Обучение психологии онлайн
Воронежский Институт Психологии >

В последние десятилетия ученые обращают внимание не только на период младенчества и подростковый возраст, но и на дальнейшее развитие личности — процесс, который длится всю жизнь (Baltes, 1987).

Уникальный акцент этой точки зрения заключается в отслеживании пути, по которому человек развивается и меняется на протяжении полного жизненного цикла. В этом случае детство не рассматривается, как единственный формирующий период, диктующий более поздние этапы развития. Важен каждый жизненный отрезок, так как человек всегда открыт и восприимчив к изменениям. С точки зрения теории продолжительности жизни изменение развития можно проследить по трем ключевым группам. Во-первых, существуют нормативные, классифицированные по возрасту события, представляющие собой переживания, которые большинство детей и взрослых испытывают примерно в одни и те же периоды своей жизни. Некоторые из этих переживаний являются биологическими или связанными с созреванием. Например, начало ходьбы у младенцев или период менархе у девочек наступают в одном и том же возрастном коридоре. Индивидуальные различия, конечно, присутствуют, но есть усредненный (или по-другому нормативный) график этих биологических событий. Наше общество запрограммировано нормативными событиями с определенными графиками, которым следует большинство людей по мере их продвижения в своем развитии. Например, дети идут в школу примерно в 5 лет и поступают в колледж в 17 или 18 лет. В свою очередь, заключение брака обычно откладывается до начала или середины второго десятка или даже позже.

Однако развитие не всегда идет по плану, ведь жизнь непредсказуема и подбрасывает неожиданные события. Теоретики продолжительности жизни называют эти события ненормативными, поскольку они не происходят со всеми людьми в одном возрасте и не следуют какому-то заранее установленному графику. Речь идет о неожиданных поворотах, которые могут произойти с ребенком или семьей в любое время и часто без особых предупреждений или ожиданий. Развод, потеря работы или смена места жительства — обстоятельства, которые могут иметь серьезные последствия для детей, но не являются частью обычных, ожидаемых явлений. Одним из самых частых ненормативных событий является развод. Наконец, с точки зрения теории продолжительности жизни, на развитие влияет третий набор факторов, а именно когортные эффекты. Когорта — это термин, используемый для описания группы детей, родившихся в один и тот же год (например, 1950) или в один общий период (1960– 1965). Участники когорты получают одинаковый исторический опыт, который уникален для каждой группы, рожденной в определенную эпоху. Например, дети, родившиеся в 1950 году, были подростками в 1960-е годы — бурную вьетнамскую эпоху в американском обществе. В то время как дети, родившиеся в 1940 или 1960 годах, в этот период были либо совсем маленькими, либо уже взрослыми, поэтому их подростковый возраст не был отмечен потрясениями и социальными волнениями, с которыми столкнулись подростки из когорты 1950 года. Другими словами — исторический контекст является важным источником влияния на развивающегося ребенка. Точка зрения теории продолжительности жизни фокусируется на трех источниках влияния: (1) нормативные возрастные факторы, (2) ненормативные события и (3) когортные или исторические эффекты. Такое влияние на развитие показано в исследовании Элдера (1974) о детях, переживших Великую депрессию 1930- х годов, с которым мы сейчас ознакомимся.

ДЕТИ ВЕЛИКОЙ ДЕПРЕССИИ

Что происходит с ребенком во времена экономических кризисов? Чтобы выяснить это, Элдер (1974) изучил детей, которые были частью многолетнего проекта, касающегося социального и интеллектуального развития в Калифорнии. Они были вовлечены в исследование о рухнувшей экономике во время Великой депрессии. Некоторые из детей только поступили в школу в это время, а другие были подростками. Исследование заключалось в том, что Элдер сравнил семьи, которые остались относительно обеспечены по сравнению с теми, кто остался без работы и сильно пострадал.

В экономически неблагополучных семьях произошли кардинальные изменения семейных ролей и отношений, которые сильно сказались на развитии ребенка. Разделение труда и власти внутри семьи изменилось. По мере того, как отцы теряли рабочие места, а доходы падали, матери выходили на рынок труда или селились в пансионах и общежитиях. В результате власть матери увеличивалась, а власть, престиж и эмоциональная значимость отца уменьшалась. Резко выросло число разводов, особенно среди пар, имевших плохие отношения до наступления экономических кризисов (Liker & Elder, 1983).

Роль ребенка в семье тоже не осталась прежней. Девочек привлекали к большему количеству работы по дому, в то время как мальчики старшего возраста часто работали на стороне. Отношения между родителями и детьми изменились в ответ на экономические трудности. Отцы стали более равнодушными, карательными и менее поддерживающими своих детей. В свою очередь, мальчики, а не девочки, как правило, отдалялись от семьи и становились более ориентированными на сверстников. Однако и мальчики, и девочки стали более капризными, обидчивыми и беспокойными. Мальчики чаще раздражались и злились (Elder, 1984). Последствия депрессии оказались сильнее для детей младшего возраста, потому что они в большей степени зависели от родителей и дольше подвергались воздействию изменившейся обстановки в семье.

Эффекты имели долговременный эффект. Когда дети повзрослели, их ценности, модели работы и брака остались под влиянием этого опыта. Мужчины, которые были вынуждены выйти на рынок труда в подростковом возрасте из-за экономических трудностей, предпочитали стабильную, но скромную работу более рискованным и престижным позициям. При этом они были менее удовлетворены своей профессией и доходом. В дополнение к этому и мужчины и женщины, у которых были проблемы с адаптацией в ответ на депрессию 1930- х годов, имели менее успешные браки. Мужчины и женщины, которые были детьми с плохим характером, имели менее устойчивые браки, в то время как женщины с трудным детством выходили замуж за мужчин, которым не хватало амбиций и достижений (Caspi, Elder, & Bem, 1987). Наконец, девочки, склонные к вспышкам гнева в детстве, становились вспыльчивыми родителями. Таким образом, мы видим влияние Депрессии на целых три поколения. Очевидно, что экономические трудности оставили свой след в жизни многих из этих семей. С другой стороны, некоторые семьи жили хорошо, несмотря на экономические проблемы, особенно если изначально их семейные узы были крепкими. Исследования такого рода помогают нам оценить влияние неожиданных исторических событий на детей и их семьи.

 

Оригинальная статья: E. Mavis Hetherington, Ross D. Parke – The biological bases of behavior. Child Psychology. A contemporary viewpoint. Fourth edition, 1993
Автор перевода: Золотухина Мария Сергеевна
Редактор: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна
Ключевые слова: детская психология, детская научная психология, влияние экономических кризисов на детей, влияние экономических кризисов на семьи, когортный эффект в психологии.
Источник фото: freepic.com

64510cookie-checkПсихология развития: Психологическая теория продолжительности жизни