Обучение психологии онлайн
Воронежский Институт Психологии >

Изучение развития требует уникальных исследовательских проектов. Детская психология имеет две основные схемы, помогающие оценить изменения в процессе развития: поперечную и продольную.

Поперечное исследование/кросс-секционное исследование

Одним из важных этапов взросления ребенка является навык расставания со своей матерью. Чтобы продемонстрировать, как независимость детей различается в зависимости от степени развития можно использовать конструкцию поперечного сечения. Эта схема включает в себя отбор нескольких групп детей разного возраста. Рейнголд и Эккерман (1970) в исследовании данного вопроса набрали девять групп детей разных возрастов, в каждой из которых было по три мальчика и три девочки в возрасте от 12-ти до 60-ти месяцев. Разница в возрасте каждой группы составляла полгода. Матери являлись активными участницами эксперимента. Для наблюдения была выбрана наполовину естественная обстановка — большая неухоженная лужайка. При этом мать сидела в кресле, а ребенок мог уйти. В близлежащих окнах разместили наблюдателей, чтобы отслеживать траекторию ребенка. Выявилась четкая связь между возрастом и пройденным расстоянием. Среднее самое дальнее расстояние для годовалых детей составляло 6,9 метра, к двум годам дети отваживались удалиться на 15,1 м, трехлетние в среднем прошли 17,3 метра, а четырехлетние ушли на 20,6 метра. Иными словами, с возрастом пройденное расстояние увеличивалось линейно. За каждый месяц дети уходили примерно на треть метра дальше. Важной особенностью этого кросс- секционного исследования является то, что Рейнгольд и Эккерман смогли определить, как в зависимости от возраста меняется независимое поведение, сравнивая поведение групп детей разного возраста в одной и той же ситуации.

Одной из уникальных особенностей этого подхода является то, что они собрали свои данные по широкому возрастному диапазону за очень короткое время — всего за пару месяцев. Им не нужно было ждать, пока 12-ти месячный младенец станет 4-х летним малышом, чтобы оценить его успехи в развитии. Это преимущество, конечно, становится очень очевидным, когда сравнения охватывают еще более широкий возрастной диапазон. Имея немного больше времени, они легко могли бы включить 8-ми, 12-ти и 16-ти летних детей в эксперимент и проследить, как меняется независимость в подростковом возрасте.

Однако отличительная черта этого подхода, а именно обследование разных детей на каждой возрастной ступени, имеет недостатки. Такой подход не дает информации о возможных детерминантах (причина вызывающая следствие) наблюдаемых возрастных изменений, поскольку невозможно узнать, какими были эти дети в более раннем возрасте. Также нет никакой информации о том, как развивается конкретный ребенок. Насколько стабильна независимость? Может ли самостоятельный ребенок в возрасте 1 года быть более независимым в 5 лет, чем сверстник, который проявлял небольшую независимость до 2-х летнего возраста? Подход поперечного исследования не может ответить на подобные вопросы, но мы не отчаиваемся ведь для этого у нас есть метод многолетних или продольных исследований. Рассмотрим его подробнее.

Продольный исследования

В 1929 году начался самый амбициозный проект: Продольное исследование Фельса. Описывая это мероприятие, мы можем проиллюстрировать одну из стратегий, используемых детскими психологами в их попытках разгадать некоторые тайны развития. Записывая ребенка в качестве испытуемого, родитель должен был согласиться на его взвешивание, измерение, наблюдение и тестирование в течение следующих восемнадцати лет. Такова природа лонгитюдных исследований: чтобы определить устойчивость моделей поведения конкретного человека во времени необходима его многократная оценка.

Точно так же, как в поперечном исследовании, рассмотренном выше, можно оценить связанные с возрастом или нормативные различия в развитии независимости. Однако в случае многолетнего исследования в каждый момент времени будут оцениваться одни и те же люди. Это позволяет зафиксировать не только возрастные различия, но и изменения в развитии. Для многолетнего подхода терпение является ключевым моментом, поскольку нужно ждать, пока младенцы станут подростками. Главный вопрос, интересующий детских психологов, касается влияния раннего опыта на последующее поведение. Несмотря на то, что существует множество способов ответить на этот вопрос, пролольный метод предлагает особенно мощную технику. Отслеживая детей с течением времени, психолог может определить влияние ранних событий на последующее поведение.

Возьмем известную иллюстрацию, исследование Кагана и Мосса «От рождения до зрелости» (1962), чтобы показать, как можно изучать зависимость и независимость в течении нескольких лет. Каган и Мосс нашли и вернули в эксперимент семьдесят одного субъекта Фелса, в возрасте от 20 до 29 лет. Был проведен ряд интервью и тестовых процедур, чтобы оценить, насколько зависимыми или независимыми стали эти люди. Каган и Мосс использовали записи наблюдений Фелса за этими людьми до достижения ими 18 лет (окончание эксперимента). Чаще всего наблюдатели следили за матерью и ребенком дома, в детском саду, в школе или в летнем дневном лагере. Во всех этих ситуациях — составлялись рейтинги зависимости каждого ребенка. Каган и Мосс использовали весь массив информации о поведении детей в разном возрасте для поиска закономерностей стабильности и изменения поведения во времени.

Каган и Мосс разделили данные детства на четыре возрастных периода: от рождения до 3-х лет, от 3-х до 6-ти лет, от 6-ти до 10-ти лет и от 10-ти до 14-ти лет. В каждом их них оценивалось собственное поведение ребенка, а также поведение матери. Сопоставляя полученные результаты с оценками во взрослом возрасте, исследователи стремились определить, как формируются ранние модели поведения, а также природу родительского поведения, связанного с более поздними взрослыми моделями. Во- первых, является ли поведение стабильным или оно просто случайным образом колеблется во времени? В то время как первые три года не имели четкой связи с поведением взрослых, к дошкольному возрасту некоторые модели поведения начали стабилизироваться. Когда детям исполнилось от 6-ти до 10-ти лет, можно было предсказать, насколько зависимыми они будут в юном возрасте. Неуверенный в себе ребенок в возрасте 6-ти лет, скорее всего, станет пассивными и зависимыми во взрослой жизни. Однако степень стабильности зависимого поведения между детством и взрослой жизнью зависит от пола ребенка. Девочки проявляют большую устойчивость пассивно- зависимого поведения, чем мальчики, а мальчики — большую устойчивость самостоятельно-ассертивного поведения (защищают свои права). Каган и Мосс утверждают, что соответствие поведения половой общественной роли определяет степень стабильности. Общество в целом и родители в частности поощряют мальчиков за независимое и напористое поведение, в то время как от девочек ждут покорности. По крайней мере, так было принято, когда эти дети росли в 1930- х и 1940- х годах!

Каковы преимущества и недостатки продольного исследования? Сильная сторона очевидна: можно определить влияние более ранних событий на последующее поведение. Различия в поведении на разных этапах развития также могут быть определены, как и в случае поперечного подхода.

Однако явным преимуществом по сравнению с кросс-секционным подходом является то, что в каждой возрастной точке наблюдаются одни и те же дети, что дает возможность отметить стабильность поведения для индивидуума. Существенным минусом продольного подхода являются не только колоссальные затраты, но и проблема потери субъекта. Люди переезжают, заболевают или просто теряют интерес к тестированию. В результате выборка сокращается, что не только снижает надежность результатов, но и может привести к их искажению. Можем ли мы предположить, что выбывшие из выборки подобны тем, кто продолжает изучение? В противном случае выводы могут быть ограничены людьми, обладающими определенными личностными характеристиками: стабильность в месте проживания, научный интерес и терпение.

Еще одна большая проблема связана с многолетним подходом: смена поколений. Похож ли современный четырехлетний ребенок на четырехлетнего ребенка 1930- х годов? Времена изменились: больше женщин работают вне дома, больше детей посещают детские сады. В результате опыт 4-х летнего малыша шестьдесят лет назад и типичный опыт современного 4-х летнего ребенка будут совершенно разными. Поэтому трудно сказать, насколько опыт детей тех лет можно примерить на современное поколение. Эти изменения в культуре всегда датируют и ограничивают выводы многолетних исследований, особенно тех, которые основаны на одной большой выборке и отслеживают их во времени. В исследовании Фелса, которое мы обсуждали, эта проблема менее серьезна, поскольку оно до сих пор продолжается, и каждый год в него включается небольшая выборка новичков. Таким образом, можно непосредственно проверить различия между 4-х летним ребенком 1930 года и 4-х летним ребенком 1990 года (момент написания книги), чтобы определить, действительно ли культурные сдвиги привели к изменениям в поведении ребенка.

Последняя проблема — отсутствие гибкости. Требуется редкая мудрость и дальновидность, чтобы выбрать меры, которые, вероятно, будут важны в течение двадцатилетнего периода. В отличие от кросс-секционного исследования, в котором вы можете проверить свои догадки и гипотезы, пока не найдете подходящую для работы меру, в многолетнем проекте вы выбираете и надеетесь. Если вы сделаете неправильный выбор, может возникнуть сразу несколько трудностей. Более того, теория и исследования, которые являются источником гипотез, постоянно меняются, но в продольных исследованиях часто невозможно воспользоваться новыми идеями и новыми методами, ведь условия уже заданы в начале эксперимента. Например, что могут сделать исследователи, если через десять лет после начала исследования IQ будет разработан новый эффективный тест? Доступны несколько вариантов: они могут начать все по новой или, в качестве альтернативы, они могут начать давать новый тест своим 10-ти летним подопечным. Но тогда они теряют возможность сравнивать более ранние результаты с более поздними выводами, поскольку тестовые инструменты несопоставимы. Вот решение. Вы можете дать как старый, так и новый тест одновременно одним и тем же испытуемым, чтобы оценить сопоставимость двух тестов.

В следующий раз мы суммируем преимущества и недостатки поперечных и продольных исследований.

Оригинальная статья: E. Mavis Hetherington, Ross D. Parke – The biological bases of behavior. Child Psychology. A contemporary viewpoint. Fourth edition, 1993
Автор перевода: Золотухина Мария Сергеевна
Редактор: Симонов Вячеслав Михайлович
Ключевые слова: детская психология, детская научная психология, естественный эксперимент, многолетние исследования, продольное исследование, поперечное исследование, кросс-секционное исследование, многолетние исследование Фелса, влияние раннего опыта на самостоятельность.

Источник фото: freepic.com

63830cookie-checkМетоды поперечного и продольного исследования развития детей