Обучение психологии онлайн
Воронежский Институт Психологии >

Примерно каждый пятый взрослый американец ежедневно умудряется посмотреть фильм. Это отличный способ отвлечься от повседневных забот и расслабиться с близкими. Но что вы можете вспомнить о вчерашнем фильме?

Возможно, получится вспомнить название, примерный сюжет или голливудскую звезду, сыгравшую в нем. Но копните немного глубже. Насколько легко сейчас вспоминается конкретный эпизод фильма? И, что еще важнее, можете ли вы услышать или узнать музыкальное сопровождение фильма?

Кинорежиссеры давно используют музыку, чтобы сделать фильмы, сцены и персонажей более запоминающимися. Теперь психологические исследования начали раскрывать научные основы этого процесса.

Музыка настолько прочно вошла в кинематограф, что иногда мы начинаем запоминать ее неправильно. В одном из исследований было показано, что после просмотра короткого эпизода фильма до двух третей участников считали, что этот эпизод сопровождался музыкальной партитурой — даже если это было не так. Ученые называют это «смещением ожиданий».

Удачное музыкальное сопровождение часто включает в себя песни, которые остаются в нашей памяти. Как правило, это песни, которые добились большого успеха и недавно попали в музыкальные чарты.

В паре с киноповествованием новые версии старых хитов помогают развлечь зрителей. Их певучесть и знакомость отражают огромную популярность, которую они имеют на протяжении десятилетий. Поэтому их легко использовать в качестве эффективного маркетингового крючка, особенно в трейлерах к фильмам, где мало времени, чтобы произвести впечатление на зрителей.

Музыка также помогает нам интерпретировать персонажей. Исследования показывают, что прослушивание 15-секундного фрагмента страшной музыки может послужить важным сигналом для поиска признаков страха в мимике персонажей на экране.

Но как устанавливаются более глубокие эмоциональные связи? Режиссеры прибегают к целому ряду приемов, пытаясь создать запоминающиеся и неповторимые киносцены. Они часто обращают внимание на эмоциональные свойства парного сочетания звука и изображения. Но существуют ли убедительные доказательства того, что музыка действительно может влиять на зрительные воспоминания подобным образом?

Исследования музыки и памяти показали, что эти два явления тесно связаны между собой. Люди точнее вспоминают действия, персонажей и конечный результат положительной или отрицательной сцены фильма, если она сопровождается музыкой с аналогичным положительным или отрицательным эмоциональным наполнением, соответственно.

Такое соответствие между эмоциональным содержанием фильма и музыкой называется эффектом конгруэнтности настроения. Он улучшает наше воспоминание о ранее просмотренном, «объединяя» фрагменты памяти в быстрое, легкое и более управляемое целое в нашем сознании.

Ирония и неконгруэнтность

Ирония связана со способностью говорить одно, подразумевая при этом противоположное. Часто ее считают лингвистическим приемом, но она также проявляется в звуковых и изобразительных парах. В технике иронического контраста сцены, изображающие негативные события или эмоции, такие как печаль, гнев и страх, сочетаются с эмоционально позитивной музыкой.

В результате несочетаемый фон нарушает эмоциональный тон киносцены, часто создавая запоминающийся саркастический или меланхолический эффект.

Фильмы «Боулинг для Колумбины» и «Заводной апельсин» являются примерами эпизодов насилия, которые сопровождаются неконгруэнтной музыкой.

Эффект неконгруэнтности настроения — это еще один поворот в ожиданиях зрителей. Мы полагаемся на свой личный опыт и ассоциации с музыкальными условностями, чтобы помочь сформировать наше понимание того, что произойдет дальше.

Например, при просмотре короткого ролика о свадебной вечеринке на фоне медленной, грустной музыки мы обнаруживаем несоответствие между визуальным содержанием и нашим предыдущим (прямым или косвенным) опытом свадебных вечеринок. Сценарий фильма в нашем сознании может спросить: «А где же бодрая музыка, под которую гости танцуют?». Поиск ответа заставляет нас еще больше обратить внимание на эффект несоответствия настроению, передаваемый музыкой.

Это позволяет нам сформировать в памяти более отчетливый образ. На самом деле мы проверили это в лаборатории. Мы попросили 60 участников просмотреть трейлер романтической комедии под грустную, веселую или никакую музыку. Когда позже мы проверили их воспоминания о трейлере, то обнаружили, что люди, слышавшие грустную музыку, лучше запомнили сцену фильма, чем те, кто смотрел его под веселую музыку или вообще без музыки.

Эффект несоответствия настроения не ограничивается аудиовизуальными парами. Они проявляются и в других чувствах, например, в запахах, и служат для того, чтобы быстро и эффективно предупредить нас о нарушении ожиданий в нашем ближайшем окружении. Это почти как установка «что будет дальше» в нашем мозгу, которая заставляет нас быть более внимательными и, следовательно, лучше запоминать событие.

Эти эффекты относительно недолговечны, и могут ли они оказывать какое-либо долгосрочное воздействие за пределами нескольких минут, отведенных на просмотр трейлера или сцены фильма, еще предстоит выяснить. В конечном счете, они формируются на основе нашего предыдущего опыта и хранятся в нашей долгосрочной памяти, готовые к следующему повороту сюжета.

Что же происходит, если наш предыдущий опыт переживания эмоций, вызванных музыкой, фрагментирован или отсутствует вовсе, как это бывает у глухих или слабослышащих людей?

Может ли надпись на музыкальном произведении, такая как «зловещая», вызвать в памяти эффект иронического контраста, как, например, настоящая, зловеще звучащая музыка? И если неожиданное становится ожидаемым, теряется ли ирония? Ответы на эти вопросы могут открыть новый портал во вселенную кинопросмотра.

 

Оригинальная статья: Libby Damjanovic – How movies use music to manipulate your memory, November 2023

Перевод: Остренко Анна Александровна

Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна

Источник изображения: unsplash.com

Ключевые слова: психология, память, музыка, манипуляции, кино, киноиндустрия, фильм, кинопроизводство, развлечения

65780cookie-checkКак в кино используют музыку, чтобы манипулировать воспоминаниями