Обучение психологии онлайн
Воронежский Институт Психологии >

СЕМЕЙНЫЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ АГРЕССИИ

Семья является своеобразным центром обучения агрессии. В исследованиях были получены данные о том, что некоторые родители могут намеренно учить детей проявлять агрессию, чтобы «защитить себя» или «быть мужчиной». Однако, большинство родителей ответили, что не учат детей агрессивному поведению. При этом типичные родительские тактики контроля могут способствовать детской агрессии. Было отмечено, что к несовершеннолетним нарушителям и хулиганам на детских площадках родители применяют физические методы наказания. Чем более эти методы наказания беспорядочны и непоследовательны, тем сильнее проявляется враждебный настрой детей (Eron & Huesmann, 1984; Patterson, Reid & Dishion, 1989).

Одной из особо значимых работ в сфере детской агрессии является эксперимент Паттерсона (Patterson, 1982; Patterson et al., 1989). Его выводы основаны на реальных наблюдениях за семьями агрессивных и неагрессивных детей в домашних условиях. Школы и клинические учреждения передали в проект Паттерсона агрессивных детей для лечения их чрезмерно антиобщественного поведения. В ходе эксперимента выяснилось, что воспитание в семьях агрессивных и неагрессивных детей кардинальным образом отличается. Родители, у которых росли агрессивные дети, по большей части показали себя, как непоследовательные в использовании наказания за девиантное поведение. Помимо этого, оказалось, что данный тип семей не имеет навыка в эффективном поощрении детей за просоциальное поведение. Родители агрессивных мальчиков наказывают их даже тогда, когда ребенок ведет себя надлежащим образом! В результате неумелой практики воспитания, дети учатся использовать ужасное поведение для достижения своих целей. Ребенок усваивает, что принудительное поведение, такое как нытье или даже удары, является эффективным средством контроля над другими членами семьи.

Однако, как отмечает Паттерсон, дети не являются пассивными жертвами в этом процессе. Они зачастую активно добиваются от своих родителей карательных реакций посредством плохого поведения. Наиболее подходящей моделью наказания является двунаправленная модель, в которой признается, что родитель и ребенок влияют друг на друга и что оба способствуют развитию моделей агрессивного поведения.

Семьи не только напрямую формируют развитие агрессии посредством тактики контроля, но и косвенно способствуют агрессивному поведению своих детей. Родительский контроль за местонахождением, деятельностью и социальными контактами своих детей является еще одним важным фактором, определяющим их агрессию. Некоторые родители могут точно сообщить, что делают их дети, с кем они и где они находятся, об их проблемах и успехах. Другие родители в значительной степени забывают о переживаниях своих детей. Они не знают, бродит ли ребенок по улицам или посещает школьные танцы. Они обладают информацией об  успеваемости и посещаемости ребенка в школе. Такие родители даже могут не знать, что их ребенок торгует наркотиками. Было установлено, что отсутствие родительского контроля связано с высоким уровнем правонарушений, ограблений и ухудшением отношений со сверстниками и учителями среди учеников седьмого и десятого классов (Patterson & Stouthamer-Loeber, 1984; Patterson, 1990). Чтобы понять, как агрессия развивается в семье, ее следует рассматривать не только как социальную систему, в которой признаются все взаимоотношения между членами семьи, но и как буфер внешних воздействий. Осведомленность родителей и контроль над действиями их детей в обществе могут быть столь же важными при развитии агрессии, как и практика прямого воспитания детей в семье. Наконец, многое в развитии агрессии у детей зависит от того насколько родители управляют своей собственной агрессией внутри семьи.

Результатом плохой родительской дисциплинарной практики и отсутствия контроля является то, что ребенок не только агрессивен, но и социально не подготовлен. Паттерсон, Де Барыш и Рамси (1989) обрисовали в общих чертах последовательность развития, которая вытекает из раннего негативного опыта в семье. Когда дети, транслирующие антиобщественное поведение, поступают в школу, их, как правило, отвергает группа сверстников и затем они терпят неудачу в учебе. В подростковом возрасте эти дети ищут девиантных сверстников, которые, в свою очередь, обеспечивают дальнейшее обучение антисоциальному поведению. На финальной стадии данного сценария развития детства проявляется делинквентная деятельность. Антисоциальная молодежь чаще бросает школу, имеет неравную занятость, семейные проблемы и попадает в тюрьму. Паттерсон и Банк (1989) подтвердили эту последовательность. Интересным фактором является то, что чем младше ребенок, тем большее влияние на него оказывает ближайшее окружение. Если семья поощряет антиобщественное поведение в возрасте до 5-6 лет, то у ребенка повышается количество шансов развить стойкое преступное поведение, чем если бы это случилось с ним в более поздние периоды — от среднего до позднего подросткового возраста (Patterson & Bank , 1989). Дети, которые попадают в девиантную семейную модель взаимодействия в средних классах, могут избежать социального неприятия и школьных неудач, в отличие от детей начальной школы, попавших в аналогичную ситуацию. Ясно, что время развития первого негативного опыта имеет важное значение при определении того факта, приводит ли агрессия в детстве к серьезным правонарушениям в юности.

КАКОЕ ВЛИЯНИЕ НА РЕБЕНКА ОКАЗЫВАЮТ ССОРЫ МЕЖДУ РОДИТЕЛЯМИ?

Даже в самой счастливой семье родители могут поспорить. Какое влияние на ребенка оказывают споры между другими людьми? Каммингс и его коллеги (Cummings & Cummings, 1988) провели целый ряд исследований по этой теме. Дети наблюдали реальные или записанные на видео взаимодействия между взрослыми актерами, которые вели себя подобно двум родителям в домашних условиях. Интересно, что поведение детей зависело от того, какие эмоции демонстрировали актеры. Например, актеры могли устно не согласиться с тем, какой фильм смотреть или начать спорить о том, кто моет посуду. В одном исследовании (Cummings, lannotti, & Zahn-Waxler, 1985) 2-летние дети, которые стали свидетелями этих гневных постановок, были более агрессивны в своей игре с другим сверстником того же возраста. В то же время, просоциальное мирное взаимодействие взрослых уменьшало агрессию у малышей. Более того, в ситуациях неразрешенного конфликта дети испытывали больше гнева и страданий, чем когда конфликт, в конце концов, был урегулирован (Cummings, Vogel, Cummings & El-Sheikh, 1989). Дети с проблемным поведением или те, кто в прошлом страдал в семье и наблюдал физическую враждебность между родителями, были более обеспокоены конфликтами с участием матери, чем другие (Cummings, Pelligrini, Notarius & Cummings , 1989). Наконец, мальчики реагировали более ожесточенно, чем девочки. Эти исследования показывают, что дети часто учатся быть агрессивными и злыми, наблюдая конфликт между родителями. Борьба перед детьми может быть не такой уж хорошей идеей!

БИОЛОГИЧЕСКАЯ РОЛЬ В РАЗВИТИИ АГРЕССИИ

Имеет ли агрессия генетическую основу? Научные данные (Rushton et al., 1986) предполагают, что генетика определенно точно играет роль в возникновении индивидуальных различий в агрессивном поведении. Все генетические исследования основываются на изучении сходств и различий в поведении однояйцевых близнецов. Однояйцевые близнецы одного пола чаще схоже оценивали себя в опроснике по агрессии (например, «некоторые люди думают, что у меня агрессивный характер»), чем неидентичные близнецы. Это говорит о том, что не следует игнорировать генетические факторы в наших попытках понять агрессию. Даже младенцы различаются по своему характеру: некоторые дети много плачут и плохо адаптируются в новых условиях, а другие наоборот очень спокойны и контактны. Последние данные свидетельствуют о том, что у трудных младенцев с большей вероятностью могут появиться агрессивные модели поведения в более позднем возрасте. Младенцы, которые были оценены как трудные в 6, 13 и 24 месяца, имели более высокие показатели тревоги, гиперактивности и враждебности в 3 года. Стоит учесть, что влияние биологии на агрессию не заканчивается в младенчестве. Одна из работ предполагает, что роль биологии в агрессии снова становится заметна в подростковом возрасте. Исследование мальчиков в возрасте от 15 до 17 лет в Швеции (Olweus, Mattson, Schalling, & Low, 1988) обнаружило связь между уровнем гормонов (тестостерона) и агрессией. Мальчики с более высоким уровнем тестостерона в крови оценили себя как более склонные к агрессивной реакции на провокации и угрозы со стороны других. В этом случае тестостерон оказывал прямое влияние на агрессивное поведение. Во-вторых, мальчики с высоким уровнем тестостерона были менее приветливыми или более раздражительными, чем их сверстники. Этот фактор повышал их готовность к неспровоцированным и разрушительным видам агрессии (например, начинать драки и говорить неприятные вещи без провокации). В этом случае эффект был косвенным, поскольку гормон влиял на уровень раздражения, который, в свою очередь, повышал уровень агрессии. Гормональные эффекты присутствовали даже после того, как были устранены другие факторы, которые могли вызвать агрессию (методы воспитания детей и характер мальчика). Был сделан вывод, что факторы, конечно, важны, но гормоны также способствуют агрессии. Еще в одном исследовании (Inoff-Germain, Arnold, Nottleman, Susman, Culter, & Chrouses, 1988) ученые выяснили, что уровни гормонов, особенно эстрадиола, повышаются в период полового созревания у девочек-подростков. Это способствует повышению у них чувства гнева и агрессии при взаимодействии с родителями.

Вышеупомянутые открытия не означают, что биологические факторы, такие как гормоны, действуют независимо от социальной среды. Это скорее значимый фактор для определенных моментов развития (подростковый возраст) и при определенных условиях (провоцирующие и угрожающие ситуации). Некоторые люди могут быть более склонны к агрессии, чем другие, в результате своей биологической базы. Но наиболее ярко данные качества проявляются у тех, кто живет в провоцирующей и конфликтной среде.

Оригинальная статья: E. Mavis Hetherington, Ross D. Parke – The biological bases of behavior. Child Psychology. A contemporary viewpoint. Fourth edition, 1993

Автор перевода: Золотухина Мария Сергеевна

Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна

Источник изображения: pexels.com

Ключевые слова: воспитание детей, психологические эксперименты, развитие ребенка, агрессия у детей, агрессия у подростков, драки у детей, почему ребенок дерется, причины возникновения агрессии, биологические причины агрессии, психологические причины агрессии

51280cookie-checkСемейный и биологический факторы развития агрессии у детей