Обучение психологии онлайн
Воронежский Институт Психологии >

Согласно данным опроса, проведенным Дэвидом Чалмерсом и Дэвидом Бургетом в ноябре 2009 года, около 70% философов, принявших в нем участие, являются атеистами или агностиками, то есть отрицают существование Бога или относятся к нему скептически. На этом фоне тем более интересен случай философа, который почти всю свою творческую жизнь посвятил интеллектуальному оправданию веры в Бога вообще, и христианской веры частности. Еще более интересным является тот факт, что проект, для реализации которого он приложил столько усилий оказался успешным, – по крайней мере, по человеческим меркам, – несмотря на неблагоприятную, а иногда и враждебную среду, в которой он осуществлялся. Работы Алвина Карла Плантинги, таково имя этого философа, получили признание не только среди коллег и сделали его общественно значимой фигурой.

В 1980 году нью-йоркский еженедельник «Тайм» назвал его «самым значительным американским ортодоксальным простестанстким философом-теистом».

До известной степени ему удалось изменить отношение многих представителей американского образованного класса  к религиозной вере и придать ей большую интеллектуальную респектабельность, освободив от упреков в эпистемической неоправданности и ирррациональности.

Как ему удалось это сделать?

22-23 сентября 2017 в Воронеже состоится конференция, посвященная философии религии Алвина Плантинги, в организации которой принимает участие Воронежский институт практической психологии и психологии бизнеса.

Частичный ответ на этот вопрос можно найти в его духовной автобиографии, написанной им в 1992 году по просьбе своего ученика Келли Джеймса Кларка. Поэтому я предлагаю познакомиться с основными вехами творческого пути Алвина Плантинги. В основном это изложение основано на тексте одной из версий вышеупомянутой духовной автобиографии (Plantinga A. A Christian Life Partly Lived. Philosophers who believe. The spiritual journeys of 11 leading thinkers. Ed. by Kelly James Clark. InterVarsity Press, 1993).

Алвин Плантинга родился 15 ноября 1932 г. в городе Энн Арбор, штат Мичиган, в семье Корнелиуса А. Плантинги и Летти Плантинги (урожд. Боссенбрёк). Родители философа происходили из Нидерландов. Хотя Летти родилась в Соединенных Штатах, ее семья была родом из нидерландской провинции Гельдерланд. Корнелиус Плантинга родился в области Фрисландия и был эмигрантом в первом поколении. Когда Алвин появился на свет, отец учился в магистратуре по философии в Мичиганском университете. Позже он получил степень доктора философии и магистра психологии в университете Дьюка (Северная Каролина), затем преподавал философию, психологию, латынь и греческий в различных колледжах США. Отец был первым, кто познакомил одиннадцатилетнего Алвина с философией, дополнив его школьную программу чтением диалогов Платона.

В четырнадцать лет Алвин принимает решение стать философом.

Семья Плантинги была глубоко религиозной, и он с детства впитал в себя дух христианских убеждений. Отец Алвина был не только философом, но и активным проповедником-мирянином в кальвинистской среде, поэтому ребенком Плантинга часто бывал в церкви, слушая проповеди своего отца. По собственному признанию, он уже в возрасте восьми или девяти лет серьезно пытался вникнуть в учение Кальвина о человеческой свободе и предопределении. Усвоенные в детские годы религиозные истины оставили в нем глубокий след на всю оставшуюся жизнь и, без сомнения, оказали существенное влияние на характер его философского творчества.

Образовательный путь Плантинги был довольно извилист. Сначала по настоянию отца он записывается в Джеймстаун-колледж, но вскоре после того, как отец получил приглашение преподавать в Кальвин-колледже, он вместе с ним переехал в Гранд Рапидс. На первом году обучения в Кальвин-колледже…

…Плантинга подал заявку на стипендию в Гарвард. Неожиданно для него самого его заявка была одобрена.

Осенью 1950 г. он отправился в Кембридж, штат Массачусетс. Его пребывание в Гарварде оказалось, с одной стороны, очень приятным и впечатляющим, а с другой — напряженным, поскольку он впервые оказался перед лицом инакомыслящего окружения. Привычные ему христианские убеждения не разделялись в Гарварде многими, в том числе теми, кого сам Плантинга считал более развитыми интеллектуально, нежели он сам. Свое отношение к новой ситуации он характеризует как смесь «сомнения и бравады».

Одновременно с сомнениями в собственной вере в нем возник и вопрос, на чем, собственно, основаны возражения против христианской веры и убеждения в существовании Бога: «В чем суть их возражений против христианства? Или против теизма? Насколько эти возражения действительно обоснованны?».

Уже тогда он пришел к убеждению, что они недостаточно весомы, чтобы отказываться от собственного образа мыслей и усвоенной от родителей христианской религии. Однако до зрелого изложения позиции, выраженной в книге «Подтвержденная христианская вера», почему христиане имеют право оставаться при своих убеждениях, пройдет еще очень много времени.

Во время пребывания в Гарварде в жизни Плантинги произошли еще два события, повлиявшие на его дальнейший творческий путь. Во-первых, он испытал настоящее эмоциональное потрясение, которое сам идентифицирует как опыт Божественного Присутствия. В своей духовной автобиографии Плантинга описывает этот опыт следующим образом:

«В один из сумрачных вечеров (по-моему, это было в январе) я возвращался после ужина, бредя от библиотеки Уайденера в свою комнату на пятом этаже на Тайер Мидл (тогда не было никаких лифтов, и те, кто получал стипендию, занимали более дешевые комнаты в верхних этажах здания). Было темно, ветрено, мерзко, шел дождь. Но неожиданно стало так, как если бы разверзлись небеса; я услышал, так мне показалось, музыку превозмогающей силы, величия и сладостности; и увидел свет невообразимой яркости и красоты; казалось, что я зрю прямо в само небо; и внезапно я увидел или, может быть, почувствовал с полной ясностью, убежденностью и уверенностью, что Господь действительно был здесь, и был именно таким, как я думал. Последствия этого переживания сохранялись в течение долгого времени; я по-прежнему был поглощен аргументами о существовании Бога; но часто они мне казались всего лишь академическими упражнениями, не имеющими экзистенциальной значимости, как если бы кто спорил, например, о реальности прошлого или о том, существуют ли на самом деле другие люди или это всего лишь умело сконструированные роботы».

Во-вторых, он встречает человека, которого по праву может назвать своим учителем, — Уильяма Харри Джеллему. Плантинга познакомился с ним в Кальвин-колледже, где он иногда — во время кратких визитов домой — имел возможность посещать занятия по философии. По свидетельству самого Плантинги, Джеллема, «при всех своих странностях, был самым одаренным учителем философии», которого он когда-либо встречал. Кроме того, Джеллема был философом, который стремился серьезно размышлять именно как христианин. Плантинга, под впечатлением ответов на критику христианства, принимает решение вернуться в Кальвин-колледж из Гарварда, где он к тому времени провел два семестра.

Вернувшись в Кальвин-колледж, Плантинга изучает философию под руководством Харри Джеллемы и Генри Стоба. Среди его сокурсников были также еще два впоследствии известных философа религии — Дьюи Хойтенга и Николас Уолтерсторф. В основном их занятия сосредотачивались на изучении философской классики. Они читали сочинения Платона, Аристотеля, Августина, Фомы Аквинского, Декарта, Лейбница, Канта. Для того, чтобы читать те же труды на языке оригинала, Плантинга изучает французский, немецкий и греческий. Кроме философии в Кальвин-колледже Плантинга также изучал психологию и английскую литературу.

В январе 1954 г. Плантинга отправился в Мичиганский университет, для того чтобы начать там обучение в магистратуре. Здесь он изучает философию у Уильяма Олстона, Ричарда Картрайта и Уильяма К. Франкены. Незадолго до своего переезда в Энн Арбор Плантинга познакомился со своей будущей женой, Кэтлин Де Бёр, на которой он женился в 1955 г. В этом браке родились четверо детей: Карл, Джейн, Уильям Харри и Энн. Благодаря родственникам жены у Плантинги появлось новое хобби — альпинизм.

В том же, 1955 г. Плантинга отправился в Йельский университет в поисках ответов на серьезные философские вопросы. Однако Йель, несмотря на наличие там превосходных преподавателей, несколько разочаровал Плантингу.

Предлагаемые там курсы показались ему слишком абстрактными, и ему трудно сориентироваться в них без соответствующей методологической поддержки. Здесь же Плантингу ждал первый опыт на преподавательском поприще. В 1958 г. Йельский университет присуждил ему докторскую степень, и он получил место в государственном университете Уэйна в Детройте.

В Детройте он работал вместе с такими выдающимися философами, как Гектор Кастанеда, Эдмунд Геттьер, Кейт Лерер. Некоторые из коллег Плантинги по университету Уэйна были учениками Родерика Чизхолма, бывшего профессором Брауновского университета. В результате преподавателями кафедр философии Брауновского университета и университета Уэйна было организовано несколько совместных семинаров, в которых принял участие и сам Чизхолм. Плантинга писал о нем, что «нет ни одного другого современного философа, у которого я бы научился столь многому». Кроме того, в годы своей работы в Детройте Плантинга открыл для себя тему метафизики модальности, итогом интереса к которой станет его книга «Природа необходимости». Работа в Уэйне стала для него важной вехой в становлении собственного философского стиля. С одной стороны, Плантинга оказался здесь в атмосфере подлинной философской культуры, которая не столько рассуждает о философии, сколько пытается дойти до сути самих вещей. С другой стороны, именно здесь он столкнулся с неприятием и мощнейшей критикой своих христианских убеждений. Ближайшие коллеги, которых он он безмерно уважал и ценил как философов, яростно оспаривали рациональность христианства и теизма. По свидетельству самого Плантинги, «в Уэйне поздний Гектор Кастанеда, Джордж Нахникян и Эдмунд Геттьер противостояли мне антитеистическими аргументами такой глубины, философской изощренности и силы, с какими я не сталкивался никогда прежде». Плантинга принял этот вызов со стороны антитеизма своих коллег по кафедре. Сильные аргументы против того, что он сам считал истиной, заставили его более тщательно и скрупулезно искать контраргументы. Однако, с другой стороны, они принудили его на долгие годы занять оборонительную, апологетическую позицию.

В университете Уэйна Плантинга провел пять лет. А в 1963 г. он получает приглашение из Кальвин-колледжа заменить ушедшего в отставку Харри Джеллему. После некоторых колебаний Плантинга не без трепета и волнения принимает это приглашение и занимает место своего бывшего учителя. В Кальвин-колледже он проведет следующие 19 лет своей жизни, до тех пор пока не сменит его на католический Нотр-Дам. Объясняя свое решение оставить Уэйн ради Кальвин-колледжа, Плантинга писал, что прежде всего его мотивацией была возможность служить делу христианского образования, а Кальвин-колледж предоставлял для этого прекрасные возможности. Кроме того, в Кальвин-колледже Плантинга мог рассчитывать на то, что он сможет работать в кругу единомышленников. Вероятно, именно этого ему не хватало на прежней кафедре в Уэйне, поскольку он мыслил философию как некое соборное дело, а не как размышления одинокого мыслителя. Наиболее близким единомышленником Плантинги, у которого он многому научился во время работы Кальвин-колледже, стал его прежний сокурсник, Николас Уолтерсторф. В нем Плантинга ценил прежде всего зрелость ума и воображение, а также способность с невероятной быстротой постигать новые и сложные идеи. По признанию самого Плантинги, Уолтерсторф оказал значительное влияние на его творчество, часто указывая на наличие важных альтернатив тем позициям, которые сам он был склонен принимать слишком поспешно. За годы работы в Кальвин-колледже Плантинга написал несколько книг и статей, сделавших ему имя в философском мире: «Бог и другие сознания» (1967), в которой он пытался обосновать рациональность веры в Бога, и «Природа необходимости» (1974), где он изложил основы своей метафизики модальности. Знаменитая статья «Разум и вера в Бога» (1983), в которой были высказаны основные идеи религиозной эпистемологии Плантинги и которая частично представлена в вышедшей антологии, также была проектом, вынашиваемым им долгие годы в Кальвин-колледже.

В 1982 г. Плантинга перешел в католический университет Нотр-Дам. Несмотря на то что Кальвин-колледж был ему очень дорог, свое решение сменить кафедру он объясняет двумя мотивами. Во-первых, в Кальвине не было магистратуры, а Плантинге было интереснее работать с магистрами, нежели с начинающими студентами-философами. Во-вторых, Нотр-Дам был самым крупным университетом в США — и, возможно, даже во всем мире –– по числу студентов-магистров, принадлежащих к консервативным протестантским деноминациям. Поэтому…

…здесь Плантинга мог надеяться на более полную реализацию своего видения христианской философии. Работа в Нотр-Даме оказалась действительно плодотворной. Здесь была написана, наверное, главная книга его жизни — «Подтвержденная христианская вера».

При его активном участии успешно развивался созданный в 1976 г. Центр философии религии, который сегодня является одним из лучших учреждений в данной области исследований. В знак признательности заслуг Алвина Плантинги Центром учреждена крупная стипендия, позволяющая философам в течение года заниматься разработкой тем по философии религии и посещать мероприятия Центра. В Нотр-Даме у Плантинги появились ученики, ставшие впоследствии выдающимися философами: Майкл Бергман, Келли Джеймс Кларк, Робин Коллинс, Томас Крисп, Томас Флинт, Майкл Рей, Трентон Меррикс.

Кроме своей научной и преподавательской деятельности Плантинга успешно проявил себя как организатор. Он занимал должности сначала вице-президента, а затем и президента Центрального отделения Американской философской ассоциации. Он сыграл важнейшую роль в основании созданного в 1978 г. Общества христианских философов, президентом которого он был с 1983 по 1986 г. Творчество и организаторская деятельность Плантинги получили должную оценку со стороны философского сообщества. Проводятся конференции и выходят сборники, посвященные его творчеству. Несколько университетов в США и за рубежом присудили ему почетную докторскую степень. Дважды он удостоился чести прочесть лекции, учрежденные лордом Адамом Гиффордом: в 1987 г. в Абердине и в 2004/05 уч. г. в Университете св. Андрея (Шотландия).

22-23 сентября 2017 в Воронеже состоится конференция, посвященная философии религии Алвина Плантинги, в организации которой принимает участие Воронежский институт практической психологии и психологии бизнеса.

Похожие статьи:

СПОСОБЕН ЛИ ЧЕЛОВЕК МЕНЯТЬСЯ?

ПОЧЕМУ БОГ СУЩЕСТВУЕТ

ПАМЯТИ ДЕРЕКА ПАРФИТА

Автор: Гаспаров Игорь Гарибович

Ключевые слова: Платинга, философия, Темплтон, философия веры

Подпишись на рассылку

email рассылки

16010cookie-checkАЛВИН ПЛАНТИНГА: ФИЛОСОФ НА СЛУЖБЕ ВЕРЫ