Эффект сотой обезьяны – это гипотетический феномен, исходя из которого поведение или навык, усвоенный критической массой индивидуумов, распространяется на всю популяцию. Другими словами, это феноменально быстрое распространение какого-либо навыка или идеи по всему населению.

Неизвестные ученые изучали поведение макак на острове Якусима (Япония) в 1952 году и заметили, что некоторые макаки научились мыть батат (разновидность картофеля). Данное поведение быстро распространилось на молодых обезьян естественным путем, посредством наблюдения и имитации поведения других особей. Данный эффект описал ученый Уотсон, в своей статье он утверждал, что при достижении критического количества обезьян, усвоивших определенный навык, поведение мгновенно распространяется на всех особей, включая те, которые живут на других островах.

В дальнейшем писатель Кен Киз-младший популяризировал данную идею, описав явление в своей книге «Сотая обезьяна». Эффект сотой обезьяны он рассматривал как ключ к позитивным изменениям в мире. Явление быстро стало популярным, и даже появилось в педагогических книгах. Концепцию сотой обезьяны активно эксплуатируют психологи, ученые, коучи и бизнес-тренеры.

Однако, эффект сотой обезьяны – не более, чем миф. Рон Амандсон опубликовал статью в Обществе Скептиков, которая развеивала миф эффекта сотой обезьяны. Исходя из опровержения ученого, заявление о резком увеличении количества обезьян, которые приобрели навык мытья батата, было не более, чем преувеличением и излишним обобщением. На самом деле, навык в большинстве своем распространился лишь на молодых особей, которые учились у старших обезьян. У взрослых обезьян, которые ранее не знали, как мыть батат, навыка не возникало, если они не наблюдали подобного поведения. Старые обезьяны умирали, рождались новые, и особей, обладающих данным навыком, естественным образом становилось больше.

Утверждение, что поведение обезьян распространилось на особей, живущих на другом острове, также было не более чем преувеличением, которое легко объяснить тем, что несколько обезьян могли переплыть на соседний остров и «научить» своих сородичей.

Стоит отметить, что такой плод, как сладкий картофель (батат) не был доступен обезьянам до вмешательства ученых.

Похожие эксперименты:

Зачем человек копирует поведение собеседника?

Как работает механизм самообмана?

Выученная беспомощность

Подпишись на рассылку

email рассылки

Похожие статьи:

7 ПРИЗНАКОВ ВАШЕЙ ГЕНИАЛЬНОСТИ Среди самых неожиданных признаков гениальности – склонность к психическим расстройствам и тревожности, привычка спать до обеда и некоторые другие. ...
Когда перфекционизм становится проблемой?... Стремление к идеалу – продуктивное человеческое качество. В идеале оно предполагает способность представлять конечный результат и воспринимать его в к...
О ЧЁМ ГОВОРЯТ СНЫ И КАК ИХ ВИДИТ НАУКА Вам снилось когда-нибудь, что вас преследуют? Или что вы оказались голым в публичном месте? Парите над городом, словно птица? Заблудились в лабиринте?...

Оставайтесь в курсе и на facebook

 Оставайтесь в курсе 
новинок ПсиБлога

Подпишитесь на нашу рассылку
  и получайте новые статьи блога
   прямо себе на почту.

Электронная почта:
email рассылки

Перейти к верхней панели