Обучение психологии онлайн
Воронежский Институт Психологии >

Темперамент, эмоциональность, общительность, активность, проблемное поведение

Несмотря на то, что связь между генетикой и характером не так очевидна, как связь между генетикой и интеллектом (Loehlin, Willerman, & Horn, 1988) особенности темперамента заметны уже в первые дни после рождения ребенка.

Темперамент. Темперамент относится к индивидуальным биологическим особенностям человека и проявляется в выражении эмоций, реакциях возбуждения и саморегуляции. Пионеры исследований в этой области предполагали, что темперамент определен исключительно биологически. Однако, позже была выявлена его связь с жизненным опытом. В самом раннем возрасте  существуют лишь два критерия определяющих темперамент: ребенок, с которым просто и ребенок, с которым трудно. По мере взросления начинают обращать внимание на три личностных характеристики, которые имеют генетическую основу: эмоциональность, общительность, активность.

Около десяти процентов младенцев определяются, как «сложные» (Graham, Rutter, & George, 1973; Thomas, Chess, & Korn, 1982). У этих детей отмечаются нарушения сна, проблемы с кормлением, низкая адаптивность в новой обстановке, постоянное недовольство, сопровождаемое плачем, неприветливость. На контрасте с ними выступают адаптивные, дружелюбные и внешне счастливые младенцы. Наблюдать различия в темпераменте можно в одной и той же семье. Вот как описывает мать каждого из своих сыновей:

«С Крис все было очень сложно. Кормление, сон и высаживания превращались в сущий ад. Чтобы впихнуть в него хотя бы половину бутылочки мне требовалось около часа. А через два он снова был голоден. За первые два года я не помню ни дня, чтобы он лег спать без рыданий. Я бесконечно укачивала его, но стоило мне начать удаляться на цыпочках от его колыбели, как он тут же поднимал голову и начинал кряхтеть. Малейшие изменения в режиме дня приводили его в негодование. Новые люди и места сильно утомляли сына, и сходить куда-либо было целой проблемой.

Джон был очень трогательным малышом. С первого дня в госпитале он прижимался ко мне. Ему так нравилось постоянно находиться на руках, что я с большой неохотой клала его полежать отдельно. Он не плакал, пока на это не было реальной причины. Только голод, мокрые пеленки или усталость доставляли ему дискомфорт. Он всегда был открыт новым впечатлениям и поэтому мы везде брали его с собой. Бывали случаи, что заболтавшись в гостях, я вспоминала о нем только, когда он начинал что-то весело лепетать на своем языке».

Помимо этого, идентичные близнецы показали сильную схожесть взаимодействия с окружающим миром. В то время как, дизиготные пары близнецов могут демонстрировать совершенно различный темперамент с самого рождения.

Более высокий уровень поведенческих отклонений в старшем возрасте отмечается у бывших трудных младенцев (Bates, Maslin, &Frankel, 1985; Pettit & Bates, 1989; Rutter, Quinton, & Yule, 1977; Thomas, Chess, & Korn, 1982). Этому есть два объяснения. Первое заключается в том, что непокладистому ребенку сложнее приспособиться к окружающей действительности. В результате чего он чаще получает психологические травмы. Второй неоспоримый факт – дети со сложным темпераментом уязвимы перед стрессом и чаще других закрепляют негативный эмоциональный опыт. Для родителей они являются постоянным источником стресса, а те в свою очередь являются источником стресса для них. Все накопившееся от усталости раздражение родители выплескивают на этих детей. Получается замкнутый круг. Матерей в таких семьях часто раздражает зависимость ребенка от них (Hetherington, 1991). На прошлой недели мы рассмотрели исследование СВЯЗЬ МЕЖДУ МЛАДЕНЧЕСКОЙ РАЗДРАЖИТЕЛЬНОЧТЬЮ И ПРИВЯЗАННОСТЬЮ РОДИТЕЛЯ, суть которого в том что, если у женщины нет качественной поддержки в виде семьи и друзей, то возникает нарушение привязанности между ней и ребенком.  Хотя темперамент напрямую не влияет на девиантное поведение, тем ни менее особенности характера ставят таких детей в заранее неблагоприятные условия. В общении с окружающими они имеют больший риск получить негативный опыт. Результаты долгосрочных исследований указывают, что негативному влиянию сложного темперамента чаще подвержены дети, которые встречают дополнительные невзгоды в виде бедности, неумелого воспитания или пережившие развод родителей (Hetherington, 1991). Темперамент вполне поддается коррекции. Восприимчивые и ответственные родители в состоянии помочь детям смягчить их особенность (Beckwith, 1979; Dunn, 1980). Таким образом, темперамент, передающийся по наследству, формируется через взаимодействие с окружающим миром. При этом особенно важен опыт, полученный внутри семьи в начале жизни.

Существуют доказательства этнических различий темперамента новорожденных. Это нельзя упускать из виду, при исследовании развития личности различных этнических групп. Во время наблюдения, младенцы из смешанных китайско-американских семей вели себя спокойнее, быстрее успокаивались и легче адаптировались к новым условиям, чем их ровесники из европейско-американских семей (Freedman, 1974, 1976; Kagan, Kearsley, & Zelazo, 1978).

Эмоциональность, активность, общительность

Наследственность играет роль в широком спектре состояний человека, в который входят: эмоциональность, социальные навыки, осмотрительность, уровень активности, специфические страхи, беспокойство, гнев, невнимательность, упорство, поиск ощущений.  Отдельно стоит отметить традиционализм, который подразумевает под собой подчинение правилам и авторитетам, поддержку строгой дисциплины и высоких моральных стандартов (Campos, Barret, Lamb, Goldsmith, &Stenberg, 1983; Goldsmith, 1983; Plomin, 1989; Tellegan et al., 1988). Однако, исследования проводимые с близнецами показали, что наибольшее влияние наследственности отражается на уровне эмоциональности, активности и социальных навыков (Plomin, 1986). В то же время более поздние исследования поведения близнецовых пар выросших по отдельности определили, что наследственные черты наиболее ярко проявляются в молодом возрасте (Plomin, Pedersen, Nesselroade, McClearn, &Bergeman, 1988).

Эмоциональность располагает к хроническому стрессу за счет гипертрофированного чувства гнева и страха. В младенчества подобная тенденция поведения трактуется, как темперамент. В более позднем возрасте диагностируется невротизм и эмоциональная нестабильность. К чертам коммуникабельности относят общительность, отсутствие комплексов, экстраверсию, предпочтение проводить время в компании. Если с коммуникабельностью есть проблемы, то возникает  закомплексованность, скромность и страх в незнакомых ситуация, связанных с общением. Активность включает в себя энергию и темп движения. Высокий уровень активности подразумевает под собой непослушание, относительно низкий процент комплексов, общительность, тягу к соперничеству. В более старшем возрасте такие дети склонны к манипулятивному поведению.

Продолжительные исследования показали, что темперамент определяет генетика. Однако, то как он будет проявляться  зависит от окружения и условий жизни ребенка.

Изучения близнецовых пар и усыновленных детей показали, что генетический фактор оказывает существенное влияние на девиантное поведение. Невротизм, депрессия, истерия, суицидальные и преступные наклонности, маниакально-депрессивный психоз, психопатия, плохое поведение в детском возрасте, все это имеет генетический аспект. Одним из ярких примеров является шизофрения. Это серьезное умственное расстройство, при котором происходит нарушение эмоциональных и когнитивных функций. Часто проявляется в эксцентричном поведении и мыслях. У пар идентичных близнецов уровень шизофренических расстройств совпадает в 46%, в то время как у разнояйцевых близнецов он составляет 14%, а у ближайших родственников только 10% (Gottesman & Shields, 1982). Подобный уровень совпадений зафиксирован относительно проявлений маниакально-депрессивного психоза (Plomin, 1986).  Полученные данные не оставляют сомнения, что влияние среды в случае развития психических расстройств, очевидно.

Так же многолетние наблюдения показали, что к психопатологиям наиболее уязвимы дети, которые находятся рядом с эмоционально неустойчивым родителем. Даже если разлучение с матерью страдающей шизофренией произошло в раннем возрасте, риск развития ментальных проблем (но не обязательно шизофрении) у ребенка велик (Mednick, Schulsinger, & Schulsinger, 1975). В классическом исследовании Хестона (Heston 1966), было проведено сравнение 35-ти летних людей, разлученных в раннем возрасте с матерями. Часть матерей страдали от шизофрении, вторая половина была психически здорова. Дети выросли в государственных детских учреждения или были взяты на усыновление. Исследование показало, что генетический механизм может проявляться в ряде психический аномалий, но нельзя сбрасывать со счетов полученный жизненный опыт. Всего в эксперименте принимало участие 50 детей рожденных женщинами без психических отклонений и 47 детей рожденных женщинами с шизофреническими расстройствами.  Во взрослом возрасте уровень психического здоровья, у детей матери, которых не имели отклонений, был выше (80.1 против 65.2). Это нашло отражение и в других жизненных сферах. Шизофрения 0 против 5, социопатия 2 против 9, невротизм 7 против 13, более года проведенных в уголовных или психиатрических учреждениях 2 против 11, преследование по уголовным делам 2 против 7, умственная отсталость 0 против 4-х. Интересно, что число служащих в вооруженных силах детей  выше у  матерей с шизофренией 17 против 21. И в то же время количество уволенных из вооруженных сил преобладало опять же в группе людей рожденных от матерей с шизофреническими расстройствами 1 против 8. Интеллектуальный уровень оказался выше у людей, рожденных от психически здоровых матерей 103.7 против 94.0. А вот уровень разводов оказался примерно одинаковым в обеих группах 7 против 6.

В следующий раз мы резюмируем всю информацию по теме «Биологические основы поведения».

Оригинальная статья: E. Mavis Hetherington, Ross D. Parke – The biological bases of behavior. Child Psychology. A contemporary viewpoint. Fourth edition, 1993

Автор перевода: Золотухина Мария Сергеевна

Редактор: Симонов Вячеслав Михайлович

Ключевые слова: генетика, интеллект, влияние воспитания на ребенка, влияние генетики на воспитание, темперамент, влияние темперамента на развитие личности, развитие личности, трудный ребенок, младенец все время плачет, ребенок с характером, трудный младенец, эпигенетика.

Источник фото: freepic.com

63170cookie-checkДетская Психология: Характеристики личности ребенка