В теории социального научения Альберт Бандура (1977) соглашается с бихевиористическими теориями условных рефлексов и оперантного обусловливания. К данным теориям он добавляет две важные идеи:
- Между стимулом и реакцией есть другие связующие процессы.
- Поведение человека формируется посредством наблюдения за окружающими его людьми и на основе их опыта.
Имитационное научение
Дети наблюдают за поведением окружающих их людей и копируют это поведение. Это наглядно показано в эксперименте с куклой Бобо (Bandura, 1961).
Индивиды, за которыми наблюдают, называются «модели». В обществе дети окружены большим количеством влиятельных моделей: родители и родственники, воспитатели и учителя, друзья и даже герои мультфильмов. Данные модели предоставляют собой образцы поведения, которые наблюдает и имитирует ребенок, например, образцы мужского и женского, просоциального или асоциального поведения.
Дети обращают внимание на некоторых из этих людей или персонажей и кодируют их поведение. Позже они могут сымитировать (т.е. скопировать) поведение, которое они ранее наблюдали. Они могут копировать поведение вне зависимости от приемлемости для того или иного пола, однако существуют доказательства тому, что ребенок скорее воспроизведёт поведение, которое считается адекватным для его пола.
Во-первых, дети более склонны обращать внимание и имитировать тех, кого они считают похожим на себя. Логично, что ребенок с большей долей вероятности будет имитировать поведение людей одного с ним пола.
Во-вторых, окружающие ребенка люди отреагируют на поведение, которое ребенок имитирует, или положительным подкреплением или наказанием. Если ребенок имитирует поведение одного из родителей и получает положительное подкрепление, скорее всего, он продолжит вести себя подобным образом. Если родитель видит, как маленькая девочка успокаивает своего плюшевого мишку, и говорит ей, что она очень добрая и хорошая, вероятнее всего, она повторит это поведение. Ее поведение было подкреплено, а значит, усилено.
Подкрепление может быть внешним или внутренним, позитивным или негативным. Если ребенок хочет получить одобрение родителей или сверстников, такое подкрепление является внешним. Желание почувствовать радость в связи с одобрением является внутренним подкреплением. Он будет вести себя таким образом, при помощи которого он получит одобрение, потому что любой ребенок желает одобрения.
Позитивное (или негативное) подкрепление не будет иметь большого влияния, если внешнее подкрепление не соответствует потребностям человека. Важным фактором как положительного, так и отрицательного подкрепления является то, что оно обычно ведет к изменению поведения.
В третьих, ребенок, как правило, учитывает, что происходит с другими людьми, при принятии решения, копировать их поведение или нет. Ребенок учится, наблюдая за последствиями поведения других людей. Например, если младшая сестра видит, что старшую хвалят за то или иное поведение, скорее всего, она повторит это поведение. Данное явление получило название викарного (замещающего) подкрепления.
Это относится к приверженности определенной модели поведения, обладающей качествами, которые расцениваются как желаемые и ведущие к похвале. У каждого ребенка найдется несколько ролевых моделей, с которыми он себя идентифицирует. Это может быть человек из его непосредственного окружения, например, родитель или старший сиблинг, а также вымышленный персонаж, герой фильма и т.д. Мотивация идентифицировать себя с определенной моделью заключается в желании обладать присущими им качествами.
Таким образом, ребенок идентифицирует себя с другим человеком (моделью) и перенимает наблюдаемое поведение, ценности и убеждения этого человека.
Термин «Идентификация», использованный в теории социального научения имеет схожие черты с термином Фрейда «Эдипов комплекс». Они оба предполагают интернализацию посредством перенимания поведения другого человека. Тем не менее, термин «Эдипов комплекс» предполагает, что ребенок может идентифицировать себя только с родителем одного с ним пола, в то время как теория социального научения допускает идентификацию с любым человеком или персонажем.
Идентификация отличается от имитации тем, что она предполагает перенимание нескольких образцов поведения, в то время как имитация обычно подразумевает один образец поведения.
Связующие процессы
Теорию социального научения (ТСН) часто называют мостиком между традиционной теорией обучения (бихевиоризмом) и когнитивным подходом. Это связано с тем, что ТСН фокусируется на том, как ментальные (когнитивные) факторы задействованы в обучении.
В отличие от Скиннера, Бандура (1977) придерживается мнения, что человек является информационным процессором, который обдумывает взаимосвязь между собственным поведением и его последствиями. Обучение посредством наблюдения было бы невозможно, если бы оно не включало в себя действие когнитивных процессов. Данные ментальные факторы являются связующим звеном в процессе обучения, определяющими приобретение новой реакции.
Таким образом, ребенок не автоматически наблюдает поведение модели и имитирует его. До непосредственной имитации происходит мыслительная деятельность, и данное обдумывание называется связующим процессом. Оно происходит между наблюдением поведения (стимулом) и решением имитировать или не имитировать его (реакцией).
Бандура выделяет четыре связующих процесса:
- Внимание: То, насколько мы замечаем поведение. Поведение, которое ребенку захочется воспроизвести, должно привлекать его внимание. Мы ежедневно наблюдаем множество различных моделей поведения и многие из них не удостаиваются пристального внимания. Таким образом, внимание играет ключевую роль в том, будет ли перениматься та или иная модель поведения.
- Сохранение: Это то, насколько хорошо поведение запоминается. Человек может наблюдать то или иное поведение, но не запоминать его, что очевидно затрудняет имитацию. Получается, что для имитации важно, чтобы поведение было запечатлено в памяти для дальнейшего воспроизведения. Данный процесс значим, так как социальное обучение не происходит немедленно. Даже если поведение воспроизводится вскоре после наблюдения, это подразумевает задействование памяти.
- Воспроизведение: Способность воспроизводить поведение, продемонстрированную моделью. Мы ежедневно видим большое количество образцов поведения, которым хотели бы последовать, однако это не всегда возможно. Мы ограничены своими физическими способностями и по этой причине, даже желая воспроизвести то или иное поведение, можем быть неспособны сделать это.
- Мотивация: Желание воспроизвести поведение. Подкрепление или наказание, следующее за поступком, анализируются наблюдающим. Если он считает, что выгоды перевешивают затраты, тогда, скорее всего, он воспроизведет это поведение. Если викарное подкрепление поведения не станет достаточно важным для наблюдателя, он не станет его имитировать.
Критическая оценка
Модель социального научения принимает во внимание когнитивные процессы и учитывает ту роль, которую они играют в конечной реакции, то есть в выборе имитировать поведение или нет. Данная теория предлагает более глубокое объяснение тому, как человек обучается, используя связующие когнитивные процессы.
Тем не менее, хотя оно может объяснить проявление поведения, оно не учитывает мысли и чувства человека, задействованные при этом. За поведением скрывается большое количество когнитивного контроля. Например, не все люди, которые в детстве подвергались плохому обращению и жестокости, станут перенимать данное поведение.
По этой причине Бандура улучшил свою теорию и переименовал ее в «Социально-когнитивную теорию» в 1986 году. Данная теория представляет собой лучшее объяснению тому, как человек учится на социальном опыте.
Некоторые критики теории социального научения ссылаются на то, что она в основном опирается на окружение человека. Неверно было бы объяснять поведение человека в терминах исключительно природы или воспитания. Попытки подобных объяснений ведут к недооценке сложности человеческого поведения. Скорее всего, оно представляет собой взаимосвязь между природой (биологией) и воспитанием (окружением).
Открытие зеркальных нейронов представляет собой биологическое подтверждение теории социального научения. Хотя исследование зеркальных нейронов пока еще в зачаточном состоянии, обнаружение их у приматов может представлять собой нейрологическую базу для имитации. Данные нейроны активируются не только, когда обезьяна сама делает что-либо, но и когда наблюдает за действием своих сородичей.
Подготовлено по материалам: Bandura, A. (1986). Social foundations of thought and action: A social cognitive theory. Prentice-Hall, Inc.
Bandura, A. (1977). Social learning theory. Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall.
Bandura, A. Ross, D., & Ross, S. A. (1961). Transmission of aggression through the imitation of aggressive models. Journal of Abnormal and Social Psychology, 63, 575-582
Перевод: Елисеева Маргарита Игоревна
Редактор: Симонов Вячеслав Михайлович
Ключевые слова: Бандура, теория социального обучения, бихевиоризм, семья, дети, родители
Источник фото: sayidy.net
Человеческая природа, как и Вселенная, не изучены до конца. И это безмерно радует. Есть простор для деятельности. На маленьких людей влияет все, это несомненно. Есть рекомендации, то есть, на что опереться. Теорий много, советов еще больше. Научиться бы выделять главное и не распыляться на все подряд. За раз все равно не успеть и придется сформулировать что-то свое, единственно верное, хотя бы на понедельник. Остальное — по ходу пьесы. Ну и запятые, конечно. Как ни стараюсь не обращать внимание на мелочи и не критиковать, пока плохо получается. Особенно если пребываю в плохом настроении. Так и выпрыгивают на меня, как черт из табакерки, эти отсутствующие или лишние знаки препинания и прочие ляпы. Что вот тут поделать?
Поведение человека формируется посредством наблюдения за окружающими его людьми и на основе их опыта. Это прям вот моя стратегия и тактика. Интересно. Думала,что это только я все время наблюдаю и пытаюсь воспроизвести ценную для меня информацию и модель поведения . Получается,что не только ребенок так себя ведет! Вроде уже не дети, а все продолжаем наблюдать и копировать?!
И здесь самый важный ,на мой взгляд,вопрос- какие модели мы транслируем другим и своим детям: просоциальные или асоциальные?!
Еще учла важное : как и что мы подкрепляем! Новое слово для меня- викарное(замещающее)подкрепление.
Это все наша колоссальная ответственность! Которую необходимо осознавать ежеминутно. Чтобы потом нам не было стыдно ,а детям больно (и наоборот),когда они станут нашим зеркалом в каком-то смысле.
А вот То,что от нас не зависит. Данные эксперимента с куклой БОБО подтверждают, что родитель одного пола с ребенком оказывает на него большее влияние, чем родитель противоположного пола. Но наверняка этого никто не может знать,бывает по-всякому. Кому ближе ребенок будет исходя из своих интересов и ценностей. Здесь больше наблюдать нужно.
Также новое: Идентификация отличается от имитации тем, что она предполагает перенимание нескольких образцов поведения, в то время как имитация обычно подразумевает один образец поведения.
Спасибо за статью! Она для меня показалась не совсем информативной. Было ощущение что я читаю простенькую газету которая опубликовала половинку не до деланной статьи. Извините за ранее обидеть никого не хочу. Может я ее плохо поняла и для меня так показалось. Я поняла ее так: Ребенок имитирует поведение тех которые ему или импонируют, либо он знает и ждет ( ему это сейчас нужно, выгодно), что его сейчас похвалят,так как в его памяти отложилось , что кого то ( например брата) хвалили за такой же поступок.А так же повторяя за супер героем он ждет похвалы как и в мультики,то есть ожидания , которые он видел за происходящие действия он их повторят в том случае когда ему это необходимо. Механизм: -Увидел-Воспринял-Сохранил-Воспроизвел( при ключевом-мотивация).
Идентификация отличается от имитации тем, что она предполагает перенимание нескольких образцов поведения, в то время как имитация обычно подразумевает один образец поведения.
Для меня эта статья о том, что воспитывать в первую очередь надо себя, при чем так, чтобы ребенок наблюдал положительные последствия поведения родителей. Удивительно происходит процесс принятия решения о том, будет ли имитировать или нет. Взвешивание затрат и выгод. Собственно не только дети имитируют поведение. Теория социального научения показывает механизмы имитирующего поведения. Подкрепляя положительный поступок, мы увеличиваем шанс его повторения. В статье много говорится о научении детей и ребенка, проследила, что от научения взрослого отличается мало. Для меня важно было узнать о том, что решение повторять или не повторять поведение мы принимаем самостоятельно, то есть выбор все же есть. Модель социального научения принимает во внимание когнитивные процессы и учитывает ту роль, которую они играют в конечной реакции, то есть в выборе имитировать поведение или нет. Данная теория предлагает более глубокое объяснение тому, как человек обучается, используя связующие когнитивные процессы.
Теория социального научения в основном опирается на окружение человека.Дома мы одни, в гостях другие ,а с друзьями ………и тд.Гости, это детский сад, школа, институт, а все друзья и родители- это жизнь.И как ни крути, что то мы берем из жизни ,что то из фильмов, что то от родителей и это опыт социального научения.Не зная как поступить делаем и получаем опыт ,а зная как поступить копируем на когнитивном уровне других.Сын мой во многом копирует меня и главное что , это положительное приносит хорошие плоды, в виде его развития и коммуникации в обществе — это здорово.
Бандура улучшил свою теорию и переименовал ее в «Социально-когнитивную теорию» а главное, что данная теория представляет собой лучшее и стоит учится на социальном опыте.Ну ,а уж мотивация- это главное ,что двигает нас к своей цели.
Таким образом, ребенок идентифицирует себя с другим человеком (моделью) и перенимает наблюдаемое поведение, ценности и убеждения этого человека.Эта статья подтвердила всё то что нам говорилось на занятиях в институте и в жизни мы видим, что дети копируют наши поступки точно так же как мы копировали своих родителей.Правильно сказано подстраивалась под ситуации чтоб нас хвалили и избегали чтоб ругали.Спасибо за статью
Хорошо, что есть мыслительная деятельность, которая позволяет решать стоит ли имитировать. А так же радует, что не все так просто и не всегда можно рассчитать каким будет поведение человека в будущем, если он видел только агрессивных, неблагополучных родителей. Все равно есть надежда на то, что дети в будущем не будут имитировать подобное поведение. Все-таки имеют значение и многие другие факторы окружающие ребенка. Но как не крути, а надо следить за своим поведением, чтобы потом не удивляться откуда у ребенка те или иные проявления. А вдруг ты авторитет и ролевая модель на которую ребенок ровняется?! Ну и так как в роли модели для идентификации может быть даже мультяшный герой, то конечно стоит следить какими мультиками,книгами увлекается ребенок.
Спасибо за статью.
Мотивация: Желание воспроизвести поведение. Подкрепление или наказание, следующее за поступком, анализируются наблюдающим. Если он считает, что выгоды перевешивают затраты, тогда, скорее всего, он воспроизведет это поведение. Если викарное подкрепление поведения не станет достаточно важным для наблюдателя, он не станет его имитировать. Важным для себя отметила: вовремя и правильно похвалить , что б запомнилось положительное поведение ребёнка или также правильно и вовремя обьяснить что подобное повеление недопустимо. Конечно ,дети отражают своих родителей в большинстве случаев, легко перенимая при этом и не самое лучшее чем родитель может похвастаться. Моя младшая дочь копирует и старшую , но только лишь в тех случаях, когда подобное поведение не несёт для неё опасностях последствий. Думаю и других тоже. Вывод сделала для себя стараться быть авторитетом и для своих детей тоже.
Признаюсь, я раньше думала, что дети автоматически имитируют поведение значимых для них людей. Как оказалось, между стимулом и реакцией находятся ещё четыре связующих процесса: внимание, сохранение, воспроизведение, мотивация. Все не так просто. Теперь могу приблизиться к решению вопроса: почему не происходит долгожданной имитации поведения родителя.
Также мне было интересно узнать о наличии и схожести терминов «идентификация», «Эдипов комплекс», «имитация».
В личном плане для меня явилась важной информация о том, что поведение ребенка, подкреплённое положительной обратной связью взрослого, усиливается. Надо думать, что то же происходит и с отрицательным подкреплением. Это даёт ещё один повод обратить внимание на необходимость хвалить ребенка за соответствующее поведение.
Подркрепление может быть внутренним и внешним. А поскольку внутреннее — это радость от похвалы, то, соответственно, первое без второго невозможно. Еще раз убедилась в необходимости поддержки, а не критики в процессе воспитания. Ведь только позитивное подкрепление может стать мотивом для желаемого поведения.
Опыт работы с зависимыми позволил мне увидеть следующую закономерность — каждый ребенок жаждет одобрения и если не получает его от близких, то ищет его там, где проще получить — в подворотне, в компании где употребляют алкоголь и наркотики. А там его ждут с распростертыми обьятьями:»Колешься, значит ты крутой, мы с тобой, мы одна команда!» Вот оно долгожданное позитивное подкрепление и следующая за ним имитация такого поведения, что мало не покажется никому. Родители же не могут понять, что же они сделали не так, а ларчик просто открывается…
Много новых понятий с первых строк бросается в глаза. Имитационное поведение — одно из них. Конечно же я всегда знала, что дети смотрят на родителей и свое близкое окружение, но никогда не думала, что они настолько могут копировать поведение окружающих. Я об этом просто не задумывалась даже. Очень звучно словосочетание «викарное поведение» — замещающее то есть. Поучительно разделение понятий имитация и идентификация.
Заинтересовала информация касательно связующего процесса. Имитации ребенком той или иной модели поведения предшествует работа мозга, таким образом, это не спонтанное действо. Также в какой-то мере успокоили слова о том, что за поведением скрывается большое количество когнитивного контроля. И поэтому, необязательно плохая среда может породить на свет отрицательного индивида. Что человека формирует «связка» биологическая и общественная.
Возможно из-за количества новых терминов статья показалась мне сложнее для восприятия, но в тоже время очень информативна
В очередной раз убеждаюсь, что ребёнок воспримет не то, что я скажу, а то, что я сделаю. Я и раньше слышала, что ребёнок копирует поведение взрослых, но что это имеет конкретное название «Теория социального научения», которая после внесения корректив, стала « Социально — когнитивной теорией» узнала из статьи. Как я поняла, в основе лежит имитационное поведение: ребёнок смотрит на поведение окружающих, и копируют его. При этом, с большей вероятностью, копирование будет людей одного пола. Так же я узнала, что закрепляется поведение через реакцию окружающих – внешнее подкрепление, либо через внутренние мотивы «почувствовать радость в связи с одобрением» — это внутреннее подкрепление. И положительное и отрицательное подкрепление приводит к изменению поведения. Я так понимаю, и похвалить нужно так, чтоб ребёнок повторял свое поведение, за которое хвалят и поругать тоже нужно уметь, чтоб ребёнок понял, что именно поступок стал причиной негативной реакции. При этом, как повлияет подкрепление, зависит от потребностей. Новый для меня термин — викарное (замещающее подкрепление), когда ребёнок смотрит на реакцию на поведение старшего брата или сестры и принимает решение делать так или нет. Я это замечаю у младшей дочери. Когда я делаю замечание старшему сыну, то она не поступает так, как он. Или если старший сын делает что-то смешное и мы реагируем позитивно или то, за что его хвалят, то она тут же старается продемонстрировать то же самое. При этом в процесс интернализации посредством перенимания поведения другого человека, включены такие связующие моменты, как внимание, сохранение, воспроизведение и мотивация. Т.е., получается, ребёнок не бездумно «обезьянничает», а совершает всё «обдуманно» и в соответствии с потребностями, либо идентифицируя себя (отождествляя себя с тем, кому он подражает) и перенимая несколько образцов поведения, либо имитируя конкретное поведение. Как я понимаю, что социальное научение – это процесс, на который влияют: 1) способность подражать, которая заложена природой и связана с наличием у человека системы зеркальных нейронов, 2) результаты поведения окружающих, 3) личные мотивы, которые соотносят желаемое и действительное.
Я поняла так, что в любом случае дети имитируют поведение взрослых, но в зависимости от подкрепления оно сохранится либо нет. На пример: бабушка говорила мне постоянно, что я копия отца, что когда я вырасту буду такой же. И честно говоря я копировала его в 5-6 лет, беря в руки сигареты и рюмку с ликером. Важную роль играют слова (они же и есть подкрепления), которые нам говорили родители и ближайшее окружение. Я за поддержку, похвалу и умение сказать «Нет» когда нужно!
Очень интересная и полезная статья о выстраивании доброжелательных отношений, самодисциплине и воспитании детей на основе положительного подкрепления. Подкрепление может быть внешним или внутренним. Одобрение — внешнее подкрепление. Желание почувствовать радость в связи с одобрением — внутреннее. Однозначно, что положительное подкрепление является одним из основных для обучения ребёнка.
За поведением скрывается большое количество когнитивного контроля. Поведение будет скопировано, если выгода перевешивает затраты. Чтобы был положительный опыт у ребёнка, нужно прежде всего искоренить вредные привычки у себя самого.
В процессе прочтения, пытаюсь понять, как правильно вести себя в определённой ситуации. Статья является толчком к решению проблем, а так же коррекцией поведения моих детей.
О бихевиоризме я слышала неоднократно. Это наука о поведении людей и животных. А вот о теории социального научения я слышу впервые. Получается, что поведение человека формируется по средством наблюдения за окружающими его людьми и на основе опыта, только тех людей, поведение которых нравится. Ребёнок будет повторять поведение определённого человека, если у него есть желание обладать присущими ему качествами. Он перенимает наблюдаемое поведение, ценности и убеждения этого человека. Теория социального научения допускает, что ребёнок повторяет поведение не только родителя одного с ним пола, но и любого другого человека или персонажа. И даже предполагает перенимание не одного, а нескольких образцов поведения. При чём делает от это не автоматически, а осмысленно. Согласно этой теории человек учиться на социальном опыте других не зависимо от его воспитания в родительской семье.
Спасибо за статью. Еще раз убедилась, что главное работать над собой, а не учить детей, они все равно скопируют твое поведение. Это все и так знала, но в статье это изложено с научной точки зрения, было интересно изучить. Две главные мысли статьи изложены в самом начале:
1. Поведение человека формируется посредством наблюдения за окружающими его людьми и на основе их опыта.
2. Между стимулом и реакцией есть другие связующие процессы.
Хорошо что дети не просто копируют поведение,а анализируют опыт, делают выводы, оценивают последствия, и потом только либо имея либо не имея мотивацию совершают ту или иную модель поведения.
И очень четко в статье описаны связующие процессы. Ведь на самом деле не каждое поведение мы замечаем, не каждое запоминаем/сохраняем в памяти, не каждое можем воспроизвести.
То, что дети копируют поведение взрослых вижу на своем младшем постоянно, причем сама с удивлением узнаю, что это он меня «зеркалит», а я этого жеста или тона/фразы даже не замечала,потому что говорю или делаю на автомате, вот это было для меня открытием, поэтому очень осознанно подхожу к своему поведению и речи последнее время, постоянно задавая себе вопросы : я сейчас что делаю? я сейчас что хочу сказать или показать? То,что увидит или услышит мой ребенок и повторит — это хорошо или плохо, и это часто помогает мне с саморегуляцией.Интересны способы подкрепления — внешний и внутренний, Одобрение — внешнее подкрепление. Желание почувствовать радость в связи с одобрением — внутреннее. Учусь правильно одобрять детей. чтобы не сделать зависимыми от похвалы и в то же время закрепить нужное поведение.Прочитав новый термин «викарное поведение» — замещающее поведение, вспомнила, что в детстве на примере того, за что хвалят или ругают старшую сестру понимала, что можно делать, а от чего нужно воздержаться.
Прочитав статью, еще раз убедилась в том, что дети копируют поведение родителей или тех взрослых, которые им нравятся. Они не слышат как надо делать, они повторяют то, что видят. Поэтому, всегда нужно начинать с себя и если что-то не нравится в поведении ребенка, нужно посмотреть на себя и как я себя веду в той или иной ситуации и посмотреть на ближайшее окружение. Из статьи узнала о «Теории социального научения», которая после внесения корректив, стала «Социально — когнитивной теорией». Как я поняла, в основе лежит имитационное поведение: ребенок копирует поведение окружающих. При этом, с большей вероятностью, копирование будет людей одного пола. Ребенок будет повторять поведение определенного человека, если у него есть желание обладать присущими ему качествами. Он перенимает наблюдаемое поведение, ценности и убеждения этого человека. Теория социального научения допускает, что ребёнок повторяет поведение не только родителя одного с ним пола, но и любого другого человека или персонажа. И даже предполагает перенимание не одного, а нескольких образцов поведения. Спасибо за статью.
Мне статья понравилась. Все четко и ясно объяснили и разложили по полочкам. Создалось ощущение, что информацию из большой книги обобщили и сообщили нам только самое главное. Заинтересовала разница между имитацией и идентификацией. Что ребенок может делать и то и другое. И, конечно, то что между стимул и реакцией есть еще промежуточные действия. Что все не так просто как думалось раньше. Ребенок не робот и повторяет не все и не всегда. Для повторения нужно соблюдение многих условий: внимание, запоминание, способности и возможности, мотивация. Спасибо за статью.
Для меня новой стала информация о том, что ребенок тоже фильтрует поведение окружающих прежде чем его копировать. Я думала, что когнитивные процессы включаются в процесс обучения через имитацию по мере взросления. То есть сначала ребенок копирует все подряд, а по мере взросления становится способен выбирать нужные модели поведения. Сейчас я понимаю, что когнитивный компонент включается вместе со способностью обучаться через копирование.
Кстати, я в школе всегда хорошо училась, даже отлично, но меня за это не хвалили, любить больше не начинали, бонусов не давали. Младшая сестра видимо посмотрела на это дело, включила свои когнитивные процессы и не стала меня копировать, пошла другим путем счастье искать. А потом все удивлялись, почему одна дочь учится, а вторая нет, хотя сестра у меня тоже способная.
В данной статье теория социального научения рассматривается в достаточно простой, легкой в применении форме. Ребенок видит поведение «моделей», которое обращает на себя внимание, запоминается, может быть им воспроизведено и он хочет его воспроизвести — И О ЧУДО! Воспроизводит! Данные исследования еще раз подтверждают мнение психологов о пользе похвалы/положительного подкрепления в воспитании и формировании «правильных» поведенческих моделей у ребенка. Но вот интересно: почему же тогда детки имитируют курение родителей, «распитие спиртного»в шутку, ругань матом, наконец? Ведь такие имитации не имеют, как правило, положительного подкрепления? Даже наоборот: обычно в семье за это ругают. Слышала такое мнение, что если ребенок, пойдя в садик, начал ругаться матом, то не нужно смеяться над ним и ругать его тоже не нужно. Желательно просто не обращать внимания на этот факт, тогда ребенок через некоторое время сам перестанет воспроизводить такие выражения. Видимо, в процессе взросления и воспитания ребенку важны разные поведенческие имитации или идентификации и его поведение сформируется в зависимости от того, каких «моделей» — положительных или отрицательных в его жизни будет больше. А самое главное — смогут ли его родители стать для него настолько запоминающимися и «подкрепленными» образцами поведения…Вот в моем раннем детстве был такой пример: мой отец очень громко смеется, если честно, просто, гогочет! Так вот, когда мне было 2-3 года я начала смеяться как он, выглядело это жутковато: мелкий клоп ржет басом. Мама запретила отцу при мне «так» смеяться и, к счастью, я скоро забыла эту модель и начала смеяться как обычная девочка.
То что я копировал и копирую повеление своих родителей и некоторых родственников это я начал замечать только после начала обучения в институте . Во мне очень много от всех окружающих меня людей и в основном это то поведение которое закрепилось положительно одобренной мотивацией. Но вот только вопрос , является ли теперь это поведение положительным для меня ;)? Ответить на него однозначно нельзя , поэтому как говорят время покажет. Интересно вставлена сюда тема зеркальных нейронов. На сколько я правильно понял это копирование на подсознательном , нейтронном уровне тех действий которые мы видим . Причём если эти действия получили мотивацию и одобрение то они закрепляются на подсознательном уровне и имею программу для жизни. Вот он где сахар . Если проблемное поведение либо психологически неправильное действие было кем либо мотивированно и получило одобрение , то оно становиться частью этого человека и соответственно его проблемой. Вот куда мы идём по эмоциям . В точку возврата к образованию этой проблемы ;)!!!
Интересным в статье для меня был механизм «фильтра» перед копированием, то есть ребенок сначала оценивает, стоит ли ему повторять то или иное поведение, а уже потом копирует его. То есть ели он видит положительное подкрепление чужому действию, то оценивает его как желательное и воспроизводит сам.
Теория привязанности во многом похожа на теорию социального научения. Но в теории привязанности говорится о том, что ребенок учится действием и поступком ЗНАЧИМОГО взрослого и поведение будет воспроизводить скорее всего того человека, с кем у него больше всего развита привязанность. на основании этого достаточно сложно предположить, что ребенок будет повторять за мультипликационным героем, хотя на деле такое, наверное, бывает.
По мере работы с людьми я все больше понимаю, что надо искать для себя правильную ролевую модель (ту, которая соответствует моим ценностям и целям) и копировать. После, отфильтровать под себя, убрав не нужное и оставив важное. Все обучение через подражание. Всегда есть кто-то, кто делает то, что я хочу лучше меня. Этот человек уже пришел к этому результату. Так зачем «придумывать велосипед»?
При этом надо помнить, что у меня тоже есть сильные и слабые стороны и копирование должно быть умным.
Что касается научение детей, то на фразу учителя «неправильно родители тебя воспитали», я говорил, что родители тут не при чем и я сам взрослый и являюсь результатом собственного труда. Так-то оно так, но я недооценивал влияние социального научения и сейчас до сих пор замечаю некоторые привычки, от которых крайне сложно избавиться. Только с помощью сознательного контроля.
Еще раз про теорию социального научения, зеркальных нейронов только с точки зрения обучения детей. Интересно, актуально, по-новому. Мне было интересно узнать про четыре связующих звена между стимулом и реакцией. Но в статье описана конструктивная реакция на стимулирующее положительное подкрепление. Этой реакцией является мотивация (повторение). А как же быть с тем, что ребенок повторяет негативное поведение родителей? Как это с научной точки зрения — не совсем понятно. «У каждого ребенка найдется несколько ролевых моделей, с которыми он себя идентифицирует». Интересно, как ребенок выбирает человека, поведение которого ему хотелось бы скопировать? Как определяется этот авторитет? . Статья для меня была еще полезна тем, что снова явилась доказательством теории, что поведение человека определяется его окружением. Поэтому если что-то хочешь изменить в своей жизни — меняй окружение и соответственно своё поведение.
Из статьи, получается вывод, что дети копируют поведение родителей, близких или авторитетных для них людей, тогда когда это поведение социально желательно и одобряемо в обществе. Если сестру хвалят за хорошую учебу, то и я буду хорошо учиться, то есть при выборе своего поведения, ребенок осмысливает те результаты, которые он получит, если будет соблюдать конкретные нормы поведения. Но для того, что бы оценить последствия выбранной стратегии поведения, необходимы некоторые навыки, опыт в получении результатов, способность оценки ситуации, а насколько я понимаю всё это не присутствует у ребенка с рождения. Но ребенок начинает копировать своих близких намного раньше, чем у него развивается способность к критическому мышлению и сопоставлению, действий которые он сейчас совершает и результатов, которые могут появиться после этих действий. Убеждения и ценности, на основе которых в последствии строится поведение и формируется ребенок, как правило закладываются в раннем возрасте, лет до 7-8.
Я в своё время росла и говорила себе, что никогда не буду такой как моя мама, что буду вести себя совсем по другому со своими детьми и близкими, но настал момент и я поймала себя на том, что говорю и веду себя как она и даже на поведенческом уровне её копирую. И мне было уже много лет, у меня уже были свои дети и муж, так, что же тогда происходит , почему я скопировала, на мой взгляд, неприемлемое поведение, или такое поведение одобряемо в обществе и поэтому моя психика его пропустила? Я начала исправлять то что мне не нравится только тогда когда начала учиться в институте ( из-за этого я и пришла учиться), начала обращать внимание на механизмы, которые работают у меня, начала их отслеживать, вот тогда и появилась возможность с ними ( механизмами) работать.
Я думаю, что в какой то период происходит процесс «забывания» детских впечатлений, а потом через некоторое время, когда повторяется ситуация в которой родители вели себя определённым образом, как рази срабатывает определённые механизм. Авторы статьи приводят пример, что ребенок перенимает только правильное поведение, раз хвалят значит и я себя так вести буду, тогда откуда берутся у нас непослушные дети, которые постоянно попадают в неприятности, если опираться на эту теорию, то негативное поведение не должно проходить фильтры, вряд ли кто-то из родителей одобряет драки, сквернословие и т. д.
Интересная статья. До сего момента не слишком хорошо был знаком с теорией социального поведения. Сейчас же увидел основные положения не которые она опирается и противоречия с остальными теориями. Очевидным казалось, что ребенок копирует то поведение в котором он увидел какой-то элемент который его заинтересовал, тем самым теперь данное поведение для ребенка становится желаемым шаблоном к которому он стремиться. Также было любопытно узнать, что вне зависимости от того, как позитивно подкреплять желаемое поведение у ребенка, если он не чувствует в нем потребности и интереса, то подкрепление не будет работать. Также порадовал список авторов которые надо будет прочесть. Благодарю за статью.
В данной статье описана теория социального на учения. Не сказала бы, что открыла для себя что-то новое, но в целом статья интересная. Основная мысль в том, что дети наблюдают за поведением окружающих их людей (это могут быть родители, воспитатели, друзья, и т.д.) и копируют их поведение. Причём обычно ребёнок одного пола копирует поведение другого человека того же пола. И если его поведение будет одобрено окружающими, то с большой вероятностью он повторит данное поведение. Из этого можно сделать очень важный вывод, если необходимо что-то важное донести до ребёнка, чтобы он понял это, необходимо показывать на своём примере, причём это действие должно быть запоминающийся для ребёнка. В этом случае ребёнок будет повторять за взрослым данное действие.
Интересная статья, из которой я узнал несколько новых терминов и понятий. В частности, «викарное подкрепление», что означает перенос положительного образца поведения других людей в зависимости от наблюдаемого результата. Причем «положительного» с точки зрения перенимающего индивида, т.е. оценка производится человеком в зависимости от ближайшего социального окружения. И если это окружение в принципе асоциально, например, банда малолетних воришек, то в более широком смысле этот образец поведения будет иметь отрицательное значение.
Также отметил для себя приведенное здесь пояснение к различию в терминах «идентификация» и «имитация». Они различаются тем, что первая предполагает восприятие нескольких образцов поведения, вторая – только одного. То есть при идентификации дополнительно происходит более сложный процесс синтеза наблюдаемых образцов поведения и в конечном итоге принятая индивидом модель поведения является уже более осознанной, и, как следствие, более интегрированной в его личность. Фактически, более устойчивой.
Рассматривая также выделенные Бандурой 4 связующих процесса между стимулом и реакцией, для себя подумал, что внимание, которое мы обращаем на то или иное поведение, чаще бывает бессознательным и возникает из потребностей конкретного индивида. Поэтому и то, насколько хорошо оно запоминается, зависит от степени потребности. Иными словами, если какая-то поведенческая «ниша» уже занята и в принципе соответствует потребностям человека, запомнить новый образец будет сложнее. Вероятно, отсюда проистекает снижение способности к обучению и социальной адаптации с возрастом.
Интересно стало, что является причиной имитации «всего подряд» у некоторых людей. Действительно! Есть у меня знакомая, которая начинает перенимать жесты, мимику, интонацию и даже обороты речи, абсолютно у каждого с кем говорит. Причем данная проблема у неё ещё с раннего детства. Причем человек абсолютно никогда не пытался скрыть того, что делает это. Возможно даже целью такого поведения было то, чтобы все заметили. Может таким образом она подсознательно пытается понравится собеседнику как бы говоря ему: » смотри как мы похожи!».
Сама я тоже довольно часто обезьянничала. Причем чаще всего это были именно сверстники, поэтому все глупости, которые можно было собрать во дворе я собирала. Со временем данная привычка стала сходить на нет и появились все-таки уже свои индивидуальные черты, сохранившиеся по мере взросления.
Спасибо за статью!)
Удивительная статья. Теория социального обучения разложена по полочкам — читай, сохраняй, воспроизводи и мотивируй! Все как в связующих процессах, который выделил Бандура. Новое в статье для меня определение викарного (замещающего) подкрепления — это когда ребенок учится наблюдая за последствиями поведения других людей. Обратила внимание на разницу идентификации и имитации, а также на то, что подкрепление бывает внешним, внутренним, позитивным и негативным. И самое главное, что для себя я отметила еще раз — очень важно быть для ребенка позитивным примером для подражания. В общем есть над чем работать. Спасибо за стать.
В статье не совсем четко отражены механизмы одобрение-авторитет-нравится-действие.
Т.е по моему субъективному мнению только такая цепочка имеет шанс на успех. Так как без эмоционального одобрения ребенку ( взрослому) будет не очень интересно делать это самостоятельно. Здесь вижу необходимость в вырабатывании чувства Важного и Неважного в зависимости от кто этот человек которого хочется имитировать а следовательно подражая вводить это в свой опыт.
Все больше убеждаюсь в том , что человеческое поведение включает в себя взаимосвязь между природой и воспитанием . И во время копирования поведения конечно же включаются когнитивные процессы. Иначе мы ничем бы не отличались от своих родителей. Я часто в себе замечаю поведение моей мамы. И только когда это осознаю, я начинаю мыслить надо мне это или нет. В статье доступно и подробно описано как происходит процесс копирования поведения. И при этом ребёнок или взрослый человек обязательно задействует свои когнитивные функции. Делает осознанный выбор. Для себя я поняла, что есть шанс у человека копировать или нет , применив когнитивные процессы. То есть своё поведение можно изменить.
Узнала, чем идентификация отличается от имитации. Узнала, чем Теория социального научения (ТСН) отличается от традиционной теорией обучения (бихевиоризмом) и когнитивного подхода. Анализ связующих процессов ТСН помог лучше понять данную теорию. Так, без внимания невозможно научиться чему-то новому. После того, как человек увидит то или иное поведение, для воспроизведения его в будущем необходимо его запомнить, сохранить в памяти. То есть, чтобы использовать данную модель поведения, необходимо помнить о том, что такая модель поведения есть. Но только запомнить поведение недостаточно. Необходимо уметь применять данное поведение. Также должно возникнуть желание воспроизвести это поведение. Можно знать, помнить, уметь воспроизводить то или иное поведение, но если нет мотивации для этого действия, то данные знания могут остаться неиспользованными. То есть при выборе имитировать данное поведение или нет, этот выбор помогает сделать ожидаемое подкрепление. Проанализировав данную теорию, можно сделать вывод, что несомненно в ней заложены важные поведенческие реакции человека. Но человеческое поведение гораздо сложнее. Именно поэтому, лично я придерживаюсь тому, что на поведение человека большое влияние оказывают гены и воспитание.
Ранее я не сталкивалась непосредственно с теорией социального научения, но определенно могу сказать, что похожие явления, описанные в теории, явно уже встречались в одном из разделов у Рубинштейна, по крайней мере, ощущение того, что все это не ново присутствует. А описанное во второй части статьи сильно напоминает механизмы применяемые в мастерстве актера. Соответственно, многое в теории, которую сформулировал Бандура уже имело место быть, но он видимо систематизировал накопленный ранее опыт науки и представил свой взгляд на вопрос о социальном научении, и в частности о том что и как влияет на детей. Не могу сказать, что данная статья стала гиперинформативной и открыла для меня «Америку» , но вполне имеет место быть для пополнения копилки кругозора и принятия к сведению, что такая вот теория существует.
Спасибо за статью. Несколько лет назад я читала эту книгу, по моему она так и называется «Теория социального научения». Статью мне понравилось читать куда больше, так как в ней кратко четко и легко для восприятия отражены все идеи книги и механизмы научения. Хотя может мне легко понять эту статью, из-за прочтения книги.С ТСН Бандуры я полностью согласна, думаю все так и есть.
Спасибо за статью, все больше убеждаюсь в том, что поведение людей включает в себя взаимосвязь с природой. Во время копирования поведения включаются когнитивные процессы. Я часто в себе замечаю поведение моей мамы. В статье доступно и подробно описано как происходит процесс копирования поведения. Но при этом ребёнок или взрослый человек обязательно задействует свои когнитивные функции, обучаясь новому. Для себя я понял, что есть возможность осознать и понять копировать или нет, применив когнитивные процессы. То есть своё поведение можно изменить. Сколько бы родители не говорили, что надо вести себя хорошо, и не делать каких-то деструктивных вещей, если они сами эти вещи делает, ребенок неизбежно будет повторять его поведение. Так что лучше начать с себя, чем с поучений. А для себя я понял, что нужно искать правильных людей в окружении, для того, что бы впитывать лучшие их качества.
Вот и приходим к тому, что снова пример родителя, а частности или взрослых, которые находятся рядом с детьми — это трафареты, которые дети примеряют на себя, используют, смотрят результат, и потом одевают на себя пожизненно. Я вот тоже бежал много лет от шаблона своего отца, но сейчас я понимаю, что не просто копирую некоторую часть его поведения, а все основные черты, которые считаю не правильными и считал, когда был маленьким. .все они мне пресущи, примерно в таком же виде, которое было у отца. При чем я много лет некоторые черты пытался насильно изменить, т.е. в каких-то вещах действовать иначе. Но спустя время, так сложилось, что я стал все равно действовать как он. В итоге я все же веду себя так, как с детства мне не нравилось.
Удивительно, как процессы которые я раньше просто наблюдал можно понять с точки зрения психических механизмов. То как дети учатся разговаривать, говоря несвязные звуки, потом играют в дочки матери и поваров — это процесс имитации через игру, обучение через действие тому, что делают взрослые. Что самое удивительное, процесс «опыления» происходит и во взрослой жизни. К примеру если работать в одном офисе с более успешным или трудоспособным человеком, то через некоторое время перенимаешь его полезные привычки и даже образ мышления. Что безусловно и тебя приводит к повышению результатов в профессиональной деятельности. Я с большим интересом пользуюсь этой хитростью в своей работе и для развития своего дела.
Интереснейшая статья, спасибо. Выводы представленные в ней, демонстрируют, что в процессе научения ведущую роль играет личный пример «модели», т.е. воспитателя или родителя. Какие бы поучительные слова неговорились ребенку, ему доступнее наглядно оценить поведение и сценарий действия обучающего его педагога. Также, особую роль играет привлекательность или не привлекательность поведения, и дальнейшая его положительная
или отрицательная оценка. Особенно верен тезис, «Неверно было бы объяснять поведение человека в терминах исключительно природы или воспитания. Попытки подобных объяснений ведут к недооценке сложности человеческого поведения. Скорее всего, оно представляет собой взаимосвязь между природой (биологией) и воспитанием (окружением).» У ребенка постоянно идет мыслительный процесс, он строит связи, таким образом ориентируется в жизни в соответствии с социальными нормами.
Из статьи узнал, что наблюдение поведения это стимул, а решение имитировать или не имитировать это реакция и между ними происходит мыслительная деятельность, которая называется связующим процессом. Что дети не автоматически наблюдают и имитируют поведение окружающих их людей. Узнал, что с большей вероятностью ребенок скопирует и воспроизведет поведение, которое считается адекватным для его пола. Поэтому родителям нужно подавать хороший пример своим детям, элементарное: не пить, не курить, не ругаться и тогда у детей будет больше шансов вырастить послушными и эмоционально здоровыми.
Спасибо.
Статья полезная! Действительно, ребенок не автоматически наблюдает поведение модели и имитирует его. До непосредственной имитации происходит мыслительная деятельность, и данное обдумывание называется связующим процессом. Оно происходит между наблюдением поведения (стимулом) и решением имитировать или не имитировать его (реакцией). Для себя узнал четыре связующих процесса Бандура, которые помогают в воспитании ребёнка. Если ими руководствоваться, то ребёнок точно усвоит воспитательные меры. Это очень важно, потому что многие родители не понимают, почему воспитание не приносит плоды. Из серии учишь его учишь, повторяешь сто раз одно и то же, а толку ноль. А надо понимать, что без внимания, сохранения, воспроизведения и мотивации, пользы от таких учений мало.
Познакомилась с теорией социального научения. Дети имитируют поведение некоторых людей или персонажей, которых считают похожими на себя. Окружающие могут отреагировать на это поведение положительным подкреплением или наказанием. Подкрепление можешь быть внешним или внутренним. Внутреннее подкрепление — это желание почувствовать радость в связи с одобрением. Наблюдая за последствиями поведения других людей, ребенок принимает решение копировать их или нет.
Также узнала, что Эдипов комплекс предполагает идентификацию ребенка только с родителем одного с ним пола, в то время как теория социального научения допускает идентификацию с любым человеком или персонажем.
Также есть разница между идентификацией и имитацией. Идентификация предполагает перенимание нескольких образцов поведения, а имитация — один.
Все это говорит об одном — хочешь воспитать достойного человека, будь хорошим примером для него. Если тебя не устраивает поведение ребенка, ищи проблему в себе и своем отношении к нему.
Я часто сталкивалась в детстве с политикой двойных стандартов, в поведении моих родителей. Они часто требовали того, чего не делали сами. Взрослым позволялось то, за что меня наказывали. Похвалу заслужить было невозможно, а порицания и наказания — в избытке.
Сейчас в отношениях со своим сыном руководствуюсь только личным примером и доверительными отношениями. И если меня что-то не устраивает, считаю это своей недоработкой и пытаюсь разобраться в себе.
Для меня интересным стал тот факт, что не только у взрослых, но и у детей между стимулом и реакцией происходят ещё четыре связующих процесса. Т.е. ребёнок сначала из всего многообразия моделей поведения выделяет то, которое привлекло его внимание, и если это привлекло его внимание, то, скорее всего, оно сохранится в памяти, затем по мере возможности ребёнок будет пытаться его воспроизвести, при наличии мотивации. Статья заставляет задуматься, кто в семье для ребёнка является примером для подражания, чьи поступки он готов не только не только наблюдать, но и имитировать. А также не стоит забывать, что каждый ребенок будет ждать одобрения и если он его не получит от близких, то вместо того, чтобы не повторять это действие, он может начать искать то самое подкрепление вне семьи
Из статьи я узнал о теории социального научения Альберта Бандуры. Моделью для поведения ребёнка может быть любой из окружающих его субъектов. Т.е. возможна ситуация, когда поведение родителей не привлекает внимание ребёнка. Тогда он не считает собственных родителей достойной моделью поведения. Наверное, подобное развитие событий скорее исключение из правила. Большинство родителей осознанно или нет используют позитивное подкрепление, чтобы выработать у ребёнка желаемое поведение. Думаю, важным является тот факт, что ребёнок копирует поведение взрослых. Поэтому для выработки желаемого поведения у ребёнка не надо объяснять ему это словами. Достаточно воспроизводить это поведение самому. Самой природой в ребёнка заложены механизмы научения путём имитации поведения. Важно использовать этот механизм в конструктивных целях.
Меня заинтересовал тот факт, что между стимулом и реакцией есть связующие процессы и то что поведения человека зависит от людей, которые его окружают и от опыта. Свое окружение нужно тщательно выбирать в этом я убедился очень основательно и мне стали интересны промежуточные этапы когда ребенок сначала обращает на это внимание на данное поведение человека потом данная информация сохраняется следующий этап это воспроизведения поведения и мотивация для дальнейшего повторения.
Теория еще жива с 77года и до сих пор актуально. Это как раз говорит о ее правоте. Тем более она находит свое подкрепление в процессе наблюдений и экспериментов. И заодно подошли свежие исследования зеркальных нейронов, принцип действия которых объясняет механизм работы социального научения. Это хороший инструмент как в работе психолога-консультанта, так и для самопознания. Можно понять причины такого поведения как у других людей, так и у себя. А потом попытаться его изменить, если он не устраивает. Зная механизм его появления, можно пройти по вышеперечисленным в этой статье шагам и скорректировать ее. Но я думаю это будет очень сложно. Но по мне вполне реально. Ну и кроме того надо намного ответственнее относится к своему поведению. На тебя могут смотреть твои дети и учиться.
Из статья я узнала, что ребенок воспроизведёт поведение, которое считается адекватным для его пола, что склонны обращать внимание и имитировать тех, кого они считают похожим на себя.
Что окружающие ребенка люди отреагируют на поведение, которое ребенок имитирует, или положительным подкреплением или наказанием. Если ребенок имитирует поведение одного из родителей и получает положительное подкрепление, скорее всего, он продолжит вести себя подобным образом.
Личный пример очень важен, с этим не поспоришь.
В данной статье для меня было новое, термин «Идентификация», использованный в теории социального научения имеет схожие черты с термином Фрейда «Эдипов комплекс». Они оба предполагают интернализацию посредством перенимания поведения другого человека. Тем не менее, термин «Эдипов комплекс» предполагает, что ребенок может идентифицировать себя только с родителем одного с ним пола, в то время как теория социального научения допускает идентификацию с любым человеком или персонажем. Некоторые критики теории социального научения ссылаются на то, что она в основном опирается на окружение человека. Неверно было бы объяснять поведение человека в терминах исключительно природы или воспитания. Попытки подобных объяснений ведут к недооценке сложности человеческого поведения. Скорее всего, оно представляет собой взаимосвязь между природой (биологией) и воспитанием (окружением). Замечательна статья, приводит много пояснений и открытий. Есть желание перечитывать и разбираться .
Дети , вообще , уникальные по своей природе во всем . « надо воспитать себя , чтобы были воспитанные дети» давно известный всем факт . Но из статьи была для меня новая , и даже где-то забавная информация , что дети сначала оценивают чьё-то поведение , в уже потом выбирают за кем повторять. Хотя , если поразмыслить , то и это с какой-то стороны очевидно. Я думаю , что во многом благодаря этой «способности», детям порой удаётся манипулировать родителям. В ещё интересно , как близнецы , могут быть вообще разные в вопросах поведения . У. Его во дворе в детстве ,были подружки — близняшки . Одна поломала руку , вторая об этом не знала , но у неё болела та же рука в том же месте . Но по характеру , по поведению были обсалютно разные .
Ну и что тут сказать? Спасибо за статью.узнала,что дети научаются у окружающих вести себя, даже у мультикаплициоонных персонажей. Если какое-то поведение одобрить ,оно усилится,ТК ребенку нужно одобрение как внешнее так и внутреннее .как например с воспроизведением поведения одного из родителей. Как девочка укладывает кукол спать баюкает их,красит …родители это одобряют,а если не одобрят ,ребенок получается может не воспроизводить такое поведение. Вспомнила как ягуляла с девочками в детстве и одна из них разводила цветы . Я смотрела на нее и тоже захотела. Она дала мне то,что дома я должна была посадить в горшочки. Я пришла домой и стала делать какпоняла…но тут появилась моя мама и оборвала весь процесс очень нервно протирая все тряпкой от земли ( а были мы на улице на пороге),стала говорить ,что я не так делаю и в итоге сама все сделала я даже не смогла поучаствовать,хотя я очень хотела ..я развернулась и ушла.более я ни разу в своей жизни к цветам не прикасалась)
Из статьи я узнал что дети наблюдают за поведением окружающих их людей и копируют это поведение. Те, за которыми наблюдают называют «модели». Копируют поведение не только родителей, а всего окружения. Даже героев мультфильмов. Дети обращают внимание на некоторых людей и персонажей копируя их поведение.
Так же узнал, что детьми чаще кодируются тех, кого считают похожими. Окружающие отреагируют на поведение, которое ребёнок копирует, положительным подкреплением или наказанием. То что будет подкреплено окружающими, будет усиленно. Ребёнок чаще учится наблюдая за последствиями поведения.
Так же узнал что Бандура выделяет четыре связующих процесса. Внимание, Сохранение, Воспроизведение и Мотивация.
Из статьи вынес что однозначно надо перечитывать книжку бандуры, освежить памяти еще раз, читая статью ловил себя на мысли что в упор не помню чтобы об каких то некоторых моментах, писал бандура в своей теории социального научения. Особенно материал про связующие процессы.
Ещё одна статья на тему того, что детей стоит учить собственным примером. И не просто примером действия, которое хочешь чтобы ребёнок выполнял. А действие наполненное энергией или эмоциями позитивными. Так как вряд ли ребёнок захочет повторить что-то, что не приводит ни к чему хорошему или оставляет равнодушным. Хочешь чтобы дети читали, читай сам с удовольствием и упоением. Делать вид что тебе интересно читать пустая трата времени. Ребёнка не обманешь. Эта система работает без сбоев. Ну и конечно немаловажен вопрос похвалы. Это опять же позитивные эмоции для ребёнка и конечно он захочет повторить то, что вызывает одобрение. Даже если это делал не он и одобрение было не в его сторону. Все ищут выгоду, даже дети. Статья просто разложила процесс этого научения на составляющие. Это интересно. Но сама мысль не нова. Жаль не все это пока понимают.
Очень занятная статья, прочла с великим удовольствием. «Дети обращают внимание на некоторых из этих людей или персонажей и кодируют их поведение» — в свою очередь скажу, что в детстве я частенько изображала персонажей Диснея и чаще всего мужского пола. Тех,кого считала харизматичными, яркими, другими. «Дети более склонны обращать внимание и имитировать тех, кого они считают похожим на себя» — Не сказать, чтобы я ассоциировала себя с , например, с Джафаром или Джинни, но на тот момент они мне казались очень интересными и мне хотелось быть ПОХОЖЕЙ на них.
Для себя выделила нового 4 связующих процесса -Внимание — сохранение -Воспроизведение — Мотивация.
После прочтения статьи про зеркальные нейроны. Эта статья стала некой опорой к предыдущей статье. Вот например попугаи. На сколько мне известно для того чтоб они быстрее научились говорить им ставят в клетку зеркало. Очевидно же, что у данных животных, очень хорошо развит процесс отзеркаливания. Более того, у человека, несколько раз за его жизнь. А точнее до 30 лет происходит формирования новых нейронов. В этот момент жизни если человек развивается в каком-то из направлений, то синаптические связи усиливаются. Так и у ребёнка, у него усиливаются только те связи которые продолжили своё развитие. Получили похвалу от родителей и т.п.
Еще раз для себя отметил важность внешнего подкрепления, без которого внутреннее не появится. На практике я это вижу отчетливо, во время занятий с детьми, после похвалы за успешно выполненное действие, они начинают выполнять задание еще активнее. В статье так же приведена модель социального наученная, которая в последствии была Бандурой усовершенствована, в своем первоначальном варианте показывает основные этапы, через которые проходит ребенок/взрослый в момент освоения нового действия. Теперь процесс освоения курения подростком мне стал яснее.
Дети с меня копируют.
Я — модель для них.
Подкрепление может быть внешним или внутренним, позитивным или негативным.
вот это для меня неожиданная идея — Важным фактором как положительного, так и отрицательного подкрепления является то, что оно обычно ведет к изменению поведения.
До непосредственной имитации происходит мыслительная деятельность, и данное обдумывание называется связующим процессом. Оно происходит между наблюдением поведения (стимулом) и решением имитировать или не имитировать его (реакцией).
Для того, чтобы научить сотрудников чему-то:
надо им ярко показать образец, чтобы привлечь внимание. Или привлечь внимание до
Сделать так, чтобы они его (поведение) запомнили
помочь его вопроизвести сначала с моей помощью, затем самим
Позитивно подкреплять, чтобы мотивация повторять росла
Все мы обезьяны и только рубинштейн нас спасет от животной жизни.
Поведение человека формируется посредством наблюдения за окружающими его людьми и на основе их опыта, и получением подкрепления или наказания за свои действия. Подкрепление может быть внешним или внутренним, позитивным или негативным, и имеет влияние тогда, когда соответствует потребностям человека. Викарное (замещающее) подкрепление – научение путем наблюдения положительных или отрицательных последствий поведения других людей. Обучение посредством наблюдения возможно в комплексе с когнитивными процессами: вниманием, запоминанием, оценкой возможности воспроизведения и желанием к воспроизведению. Таким образом, поведение человека представляет собой взаимосвязь между природой (биологией) и воспитанием (окружением).
Согласно данной концепции, ребенок, появляясь на свет, усваивает ценности, нормы поведения и традиции общества, в котором он живет. Этот механизм можно использовать как целостное научение детей не только навыкам поведения, но и определенным знаниям, так же, как и умениям, ценностям и навыкам. Особое внимание ученые, разработавшие эту теорию, уделяли научению путем подражания. Причем они, с одной стороны, опирались на бихевиоризм как классическую теорию, объясняющую причины человеческого поведения, а, с другой стороны, на психоанализ, созданный З. Фрейдом. Вообще данная концепция представляет собой работу, которая, появившись на страницах толстых академических журналах, стала очень востребована американским обществом. Ею увлекались как политики, мечтавшие узнать законы человеческого поведения и управлять посредством их большим количеством людей, так и представители других профессий: от военнослужащих и полицейских до домохозяек.
Спасибо за статью! Несколько лет назад изучала результаты подобного исследования. Тогда для меня стало открытием, и одновременно очевидной закономерностью то, что все люди обучаются с помощью механизма подражания. Часто, я сталкиваюсь с таким эффектом на работе: что бы научить человека любому навыку, можно тысячу раз рассказать, что ему нужно сделать , но легче показать один раз правильный пример, как он всему научится. Так и с детьми. Отсюда как раз и проблемы: сколько бы родитель не говорил, что «надо вести себя хорошо «,и не делать каких-то деструктивных вещей, если сам он эти вещи делает , ребенок неизбежно будет повторять его поведение. Так что лучше начать с себя, чем с поучений. А для себя я поняла, что нужно искать правильных людей в окружении, для того, что бы впитывать лучшие их качества ,для развития в верном направлении. Здесь вспоминается поговорка «с кем поведешься, от того и наберёшься «))
Очень важный для меня вопрос, почему человек перенимают хорошее и плохое поведение. Есть теория социального научения, которую разработал и дополнил Альберт Бандура (1977 и 1986 гг), что кроме имитационного научения, когда ребёнок слепо копирует поведение значимой модели есть связующие процессы, ведущие к определённому поведению. Как это верно сказано, что чтобы повторить нужно ещё обратить на это внимание, зафиксировать и обдумать, сохранить в памяти, иметь возможность воспроизвести, подкреплённую соответствующей мотивацией. Помню мне мама говорила, неужели я не вижу, что беспорядок. Но я не концентрировалась на этом, меня привлекало совсем другое, у меня не было навыков, умений и мотиваций. И даже критическая оценка моего бездействия не вдохновляла меня, а только закрепляло чувство вины и собственной некомпетенции. Т.е.за поведением скрываются различные чувства и мысли и большое количество когнитивного контроля. Есть не только воспитательные, но и природные, изначальные факторы, желания, с которыми приходит человек в этот мир.