Психопатология развития сочетает в себе изучение одновременно двух принципов. К ним относятся:
- а) механизмы и возрастные особенности развития ребенка
- б) процессы присущие различным психопатологиям. То есть психопатология развития включает в себя исследование причин, изменений и преемственности неадаптивного поведения в течение жизни.
В одном из исследований (Cicchetti, 1990; Masten&Braswell, 1990) были предложены четыре принципа психопатологии развития.
1. Психопатология возникает в растущем организме. Поэтому при возникновении симптомов необходимо учитывать возраст и уровень развития ребенка. В зависимости от уровня развития, частота и характер симптомов могут сильно отличаться. Например, уровень депрессии у детей растет, начиная с дошкольного возраста. Депрессия у детей младшего возраста проявляется в сильной тревожности и отказе от социальных контактов. Все это может вылиться в гиперактивность, ночной энурез, антисоциальное поведение и проблемы с успеваемостью в школе. Кроме того, два исследования показали (Kazdin, 1989; Leon, Kendall, & Garber, 1980), что учащиеся, которые имели психомоторные и мотивационные проблемы с третьего по шестой класс, становились в итоге депрессивными взрослыми. При этом до наступления подросткового возраста явных гендерных различий в вопросе развития депрессии обнаружить не удалось. Мальчики и девочки проявляли примерно одинаковый уровень тревожности. И в то же время, исследование показало, что при наступлении подросткового возраста количество депрессивных девочек превышает количество депрессивных мальчиков. У подростков, страдающих депрессией, начинают появляться суицидальные мысли, которые совершенно нехарактерны для детей младшего возраста. Также возникают чувство вины, подавленное настроение, пассивность, негативная самооценка. Вероятно, что это связано с половым созреванием, прогрессом в когнитивном развитии, адаптационными проблемами в коллективе, которые свойственны для этого возраста (Masten, 1988).
2. Несмотря на явные отклонения в поведении, психопатология развития может и должна рассматриваться, как вариант нормы. Психика постоянно развивается и каждый день решает новые задачи, приобретает опыт, зависит от состояния физического тела. Поэтому важно найти критерии, согласно которым психопатология имеет опасность для развития личности и требует вмешательства со стороны родителей и специалистов. В детском возрасте психопатология определяется с точки зрения отклонений подведения и достижений взятых специалистами за норму. Критическая проблема заключается в том, как отличить нарушения развития, которые находятся в пределах нормы, от тех, которые отражают более серьезные нарушения поведения. Например, частые истерики для двухлетнего ребенка — это лишь возрастной этап, который родителям нужно помочь ему пережить. В то время как формат регулярных истерик для подростка уже намекает на психопатологию. В последующих статьях данного цикла мы рассмотрим более подробные примеры, какие из вариантов психопатологий можно рассматривать как норму.
3. В-третьих, важно выявить симптомы-предшественники, которые помогут заранее взять под наблюдение того или иного ребенка. Психопатология менее четко определена у детей младшего возраста, чем у взрослых, но есть пара моментов заслуживающих особого внимания. Первый – отказ от подчинения взрослым. Второй – неприятие такого ребенка сверстниками. Дети, которые постоянно проявляют непослушание и спорят с родителями, с большой долей вероятности в детском коллективе проявляют агрессию и отсутствие навыков коммуникации. Коллектив их не принимает, и они постепенно отказываются от общения со сверстниками. Отказ от сверстников в конечном итоге может привести к встрече с неблагополучной компанией и, как следствие, участию в антиобщественном поведении. Тут возникает еще одна интересная ситуация рассмотренная в исследованиях различных ученых (Cairns, Cairns, Neckerman, Fergusen, & Gariepy, 1989; Patterson, DeBarshyshe, & Ramsey, 1989; Patterson, Capaldi, & Banks, in press). Дети, которые систематически проявляют непослушание, и родители вынуждены заставлять их подчиняться, далеко не всегда выявляются специалистами как дети с психопатологией. В то же время, исследования показали, что взрослые c расстройствами поведения к которым относятся: алкоголизм, наркомания, воровство, физическое насилие и поджигательство, — в детстве были непослушными и упрямыми детьми.
4. Наконец, существует множество путей, которыми может пойти ребенок в ходе своего развития. Факторы генетики и эпигенетики взаимодействуют между собой и могут увести ребенка в сторону антиобщественного поведения и наоборот.
Оригинальная статья: E. Mavis Hetherington, Ross D. Parke – The biological bases of behavior. Child Psychology. A contemporary viewpoint. Fourth edition, 1993
Автор перевода: Золотухина Мария Сергеевна
Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна
Источник изображения: unsplash.com
Ключевые слова: психопатология развития ребенка, гиперактивность, агрессия у детей, девиантное поведение, откуда берутся преступления, отклонения в поведении ребенка, воспитание детей, ребенок не хочет общаться со сверстниками, упрямый ребенок, ребенок не слушается, непослушный ребенок
Из данной статьи я узнал что дети Подольского возраста подвержены депрессии в большей степени чем дети младшей школы. Это связано с гормональными и физическими постоянными изменениями организма и подстройкой психики к новым нагрузкам и изменениям тела. Поэтому нужно относиться с внимание и обращать на поведение ребёнка внимание в случаях отказа от подчинения перед взрослыми, не только родителями, проявление агрессии перед взрослыми. Непринятие сверстниками из за агрессии, с таким подростком надо создавать ретуалы, замедлить его перегрузку или в учебе, или в общении или там где происходит сильные изменения. Обратиться к эмоционально не привязанному специалисту для помощи ребёнку в понимании что с ним происходит.