Обучение психологии онлайн
Воронежский Институт Психологии >

В прошлом месяце в Мельбурне были арестованы двое подростков, после того как в сети завирусилось ужасающее видео, на котором они столкнули ничего не подозревающего пожилого рыбака с пирса.

Судя по всему, «шалость» была снята для создания контента в социальных сетях. Добрые люди все же спасли мужчину, а вот подросткам были предъявлены обвинения.

Вскоре после этого в заголовки газет попал еще один школьник. Стоя на пешеходном мосту, он вылил целую бутылку молока на голову женщинам, которые катались на лодке по реке в Мельбурне.

Можно попытаться объяснить такое поведение плохим воспитанием, тем что дети проблемные или же просто списать на то, что «они же дети». Но мы можем попытаться лучше объяснить поведение человека, учитывая биологические, психологические и социальные факторы.

Невидимые риски, невидимые последствия

Возможно, самый важный фактор, который следует учитывать, — это развитие головного мозга у молодых людей. Доказано, что мозг человека полностью созревает только к 20 годам.

Префронтальная кора головного мозга – это самая последняя часть, которая развивается полностью к 20 годам. Функция префронтальной коры заключается в выполнении задач более высокого порядка, таких как принятие решений и эмоциональная регуляция. Важно, что именно эта часть мозга учитывает информацию, которая не сразу очевидна.

Так, когда ребенок едет на велосипеде по пешеходной дорожке, взрослый, сидящий позади него, может сказать ему, чтобы он сбавил скорость на случай, если машина выедет задним ходом с проезжей части. Но ребенок не предвидит этого риска, потому что машины не видно. Потенциальный риск ясен взрослому, но, поскольку его нельзя сразу определить, он невидим для ребенка.

У людей есть инстинкт самосохранения: когда мы понимаем, что нам грозит опасность, то стараемся избежать ее. Когда благоразумный молодой человек слишком быстро едет на машине, он не сознательно идет на риск. Он просто получает удовольствие от быстрой езды. Риск не ощутим и не заметен, а значит, попросту отсутствует в его решениях.

Мальчики-подростки в вирусных видеороликах ведут себя так же, как надоедливый старший брат. Дело не в том, что ребята предпочитают игнорировать потенциальные последствия, они их попросту не видят. Возможно, ими движет сиюминутное внимание или известность в Интернете, но причинение вреда другим людям, обвинения со стороны полиции и возможное исключение из школы, вероятно, не входят в ход их мыслей.

Личность формируется под влиянием природы и воспитания

Некоторые люди более склонны к риску. Один ребенок запросто нырнет с головой в океан, а другой не захочет и ноги намочить.

Вероятно, это связано с сочетанием экологических и биологических факторов.  Одни люди легче переносят чувство страха, у других родители были слишком заботливыми, а у третьих в раннем детстве были неприятности у воды.

Все эти факторы влияют на психологию. Человек, который не любит рисковать, скорее всего, будет «бояться» шалостей или опасного поведения. Это не обязательно связано с тем, что они когнитивно лучше способны продумать возможные последствия, а с тем, что они действуют на основе своего страха перед новым или неизвестным окружением. Новая ситуация вызывает страх и, в свою очередь, осторожное поведение.

Молодой человек, который меньше боится, будет активнее действовать в новой обстановке. Поэтому неслучайно, что «хорошему» ребенку, который, казалось бы, не принимает «опрометчивых» решений, часто сложнее адаптироваться к жизненным изменениям. Например, к началу учебы в школе. Точно так же «непослушный» малыш или «клоун класса» может быть наиболее адаптируемым и открытым к новым жизненным обстоятельствам.

Стремление соответствовать

Наконец, на наше поведение влияют окружающие. Когда мы находимся в группе, то ведем себя совсем иначе, чем когда одни. Нами движет желание соответствовать, нравиться, и иногда мы можем сделать то, чего не сделали бы в обычной ситуации.

Для современных молодых людей это усиливается благодаря социальным сетям. Их аудитория — это не только те, кто находятся рядом с ними, но и те, кто входит в их более широкий цифровой круг общения. При наличии большой аудитории в Интернете поведение мгновенно подкрепляется.

Часто мы наблюдаем поведение шалопаев, когда они на каникулах. Им скучно, и они ищут развлечений.

Существует не так много мест, где группы подростков могут просто «потусоваться», и много мест, которые активно враждебны к молодежным группам. Например, законы о движении были разработаны с целью запретить молодым людям собираться вместе.

Наконец, важным фактором является конструирование гендера, когда буйное поведение мальчиков считается гипермужественным и крутым, и поэтому  чаще получает социальное одобрение.

Что можно сделать?

К сожалению, немногое. Вы не можете ускорить процесс развития мозга и мало что можете сделать с психикой. Школьные программы могут быть понятны одним подросткам, но не понятны другим, а их реализация требует больших затрат. Общенациональные организации, такие как Life Education, предлагают программу санитарного просвещения для учеников начальной школы, и Elephant Ed, которая все чаще используется школами для сексуального просвещения. Все они предоставляются усилиями школы.

Однако социальное влияние можно изменить, хоть и очень медленно.

Если мы сможем предоставить молодым людям места для общения, где им будет интересно, они будут меньше скучать. Подход «усиление подростковой общины» (вмешательство, разработанное для снижения уровня «антисоциального» поведения путем установления связей между людьми и их общинами) основан на предпосылке, что изменение поведения не должно быть направлено на прекращение проблемного поведения.

Вместо этого необходимо предоставить молодым людям возможность для позитивной «просоциальной деятельности». Так, например, если предложить молодым людям, интересующимся баскетболом, более широкий доступ к бесплатным баскетбольным площадкам, у них появится хороший способ провести время.

Вывод очень прост: если продолжим считать молодежь дикарями и бессовестными малолетними преступника, то сами же усугубим разрыв между нами и ими.

 

Оригинальная статья: Kathryn Daley – From viral social media ‘pranks’ to hooning, what makes teens behave so badly? February 2023

Перевод: Остренко Анна Александровна

Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна

Источник изображения: unsplash.com

Ключевые слова: психология, подростки, мальчики, дети, возрастная психология, ТикТок, TikTok, пранки, розыгрыши

66630cookie-checkПранки и хулиганство: что заставляет подростков вести себя так плохо?