Ученые открыли, что письмо от руки создает повышенную активность в сенсомоторном отделе мозга
Профессор Одри Ван дер Меер из НТНУ считает, что государство должно обеспечить детям хотя бы минимальное обучение письму от руки.
Результаты нескольких исследований показали, что и дети и взрослые лучше учатся и запоминают, когда записывают от руки.
Еще одно новое исследование подтверждает то же самое: выбор в пользу письма от руки вместо использования клавиатуры улучшает обучаемость и память.
Ван дер Меер и её коллеги исследовали это несколько раз. Сначала в 2017 году, а теперь в 2020 году.
В 2017 году она исследовала мозговую активность 20 студентов. В настоящее время она опубликовала исследование, в котором изучала мозговую активность двенадцати молодых взрослых и двенадцати детей. Это первый случай, когда дети участвовали в таком исследовании. Оба исследования проводились с использованием ЭЭГ для отслеживания и регистрации активности мозговых волн. Участники носили капюшон с прикрепленными к нему более чем 250 электродами.
Мозг производит электрические импульсы, когда он активен. Датчики в электродах очень чувствительны и улавливают электрическую активность в мозге.
Письмо от руки дает мозгу больше крючков для подвешивания на них воспоминаний.
Каждое исследование занимало 45 минут на человека, и исследователи получали 500 точек данных в секунду.
Результаты показали, что мозг как у молодых взрослых, так и у детей гораздо активнее работает при письме от руки, чем при наборе текста на клавиатуре.
«Использование ручки и бумаги дает мозгу больше «крючков», чтобы повесить ваши воспоминания. Письмо от руки создает гораздо большую активность в сенсомоторных отделах мозга. Многие участки мозга активизируются уже просто при нажатии ручки на бумагу, когда вы видите буквы, которые пишете, и слышите звук, который производите во время письма. Эти чувственные переживания создают контакт между различными частями мозга и открывают его для обучения. Мы все лучше учимся и лучше запоминаем», — утверждает Ван дер Меер.
Она считает, что ее собственные и остальные исследования подчеркивают важность того, чтобы дети учились рисовать и писать в раннем возрасте, особенно в школе.
Сегодня цифровая реальность такова, что набор текста, нажатие на клавиши и экранное время являются большой частью повседневной жизни детей и подростков.
Опрос, проведенный в 19 странах ЕС, показал, что норвежские дети и подростки проводят больше всего времени в интернете. Смартфон — это постоянный спутник, за которым следуют ПК и планшет.
Опрос показал, что норвежские дети в возрасте от 9 до 16 лет проводят в интернете почти четыре часа в день, что вдвое больше, чем в 2010 году.
Свободное время детей, проводимое перед экраном, теперь увеличивается благодаря тому, что школы все больше внимания уделяют цифровому обучению.
Ван дер Меер считает, что цифровое обучение имеет много положительных аспектов, но настоятельно призывает к обучению письму от руки.
«Учитывая развитие последних нескольких лет, мы рискуем, что одно или несколько поколений потеряют способность писать от руки. Наши исследования и исследования коллег показывают, что это было бы очень печальным последствием возросшей цифровой активности», — считает Меер.
Она считает, что необходимо разработать на государственном уровне принципы, обеспечивающие детям хотя бы минимальное обучение письму от руки.
«Некоторые школы в Норвегии стали полностью цифровыми и вообще пропускают обучение письму. Финские школы еще более оцифрованы, чем в Норвегии. Очень мало школ вообще предлагают обучение письму», — говорит Ван дер Меер.
В дебатах о письме от руки или использовании клавиатуры в школе некоторые учителя считают, что клавиатура создает меньше разочарования для детей. Они отмечают, что дети могут писать более длинные тексты раньше и более мотивированы писать вообще, потому что им легче работать с клавиатурой.
«Обучение письму от руки — это более медленный процесс, но для детей важно пройти через утомительную фазу обучения письму от руки. Сложные движения рук и формирование букв полезны в нескольких отношениях. Если вы используете клавиатуру, вы используете одно и то же движение для каждой буквы. Письмо от руки требует контроля над вашей мелкой моторикой и чувствами. Очень важно как можно чаще приводить мозг в состояние обучения. Я бы использовал клавиатуру, чтобы написать эссе, но я бы делал заметки вручную во время лекции», — утверждает Ван дер Меер.
«Мозг развивался на протяжении тысячелетий. Он эволюционировал, чтобы иметь возможность принимать меры и ориентироваться в соответствующем поведении. Для того, чтобы мозг развивался наилучшим образом, мы должны использовать его для того, что он лучше всего умеет делать. Нам нужно жить полной жизнью. Мы должны использовать все наши чувства, бывать на улице, переживать все виды погоды и встречаться с другими людьми. Если мы не бросим вызов нашему мозгу, он не сможет полностью раскрыть свой потенциал. И это может повлиять на успеваемость в школе», — резюмирует Ван дер Меер.
Оригинальная статья: Anne Sliper Midling — Why writing by hand makes kids smarter. October 2020
Перевод: Остренко Анна Александровна
Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна
Источник изображения: foter.com
Ключевые слова: когнитивная психология, возрастная психология, детская психология, качественное обучение, работа мозга, учеба и мозговая активность, письмо от руки, эффективное обучение.
Благодарю за статью. К сожалению все больше и больше людей переходят на цифровой вид письма и как сказано в статье, скоро молодое поколение вообще перестанет писать от руки. Это будет большой потерей для человечества. Вспоминаю свое детство, как долго я мучился выводя на тетради всякие крючки и загогулинки, писал свои первые буквы, как долго оттачивалось мастерство. Думаю мозг при этом просто кипел от потока информации. Даже сейчас современная молодёжь все меньше и меньше пишут ручкой. Это тяжелый и уморительный процесс, но только так можно развить свои навыки письма и моторики рук. Помню в моем детстве было время, когда модно было писать левой рукой(кроме левшей разумеется) и дети тренировались писать другой рукой. Это в свою очередь тренировало другое полушарие мозга. Мы развивались.
Буквально вчера я досмотрела видеоверсию спектакля Евгения Гришковца «Прощание с бумагой», тема которого перекликается с этой статьей. Смотря спектакль, я испытала чувство ностальгии, лёгкого разочарования, горечи, возмущения. Многие значимые вещи: книги, журналы, письма уходят из нашей жизни. Вместе с ними уходят ощущения и эмоции, которые они вызывают. Меня поразили слова Евгения Гришковца о том, что более двух тысяч лет человечество владело письменностью, но именно на долю нашего поколения выпало прощание с ней.
Начав читать статью, я пыталась представить себе людей, которые вообще не будут уметь в скором будущем писать на бумаге своей рукой. Но информация о том, что в школах Норвегии и Финляндии уже в наше время не обучают письму, меня шокировала. Да, на клавиатуре проще учиться, меньше разочарования, не надо переписывать текст. Но сколько радости я испытывала за аккуратно написанное в школьной тетрадке домашнее задание! И даже сейчас, активно пользуясь телефоном, планшетом и ПК, я предпочитаю писать эссе, комментарии и т.п. сначала на бумаге. Беру в руки карандаш или ручку и мысли появляются как будто сами по себе.
Отказ от письма для меня в некоторой степени означает деградацию человечества, при этом я не являюсь противником технического прогресса. Но в этом случае, считаю, что человек больше теряет, чем приобретает.
Все больше и больше обучение переходит в формат, в котором задействована клавиатура компьютера, а не ручка и бумага. Совсем недавно на экзаменах школьникам необходимо было написать на листе ответы при подготовке, а теперь все сводится к тестовому формату ЕГЭ, где требуется выбрать вариант ответа, нажав на ту или иную кнопку.
Я больше люблю писать, чем печатать и читать книги, в которых нужно перелистывать бумажные страницы, а не электронные.
Из статьи узнала, что письмо от руки, согласно проведенным исследованиям, улучшает обучаемость и память, так как «создает повышенную активность в сенсомоторном отделе мозга».
Очень печально, что уже есть норвежские и финские школы, которые пропускают обучение письму и стали полностью цифровыми.
Благодарю за статью.
Я согласна с тем, что каждое государство должно обеспечить всем детям хотя бы минимальное обучение письму от руки. По себе скажу, что я действительно запоминаю услышанное лучше, если запишу, а если забуду, то меня это не беспокоит, потому что всегда могу заглянуть туда где записала. Порадовало исследование, в котором участвовали и взрослые, и дети. Как оказалось, мозг как у молодых взрослых, так и у детей гораздо активнее работает при письме от руки, чем при наборе текста на клавиатуре. В принципе, я всегда догадывалась, что письменная работа развивает больше, чем клавиатурная. Помню, нам учительница всегда говорила, что нужно писать от руки все рефераты и в институте было пару преподавателей, которые заставляли все работы писать от руки, говоря, что так он уверен, что студент прочел то, что написал, а не скачал с интернета «вслепую». Меня огорчили предположения Меер о том, что «одно или несколько поколений потеряют способность писать от руки». Хоть это предположение и становится с каждым годом все очевиднее, мне это говорит только о том, что своих детей и внуков важно будет учить письму хотя бы самой. Спасибо за статью.
Спасибо за статью. Интересная статья. После прочтения узнала, что некоторые школы в Норвегии стали полностью цифровыми и вообще пропускают обучение письму. Для меня это оказалось шокирующей новостью. т.к. согласна с тем, что письмо от руки увеличивает шанс запомнить лучше. Кроме того мелкая моторика рук всегда развивала и будет развивать мозг.Также была удивлена тому, что многие учителя считают что клавиатура создает меньше разочарования для детей. Они отмечают, что дети могут писать более длинные тексты раньше и более мотивированы писать вообще, потому что им легче работать с клавиатурой. Наблюдая за собой я заметила, что именно то что я прописали запомнится и отложится на долгую память. Нежели если я просто прочту. Недаром в школе нас просили конспектировать прочитанное.
Спасибо за статью. Выбор в пользу письма от руки вместо использования клавиатуры улучшает обучаемость и память. Я за свою трудовую деятельность перепробовала кучу ежедневников, электронных планировщиков, календарей. Но все равно вернулась к ручке и бумажному планингу и блокнотам. Действительно, лучше и больше запоминаешь, да и приятнее записывать, вычеркивать, ставить галочки, зрительно помнишь, все что у тебя записано, вычеркнуто и надо сделать. В электронный календарь записал, вроде бы и записал, но куда-то туда, в неизвестность.
Результаты исследования, приведенного в статье, доказывают, что мозг активнее работает при письме от руки, чем при наборе текста на клавиатуре.
Жаль, что все больше и больше людей выбирают именно клавиатуру и теряют способность к письму от руки.
Как хорошо заканчивается статья о том, что нам нужно жить полной жизнью, использовать все наши чувства, бывать на улице, переживать все виды погоды и встречаться с другими людьми.
С удовольствием использую такую практику, как ведение дневника. Он мой друг и важный спутник по жизни, помогает развивать чувства и конечно же я не заменю его на клавиатуру, несмотря на все прелести современной техники.
Спасибо за статью. Из неё я узнала, как важно писать на бумаге ручкой. Это развивает мозг. Интересное исследование проводили в 2017 году на изучение мозговых волн. Согласна, стучание по клавиатуре это однотонное движение, в лучшем случае задействует физические движение и движение глаз. А вот развитие мелкой моторики мало участвует. Для детей лучше придумывать занятия связанные с бумагой, карандашами, ручками. Рисовать, писать. Не могу спорить с тем, что некоторые игры на планшете или компьютере развивают логику, но опять же не влияют на тактильные ощущения. Пластмасса есть пластмасса. А вот карандаши, бумага. Они ведь разные по текстуре, структуре, цвету. И от этого мозг реагирует по разному, что даёт ему тренировку и разнообразное функционирование.
С интересом узнала,что«некоторые школы в Норвегии стали полностью цифровыми и вообще пропускают обучение письму. Финские школы еще более оцифрованы, чем в Норвегии. Очень мало школ вообще предлагают обучение письму».Есть риск, что одно или несколько поколений потеряют способность писать от руки.
Интересно,что некоторые учителя считают, что клавиатура создает меньше разочарования для детей. Они отмечают, что дети могут писать более длинные тексты быстрее и более мотивированы писать вообще. Потому что, им легче работать с клавиатурой.Я так понимаю,что это не проблема наших школ.
Обучение письму от руки — это медленный и утомительный процесс. Но сложные движения рук и формирование букв полезны в первую очередь для мозга ребёнка. Если использовать клавиатуру, то при наборе текста производиться одно и тоже движение для каждой буквы. Письмо же от руки требует контроля над мелкой моторикой и чувствами.Поэтому, очень важно как можно чаще приводить мозг в состояние обучения. Я использую клавиатуру, чтобы написать комментарий к статье, но делаю конспект во время лекций.И когда я просматриваю конспект написанный от руки,могу вспомнить эмоциональную окраску лекции и множество других нюансов.
Спасибо за статью. Искренне надеюсь, что формату российских школ еще очень далеко до «развитой» Европы, где школы и детей уже максимально оцифровывают. Действительно, развитие письменной речи у детей, особенно в начальной школе, крайне важно для их развития. Молодым мамам с рождения ребенка твердят про мелкую моторику, про пальчиковые игры у детей. Если все в порядке, то ребенок умеет логически мыслить и рассуждать, имеет хорошую память, концентрацию, внимание и воображение, связную речь. И если в школе начать «спускать все на тормозах», не обращать внимания на письменную речь, то никакого дальнейшего развития мозга происходить не будет. Если учащийся записал материал от руки, он так или иначе его запомнил. Во время моей учебы в институте некоторые преподаватели на экзаменах достаточно лояльно относились к шпаргалкам) По их мнению, ученик (студент) при приготовлении шпаргалки нашел материал в учебнике, прочитал его, выделил главное и записал. Т.е. он так или иначе подготовился к экзамену, даже не выучив наизусть предмет) А когда-то давно-давно, в моей начальной школе, существовали еще и перьевые ручки, которыми было намного сложнее писать, т.к. они еще и ставили кляксы при неаккуратном использовании. Т.е. существовало еще и такое понятие, как каллиграфия. Вот это уж точно полноценное развитие письма и мелкой моторики, и, соответственно, развитие мозга. Очень правильное высказывание прозвучало в статье – набрать эссе (большой текстовый материал) на компьютере, но слушать лекцию с ручкой в руках. Когда мы пишем – мы думаем над тем, что мы пишем. Спасибо.
Спасибо за статью. А я до сих пор переписываюсь со своей одногруппницей письмами. Она и сына своего учит писать письма. Когда я читаю текст написанный рукой моего дорогого и близкого человека, то создаётся ощущение, что он рядом и мы беседуем в реале. Из статьи я узнала, что многие школы стали полностью цифровыми. Такие как в Норвегии, Финские. появляется существенный риск разучиться совсем писать от руки. Очень удивилась когда прочитала, что некоторые учителя считают, что клавиатура создает меньше разочарования для детей. Я думаю, тут дело в подчерке и орфографии. Я именно тот ребёнок. С помощью клавиатуры дети могут писать более длинные тексты быстрее и более мотивированы писать вообще. Потому что, им легче работать с клавиатурой, а от ручки появляется не красивая мозоль. Письмо развивает мелкую моторику рук. По подчерку можно определить многое:настроение или переживания. А лично для меня, человека у которого зрительная память, запоминается больше, то что я именно написала, а не набрала на клавиатуре. По этому я всегда подсказки пишу от руки.
Какое интересное исследование и замечательная статья. Я недавно стала задумываться, почему у меня со временем почерк стал хуже, хоте раньше буковки были ровные, красивые. Я думаю такая ситуация связана с тем, что я все больше и больше печатаю на клавиатуре или сенсорном экране телефона. Я раньше много писала от руки. Хорошо, что осталась привычка планировать дела и эти планы я записываю в ежедневник и пишу рукой в институте — еще одна польза обучения. Для меня было шоком, что в некоторых странах уже экспериментируют с введением образования без использования рукописного текста. Считаю, что скоро совсем отупеем такими темпами. Здорово, что есть исследования, которые подтверждают вред такого пути образования на процесс мышления. После этой статьи захотелось что-то написать от руки. Спасибо!
Из статьи я узнала о плюсах письма от руки:
1. Мозг работает активнее, информация лучше запоминается. Заинтересовала информация о том, что участки мозга активируются уже при нажатии ручки на бумагу.
2. Развитие мелкой моторики и чувств.
Поразила информация о том, что некоторые школы Норвегии и Финляндии отказались от обучения письму. Я считаю это деградацией.
Сама я люблю писать от руки в разы сильнее, чем печатать на клавиатуре (и тем более в телефоне, этот метод вообще плохо переношу). Писать от руки для меня намного ближе, быстрее, приятнее и, действительно, лучше запоминается информация. Например, прочитав несколько страниц из книги Рубинштейна, предпочитаю выписать в тетрадь основную мысль + то, что мне пока непонятно. Перед тем, как снова сесть читать я перечитываю свои записи с прошлого раза. Информация значительно лучше укладывается в голове.
Мне очень интересной показалась статья. Раньше я встречала не мало подтверждений описанному исследованию.
Так, что в работе с пожилыми людьми с разными болезнями головного мозга, а так же после инсультов, в основном используют упражнения на мелкую моторику, в том числе упражнения, имитирующие письмо.
Так же крупный в России разработчик инновационного оборудования для обучения детей представил ряд пособий, в которых движения ребёнка при выполнении задания напоминают движения при письме.
Ну и, конечно, уроки каллиграфии — те ученики, которые брали уроки каллиграфии помимо основных занятий улучшили свои показатели больше, чем остальные ученики, посещая только основные уроки. Я раньше читала об этом исследовании.
Из статьи я узнала, что записи от руки улучшают память и обучаемость. Я большинство своих личных замёток и написание постов делаю через набор на клавиатуре ноутбука или телефона. Теперь попробую ввести за правило написание личных замёток от руки в блокноте. Ещё осознала, что получаю удовольствие от письма, хотя и делаю это крайне редко.
Мне кажется, что школы Европы обучают в более оцифрованном формате, хотя опыт дистанционного обучения увеличил долю компьютера в школьной программе и у нас в стране. Надеюсь, это временная альтернатива.
Удивило, что плюс от использования клавиатуры в том, что пишутся более длинные тексты, а письмо препятствуют творческому началу, поэтому при написании эссе лучше сесть за компьютер!
Благодарю за статью.Во многом согласна с этой информацией.Я считаю, что однозначно дети в школьном возрасте должны, как можно больше времени уделять письму от руки, ведь это формирует почерк что не мало важно)а самое главное на мой взгляд это формирует память.Даже на своём примере могу сказать, что если я записываю информацию, то запоминаю ее гораздо быстрее и эффективнее, чем например напечатанной на клавиатуре или на распечатанном листе.Если я например меняю работу и есть инструкция в электроном виде, я все равно наиболее нужную мне информацию стараюсь записать в блокнот, так быстрее запомню.Конечно мы сейчас идём в ногу со временем и очень много новых технологий и очень обидном, что письма от руки становится меньше .Новым для меня были исследования приведённые в этой статье.
Благодаря статье узнал, что многие школы в Норвегии и Финляндии перешли на формат обучения, при котором не обучают письму. Так же было интересно узнать про механизм, при котором при письме улучшается запоминание материала. Исходя из статьи видно, что писать от руки полезный навык, который влияет на обучаемость человека. Стало быть важное исследование было приведено, которое показывает, что гаджеты не способны на данный момент предоставить альтернативу в своем влиянии на мозг, какое оказывает письмо. Отчасти я рад, что вырос в то время, когда гаждетов у меня не было. Это глобальная проблема, но плюс нашей страны в этом в том, что мы отстаем в этом плане от развитых стран и пока у детей еще есть возможность научиться писАть ручкой на бумаге.
Актуальная статья на тему обучения. Как это часто бывает, все «новое» сначала проходит стадию «перерегулирования», т.е. избыточного результата. Это может являться как следствием чрезмерного энтузиазма, эйфории, так и недостаточным опытом в части негативных последствий этого «нового». Так и с всеобщей цифровизацией – сначала все кинулись пользоваться ее преимуществами, забыв о пользе обычных навыков, а потом стало приходить прозрение, что в них тоже заключатся немалая польза.
С удивлением узнал, что в некоторых европейских странах перестали в принципе обучать детей письму от руки. В этом плане, на мой взгляд, наша страна находится в довольно выгодном положении. Не секрет, что мы слегка (а может, и не слегка) отстаем от западных стран в части различных инноваций, что дает нам возможность видеть те заблуждения, которые эти страны уже «отработали». Иными словами, можем учиться на чужих ошибках.
Интересным оказалось образное выражение, что «письмо от руки дает больше крючков для подвешивания воспоминаний». Как я понял, здесь играет роль включение других, сопутствующих чувств, в процесс формирования навыка, стимулируя процесс обучения в принципе. При этом немаловажную роль играет и трудность, с которой приходится сталкиваться детям при попытках научиться писать разные буквы, ведь это тоже стимулирует приспособительные механизмы и вырабатывает другой навык – поиска оптимального решения. Ну, а про отработку мелкой моторики руки и говорить нечего.
Что нового я узнал? – Что письмо от руки даёт мозгу крючки для воспоминаний и с этим абсолютно согласен. Ведь не даром говорят, если конспектировать то, что прочёл, это помогает лучше запомнить. И на своём опыте могу сказать, что это именно так. Что письмо помогает запоминать лучше и больше информации мне.
Удивило, что производили вообще такое исследование.
Познакомился с механизмом, как можно запомнить информацию. Создаётся впечатление, что запоминание происходит где-то в бессознательном. Эту информацию не то, чтобы запоминаешь, а как будто всегда знал.
В личном плане эта информация даёт возможность взять эту методику на вооружение и конспектировать прочитанное и записывать это от руки.
Натолкнуло на идеи того, что замена письма печати не эффективна.
Статья так сказать подтвердила полу осознанную мысль родившуюся просто из ощущений. Когда я берусь писать какое либо сочинение или небольшой рассказ, я не могу набирать его на компьютере. Вернее могу, но это кажется очень престным и лишенным какой-то странной частицы твочрества. Тогда как ручка и листок бумаги, такие простые и обычные на вид, заставляют мозг буквально «работать» и полностью включаться в деятельность. Это ощущается физически, поэтому более менее серьёзные тексты я стараюсь сначала записать на бумаге, а уже потом переписать на компьютер. Так же мне кажется полностью оправдывается мысль, что записанный рукою текст гораздо лучше запоминается. Сложно выразить эту мысль, но цифровой набор ощущается как-то поверзхностно и чуждо. Как выражено в статье, словно не к чему зацепиться…
Спасибо за статью , из нее я узнала , что письмо на бумаге создает гораздо большую активность в сенсорных отделах мозга и дает мозгу больше крючков чтобы повесить наши воспоминания , чем использование клавиатуры для набора текстов.
При использовании клавиатуры мы производим одно и тоже движение для нажатия клавиши каждой буквы , тогда как при использовании ручки , одно только нажатие ее на бумагу активирует многие участки мозга , когда мы видим то что пишем и слышим что произносим при письме затрагиваются чувственные переживания создающие контакт между различными частями мозга открывая его для обучения и лучшего усваивания и запоминания информации . Печально осознавать , что с каждым изобретением человека для улучшения и легкости нашей жизни мы можем потерять то , что с годами в ходе Эволюции в нас зарождалось ведь прогнозы таковы ,что одно или несколько поколений уже могут потерять способность писать от руки .
Прочитав статью я узнал, что дети во многих школах отходят от привычного написания от руки, а всё больше пишут используя клавиатуру. Узнал, что письмо от руки создаёт повышенную активность в сенсомоторном отделе мозга. Требуется контроль над мелкой моторикой и чувствами, когда мы пишем от руки. Сложные движения рук и формирование букв очень полезны для нашего мозга, в этот момент появляется много «крючков». Для человека очень важно, как можно чаще приводить мозг в состояние обучения, а этому способствует рисование и написание от руки. Из моего опыта заметил, что когда я стал учиться в институте и стал записывать лекции от руки, то первое время у меня немного болела голова. Как говорил ректор, это нормально, образуются новые нейронные связи, те самые «крючки». Прошло немного времени и всё прошло, мозг привык к нагрузке. Осенью после летних каникул и перерыва в практике написания от руки, приятная боль снова появляется, но ненадолго, буквально через пару учебных занятий она проходит. Это можно сравнить с тренировками в спортзале, когда после перерыва ты начинаешь заниматься и после первых пару тренеровок твоё тело, мышци приятно дают о себе знать, они болят. В этот момент происходит адаптация, развитие и рост, точно также обстоят дела и с нашим важнейшем, пластичным другом.
Спасибо.
Благодарю за статью. Полностью согласна с тем, что каждое государство должно обучить детей хотя бы минимальным навыкам письма от руки. По себе знаю, что письмом материала от руки он гораздо лучше запоминается. Еще в институте заметила, когда преподаватели заставляли конспектировать лабораторные и получалось переписывать половину методички, но потом в голове действительно откладывалось больше, нежели когда я просто читала методические пособия. В данной статье интересно было научное подкрепление моих же наблюдений. Очень страшно предполагать, что уже сейчас, есть государства, которые пропускают или же не уделяют особое внимание навыкам письма от руки, что же тогда будет дальше? Деградация? Предполагаю,что сейчас деградация только прогрессирует, если люди готовы отказаться от письма от руки.
Я узнал о положительном влиянии письма от руки и рисования на активность мозга. Удивительно, что научные эксперименты однозначно подтверждают, что письмо от руки лучше, чем набор текста на клавиатуре. Мозг более активен, лучше обучаемость. Особенно важным для меня показалось то, что информация запоминается лучше. По сути о прожитых годах я могу судить только по памяти. Статья очень актуальна в настоящее время. Ведь сейчас практически у каждого есть многофункциональный смартфон и компьютер. Я очень рад, что моя дочь пока не имеет телефона. Она много рисует и пробует писать буквы и слова в ее пять лет. Я еще раз убедился в том, что делаю правильно, когда не приучаю ее к телефону и компьютеру. Письмо от руки, рисование и раскрашивание максимально положительно влияют на ее развитие. А если у нее возникнет когнитивная зависимость, то она рискует потерять к этому интерес.
После прочтения данной статьи я узнал , что при написании текста при помощи руки на листе бумаги способствует развитию мозга. Для мозга данное мероприятие более плодотворно, чем если бы мы набирали текст на компьютере ,так как при этом происходит более плотное взаимодействие различных участков мозга , что способствует гораздо полному запоминанию нежели чем текст набранный машинным образом.Меня впечатлило , что спустя 10 лет, а именно в 2010г. время нахождения ребенка за компьютером было в два раза меньше нежели сейчас.В профессиональном и личностном плане данная информация дает мне понимание что необходимо как можно больше информации фиксировать на листе бумаги при помощи ручки. Главной идеей данной статьи считаю необходимость не уходить от письма ручным способом. Спасибо.
Эксперименты, описанные в статье подтвердили факт связи написания рукой и более активной работой мозга по сравнению с набором текста на клавиатуре.Интересным показалось выражение «образование крючков, на которые можно повесить воспоминания». Я, кстати вспомнила, как мы с подружками в юности вели личные дневники, и очень интересно было спустя много лет их перечитывать, снимать с «крючочков» воспоминания.Сейчас, обучая сына первоклассника письму, я вижу сколько усилий приходится ему прилагать — очевидно, что это серьезная работа мозга, открывающая его для обучения. Интересным стал факт того, что длинные тексты, например,эссе, наоборот, удобнее набирать на клавиатуре. Хотя на мой взгляд, здесь также задействована чувственная связь. Полагаю письменная деятельность более полезна именно при обучении. Сразу вспоминаются бесконечные конспекты в университете и шишка на пальце от ручки, зато более успешное запоминание материала, переложенного на бумагу, было гарантированно обеспечено).
Благодарю за статью ! Из статьи узнала 1) Письмо от руки создаёт повышенную активность в сенсомоторном отделе мозга 2) и дети и взрослые лучше запоминают , когда записывают от руки 3) письмо от руки даёт мозгу больше крючков для подвешивания на них воспоминаний 4) мозг гораздо активнее работает при письме от руки, чем при наборе текста на клавиатуре 5) письмо от руки требует контроля над мелкой моторикой и чувствами . Прочитав данную статью, в результате я пришла к выводу , что я очень люблю писать от руки, что я действительно лучше запоминаю информацию, когда ее прописываю рукой . А вот мой сын всегда предпочитает письму клавиатуру . Он всевозможными способами пытается избежать письмо рукой . Но, теперь я знаю на сколько письмо рукой полезно и буду просить его больше придерживаться этого метода .
«Учитывая развитие последних нескольких лет, мы рискуем, что одно или несколько поколений потеряют способность писать от руки. Наши исследования и исследования коллег показывают, что это было бы очень печальным последствием возросшей цифровой активности». Я даже не знаю, что сказать после этой цитаты. Ощущение мы постепенно переходим к состоянию обнуления нашей цивилизации. В одной из статей я прочитал что «Значение сенсорного воспитание состоит в том, том что оно является основой для интеллектуального развития». Где интеллект – это способность к обучению и запоминанию на основе полученного опыта.
Спасибо за интересную статью! Я не люблю записывать личные заметки ни о руки ни на компьютере. Если вношу что-то, то на телефоне. Компьютер использую только в рабочих целях. После прочтения статьи мне захотелось что-то написать от руки, в школе мне нравилось писать в прописях.
Не очень понял, как использование клавиатуры мотивирует писать более длинные тексты. Хочется почитать о подобных исследованиях более подробно. Может дело в том, что на компьютере в разы проще править текст, а не переписывать сочинение полностью из одной допущенной ошибки.
Мне сложно принять тот факт, что в европейских школах уже практически нет письма от руки. Испытал гордость что наше образование устроено в другом формате. Надеюсь, что цифровой формат в обучении не начнёт активно применяться в ближайшие годы.
И без исследований в данной области, никогда не ставил под сомнения, что письмо от руки развивает мозг. Это и ежу понятно, что когда мы пишем, то наш мозг развивается. Тренировать мозг нужно и важно, и данная деятельность, в любом случае, помогает нашему мозгу. К тому же, на мой взгляд, важная составляющая — это учиться писать правильно и красиво. Не знаю, в какой период я начал писать криво. Ведь когда-то я каждый крючок выводил. А ведь это говорит о многом, мне кажется. В какой-то момент, я начал относиться безответственно к этому действию и стал писать, как курица лапой. Сейчас, я понимаю, что в детстве, все эти шаги воспитывают характер. Воспитывают усердие, усидчивость, дисциплину, культуру. Всего этого мне сейчас очень не хватает. Так что все, что не заложили родители, теперь приходится самостоятельно преодолевать.. или забить. Но только, когда я забиваю, то уже знаю последствия. Спасибо за статью.
Спасибо за статью. Из статьи нового узнал что, мелкая мотрика рук развивает интелектуальные способности ребенка, формирует и совершает корректировку речи. Печально читать что современная школе полностью переходит на цифровой формат письма, и пропускает этап контроля самоконтроля и контроля своих эмоций через написание букв в первоначальных классах. Эти шаги воспитывают в ребенка трудолюбие, усердия, дисциплину, контроль эмоций. Для себя отметил, что необходимо серьезно подумать, над этим вопросом. Выработать для себя правила поведения. Что необходимо больше писать обычной ручкой и потом перепечатывать на компьютере. Да больше времени будет потрачено но это окупится. Полезная статья, не зря потратил время на ее прочтение.
Благодарю за статью! Когда-то я уже задумывался о данной теме и в одной из книг прочитал очень интересную информацию о том, что письмо является важным инструментом когнитивного развития, особенно при обучении мозга «функциональной специализации», то есть способности к оптимальной эффективности. При изучении письма мозг развивает функциональную специализацию, которая объединяет ощущения, моторику и мышление. Благодаря изучению изображений головного мозга было обнаружено, что во время написания букв активируются сразу несколько областей мозга, в отличие от письма с использованием клавиатуры или просто визуальной практики. То есть, если говорить простым языком, благодаря письму от руки у ребенка развивается не только моторика, но и воображение, что в будущем несомненно будет ему только во благо.
Уже достаточно давно известно о том, что письмо от руки повышает обучаемость, а также способствует лучшему запоминанию материала. Когда человек пишет от руки у него задействована мелкая моторика рук и чувства. Исследования показали, что в случае письма от руки активность в сенсомоторных отделах мозга намного выше, чем при наборе текста на клавиатуре. Оказывается уже в момент нажатия ручки на бумагу многие участки мозга активизируются. На сегодняшний день дети проводят намного больше времени за компьютером, в смартфоне, чем 10 лет назад. В период коронавируса еще больше получил свое развитие вариант цифрового обучения. В результате ученые опасаются, что через несколько поколений дети вообще разучатся письму от руки.
Хотелось бы подробно почитать, как нажатие ручки стимулирует повышенную активность в сенсомоторном отделе мозга. Ведь букву надо знать, даже если печатать ее на клавиатуре. И как звучит и как выглядит , и в этот процесс так же вовлечён мозг. Помню времена, когда внедряли на работе и во время обучения компьютер. И умение быстро набирать текст и вообще пользоваться офисными программами было очень востребовано. Были специальные курсы , обучающие этому. А теперь проводят исследование доказывающее , что владение ручкой для письма считается наиболее развивающим. Причём приводят в пример свои переживания относительно того, что растёт поколение, которое потеряет способность писать от руки. Возможно это считается основным моментом для проведения исследований. Которые доказывают, что письмо ручкой более развивает мозг ребенка. Хотя не приводят механизм, почему? Если мелкая моторика важна в развитии мозга, то рукой например можно рисовать , чертить и это так же будет развивать. Может все таки не стоит так панически относиться к письму текста на компьютере , ведь это несомненно удобство во многих случаях.
Очевидно и факт — все что хочется сказать про данное исследование . Вспомнилось , как в детстве я писала письма , тк подруга жила в другой стране . На то время это был единственный вариант связи . В этом была своя романтика . Ждать ответ , проверять почтовый ящик , класс ) Вспоминая , прям ностальгия. Но находясь в сегодняшней ситуации , я рада , что есть более быстрые , моментальные я бы сказала , способы связи . Видеосвязь , месенджеры и тд . Моя родная сестра переехала в Калининград . Может мозг и развивался бы лучше , если бы мы писали письма друг другу . Но меня крайне радует , что в любой момент я могу связаться с ней по видеосвязи !
Из статьи я узнал, что письмо от руки улучшает обучаемость и память. В данный момент у меня однозначного ответа что лучше: бумага или электронные средства нет. Использую и то, и другое, когда что удобнее. Для детей однозначно полезнее писать от руки и для развития мелкой моторики и мозга. В детстве я любил взять большую книгу типа энциклопедии и переписывать слова в тетрадь. Я даже не знал, что они означают, но чем-то меня этот процесс увлекал. Было мне тогда лет пять. Потом, учась в школе, я увидел каким красивым почерком может писать мой дядя. Я долго тренировался, чтобы научиться также красиво писать. Но уже и в школе и тем более в институте я расстраивался оттого, что писать быстро и красиво у меня не получалось. Скорость набора на клавиатуре и удобство коррекции всё-таки в большинстве случаев сейчас имеют решающее значение для меня.
Спасибо большое за статью!
Поднятая в статье тема действительно очень актуальна, ведь с каждым днем потребность в письме от руки все меньше и меньше, а взрослым людям, которые нигде не учатся, она почти вообще не нужна. Я в последнее время пишу от руки как раз-таки только в институте психологии, а также иногда конспекты в вузе; если бы их не было, то уже забыл бы как писать. По себе я заметил, что действительно письмо от руки развивает мозг, заставляет его быть более включенным в процесс создания какого-то текста и располагает играть воображение новыми красками. В то время, когда я пишу эссе или сочинение от руки, я все больше и больше вовлекаюсь в процесс, мне проще формулировать сложные и развернутые мысли, чем нежели когда я должен делать это на клавиатуре.
Интересная статья, но непонятно, почему цифровизация это плохо. Мне это напоминает как древние люди толкают воз,к ним подходят,показывают колесо. А они говорят:»не, мы лучше по старинке».
Мелкую моторику развивать нужно,мозг нужно . Вообще развиваться нужно. Но противопоставлять рукописание и печатание на клавиатуре… Это не правильно.
Тот факт ,что в исследовании на 20 человек у них повышалась активность мозга, это ли показатель? А давайте дадим им музыку послушать или фильм посмотреть? Активность повысится. Рисовать?-повысится. А сколько людей взрослых за 50 не умеют печатать. Я уверена, что у них просто невероятно повышается активность, когда они этим занимаются. Нужно изучать всегда что-то новое. Умнее будем
Спасибо за статью. Я считаю, что вопрос поднятый в статье весьма актуален на сегодняшний день. Ведь с учётом обстановки, в нынешнее время, почти все учебные заведения перешли на дистанционное образование. Это приводит нас к повсеместному использованию гаджетов. Эксперименты, описываемые в статье только укрепили моё мнение о необходимости письма от руки. И действительно, результаты показали, что мозг и у молодых взрослых и у детей гораздо активнее работает при письме от руки, чем при наборе текста на клавиатуре. При письме от руки срабатывают и автоматическая ,и зрительная память, недаром учителя в школах в наше время говорили: «Пишите шпаргалки, пока, Вы их напишите, Вы запомните больше половины» — и это действительно так. Очень хорошее объяснение этого процесса приводит Ван дер Меер: «При использовании клавиатуры нужно одно и тоже механическое действие для всех букв, а при письме от руки требуется контроль за чувствами и мелкой моторикой». А ещё мне очень понравилась фраза: «Использование ручки и бумаги даёт мозгу больше «крючков», чтобы повесить наши воспоминания». Так, что, пожалуй, я полностью соглашусь с автором — нельзя убирать из обучающего процесса письмо от руки.