При взаимодействии ребенка и родителя синхронизируются многие аспекты их поведения: взгляд, эмоции и даже сердцебиение. Ученые Кембриджского Университета установили, что зрительный контакт синхронизирует мозговые волны родителя и ребенка.
Мозговые волны отражают мозговую активность миллионов нейронов и участвуют в передаче информации между участками мозга. Предыдущие исследования показали, что коммуникация двух взрослых людей будет более успешной, если их мозговые волны синхронизируются.
Команда ученых изучила электроэнцефалограммы 36 младенцев (17 в первом эксперименте и 19 во втором). Процедура энцефалографии представляет собой измерение электрической активности мозга при помощи электродов, подсоединенных к голове участника. Ученые сравнивали мозговую активность младенцев и взрослого, который пел ему детскую песню.
В первом эксперименте младенец смотрел и слушал, как женщина поет песню на видео. Сначала женщина, чьи мозговые волны уже были измерены, смотрела прямо на младенца. Затем она пела песню, не направляя взгляд на младенца.
Было установлено, что мозговые волны младенца были наиболее синхронизированы с мозговыми волнами взрослого, когда они смотрели друг на друга. Исследователи предполагают, что это связано с тем, что взгляд, направленный на человека, как правило, означает, что он собирается начать коммуникацию с собеседником.
В ходе второго эксперимента, видео было заменено на настоящего человека. Сначала женщина пела и смотрела на младенца, а затем отводила взгляд, продолжая петь.
На этот раз мозговые волны взрослого и ребенка были намного более синхронизированы. Ребенок был более заинтересован песней взрослого, даже если тот пел, не смотря на него. Ученые объясняют это тем, что синхронизация мозговых волн происходит не только потому, что младенец видит лицо или предмет, который его заинтересовал, но и имеет возможность начать коммуникацию.
Чтобы измерить намерение младенцев общаться, исследователи измерили количество звуков, которые они произносили в присутствии взрослого человека. Как и ожидалось, младенец произносил гораздо больше звуков, если взрослый смотрел на него. Дети, которые произносили более долгие звуки, имели большую синхронизацию со взрослым.
Коммуникация двух взрослых людей будет более успешной, если их мозговые волны синхронизируются. Хочу добавить ,а если взрослые еще и симпатизируют друг другу, то синхронизация удваивается.Ребенок да понятно все впитывает все познает в этом мире и звуки матери более приятны по тональности, чем звуки отца, даже если отец будет петь .
Конечно синхронизация мозговых волн происходит не только потому, что младенец видит лицо или предмет, который его заинтересовал, но и имеет возможность начать коммуникацию.
А эмпатия в это время , делает всё дело!
Хочу добавить Владимира ! Когда ты синхронизируешь Эмпатию с человеком смотря ему в глаза , не надо сразу класть руки на грудь для настройки более глубокого нейрофизиологического контакта. Потому что не многие понимают , что ты это делаешь во благо обоих ;)!!!
Во время прочтения возник вопрос о каком возрасте младенцев идет речь? Если это совсем маленькие детки,тогда речь шла о конкретном взгляде друг на друга или же хватало просто того, что ребенок лицом направлен на родителя? Я всегда считала, что младенцы до определенного возраста нескольких месяцев, видят размыто и к тому же не умеют фокусировать взгляд, поэтому мне странно представить как младенец смотрел видео и установил зрительный контакт с поющим там человеком.Скорее всего его просто держали напротив экрана, а уж куда направлен взгляд младенца довольно сложно определить если он совсем мал. Выходит достаточно,чтобы родитель сам смотрел в глаза ребенку и в таком случае даже если младенец еще видит размытые очертания лица, все равно мозговые волны синхронизируются. Насчет мозговых волн, спасибо как всегда есть что загуглить и почитать об этом поподробнее:) Из своего личного примера, иногда я способна лучше понять о чем речь и сосредоточится когда только слушаю человека и не смотрю на него. Так я не отвлекаюсь ни на что. А про эмоции, мы уже знаем что можно их воспринимать и спиной.Думаю, что особенно важен визуальный контакт с родителями для младенцев и маленьких детей, таким образом они будут чувствовать себя более спокойными,уверенными,а также предпринимать больше попыток общаться!
Спасибо за статью. Хотя в ней не указан возраст младенца, я знаю, что доверительный контакт устанавливается около 20 недель беременности. Разговариваешь с ним и гладишь себя по животику. Ребенок около 2-х лет вообще воспринимает тебя только глядя в глаза. Без этого хоть зазовись его, он будет делать свое: бежать куда глаза глядят, лесть куда не надо, хватать что ни попадя…
Статья мне не нова ! Но сейчас я понимаю уже намного больше чем раньше, особенно по поводу Эмпатии ;)! Не Зря в народе говорят , что глаза это зарыкало души. И в свете этой статьи хочу добавить , что глаза это зеркало эмоций . Смотря в них ты можешь сонастроится на их отражение , а значит отразить эмоции клиента. Хороших всем подключений , господа Аватары :))).
А вот «зыркало души» — это хорошо! Это реально круто!!! Я, пожалуй, заберу эту метафору себе. Когда более-менее освою «виделку», чтобы не ловить такие «галюны», как сейчас, буду называть ее этим термином:))) Ведь в считывании визуальных образов через время и пространство глаза точно не участвуют. Зыркало души — лучше не назовешь!!!:)))
Целиком и полностью согласна с данной статьей. На примере своего общения с ребенком много раз замечала, что большее взаимопонимание с ребенком модно достичь с ней, если говорить и смотреть на нее, «держать контакт». Если взгляд блуждает, или вообще не направлен на ребенка, то чаще всего ребенок также демонстрирует игнор. Много раз наблюдала, как «занятые» мамочки, убаюкивают ребенка, «залипая» в телефон, не смотря на ребенка, соответственно и ребенок с еще большей силой стремится привлечь родителя к контакту и дольше не засыпает. Как по мне, так если собеседник (не важно взрослый или младенец) смотрит на тебя, разговаривая с тобой, значит он готов проявить внимание и перейти к общению. Для младенцев, думаю, это выражено в большей степени, так как они понимают, что взрослый обращен на него, и сейчас будет оказано внимание.
Целиком и полностью согласна с данной статьей. На примере своего общения с ребенком много раз замечала, что большее взаимопонимание с ребенком модно достичь с ней, если говорить и смотреть на нее, «держать контакт». Если взгляд блуждает, или вообще не направлен на ребенка, то чаще всего ребенок также демонстрирует игнор. Много раз наблюдала, как «занятые» мамочки, убаюкивают ребенка, «залипая» в телефон, не смотря на ребенка, соответственно и ребенок с еще большей силой стремится привлечь родителя к контакту и дольше не засыпает. Как по мне, так если собеседник (не важно взрослый или младенец) смотрит на тебя, разговаривая с тобой, значит он готов проявить внимание и перейти к общению. Для младенцев, думаю, это выражено в большей степени, так как они понимают, что взрослый обращен на него, и сейчас будет оказано внимание.