Изучение развития требует уникальных исследовательских проектов. Детская психология имеет две основные схемы, помогающие оценить изменения в процессе развития: поперечную и продольную.
Поперечное исследование/кросс-секционное исследование
Одним из важных этапов взросления ребенка является навык расставания со своей матерью. Чтобы продемонстрировать, как независимость детей различается в зависимости от степени развития можно использовать конструкцию поперечного сечения. Эта схема включает в себя отбор нескольких групп детей разного возраста. Рейнголд и Эккерман (1970) в исследовании данного вопроса набрали девять групп детей разных возрастов, в каждой из которых было по три мальчика и три девочки в возрасте от 12-ти до 60-ти месяцев. Разница в возрасте каждой группы составляла полгода. Матери являлись активными участницами эксперимента. Для наблюдения была выбрана наполовину естественная обстановка — большая неухоженная лужайка. При этом мать сидела в кресле, а ребенок мог уйти. В близлежащих окнах разместили наблюдателей, чтобы отслеживать траекторию ребенка. Выявилась четкая связь между возрастом и пройденным расстоянием. Среднее самое дальнее расстояние для годовалых детей составляло 6,9 метра, к двум годам дети отваживались удалиться на 15,1 м, трехлетние в среднем прошли 17,3 метра, а четырехлетние ушли на 20,6 метра. Иными словами, с возрастом пройденное расстояние увеличивалось линейно. За каждый месяц дети уходили примерно на треть метра дальше. Важной особенностью этого кросс- секционного исследования является то, что Рейнгольд и Эккерман смогли определить, как в зависимости от возраста меняется независимое поведение, сравнивая поведение групп детей разного возраста в одной и той же ситуации.
Одной из уникальных особенностей этого подхода является то, что они собрали свои данные по широкому возрастному диапазону за очень короткое время — всего за пару месяцев. Им не нужно было ждать, пока 12-ти месячный младенец станет 4-х летним малышом, чтобы оценить его успехи в развитии. Это преимущество, конечно, становится очень очевидным, когда сравнения охватывают еще более широкий возрастной диапазон. Имея немного больше времени, они легко могли бы включить 8-ми, 12-ти и 16-ти летних детей в эксперимент и проследить, как меняется независимость в подростковом возрасте.
Однако отличительная черта этого подхода, а именно обследование разных детей на каждой возрастной ступени, имеет недостатки. Такой подход не дает информации о возможных детерминантах (причина вызывающая следствие) наблюдаемых возрастных изменений, поскольку невозможно узнать, какими были эти дети в более раннем возрасте. Также нет никакой информации о том, как развивается конкретный ребенок. Насколько стабильна независимость? Может ли самостоятельный ребенок в возрасте 1 года быть более независимым в 5 лет, чем сверстник, который проявлял небольшую независимость до 2-х летнего возраста? Подход поперечного исследования не может ответить на подобные вопросы, но мы не отчаиваемся ведь для этого у нас есть метод многолетних или продольных исследований. Рассмотрим его подробнее.
Продольный исследования
В 1929 году начался самый амбициозный проект: Продольное исследование Фельса. Описывая это мероприятие, мы можем проиллюстрировать одну из стратегий, используемых детскими психологами в их попытках разгадать некоторые тайны развития. Записывая ребенка в качестве испытуемого, родитель должен был согласиться на его взвешивание, измерение, наблюдение и тестирование в течение следующих восемнадцати лет. Такова природа лонгитюдных исследований: чтобы определить устойчивость моделей поведения конкретного человека во времени необходима его многократная оценка.
Точно так же, как в поперечном исследовании, рассмотренном выше, можно оценить связанные с возрастом или нормативные различия в развитии независимости. Однако в случае многолетнего исследования в каждый момент времени будут оцениваться одни и те же люди. Это позволяет зафиксировать не только возрастные различия, но и изменения в развитии. Для многолетнего подхода терпение является ключевым моментом, поскольку нужно ждать, пока младенцы станут подростками. Главный вопрос, интересующий детских психологов, касается влияния раннего опыта на последующее поведение. Несмотря на то, что существует множество способов ответить на этот вопрос, пролольный метод предлагает особенно мощную технику. Отслеживая детей с течением времени, психолог может определить влияние ранних событий на последующее поведение.
Возьмем известную иллюстрацию, исследование Кагана и Мосса «От рождения до зрелости» (1962), чтобы показать, как можно изучать зависимость и независимость в течении нескольких лет. Каган и Мосс нашли и вернули в эксперимент семьдесят одного субъекта Фелса, в возрасте от 20 до 29 лет. Был проведен ряд интервью и тестовых процедур, чтобы оценить, насколько зависимыми или независимыми стали эти люди. Каган и Мосс использовали записи наблюдений Фелса за этими людьми до достижения ими 18 лет (окончание эксперимента). Чаще всего наблюдатели следили за матерью и ребенком дома, в детском саду, в школе или в летнем дневном лагере. Во всех этих ситуациях — составлялись рейтинги зависимости каждого ребенка. Каган и Мосс использовали весь массив информации о поведении детей в разном возрасте для поиска закономерностей стабильности и изменения поведения во времени.
Каган и Мосс разделили данные детства на четыре возрастных периода: от рождения до 3-х лет, от 3-х до 6-ти лет, от 6-ти до 10-ти лет и от 10-ти до 14-ти лет. В каждом их них оценивалось собственное поведение ребенка, а также поведение матери. Сопоставляя полученные результаты с оценками во взрослом возрасте, исследователи стремились определить, как формируются ранние модели поведения, а также природу родительского поведения, связанного с более поздними взрослыми моделями. Во- первых, является ли поведение стабильным или оно просто случайным образом колеблется во времени? В то время как первые три года не имели четкой связи с поведением взрослых, к дошкольному возрасту некоторые модели поведения начали стабилизироваться. Когда детям исполнилось от 6-ти до 10-ти лет, можно было предсказать, насколько зависимыми они будут в юном возрасте. Неуверенный в себе ребенок в возрасте 6-ти лет, скорее всего, станет пассивными и зависимыми во взрослой жизни. Однако степень стабильности зависимого поведения между детством и взрослой жизнью зависит от пола ребенка. Девочки проявляют большую устойчивость пассивно- зависимого поведения, чем мальчики, а мальчики — большую устойчивость самостоятельно-ассертивного поведения (защищают свои права). Каган и Мосс утверждают, что соответствие поведения половой общественной роли определяет степень стабильности. Общество в целом и родители в частности поощряют мальчиков за независимое и напористое поведение, в то время как от девочек ждут покорности. По крайней мере, так было принято, когда эти дети росли в 1930- х и 1940- х годах!
Каковы преимущества и недостатки продольного исследования? Сильная сторона очевидна: можно определить влияние более ранних событий на последующее поведение. Различия в поведении на разных этапах развития также могут быть определены, как и в случае поперечного подхода.
Однако явным преимуществом по сравнению с кросс-секционным подходом является то, что в каждой возрастной точке наблюдаются одни и те же дети, что дает возможность отметить стабильность поведения для индивидуума. Существенным минусом продольного подхода являются не только колоссальные затраты, но и проблема потери субъекта. Люди переезжают, заболевают или просто теряют интерес к тестированию. В результате выборка сокращается, что не только снижает надежность результатов, но и может привести к их искажению. Можем ли мы предположить, что выбывшие из выборки подобны тем, кто продолжает изучение? В противном случае выводы могут быть ограничены людьми, обладающими определенными личностными характеристиками: стабильность в месте проживания, научный интерес и терпение.
Еще одна большая проблема связана с многолетним подходом: смена поколений. Похож ли современный четырехлетний ребенок на четырехлетнего ребенка 1930- х годов? Времена изменились: больше женщин работают вне дома, больше детей посещают детские сады. В результате опыт 4-х летнего малыша шестьдесят лет назад и типичный опыт современного 4-х летнего ребенка будут совершенно разными. Поэтому трудно сказать, насколько опыт детей тех лет можно примерить на современное поколение. Эти изменения в культуре всегда датируют и ограничивают выводы многолетних исследований, особенно тех, которые основаны на одной большой выборке и отслеживают их во времени. В исследовании Фелса, которое мы обсуждали, эта проблема менее серьезна, поскольку оно до сих пор продолжается, и каждый год в него включается небольшая выборка новичков. Таким образом, можно непосредственно проверить различия между 4-х летним ребенком 1930 года и 4-х летним ребенком 1990 года (момент написания книги), чтобы определить, действительно ли культурные сдвиги привели к изменениям в поведении ребенка.
Последняя проблема — отсутствие гибкости. Требуется редкая мудрость и дальновидность, чтобы выбрать меры, которые, вероятно, будут важны в течение двадцатилетнего периода. В отличие от кросс-секционного исследования, в котором вы можете проверить свои догадки и гипотезы, пока не найдете подходящую для работы меру, в многолетнем проекте вы выбираете и надеетесь. Если вы сделаете неправильный выбор, может возникнуть сразу несколько трудностей. Более того, теория и исследования, которые являются источником гипотез, постоянно меняются, но в продольных исследованиях часто невозможно воспользоваться новыми идеями и новыми методами, ведь условия уже заданы в начале эксперимента. Например, что могут сделать исследователи, если через десять лет после начала исследования IQ будет разработан новый эффективный тест? Доступны несколько вариантов: они могут начать все по новой или, в качестве альтернативы, они могут начать давать новый тест своим 10-ти летним подопечным. Но тогда они теряют возможность сравнивать более ранние результаты с более поздними выводами, поскольку тестовые инструменты несопоставимы. Вот решение. Вы можете дать как старый, так и новый тест одновременно одним и тем же испытуемым, чтобы оценить сопоставимость двух тестов.
В следующий раз мы суммируем преимущества и недостатки поперечных и продольных исследований.
Оригинальная статья: E. Mavis Hetherington, Ross D. Parke – The biological bases of behavior. Child Psychology. A contemporary viewpoint. Fourth edition, 1993
Автор перевода: Золотухина Мария Сергеевна
Редактор: Симонов Вячеслав Михайлович
Ключевые слова: детская психология, детская научная психология, естественный эксперимент, многолетние исследования, продольное исследование, поперечное исследование, кросс-секционное исследование, многолетние исследование Фелса, влияние раннего опыта на самостоятельность.
Источник фото: freepic.com
Спасибо за статью.
Из нового я узнала для себя о методах поперечного и продольного исследования развития детей. Уникальная особенность поперечного/кросс-секционного исследования является то, что можно за короткое время собрать информацию по широкому возрастному диапазону. То есть не нужно ждать, пока 12-ти месячный младенец вырастит до 4-х летнего возраста,чтобы оценить его успехи в развитии. Но такой подход не дает информации о детерминантах и нет информации как развивается конкретный ребенок. То есть нет ответов на многие вопросы, касающиеся развития ребенка. Но для этого существуют продольные исследования. При помощи данного исследования можно определить влияние более ранних событий на последующее поведение. Различия в поведении на разных этапах развития также могут быть определены, как и в случае поперечного подхода. Меня впечатлило, что отслеживая детей с течением времени, психолог может определить влияние ранних событий на последующее поведение. В исследование Кагана и Мосса «От рождения до зрелости» я познакомилась с таким психологическим механизмом как формировались ранние модели поведения, а также природу родительского поведения, связанного с более поздними взрослыми моделями. Например неуверенный в себе ребенок в возрасте 6-ти лет, скорее всего, станет пассивными и зависимыми во взрослой жизни. Однако степень стабильности зависимого поведения между детством и взрослой жизнью зависит от пола ребенка. Девочки проявляют большую устойчивость пассивно- зависимого поведения, чем мальчики, а мальчики — большую устойчивость самостоятельно-ассертивного поведения, то есть защищают свои права.
В профессиональном плане информация была для меня полезна. Рассмотрев данные методы, я знаю на что могу ориентировать при работе с детьми и их родителями, в какой промежуток времени ребенок станет независимым от матери . В личном плане данная информация была также для меня полезна как для будущего родителя, подобного рода исследования позволяют зафиксировать изменения в развитии ребенка. Также эта статья натолкнула меня на идею — сколько тонкостей определяют развитие ребенка, как важно заниматься ребенком с его рождения.
Благодарю за статью. Я узнала, что для изучения развития детей используют поперечный и продольный методы исследования.
Поперечное или кросс-секционное исследование включает в себя отбор нескольких групп детей разного возраста для наблюдений. Следовательно, этот метод позволяет охватить широкий возрастной диапазон одновременно, но не информирует о том, как развивается один конкретный ребёнок.
Я познакомилась с термином «детерминанта»- это причина, вызывающая следствие.
Продольный или лонгитюдный метод — это многолетнее исследование, в котором в каждый момент времени будут оцениваться одни и те же люди. Такой метод даёт возможность зафиксировать не только возрастные различия, но и изменения в развитии, а так же определить влияние более ранних событий на последующее поведение.
Я узнала, что самостоятельно-ассертивное поведение — это поведение, при котором защищают свои права.
Интересный факт, что соответствие поведения половой общественной роли определяет степень стабильности индивидуума.
Подводя итог, для себя я отмечаю, что оба метода имеют свои преимущества и недостатки, поэтому нужно ориентироваться на цели своего исследования.
Спасибо за статью!
Я узнала о поперечной и продольной схеме изучения развития детей.
Поперечное исследование проводилось для установления зависимости возраста ребенка и расстоянием, на которое он может отойти от матери. Особенностью подхода было то, что собрали данные по широкому возрастному диапазону за очень короткое время — всего за пару месяцев, так как в исследовании принимали участие дети разных возрастов. Но минус в том, что нельзя установить закономерность развития у одного и того же ребенка во временном диапазоне. Пользу данной схемы исследования я вижу в быстром получении данных при этом в исследовании принимают участие несколько возрастных групп.
Продольное исследование наоборот исследует ребенка во время большого промежутка времени. Это помогает зафиксировать возрастные различия, а также изменения в развитии конкретного ребенка.
У каждого метода есть свои преимущества и недостатки. Но оба требуют огромных затрат и сил, а также терпения.
Благодарность за статью! Из статьи я узнал о поперечном исследование/кросс-секционное исследование как инструменте, который исследователи используют для сбора информации на основе собранных данных о конкретном моменте времени, а также информация о группе участников, которые имеют несколько переменных, таких как возраст или пол и это исследование позволяет исследователям анализировать несколько переменных одновременно, и они не манипулируют переменными. Из статьи я узнал, что в перекрестном исследовании у группы участников могут спросить, как они относятся к конкретному продукту, а затем исследователи могут разделить результаты на основе демографической информации и узнать, как определенные группы людей относятся к продукту в данный момент, а так же поперечные исследования не раскрывают причин своих выводов, они только предполагают, где исследователи могут захотеть провести дальнейший анализ. А также из статьи я узнал о подольных исследованиях как еще один метод исследования, используемый для сбора информации о населении и в отличие от перекрестных исследований, лонгитюдные исследования изучают эту популяцию в течение длительного периода времени, а цель его — отслеживать, как обстоятельства меняются с течением времени, а не рассматривать только один момент. Статья стала полезной с точки зрения профессиональной действительности, так как теперь я могу оперировать своими новыми знаниямит и подбирать лучший метод исследования в своей практике психолога-консультанта для аналази разных групп населения. Благодарю!
В этой статье я более подробно узнала о методах поперечного и продольного исследования развития детей.
Я увидела особенности поперечного исследования на основе примера исследования зависимости независимого поведения от возраста ребёнка. Смысл подготовки к исследованию состоял в формировании нескольких групп детей разного возраста. Таким образом, результат отражал исследуемую зависимость в определённых возрастах детей. Я узнала то, что с увеличением возраста от года до пяти лет удаление от матери линейно увеличивалось. То есть, зависимость от значимого человека уменьшается с возрастом ребёнка.
Очевидное преимущество данного подхода состоит в экономии времени, необходимого для исследования. При этом остаётся много вопросов, ответы на которые может дать метод продольного (многолетнего) исследования.
Продольный метод как раз позволяет наблюдать поведение конкретного ребёнка в течении длительного периода времени, на основе этого делать выводы о его развитии, формировании психологических механизмов в динамике. Для этого создаётся группа детей, каждый ребёнок из которой периодически тестируется на протяжении нескольких лет. Таким образом, можно выявить степень стабильности поведения ребёнка и влияние раннего опыта на его последующее поведение, что не удаётся определить в методе поперечного сечения. К сожалению, этот вид исследования трудозатратен, его участники могут выбывать из выборки по разным причинам. Также необходимо корректировать данные в связи со сменой поколений и подбирать меры, актуальные на протяжении будущего периода времени. Такие недостатки продольного метода могут снижать степень достоверности полученных результатов.
В профессиональном плане я отметила то, что модели поведения детей начинают приобретать стабильность к дошкольному возрасту, а стало быть, до этого возраста внесение конструктивных изменений в модели будет более эффективным.
Спасибо за интересную статью. Для меня, помимо преимуществ и недостатков продольного и поперечного исследований, в ней говориться также о сложностях в проведении подобных исследований. Ранее я не задумывалась над тем, насколько это энерго- и время- затратные мероприятия. Дома моя десятимесячная дочь свободно уходит от меня на любое расстояние. Интересно, на какое расстояние она отойдет от меня в незнакомой обстановке? В личном плане эта информация помогает мне еще более внимательно и бережно относиться к моим детям. В профессиональном плане – ценить работу специалистов, которые занимаются вопросами изучения детской психологии, потому что это реально длительная, сложная и кропотливая работа.
Спасибо за статью!
Из статьи я узнала про методы поперечного и продольного исследования развития детей, которые позволяют установить, как с возрастом меняется независимость ребёнка от матери.
Методом поперечного сечения, сравнивая поведение групп детей разного возраста в одной и той же ситуации Рейнгольд и Эккерман смогли определить, что с возрастом расстояние удаления от матери возрастает линейно. Но недостаток этого метода в том, что нет возможности узнать насколько стабильна эта независимость. Так как мы не знаем на сколько был независим ребёнок ранее и на сколько он будет независим позже. К тому же мне совершенно не очевидно какова роль матери в проявлении независимости в данном исследовании. Влияние родителей на развитие ребёнка огромно. На период исследования ребёнок мог быть достаточно независимым для своего возраста. Но мать может иметь очень тревожный характер и из-за своих переживаний и опасений сильно ограничивать самостоятельность ребёнка, что может привести к тому, что из достаточно независимого ребёнка вырастет зависимая от родительского мнения личность.
В отличии от поперечного метода продольной метод Фельса позволяет зафиксировать не только возрастные различия, но и изменения в развития ребёнка, так как за одним ребёнком наблюдали в течение 18 лет. К тому же наблюдая не только за поведением ребёнка, но и за поведением матери, можно установить некоторые закономерности влияния родителей. Таким образом психолог может получить наиболее объективные результаты и понять, каким образом ранние события в жизни ребёнка влияют на его последующее поведение.
Так ли уж отличается ребёнок нашего времени от ребёнка 30-х годов?
Не думаю, что сильно. Люди не претерпели физиологические изменения. Изменился прогресс и технологии. Женщины стали больше работать и меньше проводить время с детьми. Но неуверенных людей меньше не стало.
Из прочитанного для себя отметила, что причину неуверенности взрослого человека следует поискать в детском возрасте в промежутке от 6 до 10 лет с учётом половой принадлежности.
Спасибо за статью!Я всегда с интересом читаю о различных экспериментах, описаниях и трудностях, с которыми сталкиваются исследователи.
В этой статье я узнала о методах поперечного исследования/кросс-секционное исследование и продольном исследовании.
В поперечном исследовании меня удивило, что исследователи смогли определить, как в зависимости от возраста меняется независимое поведение, сравнивая поведение групп детей разного возраста в одной и той же ситуации. Также одной из особенностей этого подхода является то, что они собрали свои данные по широкому возрастному диапазону за очень короткое время.
В продольном исследовании, уникальным для меня стало то, что эксперименты могут проходить столь многолетний период, исследования могут занимать десятки лет. И что при неоценимом преимуществе этого подхода, определение влияния более ранних событий на последующее поведение. Исследователи сталкиваются со множеством трудностей, а именно, колоссальные затраты, проблема потери субъекта, смена поколений, отсутствие гибкости-невозможность воспользоваться новыми идеями и новыми методами, ведь условия уже заданы в начале эксперимента.
В профессиональном плане я для себя отметила и вновь убеждаюсь, на основе экспериментальных данных, что основной фундамент развития человека закладывается именно в детстве и влияет на его дальнейшее развитие.
В личном плане я отразила, тот момент, как росла и развивалась моя дочь, что с возрастом она всё дальше может уходить от меня, но также я отражаю и то, что по мере её удалённости от меня, поднимается мой уровень тревожности.
Прочитав данную статья, я узнала о 2х методах развития детей: поперечном и продольном. Поперечное исследование или кроссекцинное показывает как независимость детей различается в зависимости от степени развития, т.е. брали детей разных возрастов и смотрели на сколько далеко они могут уйти от своей матери и чем больше возраст тем дальше ребенок. Лично для меня это говорит о том, то ребенок отдаляется от матери с возрастом, причем не только на физическом уровне, а в большей степени на моральном или духовном плане. Продольное исследование показывает многолетнее исследование одних и тех же людей в каждый момент их жизни, т.е. изучение одного человека с рождения и до 14 лет. Так же я познакомилась с таким понятием как детерминант — причина вызывающая следствие. В каждом из исследований есть определенные плюсы и минусы. Например, в поперечном исследовании мне понравилось то что сравнивается группа детей разных возрастов, что приводит к более быстрым результатам нежели в поперечном исследовании, где ученые исследователи затрачивают десятки лет, чтобы достичь нужного результата.
Прочитав статью я узнала о методах поперечного и продольного исследования развития детей. Эксперимент с лужайкой дал мне возможность оценить поведение моего ребенка в год и настоящее время. Так, прошлым летом, когда дочери было 1-1,3 года, на детской площадке мы гуляли с ней преимущественно за руку и лишь изредка она отходила от меня. В настоящее время ребёнок гуляет на площадке уже сам, под моим присмотром. Буквально вчера стоило нам прийти на детскую площадку около крупного торгового центра, как она помчалась на горку, и только отбежав достаточно далеко, она оглянулась проверить, на месте ли я. Из второго эксперимента я выделила для себя, что неуверенный в себе ребенок в возрасте 6-ти лет, скорее всего, станет пассивными и зависимыми во взрослой жизни. Также узнала, что девочки проявляют большую устойчивость пассивно- зависимого поведения, чем мальчики, а мальчики — большую устойчивость самостоятельно-ассертивного поведения. В личном плане, я задалась вопросом, хотелось бы мне поучаствовать в качестве испытуемого субъекта в продольном методе исследования детей. Мой ответ был однозначен-нет.
Прочитав статью, я познакомилась с двумя основными используемыми в детской психологии схемами для оценки изменения в процессе развития: поперечной и продольной. Я узнала о том, что один из важных этапов взросления человека — навык расставания с матерью. Меня впечатлила используемая для определения независимости детей
в зависимости от степени развития конструкция поперечного сечения. Удивило описание продольного исследования, его колоссальность и длительность, а также его для меня неочевидные минусы. Развитие прогресса, оказывается, не позволяет давать объективную оценку столь длительным, на протяжении 20 лет, наблюдениям. Так как совершенствуются методики исследования, да и подопечные могут прекратить свое участие в исследовании. В очередной раз обращаю внимание, как важно для достижения результата использовать разные подходы и методики, изучать разные мнения. И в рабочем процессе, в при принятии решений в личной жизни.
Спасибо за статью. Для] себя я выделила, что одной из особенностей этого подхода является то, что они собрали свои данные по широкому возрастному диапазону за очень короткое время.
В продольном исследовании, уникальным для меня стало то, что эксперименты могут проходить столь многолетний период, исследования могут занимать десятки лет. И что при неоценимом преимуществе этого подхода, определение влияния более ранних событий на последующее поведение. Исследователи сталкиваются со множеством трудностей, а именно, колоссальные затраты, проблема потери субъекта, смена поколений, отсутствие гибкости-невозможность воспользоваться новыми идеями и новыми методами, ведь условия уже заданы в начале эксперимента.
Статья раскрывает временные особенности подходов к изучению развития. Поперечное, или кросс-исследование – более кратковременное, оно рассматривает несколько групп детей разного возраста в одной и той же ситуации. В случае набора достаточного количества групп оно позволяет отследить особенность поведения в определенной ситуации в разном возрасте. Но поперечное исследование не дает ответа на вопрос – почему? Т.е. мы здесь видим только факты, но оно не отражает причинно-следственной связи. Я увидела, что продольное исследование – это более времязатратное, но и более «благодарное» исследование, т.е. мы наблюдаем, как меняется поведение одной группы детей в длительном возрастном диапазоне. Мне было интересно узнать такой нюанс продольного исследования, как историческая актуальность, т.е. актуальность выводов через несколько десятилетий. Но я увидела, что можно как бы «подхватывать» других детей, уже из другого поколения, т.е. наблюдать по взрослению, но ступенчато. И также я отметила, что в продольном исследовании трудно внедрить новые методики, новые тесты, т.к. не всегда будет возможность сравнить результаты. Я думаю, что и в таком случае исследователи включают объединение подходов для более точных результатов.
В статье познакомилась с методами поперечного и продольного исследования детской психики. Интересно было читать исследование поперечного исследования. В нем можно наблюдать как независимость детей различается в зависимости от возраста.
По мере того, как далеко дети разного возраста отдалялись от своей мамы можно сделать выводы. Как и в любом методе исследования в нем есть свои плюсы и минусы. Плюс в быстроте , а минус в том , что не учитывает развитие конкретного ребенка.
В продольном методе исследования главным преимуществом является то, что в каждой возрастной точке наблюдаются одни и те же дети, что дает возможность отметить стабильность поведения для индивидуума, но минусы так же есть — дороговизна и то , что исспытуемые за долгий срок исследования могут отказывать от исследования и выборка сужается, а так же отсутствие гибкости-невозможность воспользоваться новыми идеями и новыми методами, ведь условия уже заданы в начале эксперимента.
Прочитав статью я узнал, что у детей навык расставания с матерью, является одним из важных этапов взросления. Узнал о двух основных схемах, помогающих оценить изменения в процессе развития — поперечная и продольная. Из проведённого исследования на детях в возрасте от 1 года до 5 лет я увидел, что расстояние, на которое ребёнок осмеливается удалиться от своей мамы, с возрастом становится больше. А именно с каждым месяцом оно увеличивается примерно на одну треть метра. Так годовалые дети уходили в среднем на 7 метров от мамы, а дети четырёх лет уже на 21 метр. Прочитав это я подумал о своей дочери, ей скоро 2 года. Ещё совсем недавно, какие-то 6-8 месяцев назат, она была как привязана к маме, не отходила от неё ни на шаг во время прогулки, в то время как сейчас она может убежать метров на 10-15 и остановившись стоять смотреть на родителей. Вроде бы и времени прошло мало, всего пол года, а уже заметна разница в поведении маленького создания. Чем старше она становится, тем больше в ней смелости и уверенности.
Так же из статьи я узнал о продольном исследовании. Что в 1929 году Фэльс начал самый амбициозный проект: продольное исследование Фэльса.
Спасибо.
Из статьи я узнал о методах поперечного и продольного исследования развития детей. Поперечное исследование позволяет за относительно короткое время получить данные по широкому возрастному диапазону. Однако такой подход не дает информации о возможных детерминантах (причина вызывающая следствие) наблюдаемых возрастных изменений. Преимуществом данного подхода является возможность определить влияние более ранних событий на последующее поведение ребёнка (в каждой возрастной точке наблюдаются одни и те же дети, что дает возможность отметить стабильность поведения для индивидуума) Из минусов данного метода можно отметить огромные затраты по времени и ресурсам, проблему потери субъекта.
В работе психолога будет полезна информация в каком возрасте детская психика обладает наибольшей гибкостью к внесению конструктивных изменений, какие факторы окружающей среды и в какой мере могут влиять на детей зависимости от возраста и изначальных особенностей. Спасибо за статью.
В данной статье изучил метод продольного и поперечного исследования детей. Продольный метод позволяет исследовать человека на протяжении всей жизни. Минус в том, что человек может отказаться от эксперимента, заболеть и т.д. И эксперимент на этом закончился. Те, кто доходят до конца имеют преимущество над теми, кто участвует в поперечном методе исследования-это когда берётся короткий отрезок жизни. Минус в том, что можно не узнать причины, которые вызывают следствие возрастных изменений человека. В своей работе с зависимыми мне подходят оба варианта. Либо от поперечного метода я перехожу к продольному, либо продольный метод использую. Всё зависит на какой срок человек приехал лечиться. В любом случае ищу подход. Все разные. Одним поперечный не подходит, человеку трудно признать тот промежуток времени, в котором он употреблял алкоголь, поэтому интересуюсь жизнью до употребления, чтобы убрать защитные механизмы. Спасибо
Спасибо за статью!
Эта статья познакомила с такими методами изучения психологии как продольный и поперечный (кросс-секционный), а также с их преимуществами и недостатками. Сутью поперечного подхода, а также его основным преимуществом является то, что исследователи могут собрать данные по широкому возрастному диапозону в кратчайшие сроки , как в примере из статьи за 2 месяца были произведены исследования, охватывающие большую возрастную группу. Но минусом является то, что подход не дает информации о возможных причинах вызывающая следствие наблюдаемых возрастных изменений, поскольку невозможно узнать, какими были эти дети в более раннем возрасте. Также нет никакой информации о том, как развивается конкретный ребенок. И тогда более информативным будет метод многолетних или продольных исследований. В случае многолетнего исследования в каждый момент времени будут оцениваться одни и те же люди. Это позволяет зафиксировать не только возрастные различия, но и изменения в развитии. Для многолетнего подхода терпение является ключевым моментом, поскольку нужно ждать, пока младенцы станут подростками. Главный вопрос, интересующий детских психологов, касается влияния раннего опыта на последующее поведение. Несмотря на то, что существует множество способов ответить на этот вопрос, пролольный метод предлагает особенно мощную технику. Отслеживая детей с течением времени, психолог может определить влияние ранних событий на последующее поведение.
Минусы продольного подхода являются не только колоссальные затраты, но и проблема потери субъекта. Люди переезжают, заболевают или просто теряют интерес к тестированию. В результате выборка сокращается, что не только снижает надежность результатов, но и может привести к их искажению. А также смена поколений, а также отсутствие гибкости. Теории и гипотезы могут меняться и предыдущие могут терять свою актуальность.
Приведенные в статье примеры очень понятно и подробно описывают как суть, так и особенности методов, что помогло мне понять как их специфику.
Благодарю за перевод данной статьи. Для меня не ново слышать о подобных экспериментах, но я ранее никогда не задумывалась о проблематике их осуществления, ведь для наибольшей достоверности необходимо учитывать огромный пласт различных факторов. Новыми для меня терминами стали метод продольного и поперечного исследования детей, ведь несмотря на совокупную схожесть, они могут дать на принципиально различные результаты изучения. Так же заинтересовал тот факт, что чаще всего подобные исследования требуют огромного временного ресурса и длятся годами, что позволяет сделать вывод о несостоятельности большинства исследований в рамках современных реалий, ведь очень важные сопутствующие факторы меняются намного быстрее нежели чем будет ясен результат исследования.
В данной статье я познакомилась с поперечным и продольным исследованием развития детей. Увидела на примере проводимых экспериментов, как недостатки одного метода восполняются с помощью другого. Например, поперечный метод не даёт информацию о возможных детерминантах наблюдаемых возрастных изменений, зато это можно отследить продольным методом, который даёт возможность наблюдать за возрастными изменениями конкретных испытуемых, за их развитием. Для этого подхода терпение является ключевым моментом, зато отслеживая детей с течением времени, психолог может определить влияние ранних событий на последующее поведение. Но в этом методе возникают такие проблемы, как потеря субъекта, смена поколений, отсутствие гибкости.
Спасибо за статью.
Благодаря статье я познакомилась с двумя основными схемами, которые помогают оценить изменения в процессе развития детей. Поперечное исследование (кросс-секционное исследование) заключается в исследовании разных групп детей (например разных возрастов) для проведения эксперимента. Например Рейнголд и Эккерман для своего исследования набрали детей разных возрастов, для них были созданы определенные условия, в которых выявлялись особенности поведения в зависимости от возраста. Данный метод имеет недостаток в том, что исследователи не могут знать как вели бы себя дети например четырехлетнего возраста в два года в тех же условиях. Вместе с тем, экономится время, необходимое для исследования. Метод продольного исследования заключается в исследовании группы детей на протяжении долгого периода времени. Данный метод позволяет изучать различия в развитии, связанные с возрастом у конкретного человека, но требует много времени.
Все статьи о методах исследования и описания детей для меня особенно интересны. Так как именно в детстве формируются основные модели поведения и реакции на окружающий мир. Поэтому, наблюдая за ребенком, можно многое понять и спрогнозировать. В данной статье я узнала два метода исследования: продольное и поперечное исследование. Продольное позволяет за короткий временной период изучить большое количество детей различных возрастов. В то же время есть и недостатки: непонятно как вели себя эти дети в других своих возрастах. Продольное исследование напротив берет группу детей, за которой ведется наблюдение в течение длительного времени. Естественно, достоверности при этом варианте значительно больше. Но это и материально, и трудозатратно. А также требует много терпения. И не всегда все исследуемые доходят до конца эксперимента.
Прочитав статью, я узнала о методах поперечного и продольного исследования развития детей. Узнала про эксперимент поперечного исследования, благодаря которому учёные выяснили как увеличивается независимость ребёнка от матери с возрастом. Данный вид исследований отличается тем, что изучаются разные возрастные группы за короткое время. В этом исследовании есть как плюсы так и минусы. Нельзя наблюдать развитие конкретного ребёнка, проследить независимость в дальнейшем. Метод же продольного исследования позволяет изучить развитие конкретного ребёнка на протяжении длительного времени. Благодаря такому исследованию, можно узнать влияние раннего опыта на дальнейшую жизнь. Можно изучать развитие конкретных лиц, этапы их жизни, смену поведения, установление независимости. Но здесь есть и минусы. Так как исследование длится очень долго, многие испытуемые не доходят до конца, уезжают или им просто может надоесть. Также меняются времена, взгляды, что делает исследование не актуальным. Думаю все методы изучения поведения несут в себе большое количество информации, применимое для коррекции поведения детей и взрослых.
В статье прочитала про две схемы для оценки изменений в процессе развития. Первая, поперечная, коротко и быстро: создаётся выборка интересующих возрастных периодов и сравнивается поведение детей по критериям. Но остаются без внимания детерминанты изменений (причинно-следственная связь этих различий) и дальнейшее развитие этого критерия в рамках жизни каждого конкретного ребёнка. Вторая, продольная, это долгосрочное исследование, где рассматривается ребенок на протяжении всего периода взросления. Здесь уже можно оценить устойчивость моделей поведения ребёнка, но это исследование полно рисков: выборка сокращается из-за потери участников по разным причинам; важно сразу правильно определить критерии и способы (меры) исследования, т.к нет возможности при ошибке начать заново или провести другое; проблема поколений (результаты исследования, актуальные для одного поколения, могут уже быть неактуальны к концу исследования, для другого поколения). Судя по статье есть достаточно успешное продольное исследование Фельса, но к моему разочарованию про него только обещано рассказать, а тема не раскрыта, и мой самостоятельный гугл-поиск не увенчался успехом. В личном плане кучу протеста вызвало во мне утверждение, что неуверенный в себе ребёнок 6 лет скорее всего станет пассивным и зависимым во взрослой жизни. Вокруг меня ходит столько взрослых примеров где от маленьких «тихонь» не осталось и следа (целеустремленные и коммуникабельные взрослые на их месте), и сколько на протяжении жизни влияющих факторов и компенсирующих событий может быть! Тут же вмешивается мысль в профессиональном плане, что говорить мне с клиентами о будущем в психологии будет более корректно через мысль — с какими ограничениями на протяжении своей жизни человек столкнется в силу каких-то событий или характеристик детства. Столкнется. А как пройдет — никто не предсказатель. Если только нет мотива «припугнуть» в качестве толчка к действиям.
В данной статье я более подробно познакомилась с методом поперечного и продольного исследования. В поперечном исследовании был приведен пример когда брали деток в возрасте от 12 до 60 месяцев и смотрели насколько они далеко смогут уйти от матери не меняющей своего положения, выяснилось что чем старше ребенок чем больше он удаляется от своего взрослого. Однако это не доказывало того что конкретный ребенок в 1 год и в 5 лет будет одинаково не зависим от матери. В продольном исследовании конкретного ребенка наблюдают на протяжении долго времени, что позволяет зафиксировать не только возрастные различия, но и изменения в развитии. Данное исследование может показать как ранний опыт ребенка отразиться на его последующую жизнь. Однако от тоже имеет некоторые недостатки, это смена поколений т.к ребенок 4х лет 1930г не похож на 4х летнего ребенка 1990г. Спасибо.
Спасибо за статью. Вспомнил один из курсов общей психологии который преподавали в институте. Развернутые во времени исследования определенно имеют свою эффективность позволяя наблюдать за испытуемыми в динамически развивающихся условиях на протяжении всей их жизни, что конечно же дает более точный и верный анализ данных. Хотя так же интересно, что подобные методы имеют и свою ограниченность. Не всегда удается сохранить контакты испытуемых ввиду потери их интереса к исследованию, так же любопытно, что результаты такой работы могут не полностью отражать актуальные современные реалии. Ведь дети росшие 20 лет назад, это уже не совсем те дети которые растут в современных условиях. Полезные данные, позволяют взглянуть на науку обширнее.
Спасибо за статью. Из неё узнала следующее: есть две основных схемы исследования, которые помогают оценить изменения в процессе развития: продольная и поперечная. Если поперечная может позволить для исследования взять нескольких детей одного возраста, то поперечная система такой роскошью не обладает, но зато эксперимент будет точен и на него будет потрачено уйма времени. В статье достаточно подробно описаны плюсы и минусы способов таких исследований. В профессиональном плане информация мне пригодится для последующего теоретического изучения таких статей, а в личном плане отметила сильное сопротивление в предполагаемых участиях в длительных экспериментах. Потому что я совсем не обладаю нужным терпением.
Из статьи я узнала о проектах, которые помогают оценить процессы развития. Это поперечное/кросс-секционное исследование. Рейнолд и Эккерман (1970) провели эксперимент. Они изучали навык расставания с матерью у детей от 12 до 60 месяцев. Для этого были отобраны 9 групп детей с разницей в возрасте в полгода между каждой группой. Эксперимент показал, что чем старше были дети, тем дальше они решались уйти от матери, таким образом проявляя свою независимость. При этом все дети находились в одинаковых условиях испытания.
Данный подход имеет свои нюансы. Например, неизвестны причины вызывающие следствия. Для заполнения этих неизвестных моментов существует продольный метод исследования. Для реализации стратегии описанной в статье психологи наблюдали за детьми в течении 18 лет для того чтобы определить устойчивую модель поведения. За эти годы была возможность оценить ее многократно. Главным вопросом психологов в этом исследовании является определение раннего влияния на поведение в будущем. В наблюдении оценивается не только поведение ребенка, но и матери. Результаты дали возможность предсказать будет ли ребенок пассивным и зависимым или более самостоятельным. Из минусов данного вида исследования можно отметить, что для него необходимо чтобы испытуемые стабильно проживали на одном месте и соблюдали правила эксперимента. Нужно учитывать смену поколений т.к. времена меняются, и дети 40х отличаются от детей 2000х, нужно быть дальновидным, чтобы правильно выбрать меры, которые будут в течении всего периода исследования.
В новой статье говориться о продольном и поперечном методе исследования детей. Поперечный вариант хорош тем, что можно исследовать поведение разновозрастных детей,наблюдать не ожидая взросления .Тем самым сокращая время эксперимента.
Продольной же наоборот о долговременном изучении одних и тех же индивидов. Десять, пятнадцать, двадцать лет наблюдения дают более точные результаты и более корректны относительно одного взрослеющего ребёнка.
Удивил напор изучающих стороны из эксперемента на восемнадцать лет изучения и тестирования. Сколько же воли и интереса нужно иметь, что бы пойти на такое.
В личном плане захотелось прочитать о этом подробнее, одни и те же учёные были все время ?.. Хочется более детально углубиться , за что спасибо классной и немного нудной статье.
В статье описываются особенности двух методик, используемых в исследованиях развития детей, долговременная- наблюдаются одни и те же люди в течение длительного времени и краткосрочная- разные люди наблюдаются в течение относительно небольшого периода времени. Прочитав эту статью, я отметила для себя то, насколько важно в любой деятельности выбрать правильную методику для получения, ожидаемого результата, брать на себя ответственность за критерии и способы действия, уметь «предвидеть будущее». Интересно а какой КПД при проведении подобных исследований, сколько из них позволили продвинуть науку вперёд, а сколько остались напрасной тратой времени и ресурсов? И главное какими качествами должен обладать исследователь, чтобы избежать ошибок? В профессиональном плане, статья помогла мне понять, что брать на себя ответственность необходимо основываясь на чётком представлении об особенностях ситуации исследования и избегать надежды на «авось».
Прочитав статью, я узнала о поперечном и продольном методах исследования детей. При продольном методе исследуются одни и те же испытуемые на протяжении многих лет. Недостатком является момент, что если исследуемый человек выбывает из эксперимента, то он просто заканчивается. Также актуальность результатов теряется из-за смены поколений, тенденций развития общества. Плюсом этого метода является, то что можно отследить причинно-следственные связи, механизмы поведения людей. Поперечный метод исследования рассматривает группу детей/людей определенного возраста, испытуемые могут меняться, т.е. нет зависимости от конкретного человека. Результат может быть получен достаточно быстро. В работе использовать можно оба метода в зависимости от поставленной цели.
Хотел посмотреть, продолжается ли продольное исследование Фельса сейчас.
Кроме как в этой статье, я не нашел на русском языке информацию об этом.
Интересно было бы посмотреть результаты этого исследования.
Выводы из статьи в том, что:
1. Для подобных исследований нужны большие ресурсы: деньги, люди, время.
2. Они дают возможность отследить динамику на примере каждого человека в разном возрасте, что очень интересно.
3. Можно отследить влияние событий более раннего возраста на взрослую жизнь.
Также проблемы продольных исследований в статье, показывают что нужно учитывать эти аспекты, если нужно ссылаться на такие исследования в своей практической деятельности.
Такие исследования очень нам нужны, чтобы предсказывать влияние действий родителей на поведение детей в будущем: «Неуверенный в себе ребенок в возрасте 6-ти лет, скорее всего, станет пассивными и зависимыми во взрослой жизни.»
Благодарю за статью! Поперечный подход меня поразил на примере исследования, потому что я бы никогда не додумалась определять по возрасту на какое расстояние может ребенок отойти от матери. И даже учитывая недостатки поперечного метода, то информация все равно есть, я думаю для подтверждения такого метода исследования достаточно будет провести несколько таких экспериментов, что бы подтвердить результаты и выявить закономерность, то есть погрешности конечно будут, но я думаю совсем не большие. А вот продольный метод гораздо глубже и информативнее, но он долгосрочный, что отягощает задачу, потому что как правильно сказано в статье, люди могут болеть, переезжать, терять интерес к исследованию. Но такой метод исследования имея такие увесистые недостатки способен подарить миру психологии новые открытия, потому что такой метод показывает как ранние события в дальнейшем влияют на поведения человеку, что существенно облегчит работу специалистов в дальнейшем.
Спасибо за статью. Из нее я узнала что детская психология имеет две основные схемы, помогающие оценить изменения в процессе развития -поперечная и продольная. Поперечный -такой подход не дает информации о возможных причинах , вызывающих следствие наблюдаемых возрастных изменений , так как невозможно узнать какими дети были в более раннем возрасте. В продольном-в каждый момент времени оцениваются одни и те же люди . Это позволяет фиксировать не только возрастные изменения , но и изменения в развитии . Одним из основных преимуществ данного подхода является то, что наблюдение за одними и теми же детьми дает возможность отметить стабильность поведения. Из недостатков — более высокие затраты и так же некоторые наблюдаемые могут перестать проходить тестирования, учавствовать .
Спасибо за статью. Узнала про методы продольного и поперечного исследования развития детей. Рейнголд и Эккерман используя метод поперечного исследования выявили, что возраст ребёнка линейно влияет на его навык расставания с матерью — чем старше, тем дальше он может от неё уходить. У данного метода есть преимущество — возможность исследовать много возрастных групп за короткий промежуток времени, и недостатки — слишком маленькая субъективность и невозможность оценить показатели в перспективе. Метод продольного исследования напротив предполагает многократные оценки конкретного субъекта в течении длительного времени, что позволяет увидеть и понять взаимосвязь между ранним опытом человека и его последствиями. Но и у этого метода есть недостатки — потеря субъекта, большие временные затраты, смена культурных и социальных ценностей.
Спасибо за статью. С её помощью я узнала о таких схемах изучения развития детей, как продольная и поперечная. Последнее исследование проводилось для установления зависимости возраста ребенка и расстоянием, на которое он может отойти от матери. Однако у одного и того же ребенка, нельзя установить закономерность развития, во временном диапазоне. Очевидное преимущество данного подхода состоит в экономии времени, необходимого для исследования.
Продольное исследование — наоборот, исследует развитие ребенка во время большого промежутка времени. Это позволяет зафиксировать возрастные различия и изменения в развитии. К сожалению, этот вид исследования трудозатратен, его участники могут выбывать из выборки по разным причинам.
Прочитав статью,я более подробно разобралась в методах поперечного и продольного исследования детского поведения.
Я узнала ,что с помощью такого приема,как формирование нескольких разновозрастных групп детей,удалось исследовать зависимость ребёнка от матери. Оказалось,что с увеличением возраста от года до пяти лет, удаление от матери линейно увеличивалось,а следовательно зависимость уменьшалась.Этот метод можно считать экспресс-методом,так как он за короткое время позволяет сделать определённые выводы.Однако, получить более точные результаты возможно только с помощью применения продольного метода исследования.Потому,что он позволяет наблюдать за поведением конкретного ребёнка из контрольной группы в течении многих лет ,и на основе этого делать выводы о его развитии.При этом выявляется влияние раннего опыта на его последующее поведение, что не удаётся определить в методе поперечного исследования.В профессиональном плане мне было бы интересно ознакомиться с материалами продольных исследований разновозрастных детей в многодетных семьях и ответить себе на вопрос как ранний опыт влияет на развитие детей у которых общие родители.
Спасибо за статью. В статье мне встретились новые понятия, такие как продольное и поперечное исследование. Из статьи узнала о двух методах продольного и поперечного исследования развития детей. Сутью поперечного метода является параллельное сравнение разных возрастных групп испытуемых. А вот продольный метод или лонгитюдный путь предлагает изучать одного или группу людей в разные моменты их жизни на протяжении длительного времени. В статье представлены два примера таких исследований. Была набрана несколько групп детей для изучения независимости детей от расставания с матерью, т.к. это является одним из важных этапов взросления ребенка. После прочтения этого исследования подумала о том, что расставания ребенка также зависть и от внутреннего состояния матери готова ли она его отпустить. В этом исследовании удивило то, что с возрастом расстояние увеличивалось. Этот метод не позволяет ответить на вопрос стабильна ли его независимость и поэтому в статье представлен другой метод, который позволяет изучить поведения ребенка на более длительном сроке. Это исследование на протяжении 18 лет и не каждый родитель доходил до конца и оно дорогостоящее.
Статья напомнила мне о методах поперечного и продольного исследования развития детей. Удивил тот факт, что в результате поперечного исследования можно за короткое время собрать информацию по обширному возрастному диапазону. В продольном подходе детей исследуют много лет. В поперечном подходе предполагается изучение одного человека или группы людей в разные моменты их жизни. Как я понимаю с помощью этого метода можно установить, как влияет возраст, пол на основные тенденции психического развития.
Узнала новое для себя определение, детерминант — причина, вызывающая следствие.
В профессиональном плане отметила для себя, что работы у ученых очень много, определить объект и предмет исследования, поставить его задачи и цели. Думаю, что в эксперименте психолог специально создает и видоизменяет условия, в которых находится ребенок. Поведение ребенка в разных условиях позволяет делать некоторые выводы о его психологических характеристиках.
Благодарю за статью! Статья продолжает раскрывать тему о методах исследования детей, в частности описывает поперечный и продольный методы на примере конкретных экспериментов.
Первый эксперимент относящийся к поперечному методу описывает независимое поведение детей возраста от 1 до 5 лет, а именно: насколько они готовы отойти от матери. Эта цифра напрямую зависит от возраста ребенка и наглядно видна в эксперименте. Второй эксперимент (продольный метод) описывает независимое поведение детей на протяжении восемнадцати лет. Этот метод позволяет отслеживать влияние более ранних событий на последующее поведение ребенка, в частности обращается внимание на то, что ребенок, демонстрирующий неуверенное поведение в 6 лет, вероятнее всего станет пассивным и зависимым во взрослом возрасте.
Спасибо за статью! Очень полезная. Я узнала о двух основных схемах детской психологии: поперечная и продольная.
Одним из важных этапов взросления ребенка является навык расставания со своей матерью. Чтобы продемонстрировать, как независимость детей различается в зависимости от степени развития можно использовать конструкцию поперечного сечения.
Эта схема включает в себя отбор нескольких групп детей разного возраста. Одной из уникальных особенностей этого подхода является то, что они собрали свои данные по широкому возрастному диапазону за очень короткое время — всего за пару месяцев. Однако отличительная черта этого подхода, а именно обследование разных детей на каждой возрастной ступени, имеет недостатки. Такой подход не дает информации о возможных детерминантах (причина вызывающая следствие) наблюдаемых возрастных изменений, поскольку невозможно узнать, какими были эти дети в более раннем возрасте. Также нет никакой информации о том, как развивается конкретный ребенок. Я познакомилась с термином «детерминанта»- это причина, вызывающая следствие. Продольный или лонгитюдный метод — это многолетнее исследование, в котором в каждый момент времени будут оцениваться одни и те же люди. Такой метод даёт возможность зафиксировать не только возрастные различия, но и изменения в развитии, а так же определить влияние более ранних событий на последующее поведение.
Из статьи я узнала как проводится поперечное исследование на примере 9ти групп детей с 12 мес до 60мес.(4года) и разницей в возрасте детей в группе 6 мес т.е. 1 гр — от 12 до 18 мес, последняя гр — от 54 до 60мес. При условии того что мать сидит в кресле, а дети могут передвигаться по поляне, выяснили, что чем старше дети тем дальше они отходят от матери. Плюс этого исследования в том что можно рассмотреть поведение детей разного возраста(с одним но это ранний возраст). Потому что если взять детей 8-ми, 10-ти и 12-ти лет, то там будет примешиваться влияние родителей, зависимость детей родителей. Продольное исследование рассматривает как раз как поведение родителей и детей в разном возрасте влияет на поведение детей. Насколько это можно предсказать. Так в примере 1929 года проведено исследование протяженностью 18 лет. Этапы взросления детей разделили: от 0 до 3-х лет, от 3 до 6-ти, от 6 до 10 и от 10 до 14 лет. Целью является узнать как формируются ранние модели поведения детей и поведение родителей. Так в первые три года нет четкой связи с поведением взрослых, к 6-ти годам зависимость поведения взрослых и детей становится явной, посмотрев на поведение ребёнка от 6 до 10 лет можно предсказать будет ли ребенок инициативным или зависимым. Это навело меня на мысль что в первые годы жизни пока дети не умеют разговаривать приспосабливаются к родителям, а родители к детям, это новый опыт для всех. Позже поведение и тех и других становится более закономерным. Думаю именно такие исследования могут хорошо рассмотреть такие явления как гиперопека, критика ребёнка и последующее поведение детей. Я также отметила что гендерные различия нужно учитывать при проведении исследования. Так как от мальчиков ждут большей самостоятельности и поощряют отстаивание своих прав, а от девочки ждут большей покорности. Минусы продольного исследования это длительность проведения, большие финансовые затраты и теория которая состоит из гипотез может быть неверно подтверждена, может измениться анкета опроса или поменяется культура поведения. Так если сравнить ребёнка в 30-е годы и в 2023, это будут довольно разные дети. Думаю еще важно учитывать такие факторы как войны и эпидемии.
Добрый день. Спасибо Всем кто готовил данную статью. Из данной статьи я узнал о поперечных и продольных исследованиях. Поперечные исследования я могу провести в любое время. Взять например курильщиков которые начали курить с 14 лет. Разные возрастные группы 16, 18, 20 лет. Посмотреть на сколько увеличилось потребление сигарет с возрастом. Хотя с появлением различных электронных сигарет и прочих устройств для курения. Отчет может быть не точным. Ни говоря о продольных исследованиях которые идут годами. После их завершения, ни факт что результаты и корректировки можно применить на нынешнем поколении и использовать полученные знания в целом. Разве что сравнивать различные поколения, как например в исследовании зависимости матери к ребенку.
В результате прочтения статьи я узнал о двух методах исследования детей: поперечном и продольном. Поперечный или кросс-секционный метод основан на том, что берутся дети разных возрастов и исследуются по одному из вопросов: например, насколько далеко ребенок готов уйти от мамы в разном возрасте. Эксперимент проходит за 2 месяца, тестируется большее количество разных детей. Можно сделать выводы, но они будут весьма обобщенными, так как исследователи не знают, что еще повлияло на поведение то или иного ребенка. В то время как в продольном эксперименте исследуется человек на протяжении длительного срока времени, есть возможность наблюдать за развитием конкретного ребенка, данные будут более точными, однако такие исследования дорогие и тяжелые.
Из статьи узнала ещё о двух методах исследования развития детей — поперечном и продольном . Меня удивило поперечное исследование , приведённое в статье , где было определено , как в зависимости от возраста меняется поведение детей. В этом исследовании сравнивали поведение группы детей разного возраста в одной и той же ситуации , а конкретнее , на какое расстояние в зависимости от возраста , ребёнок сможет удалиться от матери . Преимуществом этого исследования является то , что короткое время исследователи смогли охватить более широкий возрастной диапазон детей . При продольном исследовании можно можно определить влияние более ранних событий на последующее поведение . Но чтобы определить устойчивость моделей повеления конкретного человека во времени необходима его многократная оценка. Также я узнала из статьи , что вышеперечисленные методы исследования развития детей имеют много существенных недостатков .
Спасибо за статью! Нового из статьи для себя узнала, что существует в детской психологии две схемы для оценки изменений в процессе развития детей поперечная и продольная. Удивил и одновременно в тоже время впечатлил тот факт, что одним из важных этапов взросления ребенка является оказывается навык расставания со своей мамой. Вот здесь то как раз и можно использовать конструкцию поперечного сечения, чтобы наглядно увидеть как независимость детей зависит от степени развития. Но если брать в долгую то этот способ окажется не точным так как нет информации о возможных детерминантах, о возрастных изменениях, как развивается определенный ребенок. Продольное исследование в свою очередь исследует ребенка с рождения до восемнадцати лет. Здесь не только будет возможно увидеть возрастные различия, но и изменения в развитии. Продольный способ самый важный и нужный с помощью которого можно будет определить влияние ранних событий на последующие поведение. В профессиональном плане буду использовать информацию из статьи на консультациях подростков и их родителей, так же в профессиональном плане информация о том, что зависимое поведение между детством и взрослой жизнью зависит от пола ребенка.
В ходе изучения статьи я узнала о том, что существует два вида исследования развития детей: поперечное или кросс-секционное и продольное или же лонгитюдное. Первое очень условно можно назвать непродолжительным по времени, в отличие от второго. Меня удивил тот факт, что здоровое формирование самостоятельности и независимости ребенка, иными словами его сепарация от матери, начинается не в подростковом возрасте, как я считала ранее, но в самом раннем детстве (кросс-секционный эксперимет с детьми разных возрастов, которые отходили от матери на различное безопасное расстояние). Я познакомилась с таким механизмом психических реакций как влияние событий в раннем детстве человека на все его дальнейшую жизнь, поведение. Любопытным оказалось и то, что девочки склонны проявлять большую устойчивость пассивно-зависимого поведения, в то время как мальчики — большую устойчивость ассертивно-самостоятельного поведения. Данные модели не просто свойственны детям разных полов, но они еще поощряются родителями и социумом. Данная информация может быть полезна при выборе типа экспериментального исследования,т.к. в статье приведены преимущества и ограничения каждого из них. Прочтение данной статьи натолкнуло меня на мысль о том, что не стоит бояться проявления сепарации у ребенка, но, напротив, поощрять и деликатно контролировать этот процесс.
Благодарю за перевод статьи. В ней я узнала что-то новое и освежила уже имеющиеся знания.
Поперечное или кросс-секционное исследование-это когда для исследования выборка составляется из групп разных возрастов и рассматривается проявление изучаемого феномена в зависимости от возраста (чем старше ребёнок, тем дальше от матери он может отойти, что приводит к выводу, что с возрастом ребёнок становится более самостоятельным и независимым от матери). Такой подход занимает не так много времени, но не может исследовать детерминанты изменений феномена.
Продольный или лонгитюдный эксперимент — исследования, проводящиеся с одной и той же выборкой одного возраста и продолжается продолжительное время (исследование Фелса занимало 18 лет). Такой подход подходит, чтобы определить устойчивость моделей поведения конкретного человека во времени, а для этого необходима многократная его оценка. Такое исследование, в отличие от поперечного, позволяет изучить не только изменения поведения с возрастом, но и зафиксировать изменения в развитии.
В сфере продольного подхода в статье рассматривают исследования Фелса и продолжителей этого исследования Кагана и Мосса, которые выделили следующие закономерности зависимости/независимости детей от матери с течением времени. До 3 лет — нет наблюдается связи между поведением детей и взрослых. В 6-10 лет — можно делать предположения о том, как будет вести себя конкретный ребёнок в юности. Также они отметили связь зависимости/независимости с полом. У девочек более устойчиво пассивно-зависимое поведение, в то время как у мальчиков — самостоятельно-ассертивное поведение, проявляющееся в защите своих прав. Это связано с требованиями, предъявляемыми обществом относительно проявления половой общественной роли.
Для профессиональной сферы полезна информация о выводах и закономерностях, выведенных Каганом и Моссом, особенно, если ребёнок ходит к специалисту продолжительное время.
В личном плане выделила для себя, что часто стараюсь соответствовать стереотипам общества о том, как должна выглядеть девушка, вместо того, чтобы выглядеть так, как хочется самой.
Здравствуйте! Благодарю за статью. В этой статье я более подробно узнала о методах поперечного и продольного исследования развития детей. Я увидела особенности поперечного исследования на основе примера исследования зависимости независимого поведения от возраста ребёнка. Смысл подготовки к исследованию состоял в формировании нескольких групп детей разного возраста. Таким образом, результат отражал исследуемую зависимость в определённых возрастах детей. Одним из основных преимуществ данного подхода является то, что наблюдение за одними и теми же детьми дает возможность отметить стабильность поведения. Из недостатков — более высокие затраты и так же некоторые наблюдаемые могут перестать проходить тестирования, учавствовать .
Из статьи я узнал о разных подходах в исследованиях среди детей. А именно о поперечном (группы детей разного возраста в одних условиях) и продольном (одни и те же дети на протяжении длительных периодов) исследованиях. Я подумал о том, что в консультировании мы по факту используем второй тип, только «перемещаемся во времени» вместе с клиентом, не имея возможности длительного наблюдения над ним. Таким образом, психолог-консультант нивелирует недостатки и проблемы, связанные с продольными исследованиями, максимально сжимая временной отрезок и используя актуальные научные инструменты. Также я узнал, что согласно лонгитюдным исследованиям Кагана и Мосса, девочки склонны сохранять пассивное зависимое поведение с возрастом, а мальчики более склонны к самостоятельности и к тому, чтобы защищаться.
В статье я познакомилась с продольным и поперечным исследованием детей. Сложность продольного метода заключается в его трудоёмкости. Было интересно узнать, об эксперименте, который длился «всё детство». Также исследования продолжились и после совершеннолетия исследуемых детей. Я считаю, что такие амбициозные учёные являются создателями той науки, которую я изучаю сейчас. В данном эксперименте участвовали дети, рождённые 100 лет назад. Так как общество за это время изменилось, многие собранные данные уже не применимы к современным детям. Но у нынешних учёных есть возможность сравнить поведенческие особенности прошлого и современного детства. На мой взгляд, это качественный материал для исследования. Что касается того примера, который приведен в качестве поперечного метода, я считаю, что такие исследования должны проводится постоянно. Они менее затратны, а поведение людей динамично и зависит от изменений социума.
Благодарю за статью. Я узнала, что для изучения развития детей используют поперечный и продольный методы исследования. Поперечное или кросс-секционное исследование включает в себя отбор нескольких групп детей разного возраста для наблюдений. Поперечное исследование проводилось для установления зависимости возраста ребенка и расстоянием, на которое он может отойти от матери. Особенностью подхода было то, что собрали данные по широкому возрастному диапазону за очень короткое время — всего за пару месяцев, так как в исследовании принимали участие дети разных возрастов. Продольное исследование наоборот исследует ребенка во время большого промежутка времени. Это помогает зафиксировать возрастные различия, а также изменения в развитии конкретного ребенка. В личном плане эта информация помогает мне еще более внимательно и бережно относиться к моим детям. В профессиональном плане – ценить работу специалистов, которые занимаются вопросами изучения детской психологии, потому что это реально длительная, сложная и кропотливая работа.
Спасибо за статью. Я вновь расширила свою информированность о методологии детский психологии — описаны преимущества и недостатки продольного и поперечного исследований. Кроме того, отражены ограничения указанных исследований, проблематика и возможные варианты разрешения сложностей. В личном плане исследование о развитии независимости детей в раннем возрасте помогло мне увидеть глубоко похороненное чувство вины за то, что я оставляла сына в раннем возрасте с незнакомой ему няней, чтобы выйти на работу, так как я пообещала и не могла подвести руководство факультета. В профессиональном плане я отразила, насколько сложна, многогранна и динамична психика детей при кажущейся внешней неразумности. Также я отразила, насколько грандиозны и масштабны приведённые примеры исследований.
Из статьи я узнала о двух основных схемах (поперечной и продольной), которые используют для изучения развития детей. Для того, чтобы исследование было результативно, психолог должен тщательно продумать свой проект. Какова цель исследования. Какие возрастные группы будут и необходимы для участия. Что будет принято за неизменные условия, что будет определено как переменная величина. Какова должна быть продолжительность исследования. Сколько необходимо участников, чтобы исследование состоялось. Важно также предусмотреть ход эксперимента, какие могут возникнуть незапланированные обстоятельства и что делать в этих случаях. Важно также учитывать преимущества и недостатки каждой схемы, чтобы понимать, какую лучше использовать.
Спасибо за интересную статью. В этой статье я узнала о методах поперечного и продольного исследования развития детей. Меня впечатлило исследование Фельса. Так же заинтересовал то факт, что девочки проявляют большую устойчивость пассивно- зависимого поведения, а мальчики — большую устойчивость самостоятельно-ассертивного поведения. Я всегда думала, что это просто зависит от человека. В профессиональном плане эта статья мне дала знания о двух методах исследований. Мне кажется, что мне ближе метод поперечного исследования. Потому что я не смогла бы так долго заниматься, как это требует продольный метод. В личном плане эта статья полезна для меня тем, что я могу применять данные методы исследований в своей работе. Прочтение статьи натолкнуло меня на мысли, что как хорошо, что я сейчас узнаю так много методов. Для меня это полезно для написания научных работ.
В Результате прочтения данной статьи я ближе познакомилась я методами поперечного и продольного исследования развития детей.В профессиональном плане данная сиатья поможет мне лучше делать выводы по научным иследованиям.В личном плане данная статья отразила во мне такие наблюдения, разность поколения,вель очевидно дети 40х годов и дети 21 века совершенно разные, могу лия полагаться на иследования столь позний лет,если я воспитывалась в совершенно других условиях.Очевидно,что все иследованиях хороши по-своему и они вносят большой вклад.Меня удивило, как с возрастом дети в линейном порядке все дальше могут отдаляться от матери и становится самостоятельнее,что и говорит о том,что о 3 х лет близость матери и ребенка неободима для полноценного развития и так же можно сделать выводы,сели ребенок тревожно переживает расставание взрослея.
Из статьи я подробнее узнал о методах поперечного и продольного исследования развития детей. Узнал про эксперимент поперечного исследования, благодаря которому учёные выяснили как с возрастом увеличивается независимость ребёнка от матери. Узнал о том, что продольный метод позволяет наблюдать поведение конкретного ребёнка в течение длительного периода времени. Это позволяет делать выводы о его развитии, формировании психологических механизмов в динамике. Соответственно достоверности при этом варианте значительно больше. Минусом данного метода является его трудозатратность, а также то, что не все исследуемые доходят до конца эксперимента. Также с течением времени меняются времена, взгляды, что может делать исследование неактуальным. Потому что дети, которые были несколько десятилетий назад отличаются от детей, которые растут в современных условиях. В профессиональном плане информация из статьи помогла мне лучше понять, как формируется та информационная база, на которую опираются результаты исследований.
Продольное и поперечное исследование — как две крайности. В каждом из этих исследований есть свои преимущества, однако каждый имеет и свои существенные недостатки. Возможно ли объединение в некотором смысле этих двух методов? В какой-то степени, наверное, да, но это очень затратно.
В своей работе я могу использовать оба подхода. Наблюдая за учениками одного возраста в одинаковых условиях при определенном контексте или наблюдая за одним учеником на протяжении длительного времени.
Читая статьи об исследованиях, особенно детских, я вижу, сколько сложностей требуется преодолеть, чтобы подтвердить или опровергнуть одну теорию. От этого ценнее для меня становятся те знания, которые уже утвердились.
Из данной статьи я узнал, что для изучения развития детей используют поперечный и продольный методы исследования. Поперечное или кросс-секционное исследование включает в себя отбор нескольких групп детей разного возраста для наблюдений. Одним из важных этапов взросления ребенка является навык расставания со своей матерью. Чтобы продемонстрировать, как независимость детей различается в зависимости от степени развития можно использовать конструкцию поперечного сечения. Эта схема включает в себя отбор нескольких групп детей разного возраста. Расставание с матерью, к сожалению происходит не всегда, и дети, становясь взрослыми, продолжают пребывать в зависимых отношениях. Поведение ребенка в разных условиях, позволяет делать некоторые выводы о его психологических характеристиках.
Благодарю за статью. Я узнала основные схемы, помогающие оценить изменения в процессе развития: поперечную и продольную. Поперечное исследование/кросс-секционное исследование позволяет определить, как в зависимости от возраста меняется поведение, сравнивая группы детей разного возраста в одной и той же ситуации здесь и сейчас, используя широкий возрастной диапазон без необходимости ждать пока они вырастут. Но он не дает информации о возможных причинах вызывающих следствие, т.к. неизвестно как развивается конкретный ребенок.
Продольный исследования позволяют оценить связанные с возрастом или нормативные различия в развитии независимости, влияние раннего опыта на последующее поведение. Хотя оба метода не лишены недостатков, они несут в себе массу преимуществ для исследования развития.
Благодарю за статью ! Из данной статьи я узнала , что одним из важных этапов взросления ребенка является навык расставания со своей матерью. Чтобы продемонстрировать, как независимость детей различается в зависимости от степени развития можно использовать конструкцию поперечного сечения. Эта схема включает в себя отбор нескольких групп детей разного возраста. Также я узнала о продольном исследовании развития детей. Для себя поняла как важно вовремя отлучиться от ребёнка , точнее ребёнка от себя! Также меня заинтересовал то факт, что девочки проявляют большую устойчивость пассивно- зависимого поведения, а мальчики — большую устойчивость самостоятельно-ассертивного поведения. Интересно читать про детскую психологию !
Из статьи я узнала о том, как для изучения детей применяют поперечный и продольный методы исследования.
Поперечное или кросс-секционное исследование включает в себя отбор нескольких групп детей разного возраста для наблюдений. Метод даёт возможность зафиксировать возрастные различия, но собирает лишь факты на данный момент без возможности определить причины.
Продольный (многолетний) или лонгитюдный метод — это многолетнее исследование, в котором в определенный момент времени будут оцениваться одни и те же люди. Позволяет наблюдать поведение конкретного ребёнка в течении длительного периода
Исследователи сталкиваются с множеством трудностей, а именно, значительные затраты времени и других ресурсов, проблема потери субъекта, смена поколений, отсутствие возможности воспользоваться новыми идеями и новыми методами, ведь условия заданы в начале эксперимента. Позволяет отследить изменения в развитии, а так же определить влияние более ранних событий на последующее поведение.
Новый термин: самостоятельно-ассертивное поведение — это про способность отстоять свои права.
Из статьи узнала более подробно о методах исследования , и благодаря приведённому примеру зависимости от возраста ребёнка его поведения, поняла линейность этой зависимости , причём с возрастом удаление движения ребёнка от матери растёт . Эту особенность дал понять поперечный эксперимент, а продольный даёт возможность наблюдать за ребёнком на большем промежутке времени. На мой взгляд интересные и информативные эксперименты, главное , что бы была возможность проводить их длительное время с теме же испытуемыми. Для своей практики эта статья даёт понимание важности возраста ребёнка для возможной корректировки его поведения, то есть чем младше возраст, тем больше возможности изменить патерн его поведения.
В данной статье я познакомилась с двумя основными схемами детской психологии, помогающими оценить изменения в процессе развития: поперечную и продольную. Поперечное исследование/кросс-секционное исследование включает в себя отбор нескольких групп детей разного возраста. В иследовании Рейнголд и Эккерман (1970) интересно было узнать, как в зависимости от возраста меняется независимое поведение детей. Преимущество этого подхода состоит в том, что можно собрать данные по широкому возрастному диапазону за очень короткое время и можно оценить связанные с возрастом или нормативные различия в развитии независимости. Преимущество продольного исследования Фельса заключается в том, что в случае многолетнего исследования в каждый момент времени будут оцениваться одни и те же люди. Это позволяет зафиксировать не только возрастные различия, но и изменения в развитии. Отслеживая детей с течением времени, психолог может определить влияние ранних событий на последующее поведение. Статья напомнила о важном навыке ребёнка- расставанием со своей матерью и об этом навыке можно напоминать взрослым клиентам.
Из данной статьи я узнала о поперечном и продольном исследованиях. В поперечном исследовании изучался навык расставания детей с матерью. За короткий период времени экспериментаторы определили, как в зависимости от возраста меняется независимое поведение, сравнивая поведение групп детей разного возраста в одной и той же ситуации. В продольном исследовании за многолетний период изучалось поведение детей с младенчества до совершеннолетия, их зависимое поведение от матери. Оно меня впечатлило. При разных типах исследований были свои «плюсы» и «минусы». Для меня эта информация была полезна в том, что я узнала новые виды исследования психики детей. В первом исследовании можно получить быстрый результат, но в данном случае картина будет не полной. А во втором исследовании нужно больше ресурсов, а самое главное времени.
Благодарю за статью!
Из этой статьи я узнала о методах продольного и поперечного исследования развития детей.
В каждом из них есть свои минусы и плюсы. Например, в поперечном исследовании можно рассмотреть разных детей разных возрастных групп, поставить их в одни и те же условия и увидеть отличия в поведении детей в зависимости от возраста за очень короткий срок, тогда как в продольном исследовании это приходится делать долгие годы. Но в продольном исследовании плюс заключается в том, что мы можем отследить факторы, которые влияют на это поведение. Мы не можем узнать был ли ребёнок 4 лет, взятый в поперечном исследовании, таким же как другой ребёнок того же исследования в 2 года. Прочтение этой статьи натолкнуло меня на мысль, влияет ли продольное исследование на жизнь испытуемых, ведь экспериментаторы входят в их жизнь на долгие годы.
Прочитав статью, я узнала о поперечном и продольном методах исследования детей. При продольном методе исследуются одни и те же испытуемые на протяжении многих лет. Недостатком является момент, что если исследуемый человек выбывает из эксперимента, то он просто заканчивается. Также актуальность результатов теряется из-за смены поколений, тенденций развития общества. Плюсом этого метода является, то что можно отследить причинно-следственные связи, механизмы поведения людей. Поперечный метод исследования рассматривает группу детей/людей определенного возраста, испытуемые могут меняться, т.е. нет зависимости от конкретного человека. Результат может быть получен достаточно быстро. В работе использовать можно оба метода в зависимости от поставленной цели.
В данной статье я узнала о таких методах исследования как поперечное и продольное.
На примере исследования детей разных возрастов, поперечный метод не эффективен в том, что не отслеживается динамика у одного и того же ребенка на протяжении нескольких лет, так как за небольшой промежуток времени (что влияет на быстроту получения результатов) этот метод используется на нескольких детях разных возрастов, но не отсиживается как то, или иное действие влияет в последующем на ребенка. Продольное же исследование хорошо тем, что можно отследить динамику в поведении одного и того же ребенка на разных этапах взросления, но минусом является затяжной временной период для выявления динамики. Спасибо за статью! В своей деятельности данные методы могут пригодиться мне для достижения необходимого результата.
Благодарю за статью! В данной статье я познакомилась с методами проведения поперечного и продольного исследования развития детей. Каждый из методов имеет как преимущества и недостатки. Например, при проведении поперечного исследования результаты получают быстро по нескольким возрастным группам детей, но при этом такой подход не дает информации о возможных детерминантах наблюдаемых возрастных изменений, поскольку невозможно узнать, какими были эти дети в более раннем возрасте. Также нет никакой информации о том, как развивается конкретный ребенок, и насколько стабильна независимость. При проведении продольного исследования основным минусом является его продолжительность во времени: смена поколений, отсутствие гибкости, невозможность пользоваться новыми методами. Но при этом, продольное исследование обладает значительными плюсами: можно определить влияние более ранних событий на последующее поведение, в каждой возрастной точке наблюдаются одни и те же дети, что дает возможность отметить стабильность поведения для индивидуума.
Эта информация натолкнула меня на мысль, что методика, выбираемая для исследования должна отталкиваться от темы исследования, выборка должна быть репрезентативной. Исследователь должен обладать определенной степенью мудрости и опыта, для грамотного определения метода. Так же в моей работе, например: нужно обладать определенным опытом и навыком при оценке персонала, чтобы понять какие личностные качества сотрудника помогут на короткой дистанции проявить себя, а какие на длинной. В зависимости от цели должности — нужно определенным методом оценивать кандидата, на предмет : подходит он или нет.
В данной статье я познакомилась с методами поперечных и продольных исследований. В статье я узнала чем отличаются эти методы, в чем их сильные и слабые стороны. Меня удивило, что уже в 30е годы психологи исследовали вопрос детского развития. Также интересным я считаю, что данные этих исследований определяют вопрос независимого поведения детей, который зависит от возраста, пола и времени в контексте современности. Также меня удивило, что продольное исследование требует огромного количества времени, что не дает возможности для подтверждения данных. В профессиональном плане данная статья дала мне понять актуальность вопроса в связи со стремительными переменами в жизни людей, как поколения. В личном плане эта информация дала мне возможность взглянуть на свою жизнь как на процесс взросления и отдаления от родителей, когда в 15 лет я одна уехала в город миллионник и начала строить свою жизнь.