Обучение психологии онлайн
Воронежский Институт Психологии >

«Рассказ служанки» — популярный американский сериал, основанный на одноименной книге канадской писательницы Маргарет Этвуд. Действие первого сезона заканчивается там же, где и книга, и это означает, что второй сезон, девять серий которого уже вышли, основан не на романе Этвуд, а создан сценаристами при участии писательницы.

Этвуд говорит, что два наиболее частных вопроса, которые ей приходится слышать – это: «Является ли сериал профеминистским?» и «Является ли он антирелигиозным?».

Прежде чем ответить на эти вопросы, обратимся к сюжету сериала.

Почему нас интересует «Рассказ служанки»?

«Рассказ служанки» получил так много внимания из-за опасения людей, что что-то подобное может произойти в реальности. Этвуд так рассказывает о мотивации к написанию книги: «Я росла во время Второй мировой войны и уяснила, что может произойти все что угодно». Действительно, в «Рассказе Служанки» нет каких-либо принципиально новых технологий, воображаемых гаджетов, никогда не существовавших законов или ранее не ведомых изощренных жестокостей. Все, что мы видим в книге и в сериале, уже когда-то происходило или происходит сейчас, будь то жесткое обращение с женщинами или тоталитарный режим государства.

Действие сериала разворачивается в Америке в неопределенном будущем. В мире распространяется эпидемия бесплодности и все меньше женщин способно вынашивать и рожать детей. Одновременно с этим к власти приходят пуритане-фундаменталисты. Они рассматривают бесплодность как Господнюю кару за развращенность светского общества, которое позволяет себе секс «просто для удовольствия» и, не желая расплачиваться за это удовольствие, прибегает к контрацепции и абортам.

Чтобы захватить государство, пуритане убивают президента и членов конгресса и обвиняют в этом Исламских фундаменталистов. Они отменяют действие Конституции, устанавливают военный режим и образуют Христианское теократическое государство, которое известно как Республика Галаад. Женщинам в этом государстве запрещено иметь частную собственность, деньги и работу, им запрещено даже читать.

Все женщины, вступившие в повторный брак, считаются государственными изменницами. Те немногие, которым посчастливилось остаться фертильными, отправляются на перевоспитание в «красные центры», где их держат силой, объясняя, что их долг – служить человечеству, рожая детей для элиты теократического государства. После окончания этого учебного заведения, «служанки» носят красные мантии и белые чепцы, которые указывают на их статус.

«Рассказ служанки» — это история одной такой женщины, которую зовут Джун. Она является второй женой мужчины по имени Люк, с которым у нее есть ребенок. Эти обстоятельства делают ее идеальной добычей для Галаада. Джун поймали, когда она пыталась убежать вместе с дочерью в Канаду. Ее отправили в красную школу, а затем – служить командору Фреду. Так как она теперь принадлежит ему, ее лишают имени, и называют «Фредова», то есть «принадлежащая Фреду».

Ее основная обязанность – зачать и родить. Процедура зачатия представляет собой ужасную церемонию, в которой служанка лежит между ног жены Фреда, пока командор пытается сделать ей ребенка. Чтобы оправдать церемонию, перед началом командоры зачитывают отрывок из Ветхого Завета: «И увидела Рахиль, что она не рождает детей Иакову, и позавидовала Рахиль сестре своей, и сказала Иакову: «Дай мне детей, а если не так, я умираю». Иаков разгневался на Рахиль и сказал: «Разве я Бог, который не дал тебе плода чрева? Она сказала: вот служанка моя Валла; войди к ней; пусть она родит на колени мои, чтобы и я имела детей от нее».

Так как «Рассказ служанки» отражает тяжелую жизнь женщины в жестоком патриархальном обществе религиозных фундаменталистов, Маргарет Этвуд часто отвечает на вопросы на тему феминизма и религиозности в ее книгах.

Этвуд обычно говорит, что ее книга не является ни феминистской, ни антирелигиозной. Но для большинства людей, читавших книгу или смотревших сериал, это кажется странным, ведь очевидно, что две этих темы являются ведущими в произведении. Попробуем разобраться.

Является ли «Рассказ служанки» профеминистким произведением? 

Этвуд отвечает на этот вопрос с большой долей осторожности:

«Если вы имеете в виду роман, в котором каждая из женщин – это индивидуальность со своим характером и поведением, которые являются важнейшими составляющими романа, тогда да. В этом смысле многие книги можно назвать профеминистскими».

Действительно, исходя из данной формулировки, любую книгу, главная героиня которой – сильная личность со сложной судьбой, можно назвать феминистской. Возможно, именно поэтому сама Этвуд не считает свой роман одой феминизму, говоря, что в нем не больше феминизма, чем во многих других произведениях.

Ответ писательницы кажется весьма философским, но он не помогает нам ответить на поставленный вопрос. Проблема здесь в следующем: определение, предлагаемое Этвуд, не совпадает с общепринятым определением феминизма.

В общем и целом, феминизм предполагает, что женщины являются настолько же ценными людьми, как и мужчины, и имеют те же права, что и мужчины. Сексизм должен быть прекращен, а женщины должны получить компенсацию за понесенный ущерб. Но и в этом определении многое остается непонятным: что можно считать сексизмом, какой именно ущерб понесли женщины, что значит «быть одинаково ценными людьми» и т.д.

Рассказ служанки: феминизм и опасность религии

Можно ли назвать произведение антирелигиозным?

Обычно термин «антирелигиозный» применяется к авторам, которые выступают против религии, и чья задача – убедить других отказаться от религии. Они настаивают на том, что религия имеет естественное (а не сверхъестественное) происхождение, что религиозные доктрины (вроде «Бог существует») — не более чем вымысел, что религия опасна и обществу будет лучше без нее. Таких авторов называют новыми атеистами.

Наиболее очевидно такое отношение к религии отражено в произведениях Сэма Харриса («Конец веры») и Кристофера Хитченса («Бог – не любовь»).  В них они детально описывают чудовищные преступления, совершенные во имя религии. То, что мы видим в «Рассказе служанки», представляет собой подобные преступления. Это и современный терроризм, и ужасы теократического режима, и казнь «еретиков» и «гендерных изменников», а также общая ожесточенность и плохое обращение с женщинами, включая собственных жен. Последнее выражено в женской кастрации, забивании камнями, разлучении с детьми, ограничении общих прав и запрете на образование.

Тем не менее, Этвуд настаивает на том, что «рассказ служанки» не является антирелигиозным произведением. В эпилоге она указывает, что возродившееся пуританство, доминирующее в Галааде, преследует представителей других форм христианства, включая католиков, баптистов и квакеров. Многие религиозные люди бежали в Канаду. И сама Фредова религиозна, мы видим ее молитвы. Что действительно отражено в произведении Этвуд, так это использование религии как средства тирании.

Кроме того, представители элиты Галаада не верят в религиозные доктрины, которые они исповедуют на публике. Командор, основоположник режима, запретивший проституцию, внебрачный секс, женские журналы и женское образование, приглашает Фредову поиграть в Скрабл, разрешает ей читать, а затем приводит ее в закрытый клуб, посещаемый представителями элиты с целью заняться сексом за спинами своих жен.

Все это дает основание утверждать, что религия сама по себе не опасна, опасно лишь неправильное ее использование. Однако те, кто неправильно ее использует, на деле не являются религиозными людьми. Они не верят в доктрины, которые пытаются навязать другим, и не следуют заповедям Божьим. Им нужна власть и возможность манипулировать другими людьми, религия, в данном случае, используется как средство ее достижения.

Опасности тоталитарного режима

Наиболее опасная вещь в религии и культе личности – это беспрекословное подчинение и почитание. Такое слепое доверие не только ограничивает личную свободу, но и ведет к неверным умозаключениям. Безгранично почитаемой власти легко возвышаться за счет демонизации людей вне их группы: расовых меньшинств, представителей других религий или национальностей и даже… представителей другого пола. И самое эффективное средство здесь – это относиться к группе как к чему-то единому и неделимому, так, будто каждый член группы абсолютно одинаков.

Именно поэтому все служанки носят одинаковые красные платья и белые чепцы, бесплодные жены командоров – синие платья, а тетушки  — коричневые костюмы. Послание очевидно: все они одинаковые.

В феминизме такое обобщение, т.е. генерализация, расценивается как основной способ установления патриархата и применения власти против женщин. Вывод о целой группе делается на основании небольшой выборки представителей этой группы.

Если Боб не может решить математическую задачу, мы, скорее всего, заключим, что Боб не силен в математике. Но если Венди не справляется с задачей, это потому, что женщины в принципе слабы в математике. Подобным образом, мы рассуждаем о вождении машины, принятии решений и многих других вещей. В «Рассказе служанки» мы наблюдаем борьбу против подобных умозаключений, наблюдая за тем, каково это — быть отдельным представителей группы.

Еще одна интересная черта «Рассказа служанки» — это то, что авторитаризм в произведении не имеет лица. Нет одного человека, которому принадлежит власть. Кажется, что пуританское движение возникло органически: его лидер никогда не упоминается. Это отражает то, как много патриархальных установок все еще живо в современном мире. Не было какого-то одного человека, провозгласившего, что женщины не могут голосовать или что их место – на кухне. Эти ожидания общества о способностях и роли всех женщин были живы в обществе на протяжении столетий и все еще живы в некоторых странах.

И это правда не только в отношении женщин. Жертвами патриархата могут стать и мужчины, например, если на них возлагаются нереалистичные ожидания относительно мужественности: настоящие мужчины не плачут, они должны доминировать и полагаться только на собственные силы.

Хотя Маргарет Этвуд не задумывала «Рассказ Служанки» как феминистское или антирелигиозное произведение, вполне ожидаемо, что многие воспринимают его именно так. Разумеется, автор вправе интерпретировать собственную работу так, как считает нужным. Однако мы можем заключить, что одно лишь намерение автора не делать произведение профеминистским или антирелигиозным, не может снизить значимость данных сюжетных линий. Таким образом, мы имеет право расценивать «Рассказ служанки» как многогранное произведение, грани которого в том числе отражают и эти темы.

Оригинальная статья:  David Kyle Johnson, — ‘The Handmaid’s Tale, Feminism, and the Dangers of Religion’, Psychology Today, April 2018.

Перевод: Елисеева Маргарита Игоревна

Редактор: Симонов Вячеслав Михайлович

Ключевые слова: сериал, кино, психология в кино, рассказ служанки, психология кино, фильм, феминизм, религия

Источник фото: 660news.com

33820cookie-checkРассказ служанки: феминизм и опасность религии