Обучение психологии онлайн
Воронежский Институт Психологии >

Сегодня мы завершаем последнюю тему ТЕОРИИ ДЕТСКОГО РАЗВИТИЯ из учебника по детской психологии, который составили Мэвис Хэзерингтон и Росс Парк. Авторы провели колоссальную работу изучив и переработав более 2000 научных исследований, что позволило нам познакомиться с кратким содержанием каждого из них и понять, что же такое на самом деле детская психология с научной точки зрения.

РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА С НАУЧНОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ

Развитие ребенка – это научное исследование изменений в биологическом, социальном, когнитивном и эмоциональном поведении в течении всего периода детства. Психологи пытаются ответить на два основных вопроса: как дети меняются по мере своего развития и каковы детерминанты этих изменений? В последнее время акцент сделан на процессах, которые производят и объясняют эти изменения.

ЗАЧЕМ ИЗУЧАТЬ ДЕТЕЙ?

Мы изучаем детей, чтобы расширить наше научное понимание о путях развития и процессах, которые могут изменить его ход, а также чтобы получить практическую информацию и помочь каждому кто заботится о детях, включая родителей, учителей, медицинских работников и политиков.

ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Две основные цели исследования детского развития:
1. описание изменений в поведении в процессе развития;
2. выявление процессов или причин развития.
Ответы на эти два вопроса связаны с множеством противоречий, которые продолжают обсуждаться по мере появления новых исследований или разработок.

1) Биологические и экологические влияния давно будоражат умы ученых. Большинство современных теоретиков признают важность обоих факторов, но расходятся во мнениях относительно их вклада. Основной вопрос состоит в том, как биологические факторы и факторы окружающей среды взаимодействуют, вызывая различия в развитии.

2) Пассивные и активные дети. Некоторые специалисты по психологии развития считают, что дети активно формируют, контролируют и направляют ход своего собственного развития, в то время как, другие полагают, что дети являются пассивными объектами влияния окружающей среды.

3) Проблема непрерывности и прерывности развития существует давно. Некоторые теоретики рассматривают развитие как непрерывный процесс, при котором изменения происходят плавно и постепенно. Другие видят развитие как ряд качественно различных шагов или стадий.

4) Хотя вопрос важности раннего опыта по сравнению с более поздним остается спорным, большинство психологов считают, что для некоторых видов поведения существуют чувствительные периоды, в то время как другие виды поведения остаются открытыми для изменений на всех этапах развития.

5) Относительная важность ситуационных влияний по сравнению с индивидуальными характеристиками в определении того, насколько стабильным будет поведение ребенка в разных контекстах, является еще одним широко обсуждаемым вопросом. Многие решают эту проблему, используя интеракционистскую точку зрения, которая подчеркивает взаимодополняющие роли личности и ситуационных факторов.

6) Психологи развития по-разному оценивают важность культурной среды. Некоторые подчеркивают культурные универсалии, в то время как другие делают акцент на культурный релятивизм. Первые ведут к открытию вне культурных законов развития, а вторые подчеркивают влияние окружения. Несмотря на разногласия, большинство теоретиков согласны с тем, что в теме развития важно учитывать культурный контекст.

7) Теории различаются в зависимости от того, насколько они учитывают долгосрочные изменения в обществе или светские тенденции в описании законов, управляющих поведением детей. Пр этом многие теории признают, что социальные изменения имеют определенное влияние на развитие.

8) Цели исследователей часто не совпадают. Одни хотят знать о законах, лежащих в основе детского поведения, других интересуют ответы на практические вопросы, касающиеся детей. В последнее время различия между фундаментальными исследованиями и практикой стали размытыми, потому что часто первые можно использовать для решения насущных вопросов и проблем.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Теории выполняют две функции. Во-первых, они помогают систематизировать и интегрировать имеющиеся знания в последовательное описание того, как развиваются дети. Во-вторых, они стимулируют исследования, предоставляя прогнозы поведения, которые нужно проверить на практике.

Согласно традиционным поведенческим взглядам, развитие — это непрерывный процесс, в котором используются одни и те же принципы обучения на протяжении всей жизни. Ребенок относительно пассивен и формируется факторами окружающей среды, которые модифицируют поведение в форме либо классического, либо оперантного обусловливания. Эти принципы регулярно применяются для изменения поведения детей. Например, мы можем вспомнить, как в одном из исследований гиперактивных детей поощряли за выполнение ежедневных задач в классе.

Теория социального обучения расширила поведенческую перспективу, включив подражание в качестве дополнительной формы обучения. Исследования, основанные на этой точке зрения, привлекли наше внимание как к положительным, так и к отрицательным аспектам влияния телевидения, которое является источником поведенческих моделей для детей. Согласно этой теории, дети избирательны в отношении того, кому и какое поведение они имитируют. Современные версии теории социального обучения включают роль когнитивных факторов в процессе обучения. Ведущим представителем этой точки зрения является Альберт Бандура.

Теория организма описывает ребенка, как активного искателя нового опыта и информации. При адаптации к окружающей среде дети усваивают опыт в соответствии с существующими структурами знаний. Развитие является результатом все более сложной реорганизации психических структур по мере того, как ребенок проходит через неизменную последовательность стадий к более продвинутым уровням когнитивного функционирования. Жан Пиаже — самый известный сторонник этого подхода

Теории обработки информации сосредоточены на опросе детей и на том, как они оперируют информацией для достижения своих целей в конкретных ситуациях. Теоретики этой традиции часто используют компьютерные аналогии и блок-схемы, чтобы помочь описать шаги, связанные с решением проблемы. Такой подход был применен к широкому кругу проблем в исследованиях когнитивного развития и социального поведения.

Психодинамическая теория Фрейда представляет прерывистый взгляд на развитие, согласно которому ребенок мотивирован набором основных биологических влечений, сосредоточенных на сенсорных зонах и различных видах деятельности в первые годы жизни. Согласно этой теории, более поздняя взрослая личность является прямым результатом того, какие влечения в детском возрасте были удовлетворены, а какие нет.

Эриксон расширил теорию Фрейда, включив в нее развитие на протяжении всей жизни, а также социальные и культурные факторы. Теория Эриксона построена вокруг основных личных и социальных задач, которые необходимо решать на каждом этапе, а не вокруг инстинктивных побуждений.

Этологический подход использует биолого-эволюционный подход к описанию развития. Этологи часто изучают организацию социального поведения между людьми, наблюдая и описывая поведение в естественных условиях. Они часто ищут сходные модели поведения среди людей и животных, а также в разных культурах, чтобы понять истоки развития.

Экологическая перспектива подчеркивает важность взаимосвязи организма с различными системами окружающей среды, таких как семья, школа, общество и культура. Развитие включает в себя взаимодействие между меняющимися детьми и их меняющимися отношениями с разными экологическими системами. Субъективный опыт ребенка или его понимание окружающей среды и активная роль ребенка в изменении окружающей среды являются важными аспектами этой точки зрения.

Перспектива продолжительности жизни подчеркивает развитие на протяжении всей жизни, а не только в детстве. Согласно этой точке зрения, изменения в развитии можно проследить до (1) нормативных возрастных событий (например, менархе), (2) ненормативные события (например, развод) и (3) исторические или когортные события (например, Великая депрессия).

 

Оригинальная статья: E. Mavis Hetherington, Ross D. Parke – The biological bases of behavior. Child Psychology. A contemporary viewpoint. Fourth edition, 1993
Автор перевода: Золотухина Мария Сергеевна
Редактор: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна
Ключевые слова: детская психология, детская научная психология, многолетние исследования, поведенческий подход, теория социального научения, влияние телевизора на детей, оперантное обусловливание, теории детского развития, развитие ребенка с точки зрения науки.
Источник фото: freepic.com

64590cookie-checkДетская Психология: Теории детского развития