Обучение психологии онлайн
Воронежский Институт Психологии >

Сегодня мы продолжаем рассматривать развитие детей с точки генетики на примере близнецовых исследований.

Физические и физиологические характеристики

Монозиготные близнецы более похожи, чем дизиготные, по целому ряду  физических и физиологических характеристик, таких как рост, вес, скорость созревания, возраст первой менструации, продолжительность жизни мозга и вегетативной нервной системы тесно связанной с эмоциональным возбуждением и реакцией (Jost & Sontag, 1944; Lykken, Iacono, Harocan, McGue, & Bouchard, 1988). Было обнаружено, что монозиготные близнецы имеют аналогичные записи мозговых волн, в то время как в записях разнояйцевых близнецов обнаружена лишь скромная связь. В спонтанных колебаниях вегетативных показателей, однояйцевые близнецы более схожи, чем разнояйцевые (Lader & Wing, 1966) Stassen, Lykken, & Bomben, 1988). Эти вариации реакций вегетативной нервной системы, даже в младенчестве, связаны с тем, как люди позже адаптируются к стрессовым и вызывающим тревогу ситуациям, а так же как они контролируют свои импульсы и справляются с эмоциональными конфликтами.

Интеллектуальные характеристики

Результаты близнецовых  исследований интеллекта  показали, что чем теснее генетические родственные связи, тем больше сходство IQ.

Результаты 111-ти различных исследований представлены ниже.

СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ КОРРЕЛЯЦИИ ИНТЕЛЛЕКТА МЕЖДУ БЛИЖАЙШИМИ РОДСТВЕННИКАМИ

Корреляция монозиготных близнецов:

Выросших вместе .86

Выросших врозь .79

Корреляция дизиготных близнецов:

Выросших вместе .60

Корреляция сибилингов:

Выросших вместе .47

Выросших отдельно .24

Корреляция родителей и детей .40

Корреляция детей с приемными родителями .31

Корреляция двоюродных братьев и сестер .15

При интерпретации таблицы следует помнить, что коэффициент корреляции является оценкой того, как два показателя изменяются вместе. Сходство  IQ у людей, не имеющих родственных связей чрезвычайно мало. Корреляция IQ неродственных детей, воспитанных в одном доме, составляет около .30.Однако по мере роста генетического родства увеличивается и сходство в оценках интеллекта. Глянув на результаты тестов, становится очевидно, что чем  ближе кровные узы, тем ярче оно проявляется. У дизиготных близнецов корреляция ниже, чем у монозиготных близнецов. Даже разлученные монозиготные близнецы, воспитанные в разной домашней обстановке, имеют более схожие результаты тестов на интеллект, чем дизиготные близнецы (McCartney, Harris, & Berniere, 1990).

Интеллект, включает в себя не только умственные, но и когнитивные способности человека. При этом влияние наследственности на некоторые когнитивные способности сильнее, чем на другие. Например, пространственные и вербальные способности больше зависят от генетики, чем память и скорость восприятия. Даже нарушения чтения и правописания и профессиональные интересы связаны с наследственностью (Plomin, 1989).Тем не менее, творчество — аспект познания, связанный с дивергентным мышлением (творческое мышление направленное на решение проблем и задач), а также с научными и художественными инновациями, демонстрирует меньшую зависимость от генетики, чем любая другая когнитивная способность.

Наследственность влияет не только на уровень, но и на темпы умственного развития. Наравне с всплесками и застоями физического роста, дети имеют всплески и застои роста интеллектуального. Даже в этом пункте монозиготные близнецы обходят по схожести  всех остальных (Wilson, 1983), то есть время и скорость созревания их интеллектуальных способностей примерно одинакова.  Общеизвестно, что младенческие результаты тестов на интеллект нестабильны, однако, если взглянуть на близнецовые графики, то  можно наблюдать поразительно схожую динамику  (Wilson & Harpring, 1972).

Исследования усыновления тоже обнаруживают значительные генетические эффекты на интеллектуальное развитие (Burks, 1928; Leahy, 1935; Plomin & DeFries, 1983; Scarr Weinberg, 1977). Даже школьники, усыновленные на первом году жизни, соотносятся со своими биологическими  родителями ближе, чем с приемными. Помимо этого, корреляция с приемными семьями  с возрастом становится еще ниже (Scarr & Weinberg, 1983).

Несмотря на это, нельзя сказать, что приемные родители не влияют на IQ своих детей (Scarr- Salapatek, 1971; Schiff & Lewontin, 1986; Turkheimer, 1991). В одном классическом исследовании (Skeels, 1949) было обнаружено, что IQ усыновленных детей в условиях стимулирующей среды  в среднем на 20 и более пунктов выше, чем у их биологических матерей. Если приемная семья более образована, а так же более продвинута социально и экономически, то на приемного ребенка это оказывает крайне благоприятное воздействие. Средние значения и распределение IQ детей  больше напоминают их приемных родителей  (средний IQ 100), чем IQ их биологических родителей (средний IQ 85). При этом уровень интеллекта биологической матери также имеет значение, чем он выше, тем больше способностей проявляют их дети  в стимулирующей среде созданной приемной семьей. В сравнении с ними, дети матерей с более низким IQ, даже после многих лет жизни в благоприятных условиях приемной семьи, демонстрировали  скромные результаты развития. Резюмировав можно сказать, что хотя абсолютный уровень IQ всех усыновленных детей был выше, чем можно было бы ожидать на основании уровня IQ и образования биологических матерей, их показатели по сравнению друг с другом зависели от интеллектуальных способностей биологических матерей. Очень важно отметить эту разницу между абсолютным и относительным уровнями. Более поздние исследования (Capron & Duyme, 1989; Duyme, 1988) дали дополнительные доказательства важности среды в приемных семьях.  Дети в приемных семьях с низким социально- экономическим статусом имеют более низкий IQ и более высокий уровень отсева из школы, чем дети из приемных семей с высоким социально- экономическим статусом.

Таким образом, хотя близнецовые исследования и исследования приемных семей  сходятся в том, что генетические факторы вносят важный вклад в интеллектуальное развитие ребенка, факторы окружающей среды не менее важны. Очень плохая или стрессовая окружающая среда может значительно снизить показатели IQ, а когнитивно- стимулирующая среда или программа вмешательства (выявление проблем и проведение терапии) наоборот способна их повысить.

СВЯЗЬ МЕЖДУ МЛАДЕНЧЕСКОЙ РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬЮ И ПРИВЯЗАННОСТЬЮ РОДИТЕЛЯ

Абсолютно все родители и младенцы формируют эмоциональные связи привязанности друг к другу, но качество этих эмоциональных отношений различается. Младенцы, которые надежно привязаны к своим матерям, могут использовать их как источник утешения и надежную опору в периоды стресса. Они уверены в отзывчивости и доступности своих матерей. Напротив, ненадежно привязанные младенцы не доверяют и не полагаются на поддержку и отзывчивость своих матерей. Это отражается в их реакциях на разлуку и в проблемах, которые возникают у них в более поздних социальных отношениях.

Каким образом реакция матери на раздражительных, трудных детей, влияет на отношения привязанности?

Чтобы ответить на эти вопросы, Сьюзан Крокенберг (1981) целый год наблюдала за 48 парами восемь матерей и их младенцев.

Раздражительность младенцев измеряли в возрасте 3-х месяцев с помощью стандартизированной серии тестов, оценивающих раздражительность, интенсивность возбуждения и скорость нарастания возбужденных раздражительных реакций.

Реагирование матерей оценивали, когда младенцам было 3 месяца, посредством четырех одночасовых домашних наблюдений, в ходе которых регистрировалась продолжительность задержки реакции матерей на сигналы бедствия их младенцев.

Социальная поддержка оценивалась в интервью, в ходе которого собиралась информация о количестве и видах стресса, с которыми сталкивались матери. Наблюдатель спрашивал, кто помогает женщинам, когда им требуется поддержка.

Безопасность привязанности оценивалась с помощью распространенной лабораторной процедуры под названием «странная ситуация», в которой регистрировались реакции детей на уход матери и воссоединение с ней или встречу с незнакомцем. Эксперты оценивали стремление к близости, поддержание контакта, избегание, сопротивление и плач.

Когда матери сталкивались со множеством стрессов и имели мало поддержки, они слабее реагировали на просьбы младенцев, а те в свою очередь отвечали им взаимностью посредством сопротивления и не надежной привязанности. Такой механизм прослеживается во множестве исследований. В этом случае младенцы подвергаются риску, ведь их раздражительный темперамент делает их более требовательными и менее приятными для своих родителей. Дети с негативной пренатальной историей и травматичными родами находятся в группе риска.

В заключении можно сделать вывод, что раздражительность младенцев, материнская ответственность и социальная поддержка влияют на уровень привязанности младенца к матери.

 

В следующий раз мы более подробно рассмотрим связь генетических факторов и поведения ребенка.

 Оригинальная статья: E. Mavis Hetherington, Ross D. Parke. Child Psychology. A contemporary viewpoint. Fourth edition, 1993

Автор перевода: Золотухина Мария Сергеевна

Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна

Источник изображения: freepik.com

Ключевые слова: детская психология, научная психология, близнецовые исследования, генетические исследования, от чего зависит интеллект, коэффициент корреляции в психологии, что важнее генетика или воспитание, привязанность

63090cookie-checkДетская психология: Физические и интеллектуальные факторы развития ребенка