Обучение психологии онлайн
Воронежский Институт Психологии >

Влияние процедуры на ребенка является главным фактором при принятии решения о конкретной исследовательской стратегии. В последние годы наблюдается рост осознания этических проблем, связанных с подобными исследованиями. Различные правительственные наблюдательные советы и профессиональные организации, такие как Американская психологическая ассоциация и Общество исследований детского развития, предложили руководящие принципы для проектов по исследованию детей. Кроме того, все проекты проверяются институциональными наблюдательными советами, которые создаются в колледжах и университетах для обеспечения соблюдения надлежащих этических принципов в исследовательских проектах с участием детей и взрослых, кстати, тоже. Эти рекомендации были разработаны для защиты детей от вредных и опасных процедур.

Ниже представлен билль о правах, иллюстрирующий виды защиты детей- участников исследований. Читая этот список следует помнить, что очень часто дети слишком малы, чтобы в полной мере оценить сложные вопросы, связанные с принятием обоснованных решений. Поэтому в основном решение об их участии в исследовательских проектах принимают родители. Кроме того, такие учреждения, как школы, в которых часто проходят исследования, предоставляют дополнительную защиту участников в виде добавочного соглашения. Это особенно важно, поскольку родители не всегда могут уделять пристальное внимание занятиям в школе или в детском саду, а в некоторых случаях, например, когда дети подвергаются жестокому обращению, родители плохо понимают, как они могут представлять интересы своего ребенка (Thompson, 1990).

БИЛЛЬ О ПРАВАХ ДЕТЕЙ ВО ВРЕМЯ ИССЛЕДОВАНИЙ

  1. Право на полную информацию. Каждый ребенок-участник имеет право на полную и достоверную информацию о целях исследования и применяемых процедурах.
  2. Право на получение информации и добровольное согласие на участие. Каждый ребенок-участник имеет право в устной или письменной форме дать согласие на участие в исследовательском проекте. В случае детей, которые слишком малы, чтобы понять цели и процедуру исследования, а также принять обоснованное решение об участии, следует всегда получать согласие родителей.
  3. Право на добровольное прекращение сотрудничества. Каждый ребенок-участник имеет право в любое время отказаться от дальнейшего участия в любом исследовательском проекте.
  4. Право на полную компенсацию. Каждый ребенок-участник имеет право на полную компенсацию за потраченное время и приложенные усилия в качестве субъекта исследования, даже если он или она отказывается от участия в проекте и не завершает его.
  5. Право на безопасность. Каждый ребенок-участник имеет право ожидать, что он или она не испытает каких-либо неприятных или причиняющих ущерб действий в ходе исследовательской процедуры.
  6. Право на получение результатов. Каждый ребенок имеет право на получение новой информации о результатах исследовательского проекта. За маленьких детей это делают родители. Надо иметь ввиду, что подобная информация в основном принимает форму групповых оценок за задание, а не оценку отдельного участника.
  7. Право на конфиденциальность полученных данных. Каждый ребенок-участник имеет право ожидать, что личная информация, собранная в рамках исследовательского проекта, останется конфиденциальной. Никакая информация об отдельных участниках исследования не будет доступна никаким другим лицам или агентствам.
  8. Право на благотворную терапию. Каждый ребенок-участник имеет право получить эффективную терапию, предоставляемую другим участникам проекта. Если оказывается, что исследуемый поход приносит пользу (например, участие в программе улучшения навыков чтения или математики), то дети в контрольных группах, которые изначально не принимали участие в программе, имеют право на альтернативное полезное обучение через некоторое время.

Источник: Американская Психологическая Ассоциация, 1968 год.

В результате повышения осведомленности о правах детей некоторые виды исследований проводятся реже. Сегодня сократилось число детских психологов, заглядывающих в комнаты ожидания, наблюдающих за односторонними зеркалами или через объектив скрытой камеры. Все реже встречаются лабораторные исследования с обманом, при которых ребенка вводят в заблуждение относительно истинной цели исследования. Многие ученые все чаще соглашаются с мнением, что подобный тип процедуры неприемлем. Конечно, следует подчеркнуть, что большинство работ проведены безопасно и без обмана.

Прежде чем мы закончим обсуждение этических вопросов, следует признать некоторые трудности, с которыми порой приходится сталкиваться ученым. Бывает так, что этический образ действий не ясен. Давайте рассмотрим и самостоятельно рассудим две дилеммы.

Является ли неэтичным изучение долгосрочных последствий недоношенности, если не сообщать родителям, что их семья была выбрана, только потому что ребенок родился раньше срока? Станут ли они более беспокойны если будут знать, что его развитие может отличаться от развития здорового младенца? Что даст наиболее положительный результат: обман или полное раскрытие целей?

Давайте посмотрим на другое исследование. Для изучения настойчивости перед лицом неудачи детям давали очень трудную задачу, с которой они гарантированно не могли справиться. Затем, чтобы устранить негативные последствия полученного опыта, группа получала легкое задание, с которым каждый участник мог быстро справиться. Поскольку неуспех — обычное явление в школе, было ли справедливо его использование в данном случае? Оправдывает ли этот эксперимент долгосрочную цель исследования — научить детей продолжать работу  даже после неудачного опыта.

Рассмотрим еще одну ситуацию. Вы наблюдатель в детском саду и вас интересует развитие агрессии и других форм асоциального поведения у детей раннего возраста. Когда учителя нет в комнате, ребенок достает из чулана дорогой игрушечный грузовик и кладет его в свою сумку. Вы оцениваете это и сообщаете учителю или просто оцениваете как антиобщественное поведение и забываете об этом?

Наконец, как насчет случая, который мы обсуждали ранее, когда младенца лечили от рвоты с помощью электрошока? Как вы думаете, было ли это оправдано?

В конечном счете, руководящим принципом обычно является соотношение затрат и выгод. Оправдана ли трата времени и усилий ребенка увеличением информированности ученых о психике и стадиях развития детей в результате исследовательского проекта? Исследования — это инструмент для расширения наших знаний о детях, и мы надеемся, что благодаря им дети в долгосрочной перспективе получат пользу. Этика исследований в области детской психологии является предметом постоянных дискуссий, и последнее слово еще не сказано.

На этом мы завершаем изучать методы исследования детской психологии и переходим к рассмотрению различных психологических теорий.

 

Оригинальная статья: E. Mavis Hetherington, Ross D. Parke – The biological bases of behavior. Child Psychology. A contemporary viewpoint. Fourth edition, 1993
Автор перевода: Золотухина Мария Сергеевна
Редактор: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна
Ключевые слова: детская психология, детская научная психология, многолетние исследования, этичность психологических исследований, этика в экспериментальной психологии, американские научные исследования, методы изучения детского развития.

Источник фото: freepic.com

63970cookie-checkДетская Психология: Этическая сторона психологических исследований