Зигмунд Фрейд произвел революцию в представлениях общества о мотивации личности. Когда он выдвинул свою психоаналитическую теорию в начале прошлого века сделав акцент на значимости роли дошкольного возраста в развитии личности, а также огромной роли инстинктивной и бессознательной мотивации, его подход восприняли с большим скепсисом и посчитали радикальным.
Развитие по Фрейду управляется бессознательными влечениями и инстинктами. Он подчеркивал роль биологических базовых потребностей (секс, агрессия, голод), отношение к которым формируется в результате встреч с окружающей средой, особенно с членами семьи. Для Фрейда структура развивающейся личности состоит из трех взаимосвязанных частей: Ид (Оно), Эго и Супер- Эго (Сверх-я). Роль, которую играет каждый из этих трех аспектов личности, меняется в процессе развития по мере того, как младенец, который в значительной степени находится под контролем инстинктивных влечений, постепенно становится более рациональным и ориентированным на реальность. Младенцем руководит исключительно оно, которое является инстинктивным компонентом личности и действует по принципу удовольствия. Данный принцип ориентирован на максимизацию приятных ощущений и немедленное удовлетворение потребностей. По мере развития младенца появляется эго, или рациональная контролирующая часть личности. Эго пытается удовлетворить потребности человека с помощью соответствующих социальных механизмов. Третий компонент личности, Суперэго, возникает, когда ребенок усваивает родительскую или общественную мораль, роли и ценности. Это принятие или интернализация (усвоение внешних форм чужого поведения и перевод их во внутренние установки) приводит к развитию совести
Для Фрейда развитие было прерывистым процессом, состоящим из ряда дискретных стадий. На каждой стадии определенные биологические силы играют центральную роль в организации того, как младенец и ребенок относятся к миру. В первой фазе, оральной стадии, которая охватывает младенчество, ребенок озабочен такими действиями, как еда, сосание и кусание, а также объектами, связанными со ртом, такими как пища. Фрейд предполагал, что младенец получает большое удовольствие и удовлетворение от поведения, связанного с оральной деятельностью. На второй год приоритеты меняются и начинается анальный этап. Пока родители озабочены приучением к горшку, ребенок учится понимать сигналы своего тела, связанные с походом в туалет. На третьем году жизни и примерно до пяти лет внимание младенца смещается к фаллической или эдиповой стадии (у девочек комплекс Электры), которое выражается интересом к гениталиям и их стимуляции, которая так пугает родителей. В то же время начинается осознание детьми своей половой анатомии и особенно анатомических различий между полами. У мальчиков возникает эдипов комплекс, который состоит из сексуального чувства к матери и ревности к отцу, а также соперничества с ним за материнское внимание. Девочки с комплексом Электры испытывают сходную динамику по отношению к своим родителям, но в меньшей степени, чем мальчики. Следующую стадию Фрейд назвал латентным периодом, потому что он считал, что сексуальные влечения в этот период скрыты. Отчасти для того, чтобы избежать воспоминаний о сексуальных чувствах, имевших место во время фаллической фазы, дети избегают отношений со сверстниками противоположного пола и заводят однополых друзей с возраста 6 лет и вплоть до полового созревания. Поворот от семьи к группе сверстников связан с необходимостью приобретения социальных навыков, без которых сложно жить в современном мире. Наконец, в последний период именуемый генитальной стадией, вновь возникают сексуальные желания, которые на этот раз более уместно направленны на сверстников противоположного пола. Как и на более ранних стадиях, начало биологических изменений, а в данном случае — период полового созревания — играет значительную роль в определении направленности той или иной стадии развития.
Согласно Фрейду, то, как ребенок прошел каждый из периодов, окажет глубокое влияние на его взрослую личность. Например, младенцы, у которых есть неудовлетворенные потребности в оральной стимуляции, могут с большей вероятностью курить во взрослом возрасте. Или малыши, которых очень рано приучили к туалету, могут быть навязчиво озабочены опрятностью и чистотой. На самом деле не все из эти предположений подтвердились, но общее мнение о том, что события в младенчестве и детстве могут оказывать определяющее влияние на дальнейшее развитие, остается центральным вопросом в теме детского развития.
Фрейд был теоретиком-новатором, который постоянно пересматривал свою теорию, а его последователи пришли к уменьшению акцента на инстинктах и усилению внимания к последствиям социального опыта.
Произошедший сдвиг хорошо иллюстрируется теорией стадий развития Эрика Эриксона, одного из самых влиятельных учеников Фрейда. В таблице ниже представлено сравнение стадий Фрейда и Эриксона. В отличие от Фрейда, чья теория стадий охватывает только годы до подросткового возраста, стадии Эриксона охватывают всю продолжительность жизни. При этом Эриксон гораздо больше внимания уделял культурным, нежели биологическим факторам влияния на развитие. Его теория построена вокруг основных личных и социальных задач, которые необходимо решать на каждой стадии развития, а не вокруг способов удовлетворения инстинктивных потребностей.
СТАДИИ РАЗВИТИЯ ПО ФРЕЙДУ И ЭРИКСОНУ
Возраст: младенчество
Фрейд: оральная стадия
Эриксон: базовое доверие против недоверия
Возраст: с года до двух лет
Фрейд: анальная стадия
Эриксон: самостоятельность против стыда и сомнений в собственных силах
Возраст: 3-5 лет
Фрейд: фаллическая стадия
Эриксон: инициатива против вины
Возраст: 6-12 лет
Фрейд: латентная стадия
Эриксон: трудолюбие против чувства неполноценности
Возраст: 12-18 лет
Фрейд: генитальная стадия
Эриксон: идентичность против смешения ролей
Возраст: юность
Фрейд: —
Эриксон: близость против изоляции
Возраст: молодость
Фрейд: —
Эриксон: генеративность против стагнации
Возраст: зрелость
Фрейд: —
Эриксон: целостность эго против отчаяния
На первом этапе главной задачей является приобретение чувства базового доверия по сравнению с недоверием. Для младенцев, которые очень зависимы от взрослых, главная проблема заключается в вопросе «Можно ли доверять миру»? Через то, как родители управляются с ранними потребностями ребенка, определяется базовое чувство доверия младенцев к окружающей среде. На этапе самостоятельность против стыда и сомнений, дети уже способны решать множество задач, но по-прежнему обеспокоены зависимостью от взрослых и своей неспособностью соответствовать их требованиям и ожиданиям. В возрасте от 3 до 5 лет, на стадии инициатива против вины, дети с трудом учатся брать на себя ответственность и управлять своим окружением, но часто ценой оскорбления своих любимых родителей. Как и в теории Фрейда, соперничество с однополыми родителями имеет место быть, но разрешается повышенной ориентацией на других социальных партнеров, таких как сверстники. Фаза трудолюбие против неполноценности похожа на описанную Фрейдом латентную стадию, когда дети все больше ориентируются на мастерство интеллектуальных, социальных и физических навыков ровесников. Это также период постоянного социального сравнения, когда дети оценивают свои навыки по отношению к своим сверстникам на фоне чего может возникать чувство неполноценности. В подростковом возрасте наступает стадия идентичности и смешения ролей, и основное внимание уделяется поиску стабильного определения себя. В отличие от Фрейда, который сделал фокус на детском возрасте, Эриксон выделил три дополнительные стадии развития, охватывающие взрослые годы. В юношестве по Эриксону задача состоит в том, чтобы установить близкие отношения с другим взрослым. Следовательно, название этой стадии — близость против изоляции. За этой стадией следует генеративность против застоя, когда основное внимание уделяется рождению и воспитанию детей. В этот период центральной задачей является оказание помощи младшему поколению. Стагнация является следствием неспособности достичь этой цели. Целостность эго против отчаяния — это заключительный этап восьми стадий развития человека по Эриксону. Его характеризует размышление о своих прошлых достижениях и неудачах.
Психодинамические теории помогли сформировать многие проблемы современной детской психологии, включая влияние раннего опыта на последующее поведение, роль семьи в социализации, а также важность культуры в развитии детей. До недавнего времени немногие современные исследователи активно проверяли эти теории, и их значение в значительной степени сводилось к историческому влиянию. Сейчас возродился интерес к некоторым проблемам, которые изначально поднимались психодинамическими теоретиками, например, к формированию подростковой идентичности (Grotevant, 1986; Waterman, 1985). Несмотря на сильный интерес, эти теории возникли из клинической традиции, и их было труднее интегрировать в основное русло научной детской психологии, чем другие эмпирически обоснованные теории развития, обсуждаемые в этой главе.
В следующий раз мы поговорим о этологических и экологических перспективах развития детской психологии.
Оригинальная статья: E. Mavis Hetherington, Ross D. Parke – The biological bases of behavior. Child Psychology. A contemporary viewpoint. Fourth edition, 1993
Автор перевода: Золотухина Мария Сергеевна
Редактор: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна
Ключевые слова: детская психология, детская научная психология, теория Фрейда с научной точки зрения, теория Эриксона с научной точки зрения.
Источник фото: freepic.com
Спасибо за познавательную статью. Она расширила мои знания о психоаналитических теориях Зигмунда Фрейда и Эрика Эриксона. Различие в двух этих теориях: Фрейд рассматривал только детский возраст человека, Эриксон весь период жизни. Тем не менее обе теории с разных сторон характеризуют детское развитие и его влияние на дальнейшую взрослую жизнь. Фрейд рассматривает детские годы с позиции влияния инстинктов на развитие личности и ее становление. Эриксон отдает приоритет социальному и моральному влиянию. На мой взгляд оба этих аспекта стоит рассматривать в совокупности, так как на любые события влияет совокупность факторов, и однобокое рассмотрение не даст полноценной картины. У Эриксона меня заинтересовала также стадия зрелого возраста человека, в которой происходит анализ сделанного за прожитые годы, и тем самым понимание своей ценности как индивида. Новым для меня было понятие интернализация: Усвоение форм чужого поведения с переведением их во внутренние установки. То есть появление совести.
Благодарю за статью, благодаря которой я узнала о таком понятии как интернализация ( усвоение внешних форм чужого поведения и перевод их во внутренние установки, т.е. к развитию совести. Также о двух психоаналитических теориях Зигмунда Фрейда и Эрика Эриксона. Где Фред рассматривал развитие личности бессознательным влечениями и инстинктами, подчеркивая роль биологических и базовых потребностей ( секс, агрессия, голод), отношение к которым формируется в результате встреч с окружающей средой, где главную роль играет семья. Фред постоянно пересматривал свою теорию, он считал, что развитие является прерывистым процессом, состоящим из ряда дискретных стадий. А его последователи пришли к уменьшению акцента на инстинктах. Например, теория Эрика Эриксона, ученика Фрейда, охватывает всю продолжительность жизни, в отличие от теории Фрейда, где рассматриваются годы до подросткового возраста. Так же Эриксон больше внимания уделяет биологическим факторам влияния на развитие. Его теория построена вокруг основных личных и социальных задач, которые необходимо решать на каждой стадии развития. Обе эти теории могут дополнять друг друга и дают возможность рассматривать детскую психологию с разных сторон.
Спасибо за статью.
В данной статье я познакомилась с теорией Зигмунда Фрейда, по мнению которого, структура развивающейся личности состоит из трёх частей. Первая часть — это инстинкты, действующие по принципу удовольствия, вторая- рациональная контролирующая часть, третья- усвоение внешних форм чужого поведения и перевод их во внутренние установки. А также узнала различия между теорией стадий развития Эрика Эриксона(его стадии охватывают всю продолжительность жизни) и Фрейда, чья теория стадий охватывает только годы до подросткового возраста.
Благодаря психодинамическим теориям были сформированы многие проблемы современной детской психологии, а зная причину, можно скорректировать следствие
Спасибо за статью. Я узнала краткие сведения о психодинамической теории развития, основателем которой был З.Фрейд, а известным её продолжателем Э.Эриксон. Фрейд руководствовался идеей удовлетворения инстинктивных потребностей и ограничивался стадией подросткового возраста. Структуру личности он представлял тремя частями: Ид, Эго и Супер-Эго. Ребёнок развивается от младенца, который полностью зависит от родителей в получении удовольствия и решении других физиологических задач до включения в его жизнь социальных механизмов и приобретения им общественных и моральных установок. Теория Фрейда, по-моему, до сих пор популярна в нашем обществе, несмотря на то, что позже она была дополнена и изменена до более применимой к практике формы.
Благодаря Эриксону, психоаналитическая теория охватила все возрастные периоды человека и вывела на первый план решение личностных и социальных задач.
Я считаю полезным знание стадий развития по Фрейду и Эриксону не только для их применения в профессиональной деятельности, но и для обычной жизни. На каждой стадии человек занимается удовлетворением определённой потребности. Так, к примеру, бывает, что родители выражают недовольство по отношению к своему ребёнку 6-12 лет, тогда когда теряют авторитет и влияние над ним. Требования и попытки удержать ребёнка «при себе» дают отрицательный результат и приводят к нарушению его психического развития. Понимание задачи этой стадии поможет в решении конфликтов в детско-родительских отношениях.
Также я обратила внимание на стадию «генеративность против стагнации», объяснение которой ранее вызывало у меня неоднозначное отношение. Разговоры о демократизации общества и личных свободах «спорят» с задачей рождения и воспитания детей в молодом возрасте. На основе приведённой теории и личного опыта, я увидела, что неспособность достижения этой цели приводит к мотивационным проблемам , употреблению ПАВ, появлению психических расстройств, психосоматических заболеваний, то есть в итоге — к разрушению личности.
Для меня описание психодинамической теории послужило поводом для рассуждений, а также я увидела возможности её применения в работе психолога.
В данной статье ознакомился с двумя моделями развития личности: по Фрейду и модель Эриксона. Первый ориентировался на базовые инстинкты ребёнка, а второй на дальнейшем развитии. И получается, что работают они в совокупности: есть социальные условия в семье и есть базовые инстинкты и ребёнок учится решать эти задачи в семье, потом в социуме со сверстниками и дальше в жизни. Для меня эта тема близка, т.к. работаю с зависимыми людьми и данная статья может помогать искать причинно-следственные связи, что поможет находить корни проблем и находить выход, разделяя эмоции зависимых. В работе наблюдаю как не хочется человеку лезть в семью для того, чтобы увидеть свой сценарий. Проще закрыть глаза. А потом удивление: почему у меня так, а не по-другому? Ответ: а вот поэтому. Разбираться надо. Спасибо.
Спасибо, за статью. В результате прочтения я познакомилась психоаналитической теорией Зигмунда Фрейда. Меня впечатлило то, что согласно теории развитие ребенка управляется бессознательными влечениями и инстинктами. Теперь я знаю то, что для Фрейда структура развивающейся личности состоит из трех взаимосвязанных частей: Ид (Оно), Эго и Супер- Эго (Сверх-я). Младенцем руководит исключительно оно, которое является инстинктивным компонентом личности и действует по принципу удовольствия. По мере развития младенца появляется эго, или рациональная контролирующая часть личности. Удовлетворяются потребности человека с помощью соответствующих социальных механизмов. Третий компонент личности, Суперэго, возникает, когда ребенок усваивает родительскую или общественную мораль, роли и ценности. В профессиональном плане прочтение информации дает мне понимание того, что развитие ребенка это прерывистый процесс, состоящим из ряда дискретных стадий. В личном плане прочтение статьи дает мне понимание того, что на каждой стадии определенные биологические силы играют центральную роль в организации того, как младенец и ребенок относятся к миру. Прочтение статьи натолкнуло меня на идею реабилитации клиента через проработку детских травм.
Спасибо за статью, в ней описаны стадии развития, взросления и созревания по Фрейду. В период оральной стадии (с момента рождения до полутора лет) ребенок полностью зависит от того, кто заботится о нем. Область рта напрямую связана с приятными ощущениями и удовлетворением биологических потребностей. В этот период закладываются основные установки, такие как зависимость, независимость, опора и доверие к другим людям. В период анальной стадии (около 18 месяцев), когда ребенок учится самостоятельно ходить в туалет он получает большое удовлетворение от того, что может самостоятельно контролировать этот процесс. Это первый опыт контроля. В период между тремя и шестью годами начинается фаллическая стадия. У мальчиков это называется Эдипов комплекс и по мнению Фрейда суперэго является следствием разрешения Эдипова комплекса. У девочек эта стадия называется комплекс Электры. Когда девочка избавляется от него, у нее появляются склонности быть женственной, флиртовать, обольщать.
Развитие личности по Эриксону, охватывает происходящее в жизни человека от рождения до старости. Формирование «Я» у ребенка происходит под влиянием исторических условий и тесно связано с тем, что происходит в социуме, какова культура и система ценностей. Человек – это автономная система, которая взаимодействует с происходящим в мире при помощи мышления, восприятия, памяти и внимания. Преодолевая жизненные трудности психоэмоционального характера человек становится всё более компетентным.
Представленные теории возникли из клинической традиции. В своё время это был смелый шаг в науке. Взять и посмотреть на вещи в новой системе координат уже само по себе является подвижничеством. Конечно, через года будет проделано множество исследований, открыты гормоны счастья и стресса и многие вещи будут объяснены с формулами на руках, но до этого пытливые умы при помощи своего опыта и интеллекта старались, в меру своих возможностей, систематизировать имеющиеся знания. Конечно можно найти и некоторые вещи с которыми можно не согласиться. Мне, например, непонятен приписываемый Фрейдом младенцам гедонизм. Но, думаю, важен здесь сам факт того, что основываясь на этой теории, что-то от неё вбирая, а что-то отвергая, его последователи развивали и совершенствовали свои собственные достойные теории.
Благодарю за статью. Я узнала о психоаналитической теории, которую представил Зигмунд Фрейд. В её основе развитие управляется бессознательными влечениями и инстинктами, а так же биологические базовые потребности, к которым относятся секс, агрессия, голод, имеют ведущую значимость.
Я отметила, что структура развивающейся личности состоит из трёх взаимосвязанных частей: Оно, Эго и Супер- Эго. «Оно» является инстинктивным компонентом личности и действует по принципу удовольствия. «Эго» — рациональная контролирующая часть личности, которая пытается удовлетворить потребности человека с помощью соответствующих социальных механизмов. «Суперэго» влечёт развитие совести, приобретение морали, ролей и ценностей.
Я познакомилась с термином интернализация — усвоение внешних форм чужого поведения и перевод их во внутренние установки.
Так же я узнала, что Фрейд представлял развитие прерывистым процессом, состоящим из ряда дискретных стадий: 1 — оральная, 2 — анальная, 3 — фаллическая или эдиповая, 4 — латентная, 5 — генитальная.
В свою очередь Эрик Эриксон, ученик Фрейда, представил свою теорию, где стадии развития охватывают всю продолжительность жизни, а не только подростковый период. Главная разница в том, что теория Эрика Эриксона построена вокруг основных личных и социальных задач, которые необходимо решать на каждой стадии развития, а не вокруг способов удовлетворения инстинктивных потребностей.
Спасибо за статью!
Из статьи я узнала о психодинамической теории Зигмунда Фрейда и Эрика Эриксона о роли дошкольного возраста в развитии личности.
Фрейд считал, что развитие ребёнка управляется бессознательными влечениями и инстинктами.
И, что отношение ребёнка к биологическим базовым потребностям (секс, агрессия, голод) формируется с раннего детства путем усвоения внешних форм чужого поведения и перевода их в свои внутренние установки (интернализация) в результате встреч с членами семьи и с окружающей средой.
По его мнению развитие состоит из ряда дискретных стадий, на которых происходит формирование отношения ребёнка к миру, и которые в последствии влияют на его взрослую личность.
В отличии от Фрейда, его ученик Эрик Эриксон уделял большее внимание культурным факторам на развитие личности, чем биологическим. В отличии от теории Фрейда его теория охватывает всю продолжительность жизни, а не только подростковый возраст.
Я считаю, что каждый человек индивилуален. И каждый рождается с как-будто встроенной операционной системой. И у младенцев эта система работает только на биологических инстинктах для удовлетворения базовых потребностей (пища, сон, комфорт). Но по мере взросления, в зависимости от того, в какой стране и с какими культурными ценностями живёт ребёнок, в какой семье, в каких социальных условиях он находится, происходит формирование его личности. Дети постоянно модулируют свою реальность и строят свой внутренний мир, отталкиваясь от получаемого опыта из вне. И этот опыт накладывается на индивидуальные биологические данные при формировании личности. И как говорится, что взрастили, то и выросло.
Я узнала о психоаналитической теории З. Фрейда , согласно которой дошкольный возраст имеет огромную роль в развитии личности, а так же огромная роль принадлежит инстинктам и бессознательной мотивации. Узнала новое понятие «интернализация» — это усвоение внешних форм чужого поведения и перевод их во внутренние установки. Узнала о этапах детского развития, которые выделял Фрейд и как они влияют на взрослую личность. То есть если на каком-то этапе будет неудовлетворение потребностей, это кажется во взрослом возрасте.
Последователи Фрейда пришли к уменьшению акцента на инстинктах и усилению внимания к последствиям социального опыта. Узнала так же о стадиях, которые выделяет его самый влиятельный ученик Эриксон и их отличия. В личном и профессиональном плане статья полезна при проработке детских травм и влиянии их на взрослую жизнь.Спасибо!
Статья напомнила мне о том пусковом знании , с которого я захотела заниматься психологией профессионально. Именно изучение стадий развития ребенка производили на меня впечатление волшебного ключика в родительстве. До тех пор пока я смотрела на детей как на нечто обобщенное под категорией «дети», то у меня возникало неприятие каких-то форм и манер поведения, казалось, что это не соотносится с общими моральными принципами и понятиями адекватности. Именно благодаря тому, что я стала изучать стадии развития, я узнала, что то или иное поведение ребенка является абсолютной нормой для его возрастного периода, и обусловлено развитием психики, где каждый этап имеет значение для будущего взрослого человека. И в то же время, я смогла по поведению своих детей замечать идет ли ребенок в ногу с этапами развития, или где-то застрял, или где-то происходит что-то беспокоящее, что он проявляет нехарактерное возрасту поведение. Поэтому детская мастурбация, агрессивные игры, вранье, однополые интимности, интерес к смерти и монстрам, влечение к родителю противоположного пола, грубость родителю и многое другое — не тратят мои нервы, когда я знаю ЧТО стоит за каждым подобным проявлением. При этом я не была знакома с теорией Эриксона и никогда не заглядывала в стадии «над» детством. А ведь там оказалось много интересного — мои самоощущения своих прошлых возрастных периодов очень четко укладываются в обозначенные стадии (тот случай, когда думаешь, что «строишь жизнь», а на самом деле идешь по протороенной дорожке). Откликнулся период зрелости — целостность эго против отчаяния. Если до этого бежала вперед (вся жизнь впереди, смело делаю шаги, что-нибудь да выйдет из всего этого), то сейчас будто остановилась, оглянулась назад, анализирую что вышло, где были промахи, появилось понимание ограниченного времени жизни, хочется идти неспешно, подправить недочеты, делать продуманные шаги и ничего лишнего — и всё это противовес отчаянию на другой чаше весов, с которым встретилась в свой «кризис среднего возраста». В профессиональном плане буду этим волшебным ключиком успокаивать встревоженных проявлениями детей родителей, а у взрослых клиентов соотносить происходящие в их жизни события с их психологическим и фактическим возрастом.
Спасибо за статью, из которой я узнала про изучение детской психики со стороны психодинамической теории. Удивило то, что инстинктивная и бессознательная мотивация играет немаловажную роль в развитии ребенка. Поразил тот факт, что дошкольный возраст по мнению Фрейда самый главный. Познакомилась с этапами по Фрейду ребенка, начиная с младенчества, которым сначала движет только инстинкт удовольствия, потом появляется рационализм, который правит личностью, потом появляется интернализация (усвоение форм из вне чужого поведения и перевод их во внутренние установки), что приводит к развитию совести, познакомилась с новым понятием развития у Фрейда — дискретная, где были оральные, анальные, эдиповые периоды, далее латентный период, генитальный период. В профессиональном плане очень важно осознавать и знать, что происходит с ребенком в каждый из периодов его развития., буду использовать эту информацию при работе с детьми и их родителями. В личном плане все для себя разложила теперь по полочкам, многое стало ясно, что дети интересуются гениталиями и это нормально.
Проанализировав теории Фрейда и Эриксона, отметила, что любая первоначальная идея в ряду теорий является более радикальной и рассматривает какую-то одну составляющую. Так, Фрейд основное внимание уделяет инстинктам, не беря в расчет социальную составляющую развития, на чем базируется Эриксон. Также я отметила дискретность развития по Фрейду и ограничение периодов развития в подростковом возрасте, тогда как у Эриксона непрерывное развитие продолжается всю жизнь. Тем не менее, стадии развития в обеих теориях перекликаются, что очевидно, т.к. у ребенка в том или ином возрасте формируются определенные взаимоотношения с окружающим миром, и оба автора лишь отмечают разные причины этих процессов. На мой взгляд, ни одна из теорий развития, входящих в состав той или иной группы, не может рассматриваться отдельно, а только в комплексе. Так и здесь, принимая во внимание и теорию инстинктов Фрейда, и более социальную теорию Эриксона (тем более что она включает в себя и взрослую жизнь человека), надо рассматривать развитие ребенка с обеих точек зрения.
Статья познакомила меня с двумя теориями развития человека –теориями Фрейда и его ученика Эриксона. Фрейд ставил во главу угла биологический фактор развития человека. Он делал акцент на том, как бессознательные влечения и инстинкты формируют личность. Он выделил несколько дискретных стадий развития ребёнка- оральная, анальная, фаллическая, латентная и генитальная, на каждую из которых приходится собственные приоритеты и потребности, удовлетворение или неудовлетворение которых влияет на всю дальнейшую жизнь человека.
В отличие от Фрейда, Эрик Эриксон рассматривал развитие человека в течение всей его жизни и обращал большее внимание на культурные и социальные переменные. Он утверждал, что на развитие человека большее влияние оказывает то, как он решает личные и социальные задачи.
Я считаю, что эти теории отлично дополняют друг друга. Особенно в отношении родительского поведения и созданной ими условий развития внутри семьи. Я думаю, что если в этих вопросах наблюдается относительное благополучие, то и любое негативное влияние окружающей среды будет значительно ослаблено. Спасибо за статью.
В результате прочтения статьи узнала о стадиях развития детей по Фрейду и смогла сравнить их с теориями развития его ученика- Эриксона . Я узнала , что согласно теории Фрейда , развитие управляется бессознательными влечениями и инстинктами . Структура развивающейся личности по Фрейду состоит из трёх взаимосвязанных частей : Ид (оно) , Эго и супер Эго (сверх я). По теории Фрейда развитие состояло из дискретных стадий . Первая — оральная (младенец получает удовлетворение, связанное с оральной деятельностью). Вторая — анальная (ребёнок начинает понимать сигналы тела , связанные с походом в туалет). На третье году жизни начинается фаллическая стадия (ребёнок проявляет интерес к своим гениталиям). Следующая стадия — латентный период (период , когда сексуальные влечения скрыты). И наконец , генитальная стадия (направление на сверстников противоположного пола). Эриксон, в отличие от Фрейда , больше уделял внимание культурным , чем биологическим факторам влияния на развитие, и выделял три дополнительные стадии, охватывающие взрослые года . Фрейд же установил фокус только на детском возрасте.
Данная статья открыла для меня теорию стадий развития Эрика Эриксона и более развернуто познакомила с психоаналитической теорией Зигмунда Фрейда. Читая стадии развития по Фрейду, я сопоставляла их со своим ребёнком, точнее как он проходил эти стадии и на какой сейчас находится. В данный момент у ребёнка фаллическая или эдипова стадия и совсем недавно она спрашивала у папы, почему девочки ходят по-маленькому вот так, а у мальчиков по-другому. Иными словами, стадии Фрейда подтверждаются, что видно на примере моего ребёнка. Стадии развития Эриксона, я сопоставляла с собой, какие прошла и на какой нахожусь сейчас. На данный момент нахожусь на стадии генеративность против застоя. Эта стадия меня настораживает или даже пугает т.к. она предпоследняя-годы идут, с каждым годом старше.
Спасибо за статью. Нового для себя узнала о психодинамической теории. Зигмунд Фрейд выдвинул свою психоаналитическую теорию в начале прошлого века сделав акцент на значимости роли дошкольного возраста в развитии личности, а также огромной роли инстинктивной и бессознательной мотивации, его подход восприняли с большим скепсисом и посчитали радикальным. Меня удивило, что соперничество с однополыми родителями имеет место быть, но разрешается повышенной ориентацией на других социальных партнеров, таких как сверстники. Я познакомилась с психологической структурой развивающейся личности, она состоит из трех взаимосвязанных частей: Ид (Оно), Эго и Супер- Эго (Сверх-я). В профессиональном плане данная информация дает мне понимание о том, что развитие ребенка делится на несколько стадий и этапов, а также что психодинамические теории помогли сформировать многие проблемы современной детской психологии, включая влияние раннего опыта на последующее поведение. В личном плане вся полученная информация формирует понимание о ребенке, и о том, что ему нужно. Данная статья натолкнула меня на идею, совокупность обоих теорий углубляет знания.
Прочитав статью узнала о психодинамической теории Зигмунда Фрейда, который рассматривал бессознательное влечение и инстинкты изучая детей с рождения и до дошкольного возраста. Так же узнала и о психолинамических теориях Эрика Эриксона, который изучил 8 стадий развития человека — начиная от рождения и до конца жизни.
От каждого из этих людей, я узнала для себя что то новое. Были интересно понять для себя, в какой период жизни и какая стадия развития может быть важна для человека. Так сказать что он познает в определенный момент своей жизни, чтобы понять на что больше уделять внимание в определённый период жизни. В будущем, для меня это очень большой плюс, если я буду работать психологом или воспитывать своего ребёнка. Так как не зная подобных вещей, очень много современные мамочки на стадии изучения ребенком анального этапа, погружают его в памперс, и считают что это нормально. А потом, возникают проблемы, что ребенок к 5-6 годам учится ходить на горшок, а для него это большая истерика, потому что он не знает что с этим делать.
Спасибо за статью. Она погрузила меня в теории развития Зигмунда Фрейда и Эрика Эриксона – двух титанов психологии развития. Данная статья помогла мне освежить знания, полученные в университете. Только там мы проходили эти две теории отдельно, а не в формате компаративного анализа. В профессиональном плане эта статья дает мне более глубокое понимание этих двух основополагающих теорий развития личности, дает материал к размышлению и наблюдению. В личном плане мне очень интересно читать статьи этой серии и параллельно наблюдать все это на моей годовалой дочери, апплицировать ту или иную теорию, анализировать, сравнивать и делать выводы, на сколько та или иная теория применима. По итогу я пришла к выводу, что на много интереснее знать множество таких теорий, так как они отражают немного разные аспекты развития личности.
Благодарю за статью! В ней я познакомилась с новой для меня теорией стадий развития Эрика Эриксона. Тезисно в статье приведены также основные этапы развития детей согласно теории Фрейда. Сравнительный анализ, проведенный в статье, демонстрирует отличия этих двух теорий. Ключевое отличие заключается в том, что в теории Фрейда акцент на инстинктах, а теориях его последователей акцент смещен на последствия социального опыта. Я узнала также, что базовое доверие формируется на самых ранних этапах развития. Для младенцев, которые очень зависимы от взрослых, главная проблема заключается в вопросе «Можно ли доверять миру»? Через то, как родители управляются с ранними потребностями ребенка, определяется базовое чувство доверия младенцев к окружающей среде.
В личном плане эта статья мне дает представления о том, какие стадии взросления и развития проходят дети, надеюсь в будущем полученные знания мне помогут лучше понимать, что происходит с моими детьми.
Спасибо за статью. Если правильно понимаю, то Фрейд пошел по направлению развития личности через биологические факторы косвенно задевая социальные. Его теории бессознательного базируется на инстинктах и потребностях. Если рассматривать структуру Оно-Эго-Сверх Эго, то основа это инстинкты, которыми руководит оно, то есть бессознательное. В дальнейшем включается Эго как социальный фактор или можно сказать проявления сознания. В дальнейшем уже Сверх Эго, как культурная среда развития человека в обществе. Если рассматривать с нейронаучной точки зрения, то Фрейд пошел по правильному пути. Инстинкт — это база. Единственное как я понимаю Эриксон пошел дальше к базовым потребностям он наложил социальный слой потребностей и совместил все вместе. И если я правильно понимаю, то развитие состоит из биологической и социальной основы. И эти основы Био. и Соц. Движутся параллельно и ступенчато. Где на мой взгляд социальная основа подстраивается под биологическую так как Биологическая эволюционно зародилась на много-много раньше. А с появление сознания и отражением себя в этом мире появились новые сверх задачи не просто размножение и продолжение рода, а именно развития.
Статья возвращает нас к истокам формирования психологической науки как инструмента, позволяющего решать насущные практические задачи. Мне кажется, что З. Фрейд был первым учёным, который в стройной и логичной форме смог сформулировать и описать структурные особенности человеческой психики и её влияния на развитие и жизнь человека. Фрейд и его последователи смогли создать весьма чётко структурированную психологическую школу, которая объединила глубокие фундаментальные исследования и практическое применение психологического знания. В статье упоминается о том, что современная психологическая наука рассматривает аспекты психодинамической теории в рамках тех вопросов, которые актуальны для нашего времени. Прочитав эту статью, я вспомнила основные моменты и особенности Фрейдовской психодинамической теории, и это позволило мне под другим углом взглянуть на другие модели детского развития, например на теорию Пиаже и Выготского. В профессиональном плане статья помогла мне уяснить насколько важен широкий кругозор и осведомлённость в различных теориях развития детей для принятия возможно не единственного, но верного решения в моей практической работе.
Спасибо за статью, было интересно и познавательно почитать более подробно про теории развития ребенка по Фрейду. Я на собственном опыте видела результат влияния семьи на развития своего ребенка. К середине декрета я стала более тревожной и уставшей и это сразу проявилось в моем сыне, он стал более капризным, более требовательным, сам стал тревожиться и не отходить от меня на детской площадке больше чем на пару метров, хотя ранее он гулял свободно с другими детьми и ему было не сильно важно на каком расстоянии от него я нахожусь. Как только я проработала в себе надуманную тревожность , стала более спокойна то и ребенок почти сразу стал намного спокойнее.
Так же в статье я ознакомилась с разницей теории развития ребенка по Фрейду и Эриксону.
В результате прочтения статьи я познакомилась с психоаналитической теорией изучения детской психологии и психологии развития детей. Согласно теории Фрейда, развитие детей происходит под влиянием бессознательных инстинктов и влечений. Фрейд говорил о том, насколько велика роль базовых биологических потребностей ребенка, таких как секс, агрессия и голод, в развитии ребенка, его отношении к миру, обществу и себе. Отношение у ребенка к этим потребностям формируется в результате взаимодействия с окружающей его средой и влияет на поведение в процессе развития и во взрослом возрасте. Вторая теория, которая отличается от теории Фрейда тем, что охватывает не только периоды до подросткового возраста, а всю жизнь человека, является теория Эрика Эриксона, которая больше внимания уделяет влиянию на поведение и развитие человека культурным факторам нежели биологическим. Данные теории имеют различия, но стоит отметить, что объединяет их то, что детский опыт несомненно формирует поведение человека в процессе взросления и взрослой жизни.
Благодарю за статью. Ознакомилась с теорией Фрэйда и Эриксона, как раз по Фрэйду освежила память, так как про ИД, Эго и Супер-Эго рассказывали еще в институте на базовом курсе психологии и педагогики, в статье рассказано более емко и чотко про данные понятия, что ИД=ОНО, которое ориентировано на инстинкты, Эго=Я, контролирующая часть личности, которая так же пользуется социальными механизмами, Далее Супер-ЭГО=Сверх я, которое направлено на принятие моральных и социальных норм родителей и окружающей среды. Я думаю, что теория Эриксона и Фрэйда не так уж и похожи, что б их сравнивать, потому что Фрэйд ориентируется на детство, а Эриксон охватывает и более взрослые года, так же Фрэйд ориентируется по сути на биологические аспекты, то есть сосание груди (оральная стадия), умение прислушиваться к сигналам своего организма (анальная стадия), фаллическая и латентная стадии, которые так же относятся к инстинктам, то есть сексуального притяжения. А Эриксон опирается на более социальные аспекты, то есть приучение к труду, то есть идентичность и смешение ролей, базовое доверие и тд. Как по мне теория Фрэйда более глубокая и мне кажется логичной.
Благодарю за статью! Я познакомилась с теориями З.Фрейда и Э.Эриксона, которые не смотря на схожесть, имеют много различий. Фрейд рассматривает развитие с точки зрения инстинктов, где играют роль биологические базовые потребности. Оно включает в себя четыре стадии и то, как человек проходит их, влияет на его взрослую жизнь, но охватывает возраст только до 18 лет. Его структура развития личности состоит из трёх взаимосвязанных между собой частей: Оно, Эго и СуперЭго. Развитие этих трех аспектов и помогает человеку становится более рациональным и ориентированным в реальном мире. В приведенной в статье таблице сравнения стадий развития хорошо прослеживаются схожесть и различия теорий Фрейда и Эриксона, который был его учеником и последователем. Эриксон уделяет больше внимания культурным факторам, где развитие происходит в процессе решения личных и социальных задач. Его теория предполагает уже восемь стадий развития и охватывает всю жизнь человека, включая отношения с другим взрослым, рождение и воспитание детей и размышление о своих прошлых достижениях и неудачах. Думаю, эта теория даёт более полное понимание процесса, т.к. рассматривает не только личностное развитие человека, но и социальное, где есть возможность проявлять себя в разных ролях.
Из статьи я узнала про теории Зигмунда Фрейда и Эрика Эриксона. Фрейд подчёркивал, что отношение к базовым потребностям формируется в результате влияния окружающей среды, семьи. По его теории, личность складывается из трёх частей: ид, эго и супер эго. Ид — это инстинкты, эго — удовлетворяет потребности, основываясь на социуме. Супер эго — это та, часть, которая возникает в результате усвоения поведения значимых людей. Эта часть становится внутренними установками человека. Узнала про дискретные стадии: оральная, анальная, фаллическая, латентная и генитальная стадии. Узнала про эдипов комплекс — соперничество сына с отцом за мать. У девочек аналогичный комплекс Электры, но он встречается реже. В отличии от Фрейда Эриксон считает, что в развитии личности основное влияние имеют культурные факторы. Эриксон выделяет намного больше стадий развития, чем Фрейд. Он считает, что стадии проходят через всю жизнь человека. Эти теории выявили многие проблемы детской психологии и сейчас остаются актуальными. Для меня данная информация была полезна для понимания того, как формировалась детская психология, какие существуют взгляды на различные проблемы.
Спасибо за статью.
Из статьи я узнала о психодинамических теоретиках: З.Фрейда и его ученика Э. Эриксона.
В теории Фрейда развитие управляется бессознательными влечениями и инстинктами. Он подчеркивал роль биологических базовых потребностей (секс, агрессия, голод), отношение к которым формируется в результате встреч с окружающей средой, особенно с членами семьи. И все это будет влиять на взрослую жизнь человека.
Развивающаяся личность, по его мнению, состоит из трех взаимосвязанных частей: Ид (Оно), Эго и Супер- Эго (Сверх-я). В зависимости от взросления ребенка, его развития, происходит перед с одной части на другую.
Эриксон, в отличии от Фрейда, не остановился на изучении детских лет, он охватил всю продолжительность жизни человека, начиная с младенчества. При этом Эриксон гораздо больше внимания уделял культурным, нежели биологическим факторам влияния на развитие.
Вклад данных теоретиков обширен в сфере изучения влияния событий, которые пережили дети, на их взрослую жизнь. Я считаю, что базовые знания и теории важно знать для возможности увидеть что-то новое уже у современных теоретиков.
Спасибо за статью! В ней приводится сравнение психодинамических теорий Фрейда и его самого влиятельного ученика Эрика Эриксона. Оба выделяли дискретные стадии развития человека и основные задачи, которые необходимо решить на каждой отдельной стадии. Главные отличия состоят в том, что теория Эриксона построена вокруг решения основных личностных и социальных задач на каждой стадии развития человека и охватывают всю жизнь, а теория Фрейда подчёркивает роль биологических базовых потребностей и акцентирует внимание на дошкольном возрасте.
Новой информацией для меня стала описанная Фрейдом структура личности, состоящая из трёх частей: Оно, Эго и супер-Эго.
Год назад, когда моему сыну было 5,5 лет, его поведение изменилось: он стал больше ориентирован на мнение сверстников. Перемены были очень заметны. Согласно теории Фрейда, он просто перешёл на латентную стадию развития, которая характеризуется приобретением социальных навыков в группе сверстников.
Благодарю за статью. Из нее я узнала , что благодаря работам З. Фрейда на мотивацию личности стали смотреть иначе. Основной акцент делался на значимости роли дошкольного возраста в развитии личности , роли инстинктов. Структура личности по Фрейду состоит из «Оно», «Эго» -Я, «сверх Я». Во младенческом возрасте доминирует «Оно». По мере развития появляется эго-рациональное в поведении. Супер эго развивается при усвоении морали , ценностей и таким образом формируется совесть . Узнала о таком понятии , как Эпидов комплекс -соперничество сына с отцом за внимание матери , так же комплекс Электры -конкуренция дочери и матери за расположение отца. Но второй вариант встречается значительно реже первого .
спасибо за статью!
С теорией Фрейда я знакома, также как и с критикой его теории. Определённо его теории не были бесполезны, основанные на теории формирования Эго, бессознательного, стали основой для психоанализа. Также как и теории Эриксона. Для себя , как студент психологии я могу подчеркнуть многие мысли и знания по формированию тех или иных механизмов. Но, как и критики Фрейда , я не согласна что все в итоге связано с подавлением сексуального желания.
Развитие по Фрейду управляется бессознательными влечениями и инстинктами.
Для меня было интересно больше и » попорядку» познакомиться со стадиями развития по Эриксону, захотелось подробнее изучить теории и выводы.
Я понимаю значимость этих теорий, т.к именно благодаря им учёными стали изучаться дети, этапы их развития и влияние этих этапов на взрослую жизнь.
Как родитель трёхлетнего сына я не наблюдаю его «Эдипов комплекс», а вот то что базовое доверие к миру было приобретено я отражаю исходя из его поведения, тогда в этом случае я на стороне Эриксона.
В этой статье я ознакомилась с психодинамической теорией развития детской психики. Развитие по Фрейду управляется бессознательными влечениями и инстинктами. Он подчеркивал роль биологических базовых потребностей (секс, агрессия, голод).Для Фрейда структура развивающейся личности состоит из трех взаимосвязанных частей: Ид (Оно), Эго и Супер- Эго (Сверх-я) . Также я узнала о том, что последователи пришли к уменьшению акцента на инстинктах и усилению внимания к последствиям социального опыта. В статье нагллядно было описано сравнение стадий Фрейда и Эриксона, его ученика. Эриксон гораздо больше внимания уделял культурным, нежели биологическим факторам влияния на развитие. Его теория построена вокруг основных личных и социальных задач, которые необходимо решать на каждой стадии развития, а не вокруг способов удовлетворения инстинктивных потребностей. В профессиональном плане изучение теорий помогает понимать влияние раннего опыта на последующее поведение, роль семьи в социализации. В личном плане расширение кругозора и знаний.
Статья дала мне возможность узнать о теориях развития детской психики, сформулированных Фрейдом и Эриксона. Зигмунд фрейд делал акцент в своих трудах на инстинктивное поведение ребенка, а Эриксон на социальное воспитание.
Фрейд выделял три основных биологических потребности ребенка вокруг которых происходит формирование психики. Это секс, агрессия и голод. Ученый разделил структуру развивающейся личности на три части: Ид (Оно), Эго и Супер- Эго (Сверх-я). Эти роли меняются исходя из того как ребенок взрослеет. В младенческом возрасте ребенком руководит Ид (Оно) по принципу получения наибольшего удовольствия. Затем наступает период (Эго), когда ребенок пытается удовлетворить свои потребности с помощью социальных механизмов, и лишь позже ребенок начинает усваивать и применять моральные ценности и принципы (Супер-Эго).
Эти теории дали основу для изучения формирования детской психики современными учеными.
Спасибо за статью. Из статьи я узнала, что структура развивающейся личности , по Фрейду, состоит из трех взаимосвязанных частей: Ид, Эго и СуперЭго. В младенчестве первостепенную роль играет «оно», которое является инстинктивным влечением. С развитием младенца, появляется рациональная контролирующая часть личности – эго. Третий компонент личности, СуперЭго, возникает при интернализации и приводит к развитию совести.
В теории Фрейда, развитие является дискретным процессом, состоящим из нескольких стадий, на каждой из которых биологические силы играют центральную роль в формировании отношения ребенка к миру.
Согласно Фрейду, каждый период, который прошел ребенок оказывает сильное влияние на его взрослую личность. Несмотря на то, что не все предположения, выдвинутые Фрейдом, подтвердились, события, которые происходят в младенчестве и детстве оказывают определяющее влияние на дальнейшее развитие- это и есть основной вопрос в теме детского развития.
В дальнейшем ученики пришли к уменьшению акцента на инстинктах и усилению внимания к последствиям социального опыта.
Теорию стадий развития разработал Эрик Эриксон, она построена вокруг основных личных и социальных задач, которые необходимо решать на каждой стадии развития.
Подводя итоги можно сказать, что психодинамические теории помогли сформировать многие проблемы детской психологии.
Спасибо за статью. Конечно же я слышала об учении Фрейда, но очень глубоко с этим не знакома. В статье я поближе познакомилась с теорией Фрейда о развитии, о том какие стадии выделяет он и его ученик Эриксон. Для Фрейда развитие было прерывистым, состоящим из ряда дискретных стадий и управляется оно бессознательными влечениями и инстинктами. Он подчеркивал роль биологических базовых потребностей. Фрейд делил стадия развития на- оральную(младенчество), анальную( с года до 2х),фаллическую(3-5 лет), латентную (6-12 лет), генеральную (12-18 лет). В отличие от Фрейда, Эриксон пошел дальше и выделил стадии развития на всем жизненном этапе и делал уклон на культурные, нежели биологические факторы развития.
Данная статья для меня о стадиях развития по Фрейду и Эриксону. Как оказалось Эриксон взяв за основу теории своего учителя , создал и расширил свою ,охватив ей всю жизнь , а не только детство.
Удивила часть в которой описанно что мальчики от 6ти лет не » дружат» с девочками из за страха перед сексуальными эмоциями. От того и друзья того же пола. Это по Фрейду.
Интересно и захотелось прочитать про восемь стадий развития по Эриксону. Как не странно, именно про этого ученика Фрейда я не слышал.
В личном плане провел паралели с развитием сына. Немного по другому посмотрев на его реакции, поведение, отношение к разным вещам. Закралась мысль, а у нас с ним есть это «Соревнование за внимание Мамы»?.
По теории фрейда наши действия , поступки , мысли зависят от продуктивности периода ( оральный, анальный и тд). Неужели моё курение как то связано с этим)?!
В профессиональном плане заметил, что очень много зависит от повествующего и темы. Данная статья например крепко засела в голове с первого раза дав много идей для мысли и пробудила интерес к этим теориям. Тем самым помогла с составлением надеюсь качественного комментария.
Спасибо.
Спасибо за статью. До ее прочтения не была так хорошо знакома с теорией стадий развития Эрика Эриксона. Ее основное отличие от теории Фрейда в большей значимости социальных аспектов, влияющих на развитие ребенка, а так же задачах, которые ему необходимо решать. Так же его теория охватывает все этапы жизни человека, а не только детский возраст.
Так в юношестве по Эриксону задача состоит в том, чтобы установить близкие отношения с другим взрослым. Следующая стадия когда основное внимание уделяется рождению и воспитанию детей. Целостность эго против отчаяния — размышление о своих прошлых достижениях и неудачах.
Эта информация полезна для общего развития и позволяет задуматься о том на какой стадии находишься и какие проблемы пытаешься решать.
Из статьи я узнала о теории З.Фрейда, где структура развивающейся личности состоит из трех частей: Ид (Оно), Эго и Супер- Эго (Сверх-я). Тот факт, описанный в статье, что младенцем руководит инстинкт, заставил меня вспомнить, что, действительно, когда моя дочь была совсем маленькая (до 3-4 месяцев) для ее успокоения мне было достаточно накормить ее.
Мне статья близка, понятна и интересна, поскольку у меня еще свежи в памяти дискретные стадии развития ребенка, т.к. они были не так давно. На самом деле на первом году жизни мой ребенок тянул в рот все, что только можно представить. Ее не волновали вопросы чистоты предмета или уместности этого поведения, как только моя дочь видела новый «неопознанный предмет» в поле своего зрения, он рано или поздно оказывался у нее во рту. Педиатр объясняла это тем, что ребенок так и никак иначе познает мир. Из статьи же я узнала, что, к тому же, ребенок на первом году жизни получает удовольствие от поведения, связанного с оральной деятельностью. Период с горшком у меня также четко отложился в памяти. Что касается следующих этапов, то моему ребенку это только предстоит, поэтому, в личном плане, информация о важности прохождения ребенком каждого периода для его дальнейшей взрослой жизни является ценной для меня, как родителя.
В результате прочтения статья я узнал об основных положениях психодинамической теории Фрейда, а также его последователя Эриксона. Так, согласно Зигмунду, структура личности состоит из трех компонентов: Ид, Эго и Супер-эго. Ид (оно) в основном проявляется в младенчестве, раннем возрасте, когда ребенок сконцентрирован только на удовлетворении базовых потребностей, Оно отвечает за проявление инстинктов, естественной природы человека. Позднее формируется Эго, которое помогает удовлетоврять потребности ребенка с помощью социальных навыков. А Супер-эго, в свою очередь, формируется, когда ребенок осваивает общественные и семейные роли, ценности, в результате их принятия формируется совесть.
Из статьи я узнала о психодинамической теории Фрейда и Эриксона. В своей теории Фрейд опирался на изучение младенческого и подросткового возраста. Он считал, что наибольшее влияние на человека оказывают именно эти стадии развития. Также он выделял влияние инстинктивной и бессознательной мотивации. Эриксон же уделял большое внимание культурным факторам. Он определил три дополнительные стадии развития, которые охватывают взрослые годы. Было интересно, что подход Фрейда восприняли скептически и посчитали радикальным. Обе теории помогают в изучении детской психологии. Определяют важность влияния раннего опыта на последующее поведение человека, а также важность культуры в развитии детей.
Из статьи я узнала, что приводит к развитию совести, оказывается совесть начинает формироваться ещё в детстве, при этом на неё влияют как врождённые факторы, так и жизненный опыт. Роль совести для ребёнка играют родители – они наказывают и поощряют его, давая понять, какое поведение для него является желательным. Раньше я не задумывалась над тем откуда и когда у людей появляется совесть.
Оказывается, Фрейд назвал её Сверх-Я, которая предписывает человеку определённые внутренние запреты и требования, играет роль морального и нравственного ограничителя. Я узнала, что с точки зрения Фрейда, ребенок проходит в своем развитии ряд психосексуальных стадий, а теория Эриксона – это теория психо-социального развития, она включает восемь стадий развития. Теория не ограничивается детством, в ней рассматривается развитие личности в течение всей жизни, для взрослого и зрелого возраста характерны свои кризисы.
В личном и профессиональном плане, думаю, что знания особенности каждого возраста, помогут легче определиться с целями, задачами того или иного периода.
Статья заставила меня задуматься о доверии, всегда ли доверие это из детства? Да, степень доверия ребенка к окружающему миру зависит от проявляемого внимания, любви значимых взрослых, но, наверное, степень доверия или не доверия может изменяться на протяжении всей жизни.
Благодаря материалам данной статьи я познакомилась с теориями Фрейда и его последователя Эриксона. Фрейд во главу угла ставил инстинкты и бессознательное. Личность по его теории состоит из Ид (Оно), Эго и Супер-эго (Сверх-Я). Роль каждой из этих трех частей меняется в процессе развития ребенка при переходе от инстинктивных влечений через формирование Эго (или Я) к принятию социальных ценностей и морали. Новый для меня термин — интернализация, т.е. усвоение чужого поведения и принятие, перевод его в свое), приводит к развитию совести. Наша психика — единое образование, три уровня которого — оно, я и сверх-я сбалансированы между собой. Дисбаланс приводит к неврозам.
По Фрейду ребенок проходит несколько стадий развития, каждой из которых движут свои потребности — оральная, анальная, фаллическая, латентная и генитальная. Как ребенок прошел каждый из этапов взросления влияет на его личность, фиксация на каком-то из периодов развития ведет к психологическим проблемам во взрослой жизни. Последователи Фрейда пришли к уменьшению роли инстинктов в сторону усиления влияния социального опыта. Теория стадий Эриксона охватывает всю продолжительность жизни человека и построена на необходимости решения личных и социальных задач на каждой возрастной стадии. Теория Эриксона меня заинтересовала, планирую поглубже ее изучить. Считаю, что в консультировании необходимо руководствоваться совокупностью разных теорий, не только этими двумя, для получения более полной картины, пазл может состоять из сотен кусков.
Спасибо за статью!
Из нее я узнала, что такое интернализация. Это усвоение внешних форм чужого поведения и перевод их во внутренние установки.
Интересно было узнать, что для Фрейда структура развивающейся личности состоит из трех взаимосвязанных частей: Ид (Оно), Эго и Супер- Эго (Сверх-я). Роль, которую играет каждый из этих трех аспектов личности, меняется в процессе развития по мере того, как младенец, который в значительной степени находится под контролем инстинктивных влечений, постепенно становится более рациональным и ориентированным на реальность.
Удивило то, что У мальчиков возникает эдипов комплекс, который состоит из сексуального чувства к матери и ревности к отцу, а также соперничества с ним за материнское внимание. Девочки с комплексом Электры испытывают сходную динамику по отношению к своим родителям, но в меньшей степени, чем мальчики. Согласно Фрейду, то, как ребенок прошел каждый из периодов, окажет глубокое влияние на его взрослую личность. Например, младенцы, у которых есть неудовлетворенные потребности в оральной стимуляции, могут с большей вероятностью курить во взрослом возрасте. Или малыши, которых очень рано приучили к туалету, могут быть навязчиво озабочены опрятностью и чистотой.
Статья очень полезная.
Из статьи я узнал о психодинамической теории развития, основателем которой был Фрейд. Фрейд рассматривал идею удовлетворения инстинктивных потребностей, но ограничивался стадией подросткового возраста. Узнал, что структура развивающейся личности состоит из трех взаимосвязанных частей: Ид (Оно), Эго и Супер-Эго. Удивило, что подход Фрейда восприняли скептически и посчитали радикальным. Информация, полученная из этой статьи, дает мне больше понимания в психологическом и педагогическом плане. Эта информация будет полезна для меня в личностном плане, помогая мне лучше понимать и взаимодействовать с детьми. Так же эту информацию можно применить в своей профессии тем, кто работает с детьми и помогает им развиваться. После прочтения статьи меня натолкнуло на мысль о том, что важно уделять больше внимания эмоциональному состоянию детей и их мотивации. Это может помочь создать более эффективные методики обучения и стимулировать интерес к процессу обучения.
Спасибо за интересную статью. В этой статье я узнала о теории стадий развития Зигмунда Фрейда и его ученика Эрика Эриксона. Меня удивила стадия с 3 до 5 лет, когда ребёнок испытывает ревность к родителю противоположного пола и соперничает с другим родителем. Теория Эрика Эриксона мне более понятна, чем теория Зигмунда Фрейда. Также интересно, что в теории Эриксона рассмотрен еще и взрослый возраст. Соотнести своё детство со стадиями достаточно сложно, а вот отследить на какой стадии я сейчас очень интересно. В профессиональном плане эта статья дала мне возможность изучить две теории развития. В личном плане я могу попробовать отследить эти этапы взросления на своих племянниках и лучше понимать детей. Эта статья натолкнула меня на мысль о том, что существует много интересных теорий, которые мне бы хотелось изучить более подробно.
Из статьи я узнала о психодинамических теориях З.Фрейда и Э.Эриксона. Эти теории внесли вклад в развитие детской психологии. Согласно этим теориям человек проходит определённые возрастные стадии развития. На развитие оказывают влияние различные факторы. Статья полезна родителям тем, что они могут оценить, как развивается их ребенок и понять, что с ним происходит, на что обратить внимание в воспитании. И в соответствии с этим корректировать свое поведение, свои реакции с ребенком, тем самым оказывая влияние на его развитие и формирование его личности. В профессиональном плане теории могут помочь психологу оценить развитие человека, что на него повлияло, найти возможную причину проблемы клиента.
Спасибо за статью! Интересно посмотреть на несколько вариантов взглядов классиков психологии на развитие ребенка. Конечно, на данном этапе развития науки психологии, мы можем говорить о более качественных представлениях и методиках работы с детской психологией. Однако не может не заинтересовать, как старые классические постулаты интегрируются с современной реальностью. Фрейд уделял внимание внутренней, бессознательной, инстинктивной форме развития ребенка. Что с инстинктами надо работать с точки зрения их подавления, т.к именно их выход дает нам человека «зверя». Эриксон же считал, что социальная среда, культура и гуманизм — вот постулаты на которые стоит опираться тогда, когда речь заходит о формировании психики.
Из статьи я узнала о психодинамической теории личности, которая анализирует поступки личности исходя не только из сферы сознания, но и глубинной структуры подсознания, выделяя потребности в качестве движущего поступками фактора. Новой информацией для меня стало то, что структура развивающейся личности состоит из трех взаимосвязанных частей: Ид (Оно), Эго и Супер- Эго (Сверх-я). Меня удивило, что младенцы, у которых есть неудовлетворенные потребности в оральной стимуляции, могут с большей вероятностью курить во взрослом возрасте, а малыши, которых очень рано приучили к туалету, могут быть навязчиво озабочены опрятностью и чистотой. Так же я отметила для себя информацию о комплексе Электры, который заключается в неосознанном влечении девочек к собственному отцу и враждебности к матери и соперничестве с ней за внимание отца и о Эдиповом комплексе, который состоит из сексуального чувства к матери и ревности к отцу, а также соперничества с ним за материнское внимание.
Мне было очень интересно изучить краткое изложение теории Фрейда. Развитие управляется бессознательными влечениями и инстинктами. человек формируется научаясь удовлетворять базовые потребности — и сходя из этого Фрейд выделил этапы развития ребенка. структура личности опирается на взаимодействии трех частей: Оно (инстинкты) , Эго (контролироль) и Супер- Эго (Сверх-я, совесть). не все предположения Фрейда о развитии подтвердились, но он ввел основу, согласно которой, события в младенчестве и детстве могут оказывать определяющее влияние на дальнейшее развитие.
в статье теорию Фрейда сравнивают с теорией его ученика Эриксона. Эта теория охватывают всю продолжительность жизни. При этом Эриксон гораздо больше внимания уделял культурным факторам влияния на развитие. Его теория построена вокруг основных личных и социальных задач, которые необходимо решать на каждой стадии развития, а не вокруг способов удовлетворения инстинктивных потребностей.
я отметила, что с каждым этапом развития зависимость от взрослых становится меньше и формируется знание о возможностях собственного «Я». И освоение знаний о своей устойчивости и независимой силе дают основу для дальнейшего взрослого функционирования личности. А если какой то этап пропущен -его можно встроить терапией.
Благодарю за статью. С психодинамическими теориями была знакома ещё до прочтения данной статьи, так как изучала это ы университете. Вспомнила термин интернализация — это когда мы перерабатываем поведение других людей и переводим их во внутренние установки.
Теория Фрейда подразумевает под собой опору на 3 составляющие: Ид, Эго и Супер-Эго. Рассматривая эти три компонента, можно раскладывать как-либо жизненные ситуации, выделяя потребность человека, усвоенные механизмы поведения, ценности и жизненную мораль.
Также, для практического психолога важно понимать психологию стадий развития человека, ведь в каждом периоде нами движут разные мотивы, разная деятельность и социальные взаимодействия.
В практической деятельности информация полезна для установления возможных механизмов поведения человека в связи с социальной ситуацией развития. Также, можно увидеть возрастные особенности психики, а также дать корректные рекомендации.
Информация полезна для меня, как для будущего родителя. Многие стадии показывают, что поведение очень маленьких детей может быть нормой, даже если для взрослых оно кажется неприемлемым.
Статья заставила задумать о том, насколько же сильно может влиять на нас события детства, даже если они произошли в том возрасте, который мы не можем помнить.
Благодаря статье, я узнала о теории Фрейда и его ученика Эрика Эриксона. Не смотря на то, что процесс развития, как известно из прошлой статьи, непрерывен, в обеих теориях развитие имеет прерывистый процесс, то есть проходит определённые этапы и то как ребёнок с младенчества проходит эти этапы встречи с окружающей средой, социумом, формируется соответственное отношение к жизненным событиям и первая реакция, так формируется личность. Разница в теориях: теория Фрейда акцентируется на подростковом периоде и инстинктивной бессознательной мотивации, теория Эриксона охватывает всю жизнь и акцентируется на личных и социальных задачах, которые решает ребенок. Есть ощущение, что эти теории неразрывно связаны и возможно ребенок идёт по пути обеих теорий. Я много раз видела ревность у ребёнка одного родителя к другому, теперь я знаю что это «эдипов комплекс»(у мальчиков), или «комплекс Электры»(у девочек), и это третья фаза развития по теории Фрейда. Меня удивил механизм 4 этапа, латентного периода, промежуточный этап, в который происходит переход от семьи к сверстникам, полученная информация о половой идентичности как будто перезагружается, переформатируется и уже уместно направляется на сверстников противоположного пола. В профессиональном плане выделила для себя что эти этапы как маркеры предопределенности личности. Так в 8 этапе теории Эриксона «целостность эго против отчаяния», я понимаю как вероятность отчаянного поведения и нестабильности при пропуске этапа или сбое на каком-то участке или нескольких, что приводит внутренним конфликтам и барьерам, неполноценности.
Благодарю за статью!
В данной статье мы видим описание двух теорий развития: первая принадлежит Зигмунду Фрейду, она описывает оральную, анальную и фаллическую стадии развития ребенка; вторая — его ученику Эрику Эриксону, который несколько расширил периоды развития личности и исследовал также взрослых людей. Согласно Фрейду только младенческий возраст и детство формируют личность, а Эриксон описывает еще три дополнительные стадии развития, которые описывают уже взрослого человека : близкие отношения между взрослыми — «близость против изоляции», «генеративность против застоя» — этап рождения воспитания детей и «целостность эго против отчаяния» — заключительный этап развития личности.
В статье познакомилась с психодинамической( как потом прочитала психоаналитической) теорией развития и ее основополагателями З. Фрейдом и Э.Эриксоном. Вспомнила, что по Фрейду личность состоит из Оно, Эго и Супер-эго и что развитие по Фрейду управляется бессознательным влечением и инстинктами ( вспомнила про коллективно-бессознательное и » оговорочка по Фрейду»). Узнала откуда берется совесть у человека. Согласно этой теории развитие человека состоит из отдельных стадий. По Фрейду их 5( оральная, анальная, фаллическая, латентная и генитальная). Эриксон добавил еще 3, которые происходят с человеком после 18 лет: юность, молодость, зрелость. Нарушение развития на каждой из стадий ведет к появлению проблем на последующих стадиях и откладывает отпечаток на всю жизнь человека. В личном плане, не пойму на какой из стадий с формированием моей личности произошла поломка, надеюсь в ходе обучения разобраться. В профессиональном плане, теории развития дополняют друг друга и вносят вклад в понимание человека.
Новое стало следующее: структура развивающей личности и из чего она состоит: Оно, Эго и Сверх-Я. Да и вообще основательнее познакомилась с психоаналитической теорией Фрейда. Новое понятие стало интернализация, которая приводит к развитию совести. Крайне удивило, что дети(исходя из теории Фрейда)чьи оральные стимуляции могли быть не удовлетворены- во взрослом возрасте курят, а те ети, родители которых слишком рано приучили к горшку- могут быть излишне озабочены опрятностью и чистотой. (обязательно проверю эту теорию на своих близких). Далее, познакомилась с «самым влиятельным учеником Фрейда» Эрика Эриксона, который на основе теории Фрэйда сделал свою более продвинутую, добавив несколько этапов жизни. В профессиональном плане информация из прочитанной статьи понадобиться мне для того, чтобы быть теоретически более подкованной и прокаченной в эрудиции в области психологии. В личной сфере мне информация подойдет для того, чтобы быть осведомленной в воспитании своего ребенка. И понадобится, что если будут возникать какие-то «неловкие» моменты, быть к этому готовой. Вывод: важна не только практика, но и теория, особенно которая касается детского формирования личности.
В профессиональном плане данная информация дает мне понимание, что есть этапы развития, на которых происходят определенные процессы с точки зрения психодинамических теорий.
При обращении родителей и детей для консультаций, может быть полезно понимать, что происходило с ребенком на той или иной стадии развития.
Другим важным выводом из статьи для меня является то, что по-умолчанию ребенок действует инстинктивно, по принципу удовольствия. Затем подключается рассудочная часть мозга. А затем уже усвоение социальных норм и перевод их во внутренние установки. То есть среда социализации оказывает ключевое влияние на то, какие нормы будут интернализированы. Это говорит мне о том, что глядя на поведение человека, можно сделать выводы о среде, в которой он социализировался.
В личном плане эта информация делает для меня акцент на том, что первый год взросления ребенка (а моему сыну почти 5 месяцев) является стадией «базового доверия миру». От того, будут ли его потребности удовлетворены и будет определено чувство базового доверия. Очень важный период, восполнить который, судя по психодинамическим теория, не представляется возможным.
Из данной статьи я узнала о теориях развития психики у детей Зигмунда Фрейда и его последователя-ученика Эрика Эриксона. Фрейд уделял внимание развитию психики у детей дошкольного возраста. Я считаю, что все базовые установки человек получает именно в этом возрасте, примерно до 7 лет. Но Фрейд основывался на биологических потребностях человека, в то время как его последователь-ученик Эриксон, в своих исследованиях брал за основу не только биологические потребности, но и культурную область развития. Для себя я отметила, что описанные Фрейдом периоды, точнее если в этот период «пошло что-то не так», то они оказывают влияние во взрослой жизни. Пример,что если в оральной стадии не удовлетворились потребности, то ребенок во взрослой жизни может курить. На себе я это испытала. Но в детстве у меня с отцом не сложились отношения должным образом и теперь мне сложно строить отношения с мужчиной.
Из статьи я больше узнал о теории психоанализа Фрейда. Я раньше только слышал о ней и не вдавался в подробности. Классификация оно-я-сверхъя напомнила мне о практике работы с субличностями. Тот факт, что Фрейд постоянно переосмысливал свою теорию, означает для меня, что он действительно был ученым, для которого истина была важнее достижений. Также я узнал о стадиях развития по Эриксону. Я увидел, что у Фрейда стадии основаны на биологических аспектах, они сугубо материальны. У Эриксона участвуют социальные факторы. Я подумал о том, что любые научные классификации, описывающие одни и те же явления — это взгляды под разным углом. Так что в любом случае, везде можно увидеть что-то новое и уникальное. Статья дала мне ощущение, что разность мнений в науке уместна и полезна.
Благодаря прочтению статьи я ознакомилась с одной из теорий Фрейда о развитии психики. По Фрейду структура психики состоит из «Оно», «Эго», «Супер -эго». Роль из этих каждых аспектов личности меняется по мере того, как младенец знакомится с реальностью. Например, изначально младенец живёт только из принципа удовольствия. (Оно)
По мере развития в ребенке начинает появляться рациональность, и тогда начинает проявляться контролируемая часть, или Эго. Эго пытается удовлетворить потребность, в исходя из правил общества.
Последний аспект личности, Суперэго, возникает, когда ребёнку становится ясна родительская мораль, роль и ценности. Это принятие, или интернализация приводят к развитию совести.
С точки зрения Фрейда развитие младенца это непрерывный процесс, который характеризуется следующими фазами:
1.Оральная стадия.
2.Анальный этап.
3.Фаллическая стадия.
4.Латентный период.
5.Генитальная стадия.
Фрейда уверен, что в зависимости от успешности прохождения того или иного периода у ребенка, можно сказать о дальнейшей взрослой жизни.
В статье напомнили мне о теории З. Фрейда и Эриксона, которые я уже знала, но интересно было их в статье узнать в сравнении. Из статьи стало понятно, что Фрейд и его теория : Эго, Супер Эго, Ид- основана на удовлетворении биологических, первых потребностях и описывает развитие до подросткового возраста, теория Эриксона включает ещё социализацию или внешнее воздействие на человека и описывает развитие до конца жизни. Из статьи так же узнала , что недоразвитостью определённой стадии у ребёнка, может негативно повлиять на будущее развитие: например не достаточное развитие оральной стадии в более зрелом возрасте проявляется в желании курить, т .е. по мнению Фрейда , для успешной личности важно пройти все стадии взросления успешно, что бы быть полноценной личностью. Интересно стало, что в то время это было инновационным открытием, а в дальнейшем ученики Фрейда добавили, что развитие зависит не только от внутренних психических процессов, в так же от воздействия внешних факторов. В практической направленности из статьи можно взять много , например наблюдение в поведении ребёнка, что бы избежать им Эдипова комплекса или Электры.
Психодинамич теория Фрейда полностью знакома Работала в Германии и Австрии изучила труды полностью по — немецки Спасибо за напоминание Применяю с удовольствием
Пронаблюдала на сыне все этапы взросления и станоаленич Господин Фрейд прав
Спасибо за статью.
В данной статье я познакомилась с теорией Зигмунда Фрейда, по мнению которого, структура развивающейся личности состоит из трёх частей. На каждой стадии человек занимается удовлетворением определённой потребности. Так, к примеру, бывает, что родители выражают недовольство по отношению к своему ребёнку 6-12 лет, тогда когда теряют авторитет и влияние над ним.
Я познакомилась с психологической структурой развивающейся личности, она состоит из трех взаимосвязанных частей: Ид (Оно), Эго и Супер- Эго (Сверх-я).
Я считаю, что базовые знания и теории важно знать для возможности увидеть что-то новое уже у современных теоретиков.
Благодарю за статью! В статье написано о Зигмунде Фрейде , который произвел революцию в представлениях общества о мотивации личности. Он выдвинул свою психоаналитическую теорию, сделав акцент на значимости роли дошкольного возраста в развитии личности, а также огромной роли инстинктивной и бессознательной мотивации.
Развитие по Фрейду управляется бессознательными влечениями и инстинктами. Он подчеркивал роль биологических базовых потребностей таких , как секс, агрессия, голод, отношение к которым формируется в результате встреч с окружающей средой, особенно с членами семьи. Для Фрейда структура развивающейся личности состоит из трех взаимосвязанных частей: Ид (Оно), Эго и Супер- Эго (Сверх-я). Роль, которую играет каждый из этих трех аспектов личности, меняется в процессе развития. Согласно Фрейду ребенок проходит определённые периоды взросления, которые оказывают глубокое влияние на его взрослую личность.
Фрейд постоянно пересматривал свою теорию, а его последователи пришли к уменьшению акцента на инстинктах и усилению внимания к последствиям социального опыта. Достаточно подробно это рассмотрел его ученик-последователь Эриксон, который гораздо больше внимания уделял культурным, нежели биологическим факторам влияния на развитие.
Спасибо за статью. Благодаря статье я познакомилась с психоаналитическими теориями Зигмуда Фрейда и Эрика Эриксона. Фрейд рассматривал только детский возраст, в то время как Эриксон рассматривал весь период жизни. Фрейд рассматривал влияние инстинктов на развитие и становление личности, а Эриксон больше внимания уделял культурным, нежели биологическим факторам. Я познакомилась с таким понятием , как интернализация- усвоение внешних форм чужого поведения и перевод их во внутренние установки. Меня впечатлил тот факт, что психодинамические теории помогли сформировать многие проблемы в современной детской психологи. В профессиональном плане было полезно узнать о психодинамических теориях Фрейда и Эриксона, а так же о их различиях. В личном плане для меня будет интересно наблюдать все эти этапы взросления у моего ребенка и лучше понимать его.
Спасибо за статью! Я узнала содержание психоаналитической теории З. Фрейда, в соответствии с которой дошкольный возраст имеет огромную роль в развитии личности, которое управляется бессознательными влечениями и инстинктам, т.е. бессознательной мотивацией. Узнала также три аспекта развивающейся личности и новое понятие интернализация — это усвоение внешних форм чужого поведения и перевод их во внутренние установки, когда ребёнок принимает родительскую или общественную мораль. Дискретные стадии развития ребёнка определены развитием биологических процессов, корректность прохождения которых (т.е. уровень удовлетворенности описанных физиологических процессов) оказывает глубокое влияние на взрослую личность. Отрадно, что как сам Фрейд, так и его последователи постоянно пересматривали эту теорию.
Так Э.Эриксон дополнил стадии развития за пределами подросткового возраста , охватив всю продолжительность жизни человека, усилив внимание к последствиям социального опыта на каждом этапе развития. В профессиональном плане статья поможет мне при выявлении и идентификации детских травм, влияющих их на взрослую жизнь. В личном плане я отразила, на каких этапах развития я травмировала своего сына.
В данной статье я узнала, о теориях развития детей по Фрейду и Эриксону от младенца, до взрослого человека. Особой разницы в них я не увидела, они написали об одном и том же, но синонимами. В целом, статья мне показалась интересной в том, что есть возможность отслеживать поведения по этапам в развития ребенка, что поможет понять его трудности и помочь тем самым пройти ему сложные адаптационные периоды в жизни. В очередной раз сталкиваюсь с тем, что от того, как родители относятся к базовым потребностям ребенка, как они их распознают, у детей формируется доверие к миру и это влияет на их дальнейшее развитие и получение опыта. В настоящее время сталкиваюсь с подростками и наблюдаю их поведение, которое можно объяснить описанными в статье этапами. Спасибо за статью! Обязательно обращусь к ней, когда появятся свои дети)