Обучение психологии онлайн
Воронежский Институт Психологии >

Зигмунд Фрейд произвел революцию в представлениях общества о мотивации личности. Когда он выдвинул свою психоаналитическую теорию в начале прошлого века сделав акцент на значимости роли дошкольного возраста в развитии личности, а также огромной роли инстинктивной и бессознательной мотивации, его подход восприняли с большим скепсисом и посчитали радикальным.

Развитие по Фрейду управляется бессознательными влечениями и инстинктами. Он подчеркивал роль биологических базовых потребностей (секс, агрессия, голод), отношение к которым формируется в результате встреч с окружающей средой, особенно с членами семьи. Для Фрейда структура развивающейся личности состоит из трех взаимосвязанных частей: Ид (Оно), Эго и Супер- Эго (Сверх-я). Роль, которую играет каждый из этих трех аспектов личности, меняется в процессе развития по мере того, как младенец, который в значительной степени находится под контролем инстинктивных влечений, постепенно становится более рациональным и ориентированным на реальность. Младенцем руководит исключительно оно, которое является инстинктивным компонентом личности и действует по принципу удовольствия. Данный принцип ориентирован на максимизацию приятных ощущений и немедленное удовлетворение потребностей. По мере развития младенца появляется эго, или рациональная контролирующая часть личности. Эго пытается удовлетворить потребности человека с помощью соответствующих социальных механизмов. Третий компонент личности, Суперэго, возникает, когда ребенок усваивает родительскую или общественную мораль, роли и ценности. Это принятие или интернализация (усвоение внешних форм чужого поведения и перевод их во внутренние установки) приводит к развитию совести

Для Фрейда развитие было прерывистым процессом, состоящим из ряда дискретных стадий. На каждой стадии определенные биологические силы играют центральную роль в организации того, как младенец и ребенок относятся к миру. В первой фазе, оральной стадии, которая охватывает младенчество, ребенок озабочен такими действиями, как еда, сосание и кусание, а также объектами, связанными со ртом, такими как пища. Фрейд предполагал, что младенец получает большое удовольствие и удовлетворение от поведения, связанного с оральной деятельностью. На второй год приоритеты меняются и начинается анальный этап. Пока родители озабочены приучением к горшку, ребенок учится понимать сигналы своего тела, связанные с походом в туалет. На третьем году жизни и примерно до пяти лет внимание младенца смещается к фаллической или эдиповой стадии (у девочек комплекс Электры), которое выражается интересом к гениталиям и их стимуляции, которая так пугает родителей. В то же время начинается осознание детьми своей половой анатомии и особенно анатомических различий между полами. У мальчиков возникает эдипов комплекс, который состоит из сексуального чувства к матери и ревности к отцу, а также соперничества с ним за материнское внимание. Девочки с комплексом Электры испытывают сходную динамику по отношению к своим родителям, но в меньшей степени, чем мальчики. Следующую стадию Фрейд назвал латентным периодом, потому что он считал, что сексуальные влечения в этот период скрыты. Отчасти для того, чтобы избежать воспоминаний о сексуальных чувствах, имевших место во время фаллической фазы, дети избегают отношений со сверстниками противоположного пола и заводят однополых друзей с возраста 6 лет и вплоть до полового созревания. Поворот от семьи к группе сверстников связан с необходимостью приобретения социальных навыков, без которых сложно жить в современном мире. Наконец, в последний период именуемый генитальной стадией, вновь возникают сексуальные желания, которые на этот раз более уместно направленны на сверстников противоположного пола. Как и на более ранних стадиях, начало биологических изменений, а в данном случае — период полового созревания — играет значительную роль в определении направленности той или иной стадии развития.

Согласно Фрейду, то, как ребенок прошел каждый из периодов, окажет глубокое влияние на его взрослую личность. Например, младенцы, у которых есть неудовлетворенные потребности в оральной стимуляции, могут с большей вероятностью курить во взрослом возрасте. Или малыши, которых очень рано приучили к туалету, могут быть навязчиво озабочены опрятностью и чистотой. На самом деле не все из эти предположений подтвердились, но общее мнение о том, что события в младенчестве и детстве могут оказывать определяющее влияние на дальнейшее развитие, остается центральным вопросом в теме детского развития.

Фрейд был теоретиком-новатором, который постоянно пересматривал свою теорию, а его последователи пришли к уменьшению акцента на инстинктах и усилению внимания к последствиям социального опыта.

Произошедший сдвиг хорошо иллюстрируется теорией стадий развития Эрика Эриксона, одного из самых влиятельных учеников Фрейда. В таблице ниже представлено сравнение стадий Фрейда и Эриксона. В отличие от Фрейда, чья теория стадий охватывает только годы до подросткового возраста, стадии Эриксона охватывают всю продолжительность жизни. При этом Эриксон гораздо больше внимания уделял культурным, нежели биологическим факторам влияния на развитие. Его теория построена вокруг основных личных и социальных задач, которые необходимо решать на каждой стадии развития, а не вокруг способов удовлетворения инстинктивных потребностей.

СТАДИИ РАЗВИТИЯ ПО ФРЕЙДУ И ЭРИКСОНУ

Возраст: младенчество

Фрейд: оральная стадия

Эриксон: базовое доверие против недоверия

Возраст: с года до двух лет

Фрейд: анальная стадия

Эриксон: самостоятельность против стыда и сомнений в собственных силах

Возраст: 3-5 лет

Фрейд: фаллическая стадия

Эриксон: инициатива против вины

Возраст: 6-12 лет

Фрейд: латентная стадия

Эриксон: трудолюбие против чувства неполноценности

Возраст: 12-18 лет

Фрейд: генитальная стадия

Эриксон: идентичность против смешения ролей

Возраст: юность

Фрейд:

Эриксон: близость против изоляции

Возраст: молодость

Фрейд:

Эриксон: генеративность против стагнации

Возраст: зрелость

Фрейд:

Эриксон: целостность эго против отчаяния

На первом этапе главной задачей является приобретение чувства базового доверия по сравнению с недоверием. Для младенцев, которые очень зависимы от взрослых, главная проблема заключается в вопросе «Можно ли доверять миру»? Через то, как родители управляются с ранними потребностями ребенка, определяется базовое чувство доверия младенцев к окружающей среде. На этапе самостоятельность против стыда и сомнений, дети уже способны решать множество задач, но по-прежнему обеспокоены зависимостью от взрослых и своей неспособностью соответствовать их требованиям и ожиданиям. В возрасте от 3 до 5 лет, на стадии инициатива против вины, дети с трудом учатся брать на себя ответственность и управлять своим окружением, но часто ценой оскорбления своих любимых родителей. Как и в теории Фрейда, соперничество с однополыми родителями имеет место быть, но разрешается повышенной ориентацией на других социальных партнеров, таких как сверстники. Фаза трудолюбие против неполноценности похожа на описанную Фрейдом латентную стадию, когда дети все больше ориентируются на мастерство интеллектуальных, социальных и физических навыков ровесников. Это также период постоянного социального сравнения, когда дети оценивают свои навыки по отношению к своим сверстникам на фоне чего может возникать чувство неполноценности. В подростковом возрасте наступает стадия идентичности и смешения ролей, и основное внимание уделяется поиску стабильного определения себя. В отличие от Фрейда, который сделал фокус на детском возрасте, Эриксон выделил три дополнительные стадии развития, охватывающие взрослые годы. В юношестве по Эриксону задача состоит в том, чтобы установить близкие отношения с другим взрослым. Следовательно, название этой стадии — близость против изоляции. За этой стадией следует генеративность против застоя, когда основное внимание уделяется рождению и воспитанию детей. В этот период центральной задачей является оказание помощи младшему поколению. Стагнация является следствием неспособности достичь этой цели. Целостность эго против отчаяния — это заключительный этап восьми стадий развития человека по Эриксону. Его характеризует размышление о своих прошлых достижениях и неудачах.

Психодинамические теории помогли сформировать многие проблемы современной детской психологии, включая влияние раннего опыта на последующее поведение, роль семьи в социализации, а также важность культуры в развитии детей. До недавнего времени немногие современные исследователи активно проверяли эти теории, и их значение в значительной степени сводилось к историческому влиянию. Сейчас возродился интерес к некоторым проблемам, которые изначально поднимались психодинамическими теоретиками, например, к формированию подростковой идентичности (Grotevant, 1986; Waterman, 1985). Несмотря на сильный интерес, эти теории возникли из клинической традиции, и их было труднее интегрировать в основное русло научной детской психологии, чем другие эмпирически обоснованные теории развития, обсуждаемые в этой главе.

В следующий раз мы поговорим о этологических и экологических перспективах развития детской психологии.

 

Оригинальная статья: E. Mavis Hetherington, Ross D. Parke – The biological bases of behavior. Child Psychology. A contemporary viewpoint. Fourth edition, 1993
Автор перевода: Золотухина Мария Сергеевна
Редактор: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна
Ключевые слова: детская психология, детская научная психология, теория Фрейда с научной точки зрения, теория Эриксона с научной точки зрения.

Источник фото: freepic.com

64370cookie-checkПсихология развития: Изучение детской психики с точки зрения психодинамической теории