Нравственное развитие детей держится на трех китах:
- Моральное развитие (когнитивное и поведенческое)
- Развитие альтруизма
- Развитие агрессии
В этой публикации мы подводим итог всего того, о чем разговаривали в нескольких последних статьях из цикла Детская и Педагогическая психология. Социальная интеграция нравственных убеждений и поведения является одной из основных задач во всех культурах. Теоретики, изучавшие тему нравственного развития детей, рассматривали вопрос нравственности с различных сторон. Психоаналитические теоретики больше внимания уделяли эмоциональным компонентам морали. Например, развитию чувства вины и раскаяния. Теоретики социального обучения фокусировались на моральном поведении. Когнитивных теоретиков больше интересовали моральные суждения индивида.
Когнитивные теории морального развития
- Жан Пиаже и Лоуренс Колберг предложили две теории, включающие инвариантные последовательности этапов нравственного развития, связанные с развитием когнитивных навыков ребенка.
- Пиаже предложил двухэтапный подход: этап морального реализма, за которым следует этап автономной морали. Этап морального реализма характеризуется моральным абсолютизмом, верой в имманентную справедливость и объективную ответственность (наступающей независимо от вины правонарушителя). По мере развития стадии автономной морали, дети начинают признавать произвольный характер социальных правил и преднамеренность в своих моральных суждениях. Несмотря на исследовательскую поддержку общей последовательности развития, последние исследования показывают, что Пиаже недооценивал когнитивные способности детей. Ключевой особенностью развития моральных суждений по Пиаже является способность различать намерения. Однако, последующие исследования показали, что на суждения детей влияют также многие другие факторы.
- Колберг предложил свою теорию развития морального суждения детей, которая состоит уже не из 2-х, а из 6-ти стадий. Порядок развития является фиксированным и инвариантным, и движение обычно направлено на более высокие стадии. Моральные суждения могут развиваться всю жизнь, но немногие люди достигают самых продвинутых уровней (этапы 5 и 6).
- Критики Колберга настаивали на возможных половых и культурных отличиях. Например, Гиллиган предположил, что женщины обладают природной предрасположенностью к заботе об окружающих и поэтому их моральное развитие отличается от мужского.
- Пиаже и Колберг особо подчеркивали роль сверстников в процессе развития моральных суждений. Они оба сводили к минимуму влияние родителей на развитие нравственных суждений их детей. Существуют доказательства того, что последовательная дисциплина, включающая в себя рассуждения, объяснения, а также заботу о чувствах других, приводит не только к более зрелым моральным суждениям, но и к большему самообладанию.
- Социальные соглашения, такие как правила поведения за столом и формы обращения, отличаются от моральных правил и следуют другому курсу развития. Теоретик Туриэль рассматривал условные договоренности как произвольные и относительные, а также как кросс-культурные.
Поведенческая сторона нравственного развития: возникновение самоконтроля
- Самоконтроль и способность вести себя в соответствии с социальными или моральными правилами проходит через три этапа: 1) внешний контроль, 2) самоконтроль, 3) саморегулирование.
- Самоконтроль и моральное поведение сильно зависят от ситуационных факторов. Более последовательная форма морального поведения формируется по мере обнаружения сходств, в жизненных ситуациях и типах поведения. Индивидуальные различия в самоконтроле также очевидны. Ранняя способность к самоконтролю связана с более поздними социальными и когнитивными способностями.
Развитие альтруизма
- Вопреки прежним убеждениям, было обнаружено, что альтруистическое поведение начинается очень рано. Ребенок в возрасте 1-2 лет уже демонстрирует: помощь, обмен и проявление эмоциональных реакций на страдания окружающих
- Изменения в развитии происходят в способах выражения просоциальных действий и в определённых сигналах, которые выявляют альтруистическое поведение.
- Рассуждения о просоциальных ситуациях весьма скромно связаны с развитием морального суждения.
- Родители влияют на возникновение альтруистического поведения демонстрируя модели поведения в «бедственных» ситуациях и организуя возможности вести себя просоциальным образом.
- Возможности для принятия ответственности, по-видимому, ведут к усилению альтруистического поведения. Аналогичным образом, ролевые игры и эмпатия способствуют развитию альтруизма и помогают развитию желательного поведения.
Развитие агрессии
- Агрессия — это поведение, которое преднамеренно причиняет вред или травму другому человеку.
- Агрессия претерпевает важные сдвиги в развитии: дети младшего возраста проявляют скорее инструментальную агрессию, а дети старшего возраста проявляют более враждебную личностную агрессию. Способность детей правильно понимать намерения других людей может частично объяснить эти изменения. Проактивная агрессия, которая используется для доминирования над другим человеком, уменьшается по мере развития больше, чем реактивная агрессия, которая возникает в ответ на нападение.
- Явные половые различия в агрессии очевидны: мальчики чаще, чем девочки провоцируют и мстят. Агрессия по мере взросления проявляет умеренную стабильность.
- Некоторые дисциплинарные взыскания со стороны родителей способствуют повышению уровня агрессии у детей. Особенно неэффективны физические наказания. Отсутствие родительского контроля за детьми также является фактором повышенной агрессии у детей.
- С точки зрения биологии агрессия включает в себя: генетические и гормональные факторы, а также особенности темперамента.
- Теория катарсиса (убеждение в том, что агрессия может быть уменьшена путем агрессивного поведения против безопасной цели) была серьезно оспорена научными данными. Поощрение альтернативного просоциального поведения, представление юмористического материала и повышение осведомленности ребенка о вредных последствиях агрессии являются более эффективными методами контроля.
Оригинальная статья: E. Mavis Hetherington, Ross D. Parke – The biological bases of behavior. Child Psychology. A contemporary viewpoint. Fourth edition, 1993
Автор перевода: Золотухина Мария Сергеевна
Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна
Источник изображения: pexels.com
Ключевые слова: воспитание детей, психологические эксперименты, развитие ребенка, агрессия у детей, альтруизм у детей, развитие морали у детей, самоконтроль у детей, теория Жана Пиаже, теория Лоуренса Колберга
Из статьи я узнала, что нравственное поведение ребенка включает в себя развитие трех составляющих: морали, альтруизма и агрессии.
Для себя отметила следующие тезисы, на которые буду опираться в своем родительстве:
1. Чтобы развить в ребенке альтруизм, мне как родителю нужно чаще прибегать к ролевым играм и к проявлению эмпатии.
2. Моральные суждения у человека получают развитие в течение всей жизни. Моральное развитие мальчиков и девочек имеет свои особенности. На становление морали сильно влияют сверстники. Мне как родителю, впоследствии необходимо понимать в каком кругу сверстников общается наш сын.
3. Мальчики более склонны, к проявлению агрессии. На развитие агрессивного поведения влияет отсутствие родительского контроля и наличие физических наказаний.
Приветствую. из статьи понятно что нравственное развитие детей зависит от 3 факторов — моральное развитие, альтруизма, агрессии.
Что вынес для себя:
1. Моральное развитие ребенка влияет от многих факторов: социальных правил, объективный ответственности, моральных суждений, меньше зависит от родительского влияния.
2. Агрессия, сильно зависит от родительского отношения между собой (как показатель примера), отношения родителей к ребенку, а так же в обществе. с малых лет часто агрессия предметная, а в школьном/подростковом возрасте агрессия обретает более личностный характер.
3. Альтруизм ребенок начинает проявлять с самого малого возраста. Нужно поддерживать и развивать в нем альтруизм, это поможет в социуме в зрелом возрасте.
Нравственное развитие детей определяется тремя составляющими: моральное развитие, развитие альтруизма и агрессии.
Моральное развитие отражается в теориях Жана Пиаже и Лоуренса Колберга. Теория Колберга является более подробной и делит процесс развития морального суждения на шесть стадий. Обе теории недооценивают роль родителей. Я считаю, что не только сверстники и родители, но также и культурные изменения в самом обществе имеют значение в развитии нравственности у детей. В статье о важности самоконтроля у детей я узнала о существовании определенных стратегий, способствующих получению более эффективного результата.
Для развития альтруизма у детей, начиная с раннего возраста, можно применять известные методы, вызывающие просоциальное поведение. Это могут быть ролевые игры, постепенное привитие ответственности ребенку за какие-либо домашние дела, развитие эмпатии, просмотр соответствующих телепрограмм. Здесь для меня было удивительно то, что годовалый ребенок уже способен показывать альтруистическое поведение. Есть ощущение, что дети более альтруистичны, чем взрослые.
В развитии агрессии имеют роль как семейные, так и биологические факторы. Родителям необходимо поощрять ребенка за просоциальное поведение, быть последовательным в наказании за плохие поступки, учитывать то, что на агрессивность детей влияет наличие в семье ситуации неразрешенного конфликта. Не эффективными методами являются физические наказания и отсутствие родительского контроля. Я узнала много новой информации из цикла статей о нравственном развитии детей и буду применять её в своей жизни. Спасибо!
Правильно говорят, «повторение — это мать учения». Интересно было еще раз прочесть про нравственное развитие уже вкратце и только основные моменты. Конечно, на этот фактор влияет множество аспектов, и социум, и родители, и пол и еще множество всего, но я по прежнему остаюсь с тем мнением, что как родители покажут своим примером, каким должен быть их ребенок, таким он и будет и никакими словами детям это не объяснить, только своими поступками и действиями. Ведь ребенок — это маленькая копия двух родителей и он может взять как негативные качества, так и позитивные и в основном только родители в силе повлиять на нравственное развитие своего ребенка. Есть очень интересный фильм, о том как муж с женой боясь ядерной катастрофы на многие года ушли жить под землю в бункер. Через несколько лет, когда их сын подрос, они решили его отправить наверх за продуктами и прочими вещами. Так вот, своим примером родители показали, каким по их мнению должен быть человек. Их сын был очень образован, хорошо танцевал, вежлив и еще очень много имел разных достоинств. Родители вложили в него очень много своего времени и терпения, а в результате получили ответственного, внимательного, отзывчивого, культурного человека. Хоть фильм и художественный и жанр комедийный, но смысл в нем очень глубокий. Спасибо за статью.
Из данной статьи я узнал о становление нравственное развитие детей, которое включает в себя такие как моральное развитие, развитие альтруизма и развитие агрессии. Моральное развитие проходит в несколько этапов таких как принятие ответственности, чувства вины и раскаяния, формирование суждений. Было предложено несколько теорий и во всех них оказалось что родители играют незначительную роль в рзавитии нравственности. Хотя подавая пример и обеспечивая качественное общение могут помочь на выход агрессии и осведомленности. Также могут создавать условия для социализации ребенка. Проявлением нарвственного развития является появление такого качества как самообладания, до него самоконтроль, до него внешний контроль.
Спасибо за статью. Она объединила основные понятия и учения нравственного развития ребенка. Из статьи было понятно как одно учение сменялось другим, более углублённым и дополненным. Однако у истоков стояли три кита:Моральное развитие (когнитивное и поведенческое), развитие альтруизма (гуманности, способности помогать),развитие агрессии. Все данные стадии проходят несколько этапов от чувств вины, ответственности до формирования личного суждения. На протяжении всего времени нравственного развития играют родители. Так как в первую очередь они подают пример. А также гендерная принадлежность и окружение (социум).Результатом нравственного развития является самоконтроль и самообладание. Каждый раз, на каждой консультации я вижу, чтобы решить вопрос с которым пришёл клиент, нужно погрузиться в детство. Нужно понять, что так повлияло на поведение. В моем случае я отражаю в себе черты поведения родителей. А зная врага с ним легче бороться. Спасибо
Спасибо за статью. Я освежила в памяти информацию которую читала раньше. Наблюдая за поведением детей своих и на детских площадках, убеждаюсь в том, что нравственное поведение в большей части зависит от родителей, от воспитания. Я бы детей образно делила на три категории: дети улицы — гуляют где хотят, когда хотят и с кем хотят. Родительский контроль отсутствует. Знают матерный язык лучше, чем я. И у них неконтролируемая агрессия. Возможно, родители просто не научили контролировать свои эмоции.
Дети — обычные. У них есть приоритеты и уважение к родителям и взрослым. Присутствует здоровый альтруизм. Могут проявлять агрессию, но есть чувство стыда. Родители контролируют свободное и рабочее время.
Затюканные дети — у родителей гипер контроль и гипер опека. Отсутствует свободное время для себя. Они или учатся в школе или ходят на секции. Здесь сложно сказать о нравственном развитии. И есть ли у него вообще выбор. Он может копировать родителей, чтобы казаться для них хорошим, а тайком ненавидеть всё то, чем занимается. А может кайфовать от нагрузки и проявлять альтруизм.
Благодарю за статью ! Для себя из статьи выявила следующие факторы , которые отложились у меня : 1) Существует три кита нравственного развития ребёнка :1)моральное развитие 2) развитие агрессии 3) развитие альтруизма . 2) Ключевая особенность развития моральных суждений является способность различать намерения 3) Моральные суждения могут развиваться всю жизнь 4) Женщины обладают природной предрасположенностью к заботе об окружающих 5) Принятие ответственности ведёт к усилению альтруистического поведения 6) Ролевые игры и эмпатия способствуют развитию альтруизма 7) Мальчики чаще мстят , чем девочки и провоцируют . 8) С точки зрения биологии агрессия включает в себя : генетические и гормональные факторы , а так же особенности темперамента .
Благодаря этой статье я узнал во первых, что моральное развитие основывается на трех Компонентах. Мораль, альтруизм, агрессия. Если о развитии морали было много сказано в предыдущих статьях о работах Колберга, то же касается и альтруизма. О раннем его развитии у ребенка и т.д. Особенно было интересно узнать, что способность к агрессии так же развивается и формируется, вернее говоря «окультуривается». То, что агрессия бывает личностной и ситуативно-предметной, так же было полезно узнать. Познавательно, что вымещение злобы на предмете которому эта злоба не может причинить вреда (например я слышал, что в Японии могут поставить в офисе манекен для битья в форме начальника, и сотрудники могут вымещать на нем злобу и обиду). Т.е. как оказалось, что такой способ не совсем эффективен, с чем я внутренне согласен.
Добрый день! В этой статье я узнала, что Ранняя способность к самоконтролю сопрягается с более поздними социальными и когнитивными способностями. И очень четко отследила это в своем сыне. Он в 12 лет начал контролировать свои эмоции и иррациональные поведенческие реакции и уже в 14 он не принадлежит ни одной социальной группе, кроме школы.
Возьму на заметку и буду пользоваться в профессиональном плане и в собственном материнстве тем фактом, что возможности для принятия ответственности, ведут к усилению альтруистического поведения.
Также, была полезна информация о:
— явных половых отличиях агрессии. Мальчики младшего возраста более мстительны, чем девочки.
— отсутствие родительского контроля повышает уровень агрессии
— поощрение просмотрами юмористических программ снижает уровень агрессии.
Буду учитывать в роботе с детьми и их родителями.Спасибо за статью!
Из статьи узнала,что нравственное развитие детей включает в себя три составляющие:моральное когнитивное и моральное поведенческое развитие,развитие альтруизма и развитие агрессии.Когнитивные теории морального развития изучали Жан Пиаже и Лоуренс Колберг.Пиаже утверждал,что моральные суждения детей формируются из способности различать намерения других людей. Колберг предложил расширить этапы возникновения и продолжительности моральных суждений с более «продвинутыми» уровнями. Узнала,что поведенческая сторона нравственного развития включает в себя возникновение самоконтроля,который формируется из внешнего контроля и саморегулирования. И если на моральные суждения ребенка большее влияние оказывают сверстники,то на развитие альтруизма в большей степени влияют родители.Так же родители принимают непосредственное участие в формировании агрессии у своего ребёнка если физически наказывают его или вообще лишают родительского контроля,то есть игнорируют.
Интересная статья из которой я узнал, что альтруизм чаще всего начинается и развивается дома и то что родители играют важнейшую роль в развитии альтруизма у детей. Дети все копируют с родителей и поэтому именно от них будет зависеть, будет ли ребенок альтруистичным или эгоцентричным. Интересно, как ученые изучали поведение детей, наблюдали за их реакциями, когда их матери испытывали воображаемые грусть, боль и дыхательные расстройства. Интересно, что по мере развития ребенка, форма и выражение альтруизма меняется. Дети начинают разбираться в сигналах и призывах к помощи. Начинают осуществлять свой выбор в зависимости от той или иной ситуации, а так же от того, насколько выгодно им будет от того или иного действия. Ведь по мере взросления детей развивается определенная последовательность и стабильность альтруистического поведения.
Благодаря статье я смог разобраться с понятием «нравственность». Оказывается под этим понимают моральное, альтруистическое и агрессивное поведение.
Мне откликнулась когнитивные теории Пиаже и Колберга тем, что мораль имеет несколько стадий развития и далеко не каждый сможет достигнуть наивысшего уровня развития морального поведения.
Поддержу идею, что у ребенка способности к самоконтролю возникают в самом раннем возрасте. Ведь без способности к самоконтролю ребенок, например, самостоятельно осваивал тот же горшок позже 2 лет.
Про развитие агрессии мне рассуждать сложнее, так как на проявление агрессии как на что-то положительное я начал смотреть недавно. Для себя отметил важность разговора с ребенком о последствиях проявления агрессии по отношению к другому человеку.
Спасибо за статью, в ней в кратком виде предоставлена важная информация о пройденной теме.
Итак, нравственное развитие ребенка состоит из морального развития, развития альтруизма и развития агрессии.
Моральное развитие происходит в несколько этапов и включает в себя самоконтроль, способность различать намерения, развитие нравственных суждений.
Альтруизм в детях заложен с самого рождения и начинает проявляться в раннем возрасте, независимо от того, учат этому родители или нет. При этом родители играют важнейшую роль в его развитии и закреплении. Развитию альтруизма способствуют ролевые игры и эмпатия.
Агрессия включает в себя генетические и гормональные факторы. При этом опять же родители играют огромную роль в её формировании у ребенка. Например, физические наказания или отсутствие контроля над детьми провоцируют развитие агрессии.
Статья собирает в единое целое основные данные по нравственному развитию детей. Теории Пиаже и Колберга определяют последовательность нравственного развития детей. Пиаже указывает на способность различать намерения как на основной элемент в развитии, не принимая во внимание когнитивные способности детей. Теория Колберга и его последователей более глубокая, человек может развиваться всю жизнь, и лишь немногие достигают высших уровней развития. Самоконтроль у ребенка развивается от стадии внешнего контроля до стадии саморегулирования, формируясь на основе опыта, сходства встречающихся жизненных ситуаций и понимания ребенком собственного поведения в них. Интересными для меня явились исследования, что альтруизм проявляется в самом раннем детстве через обмен предметами и проявление эмоций на страдания окружающих. Также актуальная статья про детскую агрессию. Узнала о так называемых этапах агрессии: инструментальная – в раннем возрасте, и позже – личностная. Полезны приведенные методы контроля над агрессией, такие, как осведомление детей о последствиях агрессии, объяснение правил просоциального поведения, в отличие от теории катарсиса, которая является непродуктивной и может приводить к другим проблемам во взрослом возрасте. И основная линия всех статей этого цикла – влияние родителей на нравственное развитие, поведение, развитие альтруизма и развитие либо профилактику агрессии. Так, разъяснение ситуации, демонстрация собственного просоциального
И основная линия всех статей этого цикла – влияние родителей на нравственное развитие, поведение, развитие альтруизма и развитие либо профилактику агрессии. Так, разъяснение ситуации, демонстрация собственного просоциального поведения намного эффективнее, чем односложные запреты и физическое наказание.
Статья подводит краткий итог темы нравственного развития детей из цикла детской психологии. Нравственное развитие включает в себя развитие агрессии, альтруизма и морального развития индивида. В цикле детской психологии были кратко изучены теории нравственного развития Пиаже и Колберга, каждый из которых внес определенный вклад. Теории Пиаже и Колберга объединяло то, что оба сводили к минимуму влияние родительской семьи на развитие нравственных суждений у детей. Таким образом именно сверстники оказывают влияние на процесс развития моральных суждений. Альтруистическое поведение, как оказалось, появляется в самом раннем возрасте. Уже в 1 год ребенок способен демонстрировать такие его проявления, как помощь, обмен, проявления эмоциональных реакций на страдания окружающих.
Статья подводит итог и кратко описывает статьи из цикла детской и педагогической психологии, в которых излагались теории развития нравственности, основывающейся на трех китах: моральное развитие (включающее когнитивное и поведенческое), развитие альтруизма и развитие агрессии. Было полезно еще раз повторить тезисы и выводы теорий Ж.Пиаже и Л.Колберга.Удивило то, что роль родителей в развитии морального суждения детей минимальна по сравнению с ролью сверстников. Еще раз обратила внимание на то, что для развития более зрелого морального суждения и самообладания важна последовательная дисциплина, включающая в себя разьяснения, обьяснения и забота о чувствах других.Это важные составляющие воспитания. Кроме того, мне как родителю и как специалисту очень важно знать и понимать, что влияет на развитие агрессии — возраст, гормоны, пример родителей, чрезмерный контроль, а также его отсутствие, физические наказания. Поскольку альтруизм присущ даже маленьким детям, важно показывать пример просоциального поведения и привлекать к помощи по дому. Спасибо за данный цикл статей — непростых для восприятия, но весьма ценных и практически применимых!
Очень полезная статья. Такое подведение итогов. Я для себя выяснила, что нравственное развитие ребенка состоит из трех аспектов: моральное развитие, альтруизм и агрессия. Все три этих аспекта были подробно рассмотрены в предыдущих статьях. Мне ясно, что все эти компоненты зависят от социальной среды (сверстники, родители, хотя исследователи и считают, что их влияние меньше, все же влияние значимых взрослых, как мне кажется, преуменьшать не стоит); когнитивного развития самого ребенка;
пола ребенка (мальчики и девочки отличаются и в вопросах альтруизма и в вопросах агрессии), а в некоторых случаях еще и возраста.
Исследователи выяснили, что физические наказания оказывают только негативное воздействие на нравственное развитие ребенка. А вот ролевые игры с ребенком, обьяснение ему последствий его поведения и эмпатия родителей помогает развитию положительных моральных качеств, альтруизма и уменьшает агрессию ребенка.
Спасибо за статью. Для себя отметила три основные составляющие:моральное когнитивное и моральное поведенческое развитие,развитие альтруизма и развитие агрессии. Родители должны учить ребенка моральным принципам и объяснять ему, какие поступки являются правильными, а какие – нет. Понимание нравственного поведения и умение поступать правильно во многом зависит от окружения, в котором растет ребенок, а также от его эмоциональных, познавательных, физических и социальных навыков.Младенцы не понимают моральных принципов. Их понимание правильного и неправильного зависит от их чувств и желаний. Начинайте с раннего детства нужно станьте для ребенка хорошим примером, сам как личность. Так ребенок сможет перенять ваши моральные ценности и сделать их неотъемлемой частью своей жизни.
Из статьи я узнал, чем определяется нравственное развитие детей: моралью, альтруизмом и агрессией. Удивило, что и Пиаже и Колберг влияние родителей на нравственные суждения детей считали минимальным. В разделе про альтруизм меня удивило, что его могут проявлять дети с очень раннего возраста. У меня даже возникли сомнения в достоверности информации, что двухлетний ребенок может предложить пластырь, когда его мать порезалась. Тут мне конечно интересно, откуда берётся такое поведение. Как я понял на сто процентов влиянием родителей всё равно нельзя сформировать альтруизм и всё остальное. Даже при одинаковых условиях в семье один ребенок более альтруистичный, чем другой. Подтверждение этому я вижу, вспоминая своё детство. Не думаю, что метода воспитания меня родителями сильно изменились от методов, применяемых к моему брату. А результат очень различный: меня альтруистом вряд ли можно назвать, в отличие от моего брата.
Благодарю за статью! Статья подытожила ранее написанные выводы в других статьях и про этапы развития нравственности, альтруизма и агресии и снова в статье я читаю напоминание, что теория катарсиса в реальном времени не работает. Хотя в некоторых зарубежных и российских фильмах спортсменов тренируют исходя из убеждения: «представь, что перед тобой враг и бей по груше». Я кстати по такому же принципу когда-то через скакалку прыгала — представляла, что перепрыгиваю через свой развод с мужем… Для меня было новым, что существует мнение Гилиана, что » женщины обладают природной предрасположенностью к заботе об окружающих и поэтому их моральное развитие отличается от мужского». Прямо приятно читать, а то у меня ощущение, что мужчинам все бонусы на этой земле достались. Даже агрессивное поведение у них объясняется природной предрасположенностью. Снова убедилась, что на развитие моральных нравственных убеждений, выражение агрессии у ребенка оказывает влияние родительское поведение и окружение. Так и есть, всё как в жизни.
Я увидел, что развитие просоциального поведения, способствует развитию нравственности у ребенка. Т.е важно, чтобы ребенок видел модель (пример)поведения взрослых, демонстрирующею помощь и поддержку другим, а также самообладание, самоконтроль (альтернатива агрессивному и эгоистичному поведению)и когда такое же поведение со стороны ребенка подкрепляются взрослыми.
Также на формирование моральных привычек, влияет авторитет источника для ребенка, т.е восприимчивость к информации, которую ему дают. Очень важно, то какие нормы и правила примет и усвоит для себя ребенок, таковыми он будет пользоваться и во взрослой жизни.
Например для меня с детства было неприемлемым поведением, которое предполагало оскорбление другого вне зависимости от возраста. Поэтому и сейчас я себе не позволяю , даже когда человек напрашивается на грубость.
Спасибо за систематизированный сбор информации в этой статье. Так проще отследить развитие нравственности у детей. Можно обратить внимание, на то, что много исследований проводилось для понимания развития морали. Учитывались когнитивные навыки, сделаны выводы, что моральное суждение может развиваться всю жизнь, при этом есть различия , которые зависят от пола и роль родителей в этом минимальная. Интересно было узнать, что альтруизм развивается очень рано. В статье про альтруизм было сказано про возраст , где можно отследить начало его развития, но не было вывода, что это рано. Агрессия так же претерпеваете стадии развития с взрослением ребёнка. Можно сказать, что развитие нравственности у ребёнка динамично, а при этом роль родителей возможна только в развитии альтруизма и агрессии и при этом не так значительна.
Спасибо за статью. Из данной статьи я узнала, что нравственное развитие детей держится на трех китах:моральном развитии, которое иначе называется когнитивное или поведенческое, развитии альтруизма и агрессии. Изучение морального развития Пиаже и Колберг разделили на двухэтапный подход: развитие морального реализма, а затем автономной морали. Поведенческое развитие подразумевает под собой самоконтроль. Из статьи я узнала, что самоконтроль и моральное поведение сильно зависят от ситуационных факторов. Развитие альтруизма, как я поняла, происходит на основании поведения, демонстрируемого родителями. Развитие агрессии формируется на основании биологических факторов, а также в ответ на какие-либо реакции родителей.
Благодарю за статью. Подведен итог и структурированы знания, полученные из статей, прочитанных ранее.
Для себя отметила следующие основные тезисы:
-моральное развитие (когнитивное и поведенческое), развитие альтруизма и развитие агрессии — три основы, на которых держится нравственное развитие детей;
-существуют несколько теорий когнитивного развитя, среди которых теория Пиаже и Колберга;
-выделяют три этапа формирования самоконтроля: внешний контроль, самоконтроль, саморегулирование;
-альтруизм дети начинают демонстрировать уже с самого раннего возраста одного-двух лет;
-существуют различные формы агрессии, например, инструментальная и личностная, которые претерпевают важные изменения по мере развития и роста ребенка.
Спасибо за статью,она помогла мне увидеть какие направления в совокупности влияют на нравственное развитие ребенка.
Социальная интеграция нравственных убеждений и поведения является одной из основных задач во всех культурах и положительным оно может быть безусловно ,если родители способны поддерживать в воспитании первые два основных направления и способствовать снижению развития агрессии.Интересным для меня остается вопрос введения в практику обучения родителей ,детей , подростков, а также молодые вновь сформированные семьи с уже имеющими знаниями для улучшения и изменения жизненных ценностей и устоявшегося минталитета.
Спасибо большое за статью. Статья подытожила ранее полученные знания о нравственном развитии детей.
Мне показалась интересной теория Пиаже и Колберга о роли сверстников в процессе развития моральных суждений детей. В свою очередь, я не считаю, что влияние родителей на развитие нравственных суждений их детей является минимальным.
Благодаря статье ознакомилась с этапами поведенческой стороны нравственного развития — возникновения самоконтроля.
Согласна с тем, что некоторые дисциплинарные взыскания со стороны родителей способствуют повышению уровня агрессии у детей, в том числе физические наказания, к которым стандартно прибегают в семьях при воспитании детей.
Из статьи я узнала, что отсутствие родительского контроля за детьми является фактором повышения развития агрессии. Не задумывалась об этом ранее.
Статья подводит итог под ранее изложенным материалом, структурирует его в голове. Меня удивило то, что мораль и альтруизм здесь идут разными пунктами. Всё-таки, я эти понятия не разделяю. Скорее, для меня альтруизм — один из аспектов морали. Еще удивило категоричное обвинение мужского пола: «мальчики чаще, чем девочки провоцируют и мстят». Я не могу с этим согласиться. Я воспринимаю женщин как более злопамятных и мстительных, чем мужчин. Всё-таки, мужчины менее способны на интриги и длительную вражду. После конфликта у них обычно наступает примирение. Я вспоминаю свои школьные годы. С некоторыми одноклассницами у нас довольно долго была взаимная неприязнь. Также вспоминаю, как моя мама использовала в качестве аргументации то, что было раньше, манипулировала фактами. Папе это было вообще не надо, он совсем неконфликтный. Возможно, на этом основано мое видение в этом вопросе.
Статьи с детской психологией для меня являются почему то наиболее трудными к прочтению, я перечитываю обычно по несколько раз, что понять какие-то моменты.Но информация полезная и интересная.Интересно было ознакомится с понятие поведенческой стороной нравственного развития-возникновение самоконтроля.
Самоконтроль и способность вести себя в соответствии с социальными или моральными правилами проходит через три этапа: 1) внешний контроль, 2) самоконтроль, 3) саморегулирование.Так же я заостряла своё внимание на развитие агрессии, как она появляется и проявляется.Понравилось такое четкое понятие, что Агрессия — это поведение, которое преднамеренно причиняет вред или травму другому человеку.Благодарю за информацию.
Статья резюмирует предыдущие статьи в более концентрированном варианте. Из статьи узнал что нравственное поведение ребенка включает в себя развитие трех составляющих: морали, альтруизма и агрессии. Ребенок ведет себя так как ведут себя его родители или те кто его воспитывают. итак альтруизм это больше про эмпатию, как будущий родитель больше времени отводить на ролевые игры. Мораль, тут все сложнее большое значение играет его окружение, то есть нужно следить и понимать в каком кругу сейчас находится ребенок. И у девочек и мальчиков отличается моральное развитие. Насилие, мальчики понятное дело более склонны к такому поведению. На развитие агрессии влияет окружение и отсутствие контроля со стороны родителей.
Благодарю за статью. Прочитав итоги изученного я напомнила себе ещё раз, что генетика имеет большое значение. Особенно это показывает развитие агрессии у ребёнка. Так же, очень отпечаталось, что отсутствия контроля и внимания Родителей способствует формированию
Агрессии у детей. Конечно же не обошло стороной упоминание о гендерных разделениях, ведь девочки уже от природы расположены к заботе и их моральное развитие отличается от мужского (как показал Гиллиган). Ну и конечно, что семья влияет на развитие альтруизма детей. По логике вещей, правильный родитель должен моделировать «бедственные» ситуации, что бы у ребёнка развивалось просоциальное поведение. И вообще, как оказалось, что ребёнка нужно приучать к домашним делам, так как это располагает к большему развитию альтруизма.
Подведение итогов цикла статей про нравственное развитие детей. интересно, что ранее считалось влияние со стороны сверстников больше чем со стороны родителей. Главное, что я для себя обозначил: 1) самоконтроль- способность сдерживать и направлять свои действия в соответствии с социальными и моральными правилами. Те способность жертвовать сиюминутным удовольствием ради чего-то большего, который проходит через 3 стадии: внешний контроль, самоконтроль, саморегуляция.
2) альтруизм формируется в ребенке буквально с рождения, не столько за счет целенаправленного обучения, сколько просто наблюдением за поведением родителей. Так же через принятие ответственности. 3) агрессия чем меньше контроль за ребенком, тем больше шансов для появлении агрессии в нем, так же агрессия имеет генетическую предрасположенность.
Вообще, читая эти статьи, я все время пытаюсь провести параллель с собой. Последнее время, в том числе и благодаря статьям на эту тему, отслеживаю и пытаюсь понять свою агрессию. В определенных ситуациях я действительно агрессивен и словесно безжалостен. Пытаюсь понять природу своего такого поведения, в том числе пытаясь вспомнить свое детство. Ведь когда-то это сформировалось. На данный момент я о себе могу сказать, что я очень жесток на слова. То есть я могу молчать, терпеть, но если планка упала, то выложу все гадости, которые только могут быть….кстати, это проявлялось всегда. Помню, если вдруг закусывался с мамой, то доводил ее капитально, а итогом было, что она кричала, что не хочет со мной говорить, потому что я фашист. В целом, я понимаю, что мои слова, во время ссоры, очень грубы и я выдаю такие выражения, что они не могут быть не болезненными. Так что, если меня не трогать, то я очень спокоен, но если спичка зажглась, то остановить меня невозможно — крик, мат и желчь…вот так проявляется моя агрессия. Спасибо за статью.
Обобщенно, сжато и понятно. Это своего рода финал предыдущим статьям, в котором доступно перечислены основные моменты развития альтруизма/агрессии.С профессиональной точки зрения можно использовать как краткую инструкцию по тому что можно и что нельзя делать для вырабатывания определенных черт характера у ребенка.Как и остальные качества две противоположности: альтруизм / агрессия — как правило, следствие влияние родительской семьи. Безусловно есть момент влияния генетики, среды извне. Но как ни крути основная ответственность по-прежнему на родителях. С личной точки зрения, как раз в этом еще раз и укоренила свое отношение к проблематики воспитания детей. Еще раз хочется отметить содержательность статьи.
Узнал, что ранняя способность к самоконтролю связана с поздним развитием социальных и когнитивных способностей. Развитие самоконтроля для меня очень важная тема, как раз то что мне когда-то очень сильно не хватало, и даже проработав эту тему, она иногда может проявляться в какой-то сфере жизни. Но тут надо понимать почему не развилась эта способность к самоконтролю. Возможно был упущен первый этап и тогда
человек мучается до тех пор пока не разовьёт у себя эту способность, через внешний контроль который должны были обеспечить родители в детстве.
Так как эта статья итоговая, и тут не было для меня чего-то впечатляющего, за исключением абзаца про самоконтроль.
Вспомнил ещё раз, что такое агрессия.
Применима при развитии ребёнка.
Натолкнуло на идеи описанные выше про самоконтроль.
Из статьи узнала, что основой нравственного развития являются : моральное развитие (когнитивное и поведенческое), развитие альтруизма, развитие агрессии. Интересным для себя отметила, что ранняя способность к самоконтролю корректируется с поздним развитием социальных и когнитивных способностей. Так же интересным показалось , то что агрессия влияет на развитие нравственности . В очередной раз , в подобных статьях, показалось странным, что роль родителя мала . Хотя я всегда была уверена, что именно родители , от кого в первую очередь завит , то что закладывается и развивается в ребенке . Все знания из этой и других статей важны при воспитание ребенка. Есть структурность , что-то понятно, к чему-то еще придется вернуться . Статьи про развитие всегда интересны , полезны и нужны. Спасибо .
Данная статья достаточно интересно соединила в себе и подвела итоги достаточно обширной серии статей о нравственном развитии ребенка. Вообще достаточно полезно знать, что развитие нравственной стороны формирования детей базируется на трёх ключевых вещах. Таких как: развитие альтруизма,
поведенческое и когнитивное моральное развитие (когнитивное и поведенческое), а так же развитие агрессии. К тому же очень полезно, что в этой статье систематизированы и собраны разные подходы и теории различных исследователей данной темы. Подобная систематизация и объединение прошлого материала, достаточно эффективны для его усвоения и закрепления. Подобная тенденция подведения итогов однозначно помогает восприятию информации.
Эта статья хороша тем,что подводит итоги предыдущих на эту тему.
Итак, еще раз узнала ,что Нравственное развитие детей держится на трех китах:
Моральное развитие (когнитивное и поведенческое)
Развитие альтруизма и Развитие агрессии . ВСе итоги написаны сжато и понятно, как я люблю . Я себе их переписала и буду использовать в своей профессиональной деятельности при общении с родителями как краткую инструкцию по тому что можно и что нельзя делать для вырабатывания определенных черт характера у ребенка. Влияние социума велико , но наслелвенность и приобретенные черты под влиянием семьи все-таки оказывают большее влияние на эти три кита. Я со своими детьми все это моменты обсуждаю и не оставляю без внимания. Спасибо за статью-резюме!
После прочтения данной статьи я узнал такую интересную вещь, что агрессия у детей формируется от многих факторов и она более присуща мальчикам чем девочкам ,Ю при этом если ребенок развивается при минимальном контроле со стороны родителей уровень агрессии у него будет высок и методы физического воздействия только усугубляет детскую агрессию. Меня удивило, что агрессия может быть уменьшена путем агрессивным поведением против безопасной цели, а на самом деле это не так. Ознакомился с таким понятием как альтруистичекое поведение , с чем оно связано и как развивается в зависимости от семьи в которой развивается ребенок. В профессиональном и личностном плане , понимаю что зная механизмы психологических реакций и модели поведения можно выработать механизм воздействия на другого человека при котором ему будет оказана определенная помощь и это же считаю главной идеей данной статьи.
Спасибо большое за статью!
Кратко обобщили большой объем информации по циклу Детской и Педагогической психологии. Этот цикл дал много новой и полезной информации, которая необходима при взаимодействии с детьми, при их воспитании, да и в целом для работы с людьми, будучи психологом, так как почти все наши проблемы из детства. Нужно понимать, как у человека формируется альтруизм, нравственность и агрессия.
Кстати, несколько месяцев назад семье (в том числе с ребенком дошкольного возраста) посмотрели фильм «Чудо» о мальчике с дефектами лица. Фильм смотрели в просветительских для ребенка целях, что дети/ люди бывают разные, могут по-разному выглядеть, это не значит, что к ним надо плохо относиться. Нужно быть нравственными и толерантными. Через какое-то время слышал от ребенка повторение этой гипотезы.
Мне нравятся вот эти статьи которые подводят итоги, суммируют и систематизируют всю предыдущую информацию. Альтруизм, агрессия и самоконтроль. Вот основа развития морали и нравственности. Получается все не так и сложно — учить детей контролировать себя, учить их альтруизму и научить безопасно и конструктивно выражать агрессию. Обратила внимание, что альтруизм появляется у детей очень рано, так как сама заметила это на примере своей племянницы, которая уже в год, прежде чем у меня забрать одну игрушку, сначала приносила мне другую.Поощрение альтруизма, создание рлдителями ситуаций, где нужна помощь ребенка, оьращение к нему с просьбами и так далее, все это естественным образом будет развивать альтруизм.