По мировым стандартам Великобритания считается “богатой” страной, но в ней живет огромное количество далеко не богатых людей. Четырнадцать миллионов человек — пятая часть населения — живут в нищете. Из них четыре миллиона более чем на 50% находятся за чертой бедности, а 1,5 миллиона относятся к категории обездоленных, неспособных позволить себе даже элементарные жизненные блага.
Для детей, которые растут в нищете, существуют последствия, выходящие далеко за рамки факта нехватки материальных средств. «Дети переживают нищету, как среду, которая наносит ущерб их умственному, физическому, эмоциональному и духовному развитию», — отмечает ЮНИСЕФ. Очевидно, что психологические исследования в этой области играют решающую роль, прежде всего, в выявлении того, как бедность влияет на детей и взрослых. А также в разработке стратегий по смягчению этих последствий.
Психологическое воздействие на детей, выросших в бедности, действительно приводит к печальным последствиям. Исследование 2009 года, опубликованное в журнале Cognitive Neuroscience, 9-и 10-летних детей, которые отличались только своим социально-экономическим статусом, обнаружило поразительные различия в активности префронтальной коры, которая имеет решающее значение для комплексного познания. Реакция ПФК многих бедных детей в ответ на различные тесты напоминала реакцию некоторых жертв инсульта. «Дети с более низкими социально-экономическими уровнями жизни демонстрируют паттерны физиологии мозга, похожие на результаты людей, имевших повреждение лобной доли во взрослом возрасте», — прокомментировал ведущий исследователь Роберт Найт (Robert Knight), профессор психологии Калифорнийского университета в Беркли.
Те виды дефицита, которые наблюдала группа, могли вызвать проблемы с саморегуляцией и поведенческими трудностями (оба из которых были задокументированы среди более бедных детей), а также трудности с рассуждением. «Это тревожный сигнал», — продолжал Найт. «Дело не только в том, что эти дети бедны и, скорее всего, имеют проблемы со здоровьем, но они могут на самом деле не получить полноценного развития мозга от стрессовой и относительно бедной среды, связанной с более низким социально-экономическим статусом: меньше книг, меньше чтения, меньше игр, меньше посещений музеев.»
С тех пор многие другие исследования показали, что бедность действительно плохо влияет на мозг детей. В 2014 году эксперименты под руководством Мишель Тин выявили явный дефицит вербальной и зрительно-пространственной памяти у бедных детей. Год спустя в статье, опубликованной в журнале JAMA Paediatrics, было задокументировано «нерегулярное развитие мозга» у детей из семей с низким доходом, и эти задержки в развитии лобных и височных долей были связаны с существенно более низкими баллами по математике и тестами по чтению. На развитие гиппокампа, который участвует в процессах памяти, особенно повлияли стрессы, испытываемые этими детьми, как выяснила команда.
Эти воздействия могут быть долгоиграющими. Продольное исследование, опубликованное Гэри Эвансом в PNAS в 2016 году, показало, что взрослые, которые были бедными в детстве, демонстрировали дефицит памяти и испытывали больший психологический стресс. В 2019 году, тем временем, долгосрочное исследование почти 4000 семей в Канаде, возглавляемое Полом Хастингсом (Paul Hastings), показало, что, если человек вырос в бедном районе города, то это в два раза повышает риск развития психотического расстройства уже в среднем взрослом возрасте.
Эти исследования рисуют весьма мрачную картину последствий нищеты. Но не все бедные дети одинаково страдают от нищеты. Не каждый бедный ребенок в исследовании функционирования префронтальной коры показал дефицит. Это говорит о том, что существуют и защитные факторы. Дальнейшие исследования в этой области показывают, что общий уровень стресса, а также поведение, близкое к детскому, может иметь большое значение.
Согласно исследованию команды из Университета Иллинойса, опубликованному в 2018 году, что-то очень простое, как, например, посадка большего количества деревьев в школах в неблагополучных районах, может очень помочь. Мин Куо (Ming Kuo) и ее коллеги провели количественную оценку уровня растительного покрова на школьных дворах 318 начальных школ (в которых 87% детей в целом относились к категории с низким семейным доходом) и обнаружили связь с оценками по математике и чтению: чем больше деревьев, тем лучше результаты. Частично основываясь на других работах, обнаруживающих связь между обилием деревьев и академической успеваемостью за пределами среды обитания с низким уровнем дохода, Куо считает, что между ними существует серьезная связь. «Никого не удивляет, что если вы не обеспечите кондиционирование воздуха или отопление в школе, то, возможно, дети не будут показывать высокую успеваемость. Но это впервые, когда мы начали подозревать, что отсутствие озеленения, может помочь объяснить, в частности, более низкие результаты тестов», — считает исследователь.
Британское исследование, опубликованное в том же году, подтвердило эти выводы. Это исследование, проведенное среди 4758 11-летних детей, проживающих в городских районах Англии, показало, что дети, живущие в более зеленых районах, лучше справляются с тестами на пространственную память (эффект, который имеет место как для неблагополучных, так и для благополучных районов). «Наши результаты свидетельствуют о положительной роли зеленого пространства в когнитивном функционировании», — прокомментировала исследователь Эйрини Флури (Eirini Flouri) из Университетского колледжа Лондона. Какова же может быть эта роль? Возможно, это успокаивает мозг и восстанавливает способность концентрироваться.
Также должны помочь мероприятия, ориентированные на семьи детей, растущих в условиях нищеты. Команда, которая наблюдала дефицит ПФК, считает, что теоретически их можно было бы предотвратить или устранить. Более ранние исследования показали, что дети из бедных семей слышат примерно на 30 миллионов слов меньше к тому времени, когда им исполняется четыре года, чем дети из семей среднего класса. Как отмечает команда, просто больше говорить с детьми уже может повысить производительность префронтальной коры мозга.
Дети, воспитывающиеся в семьях с низким социально-экономическим статусом, также имеют тенденцию к относительно высокому уровню хронических заболеваний в зрелом возрасте — но опять же, это не неизбежно. Заботливая, внимательная и эмоционально поддерживающая мать может смягчить воздействие бедности на физическое здоровье. Об этом говорят результаты исследования 2011 года, проведенного под руководством Г. Э. Миллера и опубликованного в журнале Psychological Science.
Есть и другое исследование, из Университета Ливерпуля Софи Уикхэм (Sophie Wickham) в 2014 году, предполагающее, что восприятие человеком своего уровня стресса, доверия и социальной поддержки опосредует влияние бедности на уровень депрессии и паранойи. Это подчеркивает потенциальную роль более широкого сообщества в смягчении последствий нищеты для отдельных лиц в рамках этого сообщества. Исследование, проведенное в двух областях Бирмингема, показало, что устойчивость сообщества к трудностям, таким как безработица и низкий доход, может быть повышена, и что это в первую очередь зависит от отношений «не только между членами сообщества, но и между организациями, в частности между добровольным сектором, местной экономикой и государственным сектором.»
Разумеется, очевидным способом преодоления негативных психологических последствий нищеты является борьба с самой нищетой.
Ослабление финансовых напряжений может иметь реальное значение, согласно исследованию, опубликованному в PNAS в прошлом году. Эта работа о людях с низким доходом, которые были классифицированы как «хронически должники», выявила, что одноразовая программа облегчения долгового бремени (финансируемая благотворительной организацией) ослабила беспокойство участников и улучшила их когнитивное функционирование, позволив им принимать более правильные финансовые решения три месяца спустя. Исследователи утверждали, что мышление и беспокойство о невыплаченных долгах настолько энергозатратно, что это способствует ловушке бедности. «Наше исследование показывает, что, так как долг ухудшает психологическое функционирование и принятие решений, то даже мотивированным и талантливым людям будет чрезвычайно сложно избежать бедности», — прокомментировал Онг Цянь (Ong Qiyan) из Национального университета Сингапура. «Напротив, бедные должны либо обладать исключительными качествами, либо быть исключительно удачливыми, чтобы выбраться из нищеты. Трудно быть бедным, труднее, чем мы думали.»
Люди, которые не бедны и имеют долги, просто не испытывают такого же умственного истощения. «Результаты этого исследования указывают нам на необходимость разработки хороших программ по облегчению долгового бремени для семей с низким доходом», — утверждает Онг. Даже если долги не могут быть списаны, можно помочь их рационализировать, чтобы хотя бы умственно было легче ими управлять. И это уже может существенно помочь.
В 2015 году правительство Великобритании взяло на себя обязательство достичь к 2030 году целей ООН в области устойчивого развития (ЦУР), которые включают в себя, в первую очередь, «отсутствие бедности», а на втором – «свести голод к нулю». Однако в 2019 году Комитет по экологическому аудиту Палаты общин опубликовал доклад, в котором говорится, что продовольственная необеспеченность в Великобритании «значительна и растет», и ее уровень является одним из худших в Европе, особенно для детей. Каждое десятое домашнее хозяйство в Англии, Уэльсе и Северной Ирландии имеет «низкую или очень низкую продовольственную безопасность», а еще 10% классифицируются как «незначительно обеспеченные продовольствием». Использование запасов продовольственного банка выросло в период с 1 апреля 2018 года по 31 марта 2019 года. Неправительственная благотворительная организация Trussell Trust распределила 1,6 миллиона экстренных поставок продовольствия для людей по всей Великобритании, что на 19% больше, чем в предыдущем году, и более полумиллиона из них пошли на детей.
Это ужасающая статистика. Например, создание большего количества зеленых насаждений вокруг школ в неблагополучных районах и осуществление программ поддержки матерей с низким уровнем доходов могут способствовать смягчению последствий нищеты для детей. Но ребенку, чья семья не может себе позволить его прокормить, трудно не задаться вопросом, что это реально может изменить. Великобритания задалась целью за 15 лет достичь устойчивого развития и устранить бедность и голод. Но реально это еще очень и очень долгий путь.
Оригинальная статья: Emma Young — The Psychological Impacts Of Poverty, Digested, December 2019
Перевод: Остренко Анна Александровна
Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна
Источник изображения: pixabay.com
Ключевые слова: психотерапия, финансовая грамотность, психология денег, бедность, как справиться с бедностью, почему у меня нет денег, почему я бедный, бедность и дети
Бедность — это всегда печально. Дети живущие в бедности еще страшнее. Исследователи выявили явный дефицит вербальной и зрительно-пространственной памяти у бедных детей. Я согласна, что многие факторы влияют на задержку развития у детей: недостаток книг, игр,отсутствие разнообразия визуальных образов, меньшее количество слов, которые дети слышат, стресс передающийся от родителей, которые беспокоятся из-за отсутствия средств. Все это негативно сказывается на развитии памяти и внимания у детей. Приятно осознавать, что государство проводит различные социальные программы, такие как облегчение долгового бремени и одновременно имеет долгосрочную стратегию по повышению уровня жизни. Удивило меня влияние количества зеленой растительности на успеваемость детей. Я недооценивала роль растений в жизни людей.
Нищета страшна и уродлива. Теперь понятно, что еще и опасна для здоровья. Посадить деревья вокруг школы и смягчить травмирующее воздействие бедности — идея замечательная, но и на нее нужны средства. По себе знаю, что такое поведение человека с дефицитным мышлением. Уже давно яйца — не роскошь, которую можно есть по праздникам, однако приготовление омлета в будни, не экономя яйца для новогоднего оливье, требует определенных волевых усилий. На автомате руки обходят стороной в холодильнике этот ценный продукт. И еще подумала, когда женщина собирается рожать, а в семье на ребенка явно нет средств, стоит ли это делать. Думаю, что нет. Сначала деньги, потом дети, так мне кажется. Хотя бы примерный минимум, чтобы не пить из лужи. Хорошо, что все посчитали. Факты вроде бы и так очевидные, но теперь степень вреда выверена и измерена, есть на что опереться в рассуждениях.
Мне известно, что недостаток любви, теплоты, внимания родителей в раннем возрасте ребенка может приводить к недоразвитию некоторых областей его мозга, что в последствии вызывает ряд трудностей в развитии и функционировании. Не знаю, каким образом коррелирует с этим явление бедности населения, но из прочитанного я увидела, что и она влияет на физиологическое развитие, в частности, наблюдаются изменения в префронтальной коре мозга. Безусловно, бедность оказывает комплексное влияние на все области здоровья человека и ограничивает его возможности во всех отношениях. Удивило меня исследование, обнаружившее взаимосвязь озеленения школьных дворов и академической успеваемости детей. Жить в зелёных районах города прекрасно, но в моем понимании эта мера помощи не должна быть на первом месте. Более важно обеспечить бедные семьи продовольствием, программами по профилактике и лечению физических и психических заболеваний. Уважаю правительство Великобритании за то,что они пытаются решить эту проблему, взяв на себя обязательства свести бедность к нулю, уменьшить финансовую и как следствие психологическую нагрузку на население, обремененное долгами. Радует меня также то, что не все дети, живущие в бедных семьях, подвержены негативному влиянию, срабатывают определенные защитные механизмы. Любопытно было бы узнать в каких случаях они включаются. А в предверии нового года желаю всем финансового благополучия! Будьте богаты и здоровы!
Деньги это проблема всех поколений. Некоторые дети комплексуют из-за разницы материального достатка. В моей школе, тогда ещё не было формы, можно было понять, у кого в семье были деньги, а у кого не особо. Читала статью и думала, почему у детей проблемы с общением. Пришла к выводу, у «нищих» одна из проблем: где найти выпить или где найти работу, чтобы обеспечивать семью. Если в первом случае, до детей нет дела, так как родители бухают. То во втором случае,просто нет времени заниматься детьми, так как надо зарабатывать. Сложно и работать по 8 часов плюс 2 часа на дорогу и качественно общаться с ребёнком. Тут еще вспоминаю слова » мышление бедного». У меня как-то спросили: что ты будешь делать, если твой доход будет 30000. На тот момент,я даже представить не могла такое. Вот и у детей может развиться понимание, что выше того, что делают родители, они не прыгнут. Конечно это будет угнетать. С такими установками надо работать. Но ещё надо всё таки понимать: не важно сколько денег, важно сколько внимания и какого качества уделяешь детям.
Статья интересная и познавательная.На мой взгляд финансовые трудности есть у половины точно нашего населения, так как почти каждый родитель хочет обеспечить своих детей самым необходимым и дать хорошее образование и развитие ребёнку, на это все конечно же нужны финансовые средства.Согласна, что в семьях с маленьким достатком дети меньше получают хороших и нужным книг например, нужных развивающих занятий, но тут ещё важно понимать, что и в бедных семьях вырастают очень начитанные и умные дети (у меня есть много примеров из моих знакомым) На развитие детей очень большую роль влияют родители и насколько они занимаются детьми. Радует то, что государство проводит социальные программы и пытается поддерживать семьи с низким уровнем дохода.
Спасибо за статью. Из статьи я узнала, что дети воспитавшиеся в нищете существуют последствия, которые являются более глубокие, чем материальные. А также, что ученые разрабатывают стратегии по смягчению этих последствий Дети переживают нищету, как среду, которая наносит ущерб их умственному, физическому, эмоциональному и духовному развитию. Кроме того, дети демонстрировали дефицит памяти и испытывали больший психологический стресс. Согласна, что в семьях с маленьким достатком дети меньше получают хороших и нужным книг например, нужных развивающих занятий. Взрослые, принадлежащие к социально-незащищенным группам населения, подвержены различным эмоциональным расстройствам. Прежде всего, это высокий уровень стресса и тревожности, которые связаны с их осознанием своего неблагополучия. Они также слишком боятся стереотипов и мнения окружающих: они могут провалить задание, когда видят, что окружающие не верят в их способности. Я немного решила вспомнить свои школьные годы. Я помню, как сама с брезгливостью относилась к одноклассникам, которые жили беднее меня. У меня существовал стереотип безный-значит глупый. Такие дети в моём классе действительно плохо учились, но по разным причинам. Однако я в то время этого не понимала. И учителя тоже заложили мне данный стереотип в мою голову. Чтобы избежать последствий психологических установок и расстройств, заложенных в детстве, учителям и родителям необходимо менять стереотипы о бедности.
В статье затронуты вопросы о влияние бедности на развития детей. Бедность и голод, как в 20 веке с достижением таких высот в науке, остаются незакрыты эти вопросы. Как было сказано, психологические исследования в этой области играют решающую роль. Новое что узнал — влияние посадки деревьев на академическую успеваемость у ребенка. Еще упоминали количество слов, которое слышит ребенок в благополучной семь и менее благополучной. Важно понимать, что и сами разговоры значительно отличаются в семье со средним достатком и в семье живущей за чертой бедности. Факторы определены и определены пути решения — это приятно слышать. Разрабатывается целый комплекс мер по снижению вреда, на психическое состояние ребенка.
Довольно много новой информации я смог почерпнуть из данной статьи. В частности, о том, что низкий социально-экономический статус, вернее, связанное с ним большее количество стресса, влияет на развитие мозга и когнитивных способностей ребенка. Общий механизм, на мой взгляд, достаточно очевиден. Когда мозг занят решением различных проблем, связанных с выживанием, адаптацией к некомфортным условиям, ему не до развития. Как тут не вспомнить пресловутую «пирамиду Маслоу», кода переход к высшим потребностям не возможен без удовлетворения базовых. Однако, есть определенный момент, и далее в статье его затронули. Он заключается в отношении к проблеме собственной бедности, а по сути, как раз в уровне стресса, связанном с этим отношением. Я имею в виду тот факт, что в нашей стране в советское время (в разные периоды) многие жили очень бедно, но это не мешало детям из таких семей в большом количестве становиться образованными людьми. Все дело в том, что бедность была нормой, окружающей действительностью, и особого стресса не вызывала. Примерно эту идею и продвигают исследователи, приводя примеры положительного влияния «сообщества бедняков», иллюстрируемые в конце статьи.
Также интересно было узнать, что в случае обременения долгом когнитивные способности ухудшаются, что приводит к еще большему усугублению ситуации, лишая человека способности находить оптимальные решения для выхода из кризиса. И действенным средством в этом случае является различного рода помощь в освобождении или реструктуризации этих долгов. Я думаю, большинство государств, одобряя «легкие» условия кредитования для населения, должны нести и ответственность за реабилитацию людей, попавших в критическую ситуацию, в том числе благодаря этой политике.
Финансовое состояние однозначно имеет прямое влияние на психику человека, как достаток так и бедность являются определяющими и одними из ключевых факторов в формировании личности, поэтому очень четкий след оставляет в жизни взрослого человека, то в каких финансовых условиях он рос. Формируется его отношение к деньгам, к имуществу, напрямую зависит уверенность в себе или наоборот неуверенность, пути достижения своих стремлений и прочее подобное. Другой вопрос, что невозможно однозначно определить, что выросшие в бедности люди точно будут во взрослой жизни испытывать печальные последствия. Недостаток средств в детстве может наоборот простимулировать выросшего ребенка на более интенсивное развитие, желание вырваться из такого состояния и смену своей роли в обществе, конечно может быть и иначе, смирение с бедностью в детстве может усугублять положение, пребывание в соответствующих кругах, маргинальный образ жизни, в большей степени присуще именно тем кто рожден в недостатке. В данной статье говорится о достаточно интересном факте, по-сути объясняется почему и через какой механизм происходит это явление. Удивительно, что в результате исследования выявились различия в активности префронтальной коры детей с более низким социальным статусом и детей растущих в семьях с достатком.
Новым для меня и одновременно печальным было задуматься над темой нищеты. «Дети переживают нищету, как среду, которая наносит ущерб их умственному, физическому, эмоциональному и духовному развитию», — отмечает ЮНИСЕФ. Эти исследования рисуют весьма мрачную картину последствий нищеты, связанной с более низким социально-экономическим статусом. Я согласна, что многие факторы влияют на задержку развития у детей: недостаток книг, игр,отсутствие разнообразия визуальных образов, меньшее количество слов, которые дети слышат, стресс передающийся от родителей, которые беспокоятся из-за отсутствия средств. Все это негативно сказывается на развитии памяти и внимания у детей., меньше озеленения и прогулок. И здесь та бедная среда влияет на развитие определенной части и коры мозга. Вот в чем беда.
Радует ,что не все бедные дети одинаково страдают от нищеты. Не каждый бедный ребенок в исследовании функционирования префронтальной коры показал дефицит.
Приятно осознавать, что государство проводит различные социальные программы, по крайней мере за рубежом.
Что было в начале курица или яйцо?!
Так я могу подытожить статью. Ведь у нищего ребенка нет возможности получить заботу, внимание, достойное образование, а не получив всего этого у него нет шансов вырваться из порочного круга.
Страшнее всего, что ученные экспериментально подтвердили снижение продуктивности работы мозга у неблагополучных детей.
Следовательно шансов вырваться меньше в тысячи раз. Следовательно следующее поколение этих людей обречено на ту же участь и так по кругу.
Если у государства есть интерес развития человеческого капитала — то вопрос бедности находиться уже не в плоскости «социальной справедливости», а в конкретной «роад-мап» плана по реализации.
В память приходят страны Скандинавии с самыми высокими рейтингами уровня жизни и байками о том, что в Швеции бомж получает пособие работающего в России.
Значит есть в этом эффект, эксперементально доказанный. Выгоднее кормить голодных, чтобы суммарный эффект от интеллектуальной действительности страны был выше.
«Бедность — это не там где денег мало. Это там, где заборы кривые»
Понятно, что бедность отражается практически на всех сферах жизни человека и наносит ущерб здоровью и развитию с самого раннего детства. Плохое питание, мало книг, нет посещения спортивных секций и театров. Но, что низкий социально-экономический статус оказывает влияние на развитие мозга, явилось для меня открытием. Особенно удивил тот факт, что «реакция префронтальной коры многих бедных детей в ответ на различные тесты напоминала реакцию некоторых жертв инсульта». Новым для меня явилось и то, что у детей из семей с низким доходом наблюдается «нерегулярное развитие мозга». И это подтверждено исследованиями.
Однако, не может не радовать тот факт, что разрабатываются стратегии и мероприятия по смягчению последствий нищего существования. И некоторые из них очень легко осуществимы, например,озеленение территории.
Когда-то я думал, что социально-экономический статус оказывает влияние на материальные блага. Мне казалось, что я бедный и из-за этого более духовный, порядочный. Теперь я вижу шлейф бедности в моей жизни. Эмоция стыда у меня преобладающая.
Из нищиты гораздо тяжелее выбраться, чем обычно думают. Плюс возникают глубинные установки про то, как деньги порят и извращают людей. Непосредственно эмоциональное отношение родителей передаётся к детям. Мой отец когда в детстве уволился с работы, потерял авторитет передо мной. Он мне был очень нужен, он и был рядом, но обесцененный мамой,я начал воспринимать его, как неудачника. Когда я пройду этап самообеспечения, тогда смогу себе позволить мысли о детях. Иначе это будет издевательство.
Очень щепетильная тема «бедность в семье». Из этой статьи я узнала, что оказывается бедность в семье очень сильно влияет на развитие ребенка, значительно снижая активность префронтальной коры, которая имеет важное значение для комплексного познания, при этом ее реакция у таких детей походит на реакцию некоторых жертв инсульта, что очень пугает. Для меня было логичным то, что дети из бедных семей не получают полноценного развития мозга от стрессовой среды, связанной с более низким социальным статусом. Это заключается в том, что у них меньше книг и поэтому они меньше читают, меньше игр и они медленно развиваются, меньше посещений музеев и т.д. Очень интересно было узнать, что еще у таких детей выявили дефицит вербальной и зрительной-пространственной памяти, что сказалось и во взрослой жизни. Поразительным явилось то, что исследователи выявили, что чем больше деревьев посажено возле школы, тем лучше результаты тестов, они успокаивают мозг и восстанавливают способность концентрироваться. А еще дети бедных семей слышат примерно на 30 миллионов слов меньше к тому времени, когда им исполняется четыре года. Очень интересные исследования приведены в статье и теперь я понимаю почему я читаю медленнее, подолгу запоминаю какую-то информацию и многие другие наблюдения. Я росла в неполной семье с мамой и она одна работала. Помню, как в школе объявляли про какие-то экскурсии или походы в театр, на которые всегда нужны были деньги, при этом у меня висели долги за ремонт и прочие сборы и вот с этими новостями я шла домой и не зная, как сказать маме, чтобы она не расстраивалась и не кричала, а еще помню своё желание поехать с классам, но она находила способ и просто занимала деньги у соседей. Спасибо за статью.
Последствия нищеты страшны и многообразны. Помимо физического неблагополучия (недоедание, хронические заболевания и т.п.) важную роль имеет и неблагополучие моральное. Ребенок из бедной семьи с детства находится в состоянии стресса, особенно если он сравнивает себя с другими, более благополучными, детьми. Возможно, префронтальная кора мозга страдает не только от недостатка развивающих факторов, но еще и от гипоксии, которая по определению возникает вследствие недостатка питательных веществ, чистого воздуха в неблагополучных районах. Эту версию как раз подтверждает то, что при озеленении той территории, где находятся дети (школы), когнитивные показатели улучшаются – зеленая листва растений выделяет кислород, которого не хватает при гипоксии. Интересно также исследование по «хроническим должникам». Действительно, когда человек имеет длительные долговые обязательства, которые не может погасить, то он ни о чем другом не может думать, как о своих долгах. Какая уж тут работа и развитие, когда никак не можешь выбраться из зависимости бедности. Радует, что хоть где-то в мире задаются вопросом устранения бедности и голода. К сожалению, действительно, бич современного общества – расслоение на чрезвычайно обеспеченных людей и людей, живущих на грани или за гранью бедности.
Если честно тяжело было читать статью. Люди, которые находятся за чертой бедности, да и в черте бедности чувствуют на себе колоссальный стресс и давление общества. Когда человек в большей части времени находится в стрессе то тяжело найти выход из сложившейся ситуации. Конечно, ребенок, рожденный в бедной семье, будет ограничен в образовании, в эмоциональной поддержке родителей и в общем его кругозор, видение мира категорически сильно отличается от взглядов ребенка, который живет в благоприятной социально-экономической среде. Конечно же озеленения школ, может как-то косвенно помогает росту учебы, но думаю, что это только небольшие условия влияние, озеленения может успокаивать стресс ребенка, но не более. Когда он приходит домой его среда точно напоминает на какой ступени социально – экономической лестнице он находится. Стресс родителей, стресс среды, все больше и сильнее воздействует на ребенка, появляются установки который ограничивают ребенка, создают рамки, за которые во взрослой жизни выйти тяжело. Что в свою очередь похоже на замкнутый круг.
Из статьи узнала, что бедность в семье сильно влияет на развитие ребенка. Дети, которые выросли в бедности, имеют отличия в активности префронтальной коры, имеющей решающее значение для комплексного познания. Это вызывает проблемы с саморегуляцией и поведением. Такие дети не получают полноценного развития мозга. У нас в школе считалось по умолчанию, что бедный = глупый. Я не помню в своей школе детей из бедных семей с хорошей успеваемостью. Я всегда думала, что бедные дети просто не хотят учиться и за ними никто не следит. Я и подумать не могла, что проблема намного глубже.
Интересным показался факт, что уровень растительности сильно влияет на успеваемость детей. Зелень успокаивает мозг и помогает концентрироваться. Пожалуй, куплю еще парочку комнатных растений домой. И когда ребенок пойдет в школу, обязательно поставлю ей в комнату на учебный стол какое-нибудь зеленое растение.
К сожалению,но это действительно так-бедность в умах разрушает нашу жизнь. А как иначе?Если человеку реально нечего есть,то он не будет думать о музеях и книгах. Пока неудовлетворены его первичные потребности согласно пирамиде Маслоу, о других ступенях нет смысла задумываться.И многое определяет государство,а не только сам человек. Если мы говорим о долгах человека,в которые он влез по собственной воли и думает только о них.То да-это безусловно начнет разпушать его жизнь.С профессиональной точки зрения статья была полезна мнев том,что научно было доказанл в следствие опытов о закономерности бедности в голове- и в жизни. Интересны опыты с деревьями- то есть прививая созидательную привычку человеку,тем самым расширяем промтранмтво мышления у него. С личной точки зрения- надо меньше брать кредитов,чтобы не думать о них.
Не люблю я тему бедности. Злит она меня. Так и хочется задать вопрос «А что ты сделал для того, чтобы изменить текущее положение дел?» И тут наверняка посыпятся сетования на разного рода ограничения. На защиту нищих выйдет всем известная поговорка «Сытый голодного не разумеет».
Никто не спорит, бедным быть трудно. Но всегда есть возможность повзрослеть, взять ответственность за свою судьбу, перестать быть инфантильным. В бедности или в богатстве мы в состоянии найти в себе ресурсы, которых с лихвой будет достаточно, чтобы окружить своего ребенка заботой, вниманием, поддержкой.
Территориальное озеленение смягчению стресса возможно и способствует. Но куда важнее работать с мотивацией, стремлениями зрелого населения. Поскольку именно взрослые передают неврозы своему потомству. И только единицы стремятся вырваться из нищеты несмотря на установки, передающиеся из поколения в поколение.
Статья очень удивила. Во первых, я увидел, что сама по себе бедность не порок. Важно то, что люди оказавшиеся в таком материальном положении именно в нем оказались. Т.е, в современном обществе я вижу, что те, кто развивают свои навыки и ответственно относятся к трудовой деятельности, способны если не обогатиться, то жить как минимум достойно. Но те люди которые применяют такие стратегии как избегание, отсутствии идеи развития, потребительскую позицию, нежелание работать и т.д, наглядно продемонстрировали, что им даже разговаривать лень (пример с тем, что дети из бедных семей элементарно слышат меньше слов), что приводит к такому вот, эффекту. Читая статью, я обрадовался, что маме со мной было не лень заниматься, и она активно читала мне книги и разговаривала… Как это важно!
Бедность или нищета это всегда стресс для женщины, имеющей ребёнка .Как может женщина пребывающая в постоянном стрессе от того,что нечем накормить ребёнка ,быть заботливой, внимательной и эмоционально поддерживающей матерью,которая может смягчить воздействие бедности на физическое и умственное здоровье ребёнка?.На ум приходит поговорка -«когда режут свинью,ей не до поросят».Многие женщины,конечно пытаются барахтаться,а многие опускаются…и дети не видя другой жизни,продолжают такую же…
А зелёные насаждения возле школ,действительно, компенсируют недостаток родительского внимания,которое не получают дети из-за низкого социального статуса своих родителей.Проверено на себе.
Я даже не задумывалась раньше, что отсутствие денег ведёт к недостатку развития и в первую очередь страдают дети. Родители у которых кредиты, нет стабильной работы, но есть дети, чаще всего не имеют ни времени, не возможности приобрести книги, отвести в музеи и так далее. Меня удивило что бедность в сою очередь отражается на развитии мозга у детей. Что же получается? «Рождённый ползать, летать не сможет!». Нет конечно везде есть свои исключения, так и в статье говориться что у некоторых бедных детей есть защитная функция и не все из них подвержены нарушениям в коре мозга. Так же чем раньше начать помогать таким детям тем быстрее можно всё исправить. Меня удивило что зелёные насаждения могут помочь детям в развитии. Теперь я знаю что бедность оказывает не только психологическое, но и функциональное воздействие на мозг в особенности детей. Из этого следует что надо развивать финансовую грамотность ещё со школы. И политика правительства по поддержке бедных семей и озеленение городов принесёт свои результаты.
Конечно все познается в сравнении. И в статье сравниваются когнитивное развитие бедных детей и богатых. Прийти к выводу, что бедность влияет на развитие и комплексное познание, можно только в таком обществе , где есть экономическое неравенство и оно контрастно. Например в странах , где большинство населения с низким доходом , то я считаю, что на разницу в когнитивной развитии не обратят внимания. Конечно удивительно, как в такой развитой стране общество так разделено. И исправление ситуации будет не так скоро. Целое поколение уже вырастит с дефицитом вербальной и зрительно -пространственной памяти. И только их дети смогут начать развиваться в спокойной обстановке, без долговой нагрузки, как планирует правительство.
В развитии , для комплексного познания.
Хорошо, что насаждение деревьев у школ можно сделать уже сейчас.
Вот оно оказывается как. Не думал я, что нищета и бедность отражается на развитии ребенка и развитие его мозга. Есть смысл повысить свою активность и развитие для увеличения финансового благосостояния своей семьи, чтобы мои будущие дети не подверглись влиянию финансового неблагополучия. Хотя на этот счет у меня было другое мнение. Всегда думал, что больший толк от детей у которых было или богатое детство или бедное, и хуже всего тем, кто был где-то посередине или ниже среднего. Мысль заключалось в том, что бедные дети ограничены и у них больше неудовлетворенных желаний, которые хочется воплотить в жизнь. Богатые соответственно привыкли к хорошему и к нему стремятся. А вот те, кто посередине, хоть у них вроде и есть что-то и пусть не самое лучшее, но есть. И поэтому нет смысла сильно стремиться и так хорошо. Теперь передумаю свою мысль. Спасибо за статью.
Благодарю за статью! 🙂
Забота государства о своих гражданах в плане их безопасности и стабильного финансового благополучия, на мой взгляд, основной признак состоятельности и цивилизованности самого государства. Не зря мудрец сказал: «Бедность – корень беспорядков в стране» (Мо-Цзы).
Зрелое государство, имеющее успешно реализующиеся программы социальной поддержи направленные на повышение уровня жизни людей, с троицей окупает свои вложения. Люди, не обременённые финансовым напряжением, гораздо плодотворнее и эффективнее трудятся и вносят посильный вклад на общее благо своей страны. Растёт население страны. Снижается уровень преступности. Повышается процент физически и психически здоровых людей. Наблюдается прогресс в науке и образовании. Такое государство заинтересовано в повышении уровня финансовой грамотности своих граждан. Оно имеет чёткие законы и возможности их обеспечения. Это и есть подлинно сильная держава имеющая авторитет мирового значения.
Если, говорить о бедности отдельно взятого человека, то можно с высокой долей вероятности обнаружить установки и модели поведения, которые не способствуют увеличению его доходности. Так же можно наблюдать другого плана картину, человек который располагает миллионами, может считать себя бедным. Здесь, на мой взгляд, всё дело в мышлении человека оно в основе своей имеет: либо дефицит /либо изобилие. Я считаю, что повышение уровня финансового благосостояния есть одна из главных забот человека, это его зона ответственности, прежде всего перед самим собой, с целью создания благоприятных условий для самосовершенствования и тем самым улучшения окружающего его Мира.
Из статьи узнала , что финансовая среда влияет на развитие детей. Хотя если задуматься , в статье сказано , что ети пережившие нищету, имеют ряд проблем : умственные, физические , эмоциональные и проблемы с духовным развитием. Это в принципе логично . Ведь если в семье нечего есть , вряд ди детей будут водить в театр , музеи , покупать им энциклопедии . Так же из статьи узнала , что есть связь хронических заболеваний с благосостоянием семьи , в которой рос. Хотя опять же, если вдуматься — все логично . Психосоматику никто не отменял. Эти дети , наверное, были в постоянном стрессе , который и провоцировал «все эти прелести». Как много в нас закладывается в детстве. И как бы мне хотелось воспитать эмоционально , физически и духовно здоровых детей. А для этого надо работать над собой.
Узнал, что бедность влияет на психику. Об этом я догадывался и если рассматривать бедность в целом, то туда могут быть включены и по большей части так и происходит, это всяческого рода химические зависимости.
Удивили, что в Великобритании такой большой процент людей, живущих за чертой бедности. Я даже не мог подумать что такой высокий процент бедных людей.
Ещё впечатлило то, что если посадить больше деревьев во дворах школ, то это повлияет на уровень успеваемости.
В профессиональном плане эта информация мне даёт возможность в будущем иметь понимание, что клиент может жить за чертой бедности, поэтому у него могут быть определенного рода проблемы. Пока он не закроет свои базовые потребности он не сможет дальше решать поставленную перед собой задачу.
Статья очень познавательна, особенно меня заинтересовала статистика. Нищета-это вообще страшное слово, а тем более когда в ней растут дети. Я думаю, что если ребёнок растёт в бедности, то он слишком рано взрослеет, да и как правило, большинство людей живущих в нищите-это не благополучные семьи. На детях сказывается и недостаток внимания родителей, книг, игр и прочего. Из статьи я поняла, что ребенок, который живет в нищите, подвергается большему стрессу, чем остальные дети, поэтому и идёт недостаток развития. Обычно родители пытаются отгородить своих детей от проблем, тем более связанных с финансами, но родители живущие в нищите как раз постоянно погружают их в свои же стрессовые состояния. Если говорить об озеленении школьных дворов, то это однозначно повышает способности как мне кажется, большую роль играет не только воздух, но и внешний вид, то есть чем приятнее обстановка, тем продуктивнее человек.
На мой взгляд, эта статья не столько о развитии детей в условиях бедности, сколько о взаимодействии между родителем и ребенком. Безусловно, статья показывает нам, что у ребенка, который растет в условиях нищеты, мало шансов на получение качественного развития. Плюс, я впервые для себя открыл тот факт, что ущерб наносится и физическому состоянию личности, в отношении паттерны физиологии мозга. Однако, мы можем заметить, что автор говорит нам о том, что заботливая мать может смягчить воздействие бедности на физическое здоровье своего чада. Я считаю, что не только на физическое, грамотный родитель может по возможности обеспечить должное образование ребенку. Однако, для этого он и сам должен быть достаточно развитым в различных сферах. Однако…В общество подобного класса, зачастую попросту отсутствует потребность в саморазвитии и познании чего-то нового. Поэтому, в данной ситуации сложно говорить о развитии будущего поколения. Именно поэтому, решение данной проблемы прежде всего лежит в желании родителей развиваться и преодолеть материальные сложности.
Нищета, я думаю не очень плодотворная среда для развития детей. Но списывать все проблемы только на нехватку денег нельзя. Снижение качества обучения и уровня развития ребенка зависят от многих факторов. Нехватка денег на книги, пособия, дополнительные занятия, скорее всего, повлияют на глубину знаний конкретного ребенка. Но я впервые слышу, что наличие травяного покрова и зеленых насаждений влияют на развитие детей в бедных районах. Стресс дети испытывают от того, что чувствуют унижение, что не могут иметь то что могут иметь их сверстники. Детям приходится себя постоянно сдерживать в мечтах и желаниях, так как они знают, что их родители не могут себе позволить осуществить их мечты. И видимо в это время закладываются ограничивающие убеждения, которые в последствии влияют на их развитие.
Благодаря информации, изложенной в статья я узнала, что бедность влияет на эмоциональное, интеллектуальное, когнитивное развитие ребенка — меньше возможностей, книг, музеев. Меньше употребляемых в семье слов. Действительно, тогда, когда не удовлетворены элементарные физиологические потребности — ребенку нечего есть, высокий уровень тревожности в связи с отсутствием материальной стабильности, становится не до развития.Что касаетсяУдивило, что в качестве примера приведена Англия, для меня было неожиданным — такой высокий уровень бедности в этой стране.Также интересным показался факт позитивного влияния зеленых насаждений на уровень успеваемости.Обнадеживающим является то, что не на всех детей пагубно влияет уровень бедности. Известно много случаев, когда ребенок из крайне бедной семьи «вырывался» из неблагоприятных обстоятельств и мог обеспечить себе высокий материальный уровень жизни.Но думаю, условия, в которых такой ребенок вырастает,оставляют след навсегда.У нас есть друг семьи — очень обеспеченный человек, выросший в крайне бедной многодетной семье, он до сих пор хлеб бережно сьедает, подбирая даже крошки. Помнит, как не хватало его в далеком бедном детстве.
Спасибо за стать.»Бедные» тратят деньги импульсивно, принимают необдуманные решения, основанные на сиюминутных эмоциях. Как раз на этом феномене основана популярность микрокредитов. Увидев новую модель телефона или лимитированную коллекцию кроссовок, вы непременно должны их заполучить.«Бедные» не воспринимают деньги как средство для приумножения дохода, а только как средство существования. Весь фокус — на выживании. Когда денег нет, они экономят, но как только появляется незапланированный доход, тут же его спускают.Богатые» планируют покупки и могут откладывать. Они тратят меньше, чем зарабатывают, и всегда ищут во что инвестировать. «Богатые» живут по средствам и не видят в этом ничего стыдного.
Очень грустная статья. Несмотря на выводы, мое отношение к статье неоднозначное. Во мне до сих пор живет идея, что несмотря на бедность и социальное неравенство существуют люди, которые при определенном стечении обстоятельств могут вырваться из бедности. Но для начала такие люди должны получить хорошее образование, чтобы его использовать и научится справляться со стрессом при безработице и сравнении себя с более материально-обеспеченными людьми. Но это при условии, если родители сами готовы развиваться, а не употребляют например алкоголь и наркотики. Я сейчас переехала в новое место работы, окруженное неблагополучными домами и не смотря на наличие комплекса новых красивых домов и озелененной территории, я вижу пьяных детей и их пьяных родителей на остановке. Это очень страшно наблюдать и никак невозможно на это повлиять.
Из статьи я узнал, как бедность влияет на психику. Влияние оказалось бо́льшим, чем я мог себе представить. Ещё в начальной школе я замечал различия в поведении детей богатых родителей и бедных. В поведении богатых чувствовалась какая-то бо́льшая уверенность и открытость. Это я могу объяснить тем, что богатым не надо думать и беспокоиться об элементарных вещах, таких как питание. В школе мама давала мне 10 рублей в день. На эти деньги можно было купить обед. Но я покупал его не всегда, а откладывал деньги на то, что не мог себе позволить. И это мы были далеко не самыми нищими. А о чём думали дети, которым давали 10 рублей не на день, а на неделю? Как минимум, более высокий уровень тревожности им был обеспечен. Поэтому результаты исследований меня особо не удивили. Всё логично: меньше денег – меньше книг, общения, нового позитивного опыта, а следовательно и позитивных эмоций.
После прочтения первой части статьи возникло ощущение, что богатые (в данном случае, автор) пытаются обосновать экономическое неравенство, отсортировать бедных людей как менее умственно развитых. Но далее пришло понимание, что вопрос влияния условий среды на развитие психики детей освящён очень глубоко и объективно. В статье говорится, что не сама бедность является негативным фактором, а сопутствующие ей факторы: низкое качество воздуха, стрессовые условия, меньшее количество новой информации, недостаток продовольствия. Такие знания трудно переоценить.
Если раньше, до прочтения статьи, развитие психики моей дочери казалось мне отчасти вопросом удачи, то теперь я четко понимаю, что на это развитие влияет, как я могу ей в этом помочь. Больше гулять с ней в парке, меньше конфликтовать при ней, следить и работать над своим эмоциональным состоянием, дарить интересные познавательные книги, увлекать новыми занятиями, водить в музеи. И конечно это всё это полезно не только детям, но и взрослым, то есть всем членам моей семьи.
Влияние бедности на психику очевидно для меня с того самого момента, как я смог обращать свое внимание на какие-то взаимосвязи, среди которых я жил. Дети из малообеспеченных семей «на районе», котором я жил, с раннего возраста курили, пили, имели беспорядочные половые связи и к 18-20 годам уже были с ребенком на руках. Имея такой стартовый капитал, только резкая смена обстановки или какое-то психотравмирующее событие могло как-то повлиять на смену вектора жизни этих детей. Ведь их родителям было не до них, они пытались решить финансовые проблемы днем(если конечно была работа, а вечером старались заглушить свои проблемы спиртным) и такой бег по кругу они предлагали, как вариант жизни, и своим детям. Отчасти такую жизнь я наблюдал в свой родительской семье, но мне повезло с тем, что мои родители имели изначально хорошее образование, они старались поддерживать мои начинания и увлечения, например в спорте, могли уделить мне внимание в выполнении д/з, те я не был брошен. Также мне повезло с моими друзьями, я не оказался среди маргиналов в детстве, в основном , с кем я дружил в детстве сейчас вполне порядочные люди. Бедность — это действительно раковая опухоль человечества, но все же в современных условиях это выбор взрослого человека. Ведь есть высказывание Била Гейтса:» если вы родились бедным — это данность, если вы умерли бедным — это ваш выбор».
Бедность не порок, это истина. Но нищета, нищета — порок, ибо в нищете я первый сам готов оскорблять себя. Так говорил ещё в 1866 Фёдор наш Михайлович, и был прав по-своему. В нищете и взрослые и дети испытывают постоянный стресс и постоянную униженность, и перед людьми большего уровня дохода могут ощущать некоторую свою неполноценность. Современные методы исследования подтверждают нарушение развития префронтальной коры головного мозга у детей из бедных семей, что может вызывать трудности с функциями познания, саморегуляции и поведения. Дополнительными факторами замедления развития детей может стать и отсутствие эмоционального контакта с матерью, которая тоже скорее всего находится в бедственном положении, и отсутствие игрушек, и, что было для меня удивительно, отсутствие достаточного озеленения в бедных районах, или достаточного времени погулять в парке; а серые стены кирпичных домов оказывается действуют угнетающе.
Спасибо большое за такую объемную и полезную статью!
Мне было очень интересно изучать эту статью, так как для меня эта тема является актуальной и наглядной. Я сам учился в 4-х школах, 2 из которых были очень низкого уровня в неблагополучных районах, и, соответственно, там учились дети из бедных семей. Как правило, это сопровождалось высокой степенью невежества и бескультурья у детей, отсутствия разносторонней развитости. У их родителей не было ресурсов, чтобы дать им лучшие возможности для развития, тем более дома зачастую был стресс, так как нет денег, нищета и в связи с этим обозленные родители. Для меня стало откровением, что зеленые насаждения оказывают непосредственное влияние на умственную деятельность детей, этот совет я непременно применю.
Данная статья еще раз позволила убедиться, что социально-экономическое положение семьи играет важную роль в развитии ребенка.
Из статьи узнал, что зелёные насаждения, успокаивают мозг и восстанавливают способность концентрироваться. У меня дома всегда много цветов. Я даже непомню в каком возрасте я приобрёл свой первый цветок и пересадил его. Но в течении каждого года я покупаю цветы, горшки, землю и пересаживаю их. Это меня всегда радовало, успокаивало и приносило чувство удовлетворения. Многие женщины-продавцы удивлялись, что я так хорошо разбираюсь в цветах. Всё это я делал на автомате, а теперь благодаря статье понял механизм своего поведения. А ещё я отдавал предпочтение пробежке по лесу, прогулке в парке, поход за грибами — по тем же причинам, там отдыхаешь и восстанавливаешься. Даже огромная ёлка, дома каждый год, с приятным запахом приносит радость, а значит и помогает восстанавливаться. Спасибо.
Интересная статья из которой я увидел, что бедность как социальный фактор, влияет не только на качество жизни, но и на развитие когнитивных способностей, а также на эмоциональную стабильность. Т.е дети выросшие в таких условиях будут менее развиты и более тревожны.
Удивили исследования в которых показывается значительное влияние количество зеленых насаждений на когнитивную и эмоциональную сферу, т.е в экологически относительно чистых районах, у детей больше возможности проявить свои способности. Также что находясь постоянно в материальной зависимости (долги), нарушается умственная деятельность.
Я считаю, что конечно бедность негативно воздействует на психику , так как приходится находится постоянно в напряжении, т.е вся жизнь стресс. Но я думаю, что такие проблемы есть и не мало у людей в высших слоях общества, т.е можно наблюдать те же симптомы.
Поэтому важно, то какое отношение транслируют родители своим детям, т.е как они относятся к такому положению и что делают.
Как-то давно мой знакомый весьма успешный бизнесмен , сказал, тогда когда приходилось делать много разных вещей, которые казались лишними и не нужными »…Нищета заставляет думать»…сам он вырос в достаточно бедной семье.
Как бедность влияет на психику — оказывается прямым образом , исходя из данной статьи получается, что дети из неблагополучных семей , а именно низким уровнем дохода отстают в развитии относительно детей из семей со средним и высоким . при этом у меня вызвало удивление , что зеленые насаждения в местах обучения способствуют развитию детей улучшает их пространственную память. В профессиональном и личностном плане хочу отметить , что детям нужно быть ближе к природе , а именно получать знания в заведениях с достаточным озеленением . К тому же нельзя исключать тот факт каким образом и сколько времени выделяют родители своим чадам , ведь это ключевой фактор развития ребёнка. Считаю , что идея зелёных насаждений помимо увеличения кислорода будет отлично влиять на жизнь людей в целом , а не только детей и эту информацию нужно донести до широких масс. Спасибо.
Спасибо за статью! На самом деле я знала, что социально-экономический статус влияет на развитие ребенка в целом, но не знала, что именно настолько, что от недостатка материальных ресурсов дети больше подвержены развитию хронических заболеваний, психотическим расстройствам, такие дети испытывают дефицит вербальной и зрительно-пространственной памяти. На формирование здоровья детей влияют питание ребенка, образование родителей, что напрямую зависит от социально экономического фактора семьи. Для его повышения целесообразно сосредоточить усилия на повышении эффективности государственной семейной политики для снижения доли неполноценных семей, а также увеличения доходов семей, которые находятся за чертой бедности.