Трудно контролировать поведение ребенка?
Познакомьтесь с причинами!
Что такое девиантное поведение? Как в нем разобраться?
Читает Симонов Вячеслав Михайлович, ректор Воронежского Института Психологии, психолог-консультант с опытом практической работы более 25 лет
https://youtu.be/hilkvyICVmo
Девиантное поведение-это отклонение под влиянием внешних факторов. Для меня название новое, но я всегда ощущал на себе, что это состояние. Когда меняются условия, то первое с чем сталкиваюсь-это протест. Протест против того, что не понимаю как себя реализовывать. Нужно время для адаптации. У нас зависимых людей часто звучит так: я то прошёл, у меня было такое. Я отвечаю: и что? Это у вас было. Мне всё равно, что было у вас, в каких условиях были вы. Моё состояние другое. И это вижу у других зависимых, которым пытаются впередиидущие рассказать свой путь, говоря о каком-то послушании. На самом деле речь идёт не о послушании, а о подчинении своей ненормальности некомпетентности в работе с зависимыми людьми. Тут надо самих впередиидущих лечить, чтобы зависимые могли чувствовать что находятся в той среде, где ими занимаются и помогают реализовывать свои потребности. Вход рубль, выход два. Так часто происходит, что приходится возвращать доверие. Требуется больше времени для доверия, которого у зависимых и так нет. Первоначальной задачи подружиться с зависимым мало у кого есть, хотя об этом много говорится. У самих впередиидущих есть проблемы, которые они пытаются реабилитировать за счёт меньших. Получается, что зависимые пришли из одних условий, где от них требовали и гасили в такие же условия. И непонятно что делать-то. Происходит подрыв стабильности. Мало кто проходит до конца программы не потому, что сам зависимый не хочет. А потому, что компетенции обучателей не хватает. И появляются либо обучайники, либо калеки реабилитационные. Поигрались и хорош. Дальше дело не идёт. Есть идея выздоровления, принципы, но не сам человек, его нужность. Я не говорю, что все такие, но тому есть место в нашей среде. Поэтому я когда-то и сам вышел полумером из первой реабилитации, после чего решил посвятить себя тому, чтобы люди понимали и осознавали свои потребности, их реализацию и своё место в этой жизни.
Для начала я погуглила термин «девиация», несмотря на 3 года педантропологии и 5 лет психологии в университете. Эту тему мы изучали, и я думала, что знаю все про этот термин. Но никогда ранее не обращала на нюанс внешнего фактора девиации. Хотя в своей работе с детьми всегда изначально проводила работу с родителями, объясняла, что дети — лакмусовая бумажка атмосферы внутри семьи. Очень часто родители не видят своей ответственности. Просят «починить» ребенка, а сами считают себя большими и умными. Фобии, заикания, энурезы лечатся очень легко у детей при помощи гипноза. Но если окружающие факторы не изменятся, то либо проблема вернется, либо она примет другие формы. Как и везде, как и всегда, все изменения этого мира надо начинать с себя. Иначе бессмысленно. Иначе это насилие. Очень важным я считаю акцент на воспитательных навыков родителей. Этому не учат, если только не проявить сознательность и в процессе планирования детей не изучить этот вопрос. Такое случается редко. По большей части ориентируются на своих родителей. Либо повторяют, либо делают принципиально все наоборот. Ограничивать ребенка от агрессивной внешней среды тоже считаю важным, но не до фанатизма. Видела перегибы в обе стороны. Есть понимание необходимой достаточности. Лет до 10 ребенку телефон в школе точно не нужен, а дома гаджеты — только на пару часов максимум, а лучше меньше. Социально-экономический фактор семьи в нескольких поколениях я считаю очень важным. Когда фокус внимания семьи не на развитие, а на выживание, нехватку.
Спасибо за лекцию. Я поняла, что из пяти факторов, которые способствуют такому поведению — у меня было четыре, и то только потому, что на момент моего детства не было как таковой техники и интернета. Постоянная стрессовая ситуация, крики, ор, обвинения мамы в сторону папы, что он мало зарабатывает, насилие заниматься в кружках, вместо помощи пройти сопротивление и многое другое. Это способствовало тому, что я не была послушной девочкой, мне постоянно приходилось жить в унижении. Пришлось прогнуться под ненормальность родителей, т.к. все попытки сопротивляться заканчивались избиениями. Моим родителям и в голову не приходило, что неплохо было бы пойти поучиться, как быть родителями. На сегодняшний день я понимаю, что у меня отсутствуют родительские навыки воспитания и заботы, что мне нужно учиться, чтобы не навредить своим детям и вырастить их максимально эмоционально здоровыми.
Лецию помню,слушал.Что касаемо меня потеря ориентира илим тоого самого стержня внутри на который я опирался в раннем возрасте-школе,до какого то момента я был интересен сам себе,окружающим и мне было интересно многое.Потом влияние не только родителей и неблагополучных отношений в семье,периодические конфликты в ней,вынудили меня больше времени проводить на улице либо в деревне у бабушек.Оттуда и все ноги растут.В деревне меня вообще никто не воспитывал,улица и те с кем я рос диктовали свои условия и правила игры.Плохому я научился быстро,это манило своей искрой.Плюс безнаказанность со стороны родителей при выходках и поведении который я слизал у сверстников.Шатало меня как сейчас понимаю из стороны в сторону,куда только я не ходил и какие внешние факторы влияли на меня.Течения были самые разные.Да с одной стороны я понимал что надо учиться и прилагал усилия,с другой улица и то что на ней происходило манила как магнит.В третьих старшие товарищи к которым я тянулся демонстрировали силу,они были авторитетами тогда.Плюс все направления культур через которые пришлось пройти,от рока и панка,до нацистов и неформалов,где своя культура,манера общения и поведения,я старался соответствовать им,как без этого.Плюс авторитеты которые сидели которые окружали меня в раннем возрасте.Много я впитал в себя и вложил под влиянием внешних факторов,как ни странно сам ведь туда шел,так что поведение все из детства.Сейчас приходится расхлебывать то что сделал и то что вложили не совсем правильное с детства,переучиваться и ломать себя задача не из легких.И не хочется что бы мои дети или в моей семье было что то подобное,подобный опыт поэтому именно сейчас работаю над тем что бы воспитать себя правильно.
Спасибо за статью. Она вызвала у меня двоякие чувства. С одной стороны мне и раньше, даже когда я не училась в институте, было очень жалко всех детей. Взрослые фактически могут вести себя самым безобразным и непозволительным образом, и дети вынуждены их терпеть и подчиняться. Иногда, если честно, хочется к некоторым родителям подойти и применить физическую силу, чобы они перестали прилюдно унижать своих детей! Теперь я ещё познакомилась с термином девиантное поведение, который о том, как меняется поведение ребёнка под воздействием внешних факторов. Как правило это негативные факторы: невротическое поведение родителей, плохая обстановка дома, отсутствие режима дня и т.д. Поэтому конечно первым делом нужно лечить родителей..хотя мало кто это осознает. И мало кто ещё и согласится.
С другой стороны мне очень грустно осознавать, что школа и государство полностью сняли с себя полномочия по воспитанию и формированию личности ребёнка. А ведь дети проводят в школе как минимум полжизни. Вот и возникает некая безысходность: дома родители портят психику, а в школе всем все равно, что происходит. Пришла пора формирования отдельной структуры для занятиями с детьми и для их развития.
Добрый день. Из статьи я узнал что Девиация это отклонения под влиянием внешних условий. Для ребенка внешние условия это атмосфера внутри семьи. Когда атмосфера становится неблагоприятной для развития ребенка он протестовать. Подрыв стабильности влияет на его развитие и при нарушениях стабильного хода вещей тормозит его по всем фронтам. Необходимо заинтересовывать ребенка, мотивировать и контролировать. Показывая своим примером и возбуждая в нем интерес. Семья обязана взаимодействовать как цельный организм вместе, содействуя и помогая друг другу. Нет смысла критиковать, необходимо договариваться и создавать стабильность. В 10-12 лет нужно дать инструменты для реализации ребенка, увидев потребности его эго.
Добрый вечер. Как всегда очень интересная и очень важная информация от Вячеслава Михайловича. Из данной лекции я узнал что означает девиантное поведение и причины его формирования. О себе могу сказать, что исходя изописание данной статьи, очень много схожего пропустил через себя с детского возраста. Думаю, если бы мои родители знали, что значит девиантное поведение и как на него повлиять, моя жизнь возможно могла сложиться немного иначе. Внутренние механизмы думаю работали бы иначе. Из всех причин, конечно же не все меня коснулись, но по большей части все знакомо. Все основные факторы девиантного поведения, постараюсь освоить, т.к.планирую завести семью и конечно же нужно будет воспитывать детей. Спасибо за познавательную лекцию.
Однозначно, каждое слово в самую точку. Девиантное поведение детей, это как индикатор атмосферы в семье. Не бывает так, что ребёнок плохой, не слушается, и много чего ещё, а родитель замечательный, ни в чем не виноватый. Опять же, я часто смотрю на себя и своих детей. Я не идеальная Мама, со своими травмами и неврозами. И я вижу как дети «считывают» мое поведение, состояние. Как лакмусовая бумажка. Если они протестуют против учебы, значит надо обратить внимание. А что изменилось? Какая ситуация их так затронула, что они поменяли своё поведение. В первую очередь надо разбираться с родителями, а потом уже, если потребуется, с детьми. Сейчас чаще взрослые ведут себя неадекватно. И ещё большой вопрос, кто умнее.
Девиация — отклонение под влиянием внешней среды. Поэтому девиантное поведение ребёнка — это его реакция на окружающую среду, условия, в которых он находится. Ребёнок реагирует сразу на негативные условия. Важная задача его окружение, в первую очередь родителей — видеть эти отклонения, и находить причины им, а скорее всего это внешние факторы, которые негативно сказываются на его психическом здоровье (главная причина девиантного поведения). Чаще всего источник хранится в самих родителях, который его не видят, то есть они не смогли обеспечить условия своему ребёнку для его правильного благополучного развития. В подростковом же возрасте дети требуют условия для самореализации. И если родители не смогли обеспечить эти условия до подросткового возраста, то они по итогу получат негативную реакцию от своего ребёнка. А самое главное, ребёнок получит психологическую нестабильность, которая успешно будет следовать с ним во взрослую жизнь.
Благодарю за важный фрагмент из лекции. На протяжении просмотра записала себе небольшой конспект. Чтобы знания вошли через ручку, как говорится:)
Отметила, что девиантное поведение — это отклоняющееся поведение ребёнка под влиянием внешних факторов. То есть всегда причина внешняя! Важно то, в какой среде развивается ребёнок, какая атмосфера существует вокруг него. Для меня как для родителя было важно услышать это ещё раз. И я как ребёнок до недавнего времени ощутила на себе те моменты, которые происходили в моей семье. Вспомнила то, что я чувствовала. И то, что мне в определенные моменты было совершенно не до развития. Если у ребёнка подрывается ощущение стабильности, то развитие ребёнка останавливается и, следовательно, ребёнок начинает за это «мстить», его поведение отклоняется, то есть становится девиантным. Поэтому лучшая профилактика — это изменение условий, создание среды для ребёнка, в которой возможно развитие.
Благодарю за информацию.Вячеслав Михайлович, как всегда все очень доступно и понятно рассказал.Новое для меня было понятие, что такое Девиация и что это определенное отклонения под влиянием внешних условий. Прослушав данную лекцию сразу начинаешь вспоминать своё детство и то, что если бы наши родители, знали что такое девиантное поведение — это отклоняющееся поведение ребёнка под влиянием внешних факторов, то возможно в каких то моментах моего детства все сложилось бы по другому.Прослушав эту информацию, я ощутила действия которые происходили в моей семье и нашла каким то важным вещам в себе так сказать оправдание) что причина всегда внешняя.надеюсь, что в воспитании своего ребёнка я буду стараться прислушиваться к нужной информации.
Интересно, как эго-потребности ребенка влияют на психику, хотя дети не виноваты в своем девиантном поведении, ведь они всего лишь индикатор своей семьи. Как говориться : » что посеешь, то и пожнешь». Четкое устаканивание в моей голове, что ребенком нужно заниматься и прислушиваться к нему. Ведь нет профилактики девиантного поведения,а есть просто родители, вот и вся профилактика. Просто стабильная обстановка в семье и возможность реализовать ребенку, подростку в частности, свои эго-потребности. С одной стороны, казалось бы, нет ничего проще, но на практике оказывается наоборот. Это самое обидное, что когда ребенок ведет себя » как-то не так» или»не нормально», то родители не задумываются, что у них могут отсутствовать родительские навыки, а идут лечить ребенка и ковыряться в нем, соответственно нанося еще больше травм. Спасибо.
Благодарю за статью!
Помню, еще, когда на лекции слышала про девиантное поведение, очень много записала для себя.
Для начала мне очень понравилось определение самой сути девиантного поведения. Девиантное поведение-отклонение под влиянием внешних факторов. Поведение ребенка напрямую зависит от того, что происходит вокруг него. Дети как бы протестует против того, какие условия существования выдвинули родители. То есть задача родителей подготовить эти условия заранее. Сделать все, чтобы ребенку дать все необходимые ресурсы. Если родители игнорируют этот момент, тогда у ребенка начинаются определенные сложности. Например, одна из этих- проблемы с физическим или психическим здоровьем. Очень понравилась фраза, что дети вынуждены подчиняться нашей ненормальности. Взрослые родители до сих пор думают, что знают лучше, но это далеко не так. Даже на собственном примере, еще будучи ребенком, я это очень хорошо прочувствовала.
Спасибо за статью, для себя я взяла очень много того, что может помочь мне в будущем воспитать ребенка здоровым и счастливым!
Спасибо за статью
Когда я слушала эту информацию, в личном плане пересекались мысли о том, в какой среде жила я и в какой среде оказался мой ребенок. Для меня лично очень полезно было бы узнать эту информацию хотя бы лет 6 – 7 назад. Кажется именно в тот период можно было бы более плавно влиять на формирование сына. Сейчас я могу стараться компенсировать события, в которых не смогла включиться в прошлом. Получилось попустительство по секциям – сын бросил баскетбол после 3-х лет посещения и я не стала настаивать потому что считала, что не надо давить и он еще найдет, то что ему подходит. Ведь спорт – это мой интерес. Совершенно согласна с тем, что я не понимаю той разницы, что была при моем времени обучения в школе и моментом сейчас. Помню, что у меня были трудности с химией – и я сама начала ходить на кружок по химии. Потому что нам помогали решать домашнюю, и он был бесплатным и родители были не в курсе. Все кружки на которые я ходила я находила сама и продолжала их посещать без внешней помощи. Эмоционально ярко откликнулась фраза: Подросток вынужден (нет психических механизмов защиты) подчиниться нашей ненормальности и с этим жить.
Девиантное поведение ребёнка — это его реакция на окружающую среду, условия, в которых он находится. Ребёнок реагирует на негативные условия, которые мешают ему реализовывать свои потребности.
Девиация — отклонение под влиянием внешней среды. Поэтому девиантное поведение ребёнка — это его реакция на окружающую среду, условия, в которых он находится. Ребёнок реагирует сразу на негативные условия. Важная задача его окружение, в первую очередь родителей — видеть эти отклонения, и находить причины им, а скорее всего это внешние факторы, которые негативно сказываются на его психическом здоровье (главная причина девиантного поведения). Чаще всего источник хранится в самих родителях, который его не видят, то есть они не смогли обеспечить условия своему ребёнку для его правильного благополучного развития. С одной стороны, казалось бы, нет ничего проще, но на практике оказывается наоборот. Это самое обидное, что когда ребенок ведет себя » как-то не так» или»не нормально», то родители не задумываются, что у них могут отсутствовать родительские навыки, а идут лечить ребенка и ковыряться в нем, соответственно нанося еще больше травм. Спасибо.
Тема девиантного поведения для меня знакома в связи с профилем моего образования. Так же у меня был проект по коррекции девиантного поведения у школьников. И, когда работаешь с такими детьми понимаешь на практике, что проблема такого поведения не в них самих. А большая ответственность в коррекции ложится на родителей. Ведь, как правило, причинами девиантного поведения у детей являются проблемы в родительской семье (невротические отношения, истерические реакции родителей), отсутствие навыков воспитания у родителей и нежелание эти навыки приобретать, элементарная не занятость ребёнка, ведь секции, занятия вне школы позволяют удовлетворить потребности в общении и способствуют развитию ребёнка в его хобби. Немаловажной причиной девиантного поведения является агрессивная информационная среда, что опять же с попустительства взрослых доступна через телефон и интернет.
Меня эта тема тронула еще на лекции. Так как я увидела в этой теме своего ребенка и мои взаимоотношения с ним. Конечно, сама тема девиатного поведения гораздо глубже и несет уже другой более серьезный контекст и последствия. Но меня удивило, что это тема так часто возникает в наших семьях. И конечно же я понимаю, что не дети виноваты в данной ситуации. А чаще всего их родители, которые просто не хотят получать образование, не хотят советоваться и менять что-то в своей жизни. Для начала хотя бы стать взрослыми людьми, которые несут ответственность за свои взаимоотношения друг с другом и собственными детьми. Чаще всего такие детей, видно, они раздраженные, агрессивные, ничего не хотят и все в семье друг друга бесят, потому что никто не знает, что делать и как быть. И вот этот постоянный доступ в сети без ограничений, так же является сильным фактором, воздействующим на развитие такого поведения.
Благодарю за лекцию. Слушала ее, помню. Прежде всего хочется отметить, что девиантное поведение это отклонение под воздействием внешних факторов. И это действительно ключевой момент, потому что ребенок с поведением отклоняющимся от нормы- не сам по себе плохой, да и не плохой вовсе. Очень важно найти причину такого поведения и понять что этому поспособствовало. Часто можно наблюдать проблемы в семье, в школе. Мне кажется, что первопричина всегда это семья. Ребенку нужно дать ту самую среду для правильного развития и формирования. Спокойная обстановка в семье, любящие родители, отсутствие скандалов, критики, негатива- все это очень влияет на психику и поведение. Родителям важно понять, кто в семье взрослый и взять полную ответственность за то, что происходит с ребенком на себя.