Обучение психологии онлайн
Воронежский Институт Психологии >

В серии публикаций мы рассмотрим интригующую, плохо понимаемую и достаточно болезненную тему под названием «психопатология развития ребенка». Цель — попытаться понять, почему у некоторых детей возникают трудности, требующие лечения или вмешательства специалистов?

К слову, ученые давно исследуют ряд вопросов по данной тематике. Вот некоторые из них.

  1. Что является ненормальным в поведении ребенка с точки зрения психологии и как это выявить?
  2. Как классифицировать расстройства детского возраста?
  3. Как применять принципы развивающего обучения в психопатологии?
  4. Как факторы риска, личностная уязвимость и защитные процессы организма могут способствовать или, наоборот, тормозить развитие ненормального поведения?

В цикле переведенных статей мы рассмотрим различные типы проблем, которые иллюстрируют трудности, возникающие у детей. По большей части они делятся на три группы. Проблемы из первой группы связаны с отсутствием контроля. В большей мере это относится к гиперактивности и гиперагрессии. Вторая группа включает в себя внутренне ориентированные проблемы и/или чрезмерный контроль. Здесь речь идет о депрессии и тревожных расстройствах. Расстройства из третьей группе встречаются намного реже. К примеру, аутизм представляет собой глубокие нарушения во многих сферах функционирования.

Также в серии статей будет дан ответ на многие вопросы, связанные с отклонением в поведении детей. Для доступности информации к каждой заявленной проблеме прилагается наглядный пример из жизни. Ниже приведены две истории.

Гиперактивный Билли. Мальчик Билли всегда был проблемным ребенком в глазах родителей. В младенчестве он постоянно плакал и плохо спал. Будучи тоддлером, он заменил дневной сон на изучение шкафов и других запретных территорий. Бег был для него обычным способом передвижения. В возрасте четырех лет его любимой игрой было прыгать с крыши семейного автомобиля в руки уставшего от всего этого отца.

Родители часто пытались урезонить малыша долгими беседами на тему хорошего и плохого поведения. Но это редко срабатывало. В основном же их тактика воспитания сводилась к терпению и физическому наказанию. То есть родители терпели до последнего нежелательное поведение ребенка, потом наступал какой-то момент, когда чаша переполнялась, и они применяли силу. В некоторой степени родители Билли получали тайное удовольствие от данной схемы воспитания. И хотя Билли ежедневно изматывал родителей, они не видели в его поведении патологии до тех пор, пока он не пошел в первый класс. В конце учебного года директор школы пригласил родителей мальчика к себе на встречу. Он рассказал им, что их ребенок невнимателен в учебе, отвлекает одноклассников и портит предметы в кабинете. Директор предложил обсудить данную проблему с педиатром и принять меры. В противном случае Билли грозил перевод в специализированный класс для «эмоционально обеспокоенных» детей.

Депрессивная Дженнифер. Вторая история о девочке по имени Дженнифер. Когда ей исполнилось 12 лет ее мама начала замечать что-то неладное. Дженнифер почти не общалась со сверстниками и предпочитала проводить время одна в своей комнате. Бывшая отличница стала получать тройки в новой школе. Единственное, что радовало девочку это оркестр. Мама Дженнифер пыталась поговорить с ней о том, что происходит, но каждый раз это дочь обвиняла ее в излишней навязчивости и убегала к себе в комнату в слезах. Маме девочки приходили мысли о том, что именно поведение дочери стало причиной ее развода с мужем шесть лет назад. Но так же ее терзал вопрос: Что я могу сделать сейчас?

Аутичный Питер. В младенчестве Питер не льнул к родителям и не цеплялся за плечо, как это обычно делают дети такого возраста. Его мать говорила, что каждый раз у нее создавалось впечатление, будто она держит в руках бревно. При этом она высказывала предположение, что Питеру физически больно от телесного контакта. Педиатр успокаивал родителей и уверял, что такое поведение находится в пределах нормы. То же самое врач продолжал утверждать и в два года, когда мальчик целыми днями крутил волчок, не особенно интересуясь другими играми. Однако, в три года Питер все так же продолжал играть в юлу.  Помимо этого, на развитие речи не было и намека. Педиатр порекомендовала родителям обследовать ребенка в больнице для детей с отклонениями за 200 миль от их родного дома. Родители были не на шутку напуганы такой перспективой. Их терзало терзали вопросы. Попросят ли их оставить сына одного в госпитале? И как долго будет продолжаться обследование?

Дети, описанные выше демонстрировали поведение, которое вызывало расстройство и обеспокоенность у их родителей. Родители Билли вполне могли терпеть его активность и подстраиваться под нее. Но общество оказалось неготовым принять его в свой коллектив. Учитель жаловался, что не может предоставить для такого ребенка полноценную обучающую программу и просил перевести его в соответствующий класс. Что касается Дженнифер, то тут напрашивается сразу несколько вопросов о причинах ее депрессии. Возможно дело в том, что ее родители развелись? Или она не прошла адаптацию в новой школе? А быть может это обычный подростковый кризис? Из трех детей Питер демонстрирует наиболее тревожное поведение. Почему он ведет себя таким необычным образом? Является ли такое поведение следствием эмоциональных проблем или умственной отсталости?

В следующих статьях, относящихся к теме психопатологии развития мы будем не раз возвращаться к Билли, Дженнифер и Питеру и разберемся в причинах подобного поведения.

Оригинальная статья: E. Mavis Hetherington, Ross D. Parke – The biological bases of behavior. Child Psychology. A contemporary viewpoint. Fourth edition, 1993

Автор перевода: Золотухина Мария Сергеевна

Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна

Источник изображения: unsplash.com

Ключевые слова: психопатология развития ребенка, гиперактивность, агрессия у детей, аутизм у детей, признаки аутизма, сдвг признаки, депрессия у детей, псиблог психопатология развития

48240cookie-checkПсихопатологии Развития Ребенка