СЕМЕЙНЫЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ АГРЕССИИ
Семья является своеобразным центром обучения агрессии. В исследованиях были получены данные о том, что некоторые родители могут намеренно учить детей проявлять агрессию, чтобы «защитить себя» или «быть мужчиной». Однако, большинство родителей ответили, что не учат детей агрессивному поведению. При этом типичные родительские тактики контроля могут способствовать детской агрессии. Было отмечено, что к несовершеннолетним нарушителям и хулиганам на детских площадках родители применяют физические методы наказания. Чем более эти методы наказания беспорядочны и непоследовательны, тем сильнее проявляется враждебный настрой детей (Eron & Huesmann, 1984; Patterson, Reid & Dishion, 1989).
Одной из особо значимых работ в сфере детской агрессии является эксперимент Паттерсона (Patterson, 1982; Patterson et al., 1989). Его выводы основаны на реальных наблюдениях за семьями агрессивных и неагрессивных детей в домашних условиях. Школы и клинические учреждения передали в проект Паттерсона агрессивных детей для лечения их чрезмерно антиобщественного поведения. В ходе эксперимента выяснилось, что воспитание в семьях агрессивных и неагрессивных детей кардинальным образом отличается. Родители, у которых росли агрессивные дети, по большей части показали себя, как непоследовательные в использовании наказания за девиантное поведение. Помимо этого, оказалось, что данный тип семей не имеет навыка в эффективном поощрении детей за просоциальное поведение. Родители агрессивных мальчиков наказывают их даже тогда, когда ребенок ведет себя надлежащим образом! В результате неумелой практики воспитания, дети учатся использовать ужасное поведение для достижения своих целей. Ребенок усваивает, что принудительное поведение, такое как нытье или даже удары, является эффективным средством контроля над другими членами семьи.
Однако, как отмечает Паттерсон, дети не являются пассивными жертвами в этом процессе. Они зачастую активно добиваются от своих родителей карательных реакций посредством плохого поведения. Наиболее подходящей моделью наказания является двунаправленная модель, в которой признается, что родитель и ребенок влияют друг на друга и что оба способствуют развитию моделей агрессивного поведения.
Семьи не только напрямую формируют развитие агрессии посредством тактики контроля, но и косвенно способствуют агрессивному поведению своих детей. Родительский контроль за местонахождением, деятельностью и социальными контактами своих детей является еще одним важным фактором, определяющим их агрессию. Некоторые родители могут точно сообщить, что делают их дети, с кем они и где они находятся, об их проблемах и успехах. Другие родители в значительной степени забывают о переживаниях своих детей. Они не знают, бродит ли ребенок по улицам или посещает школьные танцы. Они обладают информацией об успеваемости и посещаемости ребенка в школе. Такие родители даже могут не знать, что их ребенок торгует наркотиками. Было установлено, что отсутствие родительского контроля связано с высоким уровнем правонарушений, ограблений и ухудшением отношений со сверстниками и учителями среди учеников седьмого и десятого классов (Patterson & Stouthamer-Loeber, 1984; Patterson, 1990). Чтобы понять, как агрессия развивается в семье, ее следует рассматривать не только как социальную систему, в которой признаются все взаимоотношения между членами семьи, но и как буфер внешних воздействий. Осведомленность родителей и контроль над действиями их детей в обществе могут быть столь же важными при развитии агрессии, как и практика прямого воспитания детей в семье. Наконец, многое в развитии агрессии у детей зависит от того насколько родители управляют своей собственной агрессией внутри семьи.
Результатом плохой родительской дисциплинарной практики и отсутствия контроля является то, что ребенок не только агрессивен, но и социально не подготовлен. Паттерсон, Де Барыш и Рамси (1989) обрисовали в общих чертах последовательность развития, которая вытекает из раннего негативного опыта в семье. Когда дети, транслирующие антиобщественное поведение, поступают в школу, их, как правило, отвергает группа сверстников и затем они терпят неудачу в учебе. В подростковом возрасте эти дети ищут девиантных сверстников, которые, в свою очередь, обеспечивают дальнейшее обучение антисоциальному поведению. На финальной стадии данного сценария развития детства проявляется делинквентная деятельность. Антисоциальная молодежь чаще бросает школу, имеет неравную занятость, семейные проблемы и попадает в тюрьму. Паттерсон и Банк (1989) подтвердили эту последовательность. Интересным фактором является то, что чем младше ребенок, тем большее влияние на него оказывает ближайшее окружение. Если семья поощряет антиобщественное поведение в возрасте до 5-6 лет, то у ребенка повышается количество шансов развить стойкое преступное поведение, чем если бы это случилось с ним в более поздние периоды — от среднего до позднего подросткового возраста (Patterson & Bank , 1989). Дети, которые попадают в девиантную семейную модель взаимодействия в средних классах, могут избежать социального неприятия и школьных неудач, в отличие от детей начальной школы, попавших в аналогичную ситуацию. Ясно, что время развития первого негативного опыта имеет важное значение при определении того факта, приводит ли агрессия в детстве к серьезным правонарушениям в юности.
КАКОЕ ВЛИЯНИЕ НА РЕБЕНКА ОКАЗЫВАЮТ ССОРЫ МЕЖДУ РОДИТЕЛЯМИ?
Даже в самой счастливой семье родители могут поспорить. Какое влияние на ребенка оказывают споры между другими людьми? Каммингс и его коллеги (Cummings & Cummings, 1988) провели целый ряд исследований по этой теме. Дети наблюдали реальные или записанные на видео взаимодействия между взрослыми актерами, которые вели себя подобно двум родителям в домашних условиях. Интересно, что поведение детей зависело от того, какие эмоции демонстрировали актеры. Например, актеры могли устно не согласиться с тем, какой фильм смотреть или начать спорить о том, кто моет посуду. В одном исследовании (Cummings, lannotti, & Zahn-Waxler, 1985) 2-летние дети, которые стали свидетелями этих гневных постановок, были более агрессивны в своей игре с другим сверстником того же возраста. В то же время, просоциальное мирное взаимодействие взрослых уменьшало агрессию у малышей. Более того, в ситуациях неразрешенного конфликта дети испытывали больше гнева и страданий, чем когда конфликт, в конце концов, был урегулирован (Cummings, Vogel, Cummings & El-Sheikh, 1989). Дети с проблемным поведением или те, кто в прошлом страдал в семье и наблюдал физическую враждебность между родителями, были более обеспокоены конфликтами с участием матери, чем другие (Cummings, Pelligrini, Notarius & Cummings , 1989). Наконец, мальчики реагировали более ожесточенно, чем девочки. Эти исследования показывают, что дети часто учатся быть агрессивными и злыми, наблюдая конфликт между родителями. Борьба перед детьми может быть не такой уж хорошей идеей!
БИОЛОГИЧЕСКАЯ РОЛЬ В РАЗВИТИИ АГРЕССИИ
Имеет ли агрессия генетическую основу? Научные данные (Rushton et al., 1986) предполагают, что генетика определенно точно играет роль в возникновении индивидуальных различий в агрессивном поведении. Все генетические исследования основываются на изучении сходств и различий в поведении однояйцевых близнецов. Однояйцевые близнецы одного пола чаще схоже оценивали себя в опроснике по агрессии (например, «некоторые люди думают, что у меня агрессивный характер»), чем неидентичные близнецы. Это говорит о том, что не следует игнорировать генетические факторы в наших попытках понять агрессию. Даже младенцы различаются по своему характеру: некоторые дети много плачут и плохо адаптируются в новых условиях, а другие наоборот очень спокойны и контактны. Последние данные свидетельствуют о том, что у трудных младенцев с большей вероятностью могут появиться агрессивные модели поведения в более позднем возрасте. Младенцы, которые были оценены как трудные в 6, 13 и 24 месяца, имели более высокие показатели тревоги, гиперактивности и враждебности в 3 года. Стоит учесть, что влияние биологии на агрессию не заканчивается в младенчестве. Одна из работ предполагает, что роль биологии в агрессии снова становится заметна в подростковом возрасте. Исследование мальчиков в возрасте от 15 до 17 лет в Швеции (Olweus, Mattson, Schalling, & Low, 1988) обнаружило связь между уровнем гормонов (тестостерона) и агрессией. Мальчики с более высоким уровнем тестостерона в крови оценили себя как более склонные к агрессивной реакции на провокации и угрозы со стороны других. В этом случае тестостерон оказывал прямое влияние на агрессивное поведение. Во-вторых, мальчики с высоким уровнем тестостерона были менее приветливыми или более раздражительными, чем их сверстники. Этот фактор повышал их готовность к неспровоцированным и разрушительным видам агрессии (например, начинать драки и говорить неприятные вещи без провокации). В этом случае эффект был косвенным, поскольку гормон влиял на уровень раздражения, который, в свою очередь, повышал уровень агрессии. Гормональные эффекты присутствовали даже после того, как были устранены другие факторы, которые могли вызвать агрессию (методы воспитания детей и характер мальчика). Был сделан вывод, что факторы, конечно, важны, но гормоны также способствуют агрессии. Еще в одном исследовании (Inoff-Germain, Arnold, Nottleman, Susman, Culter, & Chrouses, 1988) ученые выяснили, что уровни гормонов, особенно эстрадиола, повышаются в период полового созревания у девочек-подростков. Это способствует повышению у них чувства гнева и агрессии при взаимодействии с родителями.
Вышеупомянутые открытия не означают, что биологические факторы, такие как гормоны, действуют независимо от социальной среды. Это скорее значимый фактор для определенных моментов развития (подростковый возраст) и при определенных условиях (провоцирующие и угрожающие ситуации). Некоторые люди могут быть более склонны к агрессии, чем другие, в результате своей биологической базы. Но наиболее ярко данные качества проявляются у тех, кто живет в провоцирующей и конфликтной среде.
Оригинальная статья: E. Mavis Hetherington, Ross D. Parke – The biological bases of behavior. Child Psychology. A contemporary viewpoint. Fourth edition, 1993
Автор перевода: Золотухина Мария Сергеевна
Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна
Источник изображения: pexels.com
Ключевые слова: воспитание детей, психологические эксперименты, развитие ребенка, агрессия у детей, агрессия у подростков, драки у детей, почему ребенок дерется, причины возникновения агрессии, биологические причины агрессии, психологические причины агрессии
Добрый день! Эта статья произвела у меня отклик на протяжении всей моей жизни. С детства я помню как моя мама прятала агрессию под маской «добра», скандалила с папой и какими способами, то есть кулаками я решал свои вопросы и заступался за маленького брата. Помню даже как на Новый 2013 год я загадал желание больше не драться)
Из этой статьи я узнал, что развитие агрессии влияют:
1 Простые родительские тактики контроля, могут способствовать агрессии. Мне кажется здесь нарушение границ.
2 Способствует отсутствие контроля, к этому же прибавляется трудности с адаптацией в обществе. Здесь попустительство, где ребёнок не знает общих правил.
3 Непоследовательность в наказании и отсутствие поощрения за порядочность. Я согласен наказание должно соответствовать проступку, иначе дисбаланс и потеря чувства меры для ребёнка. Также поощрение, это как мотивация к грамотному поведению.
4 Генетика и уровень тестостерона в крови. Это природно и при половом созревании.
5 Способность родителей управлять своей агрессией перед ребёнком. Он смотрит чувствует и перенимает поведение, делая его своим.
Буду использовать так, развивать свой навык управлением и выражением гнева.
А я то думаю, почему у меня ребёнок агрессор. В этом моя вина. Я не умею договариваться. Хотя и учу своих детей этому. Я уже писала, о том что агрессия идёт из за гормонального фона и из семьи. Родители должны показывать, как мягко выходить из конфликтных ситуаций. Нужно смотреть за ребёнком. Я всегда думала. А контроль — это хорошо или плохо. Нужно уметь контролировать ребёнка так, чтобы он об этом не догадывался. ещё в семьях где больше одного ребёнка нужно понимать, сколько времени уделяется детям. Я предполагаю, что если ребёнок понял, что его плохое поведение привлекает внимание родителей, то он специально будет проявлять агрессию к сестре или брату, чтобы родители обратили внимание. К детям надо относиться одинаково. Показывать, что все дети дороги родителю.
Начало статьи»Семья является своеобразным центром обучения агрессии» очень ёмко характеризует проблему агрессии. Выводы из эксперимента Паттерсона, основанные на реальных наблюдениях за семьями агрессивных и неагрессивных детей в домашних условиях показали,что воспитание таких детей кардинальным образом отличается. Так родители, у которых росли агрессивные дети(скорей всего сами были агрессивными) , непоследовательно наказывали своих детей как за «плохое» так и за «хорошее» поведение. В результате дети не видя ничего кроме агрессии, учатся использовать её для достижения своих целей. Ребенок усваивает, что агрессия является эффективным средством контроля над другими членами семьи и людьми в целом.В статье так же приведены биологические причины возникновения агрессии у детей,но на мой взгляд, они не так существенны как то,в какой семье воспитывается ребёнок.
Отчётливо вспомнила целый ряд эпизодов, когда одна знакомая мамочка настойчиво учила своего сына 5-6 лет девать сдачи в детском саду. А он был добродушным ребенком (думаю, что с возрастом не изменился) несмотря на частые сцены агрессии в семье. Вероятно, биологический фактор сработал не в пользу мамы. Для себя отметила то, что родителям важно быть последовательными в наказании ребенка за неподобающее поведение, иметь и развивать навык поощрения за просоциальное поведение. И того, и другого мне явно не хватает. И как результат ответная реакция от ребенка: он провоцирует родителя на наказание, получая при этом ощущение того, что он управляет ситуацией. Конечно здесь необходимо самим родителям быть способными справляться со своей агрессией в семье. Что касается педагогов и психологов, то вряд ли они смогут повлиять на биологический фактор наличия агрессии, но могут обратить свое внимание на отношения в семье ребенка, со сверстниками, то есть на изучение той атмосферы, в которой живёт и развивается ребенок. В статье приведены интересные для меня наблюдения о том, что становясь свидетелями выраженной агрессии между взрослыми людьми, имитирующими родителей, дети тут же демонстрируют повышение уровня гнева при игре со сверстниками. Причём, в ситуациях неразрешенного конфликта дети страдали сильнее, чем в обратной ситуации. Также я узнала, что изменение уровня гормонов в подростковом возрасте как у мальчиков, так и у девочек объясняет повышение уровня гнева и агрессии. Поэтому, хотя повлиять на биологический фактор мы не можем, учитывать его необходимо во взаимосвязи с семейным фактором.
Спасибо за статью. Очень интересная. Основанный на реальных событиях эксперимент Паттерсона показывает, что воспитание агрессивны и неагресивных детей, в домашних условиях, очень отличаются. А также, что дети не всегда являются жертвами в этом процессе, Они часто добиваются от своих родителей карательных реакций посредством плохого поведения. Т.е. родитель и ребенок влияют друг на друга и что оба способствуют развитию моделей агрессивного поведения. Это обозначает, что у агрессивных родителей растут агрессивные дети. Ребенок не видя ничего кроме агрессии, начинает использовать её для достижения своих целей. И по средствам агрессии начинает контролировать своих близких. И это я сейчас вижу сплошь и рядом. Не меньше на агрессию ребенка влияют и биологические факторы. На мой взгляд они не менее важны как и то, в какой семье воспитывается ребенок
Благодарю за статью ! Тема меня очень заинтересовала . Для себя из прочитанного отметила несколько важных фактов : 1) Чем более методы наказания детей беспорядочны и непоследовательны , тем сильнее проявится враждебный настрой у детей . 2) Дети усваивают , что принудительное поведение , такое как нытьё , удары являются эффективным средством контроля над другими членами семьи . 3) Так же отсутствие навыков эффективного поощрения детей за просоциальное поведение приводит к развитию агрессии у ребёнка. 4) Плохая дисциплинарная практика , отстутствие контроля приводят к развитию агрессии . 5) Чрезмерный контроль над детьми так же влияет на неадекватное развитие психики 6) Биологические факторы влияют на поведение детей . Данная статья ещё раз мне напомнила , на сколько важно корректно выяснять отношения при ребёнке . Ведь ребёнок отражает увиденное в своём поведении. Так же очень важно выбирать правильную социальную среду , ведь если у моего сына есть биологические предпосылки к развитию агрессии , то не благоприятная среда и обстановка помогут максимально проявить ему качества агрессии . В последнее время я стараюсь меньше выяснять отношения при ребёнке , и я надеюсь на хороший исход в его проявлениях .
Очень хорошая статья, с большим интересом прочитала. После прочтения многое поняла в поведении своего ребёнка.Вот почему я против наказаний ребёнка в виде (бить, ставить в угол) так как исходя из этих поступков ребёнок просто делает выводы, что все можно решить силой, агрессией. По себе могу сказать, что конечно 100% родительские отношение внутри семьи влияют на ребёнка и как родители выходят из конфликтных ситуаций и как ведут себя.Замечаю за своим ребёнком, что часто может кричать и агрессивно реагировать, на то что ему не нравится и понимаю откуда у него такая манера поведения, но вот справится самой с такой манерой очень сложно. Ведь действительно нужно сначала воспитывать себя, а потом уже ребёнка.Спасибо за информацию.
Из статьи вынесла для себя очень много полезной информации. Я догадывалась, что детей бить нельзя и, что при ребенке ругаться и вступать в конфликт с партнером тоже не стоит, но саму суть и причины, по которым этого не стоит делать, не знала. Очень удивительным показалось то, что родители агрессивных детей наказывают их еще и за то, что они вели себя хорошо. То есть у агрессивных родителей была заложена программа «ругать своего ребенка за все, что он делает» и неважно хорошо он поступает или нет. Это звучит даже абсурдно, а что самое интересное это то, что ребенок еще больше начинает провоцировать своих родителей, вынуждая их применять карательный способ воспитания. Еще мне было интересно узнать о том, как реагирует ребенок на ссоры родителей?! Он перенимает эмоции ссорящихся родителей или находящихся рядом людей и начинает также вести себя агрессивно. И, как оказалось, к агрессии родителей и их карательному воспитанию добавляется повышенный гормон тестостерон, который влияет на уровень раздражения и тут ребенку уже ничего не остается, как проявить агрессию. В детстве меня не били, за исключением одного раза, когда мама пришла с работы в плохом настроении и отшлепала меня ремнем, потому что хотела отдохнуть, а я играла громко. Но она практически все детство кричала на меня, поэтому я только могу согласиться со статьей, что родительская агрессия вызывает желание также проявлять агрессию. Для меня до какой-то поры было нормальным устроить истерику своему партнеру, пока я не поняла, что на агрессию будет только агрессия. Спасибо за статью.
Спасибо за статью. Из данной статьи я узнала, что поведение детей во многом зависит от поведения взрослых, которое они транслирует, даже в тот момент, когда они разговаривают при ребенке, а не с ребенком. Интересно было узнать, что некоторые поведенческие особенности закладываются на генном уровне, что значит, что некоторые люди могут быть более склонны к агрессии, чем другие, в результате своей биологической особенности. До прочтения статьи я знала, что детей нельзя бить, но то что у детей формируется агрессивное поведение, если к ним применять необоснованную физическую силу и что дети и родители провоцируют друг друга, а также то что дети не всегда в таких ситуациях занимают пассивную роль – я не знала. в общем данная статья позволяет о многом задуматься и переоценить взгляды на воспитание детей.
Наверняка все знают, что выяснение отношений или споры между родителями в присутствии детей, наносят психологический вред ребенку. Из исследований, описанных в статье я узнала, что дети учатся быть агрессивными и злыми, наблюдая конфликт между родителями. Мои родители ссорились очень тихо и сдержанно, всегда уходили в отдельную комнату, старались чтобы мы их не слышали. Но несмотря на конспирацию, все понимали что происходит. В жестах, взгляде, тоне родителей читались намерения выяснить отношения. В воздухе летало раздражение и нарастающая агрессия. Возможно в результате этого опыта я периодически веду себя агрессивно, не сдержанно по отношению к людям, у которых нет явного намерения причинить мне зло.
Из статьи я узнал, что агрессия — это целенаправленное причинение вреда другому человеку. Интересно, что у детей дошкольного возраста агрессия — это инструмент для отстаивания своих границ и получения желаемого результата, т.е. механизм далеко не отрицательный, хотя я чаще под агрессией представляю что-то неприятное и совсем не положительное. С возрастом человек начинает проявлять агрессию через коммуникацию — критика, словесное неодобрение. исследователи связывали это со способностью распознавать намерения другого человека.
Также для меня было новым понятие реактивной агрессии — ответная агрессивная реакция на нападение, а активная агрессия понимается как желание доминировать и угрожать.
Мне было бы интересно почитать про факторы, которые влияют на формирование развития агрессии.
Спасибо за статью! Из статьи узнал, что агрессия детей зависит от взаимоотношений в семье в которой живет ребенок и то биологических факторов. Дети становятся более агрессивными в тех семьях где присутствует агрессия со стороны родителей и беспорядочное наказание, даже если в поведение ребенка отсутствовал проступок. Так же на детскую агрессию влияет ссоры родителей, которые он наблюдает, и в последствии копирует агрессию и проявляет ее на других детей. Детская агрессия отрицательно сказывается на взаимоотношении с ровесниками, они отвергаются в детском коллективе что в дальнейшем ведет к антиобщественному поведению подростковом возрасте и во взрослой жизни. Так же я узнал, что на агрессию ребенка влияет гормональная система. Чем выше тестостерон в крови, тем его поведение более агрессивное. Из прочитанного я могу сделать вывод что существенным фактором на агрессию ребенка влияет его социальная среда где родители играют главную роль. Появление агрессии и ее отсутствие будет влиять правильное воспитание и поддержание в семье эмоционально благополучной атмосферы.
При всём моем желании увидеть позитивный выход из этой статьи, что-то какой-то безвыходный мрак мрачный. Ссоры между родителями неизбежны, но конфликтность в семье увеличивает агрессивность малыша. Агрессивное и непоследовательное отношение к ребенку в принципе можно корректировать и контролировать, но против биологических генетических факторов предрасположенности к агрессивным реакциям точно ничего не сделать, не пичкать же ребенка гормональными препаратами. Интересен акцент на двунаправленное взаимодействие родителя и ребенка, при котором ребенок уже как бы начинает провоцировать агрессивное поведение родителя. В этом случае ответственность за взаимодействие должен взять взрослый, как наиболее осознанный и эмоционально стабильный из двоих. И в случае, если он не может справиться со своими реакциями, то именно он должен обратиться к психологу за помощью.
В статье рассматриваются факторы, влияющие на формирование агрессии у детей. Интересно то, что некоторые родители сами формируют у детей агрессивное поведение, при этом отрицают это. То есть, они формируют такую модель неосознанно. Конфликты между членами семьи также влияют на формирование агрессии, причем более травматично для ребенка, если конфликт остался нерешенным. Генетические факторы и биологические также важны. Во первых, в период полового созревания дети действительно более агрессивны, во вторых обьективно есть, например, целые национальности, более агрессивные, чем другие. Возможно это обьясняется как раз генетическими особенностями, которые сформировались у данной нации. То есть, в процессе развития, были более востребованы агрессивные проявления, они давали более успешные результаты и таким образом, закрепились генетически.
Семья учит детей всему. И ценностям, и морали, и агрессии. И всему – непроизвольно, ненамеренно. Ребенок – это губка, он лучше впитывает не слова, а поведение, взаимоотношения родителей. Очень показательным для меня явился эксперимент Паттерсона. Если взрослые люди не имеют понятия о последовательном воспитании, об адекватном наказании за реальные проступки, то как ребенок сможет вырасти неагрессивным и последовательным в своих действиях. Естественно, он учится прежде всего манипулировать своими родителями, подстроить их поведение под свои капризы и требования. Но с другой стороны, я лично не один раз наблюдала обратную реакцию такого детского поведения с людьми либо малознакомыми, либо «не ведущимися» на детское манипулирование. Т.е., если взрослый один раз повел себя не так, как обычно ведет себя родитель с этим ребенком, не стал потакать, кричать, наказывать, то и ребенок меняет свою тактику поведения (именно с этим взрослым) на менее агрессивную и более адекватную. Ссоры между родителями также оказывают прямое влияние на развитие детской агрессии. Во-первых, на взаимном родительском поведении ребенок учится поведению со своими сверстниками (если мама с папой ругаются, значит, это норма поведения). Во-вторых, ребенок всегда сопереживает одной из сторон, и у него возникает обеспокоенность, страдание, наконец, агрессия ко второй стороне конфликта. Интересен генетический аспект агрессии. Немного не поняла, правда, каких младенцев авторы понимают под «трудными» — плаксивых и с плохой адаптацией к новым условиям? Тогда можно предположить, что эти дети имели проблемы со здоровьем в пред- и раннем послеродовом периодах (энцефалопатии, кислородное голодание мозга в предродовом периоде или в родах), и дальнейшее развитие агрессии связано тогда не с генетикой в чистом виде, а с физиологическими факторами развития ребенка.
То что многие механизмы человека формируются еще в детстве и в огромной степени под влиянием семьи — это очевидно. И конечно же агрессия является одним из таких механизмов. То что родители «учат» своих отпрысков агрессии может носить как прямое значение так и происходить косвенно и конечно же на вопрос о том, учат ли они ребенка агрессии будет звучать однозначный ответ «нет». Кто-то реально заставляет подавлять ребенка свою агрессию или запрещает злиться или вообще показывать эмоции на людях, но при это конечно же это не избавляет его от возникновения такой реакции и ее подавление только усугубляет положение и заставляет расти агрессию внутри, побуждая ее выплеснуться в будущем во «всей красе». Кто-то учит агрессии ребенка по собственному примеру, а кто-то действительно учит осознанно не скрывать и использовать агрессию для защиты или направляет в верное русло. На мой взгляд именно осознанное обучение правильному выражению агрессии, исключение подавления формирует наиболее психически устойчивую личность.
Спасибо за статью. Интересно было узнать об экспериментах и исследованиях на тему агрессии. Физические методы наказания, естественно приводят к еще большей агрессии. Конечно же важна последовательность в наказании и поощрении. Так как семьи формируют развитие агрессии посредством тактики контроля, доверительные отношения, беседы о переживаниях подростков важнее, чем жесткий контроль. Но и совсем отсутствие контроля со стороны родителей не допустимо. Психологический климат в семье, как родители могут договариваться между собой очень важно. В противном случае, агрессия проявляется у тех, кто живет в провоцирующей и конфликтной среде. Каждому родителю подростка необходимо помнить, что гормоны способствуют агрессии, эстрадиол, повышается в период полового созревания у девочек-подростков, у мальчиков тестестерон, что приводит к повышению агрессивного поведения.
Узнал, что на агрессивность ребёнка оказываю влияния ссоры родителей. Неудивительно, что когда в семье 2-а и более детей,
про некоторых можно сказать, ведут себя как кошка с собакой, то есть, постоянно скандалят между собой. Потому что отражают, то что происходит между родителями.
Удивил момент, что дети не являются пассивными жертвами, а способствуют развитию модели агрессивного поведения.
Механизм подражания, который был описан в эксперименте с актёрами произвёл на меня впечатления. Как я ранее писал, что
не удивительно, когда дети агрессоры, особенно если это деструктивная семья.
В профессиональном плане эта информация даёт мне возможность теперь, наблюдать данный механизм у детей.
Натолкнуло меня на мысли о вариантах развития механизмов у детей.
В результате прочтения этой статьи , я поняла как важно обладать необходимой информацией для правильного воспитания ребёнка , родители сами того не понимая при воспитании детей допускают ряд ошибок которые в дальнейшем приводят к агрессивному поведению и социальной неподготовленности а также к уголовному преследованию Детей . Узнала , что при непоследовательном использовании наказания за девиантное поведение или при наказаниях даже тогда когда ребёнок ведёт себя надлежащим образом, — дети учатся использовать своё ужасное поведение для достижения своих целей, усваивают, что нытьё и даже удары являются эффективным средством контроля над другими членами семьи.
Также родители допускают огромную ошибку оставляя детей в подростковом возрасте без должного внимания и контроля, полагаясь на их самостоятельность, в дальнейшем сталкиваются с проблемами обучения в школе и ранним употреблением детьми наркотиков.
Из статьи я увидел, что генетически расположенный к агрессии ребенок, не обязательно в последствии во взрослой жизни будет агрессивным. Это лишь увеличивает вероятность его проявления при определенных условиях развития и воспитания, которые будут провоцировать такое поведение. Т.е у такого ребенка больше риск в последствии вести себя агрессивно чем у ребенка изначально не агрессивного. Но на тех и на других будет влиять та модель поведения и в частности в конфликте, которую ребенок наблюдал в чувствительном возрасте (периоде) в своей родительской семье.
Интересно, то что проявление родителями агрессии по отношению к детям со склонностью гневно реагировать, для предотвращения неприемлемого поведения, такие дети как бы бросают вызов своим родителям и еще в большей степени протестуют и демонстрируют не послушание.
Спасибо за статью. Очень интересно было прочитать, про биологическую роль в развитии агрессии. Спору нет, гены штука такая, но мне больше интересно то, что если у человека заложен яркий ген агрессии, то можно ли с ним что-то сделать в обычной жизни? Или он так и не будет давать покоя человеку и тот будет по большей части агрессивен? Ещё интересно было прочесть про контроль родителей действий ребёнка и реакции. Я немного с этим н согласна. Лично я терпеть не могла, когда моя мама лезла ко мне со своим контролем: «где ты, с кем ты, что ты» и до сих пор это не люблю, хоть и сейчас понимаю к чему это все. Если родители так контролирует своего ребёнка, каждый его шаг, то я думаю как раз наоборот, ребёнок будет более агрессивным и может в связи с этим пойти по наклонной. Бесспорно, родители должен быть осведомлён о жизни ребёнка, но конечно-же все в меру.
Все же , как я поняла из статьи, агрессия заграждается в родительской семье. Видимо ребёнок видит, как родители применяют к другим несовершеннолетним физическое наказание и копирует это поведение. Как обычно говорят не надо воспитывать детей, товарищи родители воспитывайте себя. И не последовательное поведение родителей во время наказания и отсутствие факторов поощрения так же вызывают агрессию у ребёнка. Опасно на мой взгляд, когда дети начинают понимать , как вызвать агрессию у взрослых своим поведением. На мой взгляд , эти дети уже осознано делают, значит им нравиться такой агрессивный метод общения. Конечно , родителям надо уделять внимание и социальной адаптации, что бы могли найти общий язык со сверстниками и иметь успех в учебе, видимо для того, что бы было интересно развиваться и дружить , чем конфликтовать. Переключить ребёнка на другие интересы. Как то знакомая рассказывала, что ее внук часто убегал из дома в подростковый период из за гормон. В тот момент я о таком воздействии гормон слышала впервые. Сейчас, прочитав в статье поняла в чем дело.
Наиболее важным моментом в статье мне показалось раскрытие механизма, что беспорядочные методы наказания в семье напрямую влияют на уровень развития агрессии у детей. Получается, что это своеобразный ответ, защита на соответствующее поведение взрослых. При этом агрессия становится моделью поведения для достижения своих целей, для манипуляции родителями. Не вполне убедительным мне показался раздел про значение родительского контроля. Мне кажется, что чрезмерный контроль может в большей степени привести к ответной агрессии (как защита от вторжение в личную жизнь), нежели отсутствие такового контроля. Скорее, недостаток контроля просто дает детям больше возможностей найти примеры агрессивного поведения вне семьи, лишает их обратной связи от значимых людей о том, что хорошо, а что плохо. Отметил, что более раннее столкновение с примерами агрессивного поведения, в том числе в семье, приводит к более негативным последствиям впоследствии, к трудностям с контролем за своим поведением.
Встретил незнакомый для себя термин — делинквентная деятельность. Оказывается, это проступок, антиобщественное поведение. Иными словами, более конкретное проявление девиантного (отклоняющегося) поведения.
Также есть вопросы к исследованиям о биологических причинах проявления агрессии, хотя результаты опроса близнецов дают определенное понимание наличия такой взаимосвязи. К выводу о влиянии гормонального фона на степень агрессивности не вызвала у меня никакого удивления, т.к. я и до этого предполагал такую взаимосвязь (можно сказать, на собственном опыте). Это, кстати, еще раз подчеркивает естественность происхождения агрессии и ее значение в жизни человека (защита своих интересов).
Да, как обычно, когда читаю такие статью, я всегда думаю — как мне правильно воспитать своих будущих детей и как исправить то воспитание, которое мне дали.
Не могло не сказаться на мне поведение моих родителей. В частности из-за того, что отец был алкоголиком — естественно были постоянно периодические скандалы.В итоге я вижу в себе, что перенял некоторое поведение отца. Свою агрессию он проявлял, когда выпьет (я правда это делаю и по трезвому)когда мать начинала истерить и ругаться. В итоге, как только рядом кричат — я напрягаюсь и начинаю злиться, даже если это меня не касается. Если же это касается меня, то я не просто ругаюсь в ответ, а ору на все то помещение в котором нахожусь. Таким образом я проявляю свою агрессию сейчас. Спасибо предкам) буду с этим работать.
Интересная и достаточно информативная статья. В доступной форме изложены факты от которых зависит формирование агрессии у детей. Полностью можно согласиться, что семья это центр обучения агрессии. Для себя я выделю три отправные точки: беспорядочные методы наказаний и отсутствие эффективного поощрения; отсутствие контроля или наоборот его чрезмерное использование; агрессия и споры в семье. Автор утверждает что есть семьи, в которых родители намеренно обучают детей агрессии, чтобы защитить себя или « будь мужчиной», но таких семей довольно малый процент, что не может не радовать. В действительности, беспорядочные методы наказания в таких семьях становятся уже не наказанием, а привычкой и ребёнок очень чётко на это реагирует. Полностью соглашусь, что чем младше ребёнок, тем больше он подвержен влиянию ближайшего окружения. Плохая родительская дисциплинарная практика и отсутствие контроля приводит к тому, что ребёнок не только агрессивен, но и социально не подготовлен. Последовательность развития, которую обрисовали Паттерсон, Де Барыш и Рамси достаточно ярко показывает нам к чему может привести поощрение агрессии в раннем возрасте. Так же хочу остановиться на одном моменте, когда группа сверстников отвергает ребёнка девиантным поведением, дети ищут похожих, а давайте вспомним, что даже в СИЗО отдельных негодяев держат отдельно от начинающих или оступившихся. Интересный факт, что при спорах в семье, там где споры решались или находился компромисс, дети испытывали меньше гнева и страданий. Генетика наверняка тоже играет свою роль в формировании агрессии у детей, но этот факт мало изучен. В пользу этого факта говорит то, что даже у младенцев, тоже есть свой характер и у каждого свой уровень агрессии. Гормоны играют огромную роль в агрессии, но не в её формировании, они катализатор или запал для агрессии. Подводя черту можно точно сказать, некоторые люди могут быть более агрессивны, чем другие, в результате своей биологической базы, но всё же более ярко это выражено у тех, кто живёт в конфликтной среде, и в большей степени, на формирование делинквентного поведения оказывает семья, как центр обучения агрессии.
Благодаря статье узнал, что уровень агрессии у человека зависит, в первую очередь, от среды, в которой он рос, а далее уже гормональная предрасположенность. Эта информация действительно объясняет для меня то, почему так трудно отказаться от привычки агрессивно реагировать на те или иные раздражители, собственно потому что я рос в той среде, где агрессия демонстрировалась в скрытом или открытом виде. С возрастом, чтобы изменить активную агрессию на реактивную недостаточно просто поменять место жительства, необходимо изменить самого себя. Недавно я был свидетелем поддержки агрессивного поведения ребенка со стороны своего родителя, он ему в открытую говорил иди и ударь того мальчика, бей в голову, хотя детям было по 3 года. Благодаря статье я понял, что у того мальчика теперь есть хорошие шансы стать преступником.
Из статьи узнала, что существует семейный и биологический факторы развития агрессии у детей. В свою очередь семейный фактор может быть очевидный — когда родители напрямую учат агрессии и неочевидный — когда оказывают влияние контроль, наказания и другие виды воспитания. Оказывается, контроль за ребенком и его агрессия связаны между собой. Чем больше отсутствует контроль, тем сильнее проявляется агрессия.
По поводу первого варианта, когда родители учат детей агрессии, у меня есть свой пример. Бабушка и дедушка моей дочери (мои родители) и мой муж так и делают. То есть они прямо учат, что когда её в детском саду кто-то толкает, нужно толкнуть в ответ. А муж еще и показывает, как нужно это сделать. Разумеется, они делают это из лучших побуждений, пытаясь защитить, не зная при этом, что формируют у неё агрессию. Я изначально была против этого метода, пыталась им объяснить, но у меня не было главного аргумента — если так не правильно, то как правильно? То есть я понимаю, что так нельзя, но не понимаю, как сделать, чтобы ребенка не толкали. Хотя ей я объясняю, что нужно сказать, что нельзя так делать с ней и отойти. Но в возрасте 4-5 лет это еще плохо работает. В итоге, я сейчас подумала, что мы получили в реальности: моя дочь без зазрения совести при определенном случае лупит как своего отца, так и бабушку с дедушкой, а вот меня никогда не трогает. То есть действует с каждым теми методами, которыми её учат. Теперь я точно знаю, что нельзя учить давать сдачи, и у меня есть аргументы для родственников.
Также я узнала из статьи, что в проявлении агрессии большую роль играет генетика и гормоны. Чем выше уровень тестостерона, тем агрессивнее ребенок.
Что же является первопричиной агрессии? Гены или окружающая среда? В статье дается ответ, что более определяющими являются внешние факторы. Да мы различны по своей природе, но мы можем научиться контролировать свое поведение. И в этом огромную роль играют родители. Поощряют или неумело наказывают. интересен факт, что в таких семьях родители агрессивных мальчиков наказывают их даже тогда, когда ребенок ведет себя надлежащим образом. Что и поразительно. Я думаю в подростковом возрасте уже агрессивное поведение начинает более существенно влиять на выделение гормонов. И получается замкнутый круг. Кроме того, многое в развитии агрессии у детей зависит от того насколько родители управляют своей собственной агрессией внутри семьи. Никто не отменял конструктивные родительские ролевые модели.
Более глубокое представление темы агрессивного поведения детей. И как уже отмечала — вот он биологический генетический фактор на лицо. Гормоны — интересная тема. Возможно действительно стоит более глубоко уйти в эту тему: тестостерон, выработка мужского гормона данного в тех или иных количествах может повлиять на человека. также как и оказывает влияние банальная ситуация — выспался человек или нет. И безусловно окружающая среда..Интересным для меня был фактор значения возраста ребенка, в котором он попадает в агрессивную среду. Степень влияния среды оказывается может отличаться. Учту для себя данный фактор. А то что дети опять же подвержены больше всего — это уже априори. Вот так и вырастают преступники и неблагополучные взрослые из детей, которым пришлось выслушивать родительские скандалы.
Тема детской агрессии мне очень близка. Хотя в школьные годы у меня эта агрессия проявлялась как раз тогда, когда родители проявляли гиперконтроль. Да что уж там говорить, она и сейчас в подобных ситуациях возникает.
Также вывод о том, что беспорядочные и непоследовательные наказания увеличивают уровень агрессии у детей, тоже не стал для меня открытием. Это я тоже проверила на себе. Что касается поощрения за просоциальное поведение, так тут, например, мои родители чаще принимали такое поведение как должное.
А вот новым для меня стал результат исследования о том, что биология тоже влияет на агрессию ребенка. Я была убеждена, что все как раз наоборот.
И самый важный вывод для меня: в провоцирующей и конфликтной среде эти качества (на основе их биологической базы) проявляются более ярко. Благодарю за статью 🙂
Яблоко от яблони недалеко падает. В статье приводятся научные подтверждения этого тезиса. Я узнал, что поведение родителей напрямую влияет на развитие агрессии у их детей. Перечисленное в статье иррациональное поведение родителей характерно для незрелых в психологическом плане людей. Особенно непоследовательное поведение в отношении ребенка. Я узнал о важности контроля детей со стороны родителей. Также я узнал о биологическом факторе агрессивного поведения детей, в том числе гормонального фона и наследственности. Удивило простое и логичное обоснование конфликтного поведения у девочек-подростков. Все мы знаем, что это непростой период для ребенка, но я никогда не думал, что гормональный фон в этом возрасте тоже специфический. Я подумал, что такие знания помогут мне лучше понимать поведение моей дочери в будущем.
Пока читала представила всех этих агрессивных подростков, с котрыми потом никто не знает что делать. и из которых потом вырастают вот такие неблагополучные, а порой и социально опасные люди, занимающиеся делинквентной деятельность. Это понятие для меня стало новым из статьи.
Не могу сказать,что я много узнала нового,скорее убедилась в с своем понимании причин агрессии у детей. Итак, основные причины 1. Агрессия — это прежде всего результат неумелой практики воспитания детей. Родители у агрессивных детей непоследовательны . В рез-те дети учатся использовать свое агрессивное поведение для достижения своиз личных целей. 2. Конфликты в семье . Согласна тут важно насколько сам родитель может упр-ть своей агрессией . В рез-те можно сделать вывод ,что и ребенок и родитель , оба способствуют развитию модели агрессивного поведения. Но все же учить ребенку управлять ее , в том числе в особо сложный период подростковый — задача родителей. вАжным мне еще кажется тот,что имеет взначение возраст ребенка . Иначе получаем последствия ..
После прочтения статьи я узнала, что агрессивное поведение у детей появляется по причине применения тактик родительского контроля, а в подростковом возрасте на агрессивное поведение оказывает влияние гормональная перестройка. Я всегда считала, что основной причиной агрессивного поведения детей является наблюдение ребенка за тем, как родители себя ведут в конфликтной ситуации. И да, про это в статье написано. И также мое агрессивное поведение связано с демонстрирование очень ярких споров и конфликтов родителями в детстве. Но я никогда не задумывалась о том, что «родители, у которых росли агрессивные дети, по большей части показали себя, как непоследовательные в использовании наказания за девиантное поведение». То есть, из-за того, что ребенок до конца не понимает за что его наказывают впоследствии может привести к агрессии. Вот это поворот! То есть без родительского контроля, реальном демонстрировании «что такое хорошо и что такое плохо» (а не слова) ребенку трудно адаптироваться к суровой реальности жизни. Спасибо за статью!
Как я поняла из статьи, генетически обусловленная агрессия чаще проявляется в тех семьях, где дети имею пример агрессивных отношений. Дети рождаются с разным количеством агрессии и то как она будет развиваться в большей степени зависит от той среды в которой он развивается. Это вроде бы естественно, какова среда таков и человек, который вырастает в этой среде. Но разве сейчас есть методика определяющая степень агрессии, которая заложена в ребенке. Мы не знаем имеются ли компенсаторные методики, которые способствуют сглаживанию агрессивного поведения. Чтобы до конца понять, что больше влияет на агрессивность биология или среда, надо научиться точно определять исходные данные.
Но я абсолютно уверена, что всем родителям необходимо прочесть эту статью, для того, чтобы научиться создавать доверительную и поддерживающую среду для ребенка, чтобы не развивать в ребенке агрессию.
Спасибо за статью. Я родилась и провела свое детство в расширенной семье — мы (я, мама, папа и сестра) жили вместе с бабушкой и дедушкой. В процессе совместного проживания родители конфликтовали ,но не между собой, а со своими родителями .Таким образом, обстановка в семье была достаточно агрессивной. Я согласна с тем, что родительская и семья и методы разрешения конфликтов сильно влияет на поведение ребенка, при это все остальные факторы, они как бы наслаиваются на эту базу. В частности я совсем забыла про гормональные сбои, которые также могут приводить человека в агрессивное состояние. И изначальный темперамент младенца, который также сложно игнорировать и не учитывать при формировании агрессии.
Интересная статья . Очень интересным показалось мне наблюдение за детьми , а точнее за их поведение в игре , после того , как родители после того , как родители просто поспорили , кто будет мыть посуду . Ведь это , на первый взгляд , крайне безобидный бытовой момент . И подобных по сто в день происходит . Эта статья мне в очередной раз показала важность родителям следить за своим поведением , особенно в присутствии ребёнка . Новой для меня была информации о том , что генетика тоже влияет на проявление агрессии у детей .
Я вспомнила случай из детства . В общем я могу сказать , что у мен была не агрессивная семья , я даже особо не могу вспомнить споров родителей из серии «кто моет посуду». Но мой дедушка мне всегда говорил «обидчикам надо давать сдачу» . Он в прошлом был боксёр и учил меня приёмам , как поступать , если меня обидели . Так вот однажды девочка во дворе сзади дернула меня за хвост . Я не раздумывая , встала и дала ей в нос , как дедушка учил , а в руку у меня были ключи , и нос я ей набила до крови . При всём при этом , могу сказать , что у меня самый лучший и добрый дедушка . Но бкря во внимание Эту ситуацию и статью , ещё раз убеждаюсь , как важно грамотно общаться с детьми .
Спасибо большое за статью!
Невозможно отрицать, что семейный фактор один из самых ключевых в развитии у детей, ведь родители — главные и самые первые агенты социализации ребенка; их поведение — то, какие условия они создают для развития и воспитания ребенка. Как говорит Вячеслав Михайлович, от осинки не родятся апельсинки. Более того, мне это удается испытать на собственном примере. Один из родителей в 90% агрессивно себя ведет и выражается. Что и влияет на детей. Моя сестра в свою очередь переняла эту привычку и так общается с другим родителем. Более того, я тоже могу быть вспыльчивым и покричать, но с взрослением это качество стало уходить, а в процессе обучения в институте мое эмоциональное состояние улучшилось, я стал менее агрессивным и раздражительным.
После прочтения статьи в очередной раз отметил для себя . что огромную роль в воспитании детей играет поведение их родителей дома, т.е ребенок реагирует на агрессию родителей и сам в дальнейшем становится наиболее агрессивным.Для себя отметил тот факт , что в некоторых семьях практикуется система наказаний за проступок . при этом это происходит не периодически , а не поймешь по какой методике,а фактически когда захотелось , при этом у ребенка в голове происходит сбой шаблона и он становится агрессивным. познакомился с таким понятием как девиантное поведение, о котором собственно я и говорил выше. В профессиональном и личностном плане данная информация широко применима , а именно при работе с с детьми у которых характерно агрессивное поведение благодаря данной статье возникло понимание на что стоит обратить внимание.прежде . чем говорить ребенку что хорошо. а что плохо, покажи ему на примере самостоятельно. Спасибо.
Из статьи я узнал, что агрессивное поведение у детей может формироваться из-за соответствующего воспитания. Для меня была новой информация, что на агрессивность ребёнка оказываю влияния ссоры родителей. Т.е. уровень агрессии зависит в первую очередь от среды, в которой ребенок растёт. Я заметил это ещё учась в старшей школе. Под конец школы меня всё начало раздражать: и школа, и всё моё окружение. Поэтому я с удовольствием уехал учиться в институт подальше, в Москву. Новые условия среды дали мне возможность заново построить своё поведение. Конечно, не от всего я смог отказаться и агрессивная реакция иногда проявлялась. Например, я это заметил по моей манере общения с некоторыми преподавателями. Да и со временем если целенаправленно над этим не работать, то всё поведение скатывается к тому, от которого старался уйти в новую среду. Так что вынужденные изменения среды, происходившие у меня не по моей воле я рассматриваю в этом контексте больше позитивно.
Спасибо за статью. Из статьи понятно, что дети, которые наблюдали агрессию в своей семье наиболее подвержены ей в дальнейшем. Как правильно из таких детей вырастают антисоциальные личности. Очень многое зависит от окружения, но также в подростковом возрасте оказывают влияние гормоны. Родители должны проявлять родительский контроль дабы избежать последствий. Агрессия — результат неумелого воспитания родителей. Я считаю, что агрессия в большей степени проявляется, когда родители применяют гиперконтроль, а также когда ребёнок не до конца понимает за что его наказывают. Поведение родителей на прямую влияет на ребёнка, если ребёнок видит в семье ссоры и агрессивное поведение, он начинает вести себя также.
С большим интересом прочитала статью.
Многие факты просто наблюдала в жизни. Не раз сталкивалась с ситуацией, что дети, родители которых применяют физическое наказание в процессе воспитания, проявляют агрессию, становятся хулиганами в школе.
Всегда знала, что нельзя ругаться с мужем при ребенке. Старалась этого не делать. Оказывается, что и исследование такое проводили. Удивительно, что даже маленькие двухлетние дети, наблюдая конфликты взрослых, учатся быть агрессивными и злыми.
Интересна также и биологическая роль развития агрессии. Узнала, что и генетический набор человека, и гормоны влияют на его поведение. Однако решающим фактором является среда, в которой растет и развивается человек.
Приветствую, полезная статья. На ум сразу проходит семейный пример воспитания моей племянницы. Ребенку 3 года а она, девочка, проявляет агрессию во все стороны, как раз по примеру надругательств родителей между собой. Когда у нее что то не получаеться, она может начать себя кусать, постоянное не послушание, «хроническое» несогласие с родителями.
Что для себя выделил: то что ребенок начинает «впитывать» агрессию самого малого возраста; если все же случилось поспорить с супругой, то конфликт нужно довести до положительного разрешения, это в свою очередь и даст ребенку пример как поступать в таких ситуациях.
для того что бы уберечь ребенка от излишней агрессии — точно, не буду выяснять отношения с супругой в его присутствии.
Я сейчас читаю книгу написанную древнегреческим историком Плутархом. И он приводит там пример, как Ликург (родоначальник суровых законов спарты), показал своим согражданам такой опыт. Он взял двух щенков, один был породистой охотничей собакой, другой же щенок происходил из обычных дворовых собак. Ту особь которая была охотничья, он всячески ублажал и создавал ей наиболее комфортные и изнеженные условия для жизни. Кормил вкусной пищей, позволял ей делать все, что она захочет. С другим же щенком, который был простой дворовой собакой, он поступал совершенно подругому. Держал в голоде и холоде, учил как преследовать и настигать жертву и т.д. Т.е воспитывал его как полноценную охотничью собаку. По прошествию полугода, Ликург собрал сограждан, выпустил этих двух щенков и выпустил из заранее подготовленного мешка зайца. Породистая охотничья собака навострила уши, и в недоумении смотрела на происходящее поджав хвост. Тогда как щенок беспородный и не имеющий биологических задатков, тут же бросился за зайцем догнал и растерзал его. На, что Ликург сказал: — Ваш род это прекрасно, но без упражнений и подготовки вы ничем не лучше илотов! Можно иметь сколько угодно хадатков, но без специальной подготовки, лишений и упражнений они бесполезны. Так же видимо и с агрессивным поведением…
Продолжаю комментарий, в связи с доведением последнего до требований выставленными регламентом. Т.е. я увидел, что вне всякого сомнения биологические особенности организма человека могут повлиять на его склонность к агрессивным формам поведения. Так же такое влияние оказывает социальный контекст в котором человек был воспитан, агенты его социализации и собственное самовосприятие. Помимо этого, меня удивила мысль, что тревожное состояние провоцирует агрессию. Например в своем жизненном опыте я вижу, что тогда когда я в школе как мне казалось был скромным, сейчас я бы назвал это другим словом, а именно — «подавленным», т.е пытался держать внутри свою тревожность, не показывая её ни себе, ни окружающим. И это выливалось во внутреннюю агрессию, которая объективировалась в мыслях. Я тогда постоянно думал, как все плохо и не правильно себя ведут.