Бурное развитие интернет-пространства в последнее десятилетие сопряжено с активным использованием социальных сетей. Одним из существенных недостатков их распространения является интернет-травля или кибербуллинг, которому особенно подвержены дети. 92% подростков ежедневно пользуются интернетом, значительная их часть хотя бы раз подвергалась интернет-травле. Психологи только начинают изучать негативные последствия этого явления, которое в последнее время приняло масштаб эпидемии.

Что же такое интернет-травля? Травля — это негативные агрессивные действия, направленные во вред другому человеку. Особенно часто интернет-травле подвергаются люди, психологически слабые и уязвимые. Кибербуллинг включает в себя отправление оскорбительных сообщений, постов или электронных писем, а также сообщений, содержащих угрозы. Троллинг или активные комментарии постов и фотографий с использованием негативных оценок и провокационных высказываний тоже является разновидностью интернет-травли. В самых тяжелых случаях кибербуллинг может довести жертву травли до самоубийства.

Кибербуллинг на государственном уровне практически не контролируется, относительная свобода слова в интернете позволяет многим обидчикам заниматься интернет-травлей совершенно безнаказанно.

Как часто происходят случаи интернет-травли? В 2012 году 11% из 325 опрошенных учащихся школ Британии в возрасте от 13 до 15 лет сообщили о том, что они подвергались интернет-травле. Каждый третий ребенок сообщил, что знает хотя бы одного сверстника, который подвергался кибербуллингу.

Какие дети чаще всего становятся жертвами интернет-травли? Существует определенная группа риска, прежде всего, это социально изолированные дети; дети, имеющие проблемы в развитии; а также дети, чьи семьи находятся в сложной экономической ситуации. В обзоре исследования, проводившегося с 2008 по 2014 год Ливингстоном и Смитом, сказано следующее: «Дети, подвергающиеся травле офлайн, являются потенциальными жертвами травли в интернете». Любимыми мишенями интернет-обидчиков являются подростки с лишним весом или представители ЛГТБ-сообществ.

Обидчики и жертвы – это не обязательно две четко разделенные группы. Обидчиками, как правило, становятся те, кто ищет острых ощущений, имеет психологические проблемы, низкую самооценку и хочет утвердиться за счет более слабого соперника, часто это подросток, у которого нет достаточной социальной поддержки. Жертвы кибербуллинга нередко становятся обидчиками. Это своего рода порочный круг.

Также, как и травля в реальной жизни, интернет-травля не происходит в вакууме. Социальный климат может подпитывать кибербуллинг. В ходе исследования, посвященного кибербуллингу, детей попросили выразить свое отношение к жертвам школьной травли. Четвертая часть опрошенных детей заявила: «Дети, над которыми издеваются, сами того заслуживают». Подростки с таким отношением к данному вопросу, наиболее вероятно будут вовлечены в травлю в качестве обидчика, жертвы или в обоих этих качествах.

Проблема социального климата становится особенно заметной, если посмотреть на реакцию жертв или свидетелей кибербуллинга. Согласно данным исследования Ливингстона и Смита, около 40% подростков в возрасте 13-15 лет знали личность своего обидчика, но половина из них не предприняла никаких действий. Та половина детей, которые сообщали о данной проблеме, делились, как правило, не с учителями или родителями, а с друзьями. Большинство жертв кибербуллинга просто удаляют враждебные сообщения или отвечают на них в очень мягкой форме, создавая для обидчика «благоприятную среду» для продолжения травли. Менее половины опрошенных детей показывали кому-либо сообщения, содержащие угрозы.

Какие меры стоит предпринять? Строгая школьная политика против офлайн и онлайн травли поможет изменить социальный климат. Так как случаи кибербуллинга, как правило, происходят вне школы, большинство школ не считает нужным каким-либо образом регулировать данный процесс. Стоит отказаться от идеи, что детские проблемы и конфликты, — это всего лишь часть взросления. Интернет-травля, как и травля в реальной жизни, – серьезная проблема, требующая немедленного разрешения. С ней ни в коем случае нельзя мириться, и это важно понимать и детям, и родителям. Последним стоит тщательно контролировать количество времени, которое ребенок проводит в сети. По мнению психологов, подросток не должен проводить в интернете более полутора часов в день. Если родитель подозревает, что его ребенок мог стать жертвой интернет-травли, необходимо проверить всю информацию, которую можно найти в свободном доступе в интернете. Это, например, социальные сети одноклассников, которые могут в открытом доступе оскорблять ребенка. Разумеется, родитель не может заходить в личные сообщения ребенка без его на то согласия, поэтому начать стоит с информации, которая может быть в свободном доступе в Твиттере или на Фейсбуке, например. Важно быть в контакте со своим ребенком, ведь дети, которые не доверяют своим родителям, чаще всего отказываются сообщать о случаях кибербуллинга, опасаясь, что к конфликту с обидчиком добавится еще и непонимание со стороны родителей. Многие подростки заявляют, что, рассказав о случае интернет-травли своим родителям, они только усугубят ситуацию.

Важно понимать, что кибербуллинг не имеет ничего общего со свободой слова, и пора прекратить прикрывать эмоциональное насилие. Каждый ребенок должен расти в атмосфере доверия и поддержки. Интернет-травля превращает общение в бесконечную борьбу сильных со слабыми. Задача родителей и школы — оградить ребенка от подобной угрозы.

Похожие статьи:

Успешный ребёнок — спокойный ребёнок

Виртуальное знакомство — нереально сближает

Подростковый суицид. Это должен знать каждый родитель!

Оригинальные статьи: Christine Hammond, — Did Your Graduate Successfully Transition from Childhood to Adulthood. PsychCentral, May, 27, 2017.

Исследования, на которые ссылается автор:  Ackers, M. J. (2012). Cyber bullying through the eyes of children and young people. Educational Psychology in Practice 28, 141-157.

Bowes, L., et al. (2010). Families promote emotional and behavioral resilience to bullying: Evidence of an environmental effect. Journal of Child Psychology and Psychiatry 51, 809-817.

DePaolis, K., & Williford, A. (2014). The nature and prevalence of cybervictimization among elementary school children. Child & Youth Care Forum 44, 377-393.

Автор перевода: Елисеева Маргарита Игоревна

Редактор: Симонов Вячеслав Михайлович

Ключевые слова: кибербуллинг, интернет-травля, подростковая психология, детская психология, педагогика, интернет, агрессия

Источник фото: wildkids.biz

Подпишись на рассылку

email рассылки

Share This

 Оставайтесь в курсе 
новинок ПсиБлога

Подпишитесь на нашу рассылку
  и получайте новые статьи блога
   прямо себе на почту.

Электронная почта:

email рассылки

Оставайтесь в курсе и на facebook

Перейти к верхней панели