Влияние процедуры на ребенка является главным фактором при принятии решения о конкретной исследовательской стратегии. В последние годы наблюдается рост осознания этических проблем, связанных с подобными исследованиями. Различные правительственные наблюдательные советы и профессиональные организации, такие как Американская психологическая ассоциация и Общество исследований детского развития, предложили руководящие принципы для проектов по исследованию детей. Кроме того, все проекты проверяются институциональными наблюдательными советами, которые создаются в колледжах и университетах для обеспечения соблюдения надлежащих этических принципов в исследовательских проектах с участием детей и взрослых, кстати, тоже. Эти рекомендации были разработаны для защиты детей от вредных и опасных процедур.
Ниже представлен билль о правах, иллюстрирующий виды защиты детей- участников исследований. Читая этот список следует помнить, что очень часто дети слишком малы, чтобы в полной мере оценить сложные вопросы, связанные с принятием обоснованных решений. Поэтому в основном решение об их участии в исследовательских проектах принимают родители. Кроме того, такие учреждения, как школы, в которых часто проходят исследования, предоставляют дополнительную защиту участников в виде добавочного соглашения. Это особенно важно, поскольку родители не всегда могут уделять пристальное внимание занятиям в школе или в детском саду, а в некоторых случаях, например, когда дети подвергаются жестокому обращению, родители плохо понимают, как они могут представлять интересы своего ребенка (Thompson, 1990).
БИЛЛЬ О ПРАВАХ ДЕТЕЙ ВО ВРЕМЯ ИССЛЕДОВАНИЙ
- Право на полную информацию. Каждый ребенок-участник имеет право на полную и достоверную информацию о целях исследования и применяемых процедурах.
- Право на получение информации и добровольное согласие на участие. Каждый ребенок-участник имеет право в устной или письменной форме дать согласие на участие в исследовательском проекте. В случае детей, которые слишком малы, чтобы понять цели и процедуру исследования, а также принять обоснованное решение об участии, следует всегда получать согласие родителей.
- Право на добровольное прекращение сотрудничества. Каждый ребенок-участник имеет право в любое время отказаться от дальнейшего участия в любом исследовательском проекте.
- Право на полную компенсацию. Каждый ребенок-участник имеет право на полную компенсацию за потраченное время и приложенные усилия в качестве субъекта исследования, даже если он или она отказывается от участия в проекте и не завершает его.
- Право на безопасность. Каждый ребенок-участник имеет право ожидать, что он или она не испытает каких-либо неприятных или причиняющих ущерб действий в ходе исследовательской процедуры.
- Право на получение результатов. Каждый ребенок имеет право на получение новой информации о результатах исследовательского проекта. За маленьких детей это делают родители. Надо иметь ввиду, что подобная информация в основном принимает форму групповых оценок за задание, а не оценку отдельного участника.
- Право на конфиденциальность полученных данных. Каждый ребенок-участник имеет право ожидать, что личная информация, собранная в рамках исследовательского проекта, останется конфиденциальной. Никакая информация об отдельных участниках исследования не будет доступна никаким другим лицам или агентствам.
- Право на благотворную терапию. Каждый ребенок-участник имеет право получить эффективную терапию, предоставляемую другим участникам проекта. Если оказывается, что исследуемый поход приносит пользу (например, участие в программе улучшения навыков чтения или математики), то дети в контрольных группах, которые изначально не принимали участие в программе, имеют право на альтернативное полезное обучение через некоторое время.
Источник: Американская Психологическая Ассоциация, 1968 год.
В результате повышения осведомленности о правах детей некоторые виды исследований проводятся реже. Сегодня сократилось число детских психологов, заглядывающих в комнаты ожидания, наблюдающих за односторонними зеркалами или через объектив скрытой камеры. Все реже встречаются лабораторные исследования с обманом, при которых ребенка вводят в заблуждение относительно истинной цели исследования. Многие ученые все чаще соглашаются с мнением, что подобный тип процедуры неприемлем. Конечно, следует подчеркнуть, что большинство работ проведены безопасно и без обмана.
Прежде чем мы закончим обсуждение этических вопросов, следует признать некоторые трудности, с которыми порой приходится сталкиваться ученым. Бывает так, что этический образ действий не ясен. Давайте рассмотрим и самостоятельно рассудим две дилеммы.
Является ли неэтичным изучение долгосрочных последствий недоношенности, если не сообщать родителям, что их семья была выбрана, только потому что ребенок родился раньше срока? Станут ли они более беспокойны если будут знать, что его развитие может отличаться от развития здорового младенца? Что даст наиболее положительный результат: обман или полное раскрытие целей?
Давайте посмотрим на другое исследование. Для изучения настойчивости перед лицом неудачи детям давали очень трудную задачу, с которой они гарантированно не могли справиться. Затем, чтобы устранить негативные последствия полученного опыта, группа получала легкое задание, с которым каждый участник мог быстро справиться. Поскольку неуспех — обычное явление в школе, было ли справедливо его использование в данном случае? Оправдывает ли этот эксперимент долгосрочную цель исследования — научить детей продолжать работу даже после неудачного опыта.
Рассмотрим еще одну ситуацию. Вы наблюдатель в детском саду и вас интересует развитие агрессии и других форм асоциального поведения у детей раннего возраста. Когда учителя нет в комнате, ребенок достает из чулана дорогой игрушечный грузовик и кладет его в свою сумку. Вы оцениваете это и сообщаете учителю или просто оцениваете как антиобщественное поведение и забываете об этом?
Наконец, как насчет случая, который мы обсуждали ранее, когда младенца лечили от рвоты с помощью электрошока? Как вы думаете, было ли это оправдано?
В конечном счете, руководящим принципом обычно является соотношение затрат и выгод. Оправдана ли трата времени и усилий ребенка увеличением информированности ученых о психике и стадиях развития детей в результате исследовательского проекта? Исследования — это инструмент для расширения наших знаний о детях, и мы надеемся, что благодаря им дети в долгосрочной перспективе получат пользу. Этика исследований в области детской психологии является предметом постоянных дискуссий, и последнее слово еще не сказано.
На этом мы завершаем изучать методы исследования детской психологии и переходим к рассмотрению различных психологических теорий.
Оригинальная статья: E. Mavis Hetherington, Ross D. Parke – The biological bases of behavior. Child Psychology. A contemporary viewpoint. Fourth edition, 1993
Автор перевода: Золотухина Мария Сергеевна
Редактор: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна
Ключевые слова: детская психология, детская научная психология, многолетние исследования, этичность психологических исследований, этика в экспериментальной психологии, американские научные исследования, методы изучения детского развития.
Источник фото: freepic.com
После прочтения статьи у меня сложилось двоякое мнение об этической стороне психологических процессов. С одной стороны, ребенок и родители должны знать цели проведение исследования, в котором участвуй их чадо. С другой стороны, есть исследование где полная информация об истинных целей может привести к получению искаженных результатов. Если бы ко мне обратились с просьбой участие моего ребенка в исследовании, и сказали, что истинную цель эксперимента ребенок знать не должен, я бы отнесся к этому спокойно и с пониманием. Мне бы было самому интересно наблюдать за происходящим процессом. При этом я должен знать, что это за эксперимент, какова его цель, к каким последствиям это может привести. То есть для меня важно знать, как родителю всю полную информацию. А ребенку это информация я думаю особо не к чему. Здесь, наверное, в большей степени вопрос стоит об осведомлённости родителей с точки зрения морали и государственных законов.
В статье поднят вопрос об этических нормах, связанных с влиянием процедур исследования на детей. Наблюдательные советы разработали рекомендации для защиты, от процедур, которые могут быть вредными и опасными. Создан билль, в котором перечислены виды защиты участников исследования. Он составлен с оглядкой на то, что решение об участии детей принимают родители, а за ходом и исполнением чаще всего следят в детских садах и школах т.к. исследования проходят именно там. В билле говорится о том, что каждый ребенок-участник имеет право:
1. Получать полную и достоверную информацию о том, как будет проходить исследование и зачем.
2. Участие в исследованиях добровольное и требует согласия ребенка или родителей.
3. Возможность в любое время прекратить участие в проекте.
4. Компенсацию за потраченное время и усилия
5. Право ожидать, что в ходе исследований не будет действий, причиняющих ущерб
6. Получать актуальную информацию о ходе исследования
7. Быть уверенным, что собранная информация не разглашается и е попадет к третьим лицам
8. Каждый участник имеет право получать полезное обучение, если выяснилось, что конкретный проект приносит пользу.
В спорных этических вопросах на мой взгляд нужно помнить, что этические принципы формируются постепенно, в процессе рефлексии, практики и понимания своей идентичности. Сделает ли лучше участникам вся эта доступность и открытость информации? Нужно ли им это, понимают ли они? Вопросы остаются открытыми.
Благодарю за статью!
Эта статья вызвала во мне противоречия. С одной стороны я считаю, что необходимо заботиться о правах ребёнка. Меня удивил представленный билль, о существовании которого я не знала. Большее удивление во мне вызвал пункт о компенсации, так как раньше я думала, что участие в исследованиях несёт волонтерский характер. И с одной стороны для меня кажется очевидным то, что использование этих биллей просто необходимо. С другой стороны, я понимаю, что некоторая информация может повлиять на ход исследования или как-то задеть чувства ребёнка. Мне как родителю хочется верить, что мой ребёнок самый умный и самый лучший, однако я понимаю, что идеальных людей не бывает. В общем и целом, эта статья поставила передо мной философский вопрос. А так как я далеко не философ, ответить на него пока что не смогу.
Спасибо за статью. Было интересно узнать, что появилась такая практика как соблюдения надлежащих этических принципов в исследовательских проектах с участием детей и взрослых и, что существует защита детей от вредных и опасных процедур. Мир не стоит на месте и актуальные исследования необходимы, по этому очень важно чтобы по мимо детей в проектах активное участие принимали родители. Ребёнок не всегда понимает, что над ним проводят эксперименты и тут я согласна родитель должен владеть полной информацией, что, когда и каким образом будет происходить и дать своё согласие на участие или отказаться. Хорошо, что в школах на любые исследования у родителей берут согласие. У родителей не всегда есть время всё отслеживать, тем более в данном учреждении ребёнок проводит много времени. Но до школы ребёнок посещает детский сад, где получает свой первый опыт в общении со сверстниками и проявляет себя и не всегда этот опыт положительный. В любом случае, я считаю детей нужно изучать с раннего возраста и возможно полученные знания помогут предотвратить развитие агрессии асоциального поведения у детей. А так же полученные знания могут принести пользу будущему поколению, а тут как говориться: «Все средства хороши».
Спасибо за статью!
Безусловно этническая сторона вопроса в изучении детской психики важна, впрочем, как и в любом исследовании, которое касается личности человека.
Несколько сотен лет назад было запрещено проводить вскрытие человека после его смерти. Но в результате этой процедуры учёные узнали строение тела и внутренних органов человека, что в свою очередь научило лечить многие заболевания, делать операции и спасать жизнь людей.
Психика — это наше субъективное отражение объективного мира. Воспринимая одну и ту же ситуацию, люди разного уровня образования и воспитания по-разному к ней относятся. Изучая психические проявления, мы можем установить причину, которая их вызвала. Поняв закономерность и стадии развития психики, проанализировав психические явления в прошлом, настоящем и будущем, психологи могут помогать человеку регулировать свое поведение, жить более осознанно и качественно улучшить свою жизнь. Поэтому если есть согласие ребёнка, его родителей или официальных опекуров на проведение эксперимента, то почему нет. В этом случае этика не нарушена.
Считаю, что изучении развития недоношенного ребёнка в тайне от семьи, неэтичным. Но результат исследования в этом случае будет наиболее положительным, так как не будет излишнего контроля и беспокойства родителей о результате эксперимента и попыток влиять на поведение ребёнка.
Изучение настойчивости путем чередования сложного и лёгкого задания, на мой взгляд не приведёт к объективному результату, поскольку неуспех обычное дело в школе. Я считаю настойчивость в достижении цели зависит от мотивации и целей человека, будь то взрослый или ребёнок.
Ребёнок в детском саду взял без спроса дорогую игрушку и положил в свою сумку. Если бы взрослый человек взял предмет, ему не принадлежащий, его обвинили бы в воровстве. Так чем отличается поступок ребёнка. Я считаю, что учитель должен узнать о таком поступке. Детям нужно объяснять что плохо, а что хорошо, и какие последствия могут быть у их поступков.
И с родителями этого ребёнка тоже нужно побеседовать, чтобы разобраться в ситуации, от куда у ребёнка появилось желание взять чужое.
Лечения срыгивания младенца электрошоком проводилось в 1969 году и возможно в то время это было единственной возможностью спасти малыша. В наше время, конечно же, такой метод лечения вызывает шок и отвержение.
Считаю, что исследования в области детской психологии оправданы, так как позволяют больше узнать о детях, тем самым позволяя принести им больше пользы в будущем.
В данной статье познакомился с тем, какие у ребёнка есть права для его безопасности тогда, когда проводят различные исследования по отношению к нему. Удивило то, что чем больше детей осведомлять об их правах, тем меньше проводят исследования. И вообще как лучше: говорить как есть или всё же скрывать от людей моменты исследований? В профессиональной сфере обращаю внимание на то, что некоторым зависимым правду-матку говорить не стоит, т.к. их мозг может быть не готов к восприятию реальности. Оставляю человека, даю время. Потом через некоторое время возвращаюсь и наблюдаю: готов ли человек к обратной связи. Или бывает так, что человек всё понимает, но играет в дурачка, тогда спустя время я его знакомлю с реальностью, пусть даже это будет неэтично, как мне говорят зависимые. Проходит время и сами приходят и говорят, что надо было раньше сказать. Раньше могло бы навредить,-отвечаю я.
Спасибо за статью.
Из нового я узнала о том что создан билль о правах детей во время исследований. Меня удивило, что в последние годы наблюдается рост осознания этических проблем, связанных с подобными исследованиями. Всегда думала, что подобные исследования проводятся и развиваются исключительно на желании родителей и ребенка. Также что школы, в которых часто проходят исследования, предоставляют дополнительную защиту участников в виде добавочного соглашения. Я познакомилась с таким психологическим понятием как «билль». Дает право на полную информацию, добровольное согласие на участие, а так же добровольное прекращение сотрудничества , право на безопасность и компенсацию, право на получение результатов, право на конфиденциальность полученных данных и право на благотворительную терапию. В профессиональном плане я отразила, что представляют подобные исследования, то есть какие права у детей во время исследования и какие этические проблемы подняты. В личном плане данная информация была для меня полезна как будущему родителю, такие исследования важны, но главное чтобы соблюдались этические стороны обоих сторон. Статья натолкнула меня на идею, что детей нужно изучать с раннего возраста для того чтобы можно было опираться на полученный опыт, который принесет пользу для развития детей.
Статья познакомила меня с биллем о правах детей во время исследований. В нём говориться, что ребёнок, участвуя в исследованиях имеет следующие права: 1. Право на полную информацию 2. Право на получение информации и добровольное согласие на участие 3. Право на добровольное прекращение сотрудничества 4. Право на полную компенсацию 5. Право на безопасность 6. Право на получение результатов 7. Право на конфиденциальность полученных данных 8. Право на благотворную терапию.
Данный свод правил создан для того, чтобы оградить детей от возможных негативных последствий участия в различных исследованиях. Однако мир не идеален, развитие науки во все времена тормозилось вопросами этики и морали. И некоторые пункты билля могут поставить под сомнения результаты исследований или саму возможность их проведения. Все люди и психологи в частности в своей повседневной деятельности постоянно находятся в каких-либо «экспериментах» и часто не осознают это. Взять к примеру громкую ритмичную музыку в кафе, которая мешает спокойно разговаривать, заставляет быстро есть и освобождать место для следующих клиентов. Честно это или нет? Мы принимаем это как данность, многие об этом даже не задумываются. Поэтому если в моей профессиональной деятельности мне придётся проводить какие-либо исследования, то я буду принимать решения исходя из понятия целесообразности (как врач, который каждый раз оценивает лекарство на предмет соотношения «польза-вред»). Психологи редко посвящают клиента в механизмы тех приёмов, которые она применяют. Клиенту этого не нужно, ему нужен результат: «Необязательно знать формулы воды, чтобы пить». Спасибо за статью.
Из статьи я узнала о видах защиты детей при проведении психологических исследований. Интересными для меня оказались такие пункты билля о правах, как — Право на полную компенсацию и Право на благотворную терапию. Не знаю, могу ли я согласиться с пунктом — Право на добровольное прекращение сотрудничества. У меня возникает вопрос, а как же дойти до конца? А как же обучение ребенка держать слово? Возможность бросить какое-либо занятие в любое время не учит детей организованности, дисциплинированности и ответственности. Но опять же, это сугубо лично мое мнение.
В личном плане мне откликнулся пример с заведомо сложной задачей и легкой задачей для детей в школе. Мой ребёнок любит собирать пазлы. У нее есть картинки разной сложности, состоящие из 9, 15, 20 и 24 деталей. Так сложилось, что сначала я всегда предлагаю ей самую сложную, собрать которую редко получается без моей помощи. Почти всегда она, попробовав некоторое время пособирать его, откладывает это занятие. После она берет пазл легче, собирает его и я снова предлагаю ей сложный. Со второго раза энтузиазм у моего ребенка возрастает и она, пыхтя и стараясь, собирает его. Прочитав статью, теперь я знаю, что все делаю правильно, что мои «эксперименты» учат моего ребенка продолжать работу даже после неудачного опыта.
Благодарю за статью. Я узнала, что существуют руководящие принципы для проектов по детским исследованиям, которые были разработаны для защиты детей, и считаю это необходимым и правильным.
Я убеждена, что согласие от родителей и/или самого ребёнка на участие в исследовании и добровольное прекращение этого участия — это первоочерёдные принципы. Я не представляю себе качественного анализа результатов эксперимента ценой принуждения к содействию.
Ещё немаловажный пункт — это конфиденциальность данных. По моему мнению любой эксперимент и его результаты касаются исключительно задействованных лиц, их родителей, и не могут придаваться общей огласке.
Радует факт, что сократилось количество психологов, заглядывающих в комнаты ожидания, наблюдающих за односторонними зеркалами или через объектив скрытой камеры. Я считаю, что ребёнок чувствует «слежку» в любом случае, и это будет сказываться на его психическом и эмоциональном состоянии.
Невозможно не брать во внимание этическую сторону психических исследований. Приведённый в статье билль о правах детей во время исследований направлен на защиту их интересов и здоровья.
Я считаю, что родители имеют не только право, но и обязанность знать о процедуре и целях исследования, в которых участвуют их дети. Детей раннего возраста нет смысла посвещать во всё подробности процесса исследования.
Несмотря на то, что некоторые права из списка являются естественными и соотносятся с общепринятыми моральными нормами, по-моему их нарушение во время исследования вполне возможно.
К примеру, я встречала в некоторых социальных исследованиях манипуляции, направленные на недопущение предварительного выхода участника из исследования.
Также случай лечения электрошоком рвоты у маленького ребёнка не обеспечивает его безопасности, так как в ходе исследования ребёнок испытывал явно неприятные ощущения.
Особенно я обратила внимание на право получения благотворной терапии для участников из контрольной группы. Такие последствия исследований могут только радовать.
Также я увидела в настоящее время положительную тенденцию обращать большее внимание этической стороне психологических исследований по сравнению с прошлым периодом.
И главное в выборе методов и инструментов исследования, степени соответствия правилам является соотношение между пользой и вредом. Этот параметр можно использовать и в профессиональной деятельности, и в личной жизни.
Информированность ученых о психологическом развитии детей имеет значение для их дальнейшего благополучия и успешности. Надеюсь, что разработанный билль позволит избежать возникновения этических проблем во время исследований.
Спасибо за статью. Я полностью согласна с тем, что законодательно необходимо защитить детей во время исследований. Иногда мне встречаются ужасающие случаи в истории психологии, нарушающие все границы морали и этики. Например, воспитание мальчика как девочки, эксперименты Лендиса, Стенфордский тюремный эксперимент, эксперимент Венделла Джонсона и Мери Тюдор над детьми-сиротами… Действительно, сложно определить необходимые рамки дозволенного и описать их законодательно. И я полностью поддерживаю те, что описаны в данной статье. Как мама двоих детей, я бы, скорее всего, тщательно проверила все условия исследования, прежде чем доверить своего ребенка для проведения подобных работ. Как специалист, я бы в первую очередь обратила внимание на морально-этическую сторону исследования.
Спасибо за статью!
Она познакомила меня с этической стороной исследований.
В ней я узнала основные положения билля о правах детей во время исследований. И основная мысль его в том, что дети имеют право на правду, защиту и развитие.
Так-же в статье рассмотрены примеры, которые показывают спорность некоторых этических моментов, связанных с наблюдениями и исследованиями.
Этика исследований в области детской психологии является предметом постоянных дискуссий.
Я раньше сталкивалась с такими задачами, когда изучала школьную конфликтологию в рамках моего обучения на педагога. И некоторые вопросы для меня до сих пор остаются без ответа.
Принимая во внимание то, что в конечном счете, руководящим принципом обычно является соотношение затрат и выгод. Оправдана ли трата времени и усилий ребенка увеличением информированности ученых о психике и стадиях развития детей в результате исследовательского проекта? Исследования — это инструмент для расширения наших знаний о детях, и ученые надеятся, что благодаря им дети в долгосрочной перспективе получат пользу.
Спасибо, за статью. В результате прочтения я узнала об этической стороне психологических исследований. Меня впечатлило исследование случая, когда младенца лечили от рвоты электрошоком. Я познакомилась с понятием исследования. Это инструмент для расширения наших знаний о детях. И благодаря им дети в долгосрочной перспективе получат пользу. В профессиональном плане эта информация дает мне понимание того, что руководящим принципом исследования является соотношение затрат и выгод. Оправдана ли трата времени и усилий ребенка увеличением информированности ученых о психике и стадиях развития детей в результате исследовательского проекта. В личностном плане прочтение стать дает мне понимание того, что решение об участии ребенка в исследовательских проектах принимают родители. Такие учреждения, как школы, в которых часто проходят исследования, предоставляют дополнительную защиту участников в виде добавочного соглашения. Прочтение статьи натолкнуло меня на идею о создании проверяющих институциональных наблюдательных советов, которые создаются в колледжах и университетах для обеспечения соблюдения надлежащих этических принципов в исследовательских проектах с участием детей. С целью защиты детей от вредных и опасных процедур.
Спасибо за статью, очень радует, что не обходят стороной этические проблемы, которые могут за собой повлечь некоторые виды исследований. Приятно узнать, что всё проекты по исследованию детей проверяются институциональными наблюдательными советами, ведь дети это самый незащищённый слой населения, а родители не всегда могут удивлять пристальное внимание занятиям в детских садах и школах.
Благодаря статье познакомилась с Билли о правах, иллюстрирующих виды защиты детей-участников исследований. Но как в любом вопросе всегда могут возникнуть противоречия(например случай с младенцем, чью жизнь спасли с помощью электрошокера). И тут, безусловно, руководящим принципом является соотношение пользы и ущерба в результате конкретного исследования.
Благодарю за статью! Статья затрагивает очень противоречивый вопрос: о степени этичности психологических исследований детей. В 1968 году Американская Психологическая Ассоциация опубликовала «Билль о правах детей во время исследований» , в котором по пунктам определены права, которыми обладают дети во время участия в любом из исследований. Но при этом в статье затрагивается интересный и противоречивый момент: стоит ли информировать полностью участников о причине выбора их участниками и целях исследования, ведь это может напрямую повлиять на результаты исследований. В статье приводится следующий пример: является ли неэтичным изучение долгосрочных последствий недоношенности, если не сообщать родителям, что их семья была выбрана, только потому что ребенок родился раньше срока? Станут ли они более беспокойны если будут знать, что его развитие может отличаться от развития здорового младенца? Что даст наиболее положительный результат: обман или полное раскрытие целей?
Вывод из этой статьи, что этические вопросы создают трудности ученым при проведении исследований, но не могут быть проигнорированы.
Эта статья натолкнула меня на размышления о том, что принцип целесообразности, принцип уместности, принцип разумности применимы ко всем нашим делам и поступкам, как в жизни, так и в работе. Как ученые, так и любые специалисты, работающие с детьми и их родителями должны придерживаться этических норм настолько насколько это возможно.
Спасибо за статью. Каждый раз читая статью, в которой приведены результаты исследования или описан сам процесс у меня возникал вопрос: «А какого детям, участвующим в исследовании? Как это повлияло на их жизнь и психологическое здоровье?» Рада была прочитать, что за последнее время сократилось количество несанкционированных исследований, которые не отвечают установленным требованиям. И что такие требования в принципе существуют. Но с другой стороны, зная о целях и деталям эксперимента любой человек, в том числе ребенок, будет корректировать свое поведение и результаты не будут точными. В статье затронут важный вопрос, который требует подробного рассмотрения.
Прочитав данную статью, я задумалась, что никогда не задавалась вопросом об этической стороне психологических исследований в которых участвуют дети. Данная статья открыла для меня билль о правах детей во время исследований. После каждого метода исследований были представлены вопросы на которые я решила ответить и некоторые из них меня заставили задуматься, а на некоторые я затруднилась ответить, иными словами, я задалась вопросом, если бы мой ребёнок участвовал в данных исследованиях, тогда как бы звучал мой ответ? т.е. я ставила себя в позицию родителей чей ребёнок участвовал в исследовании. Несомненно, я считаю, что исследования помогают открыть и понять новые стороны психики детей, чтобы мы родители могли быть ближе к ребёнку т.е. воспитывать не травмируя его психику по-своему не знанию и не умению (отношу в свою сторону).
В результате изучения статьи я познакомилась с этическими проблемами, возникающими при проведения исследований детской психологии. Перед учеными встает вопрос: насколько оправданы действия, проводимые с испытуемыми в конкретном исследовании? Насколько соотношение затрат, возможное нарушение этических норм (например введение в заблуждение детей касаемо целей исследования) целесообразно относительно полученных результатов? Именно поэтому по моему мнению дети должны иметь право быть проинформированы о целях и методах проведения исследования, а в случае, если дети в силу возраста не могут в полной мере осознавать и оценить свои риски, исследование должно проводиться при согласии на это родителей испытуемых.
Прочитав статью, я познакомилась с этической стороной детских психологических исследований. Узнала, что есть билль, закрепляющий права детей, участников исследований. Если дети слишком малы, то за них принимают решение об участии в экспериментах их родители. И дети и родители, должны знать свои права. Тема этической стороны достаточно неоднозначна, так как с одной стороны исследования приносят информацию, полезную для детской психологии, но с другой стороны, могут негативно сказываться на исследуемых детях. Но если никого не исследовать, то как тогда получить данные о развитии детей? Думаю, что исследования детской психологии, это тот случай, когда польза превышает вред. Главное здесь очень аккуратно подходить к каждому участнику, учитывать все особенности детей и родителей.
Спасибо за статью. Интересный материал, затрагивающий этическую проблематику исследований детской психологии. Помимо чисто технической части, когда вопрос стоит об организации и продумывании специфики эксперимента, действительно всё кажется относительно простым и понятным. Есть риски, есть достоверность данных, однако сама структура и цели исследования понятны. Любопытно, что в процессе реализации проведения таких процедур может возникать этический вопрос. Как данная ситуация повлияет на ребенка? Может ли она повлиять на него негативно? Если родители узнают более подробно о проблематике исследования, начнут ли они иначе взаимодействовать с испытуемым? Интересные вопросы…
Спасибо за статью. Этика исследований в области детской психологии является предметом постоянных дискуссий, здесь безусловно, есть «за» и «против». Как и любой инструмент, исследования могут быть кому-то полезны, а кому-то лично нанести вред. Как и кухонный нож — с его помощью можно приготовить вкусный обед, а можно и убить собутыльника, но разве дело в ноже, а не в ситуации? Лично я всегда за любые исследования и тестирования, считаю, что это помогает получить новые знания о людях, их поведении, их взаимодействии. Но у меня в том числе был и неприятный опыт: как-то классе в 7-8 к нам пришел школьный психолог и провел анонимный тест на выявление лидеров и аутсайдеров в классе. Затем результаты этого анонимного теста были отданы нам же (школьникам) для подсчета баллов. Естественно, мы и без подписей знали все почерки в классе и нам было очевидно кто и что ответил. Многие одноклассники в итоге переругались и был очень неприятный осадок. Это к вопросу о конфиденциальности исследований. За этим точно надо следить.
В данной статье рассказывается об этических исследованиях. Я познакомилась с правами детей во время исследования, и для себя сделала определенный вывод о том, что не все можно и не все нужно рассказывать детям. Считаю, что в зависимости от возраста ребенок не всегда поймет то, что ему говорят и что от него хотят. Исследования о которых писали ранее, показывают, что билль о правах детей все же нарушался, но сделано это было во благо. Так например, из того же исследования про ребенка которого лечили электрошоком от рвоты, на сколько я помню он был совсем младенцем, а родители от непонимания что ребенку могут помочь могли бы и вовсе отказаться от такой процедуры. Вывод — что не всегда нужно спрашивать разрешения для того чтобы помочь. Но с другой стороны, почему разрешения нужно спрашивать у ребенка, а не у родителей? На сколько я понимаю, что родители несут ответственность за своего ребенка до 14 лет, т.е. до получения паспорта, а то и до совершеннолетия. Поэтому, билль о правах детей во время исследований дает право только на то чтобы ребенку не причинили вред, то есть действует как некий закон о правах детей. В противном случае, если кто то будет проводить исследования он не будет спрашивать разрешения чтобы просто по наблюдать со стороны — думаю что это будет выглядеть абсурдно.
Благодарю за перевод данной статьи, в ней я познакомилась с этической стороной различных исследований проводимых в области изучения детской психологии. Новым для меня стала информация, что при исследовании родители и дети получают билль, в котором содержатся все их основные права. Говоря о том насколько это этично проводить различные эксперименты над детьми мы попадаем в очень неоднозначную дискуссию, где вероятно не сможем найти единого верного мнения. С одной стороны, ребенок не способен осознать, что над ним проводится исследование и порой применяемые методы могут оказать губительное влияние на психику ребенка. С другой стороны, очень важно узнавать различные аспекты и нюансы детской психики, но часто это невозможно без проведения исследования на реальном ребенке.
Благодарю за статью! Благодаря статье я задумался о морали как внешнего регулятора социальной жизни, представленного в виде норм и правил поведения, которые предъявляются индивиду от имени социума, и нравственности как области свободных ответственных поступков личности, совершаемых в соответствии с моральными нормами проведения психологичечких исследований над детьми. Я считаю, что психологическое исследование как и мораль регламентирует поведение индивида, устанавливает границы, за которые выходить нельзя, предостерегает от наиболее опасного в поведении. Поэтому я считаю без морали, которая в большей мере согласуется с понятием закона и права не могут проводиться психологические исследования над детьми. Статья стала полезной с точки зрения профессиональной деятельности, так как задумавшись о нравственности при консультациях как более детальной и тонкой регуляции поведения как своего, так и область свободных ответственных поступков клиента. А также задумался благодаря статье о том, что требования этической стороны психологических исследований распространяется на любой момент поведения и на любую жизненную ситуацию. Благодарю за статью!
Этический вопрос, я думаю, остаётся самым сложным во всех сферах жизни человека. Что касается биля о правах детей во время исследований, то к первому пункту «Право на полную информацию» у меня двоякое отношение. С одной стороны я считаю, что ребёнок имеет право знать о процедурах, проводимых в рамках исследования. С другой — обладание полной информацией о целях исследования, возможно позволит ему подстраиваться под ситуацию, притворяться или играть роль, т.е. искажать результаты. И это делает исследование бессмысленным. Пункты: п.2.»Право на получение информации и добровольное согласие на участие», п.3.»Право на добровольное прекращение сотрудничества» — дают возможность свободы выбора. А вот п.4.»Право на полную компенсацию», п.5.»Право на безопасность» и п.8.»Право на благотворную терапию» гарантируют защиту от негативных последствий от мероприятий, проводимых в рамках исследования, что для меня самое важное! Ведь в профессиональном плане работа детского психолога и заключается в восстановлении и сохранении психического здоровья ребёнка. Благодарю за статью.
Спасибо за статью! Из нее я узнала как всегда новую для себя информацию, с одной стороны она оказалась очень важна, с другой порадовала. Меня, после прочтения статей про исследования всегда мучал вопрос о правомерности, этичности и как влияет это на самих детей. Удивил тот факт, что в Америке созданы целые руководящие принципы для проектов по исследованию детей. Новой для меня конечно стала информация, что исследования могут быть вредны и опасны. Так же меня удивило, что есть психологи, которые наблюдают с помощью скрытой камеры, а также поразило, что есть лабораторные исследования, где ребенка вводят в заблуждение об истинной цели исследования, но тут же статья порадовала, что таких детских психологов становится все меньше. Познакомилась с термином таким как билль о правах детей во время исследований. В нем по пунктам расписано все на что может рассчитывать ребенок который участвует в опытах. Американская Психологическая ассоциация уже в 1968 году задумалась об этике при исследованиях детьми. Теперь, благодаря статье, я знаю, что существует и этическая сторона при исследованиях с детьми. В профессиональном плане информацию из статьи буду применять когда в будущем буду работать с группой детей, запланирую какие либо исследования, буду придерживаться биллю. В личном плане для себя уяснила, что просто так не могут делать ни какие опросы и исследования с участием моего ребенка, только с моего согласия. Статья натолкнула на мысль, что при исследованиях надо быть осторожным.
Мы никогда не наблюдаем явление само по себе. Всегда наблюдается явление + воздействие на него наблюдателя. Это аксиома. Наблюдатель сам заинтересован в снижении своего влияния на объект. Исходя из этого должны строиться все исследования.
Билль — это в общеупотребительном смысле — законопроект. В статье не раскрыты последствия для тех, кто умышленно или нет нарушит его положения. И вообще, существуют ли таковые, либо же дело ограничивается этическими моментами.
В представленной версии билля у ребенка нет права отказаться от исследования до его начала. Есть право «отказаться от дальнейшего участия» после того как оно уже началось. И, очевидно, только в том случае, когда ребёнок осознал что участвует в таковом.
Касаемо этичности исследований. Этично ли пользоваться исследованиями фашистов на пленных, замученных насмерть?. Безусловно, ведь в результате спасаются многие жизни. Этичны сами фашисты? Безусловно — нет. Поэтому основной вопрос не в самих исследованиях, а в методах и их разумности. Никто не заставляет ломиться как танк напролом и вести себя как слон в посудной лавке.
В статье я познакомилась с этическими нормами, что является одним из самых сложных вопросов в нашей жизни. Билль о правах детей: право на полную информацию, право на получение информации и добровольное согласие на участие, право на добровольное прекращение сотрудничества, право на безопасность, право на получение результатов, право на конфиденциальность полученных данных, право на благотворную терапию. И действительно, функция родителей или законных представителей состоит в защите этих прав, чтобы не нанести вред психическому и психологическому здоровью ребенка. Однако нужно ли сообщать ребенку, что в рамках исследований ребенок будет подвергаться наблюдению? Вопрос дискуссионный. Если да, то исследование не будет иметь значение, тк ребенок будет делать как нужно себя вести, то есть «правильно». Если не озвучивать, то не будут ли нарушены его права? В профессиональном плане прихожу к выводу не в первый раз, что работу психолога нужно начинать с родителя, а не с ребенка.
Из данной статьи я узнала о правах детей во время исследований. Считаю их оправданными частично, так как, некоторые из пунктов, возможно, воспрепятствуют достоверному исходу исследования, например, если предоставить ребенку полную информацию об исследовании, то он может скорректировать свое поведение под конечный результат. Да, в целом все пункты соответствуют этике, но исследования на мой взгляд, должны подразумевать сбор информации исходя из неопределенности испытуемого, для получения более достоверных реакций. В остальном, все права испытуемого должны быть защищены. Исследование о несоизмеримым по силе заданием для детей и далее легком, в целом мне кажется продуктивным, для развития в ребенке преодоления сложных ситуаций в жизни. Спасибо за статью!
Спасибо за статью! В результате прочтения познакомилась с биллем о правах ребёнка во время психологического исследования и с рядом вопросов, которые порождает этическая сторона исследований и экспериментов с детьми. Я работаю с дошкольниками, и довольно часто возникают следующие ситуации: Я вижу деструктивное поведение ребёнка, и понимаю, что за 20 минут своего занятия не могу на него повлиять ( да и не имею таких прав и компетенций), что проблему нужно решать с нескольких сторон, в комплексе. Обращаю внимание психолога и воспитателей на этого ребёнка. Далее они обязаны запросить согласие родителей на разговор психолога с ребёнком (!!!), и только после этого психолог имеет право с этим ребёнком работать. Но, в большинстве случаев ответ родителей такой : » с нашим ребёнком всё в порядке, дома он ведёт себя прекрасно, это вы виноваты», и никакого согласия не дают. Т.е. руки специалистов связаны. Возникает вопрос : всегда ли родитель понимает, что будет хорошо для их ребёнка, а что причинит ему вред?
В данной статье рассматривается этическая сторона научных исследований, проводимых на детях. И на самом деле у меня этот вопрос появился ещё с самой первой статьи на эту тему. Насколько травматично для ребёнка участие в подобных экспериментах? Оправдано ли вовлечение детей в проведение исследований с изменением условий проведения? И меня порадовало, что существует свод правил, которые регламентируют проведение таких процедур. И некоторые важные аспекты в нем учтены. Например, такие как информирование ребенка о том, что происходит, возможность отказаться в процессе, гарантию отсутствия неприятных ощущений, возможность благотворительного лечения, и т. д. Тем не менее вопросы касаемо этической стороны и оправданности всё еще остаются открытыми..
В статье узнала , что в последние годы уделяется большое внимание на этические проблемы после исследований на детях . Различные правительственные наблюдательные советы и профессиональные организации, такие как Американская психологическая ассоциация и Общество исследований детского развития, предложили руководящие принципы для проектов по исследованию детей. Я познакомилась с биллем о правах ребенка во время психологического исследования. Считаю необходимым давать полную информацию об исследовании хотя бы родителям, но в тоже время если это может навредить психике ребенка лучше скрыть подробности. В профессиональном плане статья заставила задуматься, что стоит оценивать эксперимент и исследования со стороны затрат и выгод.
Этическая сторона в детских исследованиях тем более сложна, что она затрагивает и детей, и родителей. Ребенок сам не в состоянии оценить масштаб и последствия исследований, а родители не всегда адекватно понимают необходимость происходящего. Тем более важным становится прозрачность и достоверность происходящего, представление участникам всех нюансов исследований. Приятно удивлена полнотой билля о правах детей в исследованиях, для меня он вполне подходит и для взрослых, думаю, что на такой основе и был создан. Что касается аспекта обмана в исследованиях, то думаю, что в краткосрочном плане есть трудности с принятием целей исследования, когда экспериментатор полностью раскрывает карты. Но с другой стороны, по ходу исследования легче интерпретировать данные тогда, когда участник понимает, для чего они собираются, и меньше шансов для участника столкнуться с неожиданностью от истинного результата.
В данной статье затронута этическая сторона в области детской психологии. Я узнала любопытную для меня информацию, о которой раньше не задумывалась . Решения об участии в исследованиях принимают родители , которые не всегда могут защитить интересы ребёнка, поэтому разработан целый билль о правах , отражающий виды защиты детей — участников исследования. Этот билль включает в себя следующие пункты . 1. Право на полную информацию . 2. Право на получение информации и добровольное согласие на участие. 3. Право на добровольное прекращение сотрудничества . 4. Право на полную компетенцию . 5. Право на безопастность . 6. Право на получение результатов . 7. Право на конфиденциальность полученных данных . 8 . Право на благотворную терапию . Благодаря этим правам , редк встречаются исследования с обманом , например , проводящиеся за односторонними зеркалами или со скрытой камерой .
В статье рассматривается вопрос, касательно этической стороны детских психологических исследований. Из этой статья я узнала, что существует билль о правах детей во время исследований. Меня удивило в этой статье, что в результате повышения осведомлённости о правах детей сокращается количество исследований и количество детских психологов.
Также я узнала, что при наличии этической стороны, психологические исследования подвергаются очередным трудностям проведения, наряду со сложностями изученными ранее.
У меня эта статья вызвала противоречивые мысли. С одной стороны, я считаю, что исследования должны быть открытыми и честными, с полным разъяснением целей и задач. С другой стороны, люди не подготовленные и некомпетентные в вопросах психологии, могут исказить саму суть, что приведёт к дополнительным трудностям для учёных и не корректный результат исследования.
В личном плане я отразила то, что в разговорах со своей дочерью, иногда я умалчиваю или обманываю о каких-то вещах, с одной стороны я это делаю чтобы её уберечь, и её детская психика ещё не подготовлена для каких-то вещей, с другой стороны в этот момент я испытываю чувство вины, за то, что обманываю своего ребёнка, ведь мне хочется сохранять с ней открытые и честные отношения.
Спасибо за статью.
В любом исследовании важна этическая сторона. В данной статье я узнала, что создаются комиссии, которые наблюдают за соблюдением этических принципов во время проведения исследований связанных с детьми и со взрослыми так же.
В статье приведен перечень прав детей во время исследований. Весь этот свод прав полно охватывает все аспекты жизни, которые могут быть затронуты во время исследований. Например право на конфиденциальность и полноту информации, а также право покинуть исследование до момента его окончания.
Данный свод прав помог сократить использование таких методов исследования, как наблюдение за односторонними зеркалами или через объектив скрытой камеры или при которых ребенка вводят в заблуждение относительно истинной цели исследования. Я считаю эту тенденцию положительной.
Вопрос этики в области психологических исследований еще не решен, так как практический каждый момент в исследовании может быть оценен как этический и неэтический одновременно. Верный ответ зависит от трудозатрат ребенка во время исследования и важности получения информации для ученых.
Спасибо за статью, я считаю что различные исследования в области детской психологии не только необходимо проводить но это поможет многим будущим родителям выстроить гармоничные и здоровые отношения со своим ребенком. У меня есть одна знакомая воспитывающая сына, которая убеждена что мальчик должен воспитываться в спартанских условия, обнимать его не нужно и целовать тоже, он же мальчик, я напротив считаю что ребенок это прежде всего ребенок вне зависимости от пола нуждающийся в любви и заботе родителей. Читаю много современных психологов и практически все они сходятся во мнении, что ребенку нужно внимания и любовь родителя одинаково и мальчику и девочки. Поэтому лично я не вижу сильных противоречий стоит или не стоит проводить безопасное исследования детей, которые не вредят а помогают будующему поколению лучше понимать и действовать в отношении своих чад.
Данная статья затрагивает вопросы связанные с этической стороной исследований в области детской психологии. При прочтении этой статьи у меня возник вопрос: что стоит за исследовательскими проектами?, зачем их проводить? Казалось бы ответ очевиден- желание найти механизмы, изучить и описать их для того, чтобы на основе этих данных разработать стратегию помощи другим людям, но так ли это? А что будет с этими, которые учавствовали в эксперементе? Как часто для получения результатов учёным приходится идти на » сделку с собственной совестью «? А может быть понятие этика и исследователь несовместимы друг с другом? Прочтение статьи способствовало появлению у меня вопросов касающихся этики психологических исследований, ответить на которые для меня оказалось затруднительно. Что важнее результат исследований или этическая сторона этой деятельности? Мне кажется, что применение норм морали в науке должно само быть объектом активного изучения. И ещё один важный вопрос, над которым стоит подумать: как часто при достижении поставленных целей я сама (обычный человек, а не учёный) могу увлечься и забыть, что на пути могут встретиться живые люди, у которых есть свои чувства, своя жизнь и свои права?
Благодарю за статью! Не задумывалась над этикой исследования никогда. Если говорить о примере исследования, где выбрана семья из-за того, что ребенок родился раньше срока,то здесь очень хорошо применимо тренинговое правило под названием «открытость, искренность и честность», так как лож во благо в психологии вообще не работает, да и я считаю, что нет ничего плохого, что бы сказать честно о том, что ученые интересуются этим вопросом для расширения границ и знаний о таких случаях. Или вот например случай с ребенком, которого лечили от рвоты электричеством, когда ситуация тяжелая, то родители согласятся на любой метод, тем более когда информация предоставлена в полном объеме и объясняется теорией и рисками, как раз для этого есть Билль, где все права подробно и конкретно описаны, если что-то не нравится, то родители или ребенок всегда могу запросить информация или отказаться от процедуры.
Благодарю за статью. Отрадно узнать, что ключевым фактором при выборе метода исследования является то, как процедура влияет на ребенка. Разделяю мнение, что для подобных исследований нужны унифицированные рекомендации, направленные на защиту прав и интересов детей. Прочитав статью, я узнала о существовании Билля о правах детей во время исследований. Меня впечатлило то, что в результате большей осведомленности о правах детей во время исследований, некоторые исследования стали проводится реже. А также то, что некоторые исследований были построены на умышленном обмане участников исследований, что сейчас большинство ученых считают неприемлемым, хотя большинство проектов были проведены безопасно и без обмана. Изучив Билль о правах, я познакомилась с таким понятием, как право на благотворную терапию. То есть если если одни участники проекта получили эффективную терапию, например, улучшили свои навыки, то и участники других групп, не принимавших участие в программе, тоже имеют право на такое полезное обучение. На мой взгляд, права и гарантии, перечисленные в Билле, следует использовать и при проведении психологических исследований не только с детьми, тренингов, семинаров, где применяются практические занятия. Информацию, которую я узнала, прочитав статью, буду применять при создании проектов рабочих или личных, семейных с участием других людей, предварительно исследуя этическую стороны проекта, ориентируясь на перечень указанных в Билле прав.
Благодарю за интересную статью. Основная ее мысль на мой взгляд заключается в том , что при работе с детьми крайне важно оценивать то, какое влияние будет оказано на ребёнка . Адекватно оценить соотношение затрат и получаемой пользы. Билль сформулировал основные принципы и права детей во время исследований . К ним относят :полная информация , добровольное согласие , право на добровольное прекращение сотрудничества ,компенсация , безопасность, получение результата , конфиденциальность . По -моему , очень здорово , что о морально -этической стороне исследований тоже стали задумываться , потому что бывают ситуации , где следует проявлять такт. Тем более , когда речь идет об исследованиях, касающихся детей .
Спасибо за статью!В ней я ближе ознакомилась с правами детей, что допустимо, а что нет при проведении различных исследований. Я узнала, что существует биль, в котором перечисляются меры защиты прав участников исследования. В силу того, что мы говорим о детях, мы понимаем, что они не в полной мере способны нести ответственность и принимать решения, о допустимости или недопустимости каких либо действий в их адрес со стороны исследователей. Поэтому право принятия решения возлагается на родителей. Для себя я отметила такие пункты: 1)есть возможность в любой момент прекратить участие в проекте; 2)участие в исследованиях исключительно добровольное, согласие ребенка и родителя; 3)получение полной и достоверной информации как о самом исследовании, так и в ходе. Также о результатах исследования.
Из статьи я узнала, что защита прав ребёнка во время проведения психологических исследований является важным вопросом, над которым работают специалисты. Меня заинтересовало право ребёнка на полную информацию о целях исследования и применяемых процедурах. Что касается, процедур, то однозначно ребёнок или его родитель должны быть в курсе, того, что к ним будут применять. Возможно какие-то приёмы для семьи недопустимы по моральным, этическим или религиозным убеждениям. А вот что касается цели исследования, я считаю, что эту информацию испытуемым знать не обязательно. Так как эта информация может повлиять на поведение ребёнка во время исследования. Я представила, что происходило бы со мной в такой ситуации. Я бы приложила все усилия, что бы показать хороших результат. И скорее всего мои действия не были бы осознанными. И выбор между вариантами действовать естественно ради качества эксперимента или поднять свою самооценку и самоутвердиться за счёт хорошего результата для меня сейчас очевиден. Могу сделать вывод, что предоставленная мне информация о целях исследования негативно скажется на качестве этого результата.
Данный текст повествует о этической стороне проводимых на детях эксперементах. И это как раз ответ на беспокоюящий меня вопрос, который появился в процессе прочтения предыдущих статей по данной теме.
Удивило как раз , что существует некий биль о правах детей , которые участвуют в эксперементе. Что сокращает негативные последствия и помогает родителям защищать ребёнка, от недобросовестных учёных.
В личном плане это натолкнуло на мысли о моём ребенке и социальных программах в школе. Буду более внимателным к этому и теперь есть инструменты для защиты сына.
В профессиональном плане , услышав о влиянии биля на сокращение детских психологов, появилось доверие и некоторая уверенность в вынужденом проффесионализме человека работающего с детьми.
Спасибо.
Спасибо за статью. Этический момент любого эксперимента с людьми очень важен, тем более если это касается исследований поведения детей. До этого я предполагал что существует свод не гласных правил из разряда «не навреди», поэтому для меня было удивительно узнать, что есть четко сформулированный и зафиксированный Биль о правах ребенка во время исследований. Даже не смотря на то, что последнее время ученые стали подходить к проведению экспериментов более серьезно с этической стороны — быть более открытыми для детей, проводить эксперименты безопасно для ребенка и без обмана, осталось много трудностей с которыми приходиться сталкиваться. Этическая дилемма метода воздействия на ребенка в процессе эксперимента и конечного результата. Конечно в каждом случае ученые исходят из соотношения затрат и выгод, но есть и спорные ситуации, которые вызывают разные мнения на этот счет.
Спасибо.
Несколько раз перечитала права, декларируемые в билле, но некоторые пункты остаются для меня очень спорными. Например, право на безопасность. Кажется достаточно затруднительным сформулировать критерии, по которым можно оценить ущерб или неприятность действий эксперимента. Как, например в том эксперименте с заведомо нерешаемой задачей: один ребенок не решил и даже не расстроился по этому поводу, а второй не решил и сформировал мнение о себе как о неудачнике, еще потом ему родители сказали, что он их подвел или опозорил. Так можно деконструировать практически любое задание и любой результат, не могу поверить, что экспериментатор может предусмотреть и предотвратить все подобные влияния исследования и нести ответственность за все последствия, в том числе долгосрочные. Науку это поставит абсолютно в тупик. Кажется более действенным приемом подписание участником некого «дисклеймера», в котором он в известной мере освобождает организаторов от каких бы то ни было преследований. Есть вопрос и к пункту о праве на компенсацию. Если участие в эксперименте добровольное, значит участник уже дает согласие потратить свое время и силы на участие в эксперименте, и если оплата участия не является одним из условий, то компенсация времени кажется абсурдом. Далее, с точки зрения информирования участников о цели эксперимента, исследователь может оказаться в ситуации, когда участник корректирует свое поведение в желаемую сторону, по сравнению со своим типичным поведением. Социологические эксперименты и так во многом подвержены ошибке наблюдателя, информирование участника о цели, на мой взгляд, вносит дополнительную погрешность. Разумеется, вопросы этики экспериментов на людях не должны оставаться за скобками исследования, но зачастую грань между научностью и этичностью очень тонка.
Из данной статьи я узнала о этических нормах, которые учитываются при проведении психологических исследований. В статье приведен «Билль о правах детей во время исследований». Для меня это означает, что права детей защищены от незаконных исследований, которые могут навредить детям. Если взять пример изучение долгосрочных последствий недоношенности, я считаю, что положительный результат даст обман. Этические нормы безусловно должны соблюдаться, но есть случаи, как например, с ребенком, у которого лечили рвоту электрошоком, когда для положительного результата, необходимо нарушение этих норм. Эта информация дает мне возможность увидеть, что у исследований психики детей есть сложные моменты, из-за которых эти исследования могут не проводиться вовсе. Тем самым лишая возможности узнать больше информации, решить ряд проблем.
Из статьи узнала о том, что психологические исследования планируют регламентировать согласно этическими принципами психологов. в России , если ребёнок до 14 лет, то только с разрешения родителей он может участвовать в психологическом эксперименте, тренинге, консультации. Как приведено в статье , психологи из за введения этических правил, столкнулись со сложностями в работе, ведь не всегда можно определить этично данное действие или нет, но эксперимент проводить не будут , что бы не нарушать эти правила. И значит учёные не смогут получить ответ на необходимый вопрос, не будет развитие науки. Возможно, как выход из каждой двоякой ситуации это подписание с родителями согласия , ведь есть даже в медицине термин на препараты , если они противопоказаны — можно использовать, если предполагаемая эффективность будет выше предполагаемого риска.
Благодарю за статью. В статье был приведен «Билль о правах детей во время исследований». Но, как показывает практика, не всегда эти правила и нормы соблюдаются на местах, и не всегда люди которые участвуют в таких исследованиях, знают о своих правах. И практически никто не несёт ответственности за последствия. Взять к примеру, прививки, которые не всем детям рекомендовано делать, но кто бы об этом говорил родителям, которые тащат своих малышей в поликлиники и делают всё подряд без разбора, и никто из медиков не несёт ответственность потом за последствия. Хотя существует очень много противопоказаний на этот счет, но о них никто не говорит. По факту получается, что эти дети уже участвуют в определенном исследовании или эксперименте, но сами того не знают и мало кто из родителей пытается самостоятельно разобраться в этом вопросе, нужны ли эти прививки их детям, и как им можно от них отказаться, чтоб защитить здоровье своего ребёнка. Ведь существуют очень много противопоказаний и очень много побочного эффекта, а потом мы удивляемся откуда у нас так много больных детей. И та компенсация которая выделяется от государства, она не перекрывает всех расходов на их лечение и реабилитацию, в результате приходиться потом самим родителям оплачивать лечение своих детей, а психическое состояние самих родителей?
Спасибо за статью. Действительно, вопрос этичности исследований никогда не перестанет быть дискуссионным, т.к. помимо объективных критериев, основанных на общечеловеческих правах и свободах, существуют субъективное (личностное) восприятие соотношения целей и задач с результатами исследований. Когда речь идёт о детях и их психике — как предмете исследования, субъективная оценка этичности соответствующего исследовательского влияния исходит от третьих лиц (родителей, учителей, врачей), которые по общему правилу должны действовать в интересах ребёнка (детей). А так ли это? Я каждый день сталкиваюсь с обратным, когда родители/учителя злоупотребляют своим правом решать за ребёнка, а иногда неосознанно заблуждаются относительно его реальных нужд. В статье сделан акцент на раскрытие целей и задач исследования как основной эттческий принцип. Вместе с тем, учитывая эффект наблюдателя, как будет измеряться результат исследования и его чистота, осложнённый информированностью участников? Остаётся ли смысл в таких исследованиях?
Благодарю за статью. Очень интересно было рассуждать на тему этичности некоторых видов исследований. Любопытно было прочитать о билле, защищающим права ребёнка при исследованиях. Заметила, что не все из них соблюдаются. Например, когда я училась в школе и психолог-педагог проводил какие-либо исследования, то не всегда нам объясняли для чего оно, что исследуется, не оглашались результаты, да и выбора «не отвечать» или «не проходить» не было.
Теперь немного порассуждаю на тему тех исследований, которые представлены в статье. на мой взгляд, при изучении недоношенных детей, родителям можно сообщить цель исследования, но говорить о том, что их ребёнок может иметь отклонения не стоит. Это будет видно при последующем взрослении и прохождении медкомиссии.
Мне кажется, что небольшой «обман» при изучении настойчивости в обучении имеет место быть. По факту, если у ребёнка повышенные знания, то он может и справиться, по такому принципу строятся некоторые олимпиадные задания для школьников, поэтому, в этом нет ничего зазорного.
В ситуации,в который мы наблюдаем за антисоциальным поведением ребёнка в детском саду, стоит сообщить воспитателю о случившимся, с целью предотвратить такое поведение в дальнейшем.
По поводу лечения ребёнка электрошоком могу сказать, что радует тот факт, что получилось спасти ребёнка. Сложно судить о том, было ли это оправдано и действительно ли не было более этичного варианта лечения.
Статья заставила задуматься о том, что следует более активно следить за соблюдением своих прав и, в будущем, за правами своего ребёнка. К сожалению, не всегда они соблюдаются.
В профессиональном плане отмечу, что информация будет полезна при диагностике детей, а также для проведения исследований.
Статья дала мне понять, что при проведении психологических исследований с участием детей или взрослых важно соблюсти все юридические и правовые нормы, получения информированного согласия ребенка или родителя, означающего понимание всеми детьми целей исследования и использования психологом полученной информации.
Новой для меня информацией было узнать про основные этические принципы, узнала о том, что каждый ребенок, участвующий в эксперименте, имеет свои права. Были разработаны рекомендации, которые называются «билль о правах детей во время исследования».
В профессиональном плане считаю, что работа психолога с детьми и подростками не простая задача, она усложняется тем, что в этой области много этических дилемм, которые связанны со спецификой оказания психологической помощи несовершеннолетним лицам в сравнении со взрослыми клиентами. Проблемы сохранения конфиденциальности, безопасности и обозначения границ в консультации, ролевое смешение представляют собой с этической точки зрения вопросы, требующие внимательного профессионального отношения.
Спасибо за статью. Из данной статьи я узнала, что был создан билль о правах детей во время различных исследований. В нем есть такие права как, право на полную информацию, на получение информации и добровольного согласия на участие, на прекращение сотрудничества, на безопасность, на конфиденциальность, на благотворную терапию. А так же узнала, что у психологических исследований есть этическая сторона, раньше я над этим не задумывалась. Меня впечатлила информация о том, что приступ рвоты у младенца лечили электрошокером. В профессиональном плане поняла, что важно учитывать выгоду и затраты на эксперимент или исследование. В личном плане, как для мамы было полезно узнать о правах и о том, что решение об участии в исследованиях ребенка, принимает родитель.
В результате прочтения данной статьи я познакомилась с Этической стороной психологических исследований и так же с Биллем иследований.Были представлены подробная информация, какие разъяснительные беселы проводятся с участниками группы и для чего они нужны. В личном плане данная статья отразила для меня такой момент, когда прохожу социальный опрос и знаю,что приношу пользу я спокойно делюсь информацией о себе и своей жизни.Если бы я могла быть полезна обществу благодаря эксперементу надо мной или моим ребенком гуманным способом,то я бы не отказалась.Вопросы, которые были заданы в конце дают возможность поразмышлять, все таки я считаю иногда пожертвовать своим временем стоит того.По поводу лечения электрошоком, считаю что это был единственный наверное выход, да страшно и неприятно, но иногда приходится поступать именно так,чтобы из меньшего зла вышло добро.
Из статьи я подробнее узнал об этической стороне психологических исследований. Узнал, что в Америке существует билль о правах детей во время исследования. Меня впечатлило то, что психологи могут столкнуться с этическими проблемами, в том числе с дискриминацией и нарушением конфиденциальности. Конечно, возможность помочь детям и их родителям очень важна, но мы также должны помнить о своих обязательствах перед законом. Данная информация полезна как в профессиональном, так и в личностном плане, особенно для родителей и специалистов, связанных с оказанием помощи детям. Я понял, что правильное понимание этой проблематики и знание методов этической деятельности помогут нам работать лучше с детьми и обеспечивать высокий уровень защиты и безопасности. Идеи статьи натолкнули меня на мысль о том, как важно ставить этическую сторону в центр своих действий при работе с детьми. Необходимо развивать свои навыки и умения в этой области, чтобы обеспечить эффективную защиту и помощь детям, а также чтобы избежать нарушений обязательств и закона.
Спасибо за стать. В статье встретилась с новым для себя понятием это «Билль». Билль – это закон или постановление. Иногда понимается как проект нормативного акта либо официальные документы, относящиеся к сфере администрации. В статье описаны права детей во время исследований. Влияние процедуры на ребенка является главным фактором при принятии решения о конкретной исследовательской стратегии. Право на полную информацию. Не до конца понимаю, зачем детям информация, полученная во время исследования, например их поведенческая реакция. Я считаю это детей может ввести в заблуждение, если это ребенок 5-6 лет. Да это информация важна взрослым я считаю. В результате повышения осведомленности о правах детей некоторые виды исследований проводятся реже. Все остальные права мне понятны я согласна
Как и в любых серьезных вопросах — документ, где прописаны единые правила для всех случаев (будь то билль, кодекс и прочее), иногда играет на руку, а иногда нет. Сложные случаи, описываемые в статье в качестве примера, требуют индивидуального подхода.
Конечно, благодаря рекомендациям, можно надеяться на то, что исследования, которые у свою очередь приносят большую пользу обществу, проводятся с максимальной безопасностью для детей и их семей; но, действительно, сколько исследований пришлось прекратить из-за формального несоответствия этике, и что они помогли бы нам узнать — можно только догадываться.
Как у психолога — мой интерес к исследованиям большой, но как мать я бы не дала согласие на даже самые безобидные испытания на моих детях.
Вопрос этики и науки трудный.
И не только в вопрос изучения детей, но и в других вопросах.
Этика строится на морали. А кто определяет, что морально, а что нет?
Мне кажется, что тут стоит вопрос приоритетов.
Нам важно добраться до истины и понять, что и как устроено?
Что делать, если возникает конфликт между стремлением к истине и моралью? Что выбирать?
Сейчас мы выбираем мораль. Но, например, в какой-то мере это тормозит исследования мозга, о чём регулярно говорит С.В. Савельев. Некоторые исследования нельзя проводить из-за идей гуманизма.
В то же время многие открытия были совершены негуманными и неэтичными методами. Например, улсовныц рефлекс Павловп и любые другие эксперименты с животными.
На них строится наше современное понимание о человеке.
Можно ли было обойтись гуманными методами? Это вопрос.
Спасибо за статью. Честно говоря, для меня новое было то, что детские права защищаются с правовой точки зрения, т.е. детки, которые участвуют в этих исследованиях, имеют права, имеют защиту «биллем»( тоже, к слову, новый для меня термин, я так поняла, в России такая терминология не применятся), и с точки зрения этики в нем прописано в принципе всё логично. В статье далее рассказывается, что всё меньше и меньше психологов ведут скрытые исследования, и описываются несколько примеров, когда именно такие исследования оправданы. Вот это и вызвало некий диссонанс. Я, как родитель, имею право знать, что происходит в жизни моего ребенка и условное участие в исследованиях меня бы вообще не вдохновило. Да, наверное, в каких-то случаях не стоит сообщать испытуемому, почему он сюда пришел, т.к. часто бывает, что именно бессознательное и испытывается. Но это по моему мнению касается только взрослых, достигших 18-ти лет.
Новое в статье -впервые ознакомилась с биллем о правах детей во время проведения различных исследований.Удивило, что все проекты проверяются институциональными наблюдательными Советами.Цель которых — соблюдение надлежащих этических принципов в исследоват.проектах с участием детей и взрослых для защиты детей от вредных и опасных процедур, что меня особенно впечатлило, тк дети даже зубик боятся полечить и это стресс.Статья натолкнула на идею о том, что лечить рвоту с помощью электрошока или формировать настойчивость перед лицом неудачи с помощью специальных упражнений — дело рук родителей и решение принимает каждая семья самостоятельно.Для исследователей всё — таки первостепенно соотношение затрат и выгод.Оправдывает ли эксперимент долгосрочную цель?!Этика исследования — предмет для постоянных дискуссий.
Спасибо за статью! Очень полезно! Здесь поднят вопрос об этических нормах, связанных с влиянием процедур исследования на детей. Было интересно узнать, что создан билль, в котором перечислены виды защиты участников исследования. В билле говорится о том, что каждый ребенок-участник имеет право:
1. Получать полную и достоверную информацию о том, как будет проходить исследование и зачем.
2. Участие в исследованиях добровольное и требует согласия ребенка или родителей.
3. Возможность в любое время прекратить участие в проекте.
4. Компенсацию за потраченное время и усилия
5. Право ожидать, что в ходе исследований не будет действий, причиняющих ущерб
6. Получать актуальную информацию о ходе исследования
7. Быть уверенным, что собранная информация не разглашается и е попадет к третьим лицам
8. Каждый участник имеет право получать полезное обучение, если выяснилось, что конкретный проект приносит пользу.
Статья натолкнула меня на идею, что детей нужно изучать с раннего возраста для того чтобы можно было опираться на полученный опыт, который принесет пользу для развития детей.
Согласна с авторами статьи, что любое исследование, эксперимент может оказывать влияние на ребёнка. И важно учитывать это влияние, оценивать его последствия для психики ребёнка и предусмотреть защиту. Поэтому, я думаю, любое исследование должно быть оценено на предмет пользы и вреда и обоснованно с точки зрения этических норм. По моему мнению, родители должны знать, что они, их дети (семья) участвует в эксперименте или исследовании и дать на это свое согласие. По поводу исследования, где детей учат справляться с неудачей, нет гарантии что цель будет достигнута. Кто-то научится, кто-то нет. Мне кажется, в этом исследовании можно изучить, влияет ли этот метод научения на способность справляться с трудностями.
В результате прочтения статьи я узнал об этическим моментах исследований, в которых участвуют дети. Так, это вопрос довольно давно является дискуссионным, что этично, а что не совсем в участии детей в психологических исследованиях, социальных экспериментах. В связи с этим был разработан билль о правах ребенка, участвующего в подобных исследованиях, согласно котором ребенок имеет право получить полную информацию по поводу предполагаемого исследования, в чем оно заключается и как будет проходить; ребенок имеет право на добровольное согласие, то есть, если он не хочет принимать участие, то никто не может его заставить. Также ребенок или его родители, представители могут получать всю информацию о результатах исследования.
Добрый вечер. Спасибо Всем кто готовил данную статью. Тяжело я воспринял данную статью. Из статьи я узнал что существует билль о правах детей во время исследований. Право на полную информацию сразу делает наблюдение ни таким точным, зная информацию о конечной цели и процедурах тестирования, можно подстроится для получения сугубо личного результата. Этическая сторона направлена на открытость, уменьшение рисков, безопасность как для испытуемых, так и для ученых. Если взять пример с рвотой и током, учитывая этический аспект. Как бить ребёнка током??? Данная работа не имела место быть. Научные, медицинские, социальные эксперименты за частую идут в разрез с этикой, но результат полученный остаётся более точный и достоверный.
Из статьи я узнал об этической стороне исследований среди детей. Я увидел, что нельзя однозначно сказать, что допустимо, а что нет. В любом случае, в случае исследований, речь идет о потенциальном воздействии на детей, последствия которого минимальны. Статья натолкнула меня на мысли, которые иногда приходят мне по поводу консультирования людей: «тварь я дрожащая или право имею», «а если наврежу». Я заметил, что в процессе консультирования такие мысли посещают меня крайне редко. К тому же, меня успокаивает тот факт, что клиент — дееспособный взрослый человек. Иными словами, каждый сам отвечает за свою жизнь. Положения из билля, упомянутого в статье, натолкнули меня на мысль о том, что подобные этические нормы я могу прописать в типовом договоре, если и тогда, когда я буду заниматься психологическим консультированием.
В статье я познакомилась с этической стороной исследований, правами участников эксперимента. Нужно отметить что риск негативного влияния при исследованиях есть всегда поэтому важный фактор — это минимизировать или избежать негативного влияния. Я узнала что существует «институциальный наблюдательный совет» — организация которая оценивает этичность предлагаемых исследований до начала сбора данных. Также термин «билль» — свод правил, законодательных актов, положение об издании нового закона. Так есть список прав ребёнка участвующего в исследованиях. Помимо конфиденциальности что как мне кажется само по себе разумеющееся право ребенок-участник также имеет право на получение полной информации, устное или письменное подтверждение согласия на участие, право на полную компенсацию, даже при отказе от продолжения исследования, и соответственно добровольное расторжение сотрудничества, рассчитывать(это как раз тесно с этикой) на то что будучи участником не испытает неприятных действий на себе, право на получение новых результатов(с учетом конфиденциальности), право на благотворительную терапию, т.е какая понимаю коррекцию негативного влияния и в целях профилактики. Многие пункты вызывают разногласия, так как при чрезмерной заботе об исключении негативного влияния эксперимента появляется вероятность не получить вообще никаких данных. Это навело меня на мысль, что с учетом особого отношения к себе и своим детям(социальная привлекательность, что обсуждалось в статьях ранее) родители и дети могут волноваться, выдавать желаемое за действительное и тем самым искажать данные. При этом приводится пример что бить током ребёнка — это плохо, но если это спасет жизнь ему и многим детям с таким же недугом может оно того стоит. То есть взвешиванием плюсов и минусов, затрат и выгод можно найти баланс и выбрать метод исследования, который поможет миллионам людей.
После прочтения данной статьи я узнал несколько интересных фактов и размышлений, которые произвели на меня впечатление. Во-первых, статья подчеркнула важность повышения осведомленности о правах детей и этических вопросов, связанных с исследованиями в области детской психологии. Это новое осознание помогает понять, почему некоторые виды исследований проводятся реже, таких как наблюдение за детьми через скрытые камеры или использование обмана в экспериментах. Меня удивило и впечатлило уменьшение числа психологов, заглядывающих в комнаты ожидания, исключительно из этических соображений. Это свидетельствует о том, что этика и соблюдение прав детей становятся все более приоритетными в научных исследованиях. Я познакомился с несколькими психологическими понятиями и механизмами психических реакций. Одним из них является «эксперимент с обманом», который заключается во введении ребенка в заблуждение относительно истинной цели исследования. Прочтение статьи натолкнуло меня на идею проведения дальнейших исследований, направленных на разработку этических стандартов и руководящих принципов для исследований в области детской психологии. Также, она подтолкнула меня задуматься о важности обсуждения этических вопросов в сфере психологии и поиске более этичных и эффективных методов исследования. В целом, прочтение этой статьи расширило мои знания о правах детей и этических вопросах в исследованиях детской психологии. Оно подтвердило важность этических принципов в научной деятельности и побудило меня дальше размышлять о том, как эти принципы могут быть применены на практике для создания более этичной и полезной среды для исследований и развития детей.
Благодарю за статью! Статья затрагивает очень противоречивый вопрос: о степени этичности психологических исследований детей. В 1968 году Американская Психологическая Ассоциация опубликовала «Билль о правах детей во время исследований» , в котором по пунктам определены права, которыми обладают дети во время участия в любом из исследований. Но при этом в статье затрагивается интересный и противоречивый момент: стоит ли информировать полностью участников о причине выбора их участниками и целях исследования, ведь это может напрямую повлиять на результаты исследований. Новой для меня информацией было узнать про основные этические принципы, узнала о том, что каждый ребенок, участвующий в эксперименте, имеет свои права. Были разработаны рекомендации, которые называются «билль о правах детей во время исследования».
Спасибо за статью. Она описывает важность этических принципов при проведении исследований с детьми, а также содержит список прав детей во время участия в исследовательских проектах,такие как :право на конфиденциальность полученных данных,на безопасность,на получение результатов . Так же ребенок получает полную информацию о проводимом исследовании. В дальнейшем дети и их родители получают результаты исследования.
Из статьи я узнала что некоторые правительственные наблюдательные советы выработали принципы для проектов по исследованию детей, а все проекты проверяются наблюдательными советами. Удивительным было то, что есть так много прав, которые должны соблюдаться во время проведения исследовательских проектов с детьми.
Из статьи узнала об этической стороне психологических исследований. Со школьных времен помню различные опросы среди учеников. Перед началом данных опросов классный руководитель настойчиво требовал родителей дать на это согласие. Исходя из данной статьи стало понятно, что поведение учителя было неэтичным. Было полезным прочитать билль о правах детей во время исследований. Считаю, что каждый родитель должен быть осведомлен, какие права имеет он лично и ребенок. Интересным было увидеть, как много противоречивых моментов возникает во время исследований. Например, в случае исследования долгосрочных последствий недоношенности, что дает наиболее положительный результат: умалчивание причины, по которой выбрали конкретную семью или полное раскрытие целей?
Спасибо за статью, она познакомила меня с пунктами билля о правах детей во время исследований, например таких, как право на полную компенсацию, и право на безопасность, а также право покинуть исследование до момента его окончания. Данный свод правил создан для того, чтобы оградить детей от возможных негативных последствий участия в различных исследованиях. Поразило, что есть лабораторные исследования, где ребенка вводят в заблуждение об истинной цели исследования, но тут же статья порадовала, что таких детских психологов становится все меньше. Интересным было увидеть, как много противоречивых моментов возникает во время исследований. Так же я узнала, что создаются комиссии, которые наблюдают за соблюдением этических принципов во время проведения исследований связанных с детьми и со взрослыми так же, и это, конечно, радует.
Из статьи я узнала, что решения о участии детей в исследованиях принимаются родителями, что вполне логично. Авторы в статье рассматривают этический вопрос, касательно исследований детей. Эксперименты, связанные с детьми, регламентируются «Биллем о правах детей во время исследования». В связи с этим регламентом многое в исследованиях детей на сегодняшний день изменилось. Например: наблюдение посторонних участников через односторонние зеркала, участие в исследовании сторонних людей и др. Эти изменения влекут за собой сужение круга экспериментов, связанных с детьми. Некоторые изучения невозможны, так как могут «нарушать» права ребенка по биллю. Стоит отметить, что споры между коллегами-исследователями до сих пор ведутся, и точного регламента до сих пор не создано.
Благодарю за статью! В результате прочтения я узнала, что существует билль о правах детей во время проведения исследований, для обеспечения соблюдения надлежащих этических принципов в исследовательских проектах с участием детей и взрослых. Рекомендации были разработаны для защиты детей от вредных и опасных процедур. Существуют следующие виды защиты детей- участников исследований: право на полную информацию, право на получение информации и добровольное согласие на участие, право на добровольное прекращение сотрудничества, право на полную компенсацию, право на безопасность, право на получение результатов, право на конфиденциальность полученных данных, право на благотворную терапию. Читая этот список понимаю, что очень часто дети слишком малы, чтобы в полной мере оценить сложные вопросы, связанные с принятием обоснованных решений. Поэтому в основном решение об их участии в исследовательских проектах принимают родители, поэтому важно доносить родителям информацию об этих правах.
Спасибо за статью. Я полностью согласна с тем, что законодательно необходимо защитить детей во время исследований. Иногда мне встречаются ужасающие случаи в истории психологии, нарушающие все границы морали и этики. Например, воспитание мальчика как девочки, эксперименты Лендиса, Стенфордский тюремный эксперимент, эксперимент Венделла Джонсона и Мери Тюдор над детьми-сиротами… Действительно, сложно определить необходимые рамки дозволенного и описать их законодательно. И я полностью поддерживаю те, что описаны в данной статье. Интересным было увидеть, как много противоречивых моментов возникает во время исследований. Так же я узнала, что создаются комиссии, которые наблюдают за соблюдением этических принципов во время проведения исследований связанных с детьми и со взрослыми так же, и это, конечно, радует.
Благодарю за статью! Из данной статьи я узнала, что сегодня сократилось число детских психологов, заглядывающих в комнаты ожидания, наблюдающих за односторонними зеркалами или через объектив скрытой камеры. Все реже встречаются лабораторные исследования с обманом, при которых ребенка вводят в заблуждение относительно истинной цели исследования. Многие ученые все чаще соглашаются с мнением, что подобный тип процедуры неприемлем. Согласна, что очень часто дети слишком малы, чтобы в полной мере оценить сложные вопросы, связанные с принятием обоснованных решений. Поэтому в основном решение об их участии в исследовательских проектах принимают родители. Также мне понравилось исследование про решение тяжелой и легкой задачи, чтобы научить детей продолжать работу даже после неудачного опыта.