Обучение психологии онлайн
Воронежский Институт Психологии >

Для человека, профессионально занимающегося психологией, в первую очередь важно понять мотивы других людей. Почему в одних и тех же условиях они мыслят и действуют по-разному. Этот вопрос напрямую связан с механизмом формирования мировоззрения, который начинает действовать с самого рождения человека.

Ранее мы обсудили, что неудовлетворенность традиционной поведенческой теорией поведения привела к изучению когнитивных факторов через теорию социального обучения. Свое развитие она получила, в том числе, благодаря развитию органических теорий в психологии. Каждая из них представляет собой целостную теорию и направлена на изучение роста и развития человека через его интеграцию в обществе.

Самой известной из теорий развития организма является когнитивная структурная теория Жана Пиаже. Она представляет собой любопытный процесс. С одной стороны, дети опираются на свое понимание того, как устроен мир в качестве основы для личного восприятия новых событий. С другой стороны, дети модифицируют свою базу знаний с помощью включения новой информации, поступающей извне. При этом происходит трансформация их ментальности. Согласно теории Пиаже, дети не являются  лишь пассивными получателями опыта. Вместо этого они активно интерпретируют и осмысливают информацию, с которой сталкиваются ежедневно. Дети так же не имеют пассивной формы подкреплений и моделей, которым они подвергаются. Они активно воспринимают опыт и строят свой мир.

Согласно данной точке зрения, дети активно конструируют реальность собственного мира. Таким образом, формируется индивидуальный фильтр восприятия, вследствие чего разные люди видят окружающий мир в одних и тех же условиях по-разному.

Способ организации информации зависит от уровня когнитивного развития ребенка. То есть от развития его мыслительных процессов. Речь идет о восприятии, памяти, формировании понятий, решении задач, воображении и логике. Когнитивное развитие имеет возрастные этапы. Например, маленькие дети, в отличии от подростков и взрослых, более склонны к сенсорной и моторной информации. При этом они эгоцентричны,  сосредоточены на своих собственных взглядах и менее способны принимать точку зрения и понимать чувства других людей. Однако, с возрастом растет не только тело, но и гибкость мышления.

Пиаже предположил, что когнитивное развитие можно рассматривать, как процесс децентрирования, включающий переход от тотальной сосредоточенности на себе до многогранного взгляда на мир.  Чем старше психологический возраст человека, тем шире его кругозор и образ мыслей.

Когнитивное развитие прерывисто. К примеру, подростковый возраст рассматривается как период уникальных взглядов на проблемы и события. Подросток, в отличие от ребенка, уже может мыслить логически. Появляется навык дедуктивного мышления.

Четыре периода интеллектуального развития согласно теории Пиаже.

  1. 0-2 года. Сенсомоторный период. Ребенок не отличает себя от других объектов. Примитивное понимание времени и пространства.
  2. 2-6 лет. Период предшествующий оперативному образу мышления. Формируется умение отразить предмет, на который ориентировано действие. Интуитивное решение проблем. Мышление пока характеризуется необратимостью и эгоцентризмом. Появляется умение мыслить во время занятий и видеть отношения между людьми.
  3. Примерно 6-12 лет. Период конкретных операций. Децентрализация. Понимание обратимости ситуаций. Умение примерять на себя роли других людей и персонажей. Логическое мышление, включающее: классификацию, сериацию (организация объектов в упорядоченные ряды, например, по высоте). Появляется гибкость, абстракция, проверка умственных гипотез. Ребенок начинает рассматривать возможные альтернативы в решении проблем, размышлять.
  4. С 12 лет. Период формальных операций. Раскрываются гибкость и абстрактное мышление. Ребенок строит гипотезы, рассматривает различные альтернативы в решении проблем и начинает мыслить комплексно.

Подводя итог, можно сказать, что когнитивное развитие является результатом развития интеллекта ребенка посредством ряда качественно различных и все более сложных реорганизаций по мере того, как ребенок переходит на продвинутые уровни когнитивного функционирования.

www.псиблог.рф

Оригинальная статья: E. Mavis Hetherington, Ross D. Parke – The biological bases of behavior. Child Psychology. A contemporary viewpoint. Fourth edition, 1993

Автор перевода: Золотухина Мария Сергеевна

Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна

Источник изображения: unsplash.com

Ключевые слова: поведенческий подход в психологии, воспитание детей, почему дети не слушаются, формирование мировоззрения, Жан Пиаже, органическая теория в психологии

47600cookie-checkПочему дети не слушаются