Обучение психологии онлайн
Воронежский Институт Психологии >

Достижения в области биологии и генетики открыли новые возможности для формирования и контроля некоторых аспектов развития человека. С помощью амниоцентеза и хромосомного анализа на ранних сроках беременности мы можем определить не только пол ребенка, но и наличие у него внутриутробных заболеваний, ведущих к умственной отсталости, слепоте и параличу (аномалии половых хромосом, синдром Дауна, серповидно-клеточная анемия, синдром Тея-Сакса и.т.п.). Таким образом у родителей есть возможность сделать аборт или подготовиться к рождению ребенка с особенностями. Но какие этические проблемы могут возникнуть из-за предоставления родителям информации такого рода? Действительно самцы XYY статистически более склонны к совершению преступлений, чем самцы XY, но фактически это делает лишь небольшой процент мужчин с дополнительной Y-хромосомой. Получается, что такие дети несправедливо носят клеймо XYY? Как знание этого влияет на отношение родителей к ребенку и отношения с ним? Исследования показывают, что родители часто реагируют с точки зрения ожиданий, даже ложных, в отношении своих детей. Может ли такое отношение спровоцировать негативный сценарий?

Если у плода нет генетических аномалий, является ли пол ребенка достаточной причиной для прерывания беременности? В США почти все опросы показывают, что в среднем будущие родители предпочитают мальчиков.

В некоторых других странах статистика еще более печальна. В Китае при обследовании 100 беременных женщин, которые прошли скрининг для определения пола их будущего ребенка, было обнаружено, что более 60 процентов матерей, вынашивающих девочек, хотели сделать аборт, тогда как только 1 из 53 женщин, вынашивающих ребенка мужского пола, задумывалась об этом (Китайский медицинский журнал, 1975).

Биологи могут пересаживать эмбрионы животных из одной матки в другую, удалять и переносить гены из одного организма в другой, а также искусственно синтезировать ген в пробирке. Однако наиболее важные последствия генной инженерии заключаются в развитии детей посредством экстракорпорального оплодотворения и в развитии методов рекомбинантной ДНК.

Оплодотворение в пробирке

Развитие детей из пробирки посредством экстракорпорального оплодотворения позволило парам, которые бесплодны или имеют анатомические проблемы, препятствующие оплодотворению, такие как непроходимость или повреждение фаллопиевых труб у женщины, и у которых в противном случае было бы мало шансов на зачатие, иметь детей. Эти процедуры вызвали сложные технологические, социальные и правовые проблемы.

ДЕТИ ИЗ ПРОБИРКИ

25 июля 1978 года в Англии произошло знаменательное событие: родилась Луиза Джой Браун, первый ребенок, зачатый вне маточной трубы ее матери. Позже в этой же семье тем же способом появился второй ребенок Даниэль. В течении 20-ти лет в разных странах мира родилось более 5000 таких малышей. Среди детей, рожденных родителями, прошедшими экстракорпоральное оплодотворение — буквально оплодотворение в пробирке, — необычно много четверняшек, тройняшек и близнецов. Это связано с двумя факторами. Во-первых, некоторые практикующие врачи переносят более одного эмбриона за раз в матку матери, чтобы увеличить вероятность успешной беременности. Во-вторых, одновременно с попытками экстракорпорального оплодотворения матерям часто вводят гормоны для стимуляции овуляции. Это может привести к высвобождению нескольких яйцеклеток, которые могут быть неожиданно оплодотворены в ходе нормального процесса полового акта.

Хотя термин «ребенок из пробирки» приносит с собой некоторые образы «Дивного нового мира», когда дети выращиваются в лабораториях в стеклянных графинах, на самом деле это только оплодотворение, которое происходит вне тела матери в стеклянной посуде. У будущей матери контролируют уровень гормонов, и обычно ей назначают гормоны, стимулирующие выработку яйцеклеток. Эти яйцеклетки собирают и удаляют из яичника через небольшой разрез в животе женщины. Яйцеклетку помещают в питательный раствор в стеклянную чашку Петри и смешивают со спермой. Если оплодотворение прошло успешно, зигота начинает делиться, и когда она достигает стадии восьми клеток, примерно через два-четыре дня ее собирают другой тонкой трубкой и отправляют в матку через шейку матки женщины. Чтобы беременность была успешной, эмбрион должен имплантироваться в стенку матки. Если матка не находится на оптимальной стадии для облегчения имплантации, через семнадцать-двадцать три дня после менструации эмбрион может быть заморожен и храниться до тех пор, пока матка женщины не достигнет надлежащей стадии.

Хотя экстракорпоральное оплодотворение стало научным прорывом, сейчас, некоторые ученые говорят о «старомодном» экстракорпоральном оплодотворении и указывают на множество современных комбинаций смесей и совпадений доноров и реципиентов. Яйцеклетка женщины может быть оплодотворена спермой ее мужа или другого донора-мужчины, или сперма мужа может быть использована для оплодотворения яйцеклетки донора женского пола, или зигота из спермы мужа и яйцеклетки жены может быть имплантирована в матку другой женщины, которая служит инкубатором человека. Недавно женщина родила ребенка в результате имплантации зиготы in vitro от дочери и зятя. Она стала мамой и бабушкой одновременно.

Как и многие другие медицинские достижения, эти репродуктивные технологии поставили человечество перед некоторыми этическими дилеммами. Как должны проходить скрининг будущие родители? Какие критерии следует использовать при выборе доноров спермы для сопоставления сперматозоидов с яйцеклетками? Например, приводит ли это к нереалистичным ожиданиям родителей, если донор спермы будет лауреатом Нобелевской премии? На самом деле существует банк спермы лауреатов Нобелевской премии. Какие юридические права имеет донор-мужчина? Что делать, если один или оба родителя умрут, пока зигота будет заморожена в хранилище, как это произошло в недавнем австралийском случае? Какие юридические права на ребенка имеет женщина, согласившаяся на имплантацию эмбриона другой пары? Несмотря на эти трудные вопросы, надежда, радость и перспектива стать родителями для многих пар, неспособных зачать или родить, перевешивают все минусы.

Рекомбинантная ДНК

Методы рекомбинантной ДНК позволяют извлечь фрагмент ДНК из одного организма и вставить его в другой организм, отсюда и название «рекомбинантная» ДНК. Было обнаружено, что конкретный идентифицируемый фрагмент ДНК, называемый генетическим маркером, может присутствовать у людей, страдающих определенным наследственным заболеванием. Например, ген муковисцидоза расположен в средней части хромосомы 7, а ген семейной болезни Альцгеймера — в длинном плече хромосомы 21 (Martin, 1987). Один из самых личных поисков генетического маркера возглавила нейропсихолог Нэнси Векслер, чья мать умерла от болезни Гентингтона (смертельное заболевание, поражающее молодых людей). Вероятность развития болезни у Векслер составляло 50 процентов. Нэнси наметила закономерности болезни Гентингтона в группе из 5000 человек в Венесуэле, которые были потомками женщины, умершей от болезни Гентингтона более 100 лет назад. Используя образцы ДНК живых членов клана, которые были поражены этим заболеванием, Векслер и генетик Джеймс Гузелла (Gusella et al., 1983) смогли идентифицировать маркер Гентингтона, который располагался вблизи одного конца четвертой хромосомы. Это позволило разработать генетический тест Хантингтона, но многие люди не хотят его проходить, поскольку лекарства от этой болезни еще нет.

Хотя за последнее десятилетие генетические маркеры позволили определить хромосомное положение для многих заболеваний, связанных с одним геном, большинство генетиков поведения считают, что расстройства поведения определяются несколькими генами и что сосредоточение внимания на отдельных генах вряд ли будет плодотворным для понимания большинства заболеваний и проблем с поведением (McGue & Gottesman, 1989; Plomin, 1990b; Gurling et al., 1989; Plomin & Rende, 1990).

Генетическая терапия

Ученые надеются не только идентифицировать и локализовать гены, ответственные за наследственные заболевания, но и в конечном итоге использовать генную терапию для предотвращения или лечения таких расстройств. Вставляя хорошие гены в клетки своих пациентов, ученые надеются противостоять воздействию неблагоприятных генов. Вирусы могут быть сконструированы так, чтобы нести правильно функционирующие версии вредных генов пациента. Когда клетки костного мозга, взятые у пациента, подвергаются воздействию этих вирусов, вирус внедряется в клеточную ДНК, неся с собой нормальный ген. Эти новые здоровые гены затем вводятся пациенту. Первая попытка использовать эту процедуру на людях началась с лечения девочки-дошкольника со смертельным, ранее неизлечимым генетическим заболеванием, которое отключает иммунную систему. Дети с этим расстройством часто воспитываются в изоляции или проходят постоянное медикаментозное лечение, поскольку они могут быть сильно травмированы при встрече с любой инфекцией, даже такой, как обычная простуда, которая была бы легкой для человека с нормальной иммунной системой. Хорошо известен случай с Дэвидом, мальчиком-пузырем, выросшим в стеклянной изоляционной камере. Подростком он, наконец, покинул свой безопасный мир, но не смог выжить, потому что его иммунная система не справилась с окружающей средой. Лечение рекомбинантной ДНК молодой девушки на данный момент оказалось успешным, оно активировало ее иммунную систему и повысило устойчивость к болезням. Недавно сообщалось, что сейчас она катается на коньках, берет уроки танцев, ходит в школу и наслаждается общением с друзьями и учителями.

Несмотря на возможный положительный вклад удаления вредоносных генов и замены их на полезные гены, разрушение генетической уникальности и даже возможность искусственного создания новых бактерий или видов, губительных для человека, в настоящее время вызывает беспокойство не только у общественности, но и у самих ученых. Ключевой вопрос заключается в следующем: по мере того, как становится возможным усиление генетического контроля, как его следует использовать и как его следует ограничивать на благо людей.

 

Оригинальная статья: E. Mavis Hetherington, Ross D. Parke. Child Psychology. A contemporary viewpoint. Fourth edition, 1993

Автор перевода: Золотухина Мария Сергеевна

Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна

Источник изображения: freepik.com

Ключевые слова: детская психология, научная психология, развитие новорожденного, наследственные заболевания, генная инженерия, генетические заболевания, генетическая терапия, генетическое консультирование, ЭКО, Луиза Джой Браун, мальчик в пузыре, Нэнси Векслер, болезнь Гентингтона.

62830cookie-checkПсихология развития: Генетическое консультирование и генная инженерия