Обучение психологии онлайн
Воронежский Институт Психологии >

«Культура возмущения» получила широкое распространение особенно в цифровую эпоху. Она означает коллективную склонность реагировать на происходящее вокруг нас, при этом зачастую с сильным негативом.

Обычно это возмущение направлено на предполагаемые проступки. Интернет не терял времени даром и обрушился на Тейлор Свифт, когда она получила «Альбом года» на церемонии вручения «Грэмми», за то, что не узнала Селин Дион, вручавшую ей награду.

Можно ли считать поведение Тейлор Свифт грубым или нет, не суть важно. Дело в том, что ответная реакция, вероятно, не была соразмерна поступку. Этот так называемый инцидент с «хамством» — пример того, как быстро и легко люди запрыгивают в поезд ненависти в Интернете.

Современная культура возмущения, которая также известна как культура вызова, тесно связана с культурой отмены и часто перерастает в спираль токсичности. Хейтеры соревнуются в создании самых злобных комментариев, подавляя открытый диалог и демонизируя тех, кто совершает ошибки.

Сказка, стара как мир

Коллективное возмущение — явление не новое и не совсем плохое. Люди приспособились быть очень чувствительными к угрозе социальной отмены. Критика задевает наши чувства и толкает к изменениям. Мы знакомимся с тем, какие чувства это вызывает у нас, и учимся использовать их для влияния на других.

В доцифровом обществе выражение возмущения с целью пристыдить кого-то в группе выполняло важнейшие социальные функции. Оно укрепляло групповые нормы, сдерживало потенциальных нарушителей правил и способствовало формированию чувства порядка и подотчетности в обществе.

Выражение возмущения также может бросить вызов нормам, что приведет к позитивным социальным изменениям. Хорошим примером этого является движение за права женщин во второй половине XIX века.

Технологические инновации в виде интернета, смартфонов и социальных сетей теперь позволяют выражать возмущение в глобальном масштабе. Это может затронуть вообще весь мир, как показало движение #MeToo.

Когда возмущение закручивается в спираль

Мы все видели, как это происходит. Кто-то говорит или совершает что-то «спорное», некоторые посты привлекают к этому внимание, и вскоре появляется целый вихрь комментариев, в которых снова и снова повторяется, что человек, о котором идет речь, в корне ужасен.

Суд по делу о клевете между Джонни Деппом и Эмбер Херд тому наглядный пример. Независимо от того, как вы относитесь к этому делу, трудно отрицать, что дискуссия стала токсичной.

Коллективное моральное возмущение, которое приводит в движение такие спирали негатива, имеет параллели с людьми, размахивающими вилами во время Салемского процесса над ведьмами в 1690-х годах. Разделяя схожие убеждения, мы чувствуем себя частью группы.

Кроме того, убежденность, которую мы наблюдаем в комментариях и поведении других людей по тому или иному вопросу, может вызвать наши собственные эмоции, что называется «эмоциональным заражением» (emotional contagion). Усиливая эмоции и укрепляя убеждения, мы можем почувствовать себя вынужденными присоединиться к хору негативных высказываний.

Общий тон и стиль выражений, используемого другими людьми, также может влиять на то, как мы действуем и что чувствуем. Социальное моделирование диктует, что если многие другие осыпают нас негативными комментариями, то и нам самим может показаться, что это нормально.

И чем больше мы подвергаемся одностороннему обсуждению, тем больше вероятность того, что будем сопротивляться альтернативным точкам зрения. Это называется «групповое мышление».

Алгоритмы социальных сетей также обычно настроены на то, чтобы давать нам больше того, на что мы уже нажимали, что еще больше усугубляет однобокость нашего онлайн-опыта.

Ученые предполагают, что алгоритмы могут определять приоритеты определенных постов таким образом, чтобы формировать общий характер комментариев, по сути, разжигая пламя негатива.

Две стороны одной медали

В отличие от Салема конца 1690-х годов, современная культура возмущения многократно усиливается и растет в масштабах благодаря изменению культурных норм, касающихся «высказывания мнения». В сочетании с анонимностью и глобальным охватом благодаря Интернету, культура высказываний способствовала появлению таких вокализаций, которые мы видим в сети.

Например, за последние два десятилетия в обществе выросло понимание того, что о насилии нужно говорить. Это можно связать с тем, что в школах стали больше рассказывать об издевательствах. Также растет тенденция поощрения культуры высказывания на рабочем месте. Поэтому неудивительно, что многие люди теперь чувствуют себя уверенно, высказывая свое мнение в Интернете.

Высказывать негативное мнение в Интернете намного легче, ведь можно оставаться анонимным. Мы не являемся непосредственными свидетелями эмоциональной боли, причиненной объекту высказываний. Нам также не нужно беспокоиться о потенциальной угрозе личной безопасности, если бы мы высказали все то же самое человеку в лицо. Как сказала сама Тейлор Свифт в песне You Need to Calm Down:

«Скажи это на улице, и получишь по голове. Но если сказать это в твите, то это будет всего лишь отмазка».

Как мы можем бороться с негативом?

Чтобы преодолеть подводные камни культуры возмущения, нам необходимо принять более рефлексивный подход, прежде чем участвовать в публичном осуждении. Подумайте также о том, что культура возмущения противоречит нравственным идеалам, которыми большинство из нас восхищается, таким как:
— все совершают ошибки
— люди достойны большего, чем их плохие поступки
— люди способны расти и меняться и заслуживают второго шанса
— нормально иметь отличное от других мнение
— наказание должно быть соразмерно преступлению.

Исследования показывают, что позитивные комментарии могут быть продуктивным противодействием спирали негатива. Поэтому стоит высказаться, если вы стали свидетелем того, что ситуация вышла из-под контроля в Интернете. Прежде чем нажать кнопку «Отправить», спросите себя:
— Действительно ли я верю в то, что собираюсь сказать, или я иду на поводу у толпы?
— Как этот комментарий может повлиять на человека, получившего его, и согласен ли я с этим?
— Стал бы я так общаться, если бы эта ситуация случилась лицом к лицу?

Поощряя размышления, эмпатию и открытый диалог, можно избежать токсичной культуры возмущения. Вместо этого лучше использовать коллективное возмущение как силу для позитивных изменений.

Оригинальная статья: Shane Rogers – Outrage culture is a big, toxic problem. Why do we take part? And how can we stop? February 2023
Перевод: Остренко Анна Александровна
Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна

Источник изображения: unsplash.com
Ключевые слова: психология, токсичность, культура отмены, мораль, селебрити, сплетни, токсичная культура, культура возмущения.

66660cookie-checkКультура возмущения — огромная токсичная проблема. Почему вы тоже принимаете в ней участие и как остановиться?