Обучение психологии онлайн
Воронежский Институт Психологии >

Сегодня мы продолжаем изучать методы исследования детской психологии и познакомимся со следующими терминами: полевой эксперимент, естественный эксперимент, просоциальное поведение, экологичность (в психологии).

Иногда эксперименты проводятся в естественной для ребенка среде вне лаборатории. Благодаря этому можно избежать некоторых проблем, связанных с лабораторным экспериментом, например, искусственность обстановки. Грамотный исследователь может внести изменения в обычную среду ребенка или даже воспользоваться естественной ситуацией для изменение его повседневного мира. Рассмотрим каждый из этих типов экспериментов.

Полевой эксперимент

В полевом эксперименте исследователь намеренно вносит изменения в не лабораторную обстановку. Прекрасным примером является исследование Фридриха и Штейна (1973), которые интересовались влиянием просмотра жестоких телепередач на агрессивное поведение детей. Полевой эксперимент во многом отличается от лабораторного. В отличие от лабораторного исследования, где ребенок входит в специально созданный мир экспериментатора, отличительной чертой полевого эксперимента является то, что экспериментатор входит в мир ребенка. В данном случае следователи перебрались в детский сад и контролировали виды телепередач, которые смотрели дети. Наблюдения за влиянием просмотра телевизора проводились во время ежедневных игровых занятий в детском саду. Взрослые фиксировали частоту агрессивного и просоциального поведения (поведение, добровольно направленное на помощь другим). Исследование проводилось в детском саду во время девятинедельной летней программы. В течение первых трех недель исследователи наблюдали за детьми, чтобы получить базовую оценку моделей их взаимодействия. В течение следующих четырех недель дети каждый день смотрели получасовую телепередачу. Первой группе демонстрировали агрессивные программы, такие как «Бэтмен» и «Супермен», вторая группа занималась просмотром просоциальной программы «Соседство мистера Роджерса», а оставшимся детям показывали нейтральные программы о природе, жизни на ферме и цирковые выступления. В течение последних двух недель оценивались долгосрочные эффекты телевизионной диеты. Чтобы свести к минимуму предвзятость, взрослые, дающие оценку, не знали кто какие программы смотрел. Воздействие программ определяли путем сравнения поведения детей в течение первых трех недель с их поведением в течение следующих двух периодов. Воздействие агрессивных мультфильмов действительно повлияло на поведение детей. При этом важным фактором оказалась степень агрессии, проявленная в первые три недели эксперимента. Дети с изначально высоким уровнем агрессии становились еще более агрессивными после просмотра агрессивных мультфильмов по сравнению с теми, кто подвергался воздействию нейтральных или просоциальных программ. Однако поведение детей, которые на начальном этапе были менее агрессивны, не отличалось на разных теле диетах. Воздействие телевизионного насилия влияет на межличностное агрессивное поведение, если ребенок уже склонен вести подобным образом!

Одним из преимуществ полевого экспериментального подхода по сравнению с лабораторным экспериментом является то, что результаты легче обобщить на естественные условия. Использованные телевизионные программы не были отредактированы, поэтому были похожи на то, что дети смотрят дома. Более того, поведение детей измерялось в натуралистической обстановке. Любой вывод, сделанный на основе такого рода исследований, гораздо проще применить к повседневному поведению детей, чем исследования, проведенные в более искусственных условиях. Исследование по- прежнему сохраняло важную черту эксперимента. Независимая переменная, а именно вид телепрограммы, находилась под контролем экспериментатора. Следовательно, мы смело можем сделать причинно-следственное утверждение: по-видимому, ТВ- диета, оказалась причиной изменений в агрессивном поведении. Если бы дети сами выбрали тип телепрограмм, мы бы не смогли быть до конца уверены, что какие- либо изменения вызваны просто возможностью смотреть агрессивные передачи. Путем экспериментального контроля возможность выбора была устранена.

Однако иногда полевой эксперимент невозможен, поскольку экспериментатор не всегда может внести изменения по этическим или практическим причинам. В следующем разделе мы рассмотрим его альтернативу — естественный эксперимент.

Естественный эксперимент

В этом случае следователь использует изменение мира ребенка, происходящее естественным образом, а не благодаря вмешательству. Социальная политика может привести к изменениям в школьной интеграции, то есть дети могут быть усыновлены, госпитализированы или отправлены в лагерь. Исследователь может воспользоваться этими событиями и измерить их влияние на поведение ребенка. Например, Уильямс (Williams, 1985) воспользовался новым естественным событием, а именно появлением телевидения в маленьком городке в Канаде. Измеряя агрессивное игровое поведение в школе и в лаборатории до и после того, как дети познакомились с телевизором, исследователи смогли продемонстрировать, что после появления телевещания в городе уровень детской агрессии усилился. Событие может быть более экологически (качество процесса, отражающее его способность не оказывать побочного негативного влияния на личную жизнь человека) обоснованным в той мере, в какой оно не было произвольно введено экспериментатором. Другими словами, это часть естественного окружения ребенка, и поэтому легче делать утверждения, которые легко применимы к поведению детей в реальной жизни. Однако при естественном эксперименте определение точной природы и границ независимой переменной часто затруднено. Дети смотрят самые разные передачи, и сложно определить наверняка, являются ли телепрограммы с насилием причиной повышенного агрессивного поведения или же причиной изменений является какой-то другой аспект телепросмотра.

Ни одна исследовательская стратегия не лишена ограничений. В нашем сравнении лабораторных, полевых и естественных экспериментов мы видим, что часто существует компромисс между экспериментальным контролем и обобщаемостью результатов. Максимальный контроль достигается в лабораторных экспериментах, но степень, в которой полученные результаты могут быть применены к детям в их естественной среде, часто ограничена. Результаты полевых и естественных экспериментов легче обобщить на реальные условия, но ясность результатов может быть менее точной, поскольку степень контроля, которая доступна исследователю в полевых условиях над важными переменными значительно меньше. Рассмотрим преимущества и ограничения трех типов эксперимента.

ПРЕИМУЩЕСТВА И ОГРАНИЧЕНИЯ РАЗНЫХ ТИПОВ НАБЛЮДЕНИЯ

Вид эксперимента: ЛАБОРАТОРНЫЙ

Степень управления независимой переменной: высокий

Степень управления зависимой переменной: высокий

Обобщение выводов: низкий

Вид эксперимента: ПОЛЕВОЙ

Степень управления независимой переменной: средний

Степень управления зависимой переменной: низкий

Обобщение выводов: высокий

Вид эксперимента: ЕСТЕСТВЕННЫЙ

Степень управления независимой переменной: низкий

Степень управления зависимой переменной: низкий

Обобщение выводов: высокий

Ни одна стратегия не является универсальной. Важно помнить, что каждый метод помогает исследователю понять поведение детей. Часто наблюдение может начаться с неизведанной области, с использованием корреляционного подхода, чтобы установить некоторые возможные отношения. Наконец, чтобы более четко выделить причинно- следственные связи между переменными, указанными более ранними методами может последовать череда новых экспериментов. Множественные методологические стратегии становятся все более предпочтительным подходом в изучении развития детей.

В следующий раз мы рассмотрим комбинирование естественных и лабораторных исследований.

 

Оригинальная статья: E. Mavis Hetherington, Ross D. Parke – The biological bases of behavior. Child Psychology. A contemporary viewpoint. Fourth edition, 1993

Автор перевода: Золотухина Мария Сергеевна

Редактор: Симонов Вячеслав Михайлович

Ключевые слова: детская психология, детская научная психология, естественный эксперимент, полевой эксперимент, лабораторный эксперимент, просоциальное поведение, экологичность в психологии, типы наблюдения в психологии, влияние телевизора на детскую агрессию.

Источник фото: freepic.com

 

63650cookie-checkПолевой и естественный эксперимент, как виды исследования Детской Психологии