Теория Колберга, которую мы обсуждали в прошлый раз, получила больше поддержки в научных кругах, чем теория Пиаже. Однако, и ее критики не обошли стороной (Snarey, 1987). Имеются исследования, которые подтверждают неизменность порядка и формы прохождения стадий морального развития по Колбергу (Walker, 1988, 1989; Rest, 1983). Теория также получила кросс-культурное подтверждение. На Багамах в течение 3-х лет наблюдали за детьми в возрасте от 8 до 17 лет. В результате был сделан вывод, что порядок стадий развития по Колбергу соответствует полученным в ходе исследования данным (White, Bushnell, & Regnemer, 1978). Исследования в Турции (Nisan & Kohlberg, 1982), на Тайване (Lei & Cheng, 1989), и в Израиле (Snarey, Reimer, & Kihlberg, 1985) подтвердили, что порядок и вид прохождения стадий не зависит от национальности. Очень немногие люди пропускают стадии или регрессируют в сторону более низких.
Несмотря на множественные доказательства того, что теория Колберга едина для людей любой национальности, было отмечено, что в некоторых культурах могут быть своеобразные смещения. Например, в Новой Гвинее общественные обязательства стоят выше индивидуального права, а в Индии любая форма существования, выбранная человеком, считается священной. Исходя их этого группой ученых (Snarey, 1987; Schweder & Much, 1987) был сделан вывод, что концентрация Колберга на индивидуальных правах и обязанностях может привести к недооценке нравственного развития в других культурах или исключить те области морали, которые присущи лишь одной культуре и являются уникальными.
Одним из вопросов интересовавших ученых был: «Можно ли изменить моральные суждения?». Для ответа исследователи использовали ролевые игры и методы моделирования. Одно из исследований (Bandura & MacDonald, 1963) показало, что переход к менее зрелым уровням морального суждения возможен. Но более значимыми считаются исследования, которые показали, что моральные суждения индивида легче перенести на более высокую степень, чем сдвинуть назад на более низкую (Rest, 1979, 1983; Turiel, 1966). Во время эксперимента давалась дилемма и два варианта ответа: один был на уровень выше, а второй на уровень ниже морального развития самого испытуемого. Важным моментом оказалось то, что люди выбирали тот ответ, который соответствовал более высокому уровню морального развития, чем их собственное (Rest, 1983). В целом, эти краткосрочные лабораторные исследования согласуются с мнением Пиаже и Колберга о том, что прогресс должен двигаться по направлению к более высоким ступеням, а не наоборот.
Наиболее впечатляющим доказательством, подтверждающим теорию Колберга, является 20-ти летнее исследование с участием 58-ми мальчиков (Colby, Kohlberg, Gibbs, & Lieberman, 1983). В начале эксперимента мальчикам было 10, 13 и 16 лет. В интервалах 3-4 года у каждого из них брали по 5 интервью относительно девяти гипотетических моральных дилемм. Только 2 испытуемых показали регресс в своих моральных суждениях. Пропусков ступеней отмечено не было. Подавляющее большинство остановили свое моральное развитие на четвертом этапе и только 5%, достигнув 20-ти лет, продолжили развивать свои моральные суждения. Во взрослой жизни у них был зафиксирован 5-1 уровень морального развития. Это говорит о том, что нравственное развитие не останавливается в юности, а продолжает прогрессировать и во взрослой жизни.
Тем не менее, доминирующая модель моральных рассуждений у большинства взрослых соответствует уровням 3 и 4. В эксперименте не было людей, которые достигли 6-го уровня. Чуть позже сам Колберг подверг сомнению практической ценности оценки историй для ответов на стадии 6. В итоге шестая стадия была исключена из последней формы системы подсчета моральных суждений (Colby & Kohlberg, 1987). Оказалось, что среди в обществе намного меньше Ганди чем первоначально представлял Колберг.
Другая критика исходит от феминистского движения, которое утверждало, что в теории Колберга есть уклон, против женщин, основанный на половой принадлежности.
Наконец, исторические события, с которыми люди сталкиваются по мере своего развития, могут способствовать их взглядам на мораль. Например, Колберг начал свое двадцатилетнее исследование в середине 50-х годов. В это время жители Америки переживали: борьбу за гражданские права, студенческие протесты, Вьетнамскую войну, Уотергейтский скандал и борьбу за права различных женских движений. Все эти события подняли вопросы справедливости и сфокусировали внимание общества на моральных проблемах. Весьма вероятно, что именно эти общественные события оказали общее влияние на представления людей о справедливости и изменили концепцию морали. Другими словами моральные установки предыдущих поколений, которые пережили депрессию в 1930-х годах и Вторую мировую войну в 1940-х годах могут сильно отличаться от моральных установок поколения, которые были погружены в события 1950-1970-х годов. Изменения в оценках морального суждения за последние двадцать лет, могут отражать культурные изменения, а также индивидуальный онтогенез (Rest, Davison, & Robbins), 1978, p. 272).
Оригинальная статья: E. Mavis Hetherington, Ross D. Parke – The biological bases of behavior. Child Psychology. A contemporary viewpoint. Fourth edition, 1993
Автор перевода: Золотухина Мария Сергеевна
Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна
Источник изображения: pexels.com
Ключевые слова: воспитание детей, мораль у детей, теория морального развития, теория морального развития Колберга, эксперименты Колберга, научная психология, психологические исследования
Благодарю за статью! Было интересно ознакомиться с заключениями учёных, которые исследовали теорию Колдберга . В итоге , сделала для себя несколько выводов : 1) порядок прохождения стадий Колдберга не зависит от национальности . 2) моральные суждения индивида легче перенести на более высокую ступень , чем сдвигать назад на более низкую . 3) установки предыдущих поколений , могут отличаться от моральных установок следующего поколения , что может влиять на формирование морали . 4) культурные изменения и индивидуальный онтогенез могут так же влиять на моральные установки . Прочитав все эти данные для себя я сделала вывод и поняла почему надо быть более толерантной. Не требовать от людей поведения , которое сформировалось в моей голове . Так как иногда на поведение человека могут влиять такие факторы , которые сформировали его моральные установки , из за причин перечисленных выше .
Из прочитанной статьи я узнала о ряде исследований, которые в основном подтверждают теорию морального развития Колберга. Подтвердилось, что люди в большинстве своем двигаются поэтапно к высшим ступеням развития, они редко возвращаются на более низшие стадии и редко нарушают порядок их прохождения. Также большое значение в процессе морального развития имеют исторические события в жизни людей. При этом было выявлено, что теория Колберга не предусматривала особенности разных культур. У меня вызвал вопрос тот факт, что в 20-летнем исследовании участвовали только мальчики. Интересно было бы узнать обоснование для такого выбора. Или феминистки всё же не безосновательно обвиняли Колберга? Кстати, интересно к какому уровню морального развития относил себя Колберг, тогда когда он предполагал, что людей, находящихся на шестом уровне развития больше, чем выяснилось в ходе эксперимента? Мне сложно разделить пятый и шестой этапы развития, они близки и взаимосвязаны. Может имело бы смысл их объединение? Ещё я узнала, что в моральном и нравственном развитии имеет значение не только индивидуальное развитие отдельного человека, но и культурные изменения в обществе в целом.
Интересно получается. Два дня назад моего папу обидели из-за места на стоянке и порезали резину. Я сутки ходил в глубочайшем протесте и раздражении. Изначально я был в ярости и готов был пойти на крайности. Спустя сутки ближе к вечеру у меня в голове сформировалась картина и осталось только принять решение. Первая идея — это отомстить, то есть воспользоваться старым и привычным топом мышления. Вторая идея — гласила, что если я так поступлю, то обесценю все свои изменения за последние 5 лет. Это был для меня как экзамен и только сегодня, на второй день, я определился, что лучше пропущу этот момент, тем самым закрепившись на более высоком уровне развития своего сознания. И вот эта статья, которая говорит, что мнение индивида проще перенести на более высокий уровень, чем на низкий. Видимо так и есть.
Мне кажется, что психологический механизм который я здесь вижу, это когда переростаешь в сознании какую-либо идеологию и она теряет над тобой власть. То есть единственный способ выйти из эгрегора, это перерости его в сознании.
Я не могу сказать когда и как это использовать, буду жить и благодаря мудрости (выводам из жизненного опыта) приходить к единству со Вселенной.
Видимо опять меня ждёт штраф)
Из статьи я узнала, что порядок и вид прохождения стадий не зависит от национальности
О выводе, что концентрация Колберга на индивидуальных правах и обязанностях может привести к недооценке нравственного развития в других культурах или исключить те области морали, которые присущи лишь одной культуре и являются уникальными.
Прочитала об исследовании, что переход к менее зрелым уровням морального суждения возможен. Но более значимыми считаются исследования, которые показали, что моральные суждения индивида легче перенести на более высокую степень, чем сдвинуть назад на более низкую, что прогресс должен двигаться по направлению к более высоким ступеням, а не наоборот.
Нравственное развитие не останавливается в юности, а продолжает прогрессировать и во взрослой жизни.
20 лет наблюдали за мальчиками и их стадиями развития морального развития.
Выяснилось, что практически все они развивались от низшей степени развития к высшей.
То есть от внешних стимулов к внутренним.
Этот эксперимент проводился в разных точках мира и практически не зависит от культурной среды. Универсальный принцип: человек с течение времени и своего развития совершенствует. Это прекрасно!
Думаю, что этот принцип можно перенести и на все человечество в целом. То есть из незрелого мальчика, которого стимулировали развиваться саблезубые тигры и быстроногие мамонты мы превращаемся во взрослого мужчину, который сам уже способен различать добро и зло. Делать выбор в пользу моральных принципов, которые будут полезны, а не те, которые короткосрочно приятны.
Хорошо, что люди в какой то мере развивается. Конечно если проанализировать своё окружение есть как и те кто развивается, а есть и те кто на протяжении нескольких лет никак не хотят что то изменить в жизни — что несомненно «грустно».
Спасибо за статью! Прочитав у меня, возникли вопросы. 1) может ли историческое время, когда живет человек и общества, которое его окружает влиять на его моральные нормы поведения. 2) Связано принятие высших норм морали с развитием самого человека? У каждого поколения есть свои нормы морали, идеалы и поведение. Естественно, что когда человек растет, то он прививает в себе те нормы поведения, которые его окружают. С ростом сознания и развитием себя как личность растет и переход из низшего к высшему. Единственное важное что я уяснил из данной статьи это то что себя всегда нужно развивать стремиться стать личностью.
Мне было интересно прочитать данную статью. Она показывает расширенные исследования теории Колберга в разных социокультурных условиях. Действительно, развитие морали зависит еще и от условий формирования личности. В Индии, например, большую роль играет своя культура, религия, когда священна любая форма существования. Т.е., проводя исследования в отдельно взятой стране (культуре), мы можем получить смещение результатов в ту или иную сторону. Не совсем понятны феминистские высказывания по поводу теории Колберга. Только лишь за то, что исследования проводились лишь у мальчиков? Не думаю, что другие исследователи не брали под наблюдение детей обоего пола. Показателен эксперимент с вариантами ответов выше и ниже собственного морального развития – люди в основном всегда стремятся развиваться и видеть себя немного лучше, чем они есть) Также бесспорным для меня является утверждение, что исторические события влияют на становление морали. Каждое новое поколение живет в разных условиях, в периоды различных социальных потрясений или стабильности, что не может не сказываться на формировании общих моральных принципов в определенных возрастных группах. В любом случае, основной вывод данной статьи – что нравственное развитие не заканчивается в детстве, а продолжается всю жизнь, и задача человека как личности – не останавливаться на достигнутом.
В статье нашёл подтверждение эволюции человека по спирали, то есть пока не пройдёт эта стадия следующая не наступит, а тем более невозможно перешагнуть через этап. Интересным показалось то, что мало таких как Ганди, по стадии морального развития. Также интересно что есть 5 стадий и они как то разделены например 5.1, интересно узнать как стадии называются и как проходят, в каком возрасте. Интересно и то, что на моральное развитие влияет культурный контекст. Также интересным и применимым в моей жизни является продолжение морального развития. Тогда встаёт вопрос, а как продолжать моральное развитие? И что значит моральное развитие? В статье даётся очень общая информация связанная с моральным развитием.
Из статьи узнала,что Колберга,как и Пиаже не обошли стороной критики.Они стали перепроверять уже имеющиеся результаты и подтвердили,что существует таки неизменность порядка и формы прохождения стадий морального развития по Колбергу.Но несмотря на множественные доказательства единства теории для любой национальности,было отмечено,что в некоторых культурах могут быть уникальные области морали,присущие только этой культуре.Другой вопрос,интересовавший критиков был:»Можно ли изменить моральные суждения?». И снова Колберг оказался прав.Исследования показали,что моральные суждения человека легче перенести на более высокую степень,чем сдвинуть назад на более низкую.Таким образом,за исключением некоторых дополнений, теория Колберга оказалась верной и жизнеспособной.
Спасибо за статью. Я узнала, что учёные уделяют много времени, чтобы разобраться в психике людей. Эти эксперименты дают представления о том, что происходит с человеком. Скорей всего, учёные фиксировали больше информации про детей, чтобы понимать, почему моральные принципы развивались или стояли на месте. Я согласна с тем, что моральные принципы существенно не отличаются в разных странах. Я ещё в прошлой статье подумала. а может ли моральное суждение деградтровать? Как показало исследование — может, но в незначительной степени. Всё же человек склонен развиваться, от этого и его моральные принципы развиваются. И наконец, полностью согласна, что у поколений моральные установки могут отличаться. Все это будет зависит от обстоятельств и ситуации в стране, в которой живёт человек.
Спасибо за статью! Как только, после прочтения предыдущей статьи стало более понятно о развитии морали благодаря исследованию Колберга, как тут же появляется новая статья в которой интересно было читать заключениями учёных, которые исследовали теорию Колдберга . В итоге для себя узнала нового: порядок прохождения стадий Колдберга не зависит от национальности; моральные суждения человека легче перенести на более высокую ступень, чем сдвигать назад на более низкую; установки предыдущих поколений , могут отличаться от моральных установок следующего поколения, что может влиять на формирование морали; культурные изменения могут так же влиять на моральные установки, так как могут иметь уникальные особенности. Все эти аспекты дополнили моё представление о теории развития морали. Буду с нетерпением ждать другие статьи, в которых скорее всего будут ответы на возникшие у меня вопросы.
Крайне интересная статья, говорящая об исследовании в ходе которого было определено, что порядок и вид прохождения стадий развития по Колбергу не имеет никакой зависимости от национальности испытуемых. А так же показательно, что совсем малое число людей пропускают стадии или «спускаются» на более низкую стадию. Однако примечательно и то, что в зависимости от культур может происходить некое смещение этого развития. Конечно же изменение моральных суждений реально и даже в какой-то мере естественно, если конечно для этого наличествует подходящая среда. В какой-то культурной среде такая гибкость и возможность для развития и преобразования моральных суждений попросту отсутствует либо сильно ограничивает и тормозит, где-то наоборот способствует формированию новых взглядов и развитию суждений.
Спасибо за статью. Я думаю что очевидно, что моральное развитие не зависит от национальности, просто есть немного разные устои стран, в той-же самой религии и тому подобное, но это же ведь не значит, что человек может из-за этого морально развит выше или ниже по сравнению с кем-то. По поводу эксперимента, мне не понятно, почему эксперимент проведённый Колбергом был только на мальчиках. Я даже сама немного прочувствовала какую-то дискриминацию во время прочтения. Опять же, в его эксперименте не было тех, у кого был 6 уровень развития, но я считаю это не повод для исключения данного уровня. Ведь не зря его ввёл Пиаже, не просто же так он откуда-то ее взял. Может это какие-то исключительные единицы? Ведь не зря же упомянуть, что теория Колькрга для всех национальностей, но все таки нужно принимать во внимания особенности разных культур.
Из статьи узнала, что в большинстве случаев моральные суждения человека переносятся на более высокую ступень, чем сдвигаются назад. Но при этом случаи регресса всё же имеются. То есть расслабляться не стоит, развитие — развитие — и еще раз развитие.
Меня удивила выборка мальчиков для исследования. Интересно было бы узнать, по какой причине в ней не было девочек. И интересно также было бы сравнить, есть ли какие-то отличия в суждениях между мальчиками и девочками.
Также из статьи я узнала, что порядок и вид прохождения стадий не зависит от национальности, но могут быть некоторые смещения.
И конечно же полностью согласна с мнением, что моральные установки разных поколений отличаются друг от друга. Исторические события, несомненно, влияют на это.
Для себя увидел, что в вопросах морали прогресс движется по направлению к более высоким ступеням, а не наоборот. Хотя есть примеры людей с деградацией их моральных суждений. Но они скорее исключение из этого правила. Увидел, что теория Колберга убедительно была доказана в разных странах и культурах. И заодно показано, как культура может влиять на индивидуальные особенности нации. Это на мой взгляд говорит об огромной силе «культуры» и какое воздействие может иметь на людей. Такое что может менять моральные устои общества. Также заметил, что достижение 6го уровня доступно для единиц. и большинство все равно находятся в середине. Я думаю это не случай, а нужно чтобы легче обществу управлять отдельными людьми.
Поскольку статью пишу в ситуации объявленной недели каникул на фоне мировой пандемии короновируса, мне интересно как это событие может повлиять на представления людей о справедливости и будут ли какие-то изменения в будущем по поводу морали. Сейчас уже наблюдаю, что многие молодые люди предлагают оказать помощь в пошиве масок, приобретения продуктов для стариков и т.Ни это ли постепенное движение к той самой заветной 6-ой стадии, которую в последствии Колберг исключил из исследований?. Для меня было интересным тот факт, что моральные суждения людей находятся на более высокой стадии, чем они сами демонстрируют в своей жизни. Стоп. А это разве не про 3-ую ступень (желание казаться «хорошим»?). Опять же данная теория ограничена культурными ограничениями, историческими особенностями, географической расположенностью и конкретным полом. На самом деле-почему в исследовании принимали участие только мальчики?
Из этой статьи я узнала, какие еще проводились исследования учеными для подтверждения или опровержения теории Колберга. Как оказалось, что порядок и вид прохождения стадий морального развития все же не зависит от национальности и что очень малое количество людей пропускают стадии или регрессируют в сторону более низких. В общем, любому человеку легче перейти на более высокую степень, чем сдвинуться назад на более низкую. А еще, очень интересным стало для меня исследование, в котором участвовали только мальчики и в какое время оно проходило, в середине 50-х годов, когда все были в напряжении и от каждого требовалось какое-то моральное действие. Сейчас совершенно другое время, но я считаю, что теория Колберга актуальна и по сей день. Вопрос в том, упало ли моральное развитие нашего общества и на какой стадии в среднем оно находится. Конечно, как и прежде, каждый остается индивидуален, но все же интересно было бы прочесть про исследование, которое проводилось бы в наше время. Спасибо за статью.
Из статьи я узнал, какие несостыковки находили критики в теории Колберга, а именно Концентрация Колберга на индивидуальных правах и обязанностях может привести к недооценке нравственного развития в других культурах или исключить те области морали, которые присущи лишь одной культуре и являются уникальными. Например, в Новой Гвинеи общественные обязательства стоят выше индивидуального права.
Феминистское движение, критиковало ученого за то, что в теории есть уклон, против женщин, основанный на половой принадлежности.
Исторические события, с которыми люди сталкиваются по мере своего развития, могут способствовать их взглядам на мораль. Т.е. моральные установки поколения, которое пережило депрессию в 30-х гг. и Вторую мировую войну, а именно эти люди попали в эксперименты Колберга, могут сильно отличаться от моральных установок поколения 50-70-х годов.
Но помимо этого, в статье приведено немало исследований, которые подтверждают эту теорию морального развития. Так, и другие ученые доказали,что прогресс должен двигаться по направлению к более высоким ступеням, а не наоборот. Ситуации, когда люди возвращаются на предыдущую ступень развития нравственности и морали скорее исключения и таких примеров было крайне мало в проведенных экспериментах.
Также интересно, что позже сам Колберг внес изменения в свою теорию, убрав 6 стадию морального развития. Оказалось, что в обществе намного меньше людей, наподобие Ганди, чем первоначально представлял исследователь.
Спасибо за статью. Интересно было узнать, что моральные нормы, развитие моральных суждений индивида не имеет национальных особенностей, но при этом имеет значение исторические события и культурные особенности конкретной страны или национальности. Осталось не понятным почему Колберг проводил свои исследования только на лицах мужского пола. Есть ли какие-то особенности в этом плане у девочек? Очень важно, что каждый индивид проходит все ступени развития, не пропуская ни одной. Кто-то останавливается на определенном уровне, другие же продолжают развиваться дальше. Интересно, что в данном процессе практически не наблюдается регресс. То есть, повысить уровень можно, а вот понизить нет. Влияют ли на такое развитие какие-то события, происходящие в жизни конкретного человека? Думаю, что должны.
Понятие морали для меня достаточно расплывчато по прочтению статьи. Соглашусь — что для разной нации, для разного времени и для разной культуры как ни странно понятие морали будет разным. Связно это с прогрессом или регрессом — тут под вопросом. Просто оно иное. На него оказывают влияние многочисленные факторы. И мораль можно навязать. Давайте вспомним знаменитое окно Овертона…Или множество других экспериментов, которые могут перевернуть все представление человечества о понятиях морали. Безусловно — опираясь на факты данной статьи, можно теперь с уверенностью говорить, что человек только прогрессирует и движется вперед. А назад дороги нет. Хотелось бы в это верить, хотя с трудом — так как есть еще состояние стагнации, о чем не было упомянуто.
Узнал, что были проведены более глобальные исследования. И то, что моральное развитие не зависит от национальности. Как и ранее я говорил, что скорее всего моральное развитие отстаёт только у мало развитых людей, то есть например в племенах, в которых дети не получают образования.
Удивил масштаб исследований и очень большая протяжённость, обычно исследования не длятся так долго, так как они могут потерять финансирование, либо тот кто затевал исследование, мог как-то прекратить участи в нём и проект загибается.
Понятия остались теми же, но я теперь знаю что шестую стадию сам Колберг исключил.
Наверно всё тоже, понимание развития морали.
Всё на те же и на то, что феминистки нашли и тут до чего докопаться.
Спасибо за статью. К сожалению в современном мире, вопросы морали и нравственности стоят обычно на последнем месте. Сначала мы стремимся приобрести знания, выстроить отношения, достичь определенного статуса, заработать материальные блага и только потом начинаем задумываться о вопросах морали. Только-вот общество не всегда выделяет нравственность как задачу развития. Сейчас родители стали больше любить своих детей и реже жестоко наказывать, и это радует. Но при этом мы часто впадаем в другую крайность, когда любовь начинают понимать как вседозволенность, попустительство, тотальную свободу. Это опасный путь, поскольку регуляторные процессы закладываются уже в младенческом возрасте. Младенцу, вцепившемуся в волосы бабушке, нельзя объяснить, почему это плохо; но дать понять, что так делать нельзя — можно и нужно.
Продолжаем изучать теорию морального развития Колберга. В этот раз много рассказано про то как данную теорию подвергли проверке. Судя по статье теория подтверждена, хотя и была подвержена критике, как сказано в статье. Подробно рассказано про ее доказательство с примером, про детей разных возрастов. Новое для меня, это то что данная теория не для любой национальности, как понял есть уникальные культуры для которых концентрация на индивидуальных правах и обязанностях может привести к недооценке нравственного развития. Интересно рассказано про исследование с мальчиками разных возрастов, что они развивались от внешних стимулов к внутренним. Хотя по этим исследованиям не понятно одно почему везде мальчики. А, что исследования на девочках не проводились?
Спасибо за статью.Интересная и полезная информация.Новое из статьи узнала, что порядок и вид прохождения стадий не зависит от национальности, было отмечено, что в некоторых культурах могут быть своеобразные смещения. Так же новым для меня были исследования учеными для подтверждения или опровержения теории Колберга. Интересно было узнать про эксперимент с мальчиками разных возрастов (10, 13 и 16)лет. В интервалах 3-4 года у каждого из них брали по 5 интервью относительно девяти гипотетических моральных дилемм. Только 2 испытуемых показали регресс в своих моральных суждениях.Согласна, что у поколений моральные установки могут отличаться. Все это будет зависеть от многих фактов и обстоятельств.
Насколько я поняла, несмотря на свою универсальность, теория Колберга имеет ряд ограничений, основанных не столько на национальности, сколько на различии в моральных приоритетах некоторых общностей по сравнению со структурой приоритетов, считающейся общей. Тем не менее, даже в этом случае меняется только порядок ступеней, но не принцип развития по ним. Кроме того, интересным для меня стал тот факт, что наиболее вероятным путем развития является переход к более высоким ступеням, а не регресс на нижние. Казалось бы, второй закон термодинамики говорит нам о стремлении всякого процесса к хаосу, и мы вроде даже наблюдаем такие явления, как криминализация общества в отсутствии контролирующих органов, тем не менее условиях эксперимента испытуемые выбирают вариант, соответствующий более высокой ступени морального развития. Лично я могу связать этот факт только с так называемой «ошибкой наблюдателя», то есть моральным давлением экспериментатора и самих условий эксперимента на выбор испытуемого. Иначе как объяснить тот факт, что большинство остановилось на 3 -4 ступени развития и никто не достиг шестой?.
Статья подтвердила мою идею о том, что большинство людей находятся на 2 уровне нравственного развития. Очень интересными были упоминания экспериментов в разных странах, а также фокусировка на исторических событиях. Получается, на развитие морали человека влияют его познавательные способности, а также внешние факторы. К последним можно отнести культурные особенности социальной группы, к которой человек относится, а также события, меняющее общие моральные устои. Меня приятно удивили выводы из эксперимента по изменению моральных суждений. То, что человека сложно заставить спуститься на более низкий уровень, натолкнуло меня на интересную мысль. То, что человек «перерос» определенный этап, убедился в его несостоятельности, делает невозможным возврат на этот этап развития. Это значит, что большинство людей склонны доверять себе и своим суждениям больше, чем влиянию извне. А переход на более высокий уровень невозможен без принятия его человеком. Поэтому сказать человеку, как правильно, недостаточно. Человек достигнет этого этапа в процессе познания.
Как и во всем, исключения могут быть, но в целом я понял, что теория и исследования Колберга находят свое подтверждение. На мой взгляд интересен вывод этих исследований, что очень немногие люди пропускают стадии или регрессируют в сторону более низких. То есть, если человек прошел определенные стадии морального развития, то в принципе это становится частью личности и характеризует личность и назад дороги нет у подавляющего большинства. Интересен был факт того, что появились сомнения о точности исследования, несмотря на то, что длилось оно достаточно долго, в плане влияния на испытуемых той обстановкой, которая была на тот момент в стране. Вот взяли бы и не сомневались, а провели точно такое же исследование сейчас. И могли бы сравнить на сколько общественное мнение разных эпох развития страны, повлияет на результаты. Спасибо за статью.
Статья посвящена расширению исследований на основе теории Колберга о моральном развитии. Узнал, что была подтверждена кросс-культурная достоверность его теории. Однако, были выявлены и некоторые упрощения в теории, которые не позволяют оценить уникальные культурные или индивидуальные случаи. Интересно было узнать, что моральные суждения легче меняются по направлению к более высшим ступеням развития. Иными словами, регресс возможен скорее объективно, в виду каких-то особенностей развития человека. Прогресс же всегда в приоритете. На мой взгляд, это может быть следствием влияния общества, социума, как более желательный вектор развития морали. Также интересно было узнать, что сам Колберг исключил высшую степень морального развития из своей системы, основываясь на крайней малочисленности таких случаев. Как мне кажется, это было сделано не потому, что он усомнился в своих выводах, а просто для более полного соответствия модели текущей реальности. Возможно, в будущем, когда уровень морали в обществе вырастет, эту ступень снова станут рассматривать как актуальную.
В продолжение статей об исследовании морального развития для себя поняла, что изменение между стадиями легче даётся в переходе на уровень выше, чем регресс на уровень ниже. Как показал эксперимент. Ещё стало интересно, что при прохождении развития морали все стадии соблюдались , не было перехода через стадию. Так же стало ясно, что регресс имеет очень низкий процент. И моральное развитие не прекращается в юношеском возрасте, а развивается всю жизнь. Так же на оценку морального суждения могут влиять культурные изменения и индивидуальное развитие.
Из статьи я узнала, что теория Колберга получила больше поддержи в научных кругах, чем теория Пиаже, что не может не радовать, так как и мне она по душе. В ходе исследований были получены подтверждения порядка следования стадий развития, описанных Колбергом. Кроме того выяснилось, что моральные суждения меняются. Причем прогресс в нравственном развитии двигается в сторону к более высоким ступеням, а не к более низким. Результаты проведенного эксперимента, в которых говорится о том, что людей, достигших 6 этап теории нравственного развития, в числе исследуемых, не оказалось. А это означает, что либо система оценки была определена неверно, либо людей, соответствующих 6 этапу настолько мало, что ни один из них не попал в исследуемую группу.
Из статьи я узнал, что большинство взрослых по уровню нравственности соответствует уровню 3,4 по Колбергу. Этот факт меня немного приободрил, ибо в предыдущей статье на данную тему я как раз отнёс свой уровень где-то на уровне 3. Так же я узнал, что теория Колберга доказана для разных стран и национальностей. Как я понимаю, теория Колберга хоть и была разработана 60 лет назад, но не теряет своей актуальности и в настоящее время. Несмотря на то, что в некоторых обществах порядок ступеней, установленный Колбергом, может меняться местами. Однако ж, и в этом случае происходит переход к более высоким ступеням развития от нижних. Прочтение статьи заставило меня задуматься о том, что влияет на конечный этап развития нравственности. Исходя из теории нравственное развитие происходит и во взрослой жизни. Однако ж редко кто доходит до пятого и уж тем более до шестого уровня. Видимо, перенести уровень морального суждения на более высокую ступень всё-таки более сложно, чем оставаться на текущем уровне.
Спасибо за статью! Мне в принципе интересна тема того как формируется моральное суждение. Интересным было открытие, что моральное суждение формируется на протяжении всей жизни, а не только закладывается в юности, и может видоизменяться в зависимости от многих фактов и обстоятельств. Интересен тот факт, что моральные суждения формируются под гнетом исторических событий, ведь, как верно подметил автор, что именно какие-то исторические события способны оказывать общее влияние на представления людей о справедливости и формировать концепцию морали. Впечатлило исследование длиною в 20 лет, которое подтвердило теорию о том, что прогресс должен двигаться по направлению к более высоким ступеням, а не наоборот.
Любая теория продолжает развиваться, пока её развивают тогда, когда она показывает реальные результаты с подтверждением. Но её развитие может быть разным. Оно может быть интенсивным и выходить на новый уровень благодаря новым исследованиям, а может быть тупиковым тогда, когда новые исследования дают сомнительные результаты. Новые исследования показали, что в основе своей люди, по шкале Колберга, достигают 3 или 4 уровня и очень редко 5, и ни одного такого человека у которого есть 6 уровень. Видимо 6 уровень, уровень святого? Человека, который всегда и везде действует из высших моральных критериев. То, что многие останавливаются в своем моральном развитии. Видимо сталкиваясь с реальностью жизни, они понимают, что жить всегда правильно практически не возможно. И тогда когда они начинают принимать решения и совершать поступки, соотносясь с реальностью, и немного пренебрегая моралью. Главное, чтобы тревожность относительно того, что человек принял решение, поступившись своими принципами, не была такой силы, чтобы нанести вред.
Из статьи я узнала, что теория морального развития Колберга получила больше поддержки в научных кругах, чем теория Пиаже. ПРичем, ее тоже критиковали и подвергали неоднократной проверке. В результате 3-х летних наблюдений за детьми от 8 до 17 лет были подтверждены следующие выводы: 1) порядок и вид прохождения стадий не зависит от национальности — они везде одинаковы с некоторыми отклонениями. 2)Очень немногие люди пропускают стадии или регрессируют в сторону более низких.то есть человек выбирает более высокий уровень, если стоит перед выбором. 3) В эксперименте не было людей, которые достигли 6-го уровня. В итоге шестая стадия была исключена из последней формы системы подсчета моральных суждений.4) моральные принципы могут изменяться под воздействием исторических событий.
Из статьи я узнала , что в вопросе морального развития национальность не имеет значение . Хотя некие «отклонения от общепринятого» все же иногда встречаются . Так же узнала про этажность развития . Что идёт оно «от низшего к высшему» . Так же поразилась тому , как люди могут быть увлечены своей работой . Далеко не каждый думаю сможет проводить исследования на протяжении двадцати лет . Было бы крайне интересно почитать о подобном исследование в наши дни . Ведь общество не стоит на месте , соответственно этапы развития могут меняться . Хотя и двадцать лет для истории человечества много . А там все подтвердилось. Спасибо за статью .
В предыдущей статье я чуть было не присвоил себе 5 этап нравственного развития, в этой статье оказалось, что 6 надо убрать, 5 максимальный, возникли у меня к себе вопросы, насколько я себя объективно оценил, либо не совсем понял значение этапов. Интересным было узнать, что для большинства национальностей эта модель корректна, за исключением наверное тех стран, где есть культурные/религиозные особенности. Так же обратил внимание на то, что подноготных рода исследования не всегда могут показывать достоверную информацию из-за бурно меняющейся обстановки в мире, например глобализации. Так же отметил, что большинство людей больше склонны к прогрессу, благодаря проведенным исследованиям это было доказано.
Познавательно, то что нельзя вернуться на уровень ниже морального развития, а только перейти на уровень выше. Исследование мальчиков до 20 лет выявило, что моральное развитие не останавливается. Мне кажется, что развиваться можно в любом возрасте и с точки зрения морали. И интересно было узнать про национальные различия в моральном развитии. В зависимости от национальных традиций. В силу исторических событий могут менять нравственные суждения. Оказывают общее влияние на представления людей о справедливости. А феминистки нигде не упустят своей возможности отстоять права. Даже в таком безобидном исследовании смогли найти подвох. И ущемление прав женщин. Вот им заняться нечем.
Спасибо большое за статью!
В предыдущей статье по этой же самой теме возникли вопросы, как происходит развитие морали и нравственности, как происходите переход с одного уровня на другой.
Приятно было узнать, что в проведенном эксперименте подростки выбирали вариант, соответсвующий более высокому уровню морали и нравственности, чем у них — это обнадеживает.
Также в прошлых статьях у меня возник вопрос, существует ли влияние национальности на развитие морали. Как и ожидалось, существует не столько влияние национальности само по себе, а скорее некоторые особенности, присущие конкретной культуре, в которой человек развивается. Интересно, что до уровня 6 не дошел ни один молодой человек, однако до 5 уровня долго малая доля. Видимо, для этого требуется высокий уровень личностного развития и приложение сверхусилий.
Благодарю за статью. Узнала подробности эволюции теории морального развития Колберга.
Порадовал тот факт, что «моральные суждения индивида легче перенести на более высокую степень, чем сдвинуть назад на более низкую». Прогрессируем, несмотря на ни на что. Было доказано, что лишь незначительное количество людей регрессируют в сторону более низких стадий морального развития или допускают пропуск стадий. Несмотря на разные культурные традиции людей разных национальностей, теория Колберга едина и не теряет своей актуальности.
Очень наглядно можно проследить, что моральные установки разных поколений могут сильно отличаться. Это объясняется историческими событиями, которые им пришлось пережить. Очевидно, что наши моральные установки отличаются от установок наших бабушек и дедушек.
Прочитав все эти данные для себя я задумалась почему надо быть более толерантной и терпеливой к окружающим. Я счастлива потому что От людей я не жду какого-то поведения , которое сформировалось в моей голове . Так как иногда на поведение человека могут влиять множество факторов.И как раз статья мне еще раз показывает причины того,почему мы все ведем и реагируем по-разному .
Познавательно, то что нельзя вернуться на уровень ниже морального развития, а только перейти на уровень выше. Я вот себя конечно же на 5 уровень ставлю,но не уверена)
Исследование мальчиков до 20 лет выявило, что моральное развитие не останавливается. Радует одно — что нравственное и моральное развитие возможно с возрастом !Спасибо
Отметил для себя в этой статье, что нравственное развитие не останавливается в юности, а продолжает прогрессировать и во взрослой жизни. Так же отметил, что моральные суждения индивида легче перенести на более высокую ступень, чем сдвинуть назад, да и к чему это, когда путь к совершенствованию лежит только вперед, с закрепление пройденных позиций. Также большое значение в процессе морального развития имеют исторические события в жизни людей, когда люди переживают из-за каких-то протестов, войн и т.д. В этот момент им просто не до морали. А вследствие этого могли произойти и культурные изменения в народе и индивидуальный онтогенез. В любом случае, человек начавший свой путь к совершенствованию, не должен останавливаться на своих достижениях, их нужно постоянно закреплять и развивать снова и снова.
Можно ли изменить моральные суждения? Интересный вопрос.На мой взгляд все зависит от индивида,от его среды обитания и от его желания развиваться и что то менять в своих представлениях о жизни в целом.
Думую ,что когда стоит выбор перед человеком какой уровень развития выбрать ниже или выше, любой уважающий себя индивид выберет тот, который приведет его к лучшим жизненным возможностям и соответственно улучшая свою жизнь ему прийдется работать над собой, автоматически прогрессируя двигаться по направлению к более высоким ступеням морального развития , а не наобарот.Сейчас такое время стремительное, чуть отвлекся на передышку, а когда решил продолжить свой путь понимаешь что уже далеко и на много отстал.
Статья является продолжением обсуждения теории морального развития Колберга. Интересно было узнать, что ее пытались опровергнуть, но новые исследования лишь подтвердили ее. Доказав, что принципы морального развития не сильно отличаются при межкультурном сравнении. Порадовало также то, что развитие морали имеет только прогрессивный рост в течении жизни. Лишь немногие испытуемые показали снижения уровня моральных суждений. «Нравственное развитие не останавливается в юности, а продолжает прогрессировать и во взрослой жизни».На развитие также оказывает влияние существующие проблемы в обществе в тот или иной период жизни человека. Что тоже понятно. Если человек заботится о том, как не умереть с голоду, например, в послевоенное время, ждать от него морального уровня Ганди бессмысленно.
ТОлько вперёд. Регресс отмечен у 2 человек. Это меня порадовало. теория развивалась в непростое время и на сегодняшний день актуальна! Все люди в своём развитии проходят эти этапы. Кольберг убрал 6 уровень, понимая, что таких людей нет… Идеалы при ближайшем рассмотрении не такие уж и идеальные. Знакомо… Очень ясно описано в статье, что национальность не влияет на развитие морали и только при наличии сильных различий построения внутри общества, что является скорее исключением, может повлиять на моральные установки и ценности в развитии ребёнка и человека в целом. Так же рад, что и в этой теории подтверждается, то что люди могут развиваться всю жизнь. Это толкает на новые идеи и является моим драйвером нет предела, только вперёд!
Спасибо за такую не одназначную статью. Настоящая статья является исключительно ознакомительной, но смысловой нагрузкой здесь является то что мораль может зависеть от этноса и исторически-социальных потрясений в обществе. В доказательство этому сам автор говорит что двадцатилетний эксперимент был начат в 50-х годах. Что на протяжении всего эксперимента влияние на испытуемых оказывали социальные факторы такие как война во Вьетнаме, феминистическое направление и многое другое. То есть мораль может меняться исходя из социальных событий в обществе, и даже Колберг исключил из своей теории 6 этап морального развития. Я считаю что данная информация достоверна действительно моральные принципы зависят от эпохи. Так как я думаю абсолютной морали как таковой не существует есть лишь принципы доступные здесь и сейчас. Единственное что не изменно это основы нашего морального воспитания.
Что-то я запуталась… Если в предыдущей статье рассказали, что моральные суждения развиваются в 6 этапов и это не сильно зависит от возраста, то почему возник вопрос можно ли их изменить? Я поняла так, что ответ на этот вопрос очевиден… но раз ученые решили все это исследовать наверно я поняла не совсем верно… Получается, что в той или иной степени, на каком бы этапе развития моральных суждений человек не находился, в нем есть общее стремление к их развитию. при этом, получается, что действительной развиваются очень мало людей. Как показало исследование лишь двое из почти 60 человек изменили свои моральные суждения после 20 лет. Для меня эта информация ценна по двум причинам. Первая — мне надо учиться принимать людей, такими какие они есть, с тем уровнем моральных суждений, неврозов и прочего, которые у них уже есть. И вторая — воспитание это действительно трудная задача, поэтому великих педагогов не так уж и много.
Спасибо за стать. Вообще было бы интересно пройти этот тест Колбера самостоятельно и посмотреть какая стадия моральных суждений у меня и насколько она соответствует моим внутренним суждениям на этот счет. Так, я рад, что в степени моральных суждений есть идея о том, что они скорее развиваются у человека и в меньшей степени подвержены деградации. Хотя с последним я бы поспорил, ведь очевидны примеры поведения немцев в 40ых годах, когда вся «моральная» нация, стала внезапно считать отличных от них людей за нелюдей. Но так или иначе, для меня эта статья безусловно полезна, ведь она показывает точку зрения исследователя, с примером экспериментов и т.д. Так же благодаря статьям этого автора, я увидел, что мои собственным моральные суждения не так высоки как я думал.
После прочтения статьи Теория морального развития Колберга я ознакомился с моделью изучения норм морали, исходя из проведенных им экспериментов, которые дали возможность отследить каким образом и до какого уровня у людей происходит развитие моральных суждений.Меня удивило , что у разных народов принцип развития морали мало в чем отличается,но есть определенные особенности. К тому же , как показывают исследование люди стараются развиваться в своих моральных суждениях, хотя есть те которые в них деградируют.В профессиональном и личностном плане для себя отметить , что процент людей который достиг 6 уровня моральных суждений настолько низок , что можно сказать их нет, а большинство находится на стадии 3-4, понимая это нет смысла от людей требовать слишком много они этого просто не могут понять. Статья подтолкнула меня более подробно изучить стадии развития моральных суждений. Спасибо.
Читая продолжение исследования , морального развития для себя поняла, что эта тема актуальна и волнует многих ученых, раз исследования продолжаются. Интересно было, что и в новых исследованиях , т.е на другом поколении детей, если сравнить по дате исследований- Колберг, 1963г, новые исследования 1987г и более поздние, подтверждают неизменность прохождения стадий морального развития. При этом изменения могут быть, но они связаны с культурой, а не с национальностью ребенка. Особенно интересно стало то, что достигнув высоких моральных стадий, человек не регрессирует к более низким. Хорошо, что ученые пришли к выводу, что моральное развитие не прекращается с достижением возраста совершеннолетия, а продолжает развиваться, правда не у всех. По себе знаю, что с моим взрослением ко мне приходит более осознанный взгляд на происходящее. Или это связанно с тем, что с возрастом я узнаю больше информации и мой мозг анализируя ее делает новые выводы или получает подтверждение сделанным уже. В статье приводиться вывод исследований, что на моральные суждения могут влиять исторические события. С этим согласна и считаю, что разница в моральных суждениях в момент например эпидемии и в спокойное время будет отличаться. Конечно феминистки не довольны, ведь нет ответа почему в исследованиях принимали участия только мальчики. Может продолжатся исследования на эту тему и мы увидим результат исследований с участием детей разных полов.
В статье я познакомилась с исследованиями, которые подтверждают неизменность порядка и формы прохождения стадий морального развития по Колбергу.
Наблюдения ученых показали, что:
Порядок и вид прохождения стадий не зависит от национальности
Переход к менее зрелым уровням морального суждения возможен. Но более значимыми считаются исследования, которые показали, что моральные суждения индивида легче перенести на более высокую степень, чем сдвинуть назад на более низкую
То есть прогресс должен двигаться по направлению к более высоким ступеням, а не наоборот.
Это говорит о том, что нравственное развитие не останавливается в юности, а продолжает прогрессировать и во взрослой жизни.
Изменения в оценках морального суждения за последние двадцать лет, могут отражать культурные изменения, а также индивидуальный онтогенез.
Из статьи я узнал, какие нестыковки находили критики в теории Колберга, а именно:
Ученый слишком большое внимание уделял личному праву и обязанностям. Он недооценивал нравственное развитие в таких культурах, где области морали, являются исключительными, и которые присущи лишь этой культуре. Например, в Новой Гвинеи общественные обязательства стоят выше индивидуального права. Культура Индии с ее кастовым подходом тоже находит отражение в развитие морали населения этой страны.
Феминистское движение, критиковало ученого за то, что его теория принижает женщину. Но я такого в его теории не заметил.
Мне близка мысль, что произошедшие ситуации, с которыми люди сталкиваются в своей жизни могут влиять на их взгляды на мораль. Поэтому для меня кажется логичным, что моральные установки поколения, которое пережило депрессию в 30-х гг. и войну, а именно эти люди попали в эксперименты Колберга, могут сильно отличаться от моральных установок поколения 50-70-х годов. Другими словами, это вечная проблема отцов и детей