Обучение психологии онлайн
Воронежский Институт Психологии >

Не смешные шутки про женскую безответственность

КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ

— #GirlMath — популярный тренд в TikTok, рационализирует покупки с помощью безответственной логики.

— Ментальная бухгалтерия объясняет логику для субъективной оценки расходов.

— Даже в шутку обозначение женщин как «девочек» может подорвать самооценку и закрепить стереотипы.

Я не знаю, смеяться мне или плакать, когда вижу хэштег #GirlMath (девичья математика). Это один из тех трендов TikTok, который вырос из популярности «девчачьих» хэштегов (#girldinner, #hotgirlsummer, #lazygirljob). Не знаю, что меня больше беспокоит: продолжающееся обозначение женщин как «девочек», приписывание женщинам гендерно-нейтрального когнитивного предубеждения или тот факт, что многие женщины считают это забавным.

«Девичья математика» описывает использование нелогичной логики, чтобы оправдать траты. Рационализация финансовых решений приводит к появлению популярных мемов #GirlMath, таких как «Вы экономите деньги, покупая вещи на распродаже» и «Если вы покупаете это за наличные, то это бесплатно». Этот феномен не имеет ничего общего с полом. Это когнитивное предубеждение, называемое ментальной бухгалтерией, только #GirlMath превращает ментальную бухгалтерию в экстремальный вид спорта.

Реальная жизнь может быть такой забавной

Тема #GirlMath настолько популярна, что бренды подхватывают ее (еще одно когнитивное предубеждение), потому что она популярна без учета снисходительного стереотипа. Некоторые примеры #GirlMath действительно довольно забавны, но это потому, что они описывают человеческие явления, а не потому, что они связаны с девушками. Мемы, в которых запечатлены обыденные и распространенные моменты реальной жизни. Особенно те, которые не поддаются рациональной логике или вызывают некоторое смущение. Они могут вызывать если не откровенный смех, то уж точно понимающую усмешку.

Физиологически то, что заставляет нас смеяться или улыбаться, полезно. Юмор изменяет химию нашего организма и улучшает настроение. Еще Фрейд считал юмор и смех позитивной адаптивной реакцией на негативные эмоции (Martin, 2003), а исследования продолжают доказывать пользу юмора для самочувствия, настроения и общего состояния здоровья (Kennison, 2020). Хороший мем может дать вам заряд положительных эмоций и чувство товарищества, а также разрешить глупый или неловкий опыт, вызывая нейронное вознаграждение благодаря чувству облегчения ведь «слава Богу, я не один такой».

#GirlMath: Когда смех не приносит пользы

Тик-токи #GirlMath предлагают зачастую надуманные объяснения того, почему решение о дорогой покупке имеет смысл, почему предоплаченные карты Starbucks делают кофе бесплатным и почему оплата кредитной картой не похожа на использование реальных денег. Однако, не стоит радоваться. Подумайте о том, какое неявное сообщение посылает #GirlMath. Смешной — не значит безобидный. На самом деле, использование самоуничижительных шуток часто отражает негативное самовосприятие, которое в конечном итоге может ухудшить ваше самочувствие (Martin, 2003), особенно если на вас висит кредит в банке.

В #GirlMath описывается версия субъективной ментальной бухгалтерии. Теория ментального учета принадлежит одному из пионеров поведенческой экономики, нобелевскому лауреату Ричарду Талеру (1985, 2015), коллеге Канемана и Тверски. Также, вы можете знать его как автора популярной книги «Nudge. Архитерктура выбора» (Thaler & Sunstein, 2008). Основная предпосылка теории ментального учета заключается в том, что люди не являются рациональными. Она описывает, как когнитивные предубеждения способствуют принятию нерациональных финансовых решений. Хотя разделение денег по разным категориям может упростить процесс и сэкономить усилия мозга, оно делает нас более уязвимыми для когнитивных предубеждений, таких как формирование ментальных рамок (Kahneman & Tversky, 1979).

Мы все используем ментальный учет, субъективно распределяя деньги по категориям. При этом мы также создаем ментальные рамки, приписывая значение каждому ведру в зависимости от того, на что мы планируем потратиться. Общие субъективные ментальные обозначения (фреймы или, в данном примере, ведра) меняют наше представление о деньгах. Для большинства людей возврат налогов, деньги на день рождения и деньги на оплату счетов находятся в разных ведрах. Даже если вы живете от зарплаты до зарплаты, если вы найдете на тротуаре 100 долларов, они вас обрадуют, поскольку их назначение не определено, и они скорее попадут в ведро для дискреционных расходов (свободных денег), чем в ведро для оплаты счетов за электричество. Свободные деньги — это отличительная черта #GirlMath. В #GirlMath свободные деньги не считаются и могут быть потрачены на что угодно.

Покупая вещи на распродажах, вы можете почувствовать, что экономите деньги, а не тратите их. Мне очень нравится видеть, сколько удалось «сэкономить» на чеке в продуктовом магазине, даже если очевидно, что это всего лишь когнитивная манипуляция, призванная сделать нас более лояльнымы к этому магазину. Также нередко расходы амортизируются в зависимости от того, как часто мы будем использовать вещь, чтобы крупная покупка казалась разумной. Рюкзак Prada начинает казаться очень выгодной покупкой, если учесть его ежедневное использование. Особенно когда юмористические тенденции способствуют безответственному поведению

Сообщения, которые часто звучат и вызывают эмоции, могут быть очень убедительными, особенно если они исходят от авторитетных влиятельных лиц. Компания Nike заработала много денег, потому что начинающие баскетболисты хотели «быть как Майкл». Влиятельные люди предлагают нечто большее, чем просто развлечение. Они могут побудить к подражанию тех, кто хочет чувствовать эмоциональную связь и причастность. Более 80% пользователей TikTok находятся в возрасте от 16 до 34 лет, а более 30% — моложе 20 лет. Что происходит, когда #GirlMath в TikTok поощряет самообман? Не удивительно, что 74% подростков не уверены в своей финансовой грамотности, но если вспомнить, что более 30% не понимают разницы между дебетовой и кредитной картой, то можно задуматься о том, какие идеи пропагандируются в #GirlMath (Jacimovic, 2023).

— Если вы пользуетесь кредитной картой, вы не тратите настоящие деньги.

— Если вы платите наличными, вы не тратите настоящие деньги.

— Если сумма меньше 5 долларов, то это «по сути» бесплатно.

— Деньги не являются реальными.

Неважно, сколько у вас мысленных ведер и сколько оправданий можно придумать, деньги становятся вполне реальными, когда приходит срок платить за квартиру или ипотеку. Эти «практически бесплатные» траты в размере 5 долларов складываются в определенную сумму. Предоплаченный баланс в приложении Starbucks может быть невозвратным, но это все равно реальные деньги. Для большинства из нас финансовые ресурсы ограничены, а не безграничны. Денежный стресс негативно сказывается на психическом здоровье, и неудивительно, что финансы являются основным источником стресса для почти 70% представителей поколения Z (Guardian, 2023). Отрицание — не лучший подход к финансовому здоровью и жизни без стресса.

Трать как «девочка»

Больше всего в #GirlMath возмущает использование слова «девочка». Компания Pantone вышла в свет с рекламной кампанией (femvertising) о том, что значит «бросать как девчонка». Реклама проиллюстрировала, что даже молодые девушки считают, что бросать «как девчонка» означает бросать мяч неловко и неудачно. Слово «девочка» используется в общении по-разному. Оно может быть знаком приобщения и привязанности: «Эй, девочка». Оно может указывать на близость, например, «девчачий разговор». Но большое значение имеет контекст. «Девочка» также может быть уменьшительным, означающим недостаток зрелости и компетентности, например, «не будь такой девочкой». Мы используем «девочек» совсем не так, как «мальчиков».

Множество исследований показывает, что язык влияет на отношение к себе девушек и женщин (Åkestam et al., 2017; Fagot et al., 1992). Женщины, которых на рабочем месте называли «девочками», а не «женщинами», чувствовали себя менее уверенно, считали, что у них меньше лидерских качеств, и полагали, что другие будут считать их менее подготовленными к руководящим должностям (Macarthur, 2015). Каким бы юмористическим ни был тренд #GirlMath, он превращает женщин в девочек, которым не хватает финансовой грамотности.

#GirlMath — это не шутки

Безусловно это должно быть смешно, и намерения, лежащие в основе (большинства) этих хэштегов, доброжелательны и вовсе не направлены на закрепление стереотипов или унижение женщин. Однако, прежде чем списать все на «шутку», подумайте вот о чем:

— Юмор привлекает внимание и вызывает положительные эмоции.

— Повышенное внимание и положительные эмоции повышают убедительность сообщения.

— Мы склонны верить тому, что часто слышим, особенно от людей, которые нам нравятся.

— #GirlMath укрепляет идею о том, что женщины незрелы и менее компетентны в вопросах денег и финансов.

— Подводные камни могут стать интернализованными, что подрывает самооценку.

— #GirlMatch прославляет рационализацию, оправдывающую поведение, связанное с безответственными расходами.

— Рационализация может легко превратиться в отрицание и отвлечь от реальных проблем, усиливая стресс и тревогу и подрывая благополучие.

Обучающие моменты для родителей

Эти мемы — отличный обучающий момент для родителей, позволяющий начать разговор (не лекцию) о том, что скрывается под юмором, как упражнение на критическое мышление и объяснение когнитивных предубеждений. Попросите своих подростков показать вам пример #GirlMath, который они считают очень смешным, или пример, который они часто видели.

Задайте несколько стартовых вопросов:

— Действительно ли это правда?

— Почему это кажется правдой?

— Что произойдет, если вы поверите в это?

Дети могут не видеть ничего плохого в этих мемах, и это нормально. Открытый и дружеский обмен мнениями поможет заронить важное зерно осознанности на будущее.

 

Оригинальная статья: Pamela B. Rutledge #GirlMath: How Social Media Trends Perpetuate Stereotypes, September 2023

Перевод: Остренко Анна Александровна

Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна

Источник изображения: unsplash.com

Ключевые слова: психология, любовь, дети, тело, философия, виды любви, любовь и тело.

 

65150cookie-check#GirlMath: Как тренды социальных сетей создают стереотипы