Рассмотрим несколько точек зрения. А также мнения критиков на каждую из них.
- Медицинская точка зрения.
Психологи, изучающие отклонения в поведении детей, часто прибегают к помощи медиков. Это важно для понимания физических и психических факторов, которые влияют на поведение. В соответствии с медицинской моделью предполагается, что психологическое расстройство так же, как физическое, находится внутри человека и его можно лечить.
Немалое количество исследователей и клиницистов считают медицинскую точку зрения неполной. Критики сходятся во мнении, что многое из того, что медики преподносят как «психопатология» является лишь жизненными проблемами, с которыми человек по какой-то причине не справляется. Помимо этого, они настаивают, что зачастую общество субъективно признает какое-то поведение странным и оттого нездоровым. Взгляд на «нормальность» зависит от культурных и индивидуальных ценностей. Ведь зачастую люди с психопатологией здоровы с медицинской точки зрения. Существует много критериев, которые различные группы людей используют для определения отклонений. Причем эти критерии могут быть противоположенными и спорить друг с другом. Сторонники данной теории считают, что ненормально считать других людей ненормальными лишь из-за своих стереотипов. Данная точка зрения имеет место быть в научном сообществе, однако она имеет ряд проблем. Все эти споры подчеркивают важность формирования единой системы, на основе которой можно будет вычислить степень отклонения в психическом развитии у ребенка.
- Статистическая модель подсчета уровня нормы.
Сам термин «ненормальность» буквально означает «отклонение от нормы». Таким образом, один из способов определения ненормальности является подсчет пунктов отклонения от так называемой «нормальности». Любое чувство или поведение подгоняют под бальную систему и сравнивают количественные показатели. Эта процедура позволяет рассмотреть насколько то или иное чувство или поведение вписывается в стандарты. Такой метод определения аномалии называется статистической моделью.
Например, Американская ассоциация умственного дефицита (AAMD) использует шкалу Векслера для подсчета уровня интеллекта у детей. Проводится индивидуальная оценка уровня IQ ребенка согласно которой 2 стандартных отклонения и бал ниже 70 принимается за умственную отсталость. С одной стороны, данная модель очень удобна. А с другой, — у критиков возникает вопрос, на который нельзя не обратить внимание. К какой группе стоит отнести детей, чей уровень, наоборот, превышает допустимые значения интеллекта? Относится ли высокий уровень IQ к психопатологии? Вторая проблема статистической модели заключается в том, что уровень IQ не всегда отражает истинное положение вещей. Два ребенка могут иметь одинаковый уровень интеллекта в цифрах. Однако, один из них может самостоятельно одеваться, ходить в магазин и пользоваться телефоном, а второй ничего этого не умеет. Видя такие очевидные различия AAMD добавила в классификатор отдельную графу, которая учитывает степень адаптивности ребенка к внешнему миру.
- Отклонение от идеала. Альтернативная статистическая модель.
Еще одна статистическая модель рассматривает «ненормальность» как отклонение от некого идеала. В данной статистической модели за норму берутся не средние показатели здоровья, а идеал. Основная проблема при этом заключается в определении идеальной здоровой личности. Фрейд, Маслоу и некоторые другие теоретики выдвигали свои идеи на вопрос о том, что такое здоровая личность по их мнению. Но кто может на 100 процентов утверждать, что они правы? И все же, элементы данной концепции видны в западных определениях психопатологии. Например, в западной культуре люди должны усердно работать, любить и быть счастливыми при достижении своих целей. Когда кто-то не соответствует этим культурным критериям, общество начинает беспокоится.
В 1988 году было проведено интересное исследование на данную тематику. Джон Вайс и его коллеги изучили озабоченность взрослых по поводу чрезмерно контролируемого, и наоборот, неконтролируемого поведения у детей в Таиланде и США. Доминантой при выборе стран стали их культурные различия. Дело в том, что учение Тайского буддизма предполагают, что все события в жизни носят исключительно положительный характер, случившееся несчастье неизбежно, а поведение человека никак не отражает стойкость его духа. Американцы очень серьезно относятся к развитию ребенка. Для них посещение курсов, чтение литературы и постоянная трансляция в СМИ тем, касающихся детской психологии, является нормой жизни. В исследовании родителям, учителям и психологам в США и Таиланде было предложено прочитать описание двух детей. Первый ребенок демонстрировал чрезмерно контролируемое поведение. Оно проявлялось в депрессивном состоянии, застенчивости, страхах, беспокойстве и зависимости. Второй ребенок, наоборот, имел явные проблемы с контролем поведения. Он демонстрировал агрессию, жестокость, непослушание и склонность ко лжи. Взрослых попросили оценить каждого ребенка с точки зрения серьезности проблемы. Ученых также интересовала степень озабоченности взрослых при сложившейся ситуации. Тайские родители и учителя гораздо менее обеспокоенно отнеслись к обоим видам поведения, чем их американские коллеги. Они выразили мнение, что ситуация со временем улучшится. Что касается психологов, то уровень озабоченности у представителей обоих стран был примерно одинаковый. Исследование «Насколько серьезны детские проблемы?» было зафиксировано в цифрах.
- Тайские родители 4.4
- Американские родители 5.6
- Тайские учителя 4.2
- Американские учителя 5.7
- Тайские психологи 4.7
- Американские психологи 4.8
По графику видно, что наибольшее беспокойство поставленный вопрос вызвал у американских учителей. Наименьший уровень беспокойства выразили тайские учителя. Психологи за счет работы с проблемными детьми и глубинным пониманием проблемы заняли срединную позицию.
Данное исследование показало, что у различных национальностей существуют свои нормы поведения и отклонения от них.
Коротко резюмируя можно заключить, что невозможно принять единый стандарт о том, что является нормой, а что отклонением от нормы в поведении ребенка. Несмотря на это, существование понятия «социальное суждение о детской психопатологии» существенно облегчает жизнь в постановке диагноза.
Оригинальная статья: E. Mavis Hetherington, Ross D. Parke – The biological bases of behavior. Child Psychology. A contemporary viewpoint. Fourth edition, 1993
Автор перевода: ЗолотухинаМарияСергеевна
Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна
Источник изображения: unsplash.com
Ключевые слова: психопатология развития ребенка, гиперактивность, агрессия у детей, девиантное поведение, норма поведения детей, отклонения в поведении ребенка, воспитание детей, мне кажется мой ребенок аутист, как должен себя вести ребенок
Действительно, понятие нормы, такое неоднозначное. Когда в одной из предыдущих статей увидела фразу «психопатология развития может и должна рассматриваться, как вариант нормы». очень удивилась. Теперь понимаю, что отделить одно от другого в сфере психологии не так легко. В исследовании были задействованы разные государства. Но даже в одной стране, на одной улице могут быть диаметрально противоположные взгляды на ненормальность детского поведения: в одной семье мальчику разрешают плакать, в другой категорически осуждают. Вопрос: что есть норма, а что патология -очень важный , потому что от его решения будут зависеть методы, которые предложат ученые родителям и педагогам по выводу ребенка из социального неприемлемого поведения.