Обучение психологии онлайн
Воронежский Институт Психологии >

РОЛЬ КУЛЬТУРЫ

Другой важной чертой подхода Выготского является признание им значения культуры в развитии детей. В теории Выготского очевидны два сообщения о культуре. Во-первых, культуры различаются с точки зрения институтов и условий, которые они предоставляют для содействия когнитивному развитию детей. Учеба в школе или введение новых видов экономической или профессиональной деятельности может изменить способы мышления. Лурия (1971), один из первых сотрудников Выготского, показал, что узбеки (Центральная Азия), которые научились читать и писать, начали по-разному подходить к проблемам рассуждения. Неграмотная часть населения ответила на проблемы рассуждения, используя конкретные примеры, основанные на собственном опыте, в то время как более грамотные люди рассматривали проблемы рассуждения (например, силлогизмы), как логические головоломки (Scribner, 1985). Точно так же люди народности оксапмим в Папуа, Новая Гвинея, в повседневной жизни полагаются на элементарную систему счисления, основанную на частях тела. Однако система меняется в результате новой профессиональной и торговой деятельности, а бумажные и карандашные записи, а также калькуляторы трансформируют традиционные методы подсчета (Saxe, 1982). Короче говоря, культура оказывает глубокое влияние на то, как организовано наше мышление.

Второе напоминание — важность учета культурных контекстов при оценке когнитивного развития детей. Если игнорировать культурно специфический характер обучения детей, то может произойти серьезная недооценка их развития. Поэтому  познавательные задачи должны быть встроены в соответствующий культурный контекст  (Rogoff, 1990). Широкий спектр межкультурных исследований документально подтвердил, что дети осваивают сложные и культурно важные навыки через социальное руководство. Примером может служить ткачество у зинакантекцев в Мексике (Childs & Greenfield, 1982) и портняжное дело в Либерии (Lave, 1977). Дети учатся плести через ряд шагов, которые сначала включают наблюдение, затем интенсивное руководство со стороны взрослых и, наконец, самостоятельное мастерство.

На начальных этапах обучения девочки проводят чуть больше половины своего времени, наблюдая, как учитель ткет. По мере того, как они становятся более опытными, их взаимодействие с учителем все больше и больше становится совместным и интерактивным. Вмешательство учителя меняется от наблюдения учащегося к совместному участию по мере того, как учащиеся приобретают больше опыта. Количество времени, которое ученик тратит самостоятельно, увеличивается от 7% для начинающих ткачей до 52%, если девочка уже сшила одну одежду, до 58%, если она сделала от двух до четырех предметов, до 100% самостоятельной работы  мастера. (Greenfield & Lave, 1982, р. 202).

Здесь задействованы несколько навыков преподавания (в том числе метод строительных  лесов о котором мы говорили в прошлый раз), ориентированные на развитие, при которых учитель оказывает ровно столько помощи, сколько требуется для успешного выполнения учеником задачи ткача. Концепция строительных лесов также означает, что учителя больше вмешиваются в более сложные части, поэтому сложность задания всегда находится в пределах возможностей учащегося. Наконец, задачи последовательно упорядочиваются от более простых к более сложным аспектам процесса ткачества. Как показывает этот пример, идеи Выготского о зоне ближайшего развития и социального руководства полезны для понимания передачи важных в культурном отношении навыков.

РОЛЬ ЯЗЫКА

Язык играет особую роль в социально-когнитивной теории Выготского. Он считает, что овладение и использование языка является основным компонентом развития интеллектуальных способностей детей, и предлагает три этапа в использовании речи детьми: социальную, эгоцентрическую и внутреннюю речь.

Первым этапом языка мысли, предложенного Выготским, является социальная речь. В это время язык используется в основном для коммуникативных целей и не имеет никакого отношения к мыслительным процессам ребенка. Таким образом, коммуникативная функция речи отделена от интеллектуальной функции речи. Вторая стадия, эгоцентрическая речь, возникает, когда дети начинают использовать речь для формирования мыслей и регулирования интеллектуальных функций. Однако на этом этапе развития дети не могут использовать язык внутренне. Они должны разговаривать сами с собой, используя язык как способ направления  мыслей и поведения. Наконец, ребенок усваивает эгоцентрическую речь, превращая ее во внутреннюю речь. Язык по-прежнему играет свою регулирующую функцию, однако теперь ребенок может использовать язык внутри себя.

Оценка теории Выготского

Во-первых этот подход в свое время предложил свежий взгляд на когнитивное развитие, подчеркивая социально опосредованный характер когнитивных процессов. Во-вторых, теория заставила нас больше осознать важность непосредственных социальных контекстов обучения и познания и указала путь к новым способам оценки познавательного потенциала детей посредством использования ими зоны ближайшего развития и новых способов обучения чтению, математике и письму (Belmont, 1989; Brown & Campione, 1990). Более того, Выготский усилил наше понимание огромной важности культурных различий в развитии и заставил оценить уникальность области культуры. В настоящее время теория Выготского привела к активной исследовательской деятельности в западных странах, но пока еще не получила полного исследования, которое получили другие когнитивные теории, такие как теория Пиаже. Тем не менее, социокультурная теория Выготского рассматривается на западе, как новый способ мышления о когнитивном развитии в контексте.

 

Оригинальная статья: E. Mavis Hetherington, Ross D. Parke. Child Psychology. A contemporary viewpoint. Fourth edition, 1993

Автор перевода: Золотухина Мария Сергеевна

Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна

Источник изображения: pexels.com

Ключевые слова: детская психология, научная психология, интеллектуальное развитие ребенка,  как дети решают задачи, как помочь ребенку учиться, Выготский, социокультурная теория Выготского, зона ближайшего развития, роль культуры в воспитании детей, роль языка в воспитании детей.

59010cookie-checkПсихология развития: Роль культуры и языка в воспитании детей