Сегодня мы продолжаем рассматривать развитие детей с точки генетики на примере близнецовых исследований.
Физические и физиологические характеристики
Монозиготные близнецы более похожи, чем дизиготные, по целому ряду физических и физиологических характеристик, таких как рост, вес, скорость созревания, возраст первой менструации, продолжительность жизни мозга и вегетативной нервной системы тесно связанной с эмоциональным возбуждением и реакцией (Jost & Sontag, 1944; Lykken, Iacono, Harocan, McGue, & Bouchard, 1988). Было обнаружено, что монозиготные близнецы имеют аналогичные записи мозговых волн, в то время как в записях разнояйцевых близнецов обнаружена лишь скромная связь. В спонтанных колебаниях вегетативных показателей, однояйцевые близнецы более схожи, чем разнояйцевые (Lader & Wing, 1966) Stassen, Lykken, & Bomben, 1988). Эти вариации реакций вегетативной нервной системы, даже в младенчестве, связаны с тем, как люди позже адаптируются к стрессовым и вызывающим тревогу ситуациям, а так же как они контролируют свои импульсы и справляются с эмоциональными конфликтами.
Интеллектуальные характеристики
Результаты близнецовых исследований интеллекта показали, что чем теснее генетические родственные связи, тем больше сходство IQ.
Результаты 111-ти различных исследований представлены ниже.
СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ КОРРЕЛЯЦИИ ИНТЕЛЛЕКТА МЕЖДУ БЛИЖАЙШИМИ РОДСТВЕННИКАМИ
Корреляция монозиготных близнецов:
Выросших вместе .86
Выросших врозь .79
Корреляция дизиготных близнецов:
Выросших вместе .60
Корреляция сибилингов:
Выросших вместе .47
Выросших отдельно .24
Корреляция родителей и детей .40
Корреляция детей с приемными родителями .31
Корреляция двоюродных братьев и сестер .15
При интерпретации таблицы следует помнить, что коэффициент корреляции является оценкой того, как два показателя изменяются вместе. Сходство IQ у людей, не имеющих родственных связей чрезвычайно мало. Корреляция IQ неродственных детей, воспитанных в одном доме, составляет около .30.Однако по мере роста генетического родства увеличивается и сходство в оценках интеллекта. Глянув на результаты тестов, становится очевидно, что чем ближе кровные узы, тем ярче оно проявляется. У дизиготных близнецов корреляция ниже, чем у монозиготных близнецов. Даже разлученные монозиготные близнецы, воспитанные в разной домашней обстановке, имеют более схожие результаты тестов на интеллект, чем дизиготные близнецы (McCartney, Harris, & Berniere, 1990).
Интеллект, включает в себя не только умственные, но и когнитивные способности человека. При этом влияние наследственности на некоторые когнитивные способности сильнее, чем на другие. Например, пространственные и вербальные способности больше зависят от генетики, чем память и скорость восприятия. Даже нарушения чтения и правописания и профессиональные интересы связаны с наследственностью (Plomin, 1989).Тем не менее, творчество — аспект познания, связанный с дивергентным мышлением (творческое мышление направленное на решение проблем и задач), а также с научными и художественными инновациями, демонстрирует меньшую зависимость от генетики, чем любая другая когнитивная способность.
Наследственность влияет не только на уровень, но и на темпы умственного развития. Наравне с всплесками и застоями физического роста, дети имеют всплески и застои роста интеллектуального. Даже в этом пункте монозиготные близнецы обходят по схожести всех остальных (Wilson, 1983), то есть время и скорость созревания их интеллектуальных способностей примерно одинакова. Общеизвестно, что младенческие результаты тестов на интеллект нестабильны, однако, если взглянуть на близнецовые графики, то можно наблюдать поразительно схожую динамику (Wilson & Harpring, 1972).
Исследования усыновления тоже обнаруживают значительные генетические эффекты на интеллектуальное развитие (Burks, 1928; Leahy, 1935; Plomin & DeFries, 1983; Scarr Weinberg, 1977). Даже школьники, усыновленные на первом году жизни, соотносятся со своими биологическими родителями ближе, чем с приемными. Помимо этого, корреляция с приемными семьями с возрастом становится еще ниже (Scarr & Weinberg, 1983).
Несмотря на это, нельзя сказать, что приемные родители не влияют на IQ своих детей (Scarr- Salapatek, 1971; Schiff & Lewontin, 1986; Turkheimer, 1991). В одном классическом исследовании (Skeels, 1949) было обнаружено, что IQ усыновленных детей в условиях стимулирующей среды в среднем на 20 и более пунктов выше, чем у их биологических матерей. Если приемная семья более образована, а так же более продвинута социально и экономически, то на приемного ребенка это оказывает крайне благоприятное воздействие. Средние значения и распределение IQ детей больше напоминают их приемных родителей (средний IQ 100), чем IQ их биологических родителей (средний IQ 85). При этом уровень интеллекта биологической матери также имеет значение, чем он выше, тем больше способностей проявляют их дети в стимулирующей среде созданной приемной семьей. В сравнении с ними, дети матерей с более низким IQ, даже после многих лет жизни в благоприятных условиях приемной семьи, демонстрировали скромные результаты развития. Резюмировав можно сказать, что хотя абсолютный уровень IQ всех усыновленных детей был выше, чем можно было бы ожидать на основании уровня IQ и образования биологических матерей, их показатели по сравнению друг с другом зависели от интеллектуальных способностей биологических матерей. Очень важно отметить эту разницу между абсолютным и относительным уровнями. Более поздние исследования (Capron & Duyme, 1989; Duyme, 1988) дали дополнительные доказательства важности среды в приемных семьях. Дети в приемных семьях с низким социально- экономическим статусом имеют более низкий IQ и более высокий уровень отсева из школы, чем дети из приемных семей с высоким социально- экономическим статусом.
Таким образом, хотя близнецовые исследования и исследования приемных семей сходятся в том, что генетические факторы вносят важный вклад в интеллектуальное развитие ребенка, факторы окружающей среды не менее важны. Очень плохая или стрессовая окружающая среда может значительно снизить показатели IQ, а когнитивно- стимулирующая среда или программа вмешательства (выявление проблем и проведение терапии) наоборот способна их повысить.
СВЯЗЬ МЕЖДУ МЛАДЕНЧЕСКОЙ РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬЮ И ПРИВЯЗАННОСТЬЮ РОДИТЕЛЯ
Абсолютно все родители и младенцы формируют эмоциональные связи привязанности друг к другу, но качество этих эмоциональных отношений различается. Младенцы, которые надежно привязаны к своим матерям, могут использовать их как источник утешения и надежную опору в периоды стресса. Они уверены в отзывчивости и доступности своих матерей. Напротив, ненадежно привязанные младенцы не доверяют и не полагаются на поддержку и отзывчивость своих матерей. Это отражается в их реакциях на разлуку и в проблемах, которые возникают у них в более поздних социальных отношениях.
Каким образом реакция матери на раздражительных, трудных детей, влияет на отношения привязанности?
Чтобы ответить на эти вопросы, Сьюзан Крокенберг (1981) целый год наблюдала за 48 парами восемь матерей и их младенцев.
Раздражительность младенцев измеряли в возрасте 3-х месяцев с помощью стандартизированной серии тестов, оценивающих раздражительность, интенсивность возбуждения и скорость нарастания возбужденных раздражительных реакций.
Реагирование матерей оценивали, когда младенцам было 3 месяца, посредством четырех одночасовых домашних наблюдений, в ходе которых регистрировалась продолжительность задержки реакции матерей на сигналы бедствия их младенцев.
Социальная поддержка оценивалась в интервью, в ходе которого собиралась информация о количестве и видах стресса, с которыми сталкивались матери. Наблюдатель спрашивал, кто помогает женщинам, когда им требуется поддержка.
Безопасность привязанности оценивалась с помощью распространенной лабораторной процедуры под названием «странная ситуация», в которой регистрировались реакции детей на уход матери и воссоединение с ней или встречу с незнакомцем. Эксперты оценивали стремление к близости, поддержание контакта, избегание, сопротивление и плач.
Когда матери сталкивались со множеством стрессов и имели мало поддержки, они слабее реагировали на просьбы младенцев, а те в свою очередь отвечали им взаимностью посредством сопротивления и не надежной привязанности. Такой механизм прослеживается во множестве исследований. В этом случае младенцы подвергаются риску, ведь их раздражительный темперамент делает их более требовательными и менее приятными для своих родителей. Дети с негативной пренатальной историей и травматичными родами находятся в группе риска.
В заключении можно сделать вывод, что раздражительность младенцев, материнская ответственность и социальная поддержка влияют на уровень привязанности младенца к матери.
В следующий раз мы более подробно рассмотрим связь генетических факторов и поведения ребенка.
Оригинальная статья: E. Mavis Hetherington, Ross D. Parke. Child Psychology. A contemporary viewpoint. Fourth edition, 1993
Автор перевода: Золотухина Мария Сергеевна
Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна
Источник изображения: freepik.com
Ключевые слова: детская психология, научная психология, близнецовые исследования, генетические исследования, от чего зависит интеллект, коэффициент корреляции в психологии, что важнее генетика или воспитание, привязанность
Спасибо за статью. Эта информация была полезна для меня, так как я интересуюсь темой развития детей. В результате прочтения статьи я узнала о развитие детей с точки генетики на примере близнецовых исследований. Меня впечатлило то, что монозиготные близнецы более похожи, чем дизиготные, по физическим и физиологическим характеристик, таким как рост, вес, скорость созревания, возраст первой менструации, продолжительность жизни мозга и вегетативной нервной системы, а также корреляции интеллекта. А так же я познакомилась с таким понятием как связь между младенческой раздражительностью и привязанностью родителя. Теперь я знаю, что все родители и младенцы формируют эмоциональные связи привязанности друг к другу, но качество этих эмоциональных отношений различается. Младенцы, которые надежно привязаны к своим матерям, могут использовать их как источник утешения и надежную опору в периоды стресса. Они уверены в отзывчивости и доступности своих матерей. Когда матери сталкивались со множеством стрессов и имели мало поддержки, они слабее реагировали на просьбы младенцев, а те в свою очередь отвечали им взаимностью посредством сопротивления и не надежной привязанности. В этом случае младенцы подвергаются риску, ведь их раздражительный темперамент делает их более требовательными и менее приятными для своих родителей. В профессиональном плане эта информация дает мне понимание того, что раздражительность младенцев, материнская ответственность и социальная поддержка влияют на уровень привязанности младенца к матери. В личном плане эта информация дает мне понимание того, что важна поддержка матери в период стресса. Прочтение статьи натолкнуло меня идею создания центров, где матери могут получить бесплатную консультацию и психологическую помощь.
Спасибо за перевод и редактирование статьи. Данная информация является для меня новой. Я познакомилась с тем, что монозиготные близнецы более похожи, чем дизиготные, по целому ряду физических и физиологических характеристик, таких как рост, вес, скорость созревания, возраст первой менструации, продолжительность жизни мозга и вегетативной нервной системы.
Раздражительность младенцев, материнская ответственность и социальная поддержка влияют на уровень привязанности младенца к матери.
Лично для меня статья дала новые знания в области биологии развития человека.
Данная статья натолкнула меня на самостоятельное изучение и рассмотрение процессов развития монозиготных и дизиготных близнецов. Данная тема интересна для меня.
Спасибо за статью! Увидела интересную для себя информацию. Во-первых, не предполагала, что профессиональные интересы могут быть связаны с наследственностью — для меня профессионалы какого-то дела в n-поколении казались либо вдохновленными с малолетства тем, что делают родители, либо заложниками родительских амбиций («ты будешь продолжать моё дело»). Наследственность в этом вопросе для меня оказалась настоящими открытием. Во-вторых, мне оказалось очень интересно узнать, что темпы уровня развития со своими всплесками и застоями так же генетический фактор. Для меня это особенно важно сейчас в личном плане, когда старший ребенок демонстрирует идентичные отношения с обучением, которые были в детстве у моего мужа — значит я могу спокойнеее реагировать на их проявления и примерно понимать когда этот период изменится (свекровь рассказала всю динамику))) ). В-третьих, очень важный факт для моей профессиональной деятельности — когнитивно-стимулируящая среда способна повысить интеллектуальные показатели ребенка. Особенная ценность этого факта, на мой взгляд, находится в разрезе приемных детей, когда аргумент наследственности препятствует в вопросе решения трудностей в обучении, отношениях, или усыновлении в целом.
Благодарю за статью. Я узнала интересный факт о том, что монозиготные близнецы имеют схожие записи мозговых волн, в то время как разнояйцевые близнецы обладают небольшой связью. В будущем это отразит адаптацию к стрессовым ситуациям и реакцию на эмоциональные конфликты.
Я ознакомилась со статистикой данных корреляции интеллекта между ближайшими родственниками, которая показывает, что у дизиготных близнецов корреляция ниже, чем у монозиготных близнецов. Даже при условии разлучения и воспитания монозиготных близнецов в отличающейся домашней обстановке, они имеют более схожие результаты тестов на интеллект, чем дизиготные близнецы.
Меня поразило, что наследственность влияет не только на уровень умственного развития, но и на его темпы. Наравне с всплесками и застоями физического роста, дети имеют всплески и застои интеллектуального роста. В этих показателях монозиготные близнецы так же имеют идентичные время и скорость созревания.
Для себя я отмечаю, что информация о развитии детей, о их схожести или наоборот, отличиях, полезна родителям, и не только. При работе с близнецами необходимо учитывать факторы их развития.
Из статьи я узнала про генетические факторы развития детей. На основании близнецовых исследований сделаны выводы, что чем ближе родственная связь между близнецами, тем больше они похожи как физиологически, так и интеллектуально. Удивительно, что больше всего от генетики зависят пространственные и вербальные способности. А творчество не так сильно связано с генетикой, данная способность формируется путём познания, при решении задач и проблем. Так же познакомилась с исследованиями приëмных семей,из которых следует, что интеллект детей напрямую связан с интеллектом биологических матерей. То есть, если интеллект биологической матери низкий, то у ребнка даже в приëмной благополучной и развитой семье, интеллектуальные способности не будут высокими. Однако стимулирующая среда благотворно влияет на умственные способности ребëнка. Так же я узнала как влияет реакция матери на привязанность раздражительных детей. Поняла механизм формирования нездоровой привязанности. Чем с большим количеством стрессов сталкивается мать, тем меньше она реагирует на потребности младенца, а младенец в свою очередь становится более раздражительным, так как не получает близости от матери. Раздражительность младенца ещë больше нервирует мать, что отдаляет еë от своего ребëнка, таким образом формируя нездоровую привязанность. Ребёнок в данном случае формируется более требовательным и капризным. Данная статья была для меня полезной, так как я узнала новую информацию о большом значении генетики в родственных связях. Так же в очередной раз я поняла, насколько сильно важна здоровая близость с матерью для дальнейшей счастливой и полноценной жизни ребëнка.
В прочитанное статье меня удивило, монозиготные близнецы на столько могт быть похоже, что могут иметь даже аналогичные записи мозговых волн и что нарушения чтения и правописания и профессиональные интересы связывают наследственностью.
Удивило также, что дети, которых усыновили на первом году жизни имеют больше сходства со своими биологическими родителями, чем с приемными с точки зрения развития, но с годами она уменьшается. Но при этой приемные родители все равно влияют на интеллект детей
Новым стало, что оказывается, чем теснее генетические родственные связи, тем больше сходство интеллекта.
Новое определение, которое я узнала из статьи дивергентное мышление -творческое мышление, направленное на решение проблем и задач.
Также из статьи узнала, как раздражительность младенцев влияет на привязанность матери.
В результате прочтения статьи я узнала новую информацию о схожести физических и интеллектуальных факторов развития у детей разной степени генетической близости, а также растущих в разных условиях среды.
Меня впечатлили данные корреляции интеллекта, из которых наглядно видно, что коэффициент корреляции монозиготных близнецов, выросших вместе, является самым высоким и сильнее всего отличается от коэффициента корреляции двоюродных братьев и сестёр. То есть, сходство в оценке интеллекта изменяется пропорционально степени родства. Интересно было узнать то, что наследственность влияет на умственные способности избирательно.
Меня удивили выводы исследований усыновления. Я увидела что интеллектуальное развитие приёмных детей в значительной степени зависит от IQ биологических родителей, и эта зависимость увеличивается со временем. При этом, если приёмные родители более образованы, чем биологические, и обеспечивают ребёнку стимулирующую среду, значение его IQ может стать выше, чем у биологических родителей. Это работает и в обратном направлении. Генетические факторы развития и условия окружающей среды находятся во взаимосвязи и оказывают влияние на когнитивное развитие детей.
Также я отметила значение роли привязанности в отношениях матери и ребёнка. Дети, надёжно привязанные, более спокойны и адаптивны, ненадёжно привязанные — не ожидают поддержки со стороны матери. Когда мать испытывает много стресса, младенец реагирует на контакт с ней сопротивлением. Таким образом, на формирование привязанности влияют физиологическое здоровье ребёнка, состояние матери и социальная поддержка. Я считаю, что реакция сопротивления поможет диагностировать ненадёжную привязанности, которую возможно скорректировать посредством психологической работы с родителями. Спасибо за статью.
В статье познакомился с исследованием, в котором генетика вносит важный вклад в интеллектуальное развитие ребенка и факторы окружающей среды. Очень плохая или стрессовая окружающая среда может значительно снизить показатели IQ: такое явление наблюдается в семьях, где есть пьющий родитель. Там ребёнок занимается не своим развитием, а живёт жизнью своего родителя-алкоголика и все возможности ребёнка направлены на то, чтобы его родитель остался жив, т.к. от этого зависит его жизнь. Когда уж тут заниматься своим развитием? Ребёнку некогда этим заниматься. Вся активность направлена на то, чтобы снизить уровень тревожности. Живя в стрессе, становится необучаемый. Когнитивно- стимулирующая среда или программа вмешательства (выявление проблем и проведение терапии) способна повысить уровень развития человека. Пример тому реабилитация зависимых людей, где люди учатся жить, меняя своё деструктивное (разрушающее) поведение на конструктивное(созидающее). Место, где есть поддержка со стороны тех, кто уже встал на рельсы социальной адаптации. Получая поддержку, в дальнейшем зависимые могут оказывать её другим зависимым, а также в своих семьях, которые образуют после реабилитации и будет способствовать тому, чтобы их дети получали эмоциональную поддержку, что положительно скажется на их развитии. Спасибо.
В статье для меня ещё раз был ответ на вопрос: что важнее для развития ребёнка — социальная среда или генетические факторы? И в очередной раз исследования доказывают, что влияние комплексное и смешанное. Тем не менее генетика всё же имеет большое значение. Например, дети в приёмных семьях с благоприятной средой для развития, имеют более высокий уровень интеллекта в том случае, если биологические родители также имеют более высокий IQ. И соответственно наоборот. И с другой стороны неблагоприятная среда для развития в приёмной семье негативно сказывается на развитии интеллекта у детей с хорошей генетической предрасположенностью к высокому IQ. Также в статье рассматривался вопрос привязанности детей и младенцев. И очевидна зависимость между теплотой и любовью мамы к младенцу и его раздражительностью. Чем больше поддержки и материнского тепла, тем спокойнее младенец. При этом благоприятной является ситуация, когда у матери есть социальная поддержка и помощи родственников.
Спасибо за статью. Конечно такой материал имеет самое отдаленное отношение к сфере в которой я работаю, однако — имеем то, что имеем. Развитие ребенка уже весьма специфичная тема, но развитие близнецов еще более узконаправленный материал. Я узнал благодаря статье, что монозиготные близнецы имеют схожие записи мозговых волн, а разнояйцевые обладают меньшей связью. При условии разлучения и воспитания монозиготных близнецов в отличной домашней обстановке, они имеют схожие результаты тестов на интеллект, в отличии от дизиготных близнецов. Так же я познакомился с реакцией младенцев на поведение матери, которая либо принимает их безусловно, либо может демонстрировать эмоциональную холодность.
Благодарность за статью! Статью перечитывал дважды, так как никак не мог поверить в роль наследственности и генетики на формирование человека и что настолько большое значение имеет окружающая среда (социоген) для последующего каждого подрастающего поколения и что мне важно делать вклад в развитие психосоциальной культуры России, да бы последующие поколения были более развитые интеллектуально и физически. Статья заставила задуматься о приёме ребёнка из интерната и с чем бы я столкнулся на уровне генетики, но также радует то что благодаря научным исследованиям как итог, важность некровного родственника в развитии ребёнка со временем становится более важна, нежели что в ребёнке было заложено изначально генами. Также мотивационным фактором является то, что при условии что я состоялся как личность, а стало быть стал психосоциальной и экономически успешен, то и мой приёмный ребёнок будет более развит, нежели чем он развивался при биологической семье. И как итог из стали я сделал вывод, что моя задача состоит в то, чтобы создать вокруг ребёнка оптимальные условия для его интеллектуального и физического развития невзирая ни на что. Для меня как профессионала статья полезна тем, что ко мне так или иначе будут обращаться за консультацией родители приёмного ребёнка и мне важно сделать упор на том, что проблема не в ребёнке, а в отсутствие поддержки со стороны родителей и низкий социальный уровень жизни и направить ход мыслей на улучшения благосостояния семьи.
Спасибо за статью. Из статьи я узнал, что монозиготные близнецы более похожи, чем дизиготные,по ряду характеристик, таких как рост, вес, скорость созревания и т.д. Также в статье говориться о том что, на интелект и когнитивные способности влияние наследственности сильнее, чем на другие. Например, пространственные и вербальные способности больше зависят от генетики, чем память и скорость восприятия. Далее описываются исследования определяющие связь между младенческой раздражительностью и привязонности к родителю.Абсолютно все родители и младенцы формируют эмоциональные связи привязанности друг к другу, но качество этих эмоциональных отношений различается. Младенцы, которые надежно привязаны к своим матерям, могут использовать их как источник утешения и надежную опору в периоды стресса. Они уверены в отзывчивости и доступности своих матерей. Напротив, ненадежно привязанные младенцы не доверяют и не полагаются на поддержку и отзывчивость своих матерей. Это отражается в их реакциях на разлуку и в проблемах, которые возникают у них в более поздних социальных отношениях.
Спасибо за статью!) Из данной статьи узнал про то, насколько сильно влияет генетика на развитие человека!Интересно, что приёмные дети из семьи, где небольшой процент IQ имеют, также заниженный старт и меньше перспектив стать гением, чем те у кого родители были с высоким IQ!Интересно, что в благоприятных условиях т,е где социальный и материальный статус высокий, там развитие происходит в более продуктивном ключе!Интересно было прочитать про монозиготных близнецов, они настолько схожи, что даже мозговые волны у них аналогичны! В этой статье вспомнил про надёжную привязанность,это когда младенец чувствует благоприятное обращение матери. При этом младенец,чувствует себя в безопасности, что даёт ему хороший старт!
В соревновании по интенсивности влияния на интеллект ребёнка, генетика побеждает среду. Интересные данные получили учёные, наблюдая за монозиготными и дизиготными близнецами. Выяснилось, что корреляция интеллектуальных показателей даже у разлучённых монозиготных близнецов выше чем у дизиготных, воспитанных в одной семье (хотя нам известно, что одна семья не равно одно воспитание). Для лучшего понимания данной особенности провели наблюдения за усыновлёнными детьми и их биологическими матерями. Выяснилось, что у детей на много больше сходства с матерью чем со своими приёмными родителями (с возрастом различия только увеличиваются). Также было полезно узнать, что социально-экономическая ситуация в приёмных семьях довольно сильно влияет на то, как сильно уровень ребёнка будет отличаться от материнского в ту или иную сторону. Также полезно узнать, что плохое эмоциональное состояние матери снижает взаимную привязанность её и ребёнка, что в свою очередь негативно влияет на развитие последнего. Генетика – фундамент здания личности, воспитание – то как строили дом. Спасибо за статью.
Автор данной статьи рассказывает про связь интеллектуального развития с генетикой и средой. На эту связь я обращаю внимание с раннего детства, так как родители про это много говорили. У них обоих очень высокий интеллектуальный уровень, а мне было скучно учиться в школе, так как все казалось слишком простым. Автор подтверждает мои выводы: уровень интеллекта имеет генетическую основу. Но не стоит также пренебрегать и средой воспитания ребенка: она имеет сильное влияние на когнитивное развитие. Также в данной статье освещен вопрос связи между младенческой раздражительностью и привязанностью родителя. Естественно, что чем спокойнее и благополучнее родитель, тем спокойнее ребенок и тем больше привязанность родителей и детей. В профессиональном плане когда мне приводят деток, обычно необходимо поработать еще и с родителями.
Большое спасибо за статью. Ранее читала подобные исследования и для меня не новость, что близнецы, даже помещение в разную среду, воспитываемые в разных семьях, имеют очень схожие этапы развития и с точки зрения физиологии, и с точки зрения интеллекта.
Новым понятием для меня стало «дивергентное мышление», то есть способность к творческому мышлению, направленному на решение проблем и задач. А это как раз то, что мало зависит от генетики, а является скорее приобретенными навыком и по-разному отражается в людях, даже монозиготных близнецах.
Новой (и даже печальной) в этой статье стала для меня информация, что как бы мы ни старались и не бились, развивая ребенка, его интеллектуальный уровень может превзойти уровень матери не более, чем на двадцать процентов. История с Бетховеным все таки приятное исключение ))
Прочитав данную статью, я узнала о впечатляющем сходстве монозиготных близнецов по многим характеристикам, включая записи мозговых волн, в отличии от дизиготных. Чем ближе родственные связи, тем больше сходство IQ. Монозиготные близнецы, даже воспитывавшиеся врозь, имеют более схожие показатели IQ, чем дизиготные. Также в результате проведенных исследований была доказана важность среды воспитания. Не очень хорошая генетика может быть скорректирована — способности ребенка развиты в результате воспитания в благоприятных семейных условиях. И наоборот, стрессовая окружающая среда способна значительно снизить IQ. Также заинтересовало исследование взаимосвязи привязанности младенца к матери. Если мать не сразу, с задержкой удовлетворяет потребности младенца в контакте с ней, то ребенок становится раздражительным и более требовательным, и в свою очередь менее приятным для родителей, особенно, если матери некому помочь. Получается замкнутый круг. Чем больше материнского внимания и любви получает ребенок, тем он спокойнее.
Из данной статьи узнала, что монозиготные близнецы более похожи, чем дизиготные, ростом, весом, скоростью созревания и другими факторами. Они имеют даже аналогичные записи мозговых волн, тогда когда у разнояйцевых близнецов связь небольшая. Было интересно узнать, что пространственные и вербальные способности больше зависят от генетики, чем память и скорость восприятия, нарушение чтения и правописания , как и профессиональные интересы тоже связаны с наследственностью. В то время , как дивергентное мышление меньше всего зависит от генетики. Крайне любопытно, что наследственность влияет и на темпы и на уровень умственного развития. Более всего в статье меня заинтересовала информация о связи между младенческой раздражительностью и привязанностью родителя. У младенцев с ненадёжной привязанностью к своим матерям чаще возникают проблемы в более поздних социальных отношениях. Эта информация для меня очень полезна, и я буду использовать её в своей жизни.
В статье затронута тема влияния наследственных особенностей ребёнка и окружающей среды на его когнитивное и интеллектуальное развитие. Прочитав эту статью, я задумалась о том, насколько сильными возможностями адаптации природа наделила человеческий вид. Нет хороших гинетическ задатков, интеллект и общая степень развития может быть скорректирована благоприятной средой. Если окружение ребёнка не способствует его эффективному развитию, то можно надеяться на благоприятную генетику. И только если нет ни того ни другого, значит не повеяло- и мы получаем асоциального человека с низким уровнем интеллекта. В профессиональном плане статья помогла мне осознать важность индивидуального подхода к каждому ребёнку в процессе его развития. Мне интересно было узнать , в процессе прочтения статьи, о том, что разные когнитивные способности оказываются под разным влиянием генетической наследственности ребёнка. Ещё я увидела в статье подтверждение выводов, сделанных мною на основании личного опыта, о неравномерности процесса развития ребёнка. Сначала происходит как бы накопление определённого количества, казалось бы не связанных между собой, умений и навыков, а затем появляется резкий качественный переход на новый, более высокий, уровень развития той или иной психической функции, после чего цикл повторяется. Это характерно и для взрослых людей.
Благодарю за статью ! В результате ее прочтения я узнала о развитии детей с точки генетики на примере близнецовых исследований. Узнала, что монозиготные близнецы более похожи, чем дизиготные, ростом, весом, скоростью созревания и другими факторами. Исследование показало, что усыновленные дети на первом году жизни, соотносятся со своими биологическими родителями ближе, чем с приемными. Но приемные все равно будут влиять на их уровень интеллекта. Так же показалось интересным исследование связи между раздражительностью матерей и привязанностью ребенка.
Здесь вывод такой , что раздражительность младенцев, материнская ответственность и социальная поддержка влияют на уровень привязанности младенца к матери. Статья будет полезна при работе с детьми.
В результате прочтения данной статьи я познакомилась с Физическими и физиологическими, интеллектуальными характеристиками Монозиготных и дизиготных близнецов,а так же с СВЯЗЬЮ МЕЖДУ МЛАДЕНЧЕСКОЙ РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬЮ И ПРИВЯЗАННОСТЬЮ РОДИТЕЛЯ.Еще раз проговорили о том, что монозиготные близнецы независмо от разного воспитания, развиваются одинаково, а вот дизиготные по-разному.Хотя социальное воспитание влияет на детей, с близнецами не все так просто.От родительского днк не убежать, как показали исследования, как бы приемные родители не старались развить ребенка, это несильно помогает, если у матери биологической было низкое акью.По поводу привзянности некогда изучали этот вопрос в прошлых статьях про типы привязанностей.В личном плане данная статья показала мне,что от родителей много зависит, и не нужно ожидать от детей ожидать большего,чем от самого себя, все зависит только от родителя, от его исходных данных, если ты сам не блещишь умом, то гений невсегда родиться именно в твоей семье.
Спасибо за статью. Из статьи я узнала, что результаты исследования близнецов показывают, что разница в IQ связана с генетикой. Важная вещь, которую следует отметить заключается в том, что генетика и окружающая среда взаимодействуют. Например, если у человека высокие родители, вполне вероятно, что человек тоже вырастет высоким. Однако точный рост, которого достигает человек, может зависеть от факторов окружающей среды, таких как питание и болезни. Ребенок может родиться с удачными генами, но если этот ребенок растет в неблагополучной среде, где он недоедает и не имеет доступа к возможностям получения образования, он может не получить хороших результатов по показателям IQ и в других аспектах жизни. Показатели IQ однояйцевых близнецов более схожи, чем у разнояйцевых близнецов. У братьев и сестер, которые росли вместе в одной среде, показатели IQ более схожи, чем у приемных детей, которые воспитывались в одной семье. В дополнение к унаследованным характеристикам на интеллект могут влиять и другие биологические факторы. Люди с более низким интеллектом чаще сообщают о том, что попадают в неприятные истории, которые могут иметь серьезные последствия, включая физические и психологические травмы, потерю имущества и т.д.
Благодарю за статью!
Данная тема мне очень интересна, так как я сама являюсь близнецом, но разнояйцовым.
Из статьи я узнала, что монозиготные близнецы имеют более схожие результаты тестов на интеллект, чем дизиготные, даже при условии, что монозиготные близнецы воспитывались в разных домашних обстановках.
Было интересно узнать, что генетические данные сильно влияют на умственные способности, но даже при этом, если приемная семья более образована, а так же более продвинута социально и экономически, то на приемного ребенка это оказывает крайне благоприятное воздействие. И в итоге, даже не имея генетической предрасположенности, ребенок может достигнуть более высоких показателей, находясь в благоприятной домашней среде.
Также я узнала, что такое дивергентное мышление (творческое мышление направленное на решение проблем и задач).
Благодарю за статью,для себя отметила инфоормацию о генетических факторах развития детей,на основании исследований близнецов были сделаны выводы, что чем ближе родственная связь, тем больше они похожи как физиологически, так и интеллектуально. Ранее не знала, что больше всего от генетики зависят пространственные и вербальные способности, в то время как творчество мало связано с генетикой и формируется путём познания,во время решения различных задач и проблем. А еще отметила для себя,что человек обладает настолько сильным адаптивным механизмом,что независимо от гинетических задатков, интеллект и общая степень развития могут быть скорректированы благоприятной средой и грамотной воспитательной тактикой.
Спасибо за статью. В результате её прочтения я познакомилась с исследованиями влияния генетики и окружающей среды на интеллектуальные способности ребёнка ( IQ ). У монозиготных близнецов обнаружилось самое высокое сходство IQ, реакций мозга и динамика интеллектуального развития. Это сходство наблюдалось как в условиях одинаковой среды ( если дети росли вместе в одной семье) так и в различных условиях ( если близнецов разделили в детстве). Так же исследования говорят о том, что ключевую роль в интеллектуальном развитии ребёнка играет его генетическая предрасположенность: чем более высокий уровень IQ был у биологической матери, тем больше шансов на высокий интеллект у ребёнка. И напротив, если мать имела низкий IQ, то даже в условиях высокоинтеллектуальной среды в приёмной семье, ребёнок будет демонстрировать низкие способности
Спасибо за статью, в ней я узнала об исследовании интеллекта близнецов которое показало что чем теснее генетические родственные связи,
тем больше сходство IQ, при этом у дизиготных близнецов корреляция ниже, чем у монозиготных близнецов.
Меня удивило то что нарушения чтения и правописания могут быть связаны с наследственностью, которая так же влияет на уровень и темп умственного развития человека.
Однако, не только наследственность имеет отношение к умственным способностям, не малую роль играет и то в какой среде воспитывался и рос ребенок.
Еще в статье было приведено исследование привязанности младенцев и их матерей, которое показала чем спокойнее мама и чем быстрее она реагирует на потребности своего ребенка тем его поведение спокойнее.
Благодарю за статью. Очень интересное исследование касаемо IQ однояйцевых и двуяйцевых близнецов . Оказалось , что однояйцевые имеют практически схожий уровень показателя IQ. Удивило в очередной раз на сколько важно влияние наследственности на развитие ребёнка особенно его когнитивных способностей . Так же тема помощи и поддержки мамам, которые занимаются уходом за малышом . Оказывается спокойствие младенца напрямую зависит от того , в каком эмоциональном состоянии находится его мать . Отсюда следует , что женщинам необходима поддержка , полноценно высыпаться , питаться . Таким образом ребёнок будет ощущать себя спокойно и надёжно, формируя правильную и здоровую привязанность к матери , что позволит ему избежать многих сложностей в будущем , которые , например , возникают у детей , этой привязанности лишенных .
Спасибо за статью! В статье освещен давний спорный момент, что же важнее для развития интеллектуальных и умственных способностей ребенка — генетика или социальная среда. Интеллект, включает в себя не только умственные, но и когнитивные способности человека. При этом влияние наследственности на некоторые когнитивные способности сильнее, чем на другие. Например, пространственные и вербальные способности больше зависят от генетики, чем память и скорость восприятия- которые можно развивать благодаря социальным аспектам и окружению.Нарушения чтения и правописания,профессиональные интересы на прямую связаны с наследственностью, а вот творчество(творческое мышление направленное на решение проблем и задач), а также с научными и художественными инновациями, демонстрирует меньшую зависимость от генетики, чем любая другая когнитивная способность. Так же в статье затронуты вопросы привязанности, тк все родители и младенцы формируют эмоциональные связи привязанности друг к другу, но качество этих эмоциональных отношений различается. Младенцы надежно привязаны к своим матерям, могут использовать их как источник утешения и надежную опору в периоды стресса. Они уверены в отзывчивости и доступности своих матерей. А вот ненадежно привязанные младенцы не доверяют и не полагаются на поддержку и отзывчивость своих матерей. Это отражается в их реакциях на разлуку и в проблемах, которые возникают у них в более поздних социальных отношениях.
Я увидела, что не только физические, но и интеллектуальные характеристики также зависят от наследственности. Данные по монозиготным близнецам, даже выросшим в разной среде, впечатляют. С другой стороны, не все когнитивные качества напрямую зависят от генетики, а именно, способность к творчеству. Вполне предсказуемое исследование сходства IQ приемных детей и их родителей. Здесь нет прямой корреляции в генетическом плане, а видна роль среды – стимулирующая или тормозящая. Семья с низким интеллектуальным уровнем может дать своим приемным детям намного меньше потенциала к развитию. Для меня близка и тема эмоциональной привязанности матерей и младенцев. Я увидела, что стрессы и отсутствие поддержки важны для матери в плане меньшего реагирования на плач и проблемы младенцев. Негативная пренатальная история, проблемные роды – это, на мой взгляд, один из основных вариантов стресса, тем более, что я с этим в свое время столкнулась, и после этого я долгое время считала, что у меня к дочери недостаточная эмоциональная привязанность. Хочу отметить, что некоторые статьи из данного курса детской психологии и помогли мне это понять, и пройти через это.
Спасибо за статью. Из нее я узнала о физических и физиологических, а также интеллектуальных характеристиках развития ребенка. Я узнала такое новое понятие, как дивергентное мышление.
Интересно, что монозиготные близнецы более похожи, чем дизиготные. Особенно удивило, что у монозиготных близнецов схожа скорость созревания, возраст первой менструации. Всегда считала, что это настолько личное, индивидуальное, но, после прочтения статьи, я узнала об обратном. Более того, существует влияние наследственности на уровень и темпы умственного развития, схожесть которого четко прослеживается у монозиготных близнецов.
В личном плане вспомнились два примера. Первый из школы, когда у меня в классе учились две девочки близняшки. Одна доучилась до 9 класса, еле-еле и уехала в другой город в колледж. Вторая закончила 11 классов, и поступила в институт. Если вспомнить, что по ощущениям второй учеба давалась проще. Девочки были не очень похожи, что позволяет мне сделать вывод, что они были дизиготные. Второй пример с института. На моем потоке учились две девочки, как две капли воды. От голоса и лица, до манеры отвечать на поставленные вопросы и оценок в дипломе. Могу предположить, что девочки – монозиготные близнецы. Это, конечно, лишь мое видение на ситуации и то, как я воспринимаю этих девочек. Но, если соотнести с информацией из статьи, то все сходится. Осталось только добавить ч.т.д. (что и требовалось доказать)
Итог от прочтения статьи «моя жизнь больше не будет прежней». Фраза наиболее четко определяющая мое состояние после усвоения информации, содержащейся в тексте.
Спасибо за статью. В ней обсуждается темпы развития относительно генов. Так же вариант схожести или разницы в развитии на примере родства: однояйцевые , разнояйцевые близнецы,матери, двоюродные братья, сестры и т.д.
Вариации относительно видов проживания( вместе или раздельно)на основе проведенных опытов.
Так же раскрывается тема передачи тревожности от матери к ребёнку на основе генов и состояния мамы в перенатальный период( наличие стресса, привязанности к младенцу, социальное положение и окружающая среда).
Удивило, что мать переносящая негативные эмоции в период беременности и первые месяцы после рождения дитя , отстраняется от ребёнка,тем самым демонстрируя меньшую привязанность, что в следствии влияет на ментальные особенности младенца . Становится немного понятнее мой личный и наблюдаемый мной опыт друзей и знакомых. Типы и причины привязанностей уже во взрослой жизни.
Спасибо.
Спасибо за статью. Мне интересна тема детского развития и детской психологии. Новая информация для меня была о том, что монозиготные близнецы более похожи, чем дизиготные. Близнецы с которыми я знакома, действительно похожи друг с другом во многом, не только внешне. Хотя когда с ними часто общалась, быстро их начинала различать. Еще раз я убедилась в том, как важно для ребёнка ощущать надежную опору в лице родителей, особенно мамы. Меня удивила информация о том, какое сильное влияние оказывает на человека наследственность и гены. Я считала, что если, например, взять новорожденного ребенка от неблагополучных родителей и обеспечить ему хорошую среду для развития, то он будет успешным в будущем. Оказалось это не так, гены чаще сильнее, чем среда.
Статья была полезна и интересна для меня, поскольку показала мне связь между генетическими родственными связями и уровнем IQ. На уровень интеллекта детей, воспитывающихся в приемных семьях имеют влияние такие факторы как уровень интеллекта биологической матери ребенка (чем он выше, тем ребенок более развит и подвержен благоприятному влиянию со стороны приемных родителей), а также социально-экономический уровень семьи, в которой воспитывается ребенок (в семьях с более высоким социально-экономическим статусом дети развиваются активнее, больше проявляют свои интеллектуальные и творческие способности). Также интересно было узнать о связи между младенческой раздражительностью и привязанностью родителя, о том, что матери, имеющие мало поддержки и сталкивающиеся со стрессом слабее реагируют на просьбы младенцев, что становится стрессом уже для ребенка, который реагирует на такое поведение матери сопротивлением, у ребенка формируется не надежная привязанность.
В статье для меня новыми были понятия сиблинги(сибсы) и дивергентное мышление. Удивило, что корреляция интеллекта родителей и их детей всего 40, также мала как и вслучае приемных родителей(31). Между детьми и приемными родителями корреляция даже больше, чем у кровных родственников: двоюродных братьев и сестер(15). Уяснила, что наследственность и интеллект тесно связаны, но и важны факторы окружающей среды, в которых ребенок растет. Интересно было узнать, что творчество меньше зависит от генетики. Творчество-это аспект познания, значит творческие способности можно в себе развить. Что касается младенческой раздражительности и привязанности матерей,для себя я отметила, что младенец чувствует эмоции и настороение матери. Если женщина взаимодействует со своим ребенком в хорошем настроении, если она смогла отдохнуть,то и младенец чувствует в ней опору и защиту от стресса. Это влияет на дальнейшее развитие ребенка.
Прочитав статью я узнал, что пространственные и вербальные способности больше зависят от генетики, чем память и скорость восприятия. Что наследственность влияет не только на уровень, но и на темпы умственного развития. Застои и скачки бывают не только в физическом развитии, а так же они наблюдаются и в умственном развитии. О застоях и скачках в умственном развитии я как то и не думал, понятное дело физическое развитие, которое можно легко пронаблюдать ещё учась в школе. Одноклассники встречаясь после летних каникул, могут быть немного удивлены тем, что кто-то стал выше, а кто-то поправился. Как говорится результат на лицо, физические изменения очевидны. Что касается умственных способностей, то лично я такие изменения в школьном возрасте практически незамечал. То-есть физические изменения для меня были более заметны, чем умственные. Хотя, когда я стал учиться в инстетуте, я стал обращать внимание на прогресс студентов на занятиях. В личном и профессиональном плане эта информация даёт мне понимание, что прикладывая силы, как физические, так и умственные — будет происходить неизбежный прогресс в развитии.
Так же из статьи я узнал, что монозиготные близнецы, в отличии от дизиготных более похожи, по целому ряду физических и физиологических характеристик (рост, вес, скорость созревания, время первой менструации).
Спасибо.
Добрый вечер. Спасибо Всем за данную статью. Из статьи я узнал что однояйцевые близнецы очень схожи по всем параметрам физически, умственно, эмоционально. Разнояйцовые близнецы совершенно различны. Как братья и сестры родившиеся в разное время. Во время развития очень важным фактором является среда где развивается ребенок. Из статьи я узнал, что если интеллект кровного родителя 85 то в приемной семье где благоприятные условия и приёмный родитель более образован, у ребенка есть шанс улучшить свои показатели на 20%, хотя связь между ребенком и приемным родителем с возрастом слабеет, интеллектуальные возможности реально увеличить. Так же я узнал что множество стресса матери в младенчестве ребенка сказывается на взаимность и привязанность малыша к матери, что может сказаться на дальнейшую социализацию ребенка.
Очень познавательно то, что в ходе исследования характеристик близнецов было определено, что монозиготные больше схожи между собой даже будучи разлучёнными и выросшими в разных условиях, чем разнояйцевые. Полезно было узнать, что на уровень интеллекта влияет больше генетика. Хотя стимулирующая среда и воспитание в приёмной семье, оказывает благоприятное воздействие на развитие ребёнка. Не могу не отметить, что очень важно и эмоциональное состояние матери, так как ребёнку нужна близость матери. Она даёт ему ощущение защищённости и опоры в стрессовых ситуациях. Матери, сталкивающиеся со множеством стрессов и не имеющие поддержки со стороны, слабее реагируют на просьбы младенцев, тем самым провоцируя их становится более требовательными. Очень надеюсь, что материнская осознанность и социальная поддержка будет расти, что благоприятно отразится на будущих поколениях. Спасибо за статью.
Из статьи узнала , что сравнивали разных близнецов монозиготных и разнояйцевых по значительному количеству характеристик. Удивило сравнение по показателю IQ, , которое показало больше сходство у монозиготных близнецов. Удивило в статье вывод , что творческое мышление меньше зависит от генетики, чем IQ. Так же интересно стало , что наравне с физическим развитием , умственное развитие так же имеет свои всплески или застои роста. Оказывается уровень IQ зависит от окружающей среды в том плане, что стрессовая окружающая среда может значительно снизить уровень IQ. Так же интересно было узнать, что раздражённые матери и с низкой социальной поддержкой имели меньшую эмоциональную связь с ребёнком, так как его капризы были менее приятны матери , а ребёнок отвечал снижением уровня привязанности. Получается стрессовая окружающая среда негативно влияет на многие аспекты развития ребёнка.
В статье я познакомилась с монозиготными (более похожи друг на друга) и зигонными близнецами. Также узнала о том, что наследственность играет большую роль в развитии ребенка. Даже нарушения правописания, чтения напрямую зависят от наследственного фактора. Также IQ у детей выше, чьи родители более развиты интеллектуально и выше их социально-экономический статус, чем дети, которые растут в родительской семье с низким уровнем IQ.Напрашивается вывод, если я хочу, чтобы мои дети развивались в нужном направлении мне нужно самой постоянно повышать свои знания. Также полезна информация о том, что дети, которые имеют более тесную эмоциональную привязаннсть с матерями легче переживают стресс и приходят к ним за утешением чаще, тк знают, что их не отвергнут. Дети же пережившие травматичные роды более требовательны, плаксивы, раздражительны, менее адаптированы к стрессу и имеют меньшую эмоциональную привязанность к матерям. На собственном примере могу подтвердить, что моя старшая дочь была маленькой раздражительна и плаксива, поэтому с ней сложнее было поддерживать эмоциональную близость. И только пройдя курс лечения у невролога ребенок стал менее раздражительным и плаксивым и эмоционалная близость между нами восстановилась.
Благодарю за статью. Узнала много нового. Например, для меня стал новым термин «программа вмешательства», то есть, когда за ребёнком следят, выявляют проблемы и их корректируют или проводят терапию. Также узнала про дивергентное поведение — творческое мышление, которое нправленно на решение различных задач и проблем. Было интересно прочитать про лабораторную процедуру «Странная ситуация», когда исследователи смотрели на реакцию ребёнка на отсутствие матери и её возвращение, а также на приход нового незнакомого человека.
При прочтении статьи отметила для себя несколько интересных фактов. Поразило, что у гомозиготных близнецов крайне схожи записи мозговых волн, что объясняет значительную их схожесть в реакция, развитии и так далее, хотя с возрастом разница может увеличиваться. А вот у дизиготных близнецов запис мозговых волн уже значительно различается.
Стало удивительно, что при стимулирующей среде в приёмной семье IQ ребёнка хоть и выше ожидаемого, но всё равно зависит от уровня IQ биологической матери.
В профессиональном плане подчеркнула для себя, что чем теснее в детстве была связь с матерью, тем проще ребёнок адаптируется и менее эмоционально реагирует на стрессовые ситуации (даже у себя начала проводить параллели в связи с мамой и моими реакциями).
Задумалась о том, что, как бы мы не открещивались от родителей (особенно в приёмных семьях), то всё равно в нас есть их частичка, которая сильно влияет не только на внешние качества, но и на наши реакции, когнитивные способности и так далее.
Спасибо за статью! Ну для наверно была логичным информация о том, что монозиготные близнецы более похожи, чем дизиготные, по целому ряду физических и физиологических характеристик, таких как рост, вес, скорость созревания, возраст первой менструации и тд. В то время как в записях разнояйцевых близнецов обнаружена лишь скромная связь. Естественно если дети «родом» из одной яйцеклетки , то к них и должно быть это сходство , а две разные яйцеклетки, то конечно разные дети )
Меня больше заинтересовала тема раздражительности и привязанности младенца и матери . Женщинам в период во питания младенцев нужна особенная поддержка! Нельзя, чтобы мать испытывала стресс! Когда матери сталкивались со множеством стрессов и имели мало поддержки, они слабее реагировали на просьбы младенцев, а те в свою очередь отвечали им взаимностью посредством сопротивления и не надежной привязанности. Такой механизм прослеживается во множестве исследований. В этом случае младенцы подвергаются риску, ведь их раздражительный темперамент делает их более требовательными и менее приятными для своих родителей. Дети с негативной пренатальной историей и травматичными родами находятся в группе риска.
Спасибо за статью. Такие понятия кок однояйцовые разнояйцевые, мне было знакомы, а вот с понятиями монозиготные и дизиготные близнецы я познакомилась в этой статье. Монозиготные близнецы́ образуются из одной зиготы, одной яйцеклетки, оплодотворенной одним сперматозоидом. Они обладают одинаковыми генотипами. Монозиготные идентичные близнецы всегда одного пола и обладают очень большим портретным сходством. Дизиготные или разнояйцевые близнецы получаются в результате оплодотворения двух яйцеклеток двумя разными сперматозойдами. По сути такие люди являются обычными братьями и сестрами (от обычных брата и сестры их отличает только то, что они родились в одно время). Оказывается монозиготные близнецы более похожи, чем дизиготные, по целому ряду физических и физиологических характеристик, таких как рост, вес, скорость созревания, возраст первой менструации, продолжительность жизни мозга и вегетативной нервной системы.
Раздражительность младенцев, материнская ответственность и социальная поддержка влияют на уровень привязанности младенца к матери.
Из статьи я узнала, что развитие ребенка зависят от полученных наследственных задатков, однако велика роль и окружающей среды. Узнала про исследования проводимые на близнецах, удивляет, что чем ближе родственная связь между близнецами, тем больше они похожи.
В личном плане я поняла, что очень важное значение в развитии умственных способностей имеет степень привязанности ребенка к матери, особенно в младенческом возрасте. Один из важных факторов развития ребенка является любовь.
Меня затронула информация про стрессы матери, оказывается чем больше стрессов испытывает мать, тем меньше она реагирует на потребности младенца. Уровень стресса родителей может влиять на когнитивные способности детей, потому внутреннее напряжение заразительно. Стресс родителей может ослабить развитие мозга ребенка. В профессиональном плане отмечаю, что психотерапия может помочь взять под контроль свои эмоции и приложить усилия, чтобы не выходить из себя.
В результате прочтения этой статьи удивили некоторые факты схожести разных детей. Например, разлученные в детстве монозиготные близнецы имеют наиболее схожие тесты на интелект, чем воспитанные в одной семье дизиготные.
Так же исследование усыновления показало, что, если даже ребенка усыновить в раннем младенчестве, соотношение их со своими биологическими родителями будет ближе, чем с приемной семьей.
В этой статье встретились для меня новые термины:
-дивергентное мышление- это творческое мышление, направленное на решение проблемных задач.,
-когнитивно-стимулирующая среда или программа вмешательства- это выявление проблем и проведение терапии.
Так же было проведено исследование по поводу младенческой раздражительности. И оказалось, что чем больше мать находиться в стрессе, тем менее активно она реагирует на потребности ребенка и тем сильнее ребенок нервничает и формируется ненадежная привязанность.
В результате прочтения статьи ознакомилась с особенностями интеллектуального развития монозиготных близнецов. Такие дети наиболее схожи, нежели дизиготные братья и сестры. Оказывается, даже разлученные монозиготные близнецы имеют повышенную схожесть не только в умственных, но и когнитивных способностях.
Удивительно, что приемные родители оказывают влияние на уровень интеллекта своих детей. И если условия среды располагают к развитию умственных способностей, то IQ усыновленного ребенка будет выше, чем у биологической матери. Более того, если у такой родительницы уровень интеллекта будет соответствующим, то её дети смогут проявлять больше способностей в условиях стимулирующей среды, созданной приемными родителями.
Ознакомившись с темой привязанности между матерью и проблемным ребенком, отметила, что родителей необходимо поддерживать во время стрессовых ситуаций. Потому что их стресс создает барьер для реагирования на просьбы ребенка. Это формирует у детей сопротивление и недоверие к собственному родителю. Соответственно, данная цепочка приводит к тому, что ребенок становится проблемным для своей матери, и это негативно отражается на обоих участниках взаимоотношений.
В результате прочтения статьи я узнал о физических и интеллектуальных факторах развития детей. В частности, особая роль в исследовании отведена близнецам, и было выявлено, что у однояйцевых близнецов имеют много сходств между собой по физическим и физиологическим характеристикам, среди которых рост, вес, продолжительность жизни и др, особенно в сравнении с дизиготными братьями и сестрами, у которых корреляции по данным признакам отличается значительнее.
Что касается интеллекта, то у монозиготных близнецов коэффициент корреляции выше, чем у дизиготных близнецов, даже если однояйцевые были разлучены и воспитывались в разной домашней среде.
При этом факторы окружающей среды тоже играют важную роль: если новая семья приемного ребенка имеет лучшие экономические и социальные условия, чем биологическая семья, то это оказывает благоприятное воздействие на ребенка.
Благодарю за перевод данной статьи. Во многом написанная информация стала для меня новой, так например я не знала, что монозиготные близнецы более похожи, чем дизиготные, по целому ряду физических и физиологических характеристик, таких как рост, вес, скорость созревания, возраст первой менструации, продолжительность жизни мозга и вегетативной нервной системы. Так же удивление вызвало, что IQ у детей выше, чьи родители более развиты интеллектуально и выше их социально-экономический статус, чем дети, которые растут в родительской семье с низким уровнем IQ. Это натолкнуло меня на мысль, что развитие ребенка невозможно без развития его родителей, ведь они являются непосредственным примером и ориентиром.
Из статьи я узнала, что внешние факторы и окружающая среда значительно влияют на интеллектуальный уровень человека. Дети в неблагополучных семьях имеют более низкий уровень интеллекта. Я думаю, что на этом сказывается низкий уровень питания и лечения таких детей. Частый стресс из-за поведения родителей, а также низкая образовательная культуры. В комплексе все эти факторы сказываются на интеллектуальном развитии человека. Может быть родители таких детей в детстве сами имели высокий уровень IQ, но социальная среда в которой они оказались за много лет снизила его.
Интересно было узнать о связи раздражительности ребенка и привязанности к нему матери. Как оказалось, чем раздражительнее малыш, тем меньше к нему привязана мать. Мо сын в возрасте до двух лет были очень раздражительны и капризны. я Я помню, что сильно уставала от него, и постоянно просила, чтобы мне кто-нибудь помог с ним. С возрастом его раздражительность уменьшилась, видимо за счет того, что он научился словами говорить о своих потребностях.Сейчас ему 10 лет, я совсем забыла о тех ощущениях усталости и желании избегать контакта, которые были семь лет назад.
Из статьи узнала ,что существует схожесть физических и интеллектуальных факторов развития у детей,которые находятся в разной степени генетической близости и растут в разных условиях окружающей среды.
Оказывается, коэффициент корреляции интеллекта у монозиготных близнецов, выросших вместе, является самым высоким и сильнее всего отличается от коэффициента корреляции двоюродных братьев и сестёр. Удивительно было узнать, что наследственность влияет на умственные способности избирательно. Я увидела, что интеллектуальное развитие приёмных детей зависит от биологических родителей, и эта зависимость увеличивается со временем. При этом, если приёмные родители более развиты интеллектуально, чем биологические, и обеспечивают ребёнку образовательную среду, значение IQ такого ребёнка может стать выше, чем у биологических родителей.Но это работает и в обратном направлении.Напрашивается вывод,что генетические факторы развития и условия окружающей среды находятся во взаимосвязи и оказывают влияние на когнитивное развитие детей.И это нужно учитывать при консультировании.
В статье говорится о том , что монозиготные близнецы более похожи, чем дизиготные по физиологическим признакам , таким как рост, вес, скорость полового созревания и даже продолжительность жизни мозга. А так же корреляция интеллекта у монозиготных близнецов выше, чем у дизиготных , даже при условии разлучения их в детстве и воспитания в разных семьях. Такие близнецы не только схожи в уровне развития умственных способностей , но и в скорости развития оных. С появлением детей я узнала, что Все дети проходят через всплески и застои физического и умственного развития. Но оказывается, что темп развития обусловлен генетически. А вот творчество не так зависит от генетики. Такие способности называются дивергентными, и формируются путём познания, при решении задач и проблем. Данная статья позволила получить новые знания в области биологии и генетики человека .
Новое: монозиготные близнецы похожи не только ростом, весом и т.д., но и сроком наступления созревания организма, продолжительностью жизни мозга относительно вегетативной системы и т.п. Далее в статье приведена информация, которая показывает корреляцию интеллекта между ближайшими родственниками, выросшими либо вместе, либо порознь. И тут опять отличились монозиготные близнецы, которые растут что вместе, что нет, а все равно будут высокоинтеллектуальные. Новое стало также то, что пространственные и вербальные способности больше зависят от генетики, нежели от внешних факторов. И тут же новое понятие: дивергентное мышление. Еще в статье описывается, как приемная семья влияет на IQ ребенка. Тут же хочется сделать вывод: все равно побеждает генетика. Далее, в статье описывается связь между матерью и младенцем. После прочтения части этой статьи хотелось бы сделать вывод: у матери должна быть поддержка и возможность отдыхать от материнских обязанностей. В профессиональном плане статья дает теоритические знания, которые я бы смогла интерпретировать в общении с клиентами, в личном плане статья помогла еще больше углубиться в тему биологии и генетики.
Из статьи я узнала, что монозиготные близнецы более схожи чем дизиготные по ряду характеристик: физическим, физиологическим, интеллектуальным. Даже воспитанные в разных семьях, они показывают схожие варианты развития. Окружающая среда также, как генетическая, имеет значительное влияние на развитие ребёнка. Т.е. попав в более развитую среду, ребёнок показывает более высокие результаты развития, и наоборот. Все младенцы и матери имеют эмоциональную связь. Надёжная эмоциональная связь позволяет младенцам находить у матери утешение и опираться в периоды стресса. Состояние матери отражается на качестве эмоциональной связи, так как в стабильном состоянии матери вовремя адекватно реагируют на поведение ребенка.
Продолжая изучение исследований на тему факторов влияния генетики и окружающей среды из статьи я узнала о физическом и интеллектуальном развитии в условиях этих факторов. Так близнецовые исследования говорят о большом сходстве у монозиготных близнецов физического развития(рост, вес, половое созревание, вплоть до 1-й меструации), продолжительности жизни мозга и вегетативной системы. Столкнувшись с термином вегетативная нервная система, я вспомнила что вариации этой системы связаны с тем как человек ведёт себя в тревожной ситуации, как реагирует или останавливает реакции и успокаивается для принятия решения. Меня поразил факт, что однояйцевые близнецы имеют аналогичные записи мозговых волн. Дизиготные такого сходства не демонстрируют, так как генетически менее схожи.
Я узнала что генетика и среда также влияют на интеллект(умственные и когнитивные способности человека). В частности от наследственности зависят пространственные и вербальные способности, профессиональные интересы, а также на дефекты в виде нарушения чтения, правописания. А память и скорость восприятия информации меньше зависят. Меня удивил факт что творчество связано с новым для меня термином — с дивергентным мышлением(творческое мышление направленное на решение проблем и задач). Это навело меня на мысль больше прочитать о термине. Из всех примеров и исследований мне удалось сделать вывод: генетическое влияние на интеллект это база для для дальнейшего развития и дальше все зависит от среды, если среда благоприятна и стимулирует, то будет происходить рост, если ограничивает и подавляет — спад. Меня поразил факт что уровень интеллекта биологической матери напрямую зависит от развития возможностей развития ребёнка вне зависимости от среды.
Повторила тему привязанности матери и ребёнка и последующее влияние на его развитие. Обратила внимание на такой механизм как чувство спокойствия и защищенности у матери, если оно есть, поддерживает муж или родственники, то мать может это чувство дать ребёнку, а если у неё самой тревожное состояние, то уровень привязанности низкий и ребёнок стремится полагаться сам на себя.
Спасибо за статью.
Вывод я могу сделать такой. Для результатов в жизни важны как генетические факторы, так и социальное окружение.
Социальное окружение взращивает то, что было заложено генетически.
Это особенно явно проявляется в спорте высших достижений. Там на первый план выходят генетические факторы, которые обычно называют таллантом, и то, как этот таллант потом развивался окружением.
На самом высоком уровне решают миллиметры, сотые секунд и т.д.
Следующая для меня интересная часть про связь между раздражительностью и привязанностью.
Если я не помогаю Катюшке, она сталкивается с большим количество стрессоров сама (утомление из-за невысыпания, боли в спине, ограничение в социальных контактах и замкнутое пространство и т.д.).
Это приведет к тому, что она будет слабее реагировать на просьбу сына. Это приведет к формированию ненадежной привязанности. И потом сын нам ответит взаимностью посредством сопротивления. Он будет более требовательным и менее приятным для нас.
Спасибо за статью, интересно было продолжить читать про изучение близнецов. Из этой статьи узнали новые генетические исследования, от чего зависит интеллект, коэффициент корреляции в психологии, что важнее генетика или воспитание, привязанность. Удивила статья опять своими исследованиями физиологических характеристик монозиготных близнецов больше похожи по сравнению с дизиготным, по целому ряду физических и физиологических характеристик, таких как рост, вес, скорость созревания, возраст первой менструации, продолжительность жизни мозга и вегетативной нервной системы тесно связанной с эмоциональным возбуждением и реакцией. Поразило то, что монозиготные близнецы имеют аналогичные записи мозговых волн, в то время как в записях разнояйцевых близнецов обнаружена лишь скромная связь, даже потом они будут похожи как они адаптируются к стрессовым и как справляются с конфликтами. В интелектуальных характеристиках было замечено тоже большое сходство. Интересно было прочитать, что наследственность влияет не только на уровень, но и на темпы умственного развития. В профессиональном плане при консультации семей буду использовать материал, изученный в этой статье про то, как зависит поддержка матери во время ухода за младенцем, имела ли она стрессы, на столько она чутко реагировала на плач младенца и будет зависеть каков будет темперамент. Для себя лично поняла, что на привязанность младенцев влияет и в какой среде он растет.
Из статьи я узнала новую и интересную информацию о близнецовых исследованиях и о факторах влияния ребенка на развитие. Генетика — интереснейшая из наук. Впечатлило исследование с близнецами. То,насколько у монозиготных близнецов проявляются одинаковые параметры в физиологии и интеллекте, в отличие от дизиготных. Интересно было узнать о влиянии наследственности на IQ детей в различных ситуациях. Независимо от того приемный родитель или биологический, на интеллектуальные способности ребенка влияют факторы окружающей среды и образование родителей. Еще одно интересное исследование проводилось о связи между младенческой раздражительностью и привязанностью родителя. Дети в младенчестве при надежной привязанности и эмоциональном контакте с мамой получат основу для дальнейшего психологического развития. Если нарушается эмоциональная связь с мамой, то у малыша повышается чувство тревожности, начинается сопротивление. В дальнейшем это может привести к проблемам при общении ребенка. В профессиональном плане эта информация будет полезна мне, как консультанту-психологу, тем, что она применима при работе с трудными детьми, которые испытывают раздражение, сопротивление, тревожность. В личном плане эта информация полезна для меня, как мамы. Чем больше я узнаю информации о развитии детей, тем больше я понимаю своих детей.
Из статьи я узнал, что монозиготные близнецы более похожи, чем дизиготные, по ряду физических и физиологических характеристик. Удивило, что сходство в оценке интеллекта изменяется пропорционально степени родства. Узнал об избирательном влиянии наследственности на умственные способности человека. Удивило, что интеллектуальное развитие приёмных детей в значительной степени зависит от интеллекта биологических родителей. Причём эта зависимость увеличивается с возрастом. Узнал о значении роли привязанности в отношениях матери и ребёнка. Оказалось, что ненадёжно привязанные дети не ожидают поддержки со стороны матери. В то время как более спокойные и адаптивные являются надёжно привязанными. В профессиональном плане эта информация даёт мне возможность обратить внимание на то, что проблема может быть не в ребёнке, а в отсутствии поддержки со стороны родителей. В личном плане позволила обратить внимание на моё поведение с ребенком в контексте эмоциональной поддержки.
А статье я увидела раскрытыми две темы: связь интеллекта с генетикой и связь привязанности между ребёнком и родителем с раздражительностью.
Я узнала, что в основном наши когнитивные способности — это заслуга генетики, за исключением памяти и скорости восприятия. Эти параметры прекрасно подаются наработке. Но при этом, не стоит отбрасывать из внимания и социальные условия, в которых растёт ребёнок, ведь именно от них зависит, раскроет ли свой генетически заложенный потенциал ребёнок или нет.
О привязанности, её формировании, реакции ребёнка на невнимание матери я изучала много материала, и меня радует, что все они сходятся воедино, называя вещи немного разными названиями. Суть не меняется — ребёнок тогда будет привязан, когда на него откликаются; ребёнок тогда будет слушать взрослого, когда есть привязанность межлу ними. Позтому, если хотите, чтобы ваш ребёнок был не проблемным, работайте над своим реакциями на ребёнка, а не пытайтесь его переделать.
Спасибо за перевод статьи.
В результате прочтения этой статьи я узнала, что есть разница, с точки зрен6ия записи мозговых волн, между монозиготными и разнояйцевыми близнецами; как наследственность влияет на умственное развитие человека; как раздражительность младенцев, материнская ответственность и социальная поддержка влияют на уровень привязанности младенца к матери.
Меня впечатлило то, что так сильно могут менять обстоятельства и люди IQ ребенка.
Я познакомилась с такими понятиями как дивергентное мышление (творческое мышление направленное на решение проблем и задач), коэффициентом корреляции (оценкой того, как два показателя изменяются вместе). Так же узнала про механизм взаимодействия матери и младенца (когда мать сталкивается со множеством стрессов и мало поддержки, то она слабее реагирует на просьбы младенца, а младенцы отвечали им взаимностью посредством сопротивления и не надежной привязанности),
В профессиональном плане эта информация дает мне понимание детей и как работать с семьями, которые отличаются от других. В личном плане эта информация дает мне понимание как мой бедующий ребенок, или даже дети, будет на меня реагировать в определенных моментах и что мне делать в такие моменты. Это применимо в жизнь.
Ни на какие идеи статья меня не натолкнула.
После прочтения этой статьи я ничего нового не узнала. Однако эта статья захватила все аспекты прошлых статей данного цикла. Больше всего меня впечатлило про процесс передачи генов. И о том, какие генетические заболевания могут быть. Я ещё раз уточнила для себя про заболевания связанные с Х-хромосомой. Из-за того, что некоторые гены на Х-хромосоме не имеют эквивалентных генов на Y хромосоме, это приводит к более частому появлению сцепленных с полом рецессивных признаков у мужчин. В профессиональном плане данная статья убедила меня в том, что многие психические заболевания имеют генетический аспект. Однако не стоит забывать и про внешние факторы окружающей среды. И нельзя разделять это два влияющих фактора. Данный цикл статей дал мне много знаний в этой сфере, которые потом можно применять на практике.
После прочтения данной статьи я узнал каким образом происходит взаимодействие матери с ребёнком с учётом как сильно раздражен ребёнок и как его при этом принимает мать. Меня удивило что у близнецов развития происходит практически одинаково. К тому же дети от одних родителей если будут жить и развиваться в различных семьях то есть в более благополучной семье уровень айкью ребёнка будет выше. Познакомился с таким понятием как дивергентной мышление то есть творческое. Профессиональным личностном плане данный информация дает не понимание что помимо генетические предрасположенности важное значение имеет среда в которой развивается ребёнок а также отношения матери к ребёнку. Главные идеи данной статьи считаю доверительные отношения ребёнка к матери. Спасибо.
Статья продолжает раскрывать особенности развития, опираясь на исследования близнецов. Для меня было интересным то, что монозиготные близнецы имеют аналогичные записи мозговых волн, и это влияет на спонтанных колебаниях вегетативных показателей. Т. е. то как люди в дальнейшем адаптируются к стрессовым и вызывающим тревогу ситуациям, а так же как они контролируют свои импульсы и справляются с эмоциональными конфликтами заложено еще до рождения. Согласно исследованиям более от генетики зависят пространственные и вербальные способности, а творческие формируются путём познания.
Раскрывается формирование механизма нездоровой привязанности. Более требовательный и капризный ребенок вызывает стрессовую реакцию у матери, чем с большим количеством стрессов сталкивается мать, тем меньше она реагирует на потребности младенца, а младенец в свою очередь становится еще более раздражительным, так как не получает близости от матери. И только внимательность и терпение взрослого может разрешить эту ситуацию в лучшую сторону. Так же для матерей важна поддержка близких.
Из статьи я узнал, что даже поведенческие особенности (при тревоге, стрессе, в конфликтах) имеют генетические корни. Также я узнал, что пространственные и вербальные способности, а также темпы интеллектуального развития более зависимы от генетических факторов, чем творческие способности. Также я увидел, что факторы среды (особенности семьи, в которой воспитывается ребенок) влияют даже на то, что имеет тесную связь с генетикой. Для меня это означает, что я как родитель всегда отвечаю за развитие своей дочери и всегда могу на него повлиять, создав благоприятные условия. Даже когда ей что-то не дается от природы. Также я узнал, что раздражительность ребенка может быть заложена в пренатальный период и/или в результате родов.
Спасибо за статью. В результате её прочтения я уточнила для себя уже знакомые из прошлых статей заболевания с Х-хромосомой. Для себя я отметила то, что на IQ ребенка очень сильно могут влиять обстоятельства, и люди. То есть, в случае, если приемная семья более образована, то на приемного ребенка это так же оказывает сильное влияние. Как итог — ребенок может достигнуть высоких показателей, находясь в благополучной домашней атмосфере. Для себя я делаю вывод, что поддержка родителей, благосостояние и уровень жизни семьи — важная составляющая для развития любого ребенка. Я ещё раз убедилась в том, что к созданию семьи нужно подходить крайне ответственно, осмысленно, и с уверенностью в том, что у ребенка будет все, включая ментально здоровых родителей и материальные возможности.
Со стороны консультирования информация из статьи может быть полезна при обращении родителей приемного ребенка.
Спасибо за перевод статьи. Я сама пока что еще не являюсь матерью, но хочу и надеюсь в будущем ею стать. Из статьи я узнала для себя много нового. Например, что такое дивергентное мышление- творческое мышление, направленное на решение проблем и задач. Узнала, что наследственность влияет не только на уровень, но и темпы развития людей. Было интересно узнать о показателях IQ у родных братьев и сестер, о том что на это влияет. Больше всего заинтересовали исследования матерей и детей, формирование между ними привязанности, какая связь между младенческой раздражительностью и привязанностью родителя. Можно сделать вывод, что материнская ответственность, раздражительность младенцев и социальная поддержка влияют на уровень привязанности младенца к матери.
Благодарю за статью! Интересно узнавать, как развиваются дети и что на это влияет. Познавательно было ознакомиться с результатами близнецовых исследований интеллекта, которые показали, что чем теснее генетические родственные связи, тем больше сходство IQ. Удивило, что наследственность влияет не только на уровень, но и на темпы умственного развития и что у детей бывают не только физические застои в развитии, но и интеллектуальные. Стоит отметить, что если ребёнок попадает в приёмную семью, которая более образована и продвинута социально и экономически, то на него это оказывает крайне благоприятное воздействие. Как же важен круг общения и люди, которые нас окружают, на это всегда стоить обращать внимание.
В результате прочтения данной статьи я узнала о том, что однояйцевые близнецы по целому ряду свойств обладают большим сходством, чем многояйцевые. Меня удивил тот факт, что генетическое сходство коррелирует со сходством интеллектуальным: чем теснее родственные связи, тем более схожим является интеллектуальные особенности. Я познакомилась с такими механизмами психических реакций как зависимость интеллектуальных и когнитивных способностей от генетики. Причем влияние наследственности на одни когнитивные способности сильнее, чем на другие (пространственные и вербальные способности более подвержены генетическому влиянию, чем память и скорость реакции). Поразило то, что навыки чтения, правописания и даже профессиональные интересы зависят от генетической предрасположенности. Однако не только генетика формирует интеллектуальные и когнитивные способности. Очень важно влияние среды для развития этих “заложенных природой” способностей. Это показывают приведенные в статье исследования связи между младенческой раздражительностью и степенью привязанности ребенка к матери: чем больше привязанность ребенка к матери, тем лучше он противостоит стрессу, что тоже напрямую влияет на интеллектуальные и когнитивные способности ребенка и их развитие в будущем. Данная информация может быть применима в детской психологии и консультировании детей с особенностями развития. Меня прочтение статьи натолкнула на размышления о том, что нужно с особой тщательностью подходить к формированию среды для себя и своего ребенка.
Благодарю за статью! Из нее я узнала о впечатляющем сходстве монозиготных близнецов по многим характеристикам, включая записи мозговых волн, в отличии от дизиготных. Любопытно, чем ближе родственные связи, тем больше сходство IQ. Монозиготные близнецы, даже воспитывавшиеся врозь, имеют более схожие показатели IQ, чем дизиготные. Также в результате проведенных исследований была доказана важность среды воспитания. Не очень хорошая генетика может быть скорректирована — способности ребенка развиты в результате воспитания в благоприятных семейных условиях. И наоборот, стрессовая окружающая среда способна значительно снизить IQ. Так же заинтересовало исследование взаимосвязи привязанности младенца к матери. Поразительно, но если мать не сразу, с задержкой удовлетворяет потребности младенца в контакте с ней, то ребенок становится раздражительным и более требовательным, и в свою очередь менее приятным для родителей, особенно, если матери некому помочь. В личном и профессиональном плане статья натолкнула на мысль о том, что чем больше материнского внимания и любви получает ребенок, тем он спокойнее.