна
Редактор: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна

Источник изображения:  unsplash.com
Ключевые слова: психология, отношения, травма, кино, психотравма, первопричина, шизофрения.

66290cookie-checkПсихотравма в кино