Обучение психологии онлайн
Воронежский Институт Психологии >

Показываем второй половинке, как ее/его поведение влияет на нас.

КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ

— Постоянная критика со стороны партнера расстраивает и вредит отношениям.

— Новое исследование предлагает 3 стратегии борьбы с жалобами, такими как обсуждение того, как они влияют на вас, и восстановление чувства справедливости.

— Когда вы сможете разобраться в глубинных проблемах, связанных с жалобами, благополучие и гармония в отношениях могут быть восстановлены.

Вам кажется, что вы делаете все возможное, чтобы удовлетворить партнера, будь то управление финансами или приготовление вкуснейшего ужина. Но, увы, партнер продолжает находить причины для недовольства. Может быть, вы забыли повесить белье сушиться, и теперь, когда ваш партнер хочет принять душ, нет ни одного сухого полотенца. Возможно, вы забыли купить кошачий корм во время еженедельного похода по магазинам, что привело к еще большему количеству жалоб. У вашего партнера тоже есть своя доля домашних обязанностей, но лично вас не очень беспокоит, когда он/она что-то портит или забывает.

Размышляя над этими ситуациями, становится понятно, что некоторые жалобы обоснованы, а другие — совершенно неуместны. Все время от времени забывают о чем-то, но большинство людей справляются с раздражением по поводу этих мелких оплошностей. Ваш партнер, однако, не особенно терпелив и, кажется, находит, на что пожаловаться, даже когда все идет хорошо.

Согласно новому исследованию, проведенному Линди Лянг (Lindie Liang) и её коллегами из Университета Уилфреда Лорьера (в 2022г.), постоянный поток жалоб от партнера можно сравнить с чрезмерной требовательностью начальника на рабочем месте. Хотя динамика на рабочем месте не совсем такая же, как в романтических отношениях, из этого исследования все же можно извлечь полезности, которые можно применить и к своим отношениям.

Как на нас влияют постоянные жалобы?

То, что канадская исследовательская группа сосредоточилась на жестком контроле, дает некоторое представление о том, как люди реагируют на то, что являются объектом постоянной критики со стороны других. Основой их анализа является идея «межличностной справедливости», термин, определяемый в литературе как «потребность верить, что мы живем в «справедливом мире», где человек получает то, что заслуживает, и, в свою очередь, заслуживает то, что получает». К чувству справедливости добавляется идея «равенства», означающая, что мы верим в то, что наш вклад в отношения равен вкладу другого человека.

Если смотреть с этой точки зрения, то если вы считаете, что делаете все возможное, чтобы дать вашим отношениям столько же, сколько и ваш партнер, жалобы вашего партнера будут казаться не только обидными, но и несправедливыми. Ожидаемой частью равенства является идея о том, что с вами будут обращаться «вежливо, достойно и с уважением». Возможно, в начале ваших отношений, когда вы оба были на высоте, ваш партнер проявлял эти качества и даже больше. В отличие от рабочего места, где такое поведение ожидается и вознаграждается, в домашней жизни партнер, возможно, позволил привычке разрушить некоторые из этих стандартов.

Где бы это ни происходило, несправедливое отношение может привести к целому ряду негативных последствий, от снижения чувства благополучия до выгорания, депрессии и эмоционального истощения. Возможно, вы можете идентифицировать себя с этими последствиями, если были таким вечно критикующим партнером.

Мстить или не мстить?

Канадские исследователи предположили, что один из способов, с помощью которого люди справляются с нарушением своего чувства справедливости, заключается в мести. Это может показаться крайне контрпродуктивным, но, как утверждают Лян и др., для того чтобы месть была эффективной, она не обязательно должна произойти в реальности. В одном из исследований, которое приводят авторы, причинение вреда «виртуальной кукле вуду» позволило участникам почувствовать, что хотя бы частично их чувство справедливости было восстановлено.

В комплексной модели, которую протестировали Лян и ее коллеги, роли возмездия и чувства справедливости рассматривались как факторы, влияющие на физическое и психологическое здоровье участников. В качестве меры возмездия участникам предлагалось указать, как часто за последний год они были грубы или невежливы по отношению к своему начальнику.

Проследив за выборкой из почти 200 работающих взрослых в течение 4 месяцев, авторы смогли продемонстрировать, что ответные действия действительно снижали влияние на физическое и психологическое здоровье, по крайней мере, в течение периода исследования. Однако не только выход сдерживаемого гнева облегчил страдания, но и ощущение того, что можно вернуть себе чувство справедливости.

3 способа нейтрализовать жалобы партнера

Возможно, вы уже задаетесь вопросом, не лучше ли вам разобраться с критикующим партнером и начать свою собственную кампанию возмездия. Однако, обсуждая полученные результаты, можно сказать, что гораздо лучшим решением является изменение «организационной культуры» таким образом, чтобы попросту перестать терпеть оскорбительное поведение.

Как можно использовать эти выводы для изменения «организационной культуры» в вашем собственном доме? Эти три стратегии служат некоторым практическим руководством:

  1. Замечайте и указывайте на то, как такое поведение влияет на вас. Поскольку сотрудники, чьи начальники плохо к ним относятся, могут испытывать значительные долгосрочные психические и физические последствия, вполне возможно, что слишком требовательный и суровый партнер может повлиять и на вас. Не игнорируйте эти последствия, а используйте их для того, чтобы двигаться дальше и попытаться изменить ситуацию.
  2. Посмотрите, что происходит, когда вы принимаете ответные меры. Очень заманчиво ответить, нагрубить или пожаловаться в ответ своему партнеру. Однако, что происходит, когда вы так поступаете? Повышает или понижает это накал страстей? Также может показаться лицемерным участвовать в том самом поведении, которое вы пытаетесь исправить в своем партнере, особенно если это проблема «организационной культуры».
  3. Попытайтесь восстановить свое чувство справедливости. Эта стратегия может быть самой важной и, в конечном счете, самой эффективной. Начните разговор, сосредоточившись на равенстве и справедливости. Попробуйте договориться с партнером о том, как наименее обидно говорить о ситуациях, в которых один из вас разочаровывает другого.

Подводя итог, можно сказать, что вам не нужно вкладывать деньги в куклу вуду, чтобы найти способ восстановить чувство справедливости и равенства в отношениях с партнером. Очень непросто иметь партнера, который постоянно находит в вас недостатки, но эти стратегии помогут справиться с ситуацией.

 

Оригинальная статья: Susan Krauss Whitbourne — 3 Ways to Stop a Partner’s Constant Complaints, March 2022

Перевод: Остренко Анна Александровна

Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна

Источник изображения: pixabay.com

Ключевые слова: психология, отношения, жалобы, критика, манипуляции, организационная культура, недовольство, давление, отношения с начальником.

59920cookie-check3 способа прекратить постоянный поток жалоб партнера