Обучение психологии онлайн
Воронежский Институт Психологии >

Социальное суждение занимает не последнее место в проблеме детской психопатологии.  Чтобы вникнуть в суть данного явления, рассмотрим случай мальчика Тома. Он живет в доме своей тети вместе с двоюродным братом. Парень ненавидит школу и часто прогуливает. По ночам он сбегает из дома.

«Том наконец решился. Он был настроен мрачно и готов на все. Друзей у него нет, все его бросили, никто его не любит. Вот когда увидят, до чего довели несчастного мальчика, тогда, может, и пожалеют. Он пробовал быть хорошим, старался – так нет же, ему не дали. Что ж, пускай, если им только и надо, что избавиться от него; конечно, он же окажется у них виноват. Ну и прекрасно! Разве всеми брошенный мальчик имеет право жаловаться? Заставили-таки, в конце концов! Ну что ж, придется вести преступный образ жизни. Другого выхода нет».

Какой вывод можно сделать на основании данного отрывка? Является Том обычным обиженным ребенком или подобный ход мыслей указывает на явную психопатологию? Достаточно ли Том отличается от среднегочтобы считаться нормальным относительно статистической моделиСложный вопрос. Естественно, что такое поведение мальчика для большей части общества является нежелательным. В том числе оно нежелательно для людей, которые занимаются его воспитанием. Теперь представим себя на минутку психологом, которого попросили оценить социальную адаптацию мальчика. Что вы можете сказать? Есть ли у мальчика психопатология или тут совершенно не о чем беспокоиться? Возможно, что кого-то это удивит, но случай с Томом является отрывком из детской книги «Приключения Тома Сойера» Марка Твена. Придет ли на ум тем, кто читал данное произведение целиком, что Том Сойер ненормальный? Нет, конечно. Наоборот, Том прототип идеального американского мальчишки своего времени. Он смел, предприимчив, смекалист и обладает обостренным чувством справедливости. Именно эти качества он проявляет в сложных жизненных ситуациях, чем вызывает восторг юных читателей.

Исходя из общей характеристики персонажа, можно с уверенностью заявить, что психически он здоров.  Но если рассматривать только выбранный отрывок, то напрашиваются мысли, что парню срочно нужна психотерапия для профилактики депрессии, суицидальных наклонностей и тяги к криминальному миру.

Из этого можно сделать вывод, что часто именно поведение ребенка в той или иной ситуации влияет на социальное суждение людей о нем. Однако, одна-две ситуации не являются показательными и не отражают полную картину психического состояния ребенка. Поэтому терапевт постоянно должен задавать себе вопрос: передо мной действительно проблемный ребенок или это взрослые вокруг него имеют искаженное представление о своем подопечном. Три набора факторов, которые могут незаметно влиять на восприятие взрослого:

  1. Характеристика ребенка
  2. Характеристики самого взрослого. Его взгляды и стереотипы поведения в обществе.
  3. Контекст ситуации

Характеристики ребенка

Одна из причин, по которой читатели не склонны рассматривать Тома Сойера, как ребенка с психопатологией, заключается в том, что читатель знает героя с другой стороны. Том милый, умный и любит Бекки. Даже тетя Полли не может разозлиться на него за его поведение, которое не всегда вписывается в рамки нормы.

Исследование (Chess & Thomas, 1972; Hetherington, 1991; Huston, 1983; Emery, Binkoff, Houts, & Carr, 1983; Serbin & O’Leary, 1975; Werner at al. 1975) показало, что взрослые с большей вероятностью отреагируют на девиантное поведение у:

  • мальчиков
  • младенцев с непростым темпераментом
  • непривлекательных детей
  • детей с другими отклонениями

Кроме того, есть еще одно исследование (Emery et al. 1975) о субъективном восприятии поведения ребенка окружающими. Было установлено, что поведение социально развитого ребенка реже оценивается как ненормальное. И наоборот, поведение ребенка с неразвитыми социальными навыками воспринимается окружающими более критично.

Характеристика взрослого

Разные взрослые имеют разные взгляды на одних и тех же детей.  Мнение родителей, учителя, медицинского работника о том, что у ребенка есть психологическая проблема, часто указывает на особенность восприятия самого взрослого. Например, у учителей разные стандарты в отношении того, что они считают приемлемым на уроке. Кто-то разрешает ходить и нарушать тишину, а для других это недопустимо.

Родители также могут иметь искаженное представление о поведении своего ребенка и его психологическом состоянии. Исследование (Griest, Wells, & Forehand, 1980; Lobitz & Johnson, 1975) показало, что существует 3 группы родителей, которые воспринимают поведение своих детей более негативно, чем оно есть на самом деле:

  • депрессивные родители
  • родители склонные к психологическому или физическому насилию
  • родители, которые приводят своих детей в клинику на обследование на предмет нормальности ребенка

В 1983 году было проведено новое исследование (Larrance, D. T., & Twentyman, C. T. (1983). Maternal attributions and child abuse. Journal of Abnormal Psychology 92, 449-457), которое подтвердило исследование 1975 года. В нем приняли участие две группы матерей. В первую группу пригласили женщин, которые практиковали насильственные методы воспитания. Во второй групп наоборот, женщины считали это недопустимым. Матерям из обеих групп были показаны фотографии их собственных и незнакомых детей в трех видах социальных ситуаций.

  1. Дети нарушали личное пространство друг друга. Нападали и оскорбляли.
  2. Игровые ситуации с деструктивным результатом.
  3. Соревновательные ситуации с двусмысленным результатом.

После просмотра изображений матерям был задан ряд вопросов на оценку заданных ситуаций. Женщин также попросили дать свое видение произошедшего и объяснить причины. Так же, как и в предыдущих исследованиях на аналогичную тематику, было установлено, что матери, прибегающие к насилию, имеют более негативные ожидания от своих детей, чем матери, для которых насилие чуждо. Кроме того, участники разных групп давали совершенно противоположные объяснения поступкам своих детей. Матери из первой группы утверждали, что проявление негативных черт свойственно ребенку и вскоре подобный инцидент непременно повторится. В то же время, когда их дети демонстрировали пример хорошего поведения или правила нарушал чужой ребенок, матери из первой группы связывали это исключительно с внешними и нестабильными причинами. Матерям, склонным к насилию, не приходило в голову, что их ребенок может демонстрировать хорошие качества характера исходя из личностных особенностей. Матери, не склонные к насилию, наоборот, дали иную трактовку причинно-следственной связи. Они подчеркивали положительные качества своих детей и указывали на ситуации, когда эти качества приводили их к успеху. Неудачи они по большей части перекладывали на внешние обстоятельства.

Это исследование показало, что суждения взрослых о поведении детей включают более сложные процессы, чем просто субъективное мнение отдельно взятого человека.  В ситуации с матерью, применяющей насилие, терапевту недостаточно показать, что ребенок ведет себя более позитивно, чем она себе представляет. Важно донести родителю, что ребенок демонстрирует желательное поведение исходя из его внутренних и глубоко личностных причин, которые являются стабильными на данный момент. Например, если родитель, направивший ребенка к психологу, приходит к выводу, что ребенок чувствует себя лучше исключительно благодаря терапии, а не за счет своих личных качеств, проблему отношений родитель-ребенок это не решит. Так как родитель весь положительный эффект будет списывать на терапию, а свое мнение касательно ребенка оставит прежним. Важно работать с родителем и менять его представление о своем собственном ребенке в лучшую сторону. В конечном счете, цель должна состоять в том, чтобы родитель видел, что ребенок чувствует себя лучше в результате внутренних, а значит устойчивых причин. «Он так себя ведет, потому что он хороший ребенок». Данная установка самый желанный результат по итогам терапии в подобных детско-родительских тандемах.

Возвращаясь к произведению Марка Твена, можно проследить интересно развивающуюся историю Геккельбери Финна и вдовы Дуглас взявшей его под опеку. Она увидела потенциал в мальчике и не жалея сил приступила к его социализации.

Контекст ситуации

О поведении можно судить по-разному, в зависимости от ситуации. Вспомним ситуацию Билли. Поведение мальчика дома было достаточно утомительным для родителей, но в целом они считали его приемлемым для дошкольника. Однако, когда Билли пошел в школу, учителя и директор посчитали подобное поведение недопустимым и попросили родителей принять меры. Из этого случая видно, что сменился контекст ситуации, в то время как Билли остался таким же как был.

Создавать контексты могут: социальное происхождение, раса, предшествующее поведение, отставание в развитии и.т.п. Общество подсознательно клеит детям невидимые штампы, которые влияют на то, как оценивается их текущее поведение. Штампы изначально не меняют поведение ребенка. Скорее, они способствуют формированию контекста, который влияет на  способ восприятия и реагирования на поведение этих детей другими людьми. Иногда это может иметь негативные последствия для ребенка.

Вернемся в последний раз к вышеупомянутому литературному произведению. Несмотря на то, что Том Сойер и Гек Финн дружили и хулиганили вместе, общество относилось к ним по-разному. Возможная причина этому то, что отец Гека был известным на весь город пьяницей, а тетя Тома Сойера была прихожанкой и имела хорошую репутацию. Люди до сих пор оценивают поведение детей в семьях с низким социальным статусом хуже, чем поведение детей из благополучных семей. При этом дети могут вести себя одинаково. В 1970 году было проведено исследование (Gibbons, 1970), которое показало, что при аресте за аналогичные правонарушения полицейские отправляли в суд  больше представителей низкого социального стаьуса, чем представителей среднего класса.

Заключение

В заключении хочется сказать, что суждение о ребенке должно быть многогранно. Важно принять во внимание характеристики самого ребенка, характеристики людей, дающих ему оценку и контекст ситуации. К ребенку нельзя относиться предвзято исходя исключительно из его расы, предыдущего поведения и особенностей развития и.т.п. Важно помнить, что наличие разногласий врачей в диагностике психопатологий служит ярким примером тому, что характеристика и опыт взрослого имеет колоссальное значение при выявлении психопатологии.  Родитель, учитель и даже специалист при постановке диагноза может быть необъективен в силу жизненного и профессионального опыта.

Оригинальная статья: E. Mavis Hetherington, Ross D. Parke – The biological bases of behavior. Child Psychology. A contemporary viewpoint. Fourth edition, 1993

Автор перевода: Золотухина Мария Сергеевна

Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна

Источник изображения: unsplash.com

Ключевые слова: психопатология развития ребенка, гиперактивность, агрессия у детей, аутизм у детей, признаки аутизма, сдвг признаки, депрессия у детей, ребенок дерется, почему ребенок дерется, упрямый ребенок, ребенок не слушается, непослушный ребенок, почему ребенок не слушается, псиблог психопатология развития

48600cookie-checkКак отличить настоящую психопатологию от субъективного мнения