Для достижения результатов значение имеют:
А) изменение контекстов, в которых дети выполняют интеллектуальные задачи;
Б) изменение способности детей интерпретировать свои достижения.
В школах, по мере взросления детей, все больше внимания уделяется конкуренции и меньше похвале и индивидуальной поддержке. Эти контекстные изменения повышают вероятность того, что некоторые дети начинают беспокоиться о своих способностях и проявлять мотивационные трудности (Eccles & Midgley, 1989).
Одно из исследований показывает изменения, которые происходят в окружающей среде детей, когда они поступают в неполную среднюю школу (Eccles & Midgley, 1989; Eccles, Lord, & Midgley, 1991; Henderson & Dweck, 1990). Дети часто испытывают снижение мотивации, интереса и уверенности в себе после поступления в среднюю школу. В результате чего у них падает интерес, уверенность в себе и оценки. В то же время подростки начинают больше тревожится о видимых результатах их деятельности (оценки), чем об истинных знаниях. Тревога перед тестированием становится привычным явлением. Экклс и его коллеги нашли несоответствия между потребностями ребят и тем, что им может предоставить стандартная средняя школа в средних классах. В исследовании, которое длилось 2 года, приняли участие 1350 учеников. Все они переходили из шестого класса в седьмой. Результаты опроса были дополнены опросами учителей, а также регулярным наблюдением ученых за тем, что происходит непосредственно в классе. Исследование показало, что учителя седьмого класса в большей степени, чем учителя шестого класса, уделяют внимание контролю и дисциплине и считают детей ненадежными. Помимо этого, учителя седьмого класса менее эффективно влияют на обучение. Наблюдатели и ученики описали учителей седьмого класса как менее дружелюбных, менее справедливых и менее поддерживающих, чем учителя шестого класса. Более того, в седьмом классе была отмечена тенденция к увеличению сравнения способностей учеников и их оценок, в то время как индивидуальное обучение значительно сократилось.
Как эти контекстные изменения повлияли на учеников? После того, как дети перешли от учителя шестого класса, который был уверен в своем профессионализме, к учителю седьмого класса, который чувствовал себя менее профессиональным, у них снизились ожидания в отношении собственной успеваемости. В целом, при смене учителя дети стали более негативно оценивать свою успеваемость. Интерес учеников к предмету снижался, когда учителя младших классов средней школы были менее благосклонными и более контролирующими, чем учителя начальной школы. Оба набора эффектов были более выражены для учеников с низкой успеваемостью. Наконец, когда учителя седьмого класса стали больше контролировать класс, чем учителя шестого класса, и предоставили детям меньше свободы в принятии решений, интерес учащихся к предмету области снизился. Экклс и ее коллеги утверждают, что подростковый возраст — это время, когда детям нужна эмоциональная поддержка и возможности для принятия самостоятельных решений. Средние классы школы с меньшей вероятностью удовлетворят эти потребности, чем начальные классы. Это несоответствие между потребностями детей и условиями, в которых они должны работать, по-видимому, способствует снижению мотивации к достижениям.
Подводя итог, можно сказать, что исследования мотивации достижений показывают, что эмоции и убеждения могут играть важную роль в академической успеваемости, начиная уже с дошкольного возраста. Более того, изменения в условиях успеваемости могут отрицательно сказаться на интересе детей к академическим задачам, а также на их успеваемости. Интеллектуальные способности зависят не только от «природных» способностей. Различные эмоциональные и мотивационные факторы влияют на успеваемость детей при выполнении академических задач на протяжении всего развития. Половые различия в мотивации и самооценке также могут повлиять на достижения.
Главный вопрос при обсуждении интеллекта и достижений связан с вмешательством и предотвращением. Учитывая, что многие экологические и мотивационные факторы, такие как бедность, взаимодействие в семье и убеждения, способствуют интеллектуальному функционированию ребенка, логично поставить вопрос: «Возможно ли устранить эти факторы и улучшить интеллектуальное функционирование детей?». Когнитивные интервенционные исследования призваны ответить на этот вопрос.
Исследования когнитивных вмешательств
В последние несколько десятилетий появилось множество компенсаторных образовательных программ, направленных на улучшение развития детей с ограниченными умственными или финансовыми возможностями. Часть программ предназначены для предотвращения когнитивных нарушений у детей дошкольного возраста, другие являются лечебными (коррекционными) и ориентированы на детей школьного возраста, у которых уже имеются проблемы с обучением. Более того, в некоторых программах акцент делается на обучении конкретным навыкам (обучение чтению, счету и письму, пополнение словарного запаса). В других программах основное внимание уделяется обучению общим стратегиям решения проблем, коммуникативным моделям и принципам логического мышления, которые могут быть полезны в самых разных областях. Третьи программы направлены на изменение эмоций, самооценки и мотивацию достижения. Head Start является одной из наиболее известных программ когнитивного вмешательства для дошкольников США с тяжелыми экономическими ограничениями. Программа начата в 1965 году и финансируется из федерального бюджета. Она предоставляет детям интенсивную дошкольную программу в сочетании с социальными услугами, медицинскими и диетическими мероприятиями.
Почти все программы вмешательства и профилактики смогли дать прирост успеваемости детей (не всегда долгосрочный). Дети, посещавшие Head Start до детского сада, при поступлении в детский сад были более продвинутыми, чем одногруппники по нескольким показателям когнитивного и социального развития. В первом классе дети, которые посещали Head Start, продолжали демонстрировать когнитивные достижения (Lee, Brooks-Gunn, & Schnur , 1988; Lee, Brooks-Gunn, Schnur , & Liaw, 1990). Также были изучены долгосрочные эффекты. Обзор последующих четырнадцати долгосрочных исследований показал, что дети, которые участвовали в проектах дошкольного вмешательства в 1960-х годах, могут иметь отсроченные положительные эффекты вмешательства (Lazar & Darlington, 1982). В более поздних классах начальной или средней школы, дети из программы вмешательства получали более высокие баллы по арифметическим тестам и тестам по чтению, а также по тестам IQ, по сравнению с одноклассниками. Кроме того, эти дети реже оставались на второй год или попадали в классы специального образования. В подростковом возрасте эти дети чувствовали себя более компетентными. Многие из них бросали школу и поступали в колледж. Несколько долгосрочных исследований подтверждают пользу программы (Seitz, Rosenbaum, & Apfel, 1985; Seitz, 1990).
Наиболее успешными являются программы:
- в которых основное внимание уделяется внутрисемейным отношениям, а также помещение ребенка в благоприятную образовательную среду (Slaughter, 1988);
- когда родители с низкими доходами активно участвуют в образовании своих детей;
- когда специалисты обучают матерей самостоятельной работе со своими детьми на дому.
В некоторых случаях оказалось перспективно менять экологию семьи. Например, семьи, где дети подвергаются высокому риску когнитивных проблем, часто не могут извлечь выгоду из обучения. Семьи, находящиеся в тяжелом стрессе и в экономически неблагополучной ситуации, могут тратить все свое время и энергию только на то, чтобы выжить. В их жизни слишком много факторов неблагоприятной реальности. Недостаточная жилплощадь, нехватка денег или безработица, не дают им ставить в приоритет улучшение практики ухода за детьми (Horowitz & Paden, 1973 Stipek & McCroskey, 1989). Таким образом, наиболее успешные программы изменили ситуацию семейной жизни, помогая семьям использовать ресурсы, доступные в их сообществе, поощряя дальнейшее образование или предоставляя возможности профессиональной подготовки. Укрепление семейных отношений и налаживание функционирования семьи оказались не менее значимыми(Slaughter, 1988). Помещение маленьких детей в детский сад может быть чрезвычайно эффективным способом не только предложить ребенку дополнительную когнитивную и социальную стимуляцию, но также снять некоторый родительский стресс и позволить родителю воспользоваться возможностью работать, получать образование и поддерживать социальные отношения.
Программа раннего вмешательства Каролины (the Carolina Early Intervention Program) является одной из самых успешных. Она включает в себя дневной уход и обучение родителей. (Ramey, Lee, & Burchinal, 1989). Это структурированная, когнитивно и социально стимулирующая программа дневного ухода, которая подчеркивает развитие коммуникативных навыков, а также интенсивное обучение родителей. В исследовании эффективности этого проекта одна группа детей из группы высокого риска участвовала в проекте, а вторая (контрольная) группа не получала никакого вмешательства. В большинстве случаев дети из группы дневного ухода начали посещать дошкольный центр в 3 месяца жизни, то есть намного раньше, чем в большинстве программ вмешательства. К 12-ти месячному возрасту когнитивные способности детей из разных групп начали расходиться. Показатели IQ детей в группе высокого риска, участвовавших в программе, были выше показателей обычных детей, не участвовавших в программе. Это различие в пользу группы вмешательства сохранялось до конца экспериментального наблюдения, когда детям исполнялось 4 года. Самые низкие результаты детей в условиях вмешательства были выше результатов контрольной группы и намного выше среднего (IQ 100). В контрольной группе 39,6% детей в возрасте от 2-х до 4-х лет были отнесены к умственно отсталым (IQ 84 и ниже). В группах вмешательств эта цифра составила 8,3%. Комбинированная программа лечения предотвратила ухудшение интеллектуальных навыков, которое обычно бывает в этом возрасте у экономически обездоленных групп высокого риска. Исследователи сравнили результаты своей программы с другими аналогичными программами и заключили: «Наиболее положительное влияние на интеллектуальные результаты детей оказывают многолетние программы, с большим количеством часов и включением всей семьи »(Ramey, Bryant, Sparling, & Wasik, 1985, р. 84). В 1988 году они заявили: «Наши данные показывают, что разница IQ в 15 баллов, обычно описываемая при сравнении результатов белых и чернокожих дошкольников в США (Jensen, 1969), может быть эффективно устранены в дошкольном возрасте. Дети из группы высокого риска и социально незащищенные дети могут показывать (по крайней мере, в среднем по стране) стандартные результаты тестов на интеллект, если им и их семьям будут предоставлены дополнительные образовательные услуги и услуги по поддержке семьи »(Ramey, Bryant, Campbell, Sparling, & Wasik, 1988, тр. 17).
В нескольких исследованиях, в которых участвовали дети среднего класса, дети и их матери также извлекли пользу из опыта раннего вмешательства. Один исследователь отмечает: «Дети среднего класса прекрасно реагируют на вмешательство» (Caldwell, 1973, р. 31). Несмотря на большие финансовые возможности родителей среднего класса, далеко не все из них понимают, как создать для детей среду, которая способствует положительному академическому отношению и успеваемости в школе. Редкая семья обеспечивает идеальную среду для когнитивного развития. В целом обучающая среда в семьях с низким социальным статусом и в семьях среднего класса примерно одинакова. Возможно, многим семьям было бы полезно пройти обучение и инструктаж, которые оказались эффективными для групп, находящихся в неблагоприятном положении.
САМООЦЕНКА ДЕТЕЙ И РЕАКЦИЯ НА КРИТИКУ
Маленькие дети реже сталкиваются с неудачами в школе, чем дети старшего возраста. Они могут не так быстро, как старшие дети, распознавать неудачи. Однако вполне вероятно, что большинство детей в раннем возрасте подвергаются критике — как легкой, так и более серьезной. Как они реагируют на критику? Видят ли в критике обвинение? Могут ли они сказать, что некоторые критические замечания несправедливы, или они всегда верят критикам и приходят к выводу, что их работа некорректна? Есть ли у детей индивидуальные различия в том, как они реагируют на критику своей работы?
Хейман, Двек и Каин (1992) провели исследование в 107-ми детских садах. Они попросили детей представить себя в серии из трех ситуаций, в которых они работали над соответствующим возрасту проектом для своего учителя, а именно, рисовали семью, строили дом из кубиков или писали числа. В то же время они разыграли сказку с помощью игрушечных человечков, один из которых представлял ребенка. Каждый рассказ предполагал тщательную работу над заданием, но в каждом ребенок допускал небольшую ошибку. Например, детей просили представить ситуацию, в которой они тратят много времени, рисуя изображение семьи, чтобы подарить учителю (выбирают красивые цвета и тщательно рисуют каждого человека). Собираясь передать рисунок учителю, ребенок говорит себе: «Ой, у одного из детей нет ног». Но ребенок очень много работал над картиной и хочет подарить ее. Он говорит: «Учитель, вот вам картинка».
Некоторые истории на этом заканчивались, но некоторые продолжались критическим ответом куклы-учителя: «У этого ребенка нет ног. Это не то, что я называю правильным рисованием людей. Я разочарован в тебе». После разыгрывания истории с игрушками детям был задан ряд вопросов, касающихся их чувств к себе и своей работе. Например, они выбирали, сколько смайликов или хмурых взглядов, по их мнению, заслуживают за эту работу, и использовали изображения лиц, чтобы показать, в какой степени они чувствовали себя счастливыми, грустными и разъяренными. Они также ответили на вопросы о том, хорошо ли они справляются с задачей, насколько они умны и являются ли они хорошими людьми. Наконец, они использовали игрушечных человечков, чтобы разыграть то, что, по их мнению, могут сказать родители, и что их учитель может сделать дальше.
Дети находили воображаемые ситуации очень реалистичными. Когда не было критики со стороны «учителя», дети оценивали свою работу положительно, несмотря на небольшую ошибку. Когда «учитель» критиковал их работу, дети, реагировали по-разному. Некоторые из них продолжали считать, что работа заслуживает множества смайликов, но другие (39 процентов выборки) начинали критиковать работу и выбирали хмурый смайлик для оценки. Те дети, которые дали своей работе низкую оценку сожалели о том, что произошло. Они также могли сказать, что они не очень хорошо справлялись с этой задачей и, что еще более тревожно, они считали себя при этом глупыми и плохими людьми. При разыгрывании воображаемых родительских реакций многие подвергались критике. Например, один ребенок думал, что его родители скажут: «Как ты мог это сделать? Это задание выполнено плохо. Мне это не нравится ». Другой воображаемый ответ родителей был: «Ты очень плохой». Наконец, когда их просили разыграть, что будет дальше с учителем, они редко представляли конструктивные решения. Например, один мальчик выбросил задание.
Дети, которые сохранили свои положительные оценки несмотря на критику, представляли разительный контраст. Они, как правило, сообщали, что чувствуют себя счастливыми. Если они чувствовали негативные эмоции, они чаще выражали гнев на учителя, чем грусть. Они считали, что хорошо справились с заданием и не подвергали сомнению свою сообразительность, правильность и доброту. Многие из них считали, что родители будут хвалить их, несмотря на небольшую ошибку. Например, один ребенок представил, как его родители говорят: «Ты хорошо поработал. Я горжусь тобой ». Более того, когда его спросили, чем закончится история, более половины этих детей спонтанно предложили конструктивные решения проблемы. Например, одна девочка озвучила своего учителя фразой: «Ты хорошая девочка, но ты пропустил восьмерку ». В ответ она сказала: «Это нормально, потому что у меня не было времени». Она так же пообещала закончить задание дома. В конце игры она принесла выполненное домашнее задание довольному учителю (Heyman et al., 1992, p. 410).
Различные ответы детей, участвовавших в исследовании, служат яркой иллюстрацией реакции маленьких детей на критику. В то время как некоторые воспитанники, кажется, спокойно относятся к критике, продолжают высоко ценить себя, свою работу и придумывают конструктивные способы исправления ошибок, другие оценивают свою работу отрицательно, плохо относятся к себе и не принимают конструктивных решений. Это исследование показывает, что, во-первых, существуют важные индивидуальные различия в мотивационной реакции детей, когда они впервые идут в школу, а во-вторых, даже маленькие дети могут иметь серьезные опасения по поводу достижений. Вопрос о том, как возникают эти разные ориентации, представляет собой сложную задачу для будущих исследований.
Источник: Хейман, Г. Д., Двек, К. С., и Каин, К. М. (1992). Уязвимость маленьких детей к самообвинению и беспомощности: отношение к убеждениям о добре. Развитие ребенка, 63, 401-415.
Оригинальная статья: E. Mavis Hetherington, Ross D. Parke – Child Psychology. A contemporary viewpoint. Fourth edition, 1993
Автор перевода: Золотухина Мария Сергеевна
Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна
Источник изображения: pexels.com
Ключевые слова: детская психология, научная психология, интеллектуальное развитие ребенка, как вырастить умного ребенка, влияние родителей на интеллект ребенка, мотивация ребенка, ненастойчивый ребенок, ребенок плохо учится, реакция ребенка на критику, как ребенок реагирует на критику, как помочь ребенку с особенностями развития, как помочь ребенку учится.
Спасибо за статью. Из неё я поняла, что нормально вмешиваться ы когнитивное развитие ребенка. Как я себе это представляю. Раннее развитие это хороший подход для игры. Я так понимаю, Что смысл первой части, донести информацию о том, что нужно правильно заниматься развитием. Иметь для этого интерес и навыки. И крепкие нервы. А это как раз уже про вторую часть текста. С крепкими нервами, человек будет в первую очередь смотреть на плюсы дела, а потом искать конструктивный выход. Не будет критиковать. Когда приходит ко мне дочка с поделкой или рисунком, я её хвалю. И я вижу, как ей нравится что-то изобретать. Поддерживаю её. А если я начинаю критиковать, то и делать ей ничего не захочется. Я считаю, что если родители в состоянии обеспечить самостоятельно когненивное развитие ребенка, то это здорово. А если нет. То есть куча мест, куда можно отдать ребенка. Но при этом не забывать и естественные способности развития ребенка.
Спасибо за статью. В ней для себя обратила внимание на следующее: поведение подростка-тревожиться о видимых результатах, нежели чем об истинных знаниях. Т.е. ребёнку-подростку важно, что скажут о том, что он сделал, хотя это может вообще не отразиться о его знаниях. Ещё ответила для себя, что у подростков ожидание от собственной успеваемости зависит от профессионализма учителя. Но не совсем поняла, с чем это именно связанно. И оказалось, что в подростковом возрасте все-таки важна эмоциональная поддержка больше, чем контроль . И мне кажется, не только важна эмоциональное вовлечение учителя, но и так же родителей и других значимых родственников. Ещё в статье ознакомили с несколькими компенсаторно-образовательными программами. И ещё я согласна, что такие программы нужны не только людям низшего социального класса, а вообще всем…. говоря о восприятии критики детей-я поняла, что очень много зависит от внешней поддержки родителей и учителей. Для меня, как родителя, очень важно, чтобы мой ребёнок в дальнейшем хорошо справлялся с критикой. И мне , конечно, есть ещё над чем работать.
Оказывается, что уже в раннем возрасте у детей выявляются индивидуальные различия в их отношении к к успеху или неудаче, к критике в процессе обучения. И действительно интересно, каким образом формируются столь полярные различия, является ли ведущим фактором семейная атмосфера, так как дети ещё не посещают образовательные учреждения, наследственные реакции или другие факторы. Поскольку, отношения в семье и окружающая среда точно имеют значение в мотивации достижения детей, для себя могу сделать вывод о том, что практически с рождения ребенка родители могут принять активное участие в формировании его самооценки и реакции на критику со стороны. Я вижу в этом долгосрочный вклад в развитие ребенка, который будет способствовать его успешным достижениям в течение всей жизни.
Из прочитанного я также отметила для себя, насколько важной в учебном процессе является «фигура» учителя, его личностные качества, навыки и профессионализм. Его отношение к ученикам может способствовать повышению интереса к обучению, так и наоборот. Зная особенности психического развития ребенка, можно своевременно удовлетворять его потребности. Так, в подростковом возрасте ребенок нуждается в эмоциональной поддержке и возможности самостоятельного принятия решений, нежели в контроле и дисциплине.
Также было интересно узнать о влиянии программ вмешательств на когнитивное развитие детей, результаты которых говорят о пользе их применения. Дети, участвующие в программах вмешательств показывали более высокие результаты IQ в течение нескольких лет после завершения. Я считаю эффективным комплексное воздействие программ и индивидуальный подход к каждой семье, в зависимости от наличия проблем. Экология в семье, её социально-экономический статус, транслируемые убеждения, продуктивность мотивации, раннее начало когнитивного развития ребенка, влияние контекстных изменений — всё это влияет на формирование мотивации достижений.
Мне очень актуальна данная статья. У меня 2 сына школьника. Что я отметила для себя, что дети часто испытывают снижение мотивации, интереса и уверенности в себе после поступления в школу. У них падает интерес, уверенность в себе и оценки. В то же время подростки начинают больше тревожится о видимых результатах их деятельности ,чем об истинных знаниях. Маленькие дети реже сталкиваются с неудачами в школе, чем дети старшего возраста. Очень важно раннее развитие детей, игры. Для этого конечно требуется усидчивость, и хорошая нервная система. Конечно родители с самого рождения принимаю активное участие в развитии своих детей, формировании их самооценки, и как они в последующем будут воспринимать критику
Спасибо за статью. Когда в школе я получала плохие оценки, а это была «4», тоя считала себя глупой, плохой девочкой. А когда приходила домой, то старалась всегда придумать оправдание, почему у меня плохая оценка. То, что я волновалась или не поняла задание, или не успела выполнить — всё это не было аргументов для того, чтобы меня помиловали….поэтому меня били. Папа считал, что раз я не справилась на «5», значит я халявила, не получила знаний, ленилась. Для меня это было травматично и не логично: учит, что надо получать знания, а бьет за оценки, будто это показатель знаний. Мне хотелось, поддержки, понимания и принятия, что я не всегда идеальна. Вследствие критики, обвинений и избиений у меня сформировалась низкая самооценка, которая до сих пор меня не отпускает, я считаю себя плохой, как только ошиблась или мне сделали замечание. В такие моменты я становлюсь не обучаема, ухожу внутрь себя. Чтобы нормально воспринять критику — мне надо прям готовиться к этому, а когда она спонтанная или несправедливая (на мой взгляд) — это сразу вызывает у меня агрессию
Из статьи я узнала, что эмоции и убеждения могут играть важную роль в академической успеваемости, начиная уже с дошкольного возраста. Исследование показало, что учителя седьмого класса в большей степени, чем учителя шестого класса, уделяют внимание контролю и дисциплине и считают детей ненадежными. Также узнала про существование компенсаторных образовательных программ, которые помогают улучшить развитие детей с ограниченными умственными или финансовыми возможностями, а в особенности про программу Head Start, направленную на изменение эмоций, самооценки и мотивацию достижения. Наиболее интересной для меня стала программа Каролины, которая включает в себя дневной уход и обучение родителей. По этой программе дети получили высокий результат по тестам IQ. Это еще раз доказывает, что обучающая среда в семье очень важна и влияет на ребенка. Еще, я познакомилась с тем, как маленькие дети реагируют на критику и что они могут иметь серьезные опасения по поводу своих достижений. В моем детстве я не помню, чтобы меня сильно критиковали, скорее меня часто оставляли в одиночестве, но я постараюсь принять всю информацию к сведению, когда буду воспитывать своих детей. Спасибо за статью.
Данная статья освещает значимые факторы успеха ребенка в учебе. В очередной раз наблюдения и эксперименты показали, что важными факторами являются: отношение учителей к ученикам и их ожидания, персональный подход, эмоциональная поддержка, возможности для принятия самостоятельных решений, эмоции и убеждения самих учеников, которые, зачастую, формируются в семье при дошкольном воспитании и связаны с социо-культурными факторами. Все вышеперечисленное приводит к выводу, что не только генетика влияет на интеллектуальные способности, но и внешние факторы. Если генетику изменить не получится, то скорректировать внешние факторы — вполне реально. Для этого проводят корректирующие и обучающие работы как с детьми, так и с их родителями. Чем более ранней будет интервенция, тем лучше будут результаты. Когда я читаю статьи на эту тему, то зачастую вспоминаю надпись на табличке у входа в Стелленбосский университет, которая гласит: «Уничтожение любой нации не требует атомных бомб или использования ракет дальнего радиуса действия. Требуется только снижение качества образования и разрешение обмана учащимися на экзаменах. Пациенты умирают от рук таких врачей. Здания разрушаются от рук таких инженеров. Деньги теряются от рук таких экономистов и бухгалтеров. Справедливость утрачивается в руках таких юристов и судей. Крах образования — это крах нации.» Если в США эти вопросы хоть как-то пытаются решать, то ситуация в России больше напоминает геноцид. Я часто думаю, каким образом я могу на это повлиять и исправить. На данный момент сфера моего влияния ограничена рамками моей собственной семьи. На этом поле пока и буду работать. Как обычно, начну с себя и близких.
Из нового узнал что дети в раннем возрасте по разному воспринимают критику и каким образом на нее реагируют.Сидел читал и вспоминал себа в разных возрастных отрезках жизни.По вопросу дошкольного обучения полностью согласен,в СССР были кружки и группы продленного дня,сейчас не знаю.Я в те годы с удовольствием их посещал.Если это дошкольные годы то я мог спокойно выслушать ее или с нетерпением ждал окончания наставлений что бы переделать свою работу(тогда это было в 6-7)лет выжигание по дереву.Либо гнев на дядю когда я с ним играл в шахматы он улыбаясь говорил что я тупой в этом вопросе,пытался доказать ему и себе проигрывая очередную партию что это не так.Что касаемо школы то до 5 класса я был отличником,4 получил в завершении третьего класса.Я с восторгом ждал грамоту от директора но мне ее не дали,критики не было но я чувствовал себя раздавленным в 10 лет и никчемным,хотя усилий для учебы в школе прилагал много.Критика была позднее от учителей,родителей и сверстников в классе и на улице.Реакции и эмоции были самые разнообразные,от гнева,вины до унижения.Факт в том что я о них не говорил.Реагировал так с учителями вступал в конфликт,родных игнорировал,сверстников либо боялся,либо тоже конфликтовал.Но порой прислушивался к критике и делал шаги для того что бы в будущем так не поступать.В завершении пришла мысль что описана критика со стороны учителей?Где описана критика со стороны класса?И сверстников,большой багаж какое я чмо прилетело именно из этой среды.
Спасибо за статью. В ней ещё раз убедился, что между детьми и их воспитанием и зависимыми от химических веществ людьми нет разницы. Подход и вмешательство как в первом, так и во втором случае одинаков. И многие зависимые ориентированы не на знания о болезни, а тревожатся о том, чтобы их лишний раз не спросили или не наказали. Страх ошибиться перед учителем больше того, что человек не будет что-то знать о своей болезни зависимости. Он делает всё, чтобы угодить своему учителю, который порой сам не ориентирован на том, чтобы зависимый получил порцию знаний. То, что идёт в угоду учителю, то называется заположняк. А где человек проявляет себя так, как он жил до того, как попал в реабилитационный центр, то поведение осуждается. Человек получает по рукам, от чего пропадает дальнейшая мотивация на изменение и улучшение своего состояния. А зачем? Вдруг я ошибусь, а меня за это попугают? Или делают всё на пять с плюсом, из кожи вон лезут и «когда проваливают задание», то испытывают боль. Такая вот у меня интересная работа: вмешаться так, чтобы участвовать в жизни другого, а не властвовать. Дать понять, что акцент делать не на страхе ошибок, а что ошибки это опыт и помогать вместе проходить его.
Спасибо за статью. из статьи узнала, что в школах ученики все больше внимания уделяется своим оценкам. Ученики описали учителей как не дружелюбных, менее справедливых и менее поддерживающих. Получаются, что дети ходят в школу ходят не знаниями а за поддержкой и пониманием. У меня в голове возник диссонанс.Да поддержка важна и нужна, ну если учителя будут только хвалить, то когда учится. Я согласна с тем что дети сейчас больше ориентированны на оценки. Это я наблюдаю и у своей 7 дочери, которая ходит в 1 класс.Когда мы с ней занимаемся дома, она просит у мене поставить ей оценку. И если эта оценка будет 4 она расстраивается.Также я вспоминаю и свои школьные годы где мне важна была оценка а не знания. Помню я в школе все учила наизусть, что бы ответ был четкий и была хорошая оценка.
Спасибо за статью. Узнала. Что подростки больше тревожиться о своих результатах, чем о знаниях. Я сразу же узнала себя, мне всегда была важна оценка и не важно знаю я или нет, главное что скажут взрослые или учителя. По этому приходилось включать смекалку, а не применять знания. Успеваемость ребенка зависит и от профессионализма учителя. Я тоже отметила этот факт для себя. У меня была прекрасная, профессиональная учительница по географии. Она была очень строгой и благодаря ей до настоящего времени этот предмет я прекрасно знаю. Это объясняется для меня тем, что географию мне преподавали так интересно, что не выучить было просто невозможно. Очень важна в подростковом возрасте эмоциональная поддержка и контроль. В статье я познакомилась с несколькими компенсаторно-образовательными программами, которые помогают улучшить развитие детей с ограниченными умственными или финансовыми возможностями, а в особенности про программу Head Start, направленную на изменение эмоций, самооценки и мотивацию достижения. Также программа Каролины, которая включает в себя дневной уход и обучение родителей. Вывод из статьи я могу сделать следующий, что эмоции и убеждения играют важную роль в академической успеваемости, начиная уже с дошкольного возраста
Спасибо за статью. Исследования показали что когнитивное развитие детей зависит от условий и контекста ситуации в которой прибывает ребенок. ИНтеллектуальное развитие зависит не только от природных данных. Условия которые предоставлялись специальными социальными программами по обучению родителей. И помощи с развитием их маленьких детей показали результативность в большинстве случаев. Что доказывает тот факт когда не важно какого социального статуса и расы ребенок. Если создаются для него благоприятные условия для развития, родителями или специальными программами помощи.
Процесс развития ребенка не стоит на месте с самого раннего возраста. И если прилагать больше усилий в обучении на первом этапе это обязательно сказывается положительно в отстроченном времени. Но не все дети одинаково ориентированы на успех. Критичное отношение к себе после негативных замечаний в воображаемой ситуации некоторых детей доказывает необходимость понимания родителями своей роли в воспитании ребенка и становлении успешной личности. Не критика родителей а их поддержка в неудаче закладывает в ребенке ощущение уверенности и компетентности.
Прочитав статью я узнал, что для достижения результатов в детском возрасте, значение имеют:
1) изменение контекстов в которых дети выполняют интеллектуальные задачи;
2) изменение способности детей интерпретировать свои достижения.
По мере взросления детей в школьном возрасте, в школе всё больше внимания начинают уделять конкуренции и меньше похвале и поддержке. В таких контекстных изменениях некоторые дети начинают беспокоиться и сомневаться в своих способностях и проявляются мотивационные трудности. Когда я учился в школе у меня был любимый предмет и связана моя любовь была ни с этим предметом, а с учителем, который никогда непсиховал срывая зло на учениках, а всегда был добрый и внимательный. Учитель который любит и поддерживает своих учеников, взращивает в них уверенность в себе, спокойствие и взаимную любовь.
Спасибо.
Спасибо за статью. Главный вопрос , который меня озадачил после её прочтения, это: как вырастить умного ребёнка? Исследования показывают, что дети очень сильно зависят от внешних факторов и их развитие страдает и от обстановки в семье и от отношения к нему в школе. Особенно детям требуется эмоциональная поддержка в частности в подростковом возрасте, возникает необходимость принятия самостоятельных решений и определении своих чётких границ. Но как правило именно в средней школе повышается уровень контроль и давление на учеников. Как следствие возникает снижение мотивации. Задача семьи и педагогов развивать творческий подход в детях и давать возможность получать удовольствие от самого учебного процесса, не третируя за результат. Сильное влияние на мотивацию и успеваемость детей оказыаает экономическая ситуация в семье. Низкий доход в семье негативно сказывается на развитии детей. По этой причине были разработаны программы когнитивного вмешательства, в течение которых осуществляется экономическая поддержка семей и оказывается усиленная поддержка развитию детей. В том числе проходит обучение родителей тому, как правильно организовать среду для развития ребёнка. Иногда даже необходимо менять экологию семьи и с самого раннего возраста для эффективного развития малыша. Также вводятся компенсаторные образовательные программы.
Помимо всего прочего очень негативно влияет на детей критика, особенно в дошкольном возрасте. Редкие дети после критики продолжают чувствовать себя уверенно и вдохновленно. Это именно те дети, которым оказывается поддержка родителями. Но в России это как правило очень редкий случай. И здесь поле непаханное работы. По себе знаю, что критика встречается в разы чаще,чем похвала и одобрение. Поэтому именно воспитание родителей является начальным этапом в улучшении процесса развития детей.
Добрый день. Спасибо за статью. Из статьи я понял что образование детей влияет просто всё что их окружает и преподаватель который больше требует чем хвалит и половые отличия и мотивация с самооценкой еще бедность, экология мальчик с соседнего подъезда и дед алкаш. «Возможно ли устранить эти факторы и улучшить интеллектуальное функционирование детей?» Конечно можно! Бросить всё и начать устранять преподавателей, соседей, родственников. Хвалить и мотивировать))). Для устранения подобных факторов конечно стоит обращаться к специалистам и не пытаться всё взваливать на свои плечи ведь существует множество программ для улучшения и экологии в семьи. Родители могут научится взаимодействию с ребенком и оказывать на него положительное влияние тем самым поднимая его самооценку и мотивируя. Тут многогранная работа в которой должен быть заинтересован родитель.
Спасибо за статью. В школах, по мере взросления детей, все больше внимания уделяется конкуренции и меньше похвале и индивидуальной поддержке. Это в свою очередь сказывается на восприятии ребенка к неудачам. Ведь, эмоции и убеждения играют важную роль в успеваемости ребенка, начиная уже с дошкольного возраста. Исследования когнитивных вмешательств привели к положительным эффектам влияющим на результаты обучения детей. Это структурированная, когнитивно и социально стимулирующая программа дневного ухода, которая подчеркивает развитие коммуникативных навыков, а также интенсивное обучение родителей. Интересно, что самооценка детей и реакция на критику сказывается на их достижениях, на их результатах обучения и решений сложных задач. Очень важно в раннем возрасте родителям уделить этому внимание и чаще общаться с детьми, формируя здоровую и не травмирующую реакцию на собственные результаты.
Из статьи стало ясно, что конкуренция в школе приводит к созданию видимости результата , а не к приобретению академических знаний. Мне это близко, тем, что я помню как перестала учиться, запоминать, интересоваться новыми знаниями в более старших классах. Я просто стала искать возможности схитрить и без знаний получить хорошую оценку. Я теперь понимаю, что бы учиться на получение знания, то надо убрать из процесса обучения конкуренцию.
В статье затронута интересная тема, тема критики ребёнка. И в конце статьи написано, что будут ещё исследования. Буду ждать продолжения, так как не описан механизм, почему один ребёнок подавленно реагирует на критику, а другой уверенно и спокойно. Учитывая, что многие экологические и мотивационные факторы, такие как бедность, взаимодействие в семье и убеждения, способствуют интеллектуальному функционированию ребенка, логично будет поместить ребёнка в более благоприятную среду и это даст возможность лучшему развитию. Что и доказал проведённый эксперимент.
Благодарю за интересную статью! Сразу при прочтении в голову пришла ассоциация из школьных лет, когда практически каждый учитель, начиная от начальной школы, заканчивая одиннадцатым классом, постоянно сравнивал нас между собой. У многих учителей даже были свои «любимчики». И как бы они не относились к учебе временами, им все равно ставили «отличные» оценки. Бабушка тоже всегда сравнивает всех своих внуков и внучек. Да что уж говорить, ребёнок не успевает родится, уже сравнивают его вес и рост с другими детьми, а потом каждый его навык. Сравнение сопровождает нас по жизни. Как я поняла из статьи, такая обстановка — сравнивающая, оценивающая и конкурирующая — негативно сказывается на мотивации к получению истинных знаний. Что уж говорить, в какой-то момент мы и сами начинаем сравнивать себя и свои достижения с успехами других. А тут ловушка, так как всегда есть кто-то «выше, сильнее, быстрее». И это не всегда есть мотивация.
Также из статьи я узнала о программах вмешательства. Наиболее эффективными оказались программы, в которых уделяется внимание внутрисемейным отношениям и ребенок помещается в благоприятную социальную среду, когда родители с низкими доходами активно участвуют в воспитании своих детей, когда специалисты работают с матерями, обучая их самостоятельной работе с детьми на дому.
Из статьи я для себя в очередной раз отметила важные пункты, связанные с тем, как важно быть активным родителем, скажем так. Родителем, который включен в воспитание своего ребёнка, в организацию для него благоприятной среды для роста и развития, как важно быть чутким и отзывчивым, как важно искать разные пути решения, если уже возникла какая-то проблема и сложность. Особенно, в этой статье, я обратила внимание на отношения с детьми-подростками. Бывает, что взрослые думают, что это уже не дети, они взрослые и все поймут. И может не так внимательны к их эмоциям и переживаниям.
Интересная ситуация, подростки больше уделяют внимания оценке, а не знаниям, тогда как средняя школа, к примеру в Америке, больше ориентированная на дисциплину, пропускает истинные потребности в свободе детей, ставя всех под одну гребенку. Выходит ситуация, что получаются замкнутые тревожные дети, которые переживают из-за результатов теста, вместо раскрепощенных, интересующихся учебой детей. Вспоминая свою школьную жизнь, я помню как учитель акцентировал внимание на ЕГЭ и пугал им, у меня сформировалось ощущение, что без положительного результата по ЕГЭ, мне в этой жизни ничего не светит. В итоге экзамен сдан, а что делать дальше, мне было не понятно. В моей жизни самым критикующим меня человеком я вспоминаю своего тренера, который каждое мое действие мог подвергнуть критику, иногда была похвала, но критика глубоко засела в моей голове настолько, что довольно быстро после начала занятий футболом, я начал бояться совершить ошибку.
Благодарю за статью. Она позволила мне подробно познакомиться с очень актуальными вопросами. Узнала, что для достижения результатов у детей имеют значение два фактора: изменение контекстов, в которых дети выполняют интеллектуальные задачи и изменение способности детей интерпретировать свои достижения. Исследования показывают, что подростки часто «испытывают снижение мотивации, интереса и уверенности в себе после поступления в среднюю школу». Сейчас существует множество компенсаторных образовательных программ, которые разработаны с целью улучшить развитие детей с ограниченными умственными или финансовыми возможностями. В этих программах уделяется внимание внутрисемейным отношениям, активному участию родителей в образовании детей. В очередной раз получила подтверждение того, что экология семьи очень важна и при ее изменении перспективы на успех возрастают.
Из статьи я узнала, что учителя по-разному относятся к ученикам начальной и средней школы. Учителя средней школы меньше поддерживают и хвалят учеников, больше контролируют и сравнивают. В результате дети средней школы испытывают неуверенность и снижение мотивации, начинают учиться ради оценок, а не знаний. Помню, что в моей школе была именно такая система. в начальной школе мне нравилось учиться, я была отличницей. После перехода в среднюю школу я стала учиться ради оценок, чтобы учителя и родители не ругались. В итоге по оценкам у меня всё хорошо, а вот со знаниями беда, я мало что помню из школьной программы, только основные предметы, любовь к которым мне привили в начальной школе.
По мнению Экклс подростковый возраст — это время, когда детям нужна эмоциональная поддержка и возможности для принятия самостоятельных решений. Это важная информация для меня, как родителя.
В статье также затронут вопрос когнитивных вмешательств в неблагополучные семьи, направленных на улучшение развития детей. Исследование показало, что вмешательства работают. Работая и с детьми, и с их родителями, можно добиться отличных результатов. После прохождения указанных программ дети высокой группы риска показывают стандартные результаты по интеллекту.
Также в статье приведено исследование о том, как дети реагируют на критику. Интересно, что реагируют они по-разному и пока непонятно, от чего зависит реакция. Одни дети верят критике и чувствуют себя от неё никчемными, другие просто исправляют ошибку. Думаю, что учителям и родителям нужно видеть реакцию ребенка на его действия и к каждому ребенку иметь свой индивидуальный подход.
Из статьи узнала,что высокий социально экономический статус не всегда предполагает наличие воспитательных традиций в семье. Несмотря на большие финансовые возможности родителей среднего класса, далеко не все из них понимают, как создать для детей среду, которая способствовала бы выполнению учебных задач .Оказывается,редко такая семья обеспечивает идеальную среду для умственного,да наверно и эмоционального развития ребёнка. Мне интересно было узнать,что в целом обучающая среда в семьях с низким социальным статусом и в семьях среднего класса примерно одинакова. Поэтому ,лучше сразу признаться,в некомпетентности по воспитанию и обучению и пригласить для этого опытного специалиста,а если нет такой возможности ,то использовать программы социального вмешательства,правда не знаю ни одной в нашей стране,кроме центров временного содержания детей. А иначе, после попыток воспитательства с элементами критики и насилия вырастут ущербные люди,которые до конца жизни будут оценивать свою работу отрицательно, плохо относится к себе и не принимать конструктивных решений и даже попыток по исправлению своих ошибок.
В очередной раз вижу, как воспитание ребенка влияет на его дальнейшую жизнь. Так же я увидел, что для реализации такого воспитания необходим определенный опыт и наличие навыков у родителя. Да, папа и мама имеют право на ошибку, и не могут быть готовыми ко всему. Но, для себя вижу, что для воспитания здорового ребенка мне необходимо развивать в себе стабильность и позитивное мышление. Отступать от критики, стараясь действовать позитивно, а не истерически. Так, что статья была крайне полезной. Кстати, насчет своего воспитания хочу сказать, что критику в школе воспринимал как нечто «высшее», чему я не могу сопротивляться. Слово учителя казалось истинной в последней инстанции.
Спасибо за статью! Все дети разные и каждому нужен индивидуальный подход. А этот подход особенно важен в семье. Остаётся главным то, что за ребёнком нужно следить и поддерживать его. И важное, давать критику, но с пометкой, что ребёнок от этого хуже не стал, и родители не стали его от этого меньше любить, просто в следующий раз он сделает лучше.
Так же интересный факт о переходе из 6го класса в 7й. Подростковый возраст особенно уязвимый для ребёнка. И учителя становятся как раз в этом периоде более строгими и требовательными. Объем заданий и самостоятельной работы увеличивается. Тут как никогда важна поддержка и со стороны семьи, и со стороны школы для ребёнка. Главное, пожалуй, не давать ребёнку забывать, что ошибка — это не трагедия, а повод в следующий раз её не делать.
Здравствуйте, интересная статья в которой я узнала о том, что дети часто испытывают снижение мотивации, интереса и уверенности в себе после поступления в среднюю школу, в результате чего у них падает интерес к учебе, уверенность в себе и что в это же время подростки начинают больше тревожится о видимых результатах и оценках, чем об знаниях, которые они получают. Интересный факт, что когда меняется учитель, это влияет на то, что дети более негативно оценивают свою успеваемость. Я подчеркнула для себя, что подростковый возраст — это время, когда детям нужна эмоциональная поддержка и возможности для принятия самостоятельных решений, что их эмоции и убеждения могут играть важную роль в академической успеваемости, начиная уже с дошкольного возраста. Открытием для меня стало, что половые различия в мотивации и самооценке также могут повлиять на достижения.
Благодарю за статью.
Мне понравилась мысль, что для изменения результата необходимо изменение контекста. И хотя это было написано в плане детской психологии, для себя я взяла эту фразу в общем, для жизни и профессии.
Из данной статьи я усвоила для себя, что подростковый возраст-крайне сложный период, когда ребенку нужны максимальная поддержка и возможность проявить себя, не услышав критики. Так же отметила, что подростки делают больший фокус на конкуренции, и меньше обращают на реальный уровень и качество своих знаний.
Во второй части статьи была затронута тема эмоций и убеждений, которые влияют на академическую успеваемость. Тут я точно понимаю, о чем речь. В школе я как раз столкнулась с ситуацией, когда мои эмоции мешали мне получать знания у того или иного преподавателя. Как правило, это было связано с тем, что у нас изначально по какой-либо из причин сразу же возникал конфликт. Если учитель терял в моих глазах свой авторитет, предмет тут же становился неинтересен. А вследствие чего падала и мотивация к обучению.
Спасибо.
Из статьи я узнал о роли эмоций и убеждений в академической успеваемости. Влияние успеваемости на интерес к предмету в целом могу подтвердить на своём примере. Помню, когда получал четыре, а не пять объяснял себе, что мне просто не нравится этот предмет или что тема неинтересная. В то же время, когда получал отлично, то чувствовал удовлетворённость и интерес к предмету. Можно сказать, что это была своего рода зависимость. Меня подсадили на отличные оценки. Но такой мотивации не хватило мне на все 10 классов школы. В старших классах моё отношение к оценкам поменялось. Мне стало интересно отмечать для себя кому и за что ставят какие оценки. В какой-то степени я разочаровался в этой системе оценок. Справедливой в моей школе я назвать её не мог. А когда в 11 классе некоторых товарищей начали откровенно «натягивать» на медаль, я просто высмеивал эту систему и даже пытался её саботировать.
После прочтения статьи, я сделала вывод, что эмоциональное состояние ребёнка влияет на его когнитивные способности и мотивацию к обучению.
Если для западных школ это вряд ли новая информация, то для россиян, растущих в советских школах, это может вызвать скептическое отношение.
Статья натолкнула меня на размышления о домашнем обучении. Действительно, для многих семей, где не низких социально-экономический уровень, и где родители осознанно подходят к вопросам родительства и воспитания детей, — домашнее обучение является лучшим вариантом для ребёнка, так как он избавлен от критики, связи оценки и личного отношения/поведения, давления и прочих неприятных манипуляций со стороны учителей.
Я читала о семьях, где дети, находясь на домашнем обучении с первого класса, при сдаче экзаменов показывали результат намного выше своих сверстников, учащихся в школе.
Конечно, хотелось бы, чтобы вопрос эмоционального состояния ученика в школах застыл одним из важнейших.
Спасибо за статью. Из неё я узнала, как важно с самого детства уделять много внимания своим детям. Так как это в дальнейшем влияет на успеваемость и эмоциональную стабильность ребёнка. Система образования очень сильно поменялась, детям и так сложно достигать хороших результатов в школе, а если родители не помогают и не поддерживают становиться ещё хуже. Сейчас начиная с начальной школы, часть учебного процесса перекладывается на самостоятельное обучение, но контроль и дисциплина сохраняется за учителем, что нельзя сказать об учителях среднего звена. Это приводить к снижению интереса ребёнка к предметам, а как следствие плохая успеваемость. Отличие между влиянием учителя на процесс обучения ребёнка в среднем звене от начального, приводит к тому, что ребёнку становится сложно адаптироваться при переходе, а это приводит в свою очередь к снижению интереса к учёбе, и как следствие к отсутствию мотивации и плохим оценкам.
Из статьи я узнала, что существует ряд программ, которые предотвращают когнитивные нарушения у детей и являются лечебными, и ориентированы на предотвращение возникновения проблем с обучением. Таких программ три, первая основана на стратегии решения проблем, вторая на развитии когнитивных навыков и третья направлена на изменение эмоций и самооценки. Был интересен тот факт, что маленькие дети реже сталкиваются с неудачами, чем дети старшего возраста. А происходит это потому, что чем старше ребёнок, тем чаще в своей жизни он сталкивается с критикой. Задача родителей научить детей правильно реагировать на неё и тогда разочарований в его жизни будет на много меньше и ребёнок всегда сможет увидеть позитивно конструктивный выход.
Благодарю за статью, очень интересный материал. Особенно интересно было почитать о реакции ребенка на критику и о том, как в общем-то от этого зависит его самооценка, когда-то ранее я уже читала о том, к примеру, дети очень активны, но координация у них развита еще недостаточно, а потому они могут спотыкаться на каждом шагу. И если в такой ситуации раскритиковать ребенка, сказав о его неуклюжести, скорее всего он расстроится и будет хоть и не намеренно, но вести себя точно так же. Вместо этого можно похвалить его за то, что падая, он удачно подставил руки и поэтому практически не ушибся. Это придаст ему бодрости и уверенности в себе, что положительно скажется на координации и взаимоотношениях с родителями. Это совсем не значит что нужно постоянно хвалить ребенка, ведь в этом тоже есть свои минусы:*он может попасть в зависимость от похвалы и не получив ее, будет очень нервничать, даже во взрослой жизни; желая поощрения, ребенок даже раннего возраста может идти на обман;
малыш, которого часто хвалят, вырастает во взрослого с зависимостью от мнения окружающих. Безусловно, отмечать успехи и достижения детей очень важно, и хвалить нужно, но только правильно и дозировано. Это же относится и к критике, только в данном случае действовать следует еще более осторожно, иначе могут возникнуть серьезные последствия для самооценки ребенка, его психики и взаимоотношений с близкими.
Благодарю из статьи.Вспомнив свою школу и свой класс я сделала вывод, что в большей степени хорошо учились старались те дети у которых была занижена самооценка, они компенсировали это хорошей учебой, чтобы к ним обращались дети которые были более активны в социальной жизни в классе, тем самым предлагали свою значимость. Интересно было ознакомится с исследованием которое длилось 2 года, приняли участие 1350 учеников и какие были результаты опроса были дополнены опросами учителей, а также регулярным наблюдением за тем, что происходит в классах. В идеале мне бы хотелось конечно, чтобы в школе как можно меньше критиковали детей, а больше направляли на правильное отношение к себе,к окружающим и к знаниям.
Для достижения результатов в обучении у детей играют роль как контекст, в котором они развиваются, т.е. внешние условия, так и возможность интерпретации своих достижений, т.е. базовые способности. Отметила для себя как пройденный этап во взрослении дочери снижение мотивации и результатов обучения в средней школе, в 7-8 классе, и возвращение к мотивации ближе к выпуску из школы. Подростковый возраст – это не только необходимость эмоциональной поддержки, но еще и гормональные перестройки детского организма. У подростков, помимо учебы, появляется интерес к противоположному полу, к свободе, к самостоятельности, к отрицанию родительского и учительского контроля. Куда уж тут до школы… Проходили… Интересной для меня оказалась градация профилактических и коррекционных программ развития детей. Родители с низким уровнем дохода не могут уделять достаточного внимания своим детям ввиду проблем с банальным выживанием, и в этом случае даже возможность отдать ребенка в детский сад является как толчком к развитию ребенка, так и возможностью родителям определиться с работой. Также зачастую не все родители, даже в благополучных семьях, понимают, как создать благоприятную среду для развития ребенка, и здесь важна одновременная работа и с детьми, и с родителями. Так что порой обучение нужно не только детям, но и всей семье.
Спасибо большое за статью!
Важный и ценный материал, которым необходимо владеть при работе с детьми. Так, действительно разные дети по-разному реагируют на критику. Сколько я себя помню, в школе, на тренировках меня, наверное, в большей степени больше хвалили, чем критиковали, однако случались случаи, которые серьезно били по моей самооценке. Уже в старшей школе я плохо успевал по химии, не понимал и не любил этот предмет, не ладили с учителем, у нас была взаимная нелюбовь. Я не понял одну из тем, но решил вникнуть, подошел к ней за объяснением, она объяснила, но я не понял все равно, она сказала «ты совсем дурак, что ли?». После этого в химии я разобраться больше и не старался. Меня больше мотивирует, когда меня хвалят. Хотя, конечно, и конструктивную критику я могу воспринимать, а не когда просто говорят, что сделал плохо, и оскорбляют.
Благодарю за статью. В ней для себя обратила внимание на следующее: поведение подростка-тревожиться о видимых результатах, нежели чем об истинных знаниях. Т.е. ребёнку-подростку важно, что скажут о том, что он сделал, хотя это может вообще не отразиться на его знаниях. Отметила для себя, мысль, что для изменения результата необходимо изменение контекста. Я подчеркнула для себя, что подростковый возраст — это время, когда детям нужна эмоциональная поддержка и возможности для принятия самостоятельных решений, что их эмоции и убеждения могут играть важную роль в академической успеваемости, начиная уже с дошкольного возраста. Открытием для меня стало, что половые различия в мотивации и самооценке также могут повлиять на достижения.
Благодарю за статью. Освещены довольно разнообразные исследования, касающиеся развития детей в плане их достижений. Отметил, что наибольшие трудности в учебе у детей приходятся все же на подростковый период. Одной из причин этого называется несоответствие потребностей детей в эмоциональном участии и индивидуальном подходе со стороны взрослых и педагогов и предъявляемым к ним более жестким требованиям и «уравниловке». На самом деле, я по себе помню, что пик снижения успеваемости у меня пришелся именно на 7 класс, когда начался активный период гормональных изменений и повышенной эмоциональности.
Отметил тот факт, что исследователи не нашли большой разницы между условиями для наилучших достижений в семьях среднего класса и социально незащищенных семьях. Это говорит о том, что уровень понимания взрослыми своей роли в формировании благоприятной среды для своих детей в процессе обучения в целом недостаточен.
Очень интересной оказалась информация о противоположной реакции различных детей на критику в свой адрес. Показательно, что сохранение позитивной реакции на свои достижения, несмотря на критику, приводит также и к способности находить конструктивные решения для исправления своих ошибок.
Как это обычно бывает в этой серии статей, читать мне было очень тяжело. Сильно заинтересовала последняя часть этой длинной статьи про критику и как дети ее воспринимают. Интересно, что уже таком маленьком возрасте, дети понимают и реагируют на критику. То есть уже сложились определенные ответные реакции. Конечно, это уже привито в семье родителями. И вот о чем я задумался… Какая реакция более правильная. Вроде бы для ребенка критика, которая ведет к подавленности это плохо, но хорошо ли, когда ребенок вообще не обращает на критику? Ведь хвалить себя за плохо сделанное задание тоже как-то не очень правильно на мой взгляд. То есть ребенку учитель говорит о том, что сделано плохо, а ребенок говорит, что все равно хорошо. Как всегда интересно, где та золотая середина в воспитании, чтобы ответная реакция ребенка была адекватной и правильной. Спасибо за статью.
Благодаря статье, я узнала, что детей нужно хвалить, а не критиковать, так как дети, которых чаще критикуют вырастают менее уверенными в себе, у них теряется мотивация, интерес и стремление учиться. Это отражается не только на учебе, но и дальнейшем в жизни. Например, у меня есть подруга, которую часто хвалили в детстве и поощрили, благодаря этому, она выросла достаточно самодостаточной девушкой, которая не боится ошибиться, не бурится критики в свой адрес, и, смотря на нее, у меня проскакиваете чувство зависти, что она во многом чувствует себя свободнее и увереннее. И благодаря статье , я узнала, что существуют специальные программы вмешательства, которые являются достаточно успешными в применении, что позволит увеличить количество счастливых детей, а затем счастливых взрослых.
На примере учеников из США, переходящих из 6 в 7 класс, в статье разбираются различия в подходе учителей. Растет дисциплина и снижается внимание к индивидуальным достижениям учеников. Это влияет на них негативно в эмоциональном плане. Я подумал о том, что мало кто хочет ощущать себя «винтиком». Также и учебная система становится похожа на искусственный механизм, а не на важную часть жизни. В статье приводится множество примеров когнитивных вмешательств — узкоспециализированных образовательных программ для школьников, дошкольников и родителей. Приведена статистика улучшения успеваемости и уровня интеллекта. Особое внимание уделяется «экологии семьи». Я в который раз убеждаюсь, что ситуация в родительской семье в значительной мере влияет на интеллект, успеваемость, успешность ребенка. Я подумал, что школьные психологи в нашей стране могут быть примером положительного когнитивного вмешательства. А еще специальные тренинги для родителей детей-дошкольников. К сожалению, сейчас этому уделяется недостаточно внимания со стороны министерства образования. Последняя часть статьи заставила меня задуматься о том, как влияют слова родителя на ощущения ребенка. Я могу сказать дочери, что она неправильно что-то сделала, а она может начать сомневаться в себе, своих способностях. В общении с ней я буду уделять этому больше внимания. Очень важно выражаться конструктивно.
Из статьи узнала, что подросткам особенно необходима эмоциональная поддержка и возможность для принятия самостоятельных решений, в то время как именно в этот период их развития родители и учителя подростков меньше хвалят и больше контролируют. От этого страдают эмоциональный контакт, уверенность в себе и самооценка подростков. Заинтересовали программы вмешательства в развитие детей, описанные в статье, особенно те, которые влияют на мотивацию — программа изменения эмоций, самооценки и мотивации достижений. Уверена, что подобные программы приносят много пользы, что подтверждается исследованиями, описанными в статье. Кроме того, очень отозвались результаты эксперимента, демонстрирующие различные стратегии поведения детей в ответ на критику учителя. Увидела то, над чем необходимо задуматься и формировать в детях — спокойную реакцию на критику, позитивную оценку своих способностей и позитивно-конструктивный выход из ситуации неудачи. Спасибо за статью!
Получается, что к подросткам у учителей почти сразу возникает недоверие, если учителя описывают учеников, как ненадежных и тд.Так же и дети чувствуя это, видят другое отношение к себе, сравнивают с учителями из младъшей школы и говорят, что учителя старшей школы не дружелюбные, менее справедливые и почти не поддерживают своих учеников. Подростком быть тяжело, переходный возраст и так далее, получается, что мало кто из учителей понимает это, и вместо изменении ситуации в лучшую сторону, только усугубляют ее. Так же интересно было узнать о реакции маленьких детей на критику.Прочитав это исследование, мне кажется, что к детям я теперь отношусь еще более щепетильно и аккуратно.Спасибо за статью, информативно.
Из этой огромной статьи я узнал, что уже в раннем возрасте у детей выявляются индивидуальные различия в их отношении к успеху или неудаче, к критике и хвальбе в процессе обучения. Интересно, каким образом формируются такие явные различия? Является ли одним из главных факторов семейная атмосфера, так как дети ещё не посещают школу, какие-то наследственные механизмы? Ещё заметил, как меняется отношение к собственной успеваемости у детей, которые перешли от одного учителя к другому, как уровень профессионализма одного учителя отличается от другого и дети это замечают и более негативно оценивают свою успеваемость. Интерес к учебе у детей снижается, помню даже по своей школе, что учитель, который не руководит процессом, не в авторитете, в отличие от того, который может поставить на место весь класс.
Спасибо за статью. Запомнилась фраза, что по мере взросления детей в школе больше внимания уделяется конкуренции, а не похвале и поддержке. И именно из-за такого подхода учителей снижается мотивация у детей. В школе у детей постоянно тревожное состояние. Из-за неуверенности в себе, беспокойства об оценках. Ещё одной причиной снижения мотивации в статье описан подростковый возраст, для которого характерно желать эмоциональной поддержки и возможность для принятия самостоятельных потребностей. Но школа не позволяет удовлетворить потребности, характерные для данного возраста. Понравилось, что существуют целые программы коррекции, которые в долгосрочной перспективе помогают повысить успеваемость детей.
Оказывается , что в школах, по мере взросления детей, все больше внимания уделяется конкуренции и меньше похвале и индивидуальной поддержке. Тем более есть реакция ребенка на критику и как от этого зависит его самооценка. И если в такой ситуации раскритиковать ребенка, сказав о его неуклюжести, скорее всего он расстроится и будет хоть и не намеренно, но вести себя точно так же. Вместо этого можно похвалить его за то, что падая, он удачно подставил руки и поэтому практически не ушибся. Это придаст ему бодрости и уверенности в себе, что положительно скажется на координации и взаимоотношениях с родителями. Безусловно, отмечать успехи и достижения детей очень важно, и хвалить нужно, но только правильно и дозировано. Это же относится и к критике, только в данном случае действовать следует еще более осторожно, иначе могут возникнуть серьезные последствия для самооценки ребенка.
Спасибо зав статью. В данной статье освещаются факторы успеха ребенка в учебе. Наблюдения и эксперименты показали, что важными факторами являются: отношение учителей к ученикам и их ожидания, персональный подход, эмоциональная поддержка, возможности для принятия самостоятельных решений, эмоции и убеждения самих учеников, которые, зачастую, формируются в семье при дошкольном воспитании и связаны с социо-культурными факторами. Все вышеперечисленное приводит к выводу, что не только генетика влияет на интеллектуальные способности, но и внешние факторы. Если генетику изменить не получится, то скорректировать внешние факторы — вполне реально. Для этого проводят корректирующие и обучающие работы как с детьми, так и с их родителями. Чем более ранней будет интервенция, тем лучше будут результаты. Увидела то, над чем необходимо задуматься и формировать в детях — спокойную реакцию на критику, позитивную оценку своих способностей и позитивно-конструктивный выход из ситуации неудачи. Спасибо за статью!
Из статьи узнала что нужно для достижения результатов детей в учебном контексте . Так же интерном было познакомится с тем , что у детей формируется отношение к удачам и неудачам в раннем возрасте . Понятно , что для каждого своё нужно . Кого-то позвала смотивирует , кото-то наоборот доза критики . Важно все преподносить дозировано , без перегибов в ту или иную сторону . Важно чтобы родители умели это правил но делать . Где надо повалить, где надо покритиковать . Так же важно , чтобы учителя тоже правильно доносили информацию , замечания и тд . Ведь запугать ребёнка , думаю , крайне , просто . Я вот помню , как в 4 классе , перед экзаменами (мы сдавали выпускные экзамены из начальной школы) , знакомый мальчик из параллельного класса , сказал , что боится этих экзаменов . Я спросила , почему , на что он сказал , что учительница сказала , что кто не сдаст их , тому не будут давать в столовой что-то вкусное , точно уже не помню . Тогда когда моя учительница нас вообще не пугала этими экзаменами .
После прочтения данной статьи я узнал какая память бывает , чем она отличается , каким образом она развивается у детей . Меня удивило при каких обстоятельствах и в каких условиях у разных детей происходит развитие памяти , от чего она зависит и каким образом ее можно развивать меня впечатлило. Познакомился с таким психологическим понятием как ретроспективная память и проспективный память , т.е память о прошедшем событии и память о будущем событии . В профессиональном и личностном плане данная информация даёт мне возможность понимания каким образом память развивается у детей , исходя из этого данные знания можно применять в жизни и профессионал ной деятельности . Главной идеей данной статьи считаю обогащения информацией , благодаря которой возникает понимание процессов , которые происходят в голове .
Спасибо за статью.
Я узнала о существовании ряда программ когнитивного вмешательства, целью которых могут быть предназначены для предотвращения когнитивных нарушений у детей дошкольного возраста, другие являются лечебными (коррекционными) и ориентированы на детей школьного возраста, у которых уже имеются проблемы с обучением. Более того, в некоторых программах акцент делается на обучении конкретным навыкам (обучение чтению, счету и письму, пополнение словарного запаса). В других программах основное внимание уделяется обучению общим стратегиям решения проблем, коммуникативным моделям и принципам логического мышления, которые могут быть полезны в самых разных областях. Третьи программы направлены на изменение эмоций, самооценки и мотивацию достижения.
Наиболее успешными являются программы:
в которых основное внимание уделяется внутрисемейным отношениям, а также помещение ребенка в благоприятную образовательную среду (Slaughter, 1988);
когда родители с низкими доходами активно участвуют в образовании своих детей;
когда специалисты обучают матерей самостоятельной работе со своими детьми на дому.
Что очередной раз доказывает преобладающую ценность семьи в успешности ребенка
Очень ценно то, что дети, которые сохранили свои положительные оценки несмотря на критику, сообщали, что чувствуют себя счастливыми. Если они чувствовали негативные эмоции, они чаще выражали гнев на учителя, чем грусть. Они не подвергали сомнению свою сообразительность, правильность и доброту. То есть эти дети лучше адаптируются и могут сохранять свою психологическую устойчивость даже в ситуациях критики взрослыми. Я думаю это благодаря ситуации в семье – родители транслируют свою уверенность и принятие – а в детском возрасте это самый значимый источник информации о себе для ребенка.
Вот что, оказывается, означают эти смайлики – ощущение себя счастливыми, грустными и разъяренными.
Благодарю за статью. Из нее узнала, что:
1)Дети часто испытывают снижение мотивации, интереса и уверенности в себе после поступления в среднюю школу. В результате чего у них падает интерес, уверенность в себе и оценки.
2)В школах, по мере взросления детей, все больше внимания уделяется конкуренции и меньше похвале и индивидуальной поддержке.
3)эмоции и убеждения могут играть важную роль в академической успеваемости, начиная уже с дошкольного возраста.
Очень часто наблюдала такую картину: ребенок поучив оценку, которая была ниже его ожидания расстраивался до крайности. Слезы, подавленное состояние, отсутствие мотивации к продолжению учебы. Очень важно объяснять детям, что помимо результатов, важно обращать внимание на полученный опыт, знания и т.п. результат- это важно, но не самое главное в процессе получения знаний
Интересная статья про достижения детей в разном контексте. Причем контекстом может выступать и авторитет учителя и его поведение и социальная принадлежность ученика и атмосфера, в которой воспитываются дети и возраст ребенка. Сделала для себя вывод, что с подростками надо больше уделять внимание поддержке и похвале и при этом, чтобы мнение учителя воспринималось как авторитетное, при этом наиболее выигрышное по сравнению с авторитетом преподавателя предыдущего класса. Но даже при всех благоприятных обстоятельствах остается конкуренция, которая также оказывает большое влияние на подростка. Я вспомнила, что в средней школе мне действительно было важно как соизмеряются мои успехи с успехами моих одноклассников. Но и также наблюдала, что некоторые одноклассники испытывают негативные эмоции по поводу оценок только потому, что за это их ругали родители. Очередной раз выражаю благодарность моим родителям за то, что не прессовали меня за оценки, что дало мне возможность более самостоятельно проявлять инициативу, активность и желание получать хорошие оценки по тем предметам, которые мне нравились.
Спасибо за статью. я была удивлена тем, что в раннем возрасте у детей есть такие явные отличия в отношении к неудаче или достижению цели, к критике в учебе или наоборот похвале. Я уверенна, что на восприятие ребенка влияет среда, в которой он обитает. И это конечно же его семья. Это поведение, реакции, привычки, слова и действия абсолютного каждого члена семьи, которые ребенок считывает на интуитивном уровне и выдает потом их всем окружающим. Поэтому так важно с самого рождения понимать, что вы на самом деле желаете своему ребенку, и своим примером и действиями оказывать влияние на то, как уровень мотивации, уверенности в своих силах и реакция на трудности будет испытывать ребёнка. Потому что потом на его реакции, мысли и действия наложатся еще и картины поведения других людей. Таких как тренер в секции или педагог в школе, сверстники и т. д. И было бы здорово, если у ребенка уже бы был крепкий фундамент своей самооценки, а если еще и понимать как в каком возрасте ребенок развивается и в чем нуждается, то можно не только помочь ребенку вырасти более счастливым, но и избежать огромного количество ссор, скандалов. Особенно с подростками, которые так нуждаются в эмоциональной поддержке и при это в самостоятельном выборе своих действий и ответственности за них.
Если подвести итог, то я считаю, что отношения в семье, её социально-экономический статус, мысли и убеждения, которая она транслирует, эффективность мотивации, раннее начало когнитивного развития ребенка, влияние контекстных изменений — всё это влияет на формирование мотивации достижений. Ну и просто любовь и принятие его тоже.